Дополнительно:

: Вернутся в оглавление

• Предисловие
• От авторов.

Часть I : Семья капитанов

- Дорога на моря
- По пути старших
- Выбор сделан
- Экспедиция в Сибирь
- На благо Советской Родины
- Штурман становится капитаном
- К берегам Чукотки

- Охотский рейс

Часть II
В высоких широтах

- 16 месяцев в полярных льдах
- Владивосток—Мурманск за одну навигацию
- Первая высокоширотная
- Два сквозных плавания
- На ледоколе «Лазарев»
- В дни войны
- Моряк, ученый, педагог

Сильнее льдов
Документальная повесть о ледовых капитанах Михаиле Васильевиче и Николае Михайловиче Николаевых

Часть II : В высоких широтах

 

 

МОРЯК, УЧЕНЫЙ, ПЕДАГОГ

В 1945 году Гидрографический институт, находившийся в подчинении у Главсевморпути, был преобразован в Высшее морское арктическое училище, названное впоследствии именем адмирала С. О. Макарова (ныне Высшее инженерно-морское училище). В числе других создавался судоводительский факультет.

В ту пору широко развертывались работы по восстановлению народного хозяйства. Страна приняла (программу строительства большого морского флота, и это требовало подготовки судоводительских кадров.

Специальным приказом Главсевморпути начальником судоводительского факультета ВАМУ назначили капитана дальнего плавания Николая Михайловича Николаева. Выбор этот не был случайным. Флот знал Николая Михайловича как опытного ледового капитана, у которого обширные накопленные в плаваниях, практические знания сочетались с солидной теоретической подготовкой. Именно такому моряку можно было доверить ответственное дело обучения новых судоводителей.

Кандидатуру Николаева единодушно выдвинули и ученые-полярники. Профессор В. Ю. Визе писал, что Николай Михайлович - высокообразованный специалист своего дела, что, свободно владея теорией навигации, он вместе с тем превосходный практик, особенно в отношении судовождения во льдах, и заслуженно пользуется среди капитанов славой «мастера ледового плаванья». [Отзыв В. Ю. Визе. Архив Николаевых.]

Такое же мнение высказал профессор Н. Н. Зубов. Отзыв его был особенно весом, ибо все знали, что Николай Николаевич скуп на похвалы. С Николаевым он близко познакомился во время совместного плавания на «Садко». Будучи не только доктором географических наук, но капитаном дальнего плаванья и инженер-контр-адмиралом, Зубов характеризовал Н. М. Николаева как выдающегося советского ледового капитана. «... Я считаю не только полезным, но необходимым, - писал Зубов, - чтобы т. Николаев передал свой драгоценный опыт молодому поколению». [Отзыв Н. Н. Зубова. Архив Николаевых.]

И раньше, в самых трудных арктических походах Николаев охотно занимался с молодежью. Ему приятно было делиться опытом судоводителя и ледокольщика с штурманами, дублерами, практикантами, которых всегда было много на его кораблях. Собственно говоря, эта черта свойственна всем людям, любящим свое дело. Их обычно переполняет стремление отдать другим хотя бы часть того, что они знают.

Всегда сдержанный, малоразговорчивый Николаев преображался, когда завязывалась серьезная беседа о льдах или плавании во льдах. Он не только поддерживал такой разговор, но проявлял в нем горячую заинтересованность. Его занимали мысли о многих нерешенных вопросах. И вот теперь Николаю Михайловичу пришлось весь талант моряка, весь свой опыт и богатство знаний отдать благородному делу воспитания молодых моряков.

Курсантам было чему научиться у своего наставника. Никакой учебник не мог заменить лекций, которые читал Николай Михайлович. Послушать их приходили преподаватели, сотрудники других кафедр.

Шли месяцы и годы. Жизнь текла сравнительно ровно и однообразно, следуя однажды заведенному распорядку. Вряд ли в ней можно было выделить какие-либо выдающиеся события. Дом, училище, лекции, книги. Множество заседаний. Зимой и весной - обсуждение планов предстоящей арктической навигации, обсуждение прогнозов, дискуссии при защите диссертаций. Летом - от­дых. Осенью - традиционное подведение итогов навигации, встречи с друзьями. Арктика теперь была далеко и в то же время близко. Собственно говоря, ни один день не проходил без нее. Она незримо присутствовала на лекциях и заседаниях ученого совета, в прениях по каждому новому делу, затеваемому в полярных просторах.

Чем глубже вникал Николай Михайлович в науку об Арктике, в теорию арктического мореплавания, тем больше открывалось в ней нового, требующего обстоятельного ответа. И раньше, плавая на севере, Николай Михайлович пытливо изучал особенности дрейфа льдов, течений, тактику преодоления льдов. Теперь, в училище, пришло время обобщить свои наблюдения, подумать над неясным, сравнить свои размышления с мыслями и выводами других. Научная работа прочно вошла в жизнь капитана Николаева и заняла в ней немалое место. Правда, ему были чужды отвлеченные категории, его занимало главным образом то, что было связано с потребностями жизни, с тем, что беспокоило моряков-практиков, каким недавно он сам был.

В 1949 году Н. М. Николаеву присвоили ученое звание доцента. Это было признание большого вклада, который он внес в теорию и практику арктического мореплавания и особенно в тактику плавания во льдах. Научную тему «Тактика ледового плавания» он включил в план работы кафедры и стал основным ее исполнителем. Под его руководством составлялась новая программа курса морского дела. Из общей, описательной дисциплины, какой она была раньше, Николаеву хотелось превратить этот курс в живую науку об управлении судном в разных условиях плавания в море.

Николай Михайлович возглавил коллектив авторов, создающий учебные пособия для курса морского дела в высших инженерных морских училищах. Идти приходилось по целине, все заново обдумывая и обобщая.

А тут возникали и требовали внимания все новые и новые проблемы. То он готовил материалы для советской делегации на международной конференции по охране человеческой жизни на море. То участвовал в составлении проекта международных правил для предупреждения столкновения судов в море. На его столе лежали рукописи книг, давно занимавших капитана. Первая из них называлась «Управление судном во льдах», вторая - «Перевозки грузов морем».

Понятие «отдых» для Николая Михайловича не существовало, или, во всяком случае, он понимал его по-своему. После напряженного рабочего дня в училище, возвращаясь домой, он допоздна засиживался за письменным столом. И вот уже почти готовы последние главы учебника для моряков-заочников. Успешно завершалось редактирование «Руководства по морской практике». Придирчивый критик собственных лекций, Николай Михайлович беспрестанно вносил в них поправки и дополнения, чтобы сделать курс еще более содержательным, понятным и занимательным.

Этот плодотворный труд оборвала 25 декабря 1958 года скоропостижная кончина.

Жизнь капитана дальнего плавания Николая Михайловича Николаева стала примером для моряков, знавших и уважавших его за любовь к морю, стремление ко всему новому, за отзывчивость и горячее стремление всегда и во всем помочь товарищам при решении самых разнообразных дел.

Николая Михайловича, так же как и его отца Михаила Васильевича Николаева, называют в числе выдающихся русских мореплавателей, чьи бесспорные заслуги перед Отечеством получили общее признание. Но в жизни людей есть и нечто большее, чем сделанные ими открытия и написанные ими книги. Николай Михайлович всегда был окружен учениками, он пристально следил за их успехами, помогал постигать науку, набираться опыта. Таких учеников было немало еще в годы плаваний, а затем еще больше в училище. Многие из них сами стали впоследствии искусными судоводителями. Вот эти его «ростки» и были безмерно дороги сердцу старого капитана. Их-то он и считал самым большим своим достижением за все сорок лет службы на флоте.

С годами ученики взрослели, мужали, обретали опыт и собственную славу. Пожалуй, немногим приходило в голову поинтересоваться, кто же был их учителем и наставником в пору поиска первых дорог. А он, старый капитан, хорошо знал, что в лучших его учениках живет и вновь молодеет частица его сердца, его ума. Пусть в минуты, когда отмечаются успехи, никто не назовет его имени. Но он-то сам не нуждается в поминальнике, чтобы вспомнить давние, подчас довольно робкие шаги нынешних знаменитостей и все, что было потом. Нет, это в общем-то чертовски хорошо, что люди растут и, набираясь сил, знаний, опыта, продолжают дело своих учителей. У них тоже будут ученики, и те в свою очередь пойдут дальше, чтобы продвинуть вперед общее дело. Таковы законы жизни и прогресса.

Николая Михайловича очень радовали успехи тех, кому он подарил частицу своего сердца. А в общем, они его не подводили. Кто в Арктике не знал участника походов «Снбирякова», «Челюскина», «Садко», выдающегося капитана-ледокольщика М. Г. Маркова? Или капитана А. И. Ветрова, водившего дизель-электроход «Лена» к берегам далекой Антарктиды? Или замечательных дальневосточных моряков капитанов дальнего плаванья М. В. Готского и Б. К. Конева. В дальние рейсы ходит ныне уже пожилой капитан К. И. Козловский и молодые капитаны-инженеры, участники антарктических плаваний Н. М. Свиридов, О. И. Воденко, Л. Ермохин, В. С. Кузнецов, А. А. Зверев и многие другие. Все они в свое время проходили школу у капитана Н. М. Николаева, считают его своим наставником.

В наши дин сбылась заветная мечта капитанов Нико­лаевых. В составе советского арктического флота появились новые совершенные мощные ледоколы, которым не страшны никакие льды и расстояния. Атомоход «Ленин», построенный советскими учеными, техниками и рабочими - это самый мощный и самый современный ледокол в мире. Примечательно, что в первые арктические плаванья этот чудо-корабль вели два капитана, биографии которых тесно связаны с капитанами Николаевыми. Коллектив атомохода «Ленин» возглавлял капитан дальнего плаванья Павел Акимович Пономарев-ученик Михаила Васильевича Николаева. А старшим помощником у него был молодой инженер-судоводитель Анатолий Матвеевич Кашицкий - один из любимейших учеников Николая Михайловича Николаева. Ледовые капитаны Михаил Васильевич и Николай Михайлович Николаевы подготовили достойную смену.

Сейчас в семье ледовых капитанов растет внук Николая Михайловича тоже Николай. Он мечтает, окончив школу, пойти в морское училище, стать моряком таким же, какими были его прадед и дед.

Доброго пути тебе, молодой Николай Николаев. Счастливого плаванья!

 

Вернутся в оглавление