Обзоры на сайте:

• Дрейфующая станция «Северный Полюс - 8»
• Дрейфующая станция «Северный Полюс - 31»
• Ледокол/патрульное судно KV Svalbard W 303/LBSV (Норвегия)
Метеослужба III Рейха, часть 1
• Беломорская Биологическая Станция МГУ им. Перцова
• Семен Иванович Челюскин (1707-1764)
• Полярная станция «Остров Харлов»
• Атомный ледокол "АРКТИКА"
• Атомный ледокол "50 лет Победы"
• 2-я Комплексная Антарктическая Экспедиция СССР
• 14-я Советская Антарктическая Экспедиция
• 20-я Советская Антарктическая Экспедиция
• 52-я Советская Антарктическая Экспедиция
• Антарктический туризм: лайнер "Marco Polo" ("Александр Пушкин")

 Книги и статьи доступные для просмотра:

• Аккуратов В.: «Лед и пепел»
• Аккуратов В.: «На новых трассах»
• Аккуратов В. - сборник публикаций

• Белов М.И.: «По следам полярных экспедиций»
• Блинов Н.: «Комсомольская Дрейфующая (СП-8)»
• Брегман Г.А.: «Капитан А.С.Кучин»

• Вехов Н.: «Ян Нагурский: начало полярной авиации в России»
• Вяхирев М.В.: «В краю пурги и льдов»

• Глушанков И.В.: «Навстречу Неизведанному»
Гутионов П.: «Капитан Ламехов»

• Демьянченко В.: «Атомный ледокол «Россия» (Техническое описание)

• Зубов Н.Н., Бадигин К.С.: «Разгадка тайны Земли Андреева»

• Йокат В: Дневники 14 экспедиции "Polarstern"

Канаки В.Г.: «Любимая Арктика»
• Купецкий В.Н.:«В Арктику мы еще вернемся»
Каневский З.: «Цена прогноза»
Каневский З.: «Льды и судьбы»
• Каневский З.: «Это было в полярных широтах»
• Кисилев А. А.: «Работа ЭПРОНа по подъему судов в северных морях»
• Козловский А.М.: «Морские транспортные операции САЭ»
• Колошенко В.: «Трагедия в Заполярье»
Костарев Е.: «Тайна третьего перелёта или цейтнот Леваневского»

• Липков Л.: «Средства транспорта на острове Котельном»
• Литинский В.А.: «Будни дрейфующей ледовой базы»
Литинский В.А.: «Дрейфующая Америка»
• Литинский В.А.: «Дрейфующая Россия»
• Литинский В.А.: «Отважные дрейфуньи»
• Литинский В.А.: «Жировиана»

• Мартианов В.: Шестой континент, пятый океан.
• Маслов М.: «Первые на Северном полюсе»
• Маслов М.: «История одного приобритения»
• Морозов С.: «У последних параллелей»

• Николаева А.Г., Саранкин В.И.: «Сильнее льдов»
• Николаева А.Г., Хромцова М.С.: «Ледовыми трассами»

Островский Б.Г.: «Великая северная экспедиция 1733 — 1743»

• Попов С.В.: "Автографы на карте"
• Писахов Ст.: "Не любо - не слушай"

Сашенков Е.П.: На почтовых трактах Севера
• Сочава В.Б.: «Творческий путь С. П. Крашенинникова и значение его эпохи для развития ботанической географии в России»
• Сомов М.: «Война вторгается в Арктику»
Стругацкий В.: «Впереди - ледовая разведка»
• Сузюмов Е..: «Северный Полюс — Москва. Воспоминания»

Троицкий В. А.: «Записки Харитона Лаптева»
• Тягунин А.: «Первый трансарктический рейс 1941 г.»

• Фишман Л.: «Закрытая экспедиция»
• Фишман Л.: «Секретная дрейфующая станция «Северный Полюс-2»

• Харборн Дж.Д.: «Современные ледоколы» (1984)

• Черевичный И.И.: «В небе Антарктиды»
Чикер Н.,Чернов А.: «Садко» выходит из моря»

Щербаков С.: Дневник кругосветного плавания на яхте «Сибирь»
• Штепенко А.П.: «Записки штурмана»

  • Интервью

 

Сергей Кессель: «Место работы - Арктика»
• Вячеслав Демин: "В Антарктиде самое страшное - ветер и пурга, а самое смешное - пингвины."
Ариэль Агарунов. Тиксинец, рисующий море.

  • Разное



• Геокосмофизическая обсерватория (ПГО) «Тикси». Страници истории.
• «Полярники»

• "Премория Шпанбергу" с описанием открытия и первого плавания русских к берегам Аляски в 1732г.
Россия и США продолжают атомную подводную гонку
Подводное кораблестроение на «Красном Сормове»
«К земле Санникова» [«Беннета-2003»]

  • Полярные байки



• «Получи своего медведя!»

Книги в архивах:

• Адмиралтейские верфи. Люди, корабли, годы. 1926-1996., Редакторы В.Г.Андриенко, М.А.Богданов, В.Е.Демченко., Санкт-Петербург, Издательство „ГАНГУТ" 1996 [ PDF в архиве RAR 78 590 Кб ]

Аннотация издательства: Почти три столетия сходят со стапелей Адмиралтейских верфей корабли и суда самых различных классов и назначений. О первых шагах этого предприятия и его становлении рассказывалось о вышедшем в свет в преддверии 300-летия Российского флота альбоме .Адмиралтейские верфи, корабли и годы. 1704-1925- (СПб.: ЛЕНКО. издательство „Гангут*. 1994). Настоящее издание охватывает период его деятельности с середины двадцатых годов до сегодняшнего дня. Многие чертежи кораблей и планы реконструкции завода предоставлены для публикации Российским государственным архивом военно-морского флота, ряд уникальных фотодокументов и экспонатов - заводским музеем истории предприятия. В подборе фотографий кораблей и судов, вошедших в настоящее издание, принимали участив крупнейшие отечественные и зарубежные коллекционеры. Мы надеемся, что обе части альбома по достоинству оценят как моряки и судостроители, так и любители истории флота и судостроения.

• "Северный морской путь. Сборник статей по гидрографии и мореплаванию", Гидрографическое управление Главсевморпути при СНК СССР, Ленинград. Издательство Главсевморпути, 1936 [ DjVu 1 764 Kb ]

Содержание:

      — "Через карские льды в Хатангский залив. (Плавание л/п "Русанов" в 1936 г.)" (По материалам гидрографа С. Д. Лаппо)
      — "В море Лаптевых". (Плавание м/п шхуны „Василий Прончищев" в 1933 г.) (По материалам капитана дальнего плавания М. А. Никитина)
      — "Северным морским путем из Владивостока в Мурманск". (Плавание п/х „Анадырь" в 1935 г.)

      Предисловие: Гидрографическое управление Главсевморпути, выпуская в свет сборник статей по гидрографии и мореплаванию „СЕВЕРНЫЙ МОРСКОЙ ПУТЬ", преследовало цель ознакомить специалистов-гидрографов и моряков-полярников с научной разработкой вопросов, связанных с навигационным освоением Северного морского пути.
      В процессах накопления материалов для сборника выяснилось, что, помимо трудов научно-исследовательского порядка. Редакционная комиссия располагает целым рядом отдельных работ, дающих в своей совокупности чрезвычайно интересные и нужные для мореплавателей сведения по общим вопросам, связанным с полярными плаваниями.
      Эти работы, составленные гидрографами и рядовыми моряками в виде различных записок, дневников, фотографий и т. п., ценны тем, что в них часто затрагиваются такие стороны работ в Арктике, которые обычно не освещаются специальной печатью.
      Желая ознакомить широкий круг читателей с будничной работой советских моряков в Арктике, Гидрографическое управление Главсевморпути решило переодически опубликовывать эти материалы в виде отдельных „Приложений" к сборнику „Северный морской путь".
      Помещаемые в данном Приложении материалы выпускаются как в подлинниках, так и в виде статей, составленных в Гидрографическом управлении Главсевморпути под общей редакцией гидрографа Н. Н. Алексеева.
      Начальник Гидрографического управления Главсевморпути П. В. Орловский
      Начальник Гидрографического сектора С С. Рузов

• "Список труднодоступных станций Росгидромета (по состоянию на 1 января 2009 года)", справочник [ DjVU 154 Kb ]

Содержание: Дальневосточное УГМС, Забайкальское УГМС, Западно-Сибирское УГМС, Иркутское УГМС, Обь-Иртышское УГМС, Северное УГМС, Северо-Западное УГМС, Северо-Кавказское УГМС, Среднесибирское УГМС, ГУ «Камчатское УГМС», ГУ «Колымское УГМС», ГУ «Мурманское УГМС», ГУ «Приморское УГМС», ГУ «Сахалинское УГМС», ГУ «Чукотское УГМС», ФГУ «Якутское УГМС», ГУ «Северо-Кавказская ВС»

• Труды Русской полярной станции на устье Лены. Часть I. Астрономическия и магнитныя наблюдения за 1882-1884 год. Обработаны В.Е. Фусом, Ф.Ф. Миллером и Н.Д. Юргенсом, изданы под редакцией А.А. Тилло.
Приложения: 1) три портрета, 2) описание путешествия д-ра А.А. Бунге, 3) две карты, 4) 14 рисунков и 5) один плакат.

Экспедиция Императорскаго Русскаго Географическаго Общества, 1885 г.. Напечатано по распоряжению Императорскаго Русскаго Географическаго Общества, Типография Императорской Академии Наук, Вас. Остр., 9 лин., № 12.
[ PDF 139 146 Kb ]

• Труды Русской полярной станции на устье Лены. Часть II. Метеорологическия наблюдения обработанныя А.Г. Эйгнером. Выпуск II. Наблюдения за 1883-1884 год., изданные под редакцею Р.Э. Ленца, с приложением одного вида, четырнадцати диаграмм, одной карты и одного плана.
Экспедиция Императорскаго Русскаго Географическаго Общества, 1885 г.. Напечатано по распоряжению Императорскаго Русскаго Географическаго Общества, Типография Императорской Академии Наук, Вас. Остр., 9 лин., № 12.
[ PDF 26 791 Kb ]

• Аккуратов В.,  "В высоких широтах. Записки о полетах 1936 -1946"., Обложка, титул, заставки, концовки художника Б. В. Шварца., Издательство Главсевморпути., Москва-Ленинград, 1947, 194 с, тир. 6000

- часть 1 [ DjVu 1 891 кб ]
- часть 2 [ DjVu 2 854 кб ]
- часть 3 [ DjVu 576 кб ]
- часть 4 [ DjVu 463 кб ]
- часть 5 [ DjVu 924 кб ]
- часть 6 [ DjVu 654 кб ]
- часть 7 [ DjVu 635 кб ]

• Алексеев Н., "Зимовка на "Торосе"", изд. ГУСМП, 1939

Содержание:

  1. Архангельск
  2. Снаряжение экспедиции
  3. В море
  4. Первая схватка со льдом
  5. На поиска следов экспедиции геолога В. A. Русанова
  6. На острове Диксона и поход к архипелагу Норденшельда
  7. В архипелаге
  8. Зимовка
  9. Русская полярная экспедиция 1900—1903 годов
  10. Первые работы на льду
  11. Полярная ночь
  12. Возвращение солнца
  13. Весна и лето
  14. Конец зимовки
  15. Вместо заключения

    Приложения
    Гидрографическое судно "Торос"
    Объяснение встречающихся в тексте некоторых морских и технических выражений

- глава 1-5, DjVu 1 418 кб
- главы 6-9, DjVu 1 353 кб
- главы 10-13, DjVu 1 286 кб
- главы 14-15 и приложения, DjVu 1 303 кб

• Анохин Г., "Они улетели к полюсу", из сборника "На суше и на море" за 1965 год. [ DjVu 554 Kb ]

Вступление: "На воздушном шаре к полюсу? Лететь над безлюдной неисследованной ледяной пустыней? Это сообщение взбудоражило весь мир. Оно звучало неправдоподобно, носило характер авантюры. Скептики удивленно и презрительно пожимали плечами! и подумайте только, он настаивает!..
      13 февраля 1895 года этот коренастый невысокий седеющий человек, нервно подергивая густые и темные отвисшие усы, докладывал о своем проекте на заседании Шведской королевской академии наук. А через день — в Шведском обществе антропологии и географии. Маститые ученые, специалисты разных отраслей науки кто с непроницаемым каменным лицом, кто с блуждающей на губах иронической улыбкой более часа слушали доктора Саломона Андре..."

• Берх В., "Хронологическая история всех путешествий в северныя полярныя страны с присовокуплением обозрения физических свойств того края. Часть Первая"., СанктПетербург., Печатано в Военной Типографии Главнаго Штаба Его Императорскаго Величества., 1821. [ PDF 24 850 Kb ]

Предуведомление: Желая доставишь любителям Географии обстоятельную картину всех покушений, достигнуть до Индии кратчайшими путем, решился я составишь предлагаемую здесь книгу. Читатели найдут в оной подробное повествование о всех предприятиях открыть ближайший путь в Индию с безпристрастным изложением успехов каждаго плавателя.
      Со времени возвращения Капитанов Чичагова, Фипса, Куковой экспедиции и Лейтенанта Дункена (1766-1790), не было ничего предпринято для достижения до Северного полюса, и отыскания кратчайшего пути в Индию. Вероятно, что и до сего времени не было бы таких же ни каких покушений, ежели бы известия, о уклонении льдов, свободном пути между Исландиею и Гренландиею и о судах достигших до 83° Северною широты, не возбудили деятельность Лордов Английскаго Адмиралтейства, всегда внимательных ко всем полезным открытиям.
      Предлагая читателю краткое повествование о успехах известных 80 путешественников, не намерен я углубляться в покрытую мраком древность: я не скажу ни слова о известном Питеасе, назвавшем Ледовитое море смешением всех стихий, Отере, обрятшем Шпицберген и Бармию, и двух братьев Николае и Антоне Зено, открывших Северо-Восточные берега Америки. Хотя в известиях о путешествиях их есть много правдаподобнаго, и даже хаслуживающаго особеннаго внимания; но они отвлекли бы меня от настоящаго предмета, и заставили бы углубиться в Историю и Географию дверних Скандинавов и Норманнов. Историю сию начинаю я безсмертным Колумбом.

• Берх В., "Хронологическая история всех путешествий в северныя полярныя страны с присовокуплением обозрения физических свойств того края. Часть Вторая", СанктПетербург., При Императорской Академии Наук., 1823. [ PDF 21 694 Kb ]

Предуведомление: Предлагая Почтеннейшей Публике вторую часть сию, почитаю обязанностию обьяснить, почему издание оной так долго замедлелось. В начале нынешнего года была она уже слвершенно готова; а большая часть карт и разных изображений напечатаны. Но поелику пулучено было известие из Лондона, что любопытное путешествие Капитана Франклина выйдет скоро в свет; то и ожидал я онаго весьма долго. В вознаграждение найдут здесь читатели обстоятельное известие о путешествии его и сделанных им открытиях.
      По всей вероятности издам я еще третью часть. В 1823 году совершено так много любопытных путешествий в северныя полярныя страны, что без оных не составят обе части полной истории.

• Берх В., "Первое морское путешествие россиян, предпринятое для решения географической задачи: соединяется ли Азия с Америкою? И совершенное в 1727, 28 и 29 годах под начальством флота Капитана 1-го ранга Витуса Беринга, с присовокуплением краткаго биографического сведения о Капитане Беринге и бывших с ним Офицерах"., С. Петербург, при Императорской Академии Наук, 1823. [ PDF 19 905 Kb ]

Предуведомление: О первом путешествиии, совершенном знаменитым Капитаном Берингом, имели мы весьма недостаточныя сведения. Почтенный Историограф Миллер поместил в ежемесячным сочинениях Академии Наук, 1758 года, краткое и неудовлетворительное описание Берингова плавания. Нет сомнения, что он подчерпнул сведение сие из собственнаго Барингова журнала, ибо в главнеиших произшествиях мало разногласия.
      Около 1750 года, когда еще существовала. при Академии Наук, морская Экспедиция, то вытребованы были туда их Адмиралтейства все морские журналы. В последствии часть оных возвращена. Полагали, что в числе не возвращенных был также и журнал Беринга; ибо, по присланному описанию, не значилось онаго.
      Получа, по ходотайству Его Превосходительства Г. Вице-Адмирала Гавриила Андреевича Сарычева, позволение осмотреть архив Государственнаго Адмиралтейскаго Департамента, приступил я к оному с восторгом, и надеждою открыть много любопытных рукописей, и не обманулся в ожидании моем.
      Разбирая с Управляющим чертежною, А. Е. Колодкиным, разныя старинныя бумаги, встретили мы тетрадь под следующим заглавием: «Юрнал бытности Камчатской экспедиции Мичмона Петра Чаплина с 1726 ло 1731 год». При первом воззрении заключили мы, что Чаплин плавал вероятно с Геодезистом Гвоздевым, первым Россиянином, узревшим берега Америки. Но разсмотрев оный внимательнее, увидели мы, что это самый полный и обстоятельный журнал первой Беринговой экспедиции. К оному подшит был еще неполный журнал, веденный Лейтенантом Чириковым, который почти совершенно согласен с вышеупомянутым.
      Обрадованный столь важною находкою, составил я из Чаплинова журнала, Миллеровыхь известий и разных записок знаменитаго гидрографа нашего Адмирала Алексия Ивановича Нагаева, предлагаемое повествование о плавании Капитана Беринга.
      Путешествие перваго и знаменитага мореплавателя нашего Беринга достойно особеннаго уважения. Хотя почтенный муж сей и плавал через 236 лет после Колумба, но имеет равное с ним право на признательность употребивших его на службу. Беринг открыл им в последствии новую страну, которая доставила богатый источник промышленности и разпространила торговлю и мореплавание Росиян.

      Василий Берх.

• Бороздин В.П., «И опять мы в небе»: Молодая гвардия; Москва; 1990. ISBN 5–235–00628–3 [ RTF в архиве ZIP: 188 Кб ]

Аннотация издательства: "Книга рассказывает о героическом полете дирижабля "СССР В 6", о комсомольцах 30 х, строителях и первых пилотах первых советских дирижаблей, об их подвигах в Великой Отечественной войне."

• Вилькицкий А., "Северный морской путь ( с приложением: Ведомость о плаваниях по Карскому морю с 1874 по 1905 г.)", Труды Общества изучения Сибири и улучшения ея быта. Выпуска III., С.-Петербургъ. Типография Морского Министерства, в Главном Адмиралтействе., 1912. [ Scan PDF 20 398 kb ]

update 14-04-2009: Вилькицкий А., "Северный морской путь" в формате DjVu 1 288 kb

• Врангель Ф., "Путешествие по северным берегам Сибири и по Ледовитому морю, совершенное в 1820, 1821, 1822, 1823 и 1824 г., экспедициею, состоявшею под начальством флота лейтенанта Фердинанда Фон-Врангеля. Часть первая", Санкт-Петербург, типография А. Бородина и К°, 1841 г., 356 с, [ PDF Google book 14 281 Кб ]

От издателя ( 1841 г. ) : Не многие путешествия, совершенные Русскими мореплавателями обращали на себя такое всеобщее Европейское внимание, как предлагаемое читателям путешествие г-на Контр-Адмирала Фердинанда Петровича Фон-Врангеля, совершенное им в чине лейтенанта флота, с 1820-го по 1824 год. По Высочайшему повелению препоручено ему было начальство над экспедициею, осматрившею берега Ледовитого моря от Индигирки до залива Колючинского на пространстве 35° разности долготы; при чем совершены продолжительные поездки по льду в удалении от берегов слишком на 250 верст, для отыскания предполагаемой на севере неизвестной земли, когда другая экспедиция, под начальством флота лейтенанта Анжу (ныне капитан 1-го ранга), осматривала в тоже время из устья Яны острова: Котельный, Фадеевский, Новую Сибирь и берег Сибири от Индигирки до Оленека. — Переведенное с Русской рукописи нашего путешественника на Немецкий язык г-м Энгельгардтом путешествие г-на Врангеля было издано в прошедшем году, в Берлине, под смотрением и с предисловием известного Германского географа Риттера. В нынешнем году, с Немецкого перевода переведено оно было на Английский язык супругою известного ученого Британского путешественника, майора Сабина, который сам и был издателем Английского перевода, и Английская публика почтила его таким вниманием, что первое издание книги немедленно разошлось и уже печатается второе, а между тем с первого издания книга переводится на Французский язык...

• Галенко В. И., "Курс-Север", Мурманское книжное издательство, 1978

Аннотация: "Компас, секстан, астролябия, градшток. Сегодня всем мореплавателям известны названия этих приборов. Когда и в какой стране появились эти приборы, первые морские карты, лоции, рассказано в первой части книги. Отдельная глава посвящена первому в России морскому учебному заведению— Навигацкой школе, основанной Петром I. Во второй части книги — очерки о поморских плаваниях в XII—XVII веках, о путешествиях известных русских штурманов, геодезистов, об ученых и мореплавателях, внесших большой вклад в развитие отечественной навигации, астрономии, гидрографии. Штурманы, геодезисты Великой Северной экспедиции (1733—1743 гг.) в короткий промежуток времени (для истории) обследовали и  нанесли на карты побережье Российского государства от Мурманского берега до Курильских островов. В названии книги — дань Северу, колыбели отечественного мореплавания."

- часть первая, DjVu 2 114 Kb
- часть вторая, DjVu 1 550 Kb

• Гельмерсон, "К вопросу об открытии Врангелевой земли", из сборника "Географическия известия", том XII, выпуск шестой, 1876 г. [ PDF 5 547 Kb ]

Первая публикация отчета Плениснера об экспедиции Андреева, а также журнала "экспедиции прапорщиков", посланной на поиски увиденной Андреевым земли.

• Головнин В.М., "Путешествие росийскаго императорскаго шлюпа "Дианы", из Кронштата в Kaмчатку, Совершенное под начальством Флота «Лейтенанта (ныне Капитана I-го ранга) Головнина в 1807, 1808 и 1809 годах", Изданнoe от Государствeннаго Адмиралтейскаго Департамента,. в Санкт-Петербурге, В Морской Типографии 1819 года.

Часть первая [ PDF 33 752 Kb ]
Часть вторая [ PDF 33 752 Kb ]

Текст книги на сайте проекта "Военная литература": http://militera.lib.ru/explo/golovnin_vm1/title.html по изданию: Головнин В. М. Сочинения / Путешествие шлюпа «Диана» из Кронштадта в Камчатку, совершенное в 1807, 1808 и 1809 годах. В плену у японцев в 1811, 1812 и 1813 годах. Путешествие вокруг света на шлюпе «Камчатка» в 1817, 1818 и 1819 годах. С приложением описания примечательных кораблекрушений, в разные времена претерпенных русскими мореплавателями. — М-Л.: Издательство Главсевморпути, 1949. — 508 с. // Под редакцией и с примечаниями проф. И. П. Магидовича. /// Тираж 20000 экз.

Автор: В 1806 году, скоро по возвращении в Кронштадт двух судов Российской Американской компании «Надежда» и «Нева», счастливо совершивших путешествие кругом света, оная компания решилась послать вторично судно «Нева» в такую же экспедицию. Тогда его императорскому величеству благоугодно было повелеть отправить с ним вместе военное судно, которое могло бы на пути служить ему обороною. Главный же предмет сей экспедиции был: открытия неизвестных и опись мало известных земель, лежащих на Восточном океане и сопредельных Российским владениям в восточном крае Азии и на северо-западном берегу Америки. ...Оставляя свое отечество, не знали мы и даже не воображали, чтобы в отсутствие наше столь нечаянно могли случиться такие важные перемены в политических делах Европы, которые впоследствии переменили и едва было совсем не уничтожили начальную цель экспедиции. Путешествие сие было необыкновенное в истории российского мореплавания как по предмету своему, так и по чрезвычайно дальнему плаванию. Оно было первое в императорском флоте, и если смею сказать, то, по моему мнению, первое с самого начала русского мореплавания. Правда, два судна Американской компании совершили благополучно путешествие вокруг света прежде «Дианы». Управлялись они офицерами и нижними чинами императорской морской службы; но сии суда были куплены в Англии, в построении же «Дианы» рука иностранца не участвовала; а потому, говоря прямо, «Диана» есть первое настоящее русское судно, совершившее такое многотрудное и дальнее плавание.

• Дуэль И., "Летом на полярном Муостахе", Очерк. [ DjVu+Doc в архиве zip 1 312 Kb]

Из очерка: ... Разговор на «Правде» с полярниками вышел слишком торопливый, сбивчивый, путаный. И так уж получилось, что больше говорили мои собеседники не о своем житье-бытье, а о белых медведях — «выдавали» одну байку про «хозяина Арктики» за другой.
      Когда же—опять из-за того, что очень спешил,— задал я лобовой вопрос: что привело семерых молодых парней на остров, какая внутренняя потребность превратила их на годы в «полярных Робинзонов», всерьез мне никто отвечать не стал, а так, с шуточками сказали про охоту, про чистый воздух и тому подобное.
      Словом, вернувшись на ледокол, почувствовал я острую потребность снова побывать на полярной станции. Расспрашивал бывалых моряков на «Красине», какой из пунктов будущего моего пути по арктическим морям даст наилучшую для этого возможность. Собеседники были едины во мнении: Тикси. Там одно из северных управлений гидрометеослужбы, некоторые «полярки» находятся сравнительно близко от поселка. И когда попал я в Тикси на лесовозе «Сегежалес», первый визит нанес в управление гидрометеослужбы. И тут мне повезло. Оказалось, что вечером того же дня идет в устье Лены небольшое судно «Дунай». Будет оно проходить рядом с полярной станцией Муостах и может меня туда забросить, а через сутки-двое — на обратном пути — забрать.
      Так я оказался на острове.

• Каштелян В.И., Рывлин А.Я., Фаддеев О.В., Ягодкин В.Я., "Ледоколы", «Судостроение», Ленинград 1972 [ DjVu в архиве ZIP: 4 039 Кб ]

Аннотация издательства: В книге «Ледоколы» обобщен опыт, накопленный при создании и проектировании ледоколов, освещены способы расчета их ледовых качеств, особенности конструкции и устройства и определены пути дальнейшего совершенствования.
      Дано описание всех построенных отечественных и современных зарубежных ледоколов, проанализированы условия их работы, рассмотрены основные ледовые качества ледокола (ледовая ходкость, ледовая прочность, маневренность, условия заклинивания), методы оценки этих качеств, разработанные советскими специалистами; отмечены особенности конструкции основных механизмов и систем ледоколов; приведены рекомендации по их проектированию.
Значительное место в книге отведено особенностям выбора формы корпуса, главных размерений, мощности энергетической установки. Приведены данные по конструкции корпуса ледокола и зависимости для назначения прочных размеров набора и обшивки. Проанализированы условия работы гребной электрической установки, приведены схемы ГЭУ ледоколов, находящихся в эксплуатации; сформулированы требования, предъявляемые к этим схемам.
      Рассмотрены особенности конструкции и расчета специальных ледокольных систем (креновой и дифферентной, системы охлаждения двигателей, гидросистем).
      Представлены материалы по некоторым общесудовым устройствам (буксирному, рулевому и вертолетному).
      В заключительном параграфе книги указаны особенности системы управления ледоколом, освещены перспективы и направление ее развития.
      Табл. 28, илл. 150, библиогр. 44 назв.

• Ковалев С.А., Федоров А.Ф., Злобин, В.С.: "Арктические тайны Третьего рейха" [Текст]. — СПб. ; Вектор, 2008. — 216 с. — (Лабиринты истины). ISBN 978-5-9684-0801-3 [ PDF в архиве RAR: 7 864 Кб ]

Аннотация издательства: "Перед вами книга об арктических тайнах, оставшихся нам после Второй мировой войны от Третьего рейха. Трудно представить, но в военные годы на акваториях Севморпути, берегах сибирских рек и арктических архипелагов нацисты чувствовали себя почти хозяевами. Наши изыскания показывают, что в советской Арктике существовало множество тайных германских баз и опорных пунктов Кригсмарине и Люфтваффе.
      Эта книга основана на воспоминаниях непосредственных участников описываемых событий. Вы прочитаете о крахе Третьего рейха, бегстве Гитлера, его «двойниках» и доказательстве существования антарктов; о загадках полета дирижабля «Граф Цеппелин» к оперении «Страна чудес»; как проходила война на трассах советской Арктики и о гибели североморской подводной лодки «Декабрист»; о тайнах подскальной базы «серых волков» на Земле Александры и топливной базы Кригсмарине в устье Лены."

• Колчак А. В., "Лед Карского и Сибирского морей. Научные результаты Русской Полярной Экспедиции 1900—1903 гг. под начальством барона Э. В. Толля.", Записки Императорской Академии Наук, том XXVI №1., Доложено в заседании Физико-Математического Отделения 22 марта 1906 г.), С.-Петербург, 1909. [ PDF 43 666 Kb ]

Из предисловия: Предметом исследования в предлагаемой работе является исключительно морской лед, образующийся из соленой воды Севернаго Ледовитаго океана.
      Основанием для этого исследования служат наблюдения над льдом в Карском и Сибирском морях, а также в районе Ледовитаго океана, расположеном к северу от Ново-Сибирских островов, произведенный Русской Полярной Экспедицей в течение 1900, 1901, 1902 и 1903 гг.

Отто Коцебу• Коцебу О., "Путешествие в Южный океан и в Берингов пролив для отыскания Северо-восточного морскаго прохода, предпринятое в 1815, 1816, 1817 и 1818 годах иждивением Его Сиятельства, Господина Государственного Канцлера, Графа Николая Петровича Румянцева на корабле "Рюрик" под начальством Флота Лейтенанта Коцебу.", СанктПетербург, в Типографии Ник. Греча, 1821

— часть первая [ PDF 38 310 Кб ]
— часть вторая [ PDF 43 774 Кб ]
— часть третья [ PDF 49 525 Кб ]

В 1815 году российский мореплаватель Отто Евстафьевич Коцебу (1788-1846) получил под свое командование бриг "Рюрик", на котором совершил свое второе кругосветное плавание (1815-1818 гг.), которое получило статус научно-исследовательской экспедиции. Она была организована на средства графа Николая Петровича Румянцева (1754-1826), а руководителем проекта стал Коцебу.
      За время путешествия членами экспедиции были открыты в Южной Полинезии, среди островов Россиян (Туамоту) - обитаемый остров Румянцева (Тикеи), атоллы Спиридова (Такапото), Рюрик (Арутуа) и Крузенштерна (Тикахау), а в Микронезии, в цепи Радак Маршалловых островов - обитаемый атолл Кутузова (Утирик) и атолл Суворова (Така).
Курсируя у северо-западных берегов Америки, участники экспедиции открыли и описали бухту Шишмарева и остров Сарычева у выхода из Берингова пролива, а также обширный залив Коцебу с бухтой Эшшольца, отделенной от залива полустровом Хорис.
      При повторном исследовании Маршалловых островов в январе - марте 1817 г. экспедиционеры обнаружили еще ряд обитаемых атоллов Нового Года (Меджит), Румянцева (Вотье), Чичагова (Эрикуб), Аракчеева (Малоэлап) и Де-Траверсе (Аур).
      Из-за болезни Коцебу пришлось отказаться от вторичного исследования северо-западных берегов Америки и, перейдя в северную часть Берингова моря, повернуть обратно.

• Кошечкин Б., "Имена на скале", Ленинград, Гидрометеоиздат 1981 [ DjVu 2 238 Kb ]
Рецензент д-р ист. наук И. П. Шаскольский

Аннотация: Близ северо-восточной оконечности полуострова Рыбачьего, у побережья Мурмана, лежит небольшой островок Аникиев. Давно уже в литературе встречается упоминание об Аникиевой плите, на которой высекали свои имена русские, голландские, датские и норвежские мореплаватели. Надписи эти охватывают период о XVI по XIX век. Экспедиции, предпринявшей изучение этого своеобразного памятника освоении Севера, и посвящена брошюраРассчитана на широкий круг читателей.

• Красинский Г.Д., На советском корабле в Ледовитом океане (Гидрографическая экспедиция на остров Врангеля)., Издание Литиздата Н.К.И.Д. Москва, 1925 г. [ DjVu 1514 Кб и Doc в архиве ZIP 5 926 Кб ]

Цитата из книги: «... У наших читателей может, естественно, возникнуть вопрос: Нужна ли была экспедиция на остров Врангеля? Оправдывает ли остров те усилия и средства, которые были на экспедицию затрачены?
      Экспедиция нужна была потому, что она на деле разрешала вопрос о том, кому принадлежит остров Врангеля.
      Мы уже имели опыт с другими островами в Ледовитом океане, лежащими против наших европейских берегов. Они также считались раньше владениями России. Но это не помешало правительствам победивших в последней: европейской войне стран (так называемым, „союзным" правительствам) решить в 1920 году, без всякого участия Советской России вопрос о передаче островов Медвежьего и Шпицбергена во владение Норвегии. В лице же Норвегии острова эти фактически переходили во владение иностранных капиталистических групп, заинтересованных в эксплоатации островных богатств...»

• М.А. Лорис-Меликов, метеоролог восточной спасательной экспедиции., "На „Малыгине" в полярных льдах", с 5 фотоснимками и картой., Издательство красная газета, Ленинград — 1928. [ DjVU 1 084 Kb ]

Предисловие: Выпускаемая книжка составлена лицом, на долю которого выпало участие в восточной спасательной экспедиции на ледоколе „Малыгин".
      Она отнюдь не представляет полного отчета о работах и действиях восточной экспедиции.
      Это сделать, конечно, не под силу одному человеку. Автор просто хотел поделиться с читателями своими впечатлениями, зная, с каким интересом следил весь СССР за работой советских спасательных экспедиций. Если прочитавший эту книжку получит хотя бы общее понятие о том, что представляют собой полярные льды и каково в них работать, то цель автора будет вполне достигнута.
      Кроме своей основной задачи — описания работ и действий „Малыгина", автор считал необходимым вкратце рассказать также об экспедиции самого Нобиле и основных моментах работы ледокола „Красин".
      Книжка рассчитана на массового читателя и не требует никаких специальных познаний и предварительной подготовки.

• Лесгафт Э., "Льды Севернаго Ледавитаго океана и морской путь из Европы в Сибирь"., С.-Петербург, 1913 г. Склад издания: Т-во 0.Н. Поповой, С.-Петербург, Гороховая 51., Типография Г. Шумахера и Б. Брукера. [ PDF 50 168 Kb ]

От автора: Настоящее изследование мы посвятим западной части северо-восточнаго прохода, именно двумя морями, омывающими побережья северной Европы и северо-западной Сибири, Баренцову и Карскому, и разсмотрим условия плавания в этой части Ледовитаго океана, в зависимости от состояния льдов. Особенный интерес в этом отношении представляет Карское море, льды котораго нередко сильно затрудняют плавание и которое поэтому справедливо считается ключем северо-восточнаго прохода Карскому морю посвящена первая часть настоящаго изследования. Во второй части рассматривается состояние льдов Баренцова моря, как результату различных физико-географических условий.
      В заключение считаю приятннм долгом выразить свою признательность Председательствующему в отделении физической географии Императорскаго Русскаго Географическаго Общества, Юлю Михайловичу Шокальскому, благодаря любезному содействие котораго я получил возможность использовать некоторые магериалы, хранящиеся в архиве Морского Министерства.
      С.-Петербург. 1913 г.
      Э. Лесгафтъ

• Лях Н.Н., "На трассе Северного полюса. (Записки полярника)", Дальневосточное книжное издательство, Владивосток, 1970 [ DjvU 2 462 Кб, DOC 1 844 Кб ]

Аннотация: Автор провел много зим в далекой Арктике. Первое его знакомство с Крайним Севером началось осенью 1934 года, когда он высадился со своими товарищами на побережье Большого Ляховского острова. Это было в годы освоения Северного морского пути. О первых зимовщиках полярной станции рассказывает эта книга.

• Обручев С.В., "На самолете в восточной Арктике" <. Л., 1934г. Издание Арктического института. [ DjvU 3 170 Кб ]

Из книги: «... В конце 1931 г., в связи с моей работой во Всесоюзном Арктическом институте и выработкой программы его работ на вторую пятилетку, я предложил начать изучение Чукотского округа при помощи аэропланов, что позволило бы быстро создать карту страны и дать общее ее описание. На основе этих исследований должна была развернуться пятилетняя работа по изучению естественных производительных сил края. Арктический институт в лице директора О. Ю. Шмидта, зам. директора Р. Л. Самойловича и председателя Ученого Совета С. С. Каменева оказали широкое содействие организации экспедиции. В виду большого интереса этих работ в них приняли участие Союз-георазведка, Востокзолото и Главное Геодезическое управление...»

• Реданский В.Г., "Во льдах и подо льдами. (Тайные операиии подводных флотов.)" — М.: Вече, 2004. — 480 с. (Противостояние) ISBN 5-9533-0192-S [ PDF в архиве ZIP 3 116 Кб ]

Аннотация издательства: В новой книге военного историка подробно освешается развитие идеи и практического осуществления ледовых и подледных плаваний подводных лодок отечественного флота на Балтике и Дальнем Востоке, выдающийся вклад кораблестроителей в создание кораблей, способных плавать под вековыми льдами Арктики и достичь Северного полюса под водой. Показаны героизм и мужество советских и российских подводников при несении боевой службы в полярном бассейне. Значительное место занимает в книге рассказ о противоборстве подводных флотов двух великих держав, США и СССР, в период «холодной войны». В книге открывается завеса над многими арктическими операциями, которые длительное время были окутаны тщательно охраняемой тайной. Убедительно показано, что наши подводники смогли противопоставить в северном регионе вероятному противнику надежный ракетно-ядерный щит.

• "Русские мореплаватели арктические и кругосветные. Путешествия В.Беринга, Г.Сарычева, Ф.П.ф.-Врангеля, гр. Ф.П.Литке, Пахтусова, А.Э.Норденшельда, И.Ф.Крузенштерна и Ф.Ф.Беллинсгаузена." Обработаны по подлинным их сочинениям М. А. Лялиной., второе издание, С.-Петербург. издание А.Ф. Девриена, 1898г.,442 с, 100 рисунков. [ PDF Google books, 16 465 Кб ]

Содержание:
- Две морские экспедиции капитан-командора Беринга к восточным берегам Сибири.
- Путешествие флота капитана Сарычева по северо-восточной части Сибири, Ледовитому и Восточному океанам в продолжении восьми лет под начальством флота капитана Биллингса 1785-1793.
- Путешествие по северным берегам Сибири и Ледовитому морю, совершенное Фердинандом Ф. Врангелем в 1820-24 годах.
- Четырехкратное путешествие графа Федора Петровича Литке к Новой Земле.
- Двукратное путешествие поручика Пахтусова к Новой Земле.
- Путешествие барона Адольфа Эрика Норденшельда.
- Первое плавание русских вокруг света под начальством И.Ф Крузенштерна в 1803-1806- годах.
- Двукратные изыскания в Южном Ледовитом океане и плавание вокруг света капитан-лейтенанта Беллингсгаузена.

• Сиденснер А.: "Описанiе Мурманскаго побережья", С.-Петербургъ, 1909 [ DjVu 5 954 Kb ]

От автора: Летом 1896 года, я был командирован морским министерством на Мурман, с целью собрать необходимые сведения, относящаяся к нашему северному побережью, с его заливами, бухтами и становищами рыбопромышленников, осмотреть строящиеся там маяки и вообще ознакомиться с условиями жизни и плавания в наших северных морях.
      Представленный мною отчет по этой командировке бьл тогда же отпечатан морским министерством отдельной брошюрой, в ограниченном количестве экземпляров, которые, в настоящее время, все разошлись.
Так как за последние десять лет наш Мурман сталь пользоваться особенным вниманием правительственных учреждешй и общества, а между темъ у нас нет такого печатного руководства, в котором были бы собраны имеющиеся о нем сведения, то полагаю, что переиздание вновь этой брошюры, исправленной и дополненной позднейшими данными, может принести некоторую пользу для тех, кто совершенно незнаком с этой северной npиокеанской окраиной Poccии.

• Трёшников А.Ф., "На Новосибирских островах. История одной экспедиции"., издательство "Морской транспорт", Москва, 1955. Рисунки художника И. Л. Воробьева [ PDF 17 019 Kb ]

Из предисловия В. Пасецкого: ... Эта небольшая экспедиция, одна из тех, какие Арктический институт в продолжение вот уже трех десятилетий из года в год направляет для изучения различных районов Арктики, была снаряжена в 1940 году. На мысе Медвежьем (остров Котельный) - ей предстояло обосновать полярную станцию и провести гидрологические работы в проливе Санникова, изучить его гидрологический режим.
      Без прикрас, ярко, взволнованно повествует А. Ф. Трёшников о трудовых буднях советских полярников, которые в тяжелых условиях не отступили перед трудностями и закончили свои научные наблюдения.
      Лучшие страницы книги — это яркие и живые рассказы А. Ф. Трёшникова о том, как, пройдя по льдам около четырехсот километров, группа из трех человек в течение пятнадцати суток выполняла на фарватере пролива Санникова, к югу от острова Фаддеевского гидрологические работы.
      Несомненный интерес представляют в книге отступления, в которых излагается история изучения и освоения этих трудно доступных районов Арктики. В кратком очерке об истории исследования и освоения Новосибирских островов, об их экономическом значении в прошлом и настоящем автор рассказал о подвигах русских полярников до революции и самоотверженной работе советских ученых в Арктике.

• Фарих Ф., Даксергоф И., "Над снегами", "Молодая гвардия", 1932 г., Серия "Библиотека экспедиций и путешествий" [ DjVu 4 141 Kb, текст в файле Doc 3 724 Kb ]

О книге: « ... Весь авиационный мир заволновался и заговорил о пропавшем знаменитом Бэни Эйельсоне. Во всех странах были напечатаны большие тревожные статьи о пропавшем Бэни, том самом Бэни, который в свое время сделал с капитаном Вилькинсом столь нашумевший перелет из Аляски на Шпиц­берген и имел высший международный переходящий приз за свои полярные полеты.
      В это время наша общественность и наши летчики также не могли остаться в стороне. Газеты сообщали:
      «Летчик Чухновский со своей машиной и экипажем с экстренным поездом выехал в Красноярск, чтобы оттуда лететь на розыски Эйельсона и Борланда... Летчик Громов готовит свой аппарат, чтобы начать поиски в южном направлении... Нашим летчикам, работающим по переброске пассажиров «Ставрополя», правительством дан приказ немедленно приступить к поискам американцев».
      И еще через несколько дней.
      «Американский самолет найден разбитым... Героическая работа розыскной группы под руководством пилота Слепнева и его помощника Фариха... Трупы Борланда и Эйельсона найдены в 50 футах от разбитого самолета...»
      Потом некоторый перерыв в известиях и последнее:
      «Тела погибших летчиков в сопровождении нашего са­молета СССР-177 доставлены в Америку... Торжественные встречи наших пилотов в Америке, Японии, на Гавайских островах...»
      С каждым известием о наших летчиках я гордился ими и радовался, что они достойно держали наше знамя, и все с большим нетерпением ожидал возвращения Фариха.
      В июне они вернулись в Москву. На другой день своего приезда Фарих бросил на мой стол кипу фотографий, несколько исписанных тетрадей и сказал: «Вот тебе мои дневники и записки, здесь вся наша экспедиция. Чего нахватает, расскажу на словах... Можешь не переводить. Контакт?» Я как всегда ответил: «Есть».
      И. Даксергоф

• Ходов В., Григорьева И., "Дороги за горизонт."— М.: Мысль, 1981.—191 с, ил. [ PDF 21 378 Kb ]

Аннотация издательства: История создания сети связи в Арктике полна драматических и волнующих событий. Известный полярный радист — участник- первой советской зкепедицин на Северную Землю — В. В. Ходов рассказывает о событиях, свидетелем которых он был, о своих встречах с известными полярниками и путешественниками.

• Черненко М.Б., Хват Л.В., "Двадцать семь месяцев на дрейфующем корабле "Георгий Седов", Издание политического управления Главсевморпути, Москва - Ленинград, 1940 г., 351 с. [ PDF NOAA 142 630 Кб ]

Из послесловия Н.Н. Зубова «Что дает науке дрейф корабля «Георгий Седов» : Героический дрейф закончился. «Седов» выведен из льдов и идет к берегам родины. Советский народ с гордостью встречает пятнадцать своих отважных сынов. Они свыше двух лет, с 23 октября 1937 года по 13 января 1940 года, самоотверженно работали на борту ледокольного парохода, дрейфовавшего во льдах Северного Ледовитого океана.
      Значение этого дрейфа для познания Арктики огромно.Даже те неполные данные, которые имеются уже сейчас в нашем распоряжении, позволяют утверждать, что экспедиция «Седова» — это одно из выдающихся научных событий нашего времени.
      Не мало было попыток проникнуть в центральную Арктику. Были достижения Северного полюса. Но экспедиций, обогативших науку сведениями о центральной Арктике, до дрейфа «Седова» было только две: экспедиция Нансена на корабле «Фрам» (с 22 сентября 1893 года по 12 августа 1896 года ) и экспедиция И. Д. Папанина, П. П. Ширшова, Э. Т. Кренкеля и Е. К. Федорова на дрейфующем ледяном поле (с 21 мая 1937 года по 19 февраля 1938 года).
      Отныне к таким славным экспедициям с полным правом будет отнесен дрейф ледокольного парохода «Седов».

• Шелехов Г.,"Российскаго купца именитаго Рыльскаго гражданина Григорья Шелехова первое странствие...", Во граде Святаго Петра 1793 года. Иждивением В. С.
• Шелехов Г.,"Российскаго купца Григорья Шелехова продолжение странствования по восточному Океану к Американским берегам в 1788 году", Во граде Святаго Петра 1792 года. Иждивением В. С.
[ 2 книги одном PDF файле 32 625 Kb ]

Полное название: "Российскаго купца именитаго Рыльскаго гражданина Григорья Шелехова первое странствие с 1783 по 1787 год из Охотска по Восточному Океану к Американским берегам, и возвращение его в Россию, с обстоятельным уведомлением об открытии новообретенных им Кыктака и Афагнака, до коих не достигал и славный Английский мореходец Капитан Кук, и с приобщением описания образа жизни, нравов, обрядов, жилищ и одежд обитающих там народов, покорившихся под Российскую державу: также климат, годовыя перемены, звери, домашния жывотныя, рыбы, птицы, земныя произрастания и многие другие любопытные предметы там находящиеся, что все верно и точно описано им самим.
      С Географическим чертежем, со изображением самаго мореходца и найденных им диких людей."

• Nansen F., "In northern mists. Arctic exploration in early times" by Fridtjof Nansen, G.C.V.O., D.Sc, D.C.L., Ph.D. Professor of Oceanography in the University of Christiania, Etc., Author of "Farthest North", translated by Arthur G. Chater. In two volumes with frontispieces in color, and over one hundred and fifty illustrations in black-and-white. New York, Frederick A. Stokes company, 1911.

— том первый, PDF 250 572 Kb
— том второй, PDF 241 539 Kb