Дополнительно:
Схема атомного ледокола «Россия»Атомный ледокол «Россия»

Автор: В. Демьянченко
Источник в сети: http://www.polarpost.ru/Morflot-Rossiya/main-rossia.html
Выходные данные: © «Морской флот»

 


В 1985 г. на Балтийском заводе в Ленинграде был построен атомный ледокол «Россия» — первый в серии арктических атомных ледоколов мощностью 55,1 МВт (75000 л. с.) корректированного проекта. Ввод в строй четвертого атомного ледокола — еще один шаг в реализации нашей программы развития судоходства в Арктике.

Более 10 лет прошло со времени вступления в строй первого атомного ледокола класса «Арктика» (ныне «Леонид Брежнев»); 8 лет эксплуатируется второй ледокол — «Сибирь». За прошедшие годы накоплен большой практический опыт, в различных условиях проверены возможности атомных ледоколов, отработаны тактика их использования, вопросы базового технического обслуживания, подготовки необходимых специалистов и другие практические аспекты эксплуатации судов с атомными энергетическими установками. Появление на трассе Северного морского пути атомных ледоколов и их успешная эксплуатация дали мощный импульс дальнейшему развитию транспортного флота, в большей мере соответствующего возможностям атомных ледоколов при ледовых проводках.

Успешный опыт эксплуатации атомных ледоколов второго поколения полностью подтвердил техническую целесообразность и эффективность основных конструкторских решений по ледоколу в целом и его важнейшим частям. Вместе с тем за период, прошедший с момента вступления атомоходов в строй, накоплен большой опыт их эксплуатации, выполнены исследования по дальнейшему совершенствованию некоторых узлов и элементов ледоколов, созданы новые образцы техники. За это время произошло уточнение некоторых требований Правил Регистра СССР, вступили в действие требования новых международных конвенций, были пересмотрены отраслевые стандарты. В период зимних навигаций выявлены новые факторы, отрицательно влиявшие на ледопроходимость. Это потребовало реализации дополнительных конструктивных решений. Важное значение имело и то обстоятельство, что ледокол «Россия» должен быть лучше приспособлен к зимней навигации в условиях полярной ночи.

Все это привело к необходимости корректировки проекта, что и было выполнено в соответствии с техническим заданием Минморфлота.

Сравнительные характеристики атомных ледоколов
Главные размерения
«Россия»
«Леонид Брежнев» («Арктика»)
«Ленин»
Длина, м:
— наибольшая
150,0
148,0
134,0
— по конструктивной ватерлинии
136,0
136,0
124,0
Ширина, м:
— наибольшая
30,0
30,0
27,6
— по конструктивной ватерлинии
28,0
28,0
26,8
Высота борта до верхней палубы, м
17,2
17,2
16,7
Осадка по конструктивную ватерлинию, м
11,0
11,0
10,5
Водоизмещение, т:
— порожнем
20 870
19 300
15 940
— наибольшее
23 625
23 460
19 240
Мощность атомной энергетической установки, МВт
55,1
55,1
32,4
Максимальная скорость на чистой воде, уз
20,6
21,0
19,7

 

Ледокол «Россия» построен по Правилам и под техническим надзором Регистра СССР на класс КМ * [2] ледокол и удовлетворяет требованиям Международной конвенции по охране человеческой жизни на море (СОЛАС—74), Международной конвенции о грузовой марке 1966 г., Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов (МАРПОЛ—73/ 78), соответствующим национальным правилам, нормам и требованиям. Основное назначение ледокола — проводка судов в ледовых условиях Арктики с выполнением всех видов ледокольных работ. По своему типу ледокол «Россия» — трехвальный атомный турбоэлектроход с избыточным надводным бортом, четырьмя палубами, баком и развитой пятиярусной надстройкой.

Действующие атомные ледоколы хорошо проявили себя в разнообразных условиях Арктики, одинаково успешно работая как в припайных сплошных полях большой протяженности, так и в битых торосистых и поджатых льдах. Это свидетельствует о достаточно удачной форме обводов корпуса и об удовлетворительном соотношении между мощностью и водоизмещением. В связи с этим для ледокола «Россия» сохранены главные размерения и форма корпуса ледоколов «Леонид Брежнев» и «Ленин».

Общее расположение ледокола выполнено по схеме, ставшей традиционной для атомных ледоколов: средняя зона отведена для размещения атомной паропроизводящей установки (АППУ); в нос от нее размещено отделение главных турбогенераторов (ГТГ) и носовой электростанции; за отсеком ГТГ размещены провизионно-камбузный блок, главный распределительный щит № 1 (ГРЩ-1), цистерны пресной воды, помещения турбонаддувочного противообледенительного устройства и др. В корму от отсека АППУ размещены кормовая электростанция, ГРЩ-2, отделения бортовых и среднего гребных электродвигателей со щитами электродвижения и другие вспомогательные помещения. Носовая и кормовая оконечности ледокола отведены под дифферентные цистерны № 1 и 2. Бортовые и днищевые отсеки использованы для цистерн балласта, питательной воды для АППУ, дизельного топлива для собственных нужд и снабжения других судов, жидких грузов, кладовых и т. д.

Жилые помещения в основном корпусе расположены в носовой части; здесь же находятся часть служебных помещений и клуб ледокола. В кормовой части от отсека АППУ на жилой палубе размещены только служебные помещения, а также бассейн с комплексом необходимых помещений. Развитый бак и надстройка отведены в основном для жилых, общественных, медицинских и других помещений, связанных с обеспечением обитаемости. Средняя часть надстройки использована для размещения вспомогательной котельной установки, испарителей, постов, служебных помещений.

Учитывая условия эксплуатации, во все необходимые помещения ледокола обеспечен доступ без выхода на открытую палубу. Все основные помещения энергетической установки ледокола связаны рабочим коридором с устройством для транспортировки механизмов или их деталей в механическую мастерскую.

Непотопляемость ледокола «Россия» при всех эксплуатационных состояниях водоизмещения удовлетворяет требованиям Правил Регистра СССР при затоплении двух любых водонепроницаемых отсеков. Корпус ледокола разделен на 8 отсеков главными водонепроницаемыми переборками, доведенными до верхней палубы. Для повышения живучести ледокола по всей длине помещений энергетической установки располагаются продольные водонепроницаемые переборки, образующие второй бест на высоте от второго дна до жилой палубы. Второе дно простирается от форпика до ахтерпика; отдельные важные помещения выделены в самостоятельные водонепроницаемые контуры. Во внутренней планировке ледокола по соображениям обеспечения радиационной безопасности произведено также разделение корпуса на герметичные контуры.

Противопожарная защита выполнена в соответствии с требованиями Регистра СССР и обеспечивается конструктивным разделением корпуса переборками класса А-60 на 4 вертикальные зоны с выделением конструкциями классов А и В в каждой зоне замкнутых отсеков, применением негорючих и трудносгораемых материалов, установкой автоматической пожарной сигнализации, дистанционно управляемых противопожарных дверей, оборудованием комплекса противопожарных систем (водяной, химического тушения, пенотушения и др.).

Ледокол «Россия» обладает хорошей управляемостью и маневренностью во всех режимах хода, устойчив на курсе, имеет плавную качку с периодом 18— 20 с. Высокая ледопроходимость достигнута благодаря выбору надлежащей формы обводов корпуса, а также обеспечению оптимальных тяговых характеристик и необходимой прочности гребных винтов, валопроводов, упорных подшипников, корпуса.

На ледоколе «Россия» установлены гребные винты из специальной высокопрочной стали; гребные и промежуточные валы — кованые, из легированной стали категории прочности КТ-60. Восприятие упора обеспечивается одногребенчатыми упорными подшипниками скольжения балансированного типа, способными выдерживать динамические нагрузки до 500 т. Для повышения ледопроходимости и более эффективного освобождения при заклинивании во льдах имеются креновая и дифферентная системы, управляемые из рулевой рубки.

Корпус ледокола выполнен из высокопрочной стали с пределом текучести 510 МПа (5200 кгс/ см2). Ледовый пояс имеет толщину 46 мм в носовой оконечности, 32 мм в средней части и 36 мм в кормовой оконечности; толщина листов днища в средней части 22—26 мм. Система набора корпуса — поперечная с основными и промежуточными шпангоутами равного профиля, установленными через 400 мм. В районах наибольшего воздействия ледовых нагрузок корпус имеет усиленную конструкцию. Отдельные корпусные узлы усилены с учетом результатов эксплуатации ледоколов «Леонид Брежнев» и «Сибирь». Форштевень, ахтерштевень и кронштейны гребных валов — литые, из стали марки 08ГДНФЛ. Для защиты от коррозии корпус ледокола окрашен эпоксидной краской «Инерта-160» и, в опытном порядке, предусматривается установка катодной защиты типа «Луга-1» с анодными узлами усиленной конструкции.

Ледокол оборудован судовыми устройствами в необходимой номенклатуре. Якорное устройство включает в себя 2 якоря массой по 7 т, литосварные цепи калибром 72 мм и длиной по 300 м, 2 шпиля ШЭ12-3 и другие элементы. Рулевое устройство состоит из электрогидравлической рулевой машины Р24 с крутящим моментом 2450 кН-м, простого небалансирного руля площадью 17,9 м2 с усиленным баллером. Буксировочные операции обеспечиваются электрической буксирной лебедкой ЛЭ66 с тяговым усилием 322 кН. В кормовой оконечности имеется выемка с иранцами, позволяющая принимать для буксировки суда с углом наклона форштевня от 0 до 35°.

Для выполнения разнообразных грузовых операций на ледоколе установлены 2 электрических крана КЭ-32-8 грузоподъемностью по 3 т при максимальном вылете стрелы 12 м, 3 электрических крана КЭ39 грузоподъемностью по 15 т при максимальном вылете стрелы 15 м. Каждый кран имеет 2 поста управления.

В качестве спасательных средств на ледоколе установлены 4 закрытые спасательные моторные шлюпки ЗПА88 вместимостью по 88 чел. и 12 надувных спасательных плотов ПСН10М. Кроме того, имеются рабочий буксирный катер и рабочая шлюпка.

Исключительно важное значение для успешной проводки судов имеет ближняя ледовая разведка, осуществляемая с помощью вертолета. На ледоколе «Россия» установлен комплекс авиационно-технических средств (АТС), обеспечивающий базирование вертолета Ка-32, специально приспособленного для полетов в условиях полярной ночи. Комплекс АТС включает а себя посадочную площадку размером 16X16 м, ангар с устройством транспортировки вертолета, судовой вертолетный командный пункт, хранилища и системы раздачи топлива, смазок, сжатого воздуха, азота, систему электропитания, средства перевода и связи, светотехническое оборудование и др.

Один из важнейших факторов, непосредственно влияющий на эффективность работы мощных атомных ледоколов, — уровень обитаемости, условия труда, быта и отдыха членов экипажа. Для повышения уровня обитаемости на ледоколе «Россия» реализованы дополнительные конструктивные мероприятия. Среди них — применение для увеличенного количества кают нового конструктивного решения по их вибродемпфированию, перенос части кают и медицинского блока из кормовой зоны жилой палубы в надстройку, мероприятия по снижению уровня шума от вентиляции, блока паровых клапанов и других механизмов, расширение количества улучшенных одноместных кают, организация на ледоколе приема и трансляции по большинству кают, в клуб и салоны телевизионных передач, оборудование салона «Природа», отдельного комплекса бассейн — сауна — зона отдыха и др.

Для размещения экипажа имеются 145 кают на 159 мест, в том числе 11 блок-кают, 10 улучшенных одноместных кают с санузлом, 36 одноместных кают с санузлом, 74 одноместные каюты, 10 двухместных кают с санузлом и 4 двухместные каюты. Все каюты имеют кондиционирование воздуха, оборудованы мягкой и полумягкой мебелью по новым стандартам, телефонами, умывальниками и другим оборудованием. В число общественных помещений на ледоколе «Россия» входят кают-компания с салонами и буфетной, столовая команды с буфетной, клуб с салонами, спортивный комплекс, плавательный бассейн, библиотека, учебный класс, кабинет общественных организаций и др.

Кают-компания площадью 112 м2 расположена на палубе бака и имеет 58 мест. Непосредственно к кают-компании примыкают 2 салона: для отдыха и «Природа». Салоны оборудованы мягкой мебелью, оригинальными картинами — панно, цветным телевизором, пианино, стереофоническим радиоприемником; в салоне «Природа» есть вольера для птиц. На верхней палубе рядом с вестибюлем находится столовая команды площадью 128 м2' на 84 места. Клуб площадью 110 м2 рассчитан на 108 чел. Он имеет стационарную киноустановку, оборудованную сцену, устройства для подключения электромузыкальных инструментов. К клубу примыкают 2 салона отдыха, один из которых приспособлен для просмотра телевизионных передач, второй — шахматный.

Спортивный комплекс находится на верхней палубе в кормовой части надстройки и включает в себя спортзал площадью 50 м2, сауну, раздевалки, помещения тренажеров, душевые и др. В спортивном зале можно проводить занятия по гимнастике, боксу, игровым видам спорта. Отделка жилых и общественных помещений выполнена с применением оригинальных произведений декоративно-прикладного искусства и живописи.

Для обеспечения медицинского обслуживания экипажа в условиях длительного отрыва от берега на ледоколе

«Россия» оборудован медицинский блок, состоящий из амбулатории с физиотерапевтическим и зубоврачебным кабинетами, операционной, стерилизационной, рентгеновского кабинета, лаборатории, лазарета и изолятора. Медицинское обслуживание обеспечивается штатными врачами и лаборантами.

Комплекс помещений пищеблока рассчитан на хранение запасов продуктов сроком до 7,5 мес, обеспечивается полная автономность охлаждаемых и рефрижераторных камер. Впервые на ледоколе установлено оборудование для гидропонного выращивания зеленных культур.

Энергетическая установка ледокола состоит из АППУ, турбоэлектрической установки с двумя ГТГ и тремя гребными электродвигателями (ГЭД), электростанции, двух вспомогательных котлов, двух агрегатированных водоопреснительных установок, двух парогенераторов низкого давления, комплекса систем автоматизированного управления и контроля, трубопроводов, систем, вспомогательного оборудования. В целом энергетическая установка ледокола не имеет принципиальных отличий от установок атомных ледоколов «Леонид Брежнев» и «Сибирь». Основные отличия связаны с заменой некоторых механизмов, приборов и аппаратов на новые, освоенные промышленностью в период постройки, а, также с многочисленными усовершенствованиями отдельных узлов с учетом накопленного опыта эксплуатации.

Источник энергии на ледоколе «Россия» — АППУ, состоящая из двух блоков, каждый из которых включает в себя реактор водо-водяного типа с соответствующим вспомогательным оборудованием. Оба блока работают на общую паровую магистраль. Установка размещена в газоплотном отсеке, разделенном по высоте на 2 помещения; аппаратное и реакторное.

Длительный опыт эксплуатации установок подобного типа на отечественных атомных ледоколах подтвердили высокую надежность и безопасность в работе. При создании АППУ для ледокола «Россия» в нее внесены некоторые конструктивные изменения, учитывающие выход новых нормативных документов и опыт эксплуатации.

Принятая ранее принципиальная схема цикла «пар — конденсат» подтвердила надлежащие показатели экономичности, и для ледокола «Россия» сохранена регенеративная тепловая схема с одноступенчатым подогревом питательной воды в деаэраторе отработавшим паром от турбонасосов.

В состав главной паротурбинной установки входят 2 турбогенератора мощностью по 27,5 МВт (37 500 л. с.) каждый, турбопитательные, турбоциркуляционные и электроконденсатные насосы, некоторые вспомогательные механизмы и агрегаты с необходимыми системами и трубопроводами.

Главный турбогенератор выполнен как безредукторный агрегат с главной турбиной ТГ-642 и тремя последовательно расположенными по одной оси генераторами переменного тока, установленными на общем фундаменте. Турбина ГТГ — однокорпусная, двух-проточная, с дроссельным регулированием, с одной активной радиальной ступенью и 15 реактивными ступенями в каждом протоке. Номинальная мощность турбины 27,5 МВт (37 500 л. с.) при частоте вращения 3500 об/мин. Главный конденсатор — двухходовый, с двойными трубными досками, со встроенным дроссельно-увлажнительным устройством. Масляная система ГТГ — гравитационная с четырьмя (2 из них резервные) масляными электронасосами подачей по 105 т/ч, двумя маслоохладителями МОД-65/80 подачей по 130 т/ч, двумя масляными фильтрами, цистернами запаса масла вместимостью 90 т и другим оборудованием. При отказе насосов система обеспечивает аварийную смазку ГТГ в течение 5 мин. Циркуляционно-охлаждающая система забортной воды обеспечивает ею всех потребителей энергетической установки и включает в себя ледовые ящики специальной конструкции, 3 турбонасоса пропеллерного типа ТЦН 6800/12,8 подачей по 6800 т/ч, 8 электронасосов НЦВ-630/15А-П подачей по 630 т/ч, 3 насоса ЦВС-10/40 подачей по 10 т/ч, охладители, механические и ионообменные фильтры, систему автоматического регулирования температуры забортной воды в ледовых ящиках перед подачей ее на главные и вспомогательные конденсаторы и другое необходимое оборудование. Управление техническими средствами системы осуществляется дистанционно из ЦПУ.

Конденсатно-питательная система выполнена по закрытой схеме с обескислороживанием питательной воды в конденсаторах и деаэраторе и обессоливанием ее в ионообменных фильтрах. В системе установлены 4 конденсатных электронасоса ЭКН-300-100Р (с обеспечением автоматического запуска резервных) подачей по 300 т/ч, и ионитных фильтров ФИ125/1400-2 подачей по 120 т/ч, 4 механических сдвоенных фильтра, термомеханический деаэратор ДСТМ 2400Х 2, 4 основных питательных турбонасоса, 2 резервных питательных электронасоса, 2 аварийно-питательных электронасоса, цистерны запаса питательной воды и другое необходимое оборудование. Управление техническими средствами автоматизированное и дистанционное из ЦПУ.

Главный паропровод на ледоколе выполнен двухпроводным с расположением магистралей побортно и с перемычкой в отделении ГТГ. Пар к турбинам подается через быстрозапорные и регулирующие клапаны блока паровых клапанов (ВПК). Для поддержания постоянного давления перед ВПК имеется система травления пара в главный конденсатор. Блок паровых клапанов маневрового устройства существенно модернизирован для уменьшения уровня шума при травлении пара.

Компенсация тепловых расширений обеспечивается плоскими и пространственными компенсаторами из гладких труб. Управление, контроль за работой и сигнализация о состоянии паротурбинной установки выведены на пульт, размещенный в ЦПУ.

Гребная электрическая установка (ГЭУ) атомного ледокола «Россия» выполнена по схеме переменно-постоянного тока. В состав ГЭУ входят 6 главных генераторов (по 3 на каждую турбину), 6 кремниевых выпрямительных установок, 3 двухъякорных гребных электродвигателя постоянного тока, 6 нереверсивных тиристорных возбудителей-генераторов, 3 щита электродвижения, пульт электродвижения и 3 дистанционных поста управления.

Генераторный агрегат состоит из трех соединенных между собой синхронных главных генераторов (ГГ) типа ТК-9-4 переменного тока; мощность каждого генератора 9 МВт, напряжение 780 В, частота 116,7 Гц при частоте вращения 3500 об/мин. Генераторы имеют независимое возбуждение (статические возбудители ВАКС-150-330), самовентиляцию по замкнутому циклу. Каждый генератор работает на свой силовой выпрямитель типа ВУКЭП9000-1000, собранный на кремниевых вентилях.

Для привода гребных винтов установлены 3 двухъякорных ГЭД типа 2МПС17600-1300М3 мощностью 2х8,8 МВт при напряжении 1000 В и частоте вращения 130 об/мин. Каждый ГЭД имеет дополнительные полюса, обмотки независимого возбуждения и компенсационные обмотки; охлаждение — встроенными электровентиляторами по разомкнутому циклу. Для питания обмоток возбуждения ГЭД установлены 6 реверсивных статических возбудителей ВАКСР-150-330, собранных по трехфазной мостовой схеме на тиристорах. Управление гребными электродвигателями осуществляется дистанционным воздействием на статические возбудители ГГ и ГЭД через задатчики мощности при помощи рукоятки машинных телеграфов пультов судовождения. Система электродвижения автоматически обеспечивает поддержание заданного уровня мощности генераторов в диапазоне изменения характеристик гребных винтов на положениях задатчиков мощности с десятого по двадцатое и поддержание постоянства скорости на положениях с первого по девятое.

Для соединения выпрямительных устройств и гребных электродвигателей со щитами электродвижения использован медный шинопровод ШПВ8, проложенный по специальным коридорам электрокабелей. Основные приборы управления, измерения и сигнализации ГЭУ сосредоточены на пульте электродвижения, установленном в ЦПУ.

Электростанция ледокола состоит из пяти вспомогательных турбогенераторов (ВТГ), автоматизированного резервного дизель-генератора и двух аварийных дизель-генераторов. Вспомогательный турбогенератор представляет собой безредукторный трехопорный агрегат, состоящий из турбины активного типа с сопловым регулированием, двухходового конденсатора с двойными трубными досками и генератора ТК-2-2 мощностью 2 МВт, напряжением 400 В с системой самовозбуждения и воздушным охлаждением.

Резервный дизель-генератор (РДГ) типа 1Д100А мощностью 1МВт постоянно находится в готовности к пуску и обеспечению необходимых потребителей электроэнергией при отсутствии или внезапном прекращении подачи пара на ВТГ. Аварийные дизель-генераторы (АДГ) типа АДГФ 200/1500 мощностью по 200 кВт обеспечивают подачу электроэнергии наиболее ответственным потребителям в аварийных случаях. Состав, размещение и схемные решения обеспечивают высокую надежность обеспечения потребителей электроэнергией.

Управление и контроль за работой вспомогательной электроэнергетической установки осуществляются системой дистанционного автоматизированного управления, которая обеспечивает точную синхронизацию ВТГ и РДГ с шинами ГРЩ, секций или ГРЩ между собой и с береговой сетью, выдачу сигнала на запуск РДГ и АДГ по сигналам сброса аварийной защиты реакторов АППУ и на разгрузку ВТГ, контроль сопротивления изоляции на шинах ГРЩ, дистанционное распределение нагрузок между ВТГ, дистанционное управление генераторами, секционными, фидерными автоматами со световой сигнализацией их положения и другие функции. Указанная система позволяет обеспечить оперативное управление всей электроэнергетической установкой (вместе с ГЭУ) вахтенным электромехаником из ЦПУ.

Для обеспечения ледокола паром при неработающей АППУ установлены 2 автоматизированных вспомогательных водотрубных паровых котла КВВА-12/28М паропроизводительностью 12 т/ч. Восполнение утечек питательной воды АППУ и приготовление исходной воды для бытовых нужд на ледоколе обеспечиваются двумя автоматизированными агрегатированными водоопреснительными установками М4С-1 производительностью 120 т/сут каждая. Установки работают по принципу самоиспарения, обеспечивая содержание ионов хлора в дистилляте не более 0,1 мг/л. Получение насыщенного пара для систем отопления, хозяйственных нужд и других потребителей обеспечивают 2 автоматизированных парогенератора низкого давления ПГНД-5,5/5 производительностью по 5,5 т/ч при давлении выдаваемого пара 500 кПа (5 кгс/см2).

Установленный на ледоколе комплекс систем автоматики обеспечивает дистанционное автоматизированное управление главными и вспомогательными механизмами, насосами, арматурой; автоматическое регулирование процессов, происходящих в энергетической установке, в том числе и в аварийных ситуациях; сбор, обработку и представление на пульты управления информации в цифровой форме и на стрелочные приборы о работе энергетической установки и ее систем, представление на пульты предупредительной, аварийной и исполнительной сигнализации. Комплекс систем автоматики создан на современной элементной базе и имеет достаточную степень надежности и ремонтопригодности.

Центром сбора информации и управления техническими средствами энергетической установки на ледоколе является ЦПУ, в котором установлены пульты паропроизводящей, паротурбинной, гребной электрической и электроэнергетической установок, радиационного контроля и другие необходимые щиты и приборы. Управление энергетической установкой осуществляется операторами без несения постоянных вахт в машинных отделениях, у ГРЩ и в других местах.

Радиационный контроль на ледоколе осуществляется комплексом аппаратуры, состоящим из стационарных установок с пультом в ЦПУ, переносных и лабораторных приборов. Проверка эффективности биологической защиты показала, что фактические уровни гамма-нейтронного излучения при 100% мощности реакторов нигде не превышают регламентированных значений. В результате всесторонних испытаний установлено, что выполненный на ледоколе «Россия» комплекс конструктивных мероприятий, установленные технические средства и принятый объем радиационного контроля обеспечивают надежный технологический контроль за работой АППУ и полную радиационную безопасность личного состава.

Ледокол «Россия» оборудован всеми необходимыми для его нормальной эксплуатации судовыми системами — противопожарной водяной, паротушения и пропаривания, объемного химического тушения, пенотушения, дифферентной, креновой, водоотливной, осушительной, балластной и др. Подача воды в противопожарной системе обеспечивается автоматически, тремя насосами НЦВ-160/80А-П подачей по 160 м3/ч. Система имеет также дистанционное управление из ЦПУ. Тушение паром давлением 500 кПа (5 кгс/см2) предназначено для топливных цистерн, глушителей РДГ и АДГ, малярной, дымохода котла. Системой объемного тушения охвачены все основные помещения энергетической установки и электрораспределительных щитов, ангар вертолета и др. На ледоколе размещены 3 станции, оборудованные цистернами с огнегасительной жидкостью БФ-2, баллонами со сжатым воздухом, необходимыми арматурой и приборами. В системе пенотушения использованы Стационарные аппараты CO-IV, установленные в основных отсеках энергетической установки.

Дифферентная система выполнена по открытому циклу и включает в себя носовую и кормовую дифферентные цистерны вместимостью 1100 и 1060 т соответственно. Прием И откачка воды из каждой цистерны осуществляются двумя носовыми и двумя кормовыми пропеллерными реверсивными электронасосами ЭСН-13/П подачей по 4100 м3/ч; время заполнения и осушения каждой цистерны около 8 мин.

Кремовая система состоит из побортно расположенных цистерн вместимостью 570 т на борт, двух каналов перетока с двумя пропеллерными реверсивными электронасосами ЭСН-13/11 подачей 4100 м3/ч. Креповая система оборудована автоматическим управлением в режиме перекачки с борта на борт, что позволяет использовать ее в ходовых режимах для повышения ледопроходимости. Время перекачки с борта на борт в одном направлении составляет около 5 мин. Дифферентная и креновая системы имеют дистанционное управление из ходовой рубки и ЦПУ.

Водоотливная система обслуживается двумя погружными электронасосами НЦВ-630/15 подачей по 630 т/ч, установленными в специальных водонепроницаемых выгородках. Балластная система включает в себя 9 балластных цистерн общей вместимостью около 1200 т, обслуживается двумя электронасосами НЦВС-160/30А подачей по 160 м3/ч, Управление балластной системой осуществляется дистанционно из ЦПУ.

Машинная вентиляция отделений и помещений энергетической установки ледокола выполнена по комбинированной схеме: искусственная вдувная и вытяжная, естественная вытяжная, с применением кондиционеров, осевых и центробежных электровентиляторов; с частичной рециркуляцией и без нее; с использованием фильтров грубой и тонкой очистки. Проектные параметры систем машинной вентиляции удовлетворяют требованиям эксплуатации ледокола в различных условиях Арктического бассейна.

Учитывая длительный отрыв ледокола от береговых пунктов базирования и необходимость постоянного поддержания в исправном состоянии всех технических средств, на ледоколе оборудованы хорошо оснащенные механическая, электротехническая, сварочная и электронавигационная мастерские, лаборатория сильного тока, мастерская и лаборатория для ремонта и проверки контрольно-измерительной аппаратуры, участок проверок аппаратуры радиационного контроля.

Постоянная эксплуатация ледоколов в районах Арктического бассейна в сложных метеорологических условиях предъявляет повышенные требования к составу навигационного оборудования, средствам внешней связи. Для обеспечения безопасности плавания, выработки и индикации навигационных параметров на ледоколе «Россия» установлены навигационный комплекс, состоящий из гирокурсоуказателя в арктическом варианте с двумя центральными приборами, магнитного компаса, радиодоплеровского и индукционных лагов; приемоиндикаторы разных систем, радиопеленгатор, информационно-управляющий комплекс и другая аппаратура. Для решения судоводительских работ установлены комплекс судовождения и аппаратура регистрации. Измерение глубин до 200 м обеспечивается эхолотом с антеннами повышенной прочности, способными выдержать ледовые нагрузки.

Для обеспечения плавания в открытом море, вблизи берегов, в узкостях, по фарватерам в условиях плохой видимости и предупреждения столкновений на ледоколе установлены 2 РЛС, автоматизированный индикатор предупреждения столкновения, 2 приемо-индикатора.

Информация от самолетов ледовой разведки принимается и обрабатывается специальной аппаратурой, позволяющей получить совмещение состояния ледового покрова с навигационной картой. Комплекс средств навигации размещен в рулевой и штурманской рубках и в расположенных рядом с ними постах, аппаратных и агрегатных.

Для связи с судами, базами, самолетами на ледоколе «Россия» оборудованы 2 радиопередающих центра, радиорубка, аппаратная радиосвязи с необходимыми вспомогательными помещениями. В них установлены 2 радиопередатчика коротких и промежуточных волн и 2 — средних волн; 10 радиоприемников, приемопередатчики коротких волн, радиостанция спутниковой связи, аварийные радиостанции, радиобуй и другая радиоаппаратура.

На ледоколе возможен прием телепередач через ИСЗ с последующей ретрансляцией на суда каравана с использованием станции коллективного приема; прием цветных и черно-белых программ береговых телецентров и последующая трансляция их по жилым и общественным помещениям.

Новый атомный ледокол начал свою трудовую жизнь. Впереди — сложная работа на трассах Северного морского пути по обеспечению перевозок народнохозяйственных грузов. На стапеле же Балтийского завода растет корпус нового ледокола такого же класса.