Дополнительно :
Это статья считается незаконченной. Если Вы можете что-то добавить к ней или иправить, просьба использовать соответствующий раздел в нашем форуме.



Атомный ледокол "50 лет Победы"

Проект: 10521 (модернизированный проект второй серии атомных ледоколов типа "Арктика")
Заложен: 4 октября 1989 под названием "Урал"
Спущен на воду: 29 декабря 1993
Принят в эксплуатацию: 23 февраля 2007
Водоизмещение: 25 тысяч тонн
Длина: 159,6 м
Ширина: 30 м
Высота борта: 17 м
Осадка: 11 м
Силовая установка: 2 ядерных реактора мощностю 75 тыс. л.с.
Скоростьхода на чистой воде: 18 узлов
Скорость хода в сплошном припайном льду толщиной 2,7 метра при непрерывном ходе: 2 узла.
Расчетная максимальная толщина льда, которую преодолевает ледокол: 2,8 метра
Экипаж: 138 человек
Капитан: В.С.Давыдянц
Порт приписки: Мурманск

Почтовый адрес: 183038, г.Мурманск, ММП, а/л "50 лет Победы"

Атомный ледокол «50 лет ПОБЕДЫ»

«50 лет Победы» - восьмой по счету атомный ледокол, построенный на Балтийском заводе и на сегодняшний день - крупнейший в мире. Ледокол представляет собой модернизированный проект второй серии атомных ледоколов типа «Арктика». «50 лет Победы» - проект во многом экспериментальный. На судне применена ложкообразная форма носовой оконечности, впервые использованная при разработке в 1979 году канадского экспериментального ледокола «Кэнмар Кигорияк» и убедительно доказавшая свою эффективность при опытной эксплуатации. На ледоколе установлена цифровая система автоматического управления нового поколения. Модернизирован комплекс средств биологической защиты атомной энергетической установки, прошедший переосвидетельствование в соответствии с требованиями Гостехнадзора. Создан также экологический отсек, оснащенный новейшим оборудованием для сбора и утилизации всех продуктов жизнедеятельности судна.

История постройки

Новый атомоход СССР был заложен 4 октября 1989 года на Балтийском заводе г.Ленинграда под именем «Урал». И хотя в СССР атомоходы полностью сдавали за два-три года, «Уралу» только для спуска на воду понадобилось четыре. 29 декабря 1993 года ледокол был спущен на воду, но из-за отсутствия финансирования его строительство было приостановлено и огромное судно так и осталось стоять у причала готовым только наполовину. В 1995 году переименован ледокол был переименован в "50 лет Победы". ледокол у достроечного причалаЗа долгие годы бесполезного простоя у причала "Балтийского завода" судно несколько раз буквально чудом избежало утилизации. В 1997 году из-за затянувшейся достройки атомохода «50 лет Победы» по собственной инициативе уходит на пенсию Юрий Сергеевич Кучиев. Капитан первого атомохода достигшего в 1977 года северного полюса с 1981 года работал в спецгруппе Технадзора Минморфлота за проектированием и строительством атомных ледоколов на "Балтийском судостроительном заводе" и остро переживал все кризисные неурядицы атомфлота.

"...По определению, атомные ледоколы могут быть только государственной собственностью, как и инфраструктура, созданная для них в Мурманске. Точно также, по определению, одной из главных задач государственных органов должна быть кадровая политика. Только нравственная надежность, стабильность и профессионализм экипажа могут гарантировать грамотную и безопасную работу атомного ледокольного флота. Несовершенная, безнравственная по самой своей сущности рыночная экономика с приоритетной ориентацией молодых моряков на деньги, как и наглядная, мягко говоря, неустроенность ветеранов флота, сильно сократила приток молодых кадров на атомные суда. Как ни парадоксально, но сегодня на транспортом флоте платят больше. А атомный ледокольный флот оказался зажат рыночными тисками, которые пострашнее любых ледовых. Пополнение же экипажа разгильдяями и неучами здесь грозит страшными последствиями. Руководствуясь только моральной ответственностью, старейшины атомного флота давно пытаются привлечь внимание высших инстанций к этому ненормальному положению дел. Однако письменные обращения безвозвратно гибнут в недрах безразличной бюрократической машины или же заканчиваются отписками равнодушных клерков."

Юрий КУЧИЕВ,
старейшина атомного ледокольного флота
Ленинград.

(Открытое письмо в газете "СОВЕТСКАЯ РОССИЯ" N 79-80 (12553), 19-06-2004г. )

Строительство атомного ледокола было продолжено в 2003 году, после того, как "Балтийский завод" вошел в структуру судостроительных активов Объединенной промышленной корпорации, а на достройку атомохода были выделены государственные средства.

1 февраля 2007 года предприятие завершило швартовые испытания атомного ледокола «50 лет Победы» во время которых был запущен атомный реактор судна. Из акватории Невы ледокол вышел с помощью буксиров, погрузил в морском порту Санкт-Петербурга запасы топлива, пресной и питательной воды, и отправится своим ходом в Балтийское море на ходовые испытания. В течение двух недель специалисты предприятия испытывали судно на скорость и маневренность, тестировали работу энергетических установок и других устройств и механизмов ледокола. 17 февраля государственные ходовые испытания успешно закончились. Ледокол показал высокую маневренность, надежность и максимальную скорость 21,4 узла.

23 марта 2007 года на атомном ледоколе «50 лет Победы» был подписан акт приема-передачи судна "Мурманскому морскому пароходству" и поднят государственный флаг Российской федерации. 2 апреля 2007 года атомоход покинул "Балтийский завод" и 11 апреля 2007 года пришёл в постоянный порт приписки Мурманск.

2 мая 2007 года на борту атомного ледокола «50 лет Победы» президент РФ В.В.Путин провел совместное заседание президиума Государственного Совета и Морской коллегии при правительстве России по вопросам развития арктической транспортной системы и инфрастуктуры морского транспорта.
На заседании президент предложил создать координирующий орган, который занялся бы вопросом развития российской Арктики и Северного морского пути (СМП) - Национальный Арктический Совет, с председателем правительства России во главе. По словам Владимира Путина, в 1993 году был заложен последний построенный в стране ледокол "50 лет Победы" (примечание: в 1993г - спущен на воду), и несколько лет, вплоть до 2003 года, его строительство почти не финансировалось. "Это говорит о том, что Россия стала уходить из Арктики".
В "Книге почетных гостей" ледокола президент оставил запись: "Поздравляю с началом работы. Атомный флот - это прежде всего высококлассные специалисты. Желаю удачи".

Литература и ссылки• Сетевая энциклопедия: http://ru.wikipedia.org/wiki/50_лет_Победы_(ледокол)
• Арикайнен А.И: "Во льдах северо-американской арктики", Ленинград, Гидрометеоиздат, 1989г.
• Мурманское Морское Пароходство: www.msco.ru