«50 лет Победы» - восьмой по счету атомный ледокол, построенный на Балтийском заводе и на сегодняшний день - крупнейший в мире. Ледокол представляет собой модернизированный проект второй серии атомных ледоколов типа «Арктика». «50 лет Победы» - проект во многом экспериментальный. На судне применена ложкообразная форма носовой оконечности, впервые использованная при разработке в 1979 году канадского экспериментального ледокола «Кэнмар Кигорияк» и убедительно доказавшая свою эффективность при опытной эксплуатации. На ледоколе установлена цифровая система автоматического управления нового поколения. Модернизирован комплекс средств биологической защиты атомной энергетической установки, прошедший переосвидетельствование в соответствии с требованиями Гостехнадзора. Создан также экологический отсек, оснащенный новейшим оборудованием для сбора и утилизации всех продуктов жизнедеятельности судна.
История постройки
Новый атомоход СССР был заложен 4 октября 1989 года на Балтийском заводе г.Ленинграда под именем «Урал». И хотя в СССР атомоходы полностью сдавали за два-три года, «Уралу» только для спуска на воду понадобилось четыре. 29 декабря 1993 года ледокол был спущен на воду, но из-за отсутствия финансирования его строительство было приостановлено и огромное судно так и осталось стоять у причала готовым только наполовину. В 1995 году переименован ледокол был переименован в "50 лет Победы". За долгие годы бесполезного простоя у причала "Балтийского завода" судно несколько раз буквально чудом избежало утилизации. В 1997 году из-за затянувшейся достройки атомохода «50 лет Победы» по собственной инициативе уходит на пенсию Юрий Сергеевич Кучиев. Капитан первого атомохода достигшего в 1977 года северного полюса с 1981 года работал в спецгруппе Технадзора Минморфлота за проектированием и строительством атомных ледоколов на "Балтийском судостроительном заводе" и остро переживал все кризисные неурядицы атомфлота.
"...По определению, атомные ледоколы могут быть только государственной собственностью, как и инфраструктура, созданная для них в Мурманске. Точно также, по определению, одной из главных задач государственных органов должна быть кадровая политика. Только нравственная надежность, стабильность и профессионализм экипажа могут гарантировать грамотную и безопасную работу атомного ледокольного флота. Несовершенная, безнравственная по самой своей сущности рыночная экономика с приоритетной ориентацией молодых моряков на деньги, как и наглядная, мягко говоря, неустроенность ветеранов флота, сильно сократила приток молодых кадров на атомные суда. Как ни парадоксально, но сегодня на транспортом флоте платят больше. А атомный ледокольный флот оказался зажат рыночными тисками, которые пострашнее любых ледовых. Пополнение же экипажа разгильдяями и неучами здесь грозит страшными последствиями. Руководствуясь только моральной ответственностью, старейшины атомного флота давно пытаются привлечь внимание высших инстанций к этому ненормальному положению дел. Однако письменные обращения безвозвратно гибнут в недрах безразличной бюрократической машины или же заканчиваются отписками равнодушных клерков."
Юрий КУЧИЕВ,
старейшина атомного ледокольного флота
Ленинград.
(Открытое письмо в газете "СОВЕТСКАЯ РОССИЯ" N 79-80 (12553), 19-06-2004г. )
Строительство атомного ледокола было продолжено в 2003 году, после того, как "Балтийский завод" вошел в структуру судостроительных активов Объединенной промышленной корпорации, а на достройку атомохода были выделены государственные средства.
1 февраля 2007 года предприятие завершило швартовые испытания атомного ледокола «50 лет Победы» во время которых был запущен атомный реактор судна. Из акватории Невы ледокол вышел с помощью буксиров, погрузил в морском порту Санкт-Петербурга запасы топлива, пресной и питательной воды, и отправится своим ходом в Балтийское море на ходовые испытания. В течение двух недель специалисты предприятия испытывали судно на скорость и маневренность, тестировали работу энергетических установок и других устройств и механизмов ледокола. 17 февраля государственные ходовые испытания успешно закончились. Ледокол показал высокую маневренность, надежность и максимальную скорость 21,4 узла.