Дополнительно:
А. Г. Николаева, М.С. Хромцова : «Ледовыми трассами»

: вернутся к оглавлению

содержание:

- От авторов
- Предисловие
- Сын смотрителя маяка
- К берегам Северной Земли
- На мысе Челюскин
- В бухту Марии Прончищевой
- Штормовой рейс из Умбы в Мурманск
- В бухту Нордвик
- В полярную ночь - на Шпицберген
- К устью реки Индигирки
- На поиски парохода «Иртыш»
- На «Садко» - во Вторую высокоширотную экспедицию
- Снова на «Садко» в высокие широты
- На помощь терпящим бедствие
- Конец арктической навигации 1937 года
- С дрейфующими льдами из моря Лаптевых - в Полярный бассейн
- Выход из дрейфа
- В Арктику на ледокольном пароходе «Дежнев»
- В начале войны в Мурманске
- Из Мурманска - в Арктику
- Беломорские конвои осенью-зимой 1941-42 года
- Из Архангельска к острову Айон и обратно в одну навигацию
Беломорские конвои осенью-зимой 1942-43 года

Ледовыми трассами
А. Г. Николаева, М.С. Хромцова

 

 

ИЗ АРХАНГЕЛЬСКА К ОСТРОВУ АЙОН И ОБРАТНО В ОДНУ НАВИГАЦИЮ

Летняя арктическая навигация 1942 года проходила в условиях, отличных от условий навигации 1941 года. После безуспешных попыток захватить Мурманск и Полярное с суши немецко-фашистское командование основные боевые действия перенесло на северные моря - Баренцево и Карское, пытаясь нарушить наши морские коммуникации, связывающие СССР с Англией и США. Зимой на базы Северной Норвегии были переведены: линкор «Тирпиц», тяжелые крейсеры «Адмирал Шеер», «Лютцов» и «Адмирал Хиппер», легкий крейсер «Кельн», значительное количество эсминцев, тральщиков, сторожевых кораблей и катеров, а также подводных лодок. Численность авиации на северных аэродромах Норвегии увеличилась почти в два раза. Все это позволило немецко-фашистскому командованию добиться в 1942 году существенного изменения в соотношении сил на Северном морском театре в свою пользу. В 1942 году усилилось минирование противником наших вод. Надводными кораблями (в том числе тяжелым крейсером «Адмирал Хиппер») были поставлены мины на подходах к северо-западному побережью Новой Земли, к западу от мыса Канин Нос и у острова Колгуев, авиацией - на подходах к Архангельску, а подводными лодками - у Новоземельских про­ливов. Поэтому большой арктической навигации в бассейнах западных морей не планировалось, но все же в навигацию 1942 года в Западном секторе Арктики по Северному морскому пути совершили рейсы 22 судна. «Ленин», по плану, должен был работать на проводке судов в море Лаптевых и Восточно-Сибирском море, а затем в Карском море и Енисейском заливе и на реке Енисей.

Утром 27 июля «Ленин» вышел из Архангельска в Северодвинск на соединение с конвоем. На борту ледокола находился И. Д. Папанин - Уполномоченный Государственного Комитета Обороны по перевозкам на Севере. В тот же день «Ленин» прибыл в Северодвинск и ошвартовался к борту ледокола «Сталин», на который перешел И. Д. Папанин. 29 июля по распоряжению командира конвоя ледоколы «Ленин», «Сталин» и «Красин», ледокольный пароход «Монткальм» и английский танкер «Хопмаунд» направились в Арктику под охраной военных кораблей: двух эсминцев, трех английских сторожевых кораблей и двух быстроходных английских тральщиков. Пройдя проливом Югорский Шар, караван 4 августа прибыл на Диксон, а 9 августа «Сталин» и «Ленин» с «Хопмаундом» направились к проливу Вилькицкого. 11 августа корабли миновали мыс Челюскин и вышли в море Лаптевых. Здесь 12 августа Хромцов получил распоряжение со «Сталина»: ввиду неясной ледовой обстановки отойти с танкером «Хопмаунд» в район острова Андрея. Однако дрейфующий на запад лед и разыгравшийся шторм заставили ледокол с танкером в кильватере сначала вернуться к мысу Челюскин, а затем укрыться за островом Гансена. 22 августа сюда же прибыл ледокол «Красин» с караваном, в состав которого входили пароходы: «Комсомолец Арктики», «Щорс», «Чернышевский», «Сакко», «Моссовет», «Эльна-11», «Двина» и танкеры: «Азербайджан» и «Донбасс». «Ленин» и «Хоп-маунд» присоединились к каравану, который перешел в бухту Оскара, где встал на якорь в ожидании возможности прохода на восток. Дрейфующий лед заставил караван перейти снова за остров Гансена.

Выйдя из пролива Вилькицкого, караван продолжал следовать на восток. 30 августа «Красин» повернул обратно на запад, а «Ленин» повел караван в Тикси, где забункеровался и продолжил проводку судов на восток. При подходе к островам Медвежьим пароход «Эльна-11» получил во льду пробоины. Отправив на рассвете 8 сентября остальные суда каравана в бухту Амбарчик, «Ленин» взял аварийное судно на швартовы к борту, и его водолазы, осмотрев подводную часть парохода, установили места пробоин. Однако усилившееся волнение не позволило установить подготовленные для заделки пробоин щиты с подушками и ледокол, взяв аварийное судно на буксир, отвел его в Амбарчик, где пробоины были заделаны.

12 сентября на борт «Ленина» прибыл заместитель начальника Главсевморпути М. П. Белоусов, по распоряжению которого Хромцов повел дальше на восток пароходы «Моссовет», «Аркос» и «Комсомолец Арктики», оставив остальные суда каравана в районе бухты Амбарчик. Но из-за тяжелой ледовой обстановки к востоку от мыса Большой Баранов по распоряжению Белоусова и эти три судна были оставлены на южной кромке льда, а «Ленин» один пошел к находившемуся в районе острова Айон каравану ледокола «Адмирал Лазарев». 17 числа «Ленин» подошел к борту ледокола «Адмирал Лазарев», на который перешел Белоусов, а Хромцов получил распоряжение следовать дальше на восток - к пароходу «Кузнец Лесов», находившемуся в тяжелых 10-балльных льдах.

Из донесения командира «Ленина» Хромцова:

«... В этом 10-балльном крупно-мелкобитом льду с обломками ледяных полей большой толщины ледокол «Ленин» пробивался с трудом. Льдом постоянно заклинивало носовой винт. Пробиваться ударами было нельзя, так как в глубоко сидящем льду носовой винт в него упирался и мог быть сломан, что вывело бы из строя носовую машину.

18 сентября, с помощью подошедшего л/к «Микоян», окололи т/х «Кузнец Лесов» и взяли его на буксир, но после безуспешной 13-часовой работы буксировку вынуждены были передать «Микояну», так как в тяжелом льду «Ленин» справиться с этим не мог. Буксировать т/х «Кузнец Лесов» взялся «Микоян», а «Ленин» шел с околкой, В 23 часа в разреженном льду суда остановились в ожидании подхода л/к «Адмирал Лазарев» и п/х «Анадырь», 19 сентября в 05 ч. 00 м. караван в составе судов «Адмирал Лазарев», «Селенга», «Микоян», «Кузнец Лесов», «Молотов», «Ленин» и «Анадырь» пошел на запад. В 09 ч. 15м. л/к «Ленин», взяв под проводку пароходы «Селенга», «Анадырь» и «Молотов», вышел вперед, оторвался от каравана и пошел в Амбарчик. Лед крупно-мелкобитый, На пути к каравану присоединился п/х «Ванцетти»... В Амбарчик корабли прибыли 20 сентября, а 23-го, получив указание Белоусова, снялись с якоря и пошли в б. Тикси, взяв под проводку пароходы «Белоруссия», «Селенга» и «Ванцетти»... 24 сентября пароходы «Белоруссия» и «Селенга» были отпущены для самостоятельного следования. Пройдя проливом Лаптева, «Ленин» 26 сентября пришел в Тикси... 20/IX для ускорения выгрузки и погрузки судов, в помощь порту, из экипажа л/к «Ленин» была выделена бригада в количестве 90 - 97 человек, которая работала до 5/Х-42 г., оказав большую помощь порту... 8 октября, по готовности последних судов - «Кузнец Лесов» и «Селенга», - в 10 часов вышли из бухты к проливу Вилькицкого, 10 октября, согласно распоряжения т. Белоусова, в районе островов Комсомольской Правды «Кузнец Лесов» и «Селенга» пошли самостоятельно на Диксон. 11/Х л/к «Ленин» с рассветом подошел и встал на якорь вблизи линейных ледоколов, стоявших у южной оконечности о. Большой (о-ва Комсомольской Правды)... В 15 ч. 35 м., по распоряжению т. Белоусова, снялись с якоря и пошли совместно с л/к «Адмирал Лазарев» на Диксон. 12 октября в районе о. Гейберга к ледоколам присоединился конвой - «СКР-18» и п/х «Мурман». 14 октября в 8 ч. 10м. встали на якорь в б. Диксон...».

16 октября Хромцов на «Ленине» ушел в Енисей для проводки в море судов, идущих из Игарки и Дудинки. От Диксона до острова Никандрин Енисейский залив был уже покрыт местами всторошенным молодым льдом. Выше по Енисею-льда не было. Температура воздуха уже была минус 8-9 градусов, крепкий ветер, снегопад, плохая видимость. Проведя на Диксон пароход «Белоруссия» и груженный углем большой лихтер, Хромцов вернулся в Енисейский залив и пошел к Яковлевской косе навстречу «Дежневу», шедшему с караваном судов: «Анадырь», «Алдан», «Сакко», «Бурея» и «Революционер». Околов в пути пароход «Красное Знамя», «Ленин» подвел его к каравану. Лед окреп, местами его сторосило и суда в нем застревали, приходилось их часто окалывать. Пароход «Красное Знамя» получил пробоину, и «Ленину» пришлось заняться заделкой пробоины, отправив остальные суда каравана с «Дежневым» (СКР-19) на соединение с ледоколом «Красин». Для отгрузки угля с парохода «Красное Знамя» была оставлена «Бурея». Вечером подошел «Красин» и передал караван «Микояну». Он сообщил, что остается с аварийным судном, а «Ленину» надлежит следовать к «Микояну». В пути к каравану «Микояна» «Ленину» пришлось околоть застрявшего во льду «Дежнева». Проведя на Диксон «Дежнева», «Анадырь» и л/п «Таймыр» и забункеровавшись, «Ленин» 29 октября повел на выход в море через пролив Превен суда: «Селенга», «Кара», «Котлин», «Красный Партизан», «Белоруссия», ТЩ-33 и ТЩ-45. На кромке припая в проводку каравана включился «Красин». Температура воздуха уже составляла минус 17 градусов, молодые поля часто торосило и сжимало. 30 октября по распоряжению начальника Морских операций А. И. Минеева Хромцов вернулся на Диксон для вывода последних судов. Вечером 30-го на борт ледокола «Ленин» прибыл Штаб проводки Западного сектора, а утром 31-го, имея в кильватере пароходы «Анадырь» и «Ванцетти», «Ленин» вышел в Карское море, где к нему присоединились «Литке», «Дежнев» и «Мурман», а несколько позже - ледоколы «Микоян» и «Красин» и пароход «Белоруссия».

7 ноября 1942 года караван прибыл к проливу Югорский Шар. Пролив был весь заполнен дрейфующим льдом. «Ленин», «Литке» и «Дежнев» зашли в бухту Варнека. При входе в бухту около припая и в припае стояли суда: «Революционер», «Алдан», «Бурея», «Котлин», «Кара», «Хоп-маунд», «Селенга», «Красное Знамя», «Урицкий», «Леонид Красин», бот «Норд», семь военных тральщиков и на мели у мыса Дьяконов - «Сакко». В ночь на 8 ноября «Сакко» самостоятельно снялся с мели и подошел к припаю бухты Варнека. Ледоколы «Микоян» и «Красин» остановились у становища Хабарово. Здесь же, в припае, стояли «Анадырь», «Белоруссия» и «Ванцетти».

Вывод судов в Баренцево море предполагалось начать с рассветом 8 ноября, но утром 8-го это решение было отменено командиром Северного отряда Н. П. Анниным из-за большой активности немецких подводных лодок в этом районе. Выход судов был назначен на 10 ноября, но во второй половине 9 ноября началась пурга, ветер усилился до штормового.

Из донесения командира «Ленина» Хромцова:

«... Ветер вест-зюйд-вест 7 баллов, пурга, видимости нет. 10/XI в районе судов началась подвижка льда. Ледокол пошел навстречу дрейфу льда и, работая на наветренной стороне, сдерживал напор льда на суда, стоявшие около припая. В 10 часов видимость несколько улучшилась и было обнаружено, что «Сакко», «Красный Партизан» и «Мурман» вынесло в пролив, на восток от мыса Дьяконов. В 10 ч. 25м. вынесло пароходы «Урицкий» и «Селенгу», причем последний прижало к мысу Дьяконов. Суда стояли прижатые к припаю вдоль берега. От работы ледокола «Ленин» лед в районе судов остановился и движение льда наблюдалось о борт ледокола. Таким образом, лед между судами и ледоколом удалось остановить и этим удержать суда около припая и предотвратить дальнейший вынос... 11/XI утром получили сообщение с л/к «Красин», что он сел на мель в районе мыса Канин. В 11 ч. 30 м., выбрав момент, когда около ледокола проходил легкий лед, «Ленин», вошел в дрейфующий лед и пошел на помощь ледоколу «Красин». В 14 ч. 20 м. подошли к борту «Красина», подали швартовы и, нажав на швартовные концы, без особых усилий в 14 ч. 35 м. «Красина» с мели сняли. Отошли к мысу Белый и встали под берегом на якорь, чтобы с рассветом идти на поиски «Красного Партизана», вынесенного в Карское море. Ветер вест-зюйд-вест 6 баллов. В проливе сильный дрейф из Баренцева моря в Карское. 12 ноября снялись с якоря в 07 ч. 40 м, и пошли в Карское море. Около Эчасов утра встретили п/х «Красный Партизан». Дав ему указание встать на якорь у мыса Белого, пошли в Хабарове к «Микояну».

Из-за сильного дрейфа сплоченных льдов в проливе Югорский Шар из Баренцева моря в Карское попытка трех ледоколов вывести в Баренцево море из бухты Варнека пароходы «Революционер», «Кара» и два военных тральщика - не увенчалась успехом. Тогда было решено выводить суда в Баренцево море через пролив Карские Ворота. По указанию начальника Морских операций А. И. Минеева ледокол «Микоян» повел по этому пути караван судов. Ледокол же «Ленин», околов стоявшие в припае у Хабарова корабли, отвел их к «Микояну», после чего направился в бухту Варнека для вывода находившихся там судов. 16 и 17 ноября с помощью подошедших «Красина» и «Литке» все суда, за исключением стоявшей на мели «Селенги», были выведены из бухты Варнека - в припай к Хабарове, 18 ноября «Микоян» под южным берегом острова Вайгач сел на мель. «Ленин» пошел на помощь «Микояну». Подойдя к ледоколу и передав на него буксир - стащил с мели, после чего продолжил бункеровку с парохода «Революционер».

19 ноября в проводку каравана «Микояна» включились ледоколы «Красин» и «Ленин». Проводка каравана осложнялась штормовым 8-балльным ветром, сильным снегопадом, отсутствием видимости. 20 ноября транспортные суда были выведены на чистую воду и переданы для дальнейшего конвоирования военным тральщикам, а ледоколы в ожидании конвоя зашли в лед. 22 ноября была получена радиограмма от командира Северного отряда Н. П. Аннина, что «Литке» выскочил на грунт и требует срочной помощи. В связи с этим начальник Морских операций А. И. Минеев и начальник Штаба проводки Н. А. Еремеев перешли с «Ленина» на «Красина», который пошел обратно через пролив Карские Ворота в пролив Югорский Шар на помощь «Литке». На ледоколе «Ленин» для руководства движением ледоколов остался капитан 2-го ранга Бауман.

23 ноября «Ленин» и «Микоян», которым командовал Ю. К. Хлебников, пошли, придерживаясь кромки льда, в становище Бугрино на острове Колгуев, куда прибыли 24 числа.

Из донесения командира «Ленина» Хромцова:

«... Ветер вест-зюйд-вест, пурга, видимости нет... Шторм и пурга свирепствовали в течение всех суток. 26 ноября к ледоколам подошли английские конвойные суда J-71 и J-83, в сопровождении которых ледокол «Микоян», шедший головным, и «Ленин» отправились в Белое море. Конвой шел в противолодочном охранении. В море - большое волнение, ледокол испытывал порывистую бортовую качку. В 16 ч. 45 м., при крене ледокола до 40 градусов, сорвало с найтов шлюпку № 5, которую пробило, бросив на штурманскую рубку, сбило за борт и унесло командирский швербот. В 21 ч. 55 м. под кормой л/к «Микоян» взорвалась мина. Получив сообщение о состоянии ледокола «Микоян», капитан 2-го ранга т. Бауман принял решение: до усиления конвоя отойти в район мыса Чешский Святой Нос. Головным встал J-71, в кильватере л/к «Ленин» и л/к «Микоян», J-83 в противолодочном охранении...».

Из судового журнала ледокола «Ленин»:

«- 26/XI 42 г. В 21 ч. 55 м. на л/к «Микоян» замечен взрыв. Дали полный ход назад машинам и сигнал боевой тревоги. Ледокол «Микоян» уклоняется вправо от курса на 90 гра­дусов. В 21 ч. 57 м. следуем за л/к «Микоян» малым хо­дом. В 22 часа слышали человеческий крик с правого борта. Остановиться и маневрировать для поисков корабли не могли, так как не знали состояния подорвавшегося «Микояна» и было неясно, находимся на минном поле или «Микоян» торпедирован. В 22 часа выяснили, что Уа «Микояне» повреждено рулевое управление и обнаружена течь в машинном отделении, куда поступает вода, но откачке поддается. Управляется главными машинами, переходит на ручной привод рулевого управления. Пробоин в корпусе нет, но имеются трещины...

- 27/XI 42 г. На пути в Архангельск, Баренцево море. Работаем малым ходом, идем в кильватер английскому TJ-71, а TJ-83 идет слева, прикрывая нас с моря. За нами идет плохо управляемый л/к «Микоян». В 10 ч. 35 м. остановились. В 10 ч. 40 м. подошли к борту «Микояна». В 12 ч. от борта отошли. Погода пасмурная, снежные заряды. Под корму подошел английский тральщик TJ-71. Последний взят на бакштов. В 16 ч. 00 м. стоим на якоре в ожидании распоряжений. Видимость плохая, лед 3 балла. Палубная команда совместно с военными готовит буксирные средства на случай буксировки ледокола «Микоян». В 18 ч. выбираем якорь, дали ход...

- 28/XI 42 г. Лунная ночь, видимость 1,5-2 мили. С 22 ч. 00 м. 27 ноября английский TJ-83, шедший в охранении справа, скрылся из виду. Идем за TJ-71, бокового охранения нет, за нами идет «Микоян». В 08 ч. 10 м. встретили б/п «Шквал», дали ему указание следовать за нами, в кильватер ледоколу «Микоян». 28 ноября в 14 ч, 50 м. на кп 221° открылся эсминец «Урицкий» (ЭМ-06), который включился в состав охранения...

- 29/XI 42 г.... В состав охранения включился сторожевик типа тридцатки. В 05 ч. 12 м. прибыл военный лоцман. В 05 ч. 40 м. отдали якорь в бухте Иоконьга...».

29 ноября, после водолазного осмотра «Микояна», «Ленин» и «Микоян» снялись с якоря и в сопровождении конвоя пошли в Белое море. Суда конвоя сопровождали ледоколы до определенного места, после чего повернули обратно и ледоколы пошли дальше одни. В районе деревни Козлы корабли зашли в молодой лед и, придя на бар реки Северной Двины, остановились до рассвета. С 4 до 8 часов утра «Ленин» стоял на швартовах у левого борта «Микояна» в ожидании прихода ледокола, который должен был отвести «Микояна» в Северодвинск на ремонт. В 09 ч. 45 м., с улучшением видимости, «Ленин» направился в Архангельск и в 15 ч. 20 м. 30 ноября 1942 года подошел к пристани Холодильника и ошвартовался.

Вторая военная арктическая навигация была благополучно завершена. Проводя караваны судов во льдах, ледокол «Ленин» в течение одной навигации прошел путь от Белого моря до Чукотского и обратно, причем по возвращении с востока работал еще на проводке судов в Енисейском заливе и Карском море. За время плавания ледоколом было пройдено 8637 миль и проведено 77 судов.

 

далее:  Беломорские конвои осенью-зимой 1942-43 года