Дополнительно:
А. Г. Николаева, М.С. Хромцова : «Ледовыми трассами»

: вернутся к оглавлению

содержание:

- От авторов
- Предисловие
- Сын смотрителя маяка
- К берегам Северной Земли
- На мысе Челюскин
- В бухту Марии Прончищевой
- Штормовой рейс из Умбы в Мурманск
- В бухту Нордвик
- В полярную ночь - на Шпицберген
- К устью реки Индигирки
- На поиски парохода «Иртыш»
- На «Садко» - во Вторую высокоширотную экспедицию
- Снова на «Садко» в высокие широты
- На помощь терпящим бедствие
- Конец арктической навигации 1937 года
- С дрейфующими льдами из моря Лаптевых - в Полярный бассейн
- Выход из дрейфа
- В Арктику на ледокольном пароходе «Дежнев»
- В начале войны в Мурманске
- Из Мурманска - в Арктику
- Беломорские конвои осенью-зимой 1941-42 года
- Из Архангельска к острову Айон и обратно в одну навигацию
Беломорские конвои осенью-зимой 1942-43 года

Ледовыми трассами
А. Г. Николаева, М.С. Хромцова

 

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

Капитан Николай Иванович Хромцов входит в плеяду прославленных полярных мореходов, которые в первый советский период освоения Северного морского пути были первопроходцами в морях Арктики, прокладывали новые трассы, открывали и наносили на карты неизвестные дотоле острова, заливы и мысы, проникали в далекие места, где до них еще не плавали отечественные корабли. В истории изучения и завоевания советскими людьми Арктики имя Н. И. Хромцова стоит в одном ряду с такими его современниками, как полярные капитаны В. И. Воронин, М. Я. Сорокин, Н. М. Николаев, П. Я. Пономарев, П. Г. Миловзоров, И. С. Котцов и другие; его имя дважды увековечено на географической карте Арктики в названиях мыса и ледникового купола на Земле Франца-Иосифа.

Нет необходимости пересказывать здесь биографию Н. И. Хромцова - читатели подробно ознакомятся с ней, прочитав эту книгу. И тогда перед ними возникнет образ мужественного моряка, искусного полярного морехода, честного и скромного человека, истинного патриота нашей Родины. Да, именно эти черты характера отличали Николая Ивановича и внушали глубокое к нему уважение всем, кому приходилось с ним общаться. Уроженец Поморья, он воплощал в себе все лучшие многовековые традиции свободолюбивых и мужественных русских людей, издавна заселивших северные окраины России и прославивших себя смелыми рейсами в Белом и Баренцевом морях.

Николай Иванович родился в семье моряков, и само собою разумеется, что ему была уготована судьба моряка. Как и все уроженцы Поморья, он свой трудовой путь начал матросом на парусных лайбах. Это произошло в 1916 году, и с тех пор вся жизнь Н. И. Хромцова до самой его безвременной кончины была связана только с морем. Он не стремился уйти на суда, плавающие в южных широтах, его не манили голубые просторы Атлантики или Индийского океана. Потомок славной семьи поморов, он всю свою жизнь посвятил полярным морям, где неизменными спутниками моряков являются только льды и снежные пурги.

В послужном списке Н. И. Хромцова значится плавание штурманом на ледокольных пароходах «А. Сибиряков» и «В. Русанов» и капитаном на таких прославленных арктических судах, как тот же «В. Русанов», «Садко», «Леваневский», «Дежнев». Было это в конце двадцатых - тридцатых годах, в период, когда советские полярники претворяли в жизнь директивы партии и правительства о превращении Северного морского пути в нормально действующую транспортную магистраль, когда на островах и материковом побережье Северного Ледовитого океана создавалась сеть полярных станций и широким фронтом шло изучение природы арктических морей и процессов в них, определяющих условия морской навигации по трассе Северного морского пути.

Особую главу, хотя и довольно короткую - всего два года, но такую важную, составляет плавание Н. И. Хромцова в должности капитана на линейном ледоколе «Ленин». То были годы Великой Отечественной войны, когда гитлеровские военно-морской флот и авиация пытались уничтожить наш арктический флот, парализовать судоходство в морях Арктики, стать на них полновластными хозяевами. Но планы гитлеровского верховного командования установить господство на советском Крайнем Севере провалились. Благодаря стойкости и мужеству советских людей Северный морской путь во все годы войны продолжал нормально действовать, движение судов в морях Севера и Арктики не прекращалось ни на один день, полярные моряки мужественно несли свои военные вахты и помогали советскому народу ковать победу над германским фашизмом.

В эти годы мне особенно часто и близко приходилось общаться с Н. И. Хромцовым. Оставаясь в то время начальником Главсевморпути, я был также уполномоченным Государственного Комитета Обороны СССР по перевозкам на Севере и непосредственно руководил работой флота в Арктике во время летних арктических навигаций и зимними операциями в Архангельском, Северодвинском и Мурманском портах.

Тогда на долю экипажа ледокола «Ленин» выпала особо напряженная работа, от него зачастую прямо зависел успех той или иной операции. В летние месяцы ледокол проводил караваны транспортных судов через арктические льды, а с наступлением зимы, когда кончалась арктическая навигация, с хода включался в ледовые проводки судов в Двинском заливе и по реке Северной Двине в Архангельский порт.

Многие читатели знают, а северяне старшего и среднего поколения видели своими глазами, что во время войны порты Севера являлись на западе нашей страны единственными морскими портами, через которые шло пароходное сообщение с внешним миром.

Кроме того, в Архангельске базировались боевые корабли Беломорской военной флотилии и транспортные суда Северного пароходства Наркомморфлота и Арктического пароходства Главсевморпути, а грузовые операции в порту велись круглогодично.

Вот здесь-то, когда наступала зима, особо ответственная задача выпадала на долю ледокола «Ленин». Дело в том, что из всех мощных линейных ледоколов Главсевморпути только один «Ленин» обладал осадкой, позволяющей проходить по фарватеру Северной Двины до самой Бакарицы, и, таким образом, экипаж этого ледокола решал судьбу зимних ледокольных операций в Архангельском порту.

Нелегко приходилось экипажу ледокола. Две первые военные зимы были особенно суровыми. Лед рано сковал Северную Двину и Двинский залив, долго держались низкие температуры, но мы всегда знали, что фарватер пробит и ледокол «Ленин» проводит по нему к причалам груженые транспорты и выводит из этих районов Архангельского порта на буксире разгруженные корабли. По нескольку суток не сходил с верхнего мостика капитан Хромцов, пока не заканчивал постановку транспортов к причалам или не сдавал выведенные пароходы конвою в Белом море.

В годы войны мне не раз приходилось бывать на борту ледокола «Ленин», и всегда я с удовлетворением отмечал высокий боевой двух членов его экипажа, крепкую спайку всего коллектива, строгую военную дисциплину; особенно бросались в глаза безграничная вера всего экипажа в своего командира, его непререкаемый авторитет. По всему было видно, что команда не только уважала, но и любила капитана и готова была идти под его водительством на выполнение любого самого опасного и тяжелого задания. Мы все гордились тем, что ледокол, которым командовал Николай Иванович, был награжден во время войны орденом Ленина, а его экипаж трижды награждался орденами и медалями. В этом немалая заслуга его капитана.

Напряженная, полная тревог и опасностей работа подорвала силы Николая Ивановича Хромцова, и он скончался на борту своего ледокола в сентябре 1943 года в возрасте всего 41 года, в полном расцвете творческих сил. В то время я находился далеко от ледокола «Ленин»: командовал морскими арктическими операциями в Восточном секторе Арктики и базировался на борту ледокола «И. Сталин». Весть о кончине Н. И. Хромцова глубоко потрясла меня: я очень любил и уважал этого замечательного человека и считал его гордостью нашего ледокольного флота. Это была трудно восполнимая потеря, ибо мы потеряли не только очень опытного моряка, но и прекрасной души человека, кристально чистого и беззаветно преданного любимой Родине.

В честь памяти Н. И. Хромцова было решено присвоить название «Капитан Хромцов» самой крупной в Советском Союзе шхуне, которая будет спущена на воду.

То были военные годы, когда мы не строили новых ледокольных и транспортных судов для Арктики, и поэтому в 1943 году мы могли присвоить имя капитана Н. И. Хромцова только деревянной шхуне, постройка которой завершилась на Соломбальской верфи Главсевморпути в Архангельске. Год спустя шхуна «Капитан Хромцов» вышла в первый рейс. Как известно, срок жизни деревянных судов непродолжителен, и ее уже в середине пятидесятых годов списали.

В советском ледокольном и транспортном флоте немало судов, носящих на борту имена заслуженных советских капитанов. По ходатайству Мурманского морского пароходства, Министерство морского флота СССР приняло решение присвоить имя Н. И. Хромцова одному из новых судов ледового класса, построенному на Херсонском ордена Ленина судостроительном заводе. Новый углерудовоз «Капитан Хромцов» водоизмещением более 20 тысяч тонн в 1976 году вошел в состав флота Мурманского морского пароходства и летом 1977 года вышел в свой первый арктический рейс.

Николай Иванович Хромцов был выдающимся полярным капитаном, пионером освоения Северного морского пути, и его жизнь может служить ярким образцом и примером для молодых поколений моряков, только еще начинающих свою службу на северных морских коммуникациях. Книга о его жизни и деятельности принесет немалую пользу молодым морякам.

И. Д. Папанин, дважды Герой Советского Союза

 

далее: Сын смотрителя маяка