Дополнительно:
А. Г. Николаева, М.С. Хромцова : «Ледовыми трассами»

: вернутся к оглавлению

содержание:

- От авторов
- Предисловие
- Сын смотрителя маяка
- К берегам Северной Земли
- На мысе Челюскин
- В бухту Марии Прончищевой
- Штормовой рейс из Умбы в Мурманск
- В бухту Нордвик
- В полярную ночь - на Шпицберген
- К устью реки Индигирки
- На поиски парохода «Иртыш»
- На «Садко» - во Вторую высокоширотную экспедицию
- Снова на «Садко» в высокие широты
- На помощь терпящим бедствие
- Конец арктической навигации 1937 года
- С дрейфующими льдами из моря Лаптевых - в Полярный бассейн
- Выход из дрейфа
- В Арктику на ледокольном пароходе «Дежнев»
- В начале войны в Мурманске
- Из Мурманска - в Арктику
- Беломорские конвои осенью-зимой 1941-42 года
- Из Архангельска к острову Айон и обратно в одну навигацию
Беломорские конвои осенью-зимой 1942-43 года

Ледовыми трассами
А. Г. Николаева, М.С. Хромцова

 

 

НА «САДКО» - ВО ВТОРУЮ ВЫСОКОШИРОТНУЮ ЭКСПЕДИЦИЮ

Вторую высокоширотную экспедицию, начальником которой был назначен Р. Л. Самойлович, предполагалось осуществить на «Садко. В экспедиции приняли участие научные сотрудники Всесоюзного Арктического института - В. Ю. Визе, Я. Я. Гаккель, Л. Л. Балакшин, А. Ф. Лактионов, М. А. Долженкова и др.

Экспедиция должна была произвести исследовательские работы в северной части Восточно-Сибирского моря и построить на одном из островов Де-Лонга гидрометеорологическую полярную станцию, на которой должна была остаться группа зимовщиков. В случае если бы «Садко» удалось открыть проблематическую «Землю Санникова», то станцию предполагалось построить на ней.

Из письма Хромцова жене (от 14/VII 1936 года):

«... Осталось несколько дней до выхода в море, а у нас - «не у шубы рукав». Не установлены гидрологические лебедки, не закончены работы с помещениями. Самойлович приезжает 19/VII, Сегодня получил от него телеграмму. Пишет, что рад моему вступлению в обязанности капитана «Садко» и надеется, что я быстро приведу все в по­рядок. Надеяться, конечно, легче, чем приводить. Плохо сделали наши руководители, что поздно меня перевели. Приказом Шмидта я назначен на «Садко» с 25 июня, а меня еще послали на «Русанове» в море, благодаря этому «Садко» все еще не готов...».

14 июля Хромцов получил диплом капитана дальнего плавания, а 24 июля на «Садко» вышел в Арктику. Пройдя проливом Маточкин Шар, «Садко» 28 июля вышел в Карское море, а 29-го подошел к ледоколу «Ленин», стоявшему в разреженном льду с иностранным пароходом «Молтон», дожидаясь прихода Мурманского каравана судов. Поручив «Садко» вывести «Молтона» на разводье, «Ленин» пошел навстречу каравану. Выведя «Молтона» на разводье, Хромцов принял от «Ленина» караван судов в составе: пароходы «Ильмень», «Беломорканал», «Игарка» и мотоботы «Капитан Воронин» и «Капитан Поспелов» и повел его на Диксон, куда прибыл 30 июля. 4 августа Хромцов получил еще одно распоряжение - идти в Енисей для буксировки из Гольчихи на Диксон ряж-пристани (длиной 30 метров и шириной 13 метров). Буксировка прошла благополучно. На Диксоне «Садко» принял уголь и затем по распоряжению начальника Морского управления Севморпути направился к каравану «Литке», к которому подошел 9 августа в районе островов Каменных. Встав третьим судном, «Садко» вместе с караваном отправился на во­сток. В состав каравана, кроме «Литке», входили два эскадренных миноносца и танкеры «Лок-Батан» и «Майкоп». 10 августа, когда караван остановился в 10-балльном льду, к нему присоединились «Седов» и «Анадырь».

В качестве ледовых лоцманов на военных кораблях шли известные капитаны Н. М. Николаев и П. Г. Мило-взоров. Командовал «Литке» в этом походе опытный ледовый капитан Ю. К. Хлебников.

В трех милях на северо-запад от каравана «Литке» стоял также во льдах караван «Ермака», в составе которого находились: ледокол «Ленин», пароходы «Правда», «Володарский», «Крестьянин», «Игарка», «Рабочий», «Беломорканал», «Сталинград», мотоботы «Капитан Воронин» и «Капитан Поспелов». Вечером 12 августа Хромцов получил распоряжение Крастина - идти к каравану «Ермака» и с ним следовать дальше. Подойдя к «Ермаку», «Садко» принял под проводку «Сталинград», «Капитана Воронина» и «Капитана Поспелова». Продвижение шло медленно, так как суда все время застревали и их приходилось окалывать. Надо сказать, что в Западном секторе Арктики в навигацию 1936 года ледовые условия были весьма тяжелыми. И несмотря на то, что на проводке работали два мощных ледокола, «Ермак» и «Ленин», а также ледокольный пароход «Садко», караван смог продвинуться только до островов Арктического института, остановившись в 10-балльном льду. 14 августа с «Ермака» поступило сообщение, что ледовая разведка, произведенная с самолета летчиком М. Козловым, обнаружила между островами Арктического института и островами Известий ЦИК очень сплоченные льды, распространявшиеся далее на северо-восток. В связи с этим было принято решение - каравану отойти на юг, где лед был более разреженным. 15 августа профессор Самойлович получил от Крастина отказ в его просьбе - освободить «Садко» от проводки каравана и разрешить ему самостоятельно следовать на восток по назначению.

До 21 августа «Садко» работал на проводке судов в караване «Ермака», причем лед был настолько сплочен, что даже «Ермак» прокладывал в нем русло с трудом. Суда все время застревали, так как русло быстро сжимало. Очень мешал проводке и затруднял ее постоянный туман. Суда продвигались с большим трудом и наконец по сигналу с «Ермака» в 14 часов 12 минут 21 августа остановились в районе островов Скотт-Гансена. В тот же день (в 17 часов 40 минут) было получено распоряжение О. Ю. Шмидта об отмене Второй высокоширотной экспедиции и переключении «Садко» целиком на проводку кораблей каравана «Литке». В караване «Литке» Хромцов работал до 31 августа. Караван продвигался вперед с большим трудом, так как лед был очень сплочен. 30 августа к каравану «Литке» подошел «Ермак». Отдав свой уголь «Литке», «Садко» вместе с танкером «Майкоп» направился за углем на Диксон. Сначала корабли шли под проводкой «Ермака», а когда ледокол повернул обратно к каравану, «Садко», взяв под проводку «Майкоп», повел его на Диксон, куда пришел 2 сентября. Караван же «Литке» прошел в пролив Вилькицкого. За выполнение этого важного правительственного задания все его участники впоследствии были награждены орденами и медалями. В их числе был и капитан Хромцов, награжденный орденом «Знак Почета».

Пополнив запасы пресной воды и угля, 6 сентября 1936 года «Садко» с разрешения Шмидта вышел с Диксона к Земле Франца-Иосифа для выполнения научно-исследовательских работ в районе этого архипелага, а также в районе Шпицбергена и в Гренландском море. До самого острова Визе судно шло по чистой воде, изредка встречая поясины разреженного льда. 9 сентября на «Садко» была пробита пожарная тревога: возник пожар в лаборатории, помещавшейся на корме. К счастью, огонь удалось быстро сбить. 9 сентября произошло еще одно событие. Следуя от острова Визе на север, «Садко» дошел до широты 81°12' сев., где встретил тяжелый старый лед, спаянный молодым. Здесь с «Садко» была усмотрена большая льдина, очень похожая на остров.

Из письма Хромцова жене (от 30/IX 1936 года):

«... Наши ученые, конечно, приняли эту льдину за остров и решили, что сделали открытие. В том, что это остров, я лично очень сомневаюсь. Были от льдины в расстоянии 2-3 миль, ближе подойти из-за тяжелого льда не смогли...».

Лед начало сильно сжимать, и, чтобы не попасть в сжатие, «Садко» пришлось отступить. При движении на юг ледокольный пароход шел очень сплоченным льдом, так что временами судно застревало и лед вокруг него приходилось подрывать аммоналом. Вечером 11 сентября «Садко» вышел в разреженный лед, а затем на кромку, вдоль которой направился на юго-запад - к Земле Франца-Иосифа. 12 сентября около 11 часов утра открылась земля, по определению. - южная оконечность Земли Вильчека. «Садко» пошел к Австрийскому проливу, намереваясь пройти им с востока к острову Рудольфа, у припая которого был зажат льдами «Русанов». Но у южного входа в Австрийский пролив нанесло такой густой туман, что корабль был вынужден остановиться в дрейфе между островом Сальм и Землей Вильчека. 13 сентября, с улучшением видимости, «Садко» направился Австрийским проливом на север к острову Рудольфа, но на широте 80°50' сев. встретил тяжелый непроходимый лед. Вернувшись обратно, Хромцов сделал попытку подойти к острову Рудольфа с запада.

Пройдя проливом Маркама, он вышел в пролив Британский Канал и пошел вдоль западных берегов архипелага на север, но около острова Джексона снова встретил очень тяжелый, сплоченный, прижатый к берегу лед. Попытка форсировать этот лед не увенчалась успехом.

Прохода на север не было, и ледокольный пароход остановился в ожидании улучшения ледовых условий. Однако под влиянием северных ветров лед все больше уплотнялся, началось торошение, разводья не появлялись. Тогда было решено предпринять вторую попытку подойти к острову Рудольфа с востока. Ветры северных румбов, постоянные снегопады и туманы задерживали и затрудняли плавание. 17 сентября «Садко», вернувшись через пролив Маркама вновь в Австрийский пролив, пошел в пролив Родса (между островами Салисбюри и Винер-Нейштадт), а затем - в пролив Колинсона.

Из дневника Хромцова:

«... В проливе Колинсона встретил туман и вынужден был вернуться обратно и идти Австрийским проливом. Около острова Винер-Нейштадт подошли к кромке льда, у которой остановились из-за плохой видимости: снег и туман...».

С улучшением видимости «Садко» снова пошел Австрийским проливом к острову Рудольфа.

Надо отметить, что все ледокольные пароходы, неоднократно посещавшие Землю Франца-Иосифа до 1936 года, как то: «Седов», «Малыгин», «Русанов», а также «Ломоносов» (бывший «Эклипс»), обычно ходили как в бухту Тихую на острове Гукера, так и в бухту Теплиц на острове Рудольфа, западными проливами архипелага. В этих проливах перечисленными выше судами были выполнены измерения глубин и произведены первые океанографические наблюдения. Поэтому западные проливы архипелага, как, например, проливы Де-Брюйне, Британский Канал и другие, были уже более или менее изучены, тогда как восточные (пролив Лаврова, Австрийский и др.) - оставались еще совсем не исследованными. Глубины в проливах известны не были, и плавание в них, особенно глубокосидящих судов, каким являлся «Садко», было весьма рискованным и требовало от капитана большой смелости и опыта.

Вторая попытка «Садко» подойти к острову Рудольфа с востока также не увенчалась успехом, хотя на этот раз Хромцову удалось пройти значительно дальше на север, чем при первой попытке. Пройдя весь Австрийский пролив, он вышел в пролив Штернека (между островами Грили и Ла-Ронсьер), но у острова Кейн нанесло густой туман и «Садко» остановился в ожидании улучшения видимости. 20 сентября, когда туман поредел, он снова пошел на север. Однако на 81°07' с. ш. вынужден был остановиться. Вновь нанесло густой туман, повалил снег и видимости не стало. Идти дальше было опасно, так как глубины начали резко уменьшаться. Под влиянием все усиливавшегося северовосточного ветра в проливы стали поступать тяжелые льды. Началось сильное торошение и сжатие. Поэтому Хромцов решил идти обратно в Австрийский пролив и сделать еще одну попытку пройти к острову Рудольфа с запада, полагая, что северо-восточным ветром лед от западных берегов архипелага должно отжать.

Пройдя снова проливом Маркама, «Садко» вышел в пролив Британский Канал и пошел на север к острову Рудольфа. И действительно, лед от берегов отжало и «Русанов» сам вышел из сжатия. По узкой прибрежной полынье он направился на юг, встретив у острова Джексона шедшего к нему навстречу «Садко».

21 сентября, в 1 миле от кромки льда, на 81°11' с. ш., «Садко» испытал очень сильное сжатие. По выходе на чистую воду была замечена неисправность пера руля: при положении «лево на борт» он перекладывался всего на 20 градусов.

22 сентября «Садко» остановился около острова Гукера в разреженном льду, чтобы произвести водолазный осмотр судна. Водолазы обнаружили повреждение руля и гребного винта и, кроме того, течь в форпике, канатном отделении, носовом бункере, кочегарке, машинном отделении и в подзоре кормы.

Дефекты были серьезные, и капитан «Садко» Хромцов подал начальнику экспедиции профессору Самойловичу рапорт, в котором указал, что дальнейшее плавание считает опасным как для личного состава, так и для корабля.

Одновременно он сообщил об аварийном состоянии «Садко» начальнику Морского управления Севморпути Крастину.

Однако Р. Л. Самойлович настаивал на продолжении плавания, и 23 сентября, после того как крепление лопастей (вручную) было закончено, «Садко» направился к острову Виктории вдоль кромки льда.

25 сентября на «Садко» была получена радиограмма от Крастина, в которой предлагалось ледокольному пароходу немедленно возвращаться в ближайший порт. Изменив курс, «Садко» пошел в Мурманск. На пути к последнему он был вынужден лечь в дрейф из-за сильного шторма, причем часть палубного груза пришлось сбросить в море.

29 сентября «Садко» пришел в Мурманск и, выгрузив научное оборудование и высадив экспедиционный состав, ушел на ремонт в Архангельск, куда прибыл 7 октября.

Однако повреждения, полученные ледокольным пароходом в тяжелых льдах Карского моря и в районе Земли Франца-Иосифа, оказались настолько серьезными, что в октябре «Садко» под командованием Хромцова вышел из Архангельска и направился вокруг Скандинавии в Ленинград, на капитальный ремонт. Там он встал в Кронштадтский док.

В начале 1937 года, как обычно, Хромцов совершил очередной промысловый рейс в Белое море, только теперь уже на «Садко». Промысел проходил в тяжелых ледовых условиях - все суда вместе со льдом занесло в Кандалакшский залив, где они подверглись сжатию.

Из письма Хромцова жене (от 3-4/IV 1937 года):

«... Такого сжатия я еще не встречал. Совсем не думал, что «Садко» выдержит. Был уверен, что его раздавит. Уже вся команда была вызвана на палубу, чтобы быть наготове выходить на лед. Льдом подняло вверх корму, нос пошел в воду, и лед стал заходить на носовую палубу, на бортах льдом сломало поручни. Но в самый критический момент, когда я стал терять надежду на спасение судна, сжатие приостановилось и благополучно отстоялись. Будь на нашем месте «Русанов» или «Седов», наверняка все было бы кончено. Я никогда не думал, что в Белом море можно попасть в такую переделку. «Садко» оказался очень крепким судном, После этого в течение трех суток всей командой и промышленниками очищали судно от льда... По промыслу я опять на первом месте...».

 

далее: Снова на «Садко» в высокие широты