|  |  | Ледовыми трассами А. Г. Николаева, М.С. Хромцова
     ВЫХОД ИЗ ДРЕЙФА С рассеиванием тумана дрейфующие суда были замечены и с «Ермака», и он начал  пробиваться к ним, выискивая более слабые участки во льду. «Дедушка русского  ледокольного флота» с трудом форсировал очень тяжелую перемычку льдов,  отделявшую его от каравана. В воздухе стояли оглушительные треск и скрежет. На  мостике ледокола - старый опытный капитан М. Я. Сорокин, начальник морских  операций Западного сектора Арктики М. И. Шевелев, его помощники А. И. Минеев и  А. Д. Алексеев, старший помощник капитана Е. С. Субботин. Наконец, преодолев  тяжелую ледовую перемычку, «Ермак» подошел к каравану, установив, таким  образом, мировой рекорд свободного плавания в высоких широтах. Пройдя мимо  «Садко», «Ермак» подошел сначала к «Малыгину», снабдил его углем и  продовольствием, а затем подошел к «Садко». Здесь встретились два  земляка-помора, знавшие друг друга с детства, - Хромцов и Субботин. Из воспоминаний Е. С. Субботина:  «Изо всех встреч с Николаем Ивановичем я вынес впечатление о нем как об  исключительно энергичном, высокодисциплинированном, сбольшим опытом и  знанием своего дела капитане арктического флота, которому пришлось не раз  бывать в исключительно сложных условиях плавания. Выполняя с полной  ответственностью любые задания, возлагаемые на него, он обеспечивал образцовый  порядок и дисциплину, проявляя волевые качества. Был требователен к себе и к  подчиненным и пользовался большим авторитетом как среди капитанов ледокольного  флота, так и среди подчиненного состава... 28 августа в 5 часов утра «Ермак»  подошел к ледокольным пароходам, находившимся на 83 градусе 6 минутах северной  широты-на расстоянии немногим больше 400 миль от Северного полюса. На этом пути  «Ермак» преодолел полосу более 68   миль шириной тяжелейшего, двухметровой толщины, старого  10-балльного льда. Околов все три парохода, снабдив их продовольствием и углем,  начали движение на юг. Сначала «Ермак» вывел на разреженный лед «Малыгина», а  затем начал буксировать «Седова», взяв его на короткий буксир. Самостоятельно  судно идти не могло, так как в период зимовки во время сжатий льда на «Седове»  был поврежден руль и, кроме того, судно находилось своей подводной частью в  прочном ледовом корыте. При начала буксировки «Ермак» потерял правый бортовой  винт. Посла этого было принято решение выводить ледокольные пароходы «Садко» и  «Малыгин», а «Седова» оставить в дрейфа как научную станцию. На «Седова»  перешли шесть человек с «Ермака», и 15 человек перешли на «Садко» и «Малыгина».  На обратном пути, преодолевая тяжелые 10-балльные льды, «Ермак» 29 августа  1938 года потерял левый гребной винт, оставшись с одной средней машиной  мощностью 3,5 тысячи лошадиных сил...». С потерей при буксировке «Седова» правого бортового винта ледокол лишился  примерно 30 процентов мощности своих машин. Положение судов осложнилось. Быстро  наступившее похолодание, начавшиеся заморозки, быстрый дрейф судов на север -  все это грозило вынужденной зимовкой и «Ермаку». Поэтому начальник экспедиции  на «Ермаке» Шевелев отдал распоряжение, согласованное с Москвой, оставить  «Седова» в дрейфе, а с остальными кораблями уходить на юг. Капитаном «Седова»  был оставлен К. С. Бадигин, аэкипаж ледокольного парохода пополнен  добровольцами с «Ермака». С разрешения Шевелева перешел на «Седова» и молодой,  гидрограф. В. X. Буйницкий. Из книги В. X. Буйницкого «812 дней  в дрейфующих льдах»: «... Наступил тяжелый момент расставания. В сумеречном свете полуночи  маленькой тесной группой стояли мы на осклизлой палубе корабля. Крупные хлопья  мокрого снега, тая, грязными струйками текли по одежде и усталым взволнованным  лицам. На мачте «Седова» взвился сигнал «Счастливого плавания». В ответ на «Ермаке»  и «Садко» поднялся «Счастливо оставаться». Заревели гудки - и, раздвигая льды,  «Ермак» и «Садко» тронулись на юг. Издалека доносились прощальные гудки  «Малыгина». И хотя каждый из нас остался в дрейфе по своей воле, стало как-то  страшно тоскливо и тяжело...». Несмотря на то что в борьбе со льдами 29 августа «Ермак«потерял и второй  бортовой винт, оставшись только с одной машиной, он, совместно с двумя  ледокольными пароходами продолжая пробиваться на юг, преодолел все трудности  обратного пути. На тяжелых участках корабли помогали друг другу и наконец вышли  на кромку льда, где их уже дожидались пришедшие с углем «Литке» и «Моссовет».  После бункеровки оба ледокольные парохода сразу же включились в арктическую  навигацию: «Садко» отправился на остров Котельный для снабжения полярной  станции, а«Малыгин» - в бухту Марии Прончищевой. Из воспоминаний Э. Г. Румке:  «... На протяжении всего плавания, после выхода из дрейфа и до прихода в  Архангельск, мы с Николаем Ивановичем несли ходовые вахты вдвоем, по 8 часов через  8 часов. Часть машинной команды нам дали с «Ермака», так как после поломки  винтов у них оставалось много свободных людей, а штурманов они нам дать не  могли, так как штурманов свободных у них не было. После прихода в Архангельск и  сдачи всех дел и судна - нам обоим дали отпуск. Николай Иванович уехал в  Ленинград, а я остался в Архангельске...».
   далее:  В Арктику на ледокольном пароходе «Дежнев»  |  |