Каш Алексей Аркадьевич

История высоких широт в биографиях и судьбах.

Каш Алексей Аркадьевич

Сообщение Dobrolet » 06 Ноябрь 2020 07:44

 3534245.jpg

Каш Алексей Аркадьевич
[летчик, налетавший в Арктике свыше трех миллионов ], [младший лейтенант]
родился 23.05.1917 в г. Ленинграде] [?]
[Полярный летчик]
[РККА С 1939 Г, СП-8, 1я КАЭ]
[регалии: медали "За боевые заслуги" 16.07.1943, "За оборону Советского Заполярья", За победу над Германией в великой отечественной войне 1941-1945 г.г.", "За победу над Японией", на фото: километров - второй знак - за налет 500 000 км, первый, третий и четвертый знаки за налет 1 000 000 км
500000.jpg
1000000.jpg

Алексей Аркадьевич Каш — еще молодой, но уже опытный полярный летчик. Собственно, он и летать-то начал в Арктике. Свою трудовую жизнь он начал грузчиком. Затем был простым рабочим в экспедициях, мотористом на катерах, плававших по северным рекам, наконец стал работать авиационным механиком на полярных аэродромах. Но его тянуло в воздух. И вот через несколько лет он стал летать над снежными просторами Арктики, а сейчас на его счету тысячи километров полетов над льдами и открытым океаном.
Источник:
Гусев А.М. 'Штурм шестого континента' - Москва: Государственное издательство политической литературы, 1959 - с.104
Dobrolet
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 1517
Зарегистрирован: 13 Май 2009 15:09

Каш Алексей Аркадьевич (1917-????)

Сообщение ББК-10 » 06 Ноябрь 2020 12:06

1917 г.р. Участник ВОВ.
Медаль «За боевые заслуги»
Каш Алексей Аркадьевич
Звание: сержант
Место службы: 16 трансп. ао 3 авг БВФл
№ записи: 50573483

Приказ флота (флотилии) № 4 От: 26.07.1943
Издан: 3 АВГ БВФл
Архив: ЦВМА Фонд: 1650 Опись: 1 Единица хранения: 16
№ записи 5057348

 1.jpg
 497.jpg
 498.jpg
 499.jpg
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 11144
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53


Каш Алексей Аркадьевич

Сообщение ББК-10 » 06 Ноябрь 2020 12:22

Источник: "Полярный круг"\\Редкол. В. И. Бардин, В. Ф. Бурханов, Е. С. Короткевич и др. - Москва: Мысль, 1980 - с.279. ил

Москва-Арктика-Дальний Восток - Москва: под парусами по морям и рекам (Янцелевич Анатолий Савельевич)

И наконец, год 1978. Маршрут Пермь - Казань - Горький - Москва - завершающий девятый этап нашей арктической и сибирской кругосветки.
16 июля старт в Перми.
Экипаж "Пеликана" состоит из двух человек. Снова со мной Алексей Аркадьевич Каш. С ним мы стартовали из Москвы на Север в 1968 году. Он участвовал в пяти походах: трижды на "Пингвине" и дважды на "Пеликане". За это время я убедился в его превосходных качествах механика, моряка, человека и надежного, верного товарища.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 11144
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Каш Алексей Аркадьевич

Сообщение Dobrolet » 06 Ноябрь 2020 17:49

http://oralhistory.ru/talks/orh-1993/text
Собеседник
Кривоносов Юрий Михайлович
Ведущий
Голицына Екатерина Андреевна
Дата записи
Беседа записана 3 мая 2016 и опубликована 18 августа 2018.
Юрий Михайлович Кривоносов: В те времена, когда я был активный фоторепортер...
Станции «Северный полюс–8» и «Северный полюс–10»

Ю. К.: Что делать? На следующий день утром я беру свои шмотки, прихожу, сажусь у него в углу на полу в рубке и говорю: «Все! Я сижу, пока ты меня отсюда не отправишь!» Наконец, он говорит: «Все, борт летит! Иди! Садись!» Меня сажают в этот ероплан (произносит именно так), и мы летим на эти острова. По дороге дозаправка. Там был аэродром подскока. Назывался он Темп. Сейчас его оживляют, хотят сделать базовым аэродромом, потому что мы сейчас свою Арктику начинаем укреплять. А тогда это был аэродром подскока. Это когда только садятся, заправляются и летят дальше.
Мы летим, штурман мне говорит: «Слушай, я тебя где-то видел». Я говорю: «И я тебя где-то видел». — «А ты где служил?» — «Вот там». — «А в Софийске на Амуре ты служил?» — «О! На Тихоокеанском!» — «О! Да-да-да! Вот мы там и виделись!» Я был в отдельной эскадрилье, а он был в отдельном полку, но мы все время там общались. «Ну, — он говорит, — оказывается, мы коллеги!»
Мы садимся на заправку, и нам говорят: «Погода испортилась. Будете здесь ночевать. Вылета не будет, потому что нет погоды». А ему говорят: «Да? Но Каш-то улетел?» Он говорит: «Каш улетел — Каш сядет». Я говорю: «Какой Каш?» — «Леша Каш». В одной эскадрилье мы с ним служили на Дальнем Востоке! В одной эскадрилье! Я говорю: «Каш — это замечательно». А Каш прославленный полярный летчик был. Он и у нас, когда был в морской авиации, был такой оторва, что будь здоров! Когда он нарочно хотел начальство позлить, он начинал безобразные посадки делать на воду, со всплесками. Ему двойки ставили. На другой день — одни пятерки. В общем, разбойник он был, но талантливейший полярный летчик...
Короче говоря, на следующий день нас выпускают. Мы летим в Косистый, прилетаем. Я поселяюсь — там такая гостиничка, домик. И я говорю: «Где Каш?» — «Каш вон в том доме, но они сейчас спят. Они после полетов. Приходи после обеда». Я после обеда бегу туда. Он мне говорит: «Слушай, откуда ты здесь взялся?» Я говорю: «Откуда? Я приехал снимать, как вы 8-ю станцию спасаете, но я не успел. Я хотел же с вами полететь, снять там вот, какая расколотая станция. Я же хотел снять это все». Он говорит: «А мы бы тебя не взяли. У нас же каждый килограмм был на учете. Представляешь, еще туда лететь. Горючее, все. Ты же не можешь себе представить, что это такое. Мы бы тебя ни за что не взяли. Так что ты не волнуйся». Я говорю: «Вот я несчастный!» Он говорит: «Что тебе, какие тебе нужны кадры?» Я говорю: «Расколотая станция, сверху это…» Он говорит: «Штурман, вынимай свою пленку!» Штурман вынимает кассету, мне дает. Запомнил: Бадретдинов его была фамилия. Я потом подписал в журнале, что это его фотографии. Он мне дает эту пленку. У меня уже это есть. Теперь они мне рассказывают, как они оттуда спасали самолет. Там самолет примерз. Он был законсервирован в снегу. Как они его откапывали, как удалось взлететь, причем с поворотом, потому что не хватало разбега, надо было повернуть чуть-чуть при взлете. И как они его перегнали сюда. В общем, целая история со спасением этого самолета. И у меня уже это есть.
Dobrolet
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 1517
Зарегистрирован: 13 Май 2009 15:09

Каш Алексей Аркадьевич

Сообщение ББК-10 » 06 Ноябрь 2020 19:05

Ну, доживем увидим :)
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 11144
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Каш Алексей Аркадьевич

Сообщение ББК-10 » 07 Ноябрь 2020 08:59

 Добролет.jpg

Смотрим, что "антарктические зубры" пишут:
 КАЭ-1_КАШ_титул.jpg
 КАЭ-1_КАШ.jpg
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 11144
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Каш Алексей Аркадьевич (1917-????)

Сообщение ББК-10 » 07 Ноябрь 2020 09:22

Дата рождения 23.05.1917 г.
 Награды.jpg
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 11144
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Каш Алексей Аркадьевич

Сообщение ББК-10 » 07 Ноябрь 2020 10:53

Dobrolet пишет: На счет 1917 года рождения и за боевые заслуги во отечественной войне как то не сходится. В 1959 назвать молодым летчиком 42 летнего участника войны немного странно. Место службы тоже не совпадает. Ю.М.Кривоносов служил с мая 1945 по май 1950 года в отдельном морском дальнеразведовательном 117-й авиаполку ТОФ — ст. сержант (летал на американских гидросамолетах «Каталина» от Камчатки до Китая и Кореи — старшина эскадрильи). https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1 ... 0%B8%D1%87


Вики о Ю.К. пишут: "Был направлен в учебный батальон ВВС Северного флота.
С апреля 1944 по июнь 1944 — на фронтовом аэродроме ВАЕНГА ВВС Северного флота".
Каш тоже в ВВС СФ служил.
Беседа с Кривоносовым записана 3 мая 2016, т.е. в возрасте 90 лет.
"Восток Память, дело тонкое" - мог и перепутать СФ с ТОФ.
Гусев пишет про 1956 год, а не про 1959-й, Кашу еще нет 39-и.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 11144
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Каш Алексей Аркадьевич

Сообщение Dobrolet » 07 Ноябрь 2020 13:37

Сомнения развеяны, очень аргументировано. :good:
Ради такого человека стоило страничку в Персоналиях завести.
Dobrolet
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 1517
Зарегистрирован: 13 Май 2009 15:09

Каш Алексей Аркадьевич

Сообщение Борис Дворкин » 25 Январь 2021 15:48

Фото РИА Новости
Вложения
 000176926576_RIAN-ID-6102943 А.Каш.jpg
Аватара пользователя
Борис Дворкин
 
Сообщения: 531
Зарегистрирован: 12 Июль 2018 09:20

Каш Алексей Аркадьевич

Сообщение Адольф Милованов » 25 Январь 2021 21:28

Каш. ф 9570 оп 6 д 21 л 16.tif [4.98 МБ Скачиваний: 273]
Л.76. Пр. 32с. 4.12.1950г. Об утверждении и закреплении экипажей за самолётами Ли-2 УПА.
На основании приказа Нач. ГУГВФ СССР №0192 от 7.9.50 об укомплектовании и закреплении экипажа, в целях б/п – приказываю:
П. 1. По МАГОН. ...
2. С-т Ли-2 Н-534
к/к пил 1 кл Черевичный Иван Иванович
2п. пил 3 кл Каш Алексей Аркадьевич
Шт 1 кл Иванов Борис Иванович
б/р 2 кл Патарушин Герман Михайлович
б/м 2 кл Мохов Александр Иванович
...
Замену в составе экипажей с-тов Ли-2 производить только в исключительных случаях с разрешения командиров АГ с немедленным докладом Нач. УПА. ИО Нач УПА Моросанов.

Д. 2569. Приказы Главсевморпути №1-100 за 1953г. 442л. (с 31 марта по 5 авг.)
Л. 313. Пр. Нач. ГУСМП ММиРФ СССР №66. 24.6.1953г.
« Об объявлении благодарности экипажам самолётов Ли-2 Н-535, 532 и Ан-2 Н-595 МАГОН»
За досрочное и качественное выполнение экспедиционного задания АНИИ, направленного на обеспечение арктической навигации 1953 года, которое было выполнено с 4-го по 27 мая с.г. за 23 дня вместо запланированных двух месяцев, - ПРИКАЗЫВАЮ – объявить благодарность:
Командирам кораблей: Черевичному И.И, Ручкину М.Ф. и Полякову Н.Д;
Штурманам кораблей: Тулину В.Д, Глухову С. И Чумак Н.К;
Вторым пилотам: Каш А.А. и Михееву И.Г;
Бортмеханикам: Патарушину, Курко и Шевченко и
Инспектору Московской АГ тов Комарову М.С.
Приказ довести до всего лётно-подъёмного и руководящего состава ПА.
Нач. Главсевморпути ММиРФ (В. Бурханов)

Дело 2989. Приказы 1-166 УПА 1953г. 277л.
Л. 130. Пр. Р-78. 6.7.53г. О допуске пилота Каш Алексея Аркадьевича в кач к/к АН-2 днём после переучивания.

Дело 7. Анализ л/происшествий в подразделениях Управления за 1961г. 9л....
За 61г – 26 л/пр: А-2, П с-тов и в-тов – 8, ВП – 15 и 1 ЧП с ЛИ-2 в результате стихийного бедствия. … Поломки в-тов МИ-4 к/в Карзова и Бардыкина, также как и с-та ЛИ-2 к/к Каш тоже произошли при выполнении экспедиционных работ, но обусловливаются допущенными нарушениями и проявленной пилотами поспешностью. …

Д. 65. Приказы №1-141 УПА ГВФ СССР за 1962 год. 282л.
Л. 44. Пр. Р-26. 14.3.1962г. Итоги работы авиации на ледовой разведке в навигацию 1961года и подготовка к ледовой разведке 1962г. … В производстве указанных ледовых разведок 1961 г. участвовало 9 самолётов ИЛ-14, 7 самолётов ЛИ-2, 2 вертолёта МИ-4 и 4 вертолёта КА-15. Общий налёт составил 5298 часов, что превышает план на 198 час (продолжительность морской навигации значительно увеличилась по сравнению с прошлым годом). В 61г. значительно выросла роль корабельной авиации…. В период выполнения ледовой разведки наиболее отличились следующие экипажи: Руднева, Мироненко, Малькова, Каша, Скорика, Шинкоренко, Ситяева и Червоненко…. Приказываю: ...
ИО нач. УПА В. Трутаев.

РГАЭ. Фонд 87. ПУГА МГА 1960-1970. Д. 348. Приказы №2-123 ПУГА. 3 янв-9 авг. 1968г. 284л.
Л. 47-43. Приказ Р-108. 17.7.1968г. О л/пр в ПУГА за 1 п/г.
… Наиболее неблагополучно положение с обеспечением б/п сложилось в 254 ЛО и ТОАЭ, на долю которых приходится более 80% л/пр. Все они по одним и тем же причинам, по вине КЛ и ЛС....
- 5.4.68. при посадке на дрейфующий лёд поломан АН-2 04350 к/с 254 ЛО Каш А.А. – посадил на площадку = 200м и наличии торосов. Необходимо отметить, что и ранее допускаемые нарушения к/с Каш приводили к серьёзным л/пр.
Аватара пользователя
Адольф Милованов
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 1396
Зарегистрирован: 10 Март 2012 20:29
Откуда: Москва

Каш Алексей Аркадьевич

Сообщение ББК-10 » 05 Апрель 2025 08:40

Известия, 1974, № 42 (17580), 18 февраля.

ЧЕРТЫ СОВРЕМЕННИКА
 Известия 1974-042 (17580)_18.02.1974 КАШ-ЯНЦЕЛЕВИЧ.jpg
СТРАННИК НЕХОЖЕНЫХ ЗЕМЕЛЬ
Савва МОРОЗОВ

ДИРЕКТОР девятого таксомоторного парка высказался о нем кратко:
— Водитель толковый... Везет план...
И глянул на начальника колонны, как бы требуя дополнительных сведений о подчиненном. Тот подтвердил:
— Это точно. Машину содержит культурно... И сам чисто ходит — штаны кожаные, унты меховые, хоть на карточку его снимай...
А я все еще находился под впечатлением недавней встречи на улице. Остановил такси, влез в переднюю кабину, и первое, что заметил — чуть пониже ветрового стекла, — рукописное объявление: «Воду не сливать! Залит антифриз». Бросилась в глаза и соседняя строчка, печатными буквами: «Водитель — Каш Алексей Аркадьевич».
— Леша, дружище, какими судьбами?
— Обыкновенная вещь... Годы... — пожал литыми плечами приземистый улыбчивый крепыш. — Возвратился на круги своя... С аэропланами распрощался, но моторам по-прежнему верен.
И скосил правый глаз:
— Куда же везти: на Южный полюс или на Северный?
— На Южный, Леша, далековато...
— Тогда махнем в Арктику... А старт откуда: из Захаркова или, может, с Измайловского?
Мы оба вздохнули: нет больше под Москвой ни Захарковского аэродрома — там, рядом с Химками, новые микрорайоны; ни Измайловского, — на его месте Сиреневый бульвар и Щелковская станция метро.
— Что ж, тогда по Ордынке прокатимся, — продолжал водитель, — дом один покажу. Про него давненько толковали, еще на льду... Не забыл?
Как такое забыть!.. Когда знакомишься с человеком, какие-то подробности обязательно застревают в памяти. Так было и у меня при первой встрече с Алексеем Аркадьевичем Кашем — весной 1948 года, в Ледовитом океане, севернее Новосибирских островов. В дрейфующем лагере воздушной экспедиции самым моложавым по внешности и самым общительным по нраву оказался он — младший бортмеханик. Всегда было шумно в тесной палатке, где хозяйничал Леша, щедро потчуя товарищей то пельменями, сваренными по какому-то особому рецепту, то нежнейшей строганиной в уксусно-горчичном соусе, то крепчайшим чаем. Мастер походной кулинарии комментировал блюда присказками, от которых все за столом покатывались со смеху, а палатка даже в тихую погоду ходила ходуном, будто под порывами пурги.
Располагаясь на ночлег в спальных мешках, о чем мы только тогда не переговорили. Вспоминали войну на Северном флоте, где служили оба. Вспоминали и довоенную Арктику: в устье Колымы, нередко в шторм, буксировал Леша своим катерком кунгасы от разгружавшихся на рейде пароходов.
Постепенно, забираясь год за годом в прошлое, дошли мы с Лешей до Москвы:
— На Ордынке заканчивал я фабзавуч «Красный водник» и потому считаю себя москвичом. А по рождению — питерский... С родителями пожил и на Сахалине, и в Средней Азии... Грамоту начинал учить в туркменской школе, тогда там еще арабская письменность была...
Сняв рукавицу, он чертил на снегу мудреные иероглифы заскорузлым, шершавым пальцем мастерового человека.
— На Ордынке свидетельство получал на моториста... А пилотское, вот оно, при мне, — Леша расстегивал кожаный карман на молнии, — чин имею — младший лейтенант запаса... Сюда в высокие широты, механёром взяли — и на том спасибо... Тут-то за штурвалами какие тузы! Куда мне против Черевичного?! Однако мечты не теряю...
И мечта осуществилась... Участвуя в воздушной экспедиции 1954 года, стал я тому свидетелем. В канун Первомая Ил пилота М. С. Васильева летел к отряду И. И. Черевичного — за полюс, там шли исследования подводного хребта. Везли мы товарищам праздничные подарки: шампанское и торты. Пробивая туман над торосистыми полями и разводьями, машина временами леденела, проваливалась. Командир справлялся у радиста:
— Как там Каш, дает привод?.. Добро... Сядем и у него, подбросим гостинцев.
Так называемая «точка Каша» — за 88-й параллелью — присутствовала на экспедиционных картах наравне с только что созданными научными станциями СП-3 и СП-4. С воздуха, правда, этот «населенный пункт» был едва приметен: черный купол единственной палатки, красные полоски зачехленных крыльев Ан-2, тонюсенькие палочки антенн. Зато опустившись, мы почувствовали себя после воздушных передряг почти как дома. И понятно, расхваливали ледовых робинзонов: молодцы! В этакую даль забрались на одномоторной стрекозе! Льдину выбрали отличную: «промежуточный аэропорт» — что надо!
Старший из робинзонов — командир экипажа Ан-2 Алексей Аркадьевич Каш хоть и чувствовал себя именинником, но заметно скучал:
— Жду не дождусь, когда экспедиция кончится, к дрейфунам на СП перелечу, с ними вместе зимовать буду... Там уж моя «Аннушка» повозит ученых мужей, попрыгает по льдинам, покажет себя как воздушное такси...
... Да, есть что вспомнить, встретившись в Москве, в кабине такси наземного.
— Вот и Ордынка, вот и дом родной, — Алексей Аркадьевич кивает в сторону. — Скажи, какая судьба: в фабзавуче с Костькой Архиповым на одной парте сидел... И теперь мы с ним рядышком, — сменщики за баранкой...
Потом я рассказывал в парке о давнем своем приятеле. Вот уж поахало таксомоторное начальство, узнав, что у водителя Каша три трудовых ордена и что налетал он около трех миллионов километров. Не лишним показалось мне занести в блокнот и еще кое-какую цифирь — из области пассажиро-перевозок, выполняемых легковым автомобилем ММТ 90—39. Впрочем, бог с ней, с цифирью. Красноречивей мнения друзей.
— Трудолюбив и талантлив... Однако непоседа отчаянный... Как это у Максима Горького: «странник — значит странный человек», — улыбнулся седой генерал, наизусть помнящий летную биографию Алексея Аркадьевича.
А бортмеханик, ветеран по стажу и философ по натуре, определил еще лаконичнее:
— Перпетуум-мобиле... В технике вечный двигатель невозможен, а в человеческой природе — вот он, пожалуйста!..
Оба мои собеседника слова не сказали о качествах, органичных для авиатора и полярника: о бесстрашии и бескорыстии. Тем более, уместно напомнить кое-что из слышанного мною в изустных рассказах, а также из прочитанного.
... Прилетев однажды на мыс Желания, Алексей Аркадьевич с ходу попал в объятия совершенно незнакомого ему начальника полярной станции:
— Здорово, кум... Жаль, крестника твоего показать не могу: на материке он сейчас, в пятый класс ходит...
Перебивая друг друга бесконечными «а помнишь», новоявленные кумовья восстановили во всех подробностях давний эпизод. В разгар навигации на острове Русском зимовщице, собравшейся рожать, потребовалась срочная помощь врача. Ледокол не мог пробиться к острову. Маловероятной представлялась и посадка самолета в оттаявшей тундре.
Но Каш на «Аннушке» все же полетел. Снизившись над островом и осмотрев тундру, скомандовал спутникам: «Все в хвост! » Приземлившись, так увяз колесами, что едва не скапотировал. А потом, когда привезенный с ледокола врач оперировал роженицу и ребенка спасли, соорудил из досок помост для обратного взлета! Мать и младенца Алексей Аркадьевич больше не встречал, но отцу вот оказался кумом.

ТО БЫЛО в Арктике. А вот несколько строк из книги Героя Советского Союза И. И. Черевичного, возглавлявшего авиаотряд в 1-й Антарктической экспедиции:
«9 января 1956 года. Самолет Ан-2 вывели за 4 километра от стоянки судна «Обь». Там же нашли место для временного аэродрома... Разразился жестокий ураган. Живы ли наши товарищи Каш, Чагин и Шмандин, которые собирают сейчас «Аннушку»?
12 января. Раздался долгожданный гул авиационного мотора Ан-2 оторвался от взлетной площадки, сделал один круг, второй, сел... Пилот Каш доложил о готовности машины... Начальник экспедиции Сомов и капитан Ман поднялись на борт самолета. Каш сел за штурвал, второе пилотское кресло занял я... Мы пробыли в воздухе несколько часов, обследовали ледяной берег... Второй полет — в район острова Хасуэлл... В третьем полете сделали посадку на ледник...»
Часто встречается имя Каша и в книге «От Эльбруса до Антарктиды», написанной профессором А. М. Гусевым, руководившим созданием и работой «Пионерской» — самой первой станции в глубине материка:
4 мая. К санно-тракторному поезду вылетел Ан-2... Благополучно сел, доставил продукты... При взлете машине пришлось из-за перегрузки и большой высоты над уровнем моря делать значительный разбег... Когда самолет уже скрылся в вихрях поднятого им снега, раздался треск, надрывный рев мотора и затем все стихло... Оказалось, что от удара о заструг выскочила стойка из лыжи... Требовался ремонт... 14 мая провожали отремонтированный Ан-2...
Не менее выразительна и запись, сделанная полгода спустя, когда пионеры «Пионерской» закончили героическую зимовку и предстояло возвращаться в Мирный:
Мы увидели долгожданный Ан-2. Каш летел низко над поверхностью и явно спешил найти нас и сесть. Я как шальной стал бегать по аэродрому, размахивая снятой шубой... Сосредоточенный профиль Алексея Аркадьевича я разглядел в кабине, когда машина пронеслась в воздухе мимо меня... Встреча с друзьями, можно сказать, с боевыми друзьями! Что тут было — рассказать трудно...
Вспоминая пережитое за Южным полярным кругом, Каш считает, что там ему в общем-то везло... А вот в Северном родном Заполярье... Надо же: не одну тысячу часов налетал на сухопутном Ли-2 в ледовой разведке морей, а близ мыса Нордвик в облаках врезался в гору. Да еще как врезался!
Смотришь на снимок самолета, лежащего на брюхе, видишь напрочь отвалившийся мотор и диву даешься: как уцелели?
— Бывают на свете чудеса, — улыбается Каш.
Еще любопытный кадр: толстенное паковое поле разворочено трещиной, глубокой, как ущелье. Так было на СП-14, где Алексей Аркадьевич нес наземную, точнее «наледную» вахту РП — руководителя полетов:
— Чинили мы ту площадочку водичкой морской да морозом — надежную нарастили заплату.
Мастерство умельца пригодилось авиатору Кашу и позже, когда на досуге — ничего себе досуг! — увлекся он морскими путешествиями. Вместе с капитаном А. С. Янцелевичем, страстным яхтсменом, составили они вдвоем (!) экипаж швербота «Пингвин». Из Архангельска в Арктику отправились древним путем новгородских ушкуйников. По безвестным речкам Чиже и Чёше пересекли Канинскую землю, тащили свой кораблик и волоком. Ледовые массивы Карского моря обходили мелководными полыньями близ берегов — до самого устья Пясины. Оттуда реками и озером вышли к Норильску.
С восторгом и завистью рассказывал мне Алексей Аркадьевич о норильском кузнеце В. Сметанкине, пополнившем экипаж «Пингвина». С завистью потому, что в последующие навигации — от Норильска на восток (сначала таймырскими реками, потом полярными морями и дальше вверх по Колыме) — ему, Кашу, плыть на шверботе, увы, не удалось. Дела не отпускали из Москвы. Зато через два года, уже в Магадане, догнал он друзей. И наверстал свое: все Охотское море под парусом прошли, по Амуру поднялись до Хабаровска.
— Замышляли мы с кэпом возвращаться на Черное море реками через Сибирь... Да не повезло «Пингвину» на хабаровском складе: сгорел при пожаре. Обидно... Ему бы, «Пине» нашему, в музее стоять. Ну да ладно, для музея смастерим модель...
— А сам-то, Леша, куда собираешься?
— Самому рановато в музей, — смеется Алексей Аркадьевич. И после паузы заключает: — Пока не решил... Может, в южную полярку соберусь, на живых пингвинов поглядеть, — пригожусь там каким ни на есть работягой по моторной части. Или нет... Лучше по Волге на теплоходе пойду...
Поплывет мой друг и на теплоходе, обязательно поплывет. А пока катит он по Москве, крутит баранку, словом, «везет план».
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 11144
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53


Вернуться в Персоналии



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения