Выпуск №17 (предыдущие выпуски: http://www.polarpost.ru/Journal/014.html )
14 мая 2009 года скончался патриарх отечественной полярной филателии Евгений Петрович Сашенков.
Журналист, историк, действительный член Русского Географического общества, писатель — этот человек создал самую известную книгу по истории российской арктической почты. Скурпулезно исследуя и изучая, он перенес предмет своего увлечения из простой коллекции "Арктика на марках" в полноценную "Полярную почту", уникальную и неповторимую своей спецификой.
Глубоко владея темой, непосредственно общаясь с участниками событий как журналист "Московского Радио", работая с многочисленными архивами разбросанными по всей стране, Егений Петрович живым и образным языком увлекал читателей через свои книги в суровые и прекрасные края, знакомя с их историей и будничным настоящим, прививая "лихорадку высоких широт" людям далеким от Севера и никогда там не бывавшим.
« ... Есть ли связь между изучением природных процессов, происходящих в далеких полярных районах Северного и Южного полушарий, и почтой как составной частью современных коммуникаций? Ответ на этот вопрос мне удалось получить впервые, когда среди немногих подарков, сделанных мне судьбой, самыми драгоценными стали два полета на Северный полюс.
Выдались и другие маршруты, где пока так же нет места туризму, как и на «моих» дрейфующих льдинах «Северный полюс-15» и «Северный полюс-22». Там, в высоких широтах, открылся мне мир необычных будней и необычной тишины. Это мир полярных исследователей.
.... Мурманск, Нарьян-Мар и Салехард; остров Диксон, мыс Челюскин, остров Вайгач и Бухта Тикси; Дудинка, Игарка и Норильск; Якутск, Мирный и Верхоянск — они навсегда получили «прописку» в моем сердце. И пусть мимолетны были встречи с зимовщиками полярных станций на островах Северной Земли, на Диксоне и Челюскине, в Тикси и на острове Мостах, пусть быстротечны были полеты над Таймыром, Якутией и Ямалом, трансарктические туристские рейсы на теплоходе, плавания на ледоколе или поездки по Кольскому полуострову — но именно с них, наверное, началась эта книга. Ведь география только тогда одушевлена, когда проходит через биографии. Пусть это будут даже биографии не одних людей, но и полярных станций, северных поселков...»
Е. П. Сашенков, предисловие в книге: "Полярная почта", Москва, Связь, 1975 г.
Изменения на сайте
Форум "Полярной Почты" портирован на новое программное обеспечение и доступен по новому адресу:
http://www.polarpost.ru/forum/
Работает функция восстановления забытых паролей и регистрации.
Права доступа для редакторов восстанавливаются.
Вид и возможности форума
еще будут изменятся, но основной требуемый функционал доступен:
- возможно написание постов
- добавление файлов к собственным постам различных форматов
- генерация картинок предварительного просмотра при добавлении изображений в пост
- простой формат текста цветом, курсивом и пр.
- голосования
и т.д.
Пополнения в библиотеке:
Новый фото-документальный рассказ Вадима Литинского "Отважные дрейфуньи" , в котором некоторое внимание уделено не только участникам событий, но и читателям "Полярной Почты".
... В конце марта 1965 года, как обычно, начался наш полевой сезон с того, что я на съёмочном АН-2 полетел искать подходящую льдину для ледовой базы в последних числах марта. Из-за плохих погодных условий смогли вылететь только 30 марта. Искал -то, конечно, командир самолёта, а я только соглашался с ним, что вот эта льдинка — прелесть, конфетка, а вот та — так себе, печеньице обкусанное. Потом мы садились на конфетку, наш техник бурил лунку, мы измеряли толщину льда, заключали, что конфетка тонковата, летели к следующей, ещё более конфетной льдинке, и после четырёх-пяти посадок удовлетворённо возвращались на базу экспедиции. В 1965 году — в аэропорт Чокурдах, расположенный рядом с одноименным посёлком-речным портом в нижнем течении Индигирки. На избранной льдине оставляли пустую бочку из-под авиабензина (летали -то почти целый день), а координаты её помечал на своей полётной карте штурман. На следующий день, если позволяла погода, на избранную льдину вылетала группа руководителя полётов (РП) человека 3-4 с радиостанцией и палаткой КАПШ-2 (овальная каркасная арктическая палатка Шапошникова). А в этом году 2 апреля начали забрасывать наш персонал с палатками, газовыми плитами и баллонами, продукты, спальные мешки и прочие бебихи. Обычно сначала летали на "Аннушках", чтобы доставить людей для расчистки ВПП (взлётно-посадочной полосы), а если льдина сразу оказывалась ровной, то и на двухмоторных ЛИ-2 на лыжах (ну, как обычно). Затем самолёты ЛИ-2 непрерывно таскали весь остальной груз (если, разумеется, позволяла погода) — авиабензин, нашу радиостанцию, движки-электроагрегаты, бензин для движков, остальные продукты, аппаратуру — ну, вы прекрасно знаете, как это делается...
перейти к тексту: http://www.polarpost.ru//Library/Litinskiy/main-otvazhniye.html
9 мая 2009 года исполняется 60 лет со дня первой десантной высадки на Северном полюсе.
Первый прыжок с парашютом в условиях центральной Арктики совершил капитана медицинской службы Павел Иванович Буренин. 2 июля 1946 года он прыгал с парашютом с летающей лодки СССР Н-341, которая не смогла сесть вблизи поляной станции, где находился больной - всюду был битый, сторошенный лед, вперемежку с полями многолетнего пака. За проявленные мужество и героизм Буренин П.А. был награжден орденом Красной Звезды.
Во время проведения высокоширотной воздушной экспедиции "Север-4" начальником Главного управления Северного морского пути Александром Алексеевичем Кузнецовым было принято решение о проведении операции по десантированию парашютистов в географической точке северного полюса. Руководил операцией Максим Николаевич Чибисов, цель операции - оценка возможности прыгать с парашютом в Арктике, выявление особенности раскрытия парашюта, снижения, управления им, приземления.
9 мая 1949 года самолет полярной авиации Си-47 с бортовым номером СССР Н-369 (экипаж Метлицкого) в 12 часов по московскому времени вылетел с одной из рабочих баз ВВЭ - "Базы номер два", и через час Виталий Волович и Андрей Медведев успешно совершили первый в мире прыжок с парашютом на северный полюс, положив начало новому методу доставки людей и грузов в жестких условиях центральной Арктики.
Новости от 18 февраля 2009 г.: ... Как сообщил Интерфаксу помощник главкома ВВС РФ подполковник Владимир Дрик, ВВС России готовятся к выполнению особого задания по доставке материальных средств для обеспечения полярной базы "Барнео". Во второй половине марта самолет Ил-76 ВВС РФ совершит три рейса на десантирование платформ с грузом и людей, обеспечивающих работу станции. Руководить выброской будет заслуженный военный летчик полковник Андрей Кузьменков. В каждом вылете четыре человека опустятся на парашютах на лед. Выброска грузов, по словам Владимира Дрика, будет проведена динамическим способом без вытяжных парашютов.
Ссылки по теме:
• Волович В. Г., "Прыжок на полюс", "Вокруг Света" №5 (2524) | Май 1984 http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/2797/
• Волович В.Г.., "На грани риска", Москва, "Мысль", 1985, http://lib.ru/MEMUARY/SEWER/wolowich.txt
• Буренин Павел Иванович: тема на форуме "Полярной Почты"
• Волович Виталий Георгиевич на сайте "Биографической энциклопедии"
•
Волович Виталий Георгиевич на сайте "Всемирная энциклопедия путешествий"
• Самолеты полярной авиации: СССР Н-341 , Км-2 ССР Н-338 , Си-47 СССР Н-369
Выпуск №16. Январь 2008
Пополнения в библиотеке: Новый фото-документальный рассказ Вадима Литинского "Будни дрейфующей ледовой базы"
... Мы завершали съёмку по сети примерно 25х25 км восточных арктических морей – Лаптевых (1963-1964 г.г.), западной части Восточно-Сибирского (1965 г.), а в этом, 1966, году – заснимали восточную часть Восточно-Сибирского моря и всё Чукотское море. Южные части морей ежегодно заснимались обычно тремя лётными отрядами на самолётах АН-2 и вертолётах МИ-4, базирующимися в аэропортах на побережье. Координаты точек посадок и измерений определялись с помощю радиогеодезической системы «Поиск», четыре радиостанции которой располагались у берега или на припайном льду. Северные окраины морей, вплоть до конца шельфа и начала континентального склона, заснимались с дрейфующих ледовых баз, начальником которых в течение этих четырёх лет был ваш покорный слуга. Координаты пунктов посадки определялись астрономически путём наблюдения Солнца и звёзд с помощью теодолита, потому что систама «Поиск» так далеко на север не доставала.
У меня сохранилось описание работы ледовой базы в 1966 году – 13 машинописных листов, второй экземпляр. Плохая советская бумага за прошедшие 42 года слегка покоричневела, по краям осыпается. ... Это описание было сделано мной на основе Вахтенного Журнала базы. Описание я поместил в двух номерах нашей НИИГАвской стен-газеты «Полярный Геолог». Оно же в более сокращённом виде было помещено мной в отчёте экспедиции за 1966 год в главе «Организация работ». Сейчас я приведу эти сухие данные полностью. Но разбавлю их более живым описанием быта ледовой базы, сделанным 29-летним корреспондентом Магаданского радио Альбертом Мифтахуддиновым, пожившим две недели в апреле-начале мая того года на нашей базе. Его очерк «Мы живём на дрейфующей льдине» был напечатан с вариациями в журналах «Молодой Коммунист», №12, 1966 г., и «Дальний Восток», № 5, 1969 г...
перейти к тексту: http://www.polarpost.ru//Library/Litinskiy/ice-base/main-icebase.html
Изменения на сайте:
Поскольку основные материалы находятся на форуме портала, произведены некоторые изменения в содержании сайта:
— Редко обновляемые и полупустые разделы объеденены. Добавлены навигационные ссылки на разделы форума.
— В "Библиотеке" теперь находятся ссылки на книги в архивах и различных форматах
— На заглавной странице сайта теперь присутствует блок с сылкой на последние 10 записей на форуме. Правый блок предназначен для постоянных линков на важные темы, разделы, сайты.
— Мелкие изменения в графике.
Комментарии, пожелания и замеченные ошибки просьба сообщать на форуме: http://www.polarpost.ru/f/viewforum.php?id=12
продолжение следует ...
Пополнение в "Библиотеке"
Вадим Арпадович Литинский прислал свой новый рассказ "Жировиана":
... – Так, ребята. – Жиров скинул на снег куртку, остался в коричневом водолазном шерстяном свитере. – Разворачивайте пол палатки, вот этот серебристый свёрток. Гиви, тащи его вот сюда, вот к этому торосу. Саша, помоги развернуть. Расстилайте. А я пока каркас палатки развяжу. Саш, держи вот эти два ребра...
Сезонники первый раз ставили каркасную арктическую палатку Шапошникова – КАПШ-2. Но Юра проделывал операцию по сборке и разборке уже четвёртый год подряд, так что под его командой палатка была собрана минут за двадцать – расставлены на серебристом перкалевом полу тонкие деревянные рёбра каркаса и скреплены сверху, внутри каркаса натянут белый полог, сверху на каркас накинут, натянут и закреплён внизу из толстой плотной ткани верх палатки.
Обычно рёбра каркаса «капшей» делались из дюймовых дюралевых труб, но когда мы заказывали палатки в 1962 году, трубы не были включены во всесоюзный план, поэтому Шапошников для нас заменил дюралевые рёбра на клеенные дереванные – и ничего, отлично держали. В круглую дырку железного листа, вшитого в крышу, протиснули дымовую трубу. Ребята вставляли два круглых окошка-иллюминатора, а Юра внутри палатки устанавливал цилиндрическуо ПЖТ – печь жидкого топлива. В канистру заблаговременно еще на базе была налита солярка, так что бочку пока не трогали. В палатку занесли три алюминиевых раскладушки, босили на них по оленьей шкуре и свои «гнидники» – спальные мешки. На пол тоже постелили четыре шкуры. Рюкзаки со своими шмотками и Гивин чемодан запихнули под койки. Расставили складной алюминиевый стол, поставили рядом два складных стула. На столе установили радиостанцию. Под стол поместили два зелёных сундука – окованные геологические вьючные ящики с канцелярией, инструментами и запчастями для радиостанции. Жиров залил в небольшой цилиндрический бачок солярку и зажёг печку. Отрегулировал подачу капающего из бачка горючего, печь радостно загудела, палатка стала быстро нагреваться ...
перейти к тексту: http://www.polarpost.ru/Library/Litinskiy/main-zhiroviana.html
Выпуск №15. Осень 2008
22 ноября. Пополнение в "Столе заказов" от "Полюс-Медиа":
#1034-1043 Трансарктический дрейф международной экспедиции на яхте "Tara"
11 ноября. Не смотря на затянувшийся перерыв в новостях на главной странице нашего сайта, работа форума продолжается и развивается: Форум портала "Полярная почта сегодня"
А пока представляем обновления в "Столе заказов" от АНО "Полюс-Медиа":
#994 Морская гидрометеорологическая станция "Соловки"
#996 70 лет Мурманскому Управлению по Гидрометорологии и Мониторингу окружающей среды
#997 75 лет озерной станции "Падун" Мурманское УГМС
#998 XX совещание совета управляющих национальных антарктических программ Санкт-Петербург 2008
#999 Научная международная конференция "Полярные исследования-перспективы изучения Арктики и Антарктики"
#1000 80 лет спасательных высокоширотных экспедиций на ледоколе "Красин" июнь-октябрь 1928 г.
#1001 80 лет со дня спасения ледоколом "Красин" экспедиции У.Нобиле
#1002 Первый советский линейный ледокол "Иосиф Сталин"
#1003 70 лет экспедиции по эвакуации дрейфующей станции "Северный Полюс-1"
#1004 70 лет экспедиции по эвакуации дрейфующей станции "Северный Полюс-1"
http://www.polarpost.ru/market.php?page=48&order=id&category_id=0
#1005 Международный фонд охраны дикой природы (WWF) / белый медведь. Шпицберген
#1006 75 лет Краснознаменному Северному Флоту России. сг "первый день 27.06.2008!!!!"
#1007 75 лет Краснознаменному Северному Флоту. Североморск
#1008 75 лет Краснознаменному Северному Флоту. Полярный
#1009 75 лет Краснознаменному Северному Флоту. Гаджиево
#1010 75 лет Краснознаменному Северному Флоту. ТАКР "Адмирал флота Советского Союза Ккузнецов"
#1011 75 лет Краснознаменному Северному Флоту. Сафоново. Музей ВВС Северного флота
#1012 75 лет Краснознаменному Северному Флоту. Карточка с литерой "В" Североморск
#1013 75 лет Краснознаменному Северному Флоту. Карточка с литерой "В" ТАРКР "Адмирал Нахимов"
#1014 75 лет Краснознаменному Северному Флоту. Карточка с литерой "В" ТАРКР "Петр Великий"
#1015 75 лет Краснознаменному Северному Флоту. Карточка с литерой "В" Адмирал Ушаков"
#1016 75 лет Краснознаменному Северному Флоту. Карточка с литерой "В" Североморск
#1017 75 лет Краснознаменному Северному Флоту. Карточка с литерой "В" Полярный
#1018 теплоход "полярис" арктический круиз "солнечное затмение 2008" Шпицберген
#1020 Теплоход "Полярис" арктический круиз "солнечное затмение 2008" Шпицберген
#1021 Теплоход "Полярис" арктический круиз "солнечное затмение 2008" Шпицберген
#1022 Теплоход "Полярис" арктический круиз "солнечное затмение 2008" Шпицберген
#1023 Атомный ледокол "50 лет Победы" 2008 1-й круиз на Северный полюс
#1024 Атомный ледокол "50 лет Победы" 2008 2-й круиз на Северный полюс
http://www.polarpost.ru/market.php?page=49&order=id&category_id=0
#1025 Атомный ледокол "50 лет Победы" 2008 3-й круиз на Северный полюс
#1026 Атомный ледокол "50 лет Победы" 2008 3-й круиз на Северный полюс
#1027 Атомный ледокол "Ямал" 2008 1-й круиз на Северный полюс
#1028 Атомный ледокол "Ямал" 2008 1-й круиз на Северный полюс
#1029 Атомный ледокол "Ямал" 2008 2-й круиз на Северный полюс
#1030 Атомный ледокол "Ямал" 2008 2-й круиз на Северный полюс
#1031 Атомный ледокол "Арктика" последний рейс июль-август 2008
#1032 Атомный ледокол "Арктика" последний рейс июль-август 2008
#1033 Атомный ледокол "Арктика" последний рейс июль-август 2008
http://www.polarpost.ru/market.php?page=50&order=id&category_id=0
предыдущие выпуски: http://www.polarpost.ru/Journal/014.html |