Дополнительно:

От автора

- Первопроходцы
- Внеплановые работы. Точки Серпухова
- Челюскинская эпопея
- Планы и искания
- Икары Чукотки
- Новый этап в изучении природы
- К новой жизни
- Поиски экипажа С.А. Леваневского
- Даешь водную магистраль!
- Радиоцентр мыса Шмидта
- В суровые годы войны
- На пути больших преобразований
- Работа продолжается

В краю пурги и льдов
М. В. Вяхирев.

 

 

X. РАДИОЦЕНТР МЫСА ШМИДТА

Существовавшая в системе Главсевморпути цепочковая радиосвязь к середине 30-х годов уже не могла обеспечить своевременного и качественного прохождения возрастающего потока корреспонденции. Особенно медленно передавались, а порой и искажались радиограммы в адрес Москвы и Всесоюзного арктического института с полярных станций восточного сектора Арктики. С введением в строй в 1934 году на Диксоне мощного узлового радиоцентра связь, особенно в западном секторе Арктики, несколько улучшилась. И вот теперь в конце 30-х годов ГУСМП приняло решение о строительстве узлового радиоцентра на мысе Шмидта. Планировалось за счет установки мощных радиопередатчиков и высокоэффективных антенных устройств организовать устойчивую радиосвязь с Тикси, Диксоном, Москвой и Хабаровском. Таким образом длинная цепочка из множества раций полярных станций разрывалась и освобождалась от огромного потока транзитной корреспонденции.

Начальником строительства радиоцентра на мысе, Шмидта был назначен Василий Васильевич Ходов — известный полярник, один из первых энтузиастов по использованию коротких волн в Арктике, участник экспедиции Г. А. Ушакова на Северную Землю в 1930-1932 годах. В начале 1939 года в Москве он приступил к формированию группы радиоспециалистов и строителей радиоцентра. Некоторых он знал лично по работе в Ленинградской секции коротких волн, с другими строил радиоцентр на Диксоне. Несколько радистов поехали с ним на мыс Шмидта сразу же после окончания в Москве курсов полярни­ков. К моменту приезда группы В. В. Ходова по распоряжению руководства Главсевморпути полярная станция (как и все полярные станции восточного сектора Арктики) стала подчиняться Управлению полярной авиации ГУСМП. Начальником полярной станции в это время был П. А. Шоломов, его заместителем по научной работе — П. А. Гордиенко, парторгом — С. А. Маслов.

Когда пароходы с грузами, на одном из которых находилась группа Ходова, подошли к мысу Шмидта, началась разгрузка. Полярники перевезли на берег множество ящиков, бочек, тюков, горы бревен и досок. Теперь все это предстояло перетащить к месту строительства радиоцентра. Своего транспорта у группы не было, и Ходов обратился за помощью к летчикам, у которых имелись два трактора и три полуторатонных вездехода. Транспорт был выделен, но за его аренду пришлось выгрузить с пароходов около 300 тонн груза, предназначенного авиаторам. Разгрузка судов длилась около полутора месяцев и порядком всех вымотала.

К строительству зданий радиоцентра и антенно-мачтовых сооружений приступили еще до ухода пароходов. Трудовой настрой был очень высокий. Люди не щадили себя, самозабвенно отдаваясь работе. Наиболее "увлекающихся" (Н. Н. Стромилова, Ю. А. Кольчевского, Д. П. Аралова, Ю. С. Горюхалова) Ходов в приказном порядке отправлял отдыхать после 14-16 часов работы. Сам же Василий Васильевич работал больше других, проявляя исключительную работоспособность и выносливость.

Когда строители и специалисты радиоцентра прибыли на станцию, возникли трудности с жильем. В небольших комнатах, где жили по одному-два человека, пришлось разместить по шесть-семь человек, под жилье были использованы также кают-компания и все подсобные помещения. Однако теснота не сыграла отрицательной роли. В условиях полярного дня работы велись круглые сутки в две смены. Одна часть людей уходила работать, а другая в это время могла нормально отдыхать.

Основным препятствием при строительстве радиоцентра было отсутствие полной и подробной проектно-сметной документации. Первоначально строительство предполагали вести в два этапа, причем первый этап охватывал 1939 и 1940 годы. Уже на мысе, Шмидта Ходов принял смелое решение полностью закончить строительство узлового радиоцентра за один год. Предварительные расчеты показали, что при хорошей организации труда, своевременном обеспечении документацией и ударной работе каждого участника строительства такой срок вполне реален. Организованный Ходовым процесс изготовления рабочих чертежей, главным исполнителем которых был он сам, позволял вести строительные работы точно по графику. Однако новый срок окончания строительства оказался под угрозой срыва после того, как контора Чукотстрой, с которой был заключен договор, в конце навигации отозвала своих рабочих. Свою программу Чукотстрой выполнил только на две трети, поэтому все строительные недоделки пришлось ликвидировать группе Ходова.

Большую и очень сложную работу по строительству антенно-мачтовых сооружений выполнила бригада инженера Д. П. Аралова. В ее состав входили радиотехники Ярмощук и П. Д. Целищев, механики И. В. Иванов и Г. С. Ососков. Они раньше никогда не ставили мачты и не имели понятия о такелажных работах. И тем не менее под руководством мачтмейстера высшей квалификации Л. А. Старова, участвовавшего в строительстве радиоцентра на Диксоне, бригада ковала кольца, коуши, бугеля для мачт, плела из стального троса оттяжки.

Наиболее трудоемким процессом оказалось рытье котлованов под основания мачт и анкеров. От удара лома в вечно-мерзлом грунте откалывался маленький кусочек, оттаивание грунта при помощи костров также не приносило желательного эффекта и к тому же требовало большого расхода топлива. Пришлось изменить технологию земляных работ. Изобретательные антенщики соорудили из обычной металлической бочки из-под бензина парогенератор. Нагреваемая в бочке вода через некоторое время превращалась в пар, который по резиновому шлангу подавался в котлован.

Особую сложность представлял монтаж двух мачт *, (* Эти уникальные деревянные конструкции исправно несут свою службу и сейчас.) каждая из которых была высотой 65 метров и состояла из четырех деревянных стволов, соединенных между собой стальными болтами. Подъем таких мачт в собранном виде в местных условиях был невозможен, поэтому Л. А. Старое предложил метод наращивания. Мачты, собранные на земле, разбирались, затем одно из четырех бревен поднималось и крепилось к трем другим. Закрепляя на его вершине блок, можно было при помощи лебедки поднять следующее бревно. Строительство одной из мачт группа завершила к XXII годовщине Великой Октябрьской социалистической революции.

Для того чтобы повысить эффективность приема и передачи на коротких волнах, при строительстве радиоцентра были использованы последние достижения науки в области распространения радиоволн и антенно-фидерных устройств. Так, например, для работы на магистральных коротковолновых каналах радиосвязи впервые в Арктике на мысе, Шмидта были построены направленные ромбические антенны, рабочие чертежи которых сделали инженеры группы В. В. Ходова. Они же изготовили приборы для настройки этих антенн.

Одновременно с установкой антенно-мачтовых сооружений шло строительство технических зданий радиоцентра и зданий, где будут жить его сотрудники. Радиотехники красили двери, окна, клеили красивые тисненые обои, настилали на пол лино­леум. Как только в начале ноября 1939 года закончилось строительство технического здания радиоцентра, в нем сразу же начался монтаж радиопередатчиков, изготовленных на одном из ленинградских заводов. Радиопередатчики были новейшей конструкции, однако диапазоны их частот несколько отличались от применяемых в системе Главсевморпути, поэтому их пришлось частично переделывать. Монтаж и настройку радиопередатчика "Шторм", имеющего коротковолновый и длинноволновый диапазоны, провел инженер Н. Н. Стромилов, а коротковолнового радиопередатчика "Скат" — Д. П. Аралов. В дополнение к заводским радиопередатчикам на станции изготовили несколько самодельных. Часть деталей для них группа Ходова привезла с собой, а такие детали, как ручки настройки, переключатели, каркасы передатчиков механики изготовили сами по чертежам В. В. Ходова. В общей сложности при строительстве радиоцентра группа смонтировала шесть радиопередатчиков мощностью от 20 до 1 500 ватт, а установленные на станции еще в 1933 году радиопередатчики демонтировала и передала шмидтовским авиаторам Своими силами она изготовила студийный пульт диктора радиовещания, студийный усилитель для воспроизведения грамзаписи и тонфильмов.

Первая опытная радиотелефонная связь была проведена 1 января 1940 года. Радиопередачу вел Н. Н. Стромилов. Сеанс связи с Москвой прошел нормально. Затем для жителей района дали небольшой концерт. Качество работы радиоцентра во время сеанса проверяла специально созданная группа радиотехников.

Первые радиопередачи с мыса Шмидта привлекли внимание полярников, летчиков, промысловиков, жителей Чукотки, Колымы и Якутии. Передачи вели прилетевшие из Москвы диктор Г. Я — Анохин и редактор радиовещания С. И. Головин. В программы были включены музыкальные концерты, чтение передовых статей из центральных газет, статей из журналов, материалов по марксизму-ленинизму, истории партии. Записи музыкальных концертов воспроизводили с грампластинок и со специальных лент — так называемых тонфильмов, прокручиваемых через киноаппарат.

После пуска в эксплуатацию передающего радиоцентра группа Ходова приступила к монтажу оборудования приемной радиостанции. Чтобы мощные передатчики не мешали радиоприему, приемную станцию было решено строить в 7 километрах к востоку от полярной станции на берегу моря недалеко от базы авиаотряда. Сюда же решили перевести в будущем всю научную группу станции, а пока в мае 1941 года здесь оборудовали метеоплощадку. С этого момента метеонаблюдения проводили одновременно на полярной станции и на территории приемной радиостанции. Первые три дома приемной радиостанции были построены на низменном берегу Восточной бухты. Один из домов был жилым, в другом разместили электросиловое хозяйство, в третьем часть комнат отвели под жилье, а одну комнату — под аппаратную.

Монтаж оборудования приемной радиостанции благодаря применению прогрессивного метода блочно-узловой сборки был проведен в рекордно короткий срок — за 20 дней. Заранее смонтированные и проверенные узлы и блоки радиоаппаратуры устанавливались на штатное место и подключались к другим участкам схемы. В аппаратном зале было смонтировано шесть столов радиооператоров. Столы предназначались для магистральных связей, обмена с районными радиостанциями, для метееобеспечения авиации и навигационного обмена. Для совместной работы передающей и приемной радиостанции в 1939 году прямо по земле был проложен десятипарный кабель длиной 5250 метров. На радиостанции были установлены трансмиттеры и перфораторы Крица, ондуляторы и отечественные радиоприемники КУБ-4, КТФ-1, "Дозор", ПД-4. Прием радисты осуществляли на пишущие машинки.

Электросиловое хозяйство приемной радиостанции состояло из нефтяного двигателя, вращавшего генератор постоянного тока мощностью 10,5 киловатта, и резервного двигателя с генератором. Для питания различных цепей радиоприемников использовались щелочные аккумуляторы, а для освещения помещений — свинцовая аккумуляторная батарея. Шестьдесят шесть стеклянных банок этой батареи заряжались от генератора, соединенного ременной передачей с валом ветроэлектро-двигателя. Для питания радиопередатчиков были установлены два дизеля Челябинского тракторного завода, имевшие на валу по одному генератору постоянного тока мощностью 29,5 киловатта. Каждый из генераторов мог подзарядить свою аккумуляторную батарею емкостью 720 ампер-часов.

К 1 мая 1940 года завершились все монтажные работы на приемной радиостанции. После опробования всех ее функциональных систем новый мощный узловой радиоцентр Главсевморпути вступил в строй действующих. С этого времени значительно ускорилось прохождение корреспонденции, появилась устойчивая радиосвязь с Хабаровском, Тикси, Диксоном, а также возможность организовать прямой радиотелефонный канал с Москвой. Кроме того, в навигацию 1940 года радиоцентр впервые смог устанавливать связь с шедшими в моря Северного Ледовитого океана ледоколами "Красин" и "Каганович" сразу же после их выхода из Владивостока.

Радисты мыса Шмидта начали ежедневно принимать из Москвы специально подготовленные Политуправлением ГУСМП радиобюллетени и вестники, в которых освещались события внутренней жизни страны, зарубежные новости. Содержание радиобюллетеней они перепечатывали и вывешивали в кают-компании, общественно-политическую информацию, литературные и музыкальные передачи при помощи радиовещательного передатчика ретранслировали для жителей тех населенных пунктов Чукотки, где еще не могли принимать московские радиопрограммы. Управление полярных станций ГУСМП 31 января 1941 года оценило работу строителей радиоцентра мыса Шмидта на "отлично", отметив досрочную сдачу его в эксплуатацию.

Завершив строительство радиоцентра и введя его в эксплуатацию, группа В. В. Ходова собралась уезжать на материк. Вместо Василия Васильевича прибыл новый начальник радиоцентра Михаил Иванович Ходов, его однофамилец. Осмотрев свое хозяйство, М. И. Ходов понял., что разобраться в сложнейшем радиооборудовании новой смене будет крайне трудно, и призвал отъезжавших остаться еще на одну зимовку. Откликнулись шесть человек, в том числе Ю. С. Горюхалов (он был назначен сменным радиотехником), его товарищ по московским курсам полярников Б. Григорьев, механик В. М. Гашунин и ленинградский радиолюбитель-коротковолновик инженер И. И. Якубайтис, ставший парторгом радиоцентра.

С февраля 1940 года полярная станция Мыс Шмидта была вновь передана в подчинение Управлению полярных станций ГУСМП и составила единое целое с радиоцентром. Штат сотрудников полярной станции вырос до 48 человек, и причем половина из них были коммунистами и комсомольцами.

Среди специалистов, приехавших в 1940 году работать в радиоцентр на мыс Шмидта, М. И. Ходов приметил Б. Г. Базулина. Борис Григорьевич любую работу делал обстоятельно, проявляя завидное терпение. Он начал трудовой путь прядильщиком на текстильной фабрике в Балашихе, был комсомольцем ленинского призыва, в 1929 году вступил в партию. В 1934 году Базулин приехал на полярную станцию Новый Порт, расположенную в устье Оби. Работал на полярной станции Мыс Выходной, что находится на Новой Земле в проливе Маточкин Шар. Здесь он участвовал в обеспечении трансарктических перелетов В. П. Чкалова, М. М. Громова, А. В. Ляпидевского, В. С. Молокова, М. В. Водопьянова, высадки в районе Северного полюса четверки папанинцев. Затем работал старшим радиотехником на полярной станции в Анадыре.

Из воспоминаний Б. Г. Базулина: "Когда мы приехали на мыс Шмидта, я стал работать на приемной радиостанции. В мире было неспокойно, и партия призвала весь советский народ самоотверженным трудом крепить могущество нашей родины. И мы трудились не покладая рук, работая в две смены по 12 часов. Мы были молоды, полны сил и энергии, и трудности нас не пугали. Сколько было дано пеленгов судам, ледоколам и самолетам, попадавшим в сферу действия нашей радиостанции, какое огромное количество радиосвязей было осуществлено! Жили мы в тесных комнатах и даже в кают-компании, на полном самообслуживании, по очереди дежурили в столовой и топили баню".

После войны Базулина направили в Валькаркай начальником полярной станции. В 1948-1949 годах он возглавлял коллектив полярной станции Рау-Чуа. Вслед за этим новое назначение — начальником полярной станции Мыс Биллингса. Зимовка на мысе оказалась тяжелой. Здесь Борис Григорьевич заболел цингой. Проработав в Арктике 22 года, почетный полярник в 1956 году ушел на заслуженный отдых.

 

далее: В суровые годы войны