Дополнительно:

От автора

- Первопроходцы
- Внеплановые работы. Точки Серпухова
- Челюскинская эпопея
- Планы и искания
- Икары Чукотки
- Новый этап в изучении природы
- К новой жизни
- Поиски экипажа С.А. Леваневского
- Даешь водную магистраль!
- Радиоцентр мыса Шмидта
- В суровые годы войны
- На пути больших преобразований
- Работа продолжается

В краю пурги и льдов
М. В. Вяхирев.

 

 

VIII. Поиски экипажа С. А. Леваневского

За 20 лет существования Советской власти огромных успехов добилась отечественная авиапромышленность, в стране были подготовлены замечательные кадры летчиков. Особенным для авиации СССР был 1937 год. Он ознаменовался блистательными беспосадочными полетами В. П. Чкалова, Г. Ф. Байдукова, А. В. Белякова, М. М. Громова, А. Б. Юмашева, С. А. Данилина в США через Северный полюс. Советские летчики проложили кратчайший воздушный путь, связавший две великие державы, и передали ученым новые данные о верхних слоях атмосферы Центральной Арктики.

Инициатором и горячим сторонником полетов через Северный полюс был Сигизмунд Александрович Леваневский. Еще в 1935 году он впервые попытался связать воздушным арктическим мостом Европу и Северную Америку, но начавшийся полет из-за неисправности маслопровода пришлось прервать. В 1937 году С. А. Леваневский готовился к трансполярному перелету на новом самолете "СССР Н-209", спроектированном группой ученых Военно-воздушной академии имени Н. Е. Жуковского под руководством В. Ф. Болховитинова. Самолет обладал хорошими летными данными, имел в отличие от одномоторных самолетов Ант-25, на которых В. Чкалов и М. Громов летали через Северный полюс, четыре мотора, скорость -280 километров в час, дальность-7000 километров, поднимал около 12 тонн груза. В состав экипажа кроме командира входили штурман В. И. Левченко, летчик Н. Г. Кастанаев, бортмеханики Г. Т. Побежимов и Н. Н. Годовиков, радист Н. Я. Галковский.

Старт самолета "СССР Н-209" назначили на 12 августа 1937 года. В 18 часов 15 минут, взяв на борт коммерческий груз и полуторамесячный аварийный запас продовольствия, краснокрылый гигант оторвался от полосы московского аэродрома. С этого момента все рации полярных станций Главсевморпути настроились на волну самолета Леваневского. За его позывным RL следили также радиостанции Канады, США, Норвегии и других стран.

13 августа в 14 часов 32 минуты наземные радиостанции приняли с борта самолета первую тревожную радиограмму: "Крайний правый мотор выбыл из строя из-за порчи маслопровода. Высота 4600 метров. Идем в сплошной облачности. Ждите". Потом рацию самолета смогли услышать только радиостанции в Якутске и на мысе, Шмидта. Первая приняла очень короткую радиограмму через 1 час 24 минуты после сообщения о выходе из строя мотора. Из ее содержания можно было понять следующее: самолет сел на лед или механики в полете отремонтировали мотор. Последнюю разборчивую и тоже очень короткую радиограмму сумел принять Б. Паршин — радист полярной станции Мыс, Шмидта 13 августа в 17 часов 53 минуты: "Как меня слышите? RL. Ждите". В дальнейшем сообщения с самолета Леваневского прослушивались настолько слабо, что разобрать их не удавалось. А с 23 августа позывной самолета в эфире не обнаруживался.

Поиски пропавшего самолета, организованные правительственной комиссией, велись в западном и восточном секторах Советской Арктики. В западном секторе летали М. И., Шевелев, М. В. Водопьянов, В. С. Молоков, А. Д. Алексеев, Б. Г. Чухновский, М. С. Бабушкин, Ф. Б. Фарих, Я. Д. Мошковский, а в восточном — В. Н. Задков, А. Н. Грацианский, американские летчики Г. Уилкинс, Стюарт, Рендель, Д. Маттерн, Армстед и Кроссон. Кроме того, на Северо-Восток для участия в спасательных операциях в срочном порядке были направлены ледокол "Красин", пароходы "Анадырь" и "Красный партизан". Эти суда держали курс на мыс Шмидта, где находилась самая крупная авиабаза ледовой разведки Чукотки. В трюмах пароходов находились запасные части к самолетам, горючее, радиостанции, продовольствие, различное имущество.

Утром 15 августа, как только "Анадырь" бросил якорь в Восточной бухте, началась выгрузка. К вечеру на берегу выросла гора груза. В авральных работах участвовали, подменяя друг друга, экипаж парохода, бригады полярников и авиаторов. Уже через сутки выгрузка была закончена. Теперь почти все доставленное пароходом нужно было также быстро погрузить на ледокол "Красин". Кроме того, предстояло доставить на его борт четыре самолета типа Р-5 и У-2. К вечеру 16 августа три самолета были готовы к погрузке на "Красин". Начальник Управления полярной авиации Главсевморпути М. И. Шевелев, внимательно следивший за ходом спасательных операций, прислал на мыс Шмидта телеграмму. В ней он торопил шмйдтовцев с выходом ледокола к северной оконечности Аляски — мысу Барроу, откуда должны были вести поиск пропавшего самолета летчики Шмидтовского отряда. Каминский в ответ телеграфировал: "Задача исключительно трудная. Во всяком случае наш коллектив сделает все возможное, чтобы выполнить свой долг полярных летчиков.". К 5 часам утра 18 августа на борт "Красина" были погружены все четыре самолета, запасные части к ним, 78 тонн авиационного горючего и масла, 12 комплектов меховой одежды, сшитой за сутки женщинами Рыркайпия, собачья упряжка и корм для собак.

По распоряжению начальника Службы погоды Главсевморпути Б. Л. Дзердзеевского в состав экспедиции был включен синоптик полярной станции Мыс Шмидта Г. В. Волков. Первым помощником капитана ледокола "Красин" был назначен парторг полярной станции Е. И. Кульпин.

18 августа 1937 года в 6 часов утра "Красин" дал прощальный гудок и вышел в море. В, состав авиаотряда, базировавшегося на ледоколе, входили его командир М. Н. Каминский, летчики Г. И. Катюхов, Д. И. Морозов, Д. Ф. Островенко, В. М. Сургучев, Журухин, Драневич, авиамеханики Кислицын и Дендерюк.

От начальника ГУСМП О. Ю. Шмидта в адрес начальника полярной станции Мыс Шмидта Р. К. Шульца в день отхода ледокола пришло распоряжение обеспечить бесперебойный прием всех метеосводок для передачи их на "Красин". По плану метеорологического обслуживания экспедиции, разработанному Дзердзеевским и утвержденному Шмидтом, бюро погоды мыса Шмидта, Диксона и Тикси должны были ежедневно принимать сводки погоды, составлять прогнозы и немедленно передавать их на ледокол по запросу синоптика экспедиции. Задача была поставлена ответственная и сложная, так как на всем северном побережье Аляски не было тогда достаточно развитой сети полярных станций. И тем не менее на мысе Шмидта ежесуточно готовили и передавали на ледокол "Красин" метеосводки.

С 21 августа через каждые три часа бюро погоды мыса Шмидта стало посылать в Якутск сводки погоды для обеспечения перелета на северо-восточное побережье Чукотки самолета летчика Констазино, принявшего участие в операциях по спасению экипажа Леваневского. Такую же информацию по распоряжению Дзердзеевского передавали бюро погоды Анадыря и Нагаево.

В расчете на то что у потерпевших авиационную катастрофу мог работать приемник, по рации полярной станции несколько раз в сутки передавались сообщения о принимаемых правительством мерах по их спасению.

От ледокола "Красин" самолеты летали главным образом вдоль 148-149-го меридианов. Из-за небольшого радиуса их действия полеты были непродолжительными. К тому же полетам очень мешали туманы, поиски на льду площадок, пригодных для организации промежуточных баз, оказались безуспешными, так как ледовый покров был непрочным и постоянно подвергался торошению. При одной из попыток Катюхова посадить свой У-2 на лед самолет скапотировал. Летчик по счастливой случайности не пострадал, но у самолета погнулся воздушный винт и помялись передние кромки верхних плоскостей.

В течение года летчики обследовали довольно обширный район Арктики, но не нашли никаких следов катастрофы самолета Леваневского. Значительная территория из-за несовершенства авиационной техники того времени для спасательных полетов оказалась недоступной.

 

далее: Даешь водную магистраль!