Полянский Александр Александрович (1902-1951)

История высоких широт в биографиях и судьбах.

Полянский Александр Александрович (1902-1951)

Сообщение [ Леспромхоз ] » 14 Январь 2009 21:50

Сообщение от:alex_andr

0.jpg
ПОЛЯНСКИЙ Александр Александрович
(1902, г. Вологда - 5.10.1951 г., Архангельск).

В 1918 - 21 гг. служил в Военно-морском флоте. В 1921 г. окончил радиошколу. Работал радистом на береговой станции и плавал на судах торгового морского флота.

С 1937 года старший радист ледокола "Георгий Седов" - плавучей научно-исследовательской станции Главсевморпути. За время 812-дневного дрейфа судна с октября 1937 по январь 1940 г. в труднейших условиях Арктики во льдах Северного Ледовитого океана обеспечивал бесперебойную связь с Большой землей, 4 раза в сутки передавал метеосводки, научные и другие материалы. Звание Героя Советского Союза А.А. Полянскому присвоено 3.02.1940 года. Александр Александрович получил орденом Ленина № 2627, медаль Золотая Звезда № 232, позднее - значок "Почетный полярник" за № 7.

За успешное проведение полярной вахты на острове Белом в 1941-1944 годах он удостоен медалей "За оборону Советского Заполярья" и "За победу над Германией в Великой Отечественной войне". Кроме того, в апреле 1940 года в СССР была выпущена почтовая марка № 732, посвященная Героям-седовцам. На ней пятнадцать портретов. В правом верхнем углу - Александр Александрович Полянский - единственный портрет соломбальца на почтовой марке за всю историю СССР и России!

После войны работал начальником инспекторской группы полярной станции Амдерма. Скоропостижно скончался на борту судна. Похоронен в Архангельске на Соломбальском кладбище. Именем радиста-полярника названо крупное озеро, открытое в Антарктиде в 1956 г.

Источник : http://www.soldat.ru/memories/heroes/pages/polyanskii.html
Каждый заблуждается в меру своих возможностей.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Полянский Александр Александрович

Сообщение [ Леспромхоз ] » 14 Январь 2009 21:59

Сообщение от alex_andr:

"Красный Север ", г. Вологда, 5 февраля 1977 г.

ОЗЕРО ПОЛЯНСКОГО
В 1937 году из-за тяжелых ледовых условий в морях Северного Ледовитого океана зазимовало 28 судов. Три из них —«Г. Седов», «Садко» и «Малыгин» — вместе с ледяным полем, в которое они вмерзли у острова Бельковского в море Лаптевых, начали дрейфовать к северу. Сегодня ученые подчеркивают, что этот дрейф явился как бы незапланированным продолжением работ по программе третьей высокоширотной экспедиции в зимних условиях. 812 дней и ночей провел экипаж ледокольного парохода «Г. Седов» в плену у Арктики.

В начале апреля 1038 года большинство участников дрейфа с этих трех пароходов было вывезено на материк. В августе ледокол «Ермак» вывел из ледового плена «Садко» и «Малыгина». У «Г. Седова» дела оказались плохими. Во время дрейфа у него повредилось рулевое управление. Двигать с я самостоятельно он не мог, а вывести его на буксире сквозь тяжелые ледяные поля не удалось.

Прощальным гудком 30 августа ледокол «Ермак» пожелал седовдам счастливого дрейфа. С этого дня вся страна следила за судьбой 15 советских моряков, изъявивших добровольное желание продолжить ледовый плен. Среди этих пятнадцати был уроженец Вологды, радист Александр Александрович Полянский, которому 21 января 1077 года исполнилось бы семьдесят пять лет.

Отец Полянского работал продавцом в лавке у одного из вологодских купцов, После переезда в Архангельск Александр поступил учиться, Большого достатка в доме не было, поэтому в летние каникулы он работал рассыльным в ледовой службе Архангельского порта. После революции ушел добровольцем в Красную Армию и был направлен в школу службы связи Белого моря.

Получив специальность радиста, Александр Александрович некоторое время работал на береговых радиостанциях мурманского побережья, а затем— на гидрографических судах Управления безопасности кораблевождения Севера «Соломбала», «Пахтусов» и «Таймыр». В 1926 году перешел работать в торговый флот. Но далеко от Арктики не ушел— тянул суровый Север. «Южное тепло расслабляет», — говорил он.

К моменту назначения на «Г. Седов» А. А, Полянский получил богатый опыт плавания на пароходах «Канин», «Крестьянин», «Воронеж», ледокольном пароходе «А. Сибиряков» и др. «Почерк» радиста Полянского хорошо знали на береговых станциях и в корабельных радиорубках.

Радист — связующее звено между кораблем и берегом. Когда устойчивая связь с портом, экипаж спокоен. И Полянский постоянно совершенство вал свое мастерство. Он был одним из первых, изъявивших желание остаться на «Г. Седове» во время вынужденного дрейфа.

Пятнадцать моряков не только оберегали свой корабль от капризов природы. Они превратили его в плавучую научную базу.

О дрейфе «Г. Седова» написано много научных и популярных статей и книг. Поэтому, не будем подробно останавливаться на нем. Отметил лишь, что за этот рейс сквозь моря Северного Ледовитого океана, начавшийся у Новосибирских островов и завершившийся в Гренландском море, корабль испытал сто пятьдесят три сильных сжатия. Значит, столько раз зкипаж корабля находился в критическом положении и был готов но кинуть судно, не имея возможности помочь ему.

Богатейшие научные материалы, собранные членами экипажа, обогатили мировую науку по гидрологии и гидрографии Центрального арктического бассейна. Ведь севернее 85-й параллели «Г. Седов» пробыл в два раза дольше, чем дрейфовавшая в это же время станция «Северный Полюс-1» во главе с И. Д. Папаниным, и в два с половиной раза дольше, чем «Фрам» знаменитого норвежского полярного исследователя Ф. Нансена.

И все 812 суток ни разу не прервалась связь «Г. Седова», которую поддерживал Полянский с материком. По сделанным подсчетам, за это время на Большую землю корабельная радиостанция «Г. Седова» передала 572 тысячи слов.

Оценивая сам дрейф и его результаты, капитан корабля К. Бадигин писал: «Это была очень трудная, суровая школа, далекая от книжной романтики и фальшивой сентиментальности. И я горжусь тем, что наш коллектив сумел с честью ее закончить».

О судьбе седовцев заботилась вся страна. Их труд, мужество получило высокую оценку. Всем пятнадцати участникам дрейфа Указом Президиума Верховного Совета СССР присвоено звание Героя Советского Союза.

После завершения дрейфа на «Г. Седове» Александр Александрович с 1941 года возглавлял полярные станций острова Белый, Маре-Сале, острова Андрея, В 1951 году он получил назначение на полярную станцию острова Гейберга. Но к мосту новой с луж бы не доехал. Смерть, которой полярник не раз смотрел в глаза, подстерегла его в пути. Он скончался 5 октября 1951 года в полном расцвете творческих сил.

И сегодня как никогда ощущаешь правоту слов Всероссийского старосты М. И. Калинина, обращенных к седовцам: «...Время не изгладит из памяти подвиги советских люден, борющихся за процветание Родины... Среди зтих подвигов достойное место займет ваш замечательный труд на благо советского народа и советской науки».
Люди не забыли подвига «Г. Седова». Не забыли и одного из членов его экипажа вологжанина Александра Александровича Полянского. В память о нем советские исследователи назвали открытое в 1956 году озеро в Антарктиде.

© Б. МАСЛЕННИКОВ,
действительный член Географического общества СССР.
Каждый заблуждается в меру своих возможностей.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Полянский Александр Александрович

Сообщение [ Леспромхоз ] » 14 Январь 2009 22:03

От Северного до Южного полюса, через Новый Свержень.
http://averdysh.narod.ru/ipol.html
1 мая 2004 года
Интервью с Председателем Совета Ветеранов Нового Свержня Полянским Алексеем Николаевичем.

Вердыш А. В.
Вопрос: Алексей Николаевич, какие события 2004 года были для Вас наиболее значимыми?
Ответ: Я коренной архангелогородец. В Новом Свержне проживаю с 1973 года. В этом году исполнилось 100 лет со дня рождения моего дяди- Полянского Александра Александровича. 3 февраля 1940 года вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР "О присвоении звания Героя Советского Союза участникам дрейфа на ледокольном пароходе "Георгий Седов". Указом этим "за проведение героического дрейфа, выполнение обширной программы научных исследований в труднейших условиях Арктики и проявленные при этом мужество и настойчивость" все 15 человек последнего состава экипажа судна были удостоены высшей степени отличия. В день подписания Указа старшему радисту "Георгия Седова" Александру Александровичу Полянскому исполнилось 38 лет! Он оказался не только самым старшим на "Седове", но и самым опытным моряком и полярником.
Первый раз зимовал радистом с августа 1922-го по август 1923 года на радиостанции "Цип-Наволок", служа в Пограничной флотилии ОГПУ, а с конца 1923-го по июль 1925 года в УБЕКО "Север" его назначили радистом на пять судов, включая всемирно известный географическими открытиями периода Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана (1910=1915) "Таймыр". Кроме опыта, его огромному авторитету и искреннему уважению со стороны товарищей по дрейфу способствовали прекрасные черты характера: основательность, уравновешенность, рассудительность, доброжелательность, уважительное обращение со всеми и честность, в чем мы с вами убедимся, читая фрагменты его воспоминаний. Этот сплав морского и житейского опыта с добрыми свойствами души породил две формы обращения к нему: "Александр Александрович" и "дядя Саша".


Родился мой дядя 21 января (3 февраля по новому стилю) в деревне Полянки Вологодской губернии и Вологодского же уезда Турундаевской волости.

В 1908 году семья переехала в Архангельск, где отец, как и в Вологде, стал работать продавцом посудного магазина. Учась в церковно-приходской школе с 1909-го по 1913 год, Саша летом работал коноводом на выкатке леса. "Рассчитывались за эту работу с моим отцом, - вспоминал впоследствии Герой, - а я от него получал на конфеты".

Детской памяти свойственно сохранять удивительное. Так и 10-летнему Саше "хорошо запомнилось лето 1912 года... У причала Соломбалы, как раз у того места, где я обычно забрасывал свои удочки, стал в ту пору небольшой корабль... "Святой великомученик Фока"... Мы, мальчишки, часто бегали к причалу, чтобы посмотреть, как грузят на борт корабля невиданные предметы. Особое удовольствие доставляло нам дразнить огромную свору собак, сидевших на цепи и в клетках на палубе. Собаки отчаянно лаяли... Помню я и офицера с русой бородкой: суетившегося на пристани. Мы знали, что это командир... Это был странный корабль. Все корабли... увозили на себе лес, а на этом были почему-то собаки. Нам сказали, что корабль уходит к полюсу, что полюс находится где-то в море и что на собаках будут ездить по морю, которое около полюса всегда покрыто льдом, как Двина зимой. Все это было, конечно, очень интересно, но рыбная ловля интересовала меня в ту пору несравненно больше, нежели арктические экспедиции...

Смутно помню я и день отплытия "Фоки". Конечно, в ту счастливую пору мне и не могла прийти в голову мысль, что в будущем мне придется самому принять участие в... экспедиции. Еще меньше я думал о том, что корабль, на котором мне придется совершать этот дрейф, будет носить имя того офицера с русой бородкой, который летом 1912 года отправился на "Святом Фоке" к полюсу и нашел на пути свою гибель...".

В 15 лет Александр Полянский по окончании Островлянской второклассной учительской школы со званием "учителя школы грамоты" поступает конторщиком в Архангельский торговый порт, где работает до июня 1920 года, когда записался добровольцем в Рабоче-крестьянский Красный флот. Там его зачислили в Школу службы связи Белого моря, которую он успешно закончил в 1921 году. Автобиографии А. А. Полянского, подкрепленные с июня 1934 года еще и календарными записями в трудовой книжке, содержат сведения о... тридцати (!) местах службы в качестве радиста до того, как он в июне 1937 года, второй раз в жизни, ступил на палубу одного и того же судна, чтоб вместе с ним войти в бессмертие.

С 1921 по июнь 1937 года А. А. Полянский двенадцать раз в межрейсовые периоды назначался на береговые радиостанции. Что же касается работы на судовых радиостанциях, то до вторичного поступления на "Георгий Седов" в июне 1937 года он служил радистом на 18 судах. Есть сведения, что еще в 20 -е годы Полянский участвовал бортрадистом в разведочных полетах аэропланов и корректировал движение судов, указывал капитанам наиболее обильные места лежбищ морского зверя. Таким образом, к моменту назначения в рейс, принесший ему заслуженную всесоюзную славу, Александр Александрович освоил все типы аппаратуры, находившейся в ту пору в эксплуатации. Кроме того, шестнадатилетний опыт непрерывной работы на судах и на берегу попеременно, овладение секретами мастерства выдвинули его в ряд первоклассных радиооператоров с персональным званием - "снайпер эфира". "Почерк" ключа Полянского был в Арктике читаем "без переспрашиваний". О том, в каких условиях работали седовцы, можно судить по письму А. А. Полянского жене, не предназначавшемуся для печати. Он писал его, чтобы передать одним из самолетов, которые должны были в апреле 1938 года вывезти на Большую землю 184 из 217 зимовавших на "Садко", "Седове" и "Малыгине". Письмо писалось последовательно в нескольких тетрадях и заняло... 120 страниц!!! Тетрадям этим кто-то из журналистов "Правды Севера" дал название "дневник Полянского" и опубликовал фрагменты из них 14 и 15 января 1940 года, когда сам автор еще "шел" к Мурманску.

Под датой 23.01.38 читаем: "Ветер силой 8-9 баллов. У меня в каюте все выдуло... Сэкономил около 10 килограммов угля, значит, сегодня ночью еще будет тепло. Но это все относительно... на метр от пола температура плюс 17, а на полу минус 1 градус. В пожарном ведре замерзла вода". А это запись от 19.02.38: "Сегодня с полудня поднялся сильный западный ветер. Моя рубка так и трясется. Продувает всего насквозь. Даже шапку продувает и мерзнет голова". В статье, написанной уже после окончания седовской эпопеи, А. А. Полянский, анализируя механизм психологической адаптации к состоянию постоянной опасности, писал: "В дни, когда нам приходилось действительно туго, мы избегали сообщать подробности происшествия и аврала. Мало ли что можно написать сгоряча? Правильная оценка событий может прийти только тогда, когда все будет позади. Мы это прекрасно помнили и не спешили с нашими сообщениями... Почему-то всякая трапеза после аврала называлась "завтраком", даже если это происходило и в полночь. Во время этих "завтраков" никто не вспоминал об аврале. Мало говорили о нем и на следующий день. И действительно, зачем вспоминать о вчерашних делах, когда мы ежедневно могли ожидать новых неприятностей?

А ждали мы их непрерывно в течение всех 27 месяцев, проведенных нами в дрейфе. Под конец мы так свыклись с этим напряженным ожиданием, постоянная настороженность так прочно вошла в наш быт, что как-то потерялось ощущение самой опасности нашего положения". Иными словами, то, что "в пожарном ведре замерзла вода" или в той же каюте "шапку продувает и мерзнет голова", - это цветочки, об этом еще можно писать в отличие от подробностей множества случаев, "когда... приходилось действительно туго"! Первый Герой Советского Союза из славного отряда арктических радистов Э. Т. Кренкель в аналитической статье "Всегда вместе с Родиной", опубликованной в "Правде Севера" 4 февраля 1940 года, писал о работе Полянского: "...успешное завершение беспримерного дрейфа "Седова" во многом зависело от бесперебойной работы рации ледокола... и она блестяще выдержала трудное испытание... Ввиду ограниченного количества горючего связь с материком поддерживалась преимущественно на передатчиках малой мощности... С мая прошлого (1939. - Л. Б.) года радиостанция "Седова" работала в среднем по 11 часов в сутки. В последние дни дрейфа радисты "Седова" передавали и принимали ежедневно по 10 тысяч слов. Это астрономические цифры. Надо быть очень квалифицированным радистом, большим мастером, виртуозом, чтобы в суровых условиях Арктики выдержать такой необычный экзамен". В Кремле, на банкете в честь героев-седовцев, И. В. Сталин подозвал присутствовавших в зале детей Полянского - шестилетнюю Зою и пятилетнего Витю(моих двоюродных сестру и брата) - и дал им по яблоку. Узнав, что они не сказали спасибо, родители отправили их поблагодарить вождя. Тогда Сталин протянул им еще и по апельсину. Посмотреть на апельсины, подаренные Зое и Вите самим Сталиным, в дом Полянских долго приходили ребятишки Соломбалы.

В 1942 году Мария Алексеевна вместе с детьми на "Каре" отправилась к мужу на остров Белый, где он с апреля 1941 года был начальником полярной станции. Высохшие и растрескавшиеся "апельсины Сталина" остались в Архангельске. По возвращении их не нашли... На острове Белый Полянскому пришлось вспомнить и свою первую специальность - учителя начальной школы. Дочь в Архангельске закончила только первый класс, а сыну осенью еще лишь предстояло начать учебу. Всех жителей на полярной станции огромного острова было с детьми начальника... семь человек. Учил детей отец. Как учил, косвенно можно судить по тому, что сын в декабре 1944 года был принят в Архангельске сразу в третий класс. Оба закончили школу с серебряными медалями. Виктор Александрович окончил затем МВТУ им. Н. Э. Баумана в Москве, а Зоя Александровна после обучения в Архангельском пединституте 35 лет преподавала физику сначала в Заостровской школе, потом школе N 52 в Соломбале.

После возвращения с острова Белый и длительного отпуска за три с половиной года бессменной работы в Арктике А. А. Полянский служит начальником полярной станции в Маре -Сале, затем - острова Андрея. 9 сентября 1949 года ему присваивается персональное звание "инженер-капитан Северного Морского пути третьего ранга". С 20 июля 1951 года Александр Александрович - начальник инспекторской группы полярной станции Амдерма. 5 октября 1951 года, на борту судна, которое должно было доставить Полянского к новому месту службы, он скоропостижно скончался. В свидетельстве о смерти указано, что запись в книге ЗАГСа сделана 17 октября. Видимо, только к этому дню тело Героя было доставлено в Архангельск. Сказалась 30-летняя работа на несовершенной аппаратуре (искровых передатчиках), когда организм непрерывно оказывался под воздействием электромагнитного излучения на недопустимо близком расстоянии. Из соратников-седовцев проводить в последний путь смог его только Герой Советского Союза С. Д. Токарев. Похоронен А. А. Полянский на Соломбальском кладбище. До 50-летия он не дожил 121 день. Полянский был награжден орденом Ленина N 2627, медалью Золотая Звезда N 232, значком "Почетный полярник" N 7. За полярную вахту на о. Белом в 1941-1944 годах он удостоен медалей "За оборону Советского
 1940_732.jpg
Заполярья" и "За победу над Германией в Великой Отечественной войне". Кроме того, в апреле 1940 года в СССР была выпущена почтовая марка N 732, посвященная Героям-седовцам. На ней пятнадцать портретов. В правом верхнем углу - Александр Александрович Полянский - единственный портрет соломбальца на почтовой марке за всю историю СССР!

Именем А. А. Полянского названо озеро в Антарктиде. Увековечили память о классном радисте и прекрасном человеке те архангелогородцы, которые подошли к ее берегам в начале 1956 года на "Оби". Главным инженером Антарктической экспедиции был Н. Н. Розов. В далеких 1937-1938 он дрейфовал в "Городе трех кораблей" вначале на "Садко" третьим механиком, а с марта под конец августа 1938-го - на "Г. Седове" старшим механиком. Похоже, именно Николай Николаевич и предложил хоть в Антарктиде увековечить имя А. А. Полянского, раз уж в Арктике объекта для этого не нашлось.

Имя А. А. Полянского, к сожалению, не поместили на Стелу Героев у Вечного огня в Архангельске. Но разве медали "За оборону Советского Заполярья" и "За победу над Германией в Великой Отечественной войне" не доказательство того, что Александр Александрович Полянский честно выполнял миссию, которую исполнять его назначило государство еще до Великой Отечественной войны, а с ее началом - оставили на посту начальника полярной станции бессменно в течение почти трех с половиной лет! Его имя, как и имена других Героев-седовцев архангелогородцев - В. С. Алферова, С. П. Буторина, С. Д. Токарева, Н. С. Шарыпова, а также капитана "Г. Седова" К. С. Бадигина, в 1941-1943 году в звании капитана третьего ранга командовавшего Ледокольным отрядом Беломорской Военной Флотилии и жившего в это время в нашем городе, - должны занять заслуженное ими место на Стеле Героев и в памяти архангелогородцев.
Каждый заблуждается в меру своих возможностей.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Полянский Александр Александрович

Сообщение [ Леспромхоз ] » 14 Январь 2009 22:45

 2.jpg
Наш старший радист "дядя Саша" - А.А. Полянский
Каждый заблуждается в меру своих возможностей.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Полянский Александр Александрович

Сообщение [ Леспромхоз ] » 14 Январь 2009 22:48

 3.jpg
"Зоя и Витя встретили отца еще в море"
Каждый заблуждается в меру своих возможностей.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Полянский Александр Александрович

Сообщение Сергей Шулинин » 13 Апрель 2012 07:18

Друзья, очень важно и нужно! Прошу вас найти более подробную информацию о работе А.А. Полянского на о. Белом и полярной станции Марре-Сале.
Кто умер, но не забыт, тот бессмертен. Тот, кто не дал забыть, – сам сделал шаг к бессмертию.
Аватара пользователя
Сергей Шулинин
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 3182
Зарегистрирован: 07 Июнь 2008 16:34
Откуда: г. Салехард

Полянский Александр Александрович

Сообщение Сергей Шулинин » 13 Апрель 2012 07:20

http://www.arhpress.ru/ps/2002/2/7/40.shtml

Правда Севера
7 февраля 2002 (26)
Бойко

К 100-летию со дня рождения Александра Полянского


3 февраля 1940 года вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР "О присвоении звания Героя Советского Союза участникам дрейфа на ледокольном пароходе "Георгий Седов". Указом этим "за проведение героического дрейфа, выполнение обширной программы научных исследований в труднейших условиях Арктики и проявленные при этом мужество и настойчивость" все 15 человек последнего состава экипажа судна были удостоены высшей степени отличия.

В день подписания Указа старшему радисту "Георгия Седова" Александру Александровичу Полянскому исполнилось 38 лет! Он оказался не только самым старшим на "Седове", но и самым опытным моряком и полярником. Первый раз зимовал радистом с августа 1922-го по август 1923 года на радиостанции "Цип-Наволок", служа в Пограничной флотилии ОГПУ, а с конца 1923-го по июль 1925 года в УБЕКО "Север" его назначили радистом на пять судов, включая всемирно известный географическими открытиями периода Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана (1910=1915) "Таймыр". Кроме опыта, его огромному авторитету и искреннему уважению со стороны товарищей по дрейфу способствовали прекрасные черты характера: основательность, уравновешенность, рассудительность, доброжелательность, уважительное обращение со всеми и честность, в чем мы с вами убедимся, читая фрагменты его воспоминаний. Этот сплав морского и житейского опыта с добрыми свойствами души породил две формы обращения к нему: "Александр Александрович" и "дядя Саша".

Родился Полянский 21 января (3 февраля по новому стилю) в деревне Полянки Вологодской губернии и Вологодского же уезда Турундаевской волости. В 1908 году семья переехала в Архангельск, где отец, как и в Вологде, стал работать продавцом посудного магазина.

Учась в церковно-приходской школе с 1909-го по 1913 год, Саша летом работал коноводом на выкатке леса. "Рассчитывались за эту работу с моим отцом, - вспоминал впоследствии Герой, - а я от него получал на конфеты".

Детской памяти свойственно сохранять удивительное. Так и 10-летнему Саше "хорошо запомнилось лето 1912 года... У причала Соломбалы, как раз у того места, где я обычно забрасывал свои удочки, стал в ту пору небольшой корабль... "Святой великомученик Фока"... Мы, мальчишки, часто бегали к причалу, чтобы посмотреть, как грузят на борт корабля невиданные предметы. Особое удовольствие доставляло нам дразнить огромную свору собак, сидевших на цепи и в клетках на палубе. Собаки отчаянно лаяли... Помню я и офицера с русой бородкой: суетившегося на пристани. Мы знали, что это командир... Это был странный корабль. Все корабли... увозили на себе лес, а на этом были почему-то собаки. Нам сказали, что корабль уходит к полюсу, что полюс находится где-то в море и что на собаках будут ездить по морю, которое около полюса всегда покрыто льдом, как Двина зимой. Все это было, конечно, очень интересно, но рыбная ловля интересовала меня в ту пору несравненно больше, нежели арктические экспедиции...

Смутно помню я и день отплытия "Фоки". Конечно, в ту счастливую пору мне и не могла прийти в голову мысль, что в будущем мне придется самому принять участие в... экспедиции. Еще меньше я думал о том, что корабль, на котором мне придется совершать этот дрейф, будет носить имя того офицера с русой бородкой, который летом 1912 года отправился на "Святом Фоке" к полюсу и нашел на пути свою гибель...".

В 15 лет Александр Полянский по окончании Островлянской второклассной учительской школы со званием "учителя школы грамоты" поступает конторщиком в Архангельский торговый порт, где работает до июня 1920 года, когда записался добровольцем в Рабоче-крестьянский Красный флот. Там его зачислили в Школу службы связи Белого моря, которую он успешно закончил в 1921 году. Автобиографии А. А. Полянского, подкрепленные с июня 1934 года еще и календарными записями в трудовой книжке, содержат сведения о... тридцати (!) местах службы в качестве радиста до того, как он в июне 1937 года, второй раз в жизни, ступил на палубу одного и того же судна, чтоб вместе с ним войти в бессмертие.

С 1921 по июнь 1937 года А. А. Полянский двенадцать раз в межрейсовые периоды назначался на береговые радиостанции. Что же касается работы на судовых радиостанциях, то до вторичного поступления на "Георгий Седов" в июне 1937 года он служил радистом на 18 судах. Есть сведения, что еще в 20 -е годы Полянский участвовал бортрадистом в разведочных полетах аэропланов и корректировал движение судов, указывал капитанам наиболее обильные места лежбищ морского зверя.

Таким образом, к моменту назначения в рейс, принесший ему заслуженную всесоюзную славу, Александр Александрович освоил все типы аппаратуры, находившейся в ту пору в эксплуатации. Кроме того, шестнадатилетний опыт непрерывной работы на судах и на берегу попеременно, овладение секретами мастерства выдвинули его в ряд первоклассных радиооператоров с персональным званием - "снайпер эфира". "Почерк" ключа Полянского был в Арктике читаем "без переспрашиваний".

О том, в каких условиях работали седовцы, можно судить по письму А. А. Полянского жене, не предназначавшемуся для печати. Он писал его, чтобы передать одним из самолетов, которые должны были в апреле 1938 года вывезти на Большую землю 184 из 217 зимовавших на "Садко", "Седове" и "Малыгине". Письмо писалось последовательно в нескольких тетрадях и заняло... 120 страниц!!! Тетрадям этим кто-то из журналистов "Правды Севера" дал название "дневник Полянского" и опубликовал фрагменты из них 14 и 15 января 1940 года, когда сам автор еще "шел" к Мурманску.

Под датой 23.01.38 читаем: "Ветер силой 8=9 баллов. У меня в каюте все выдуло... Сэкономил около 10 килограммов угля, значит, сегодня ночью еще будет тепло. Но это все относительно... на метр от пола температура плюс 17, а на полу минус 1 градус. В пожарном ведре замерзла вода". А это запись от 19.02.38: "Сегодня с полудня поднялся сильный западный ветер. Моя рубка так и трясется. Продувает всего насквозь. Даже шапку продувает и мерзнет голова".

В статье, написанной уже после окончания седовской эпопеи, А. А. Полянский, анализируя механизм психологической адаптации к состоянию постоянной опасности, писал: "В дни, когда нам приходилось действительно туго, мы избегали сообщать подробности происшествия и аврала. Мало ли что можно написать сгоряча? Правильная оценка событий может прийти только тогда, когда все будет позади. Мы это прекрасно помнили и не спешили с нашими сообщениями... Почему-то всякая трапеза после аврала называлась "завтраком", даже если это происходило и в полночь. Во время этих "завтраков" никто не вспоминал об аврале. Мало говорили о нем и на следующий день. И действительно, зачем вспоминать о вчерашних делах, когда мы ежедневно могли ожидать новых неприятностей?

А ждали мы их непрерывно в течение всех 27 месяцев, проведенных нами в дрейфе. Под конец мы так свыклись с этим напряженным ожиданием, постоянная настороженность так прочно вошла в наш быт, что как-то потерялось ощущение самой опасности нашего положения".

Иными словами, то, что "в пожарном ведре замерзла вода" или в той же каюте "шапку продувает и мерзнет голова", - это цветочки, об этом еще можно писать в отличие от подробностей множества случаев, "когда... приходилось действительно туго"!

Первый Герой Советского Союза из славного отряда арктических радистов Э. Т. Кренкель в аналитической статье "Всегда вместе с Родиной", опубликованной в "Правде Севера" 4 февраля 1940 года, писал о работе Полянского: "...успешное завершение беспримерного дрейфа "Седова" во многом зависело от бесперебойной работы рации ледокола... и она блестяще выдержала трудное испытание... Ввиду ограниченного количества горючего связь с материком поддерживалась преимущественно на передатчиках малой мощности... С мая прошлого (1939. - Л. Б.) года радиостанция "Седова" работала в среднем по 11 часов в сутки. В последние дни дрейфа радисты "Седова" передавали и принимали ежедневно по 10 тысяч слов. Это астрономические цифры. Надо быть очень квалифицированным радистом, большим мастером, виртуозом, чтобы в суровых условиях Арктики выдержать такой необычный экзамен".

В Кремле, на банкете в честь героев-седовцев, Сталин подозвал присутствовавших в зале детей Полянского - шестилетнюю Зою и пятилетнего Витю - и дал им по яблоку. Узнав, что они не сказали спасибо, родители отправили их поблагодарить вождя. Тогда Сталин протянул им еще и по апельсину. Посмотреть на апельсины, подаренные Зое и Вите самим Сталиным, в дом Полянских долго приходили ребятишки Соломбалы. В 1942 году Мария Алексеевна вместе с детьми на "Каре" отправилась к мужу на остров Белый, где он с апреля 1941 года был начальником полярной станции. Высохшие и растрескавшиеся "апельсины Сталина" остались в Архангельске. По возвращении их не нашли...

На острове Белый Полянскому пришлось вспомнить и свою первую специальность - учителя начальной школы. Дочь в Архангельске закончила только первый класс, а сыну осенью еще лишь предстояло начать учебу. Всех жителей на полярной станции огромного острова было с детьми начальника... семь человек. Учил детей отец. Как учил, косвенно можно судить по тому, что сын в декабре 1944 года был принят в Архангельске сразу в третий класс. Оба закончили школу с серебряными медалями. Виктор Александрович окончил затем МВТУ им. Н. Э. Баумана в Москве, а Зоя Александровна после обучения в Архангельском пединституте 35 лет преподавала физику сначала в Заостровской школе, потом школе N 52 в Соломбале.

После возвращения с острова Белый и длительного отпуска за три с половиной года бессменной работы в Арктике А. А. Полянский служит начальником полярной станции в Маре -Сале, затем - острова Андрея. 9 сентября 1949 года ему присваивается персональное звание "инженер-капитан Северного Морского пути третьего ранга". С 20 июля 1951 года Александр Александрович - начальник инспекторской группы полярной станции Амдерма. 5 октября 1951 года, на борту судна, которое должно было доставить Полянского к новому месту службы, он скоропостижно скончался. В свидетельстве о смерти указано, что запись в книге ЗАГСа сделана 17 октября. Видимо, только к этому дню тело Героя было доставлено в Архангельск. Причина смерти - рак печени и легкого. Сказалась 30-летняя работа на несовершенной аппаратуре (искровых передатчиках), когда организм непрерывно оказывался под воздействием электромагнитного излучения на недопустимо близком расстоянии. Из соратников-седовцев проводить в последний путь смог его только Герой Советского Союза С. Д. Токарев. Похоронен А. А. Полянский на Соломбальском кладбище. До 50-летия он не дожил 121 день.

Полянский был награжден орденом Ленина N 2627, медалью Золотая Звезда N 232, значком "Почетный полярник" N 7. За полярную вахту на о. Белом в 1941=1944 годах он удостоен медалей "За оборону Советского Заполярья" и "За победу над Германией в Великой Отечественной войне". Кроме того, в апреле 1940 года в СССР была выпущена почтовая марка N 732, посвященная Героям-седовцам. На ней пятнадцать портретов. В правом верхнем углу - Александр Александрович Полянский - единственный портрет соломбальца на почтовой марке за всю историю СССР!

Именем А. А. Полянского названо озеро в Антарктиде. Увековечили память о классном радисте и прекрасном человеке те архангелогородцы, которые подошли к ее берегам в начале 1956 года на "Оби". Главным инженером Антарктической экспедиции был Н. Н. Розов. В далеких 1937=1938 он дрейфовал в "Городе трех кораблей" вначале на "Садко" третьим механиком, а с марта под конец августа 1938-го - на "Г. Седове" старшим механиком. Похоже, именно Николай Николаевич и предложил хоть в Антарктиде увековечить имя А. А. Полянского, раз уж в Арктике объекта для этого не нашлось.

Забыли имя А. А. Полянского поместить и на Стеле Героев у Вечного огня в Архангельске. Но разве медали "За оборону Советского Заполярья" и "За победу над Германией в Великой Отечественной войне" не доказательство того, что Александр Александрович Полянский честно выполнял миссию, которую исполнять его назначило государство еще до Великой Отечественной войны, а с ее началом - оставили на посту начальника полярной станции бессменно в течение почти трех с половиной лет! Его имя, как и имена других Героев-седовцев архангелогородцев - В. С. Алферова, С. П. Буторина, С. Д. Токарева, Н. С. Шарыпова, а также капитана "Г. Седова" К. С. Бадигина, в 1941=1943 году в звании капитана третьего ранга командовавшего Ледокольным отрядом Беломорской Военной Флотилии и жившего в это время в нашем городе, - должны занять заслуженное ими место на Стеле Героев и в памяти архангелогородцев.

Леонид БОЙКО. Краевед.
Кто умер, но не забыт, тот бессмертен. Тот, кто не дал забыть, – сам сделал шаг к бессмертию.
Аватара пользователя
Сергей Шулинин
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 3182
Зарегистрирован: 07 Июнь 2008 16:34
Откуда: г. Салехард

Полянский Александр Александрович

Сообщение Сергей Шулинин » 13 Апрель 2012 07:22

http://www.warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=4026

Полянский Александр Александрович – старший радист ледокольного парохода «Георгий Седов» Главсевморпути.

Родился 3 февраля 1902 года в деревне Полянки ныне Вологодской области в семье служащего. Русский. В 1908 году с родителями переехал в город Архангельск. Здесь прошли его детство и юность. Окончил 4 класса церковно-приходской школы, а в 1917 году – Островлянскую второклассную учительскую школу. Получив звание «учителя школы грамоты» поступил на работу конторщиком в Архангельский торговый порт.

В 1920 году добровольцем записался Рабоче-Крестьянский Красный Флот и был зачислен в Школу службы связи Белого моря, которую окончил в 1921 году. С 1921 года по июнь 1937 года служил радистом на 18 судах торгового морского флота, 12 раз в межрейсовые периоды назначался на береговые радиостанции Мурманского побережья, провёл несколько зимовок, участвовал бортрадистом в разведочных полетах аэропланов и корректировал движение судов. К июню 1937 года А.А.Полянский освоил все типы аппаратуры, находившейся в ту пору в эксплуатации, и стал первоклассным радиооператором.

В июне 1937 года был назначен старшим радистом ледокольного парохода «Георгий Седов». В ходе высокоширотной экспедиции ледоколы «Садко», «Малыгин» и «Седов» в октябре 1937 года оказались зажатыми дрейфующими льдами. Два ледокола удалось освободить, а «Седов» был оставлен в дрейфе как плавучая научно-исследовательская станция. На борту осталось 15 человек экипажа. За время 812-дневного дрейфа судна с октября 1937 года по январь 1940 года в труднейших условиях Арктики во льдах Северного Ледовитого океана радист А.А.Полянский обеспечивал бесперебойную связь с Большой землёй, 4 раза в сутки передавал метеосводки, научные и другие материалы. Им было отправлено радиограмм с общим количеством 756982 слова.

Известный полярник, арктический радист Э.Т.Кренкель в 1940-м году писал о работе А.А.Полянского: «… успешное завершение беспримерного дрейфа «Седова» во многом зависело от бесперебойной работы рации ледокола… и она блестяще выдержала трудное испытание… Ввиду ограниченного количества горючего связь с материком поддерживалась преимущественно на передатчиках малой мощности… С мая прошлого года радиостанция «Седова» работала в среднем по 11 часов в сутки. В последние дни дрейфа радисты «Седова» передавали и принимали ежедневно по 10 тысяч слов. Это астрономические цифры. Надо быть очень квалифицированным радистом, большим мастером, виртуозом, чтобы в суровых условиях Арктики выдержать такой необычный экзамен».

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 3 февраля 1940 года за проведение героического дрейфа, выполнение обширной программы исследований в трудных условиях Арктики и проявленное при этом мужество и настойчивость старшему радисту ледокольного парохода «Георгий Седов» Полянскому Александру Александровичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина (№ 2627) и медали «Золотая Звезда» (№ 232).

Согласно тому же Указу, каждому из 15 участников дрейфа, удостоенных высшей степени отличия СССР, была вручена денежная премия в сумме 25000 рублей.

После героического дрейфа остался работать в Арктике. В апреле 1941 года он был назначен начальником полярной станции на острове Белый (работал там долгих три с половинной военных года). Только осенью 1944 года прибыла смена. С 1949 года, после возвращения и длительного отпуска, А.А.Полянский служил начальником полярной станции в Маре-Сале, затем на острове Андрея. С 20 июля 1951 года начальник инспекторской группы полярной станции Амдерма.

Скоропостижно скончался 5 октября 1951 года, на борту судна, которое должно было доставить его к новому месту службы. Похоронен на Соломбальском кладбище в Архангельске.

Инженер-капитан Северного Морского пути 3-го ранга (9.09.1949). Награждён орденом Ленина (3.02.1940), медалями, в том числе «За оборону Советского Заполярья» (5.12.1944) и «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (9.05.1945), знаком «Почётный полярник» (№ 7).

В 1959 году его именем было названо озеро в Антарктиде (оазис Бангера, 66°19 ю.ш., 100°30 в.д.), открытое Советской Антарктической Экспедицией в 1956 году.



© Биография предоставлена В.С.Смирновым (г. Северодвинск)

Источники

Во имя победы. Архангельск, 2005.
Вологжане - Герои Советского Союза.- Вологда: Северо-Западное кн.изд.1970
К 100-летию со дня рождения Александра Полянского (Правда Севера, 7.2.2002)
Морская карта рассказывает. М.: Воениздат, 1986
Плесцов К. М. Люди высокого подвига. М., 1962.
Кто умер, но не забыт, тот бессмертен. Тот, кто не дал забыть, – сам сделал шаг к бессмертию.
Аватара пользователя
Сергей Шулинин
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 3182
Зарегистрирован: 07 Июнь 2008 16:34
Откуда: г. Салехард

Полянский Александр Александрович

Сообщение Сергей Шулинин » 13 Апрель 2012 07:24

Надгробный памятник.
На Соломбальском кладбище в Архангельске. Фото А.В.Морозова, сайт «Архангельский некрополь».

Изображение
Кто умер, но не забыт, тот бессмертен. Тот, кто не дал забыть, – сам сделал шаг к бессмертию.
Аватара пользователя
Сергей Шулинин
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 3182
Зарегистрирован: 07 Июнь 2008 16:34
Откуда: г. Салехард

Полянский Александр Александрович

Сообщение Сергей Шулинин » 13 Апрель 2012 07:54

http://62.192.239.15/irbiswrk/buklets/Герои%20Советского%20Союза-Архангельск.doc

 Полянский.jpg
Полянский Александр Александрович [03. 02 (21. 01). 1902, Вологда – 05. 10. 1951, п / х «Кировоград»].
С 1908 года семья Полянских жила в Архан-гельске. В 15 лет Александр Полянский, окончив Островлянскую второклассную учительскую школу со званием «Учитель школы грамоты», поступил конторщиком в Архангельский торговый порт.
В июне 1920 года А. А. Полянский записался добровольцем в Рабоче-крестьянский Красный Флот, а в 1921 году окончил Школу службы связи.
В течение 16 лет работал на 12-ти береговых радиостанциях и на 17-ти судах, освоив все типы радиоаппаратуры, находившейся в ту пору в эксплуатации.
С 1937 года А. А. Полянский – старший радист ледокольного парохода «Г. Седов».
С октября 1937 по январь 1940 года участвовал в 112-дневном дрейфе судна во льдах Северного Ледовитого океана. Он в труднейших условиях Арктики обеспечивал бесперебойную связь судна с большой землёй.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 3 февраля 1940 года «О присвоении звания Героя Советского Союза участникам дрейфа на ледокольном пароходе «Георгий Седов» старшему радисту Александру Александровичу Полянскому «за проведение героического дрейфа, выполнение обширной программы научных исследований в труднейших условиях Арктики и проявленные при этом мужество и настойчивость» присвоено звание Героя Советского Союза.
Известный советский полярник Герой Советского Союза Э. Т. Кренкель писал о работе А. А. Полянского: «... успешное завер-шение беспримерного дрейфа «Седова» во многом зависело от бесперебойной работы рации... В последние дни дрейфа радисты «Седова» передавали и принимали ежедневно по 10 тысяч слов. Это астрономические цифры. Надо быть очень квалифицированным радистом, большим мастером, виртуозом, чтобы в суровых условиях Арктики выдержать такой необычный экзамен».
С 1941 по 1944 годы А. А. Полянский работал начальником по-лярной станции на острове Белый, позднее – начальником полярных станций, а с 20 июля 1951 года Александр Александрович – начальник инспекторской группы полярной станции Амдерма.
Скончался А. А. Полянский 5 октября 1951 года на борту судна «Кировоград», на котором направлялся к новому месту работы.
Похоронен на Соломбальском кладбище города Архангельска.
Награждён орденом Ленина, медалями «За оборону Советского Заполярья» и «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», знаком «Почётный полярник».
Именем А. А. Полянского названо озеро в Антарктиде.


Сочинения:

1. В городе Тридцати Трёх // Рассказы седовцев : записи и воспоминания участников дрейфа. — М. ; Л., 1940. – Кн. 2. – С. 101–110.
2. 812 дней ледового дрейфа // Правда Севера. – 1940. – 11 марта.
3. Радиосвязь на «Седове» // Советская Арктика. – 1940. – № 5. – С. 53–63.
4. «Седов» на зимовке // Правда Севера. – 1940. – 15, 16 янв.


Литература:

1. Бадигин, К. С. Три зимовки во льдах Арктики / К. С. Бадигин. – М., 1960. – 496 с.
2. Буйницкий, В. Х. 812 дней в дрейфующих льдах : дневник / В. Х. Буйницкий. ─ М. ; Л., 1945. – 204 с.
3. Ардаматский, В. Старший радист Александр Александрович Полянский / В. Ардаматский // Двадцать семь месяцев на дрейфующем корабле «Георгий Седов». – М. ; Л., 1940. – С. 75–79.
4. Бойко, Л. Г. Александр Александрович Полянский : (к 100-летию со дня рождения) / Л. Г. Бойко // Памятные даты Архангельской области, 2002 г. — Архангельск, 2002. – С. 39–45.
5. Во имя Победы / Администрация Архангельской области ; Де-партамент информации и общественных связей. – Архангельск, 2005. – С. 96–98.
6. Вологжане – Герои Советского Союза. – Вологда, 1970. – С. 281–283.
7. Куратов, В. В. Полянский Александр Александрович / В. В. Кура-тов // Поморская энциклопедия. – Архангельск, 2001. – Т. 1. – С. 314.
8. Полянский Александр Александрович // Золотые звёзды севе-рян. ─ 2-е изд., испр. и доп. ─ Архангельск, 1971. ─ С. 274.
9. То же // Герои Советского Союза : краткий биографический словарь. – М., 1988. – Т. 2. – С. 299.
10. Александр Александрович Полянский : [некролог] // Правда Севера. ─ 1951. ─ 17 окт.
11. Ардаматский, В. Александр Александрович Полянский / В. Ардаматский // Советская Арктика. – 1940. ─ № 2. – С. 32–35.
12. Бойко, Л. Г. Снайпер эфира : к 100-летию со дня рождения Александра Полянского / Л. Г. Бойко // Правда Севера. ─ 2002. – 7 февр. – С. 8.
13. Кренкель, Э. Радисты «Седова» / Э. Кренкель // Известия. ─ 1940. ─ 9 янв.
14. Полянский Александр Александрович // http://www.soldat.ru
Кто умер, но не забыт, тот бессмертен. Тот, кто не дал забыть, – сам сделал шаг к бессмертию.
Аватара пользователя
Сергей Шулинин
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 3182
Зарегистрирован: 07 Июнь 2008 16:34
Откуда: г. Салехард

Полянский Александр Александрович

Сообщение Сергей Шулинин » 13 Апрель 2012 08:03

http://vologda-portal.ru/files/a_polian ... graphy.doc

Проект «Вологодчина – земля героев» стартовал. Важно, чтобы он не стал кратковременной акцией, а приобрёл статус постоянной регулярности, ведь «не оскудеет земля» героями. Мы представляем ещё одного вологжанина, памяти которого нужно отдать честь.
В 2012 году исполняется 110 лет Герою СССР Полянскому Александру Александровичу (1902-1951). Саша родился в д. Полянка Турундаевской волости Вологодского района. В настоящее время Полянка в городской черте на юго-востоке Вологды, в составе улицы Горка, что ведёт от ул. Можайского к Лосте. Его семья принадлежала потомственным ямщикам, его предки в течение двух веков занимались извозом вологжан в Ярославль, Москву, другие поселения по старомосковской дороге.

РОДОСЛОВНАЯ ПОЛЯНСКИХ

Полянский Василий Алексеевич,
1730 г.р., Московская Ямская слобода

Полянский Иван Васильевич,
1773 г.р., Полянки Московской Ямской слободы

Полянский Иван Иванович,
1800 г.р., Полянка Московской Ямской слободы

Полянский Пётр Иванович,
1840 г.р., Полянка Московской Ямской слободы

Полянский Александр Петрович,
1878 г.р., Полянка Московской Ямской слободы

Полянский Александр Александрович,
1902 г.р., Полянка Московской Ямской слободы

1902 г – год начала строительства вологодской железной дороги. Движение поездов открыто в 1905 году. Отцу Саши пришлось искать новую работу. Он стал работать продавцом посудного магазина в Вологде, а в 1908 году перевёз семью в Архангельск. Саша учился в церковно-приходской школе, затем получив звание «учителя школы грамоты» заканчивает «Школу службы связи Белого моря». Служил радистом на кораблях, береговых станциях и бортрадистом на аэропланах. В июне 1937 года поступил (уже во второй раз) на службу главным радистом на пароход ледокольного типа «Георгий Седов». К моменту назначения в рейс, принёсший ему всемирную славу, Александр Александрович освоим все типы аппаратуры, находившиеся в ту пору в эксплуатации и был известным первоклассным радиооператором с персональным званием – «снайпер эфира». «Почерк» ключа Полянского был читаем «без переспрашиваний».
«Георгий Седов» участвовал в поисках участников экспедиции Нобиле, исследовал архипелаг «Земля Франца-Иосифа», Карское море, оказывал помощь суднам, потерпевшим аварию у берегов Новой Земли и в проливе Вилькицкого.
«Георгием Седовым» были открыты острова Визе, Воронина, Исаченко, полностью опровергнута, существовавшая в течение 130 лет легенда о «Земле Санникова».
Главными задачами экспедиции 1937 года «Георгия Седова» были научно-исследовательские работы в Карском море и море Лаптевых в районе Новосибирских островов. Программа исследований была почти закончена, когда пароход направили вызволять из ледового плена судна «Садко» и «Малыгин». Но, необычайно ранняя зима, не позволила «Георгию Седову» выполнить операцию. Расчищенный путь быстро замерзал, и «Георгий Седов» пополнил караван дрейфующих на льдинах судов.
Большая часть людей, из трёх судов, была переправлена на берег. В длительном дрейфе, продлившемся ещё 821 суток, участвовало 15 человек, для большинства из которых, в том числе для Полянского, уже начинался второй год зимовки.
Подбирая команду для сложного длительного дрейфа капитан «Георгия Седова» Константин Сергеевич Бадигин понимал, что «для дрейфующей зимовки радиосвязь – вопрос жизни и смерти… мы все были заинтересованы в том, чтобы Александр Александрович остался на корабле. Когда мы заговорили насчёт этого, Полянский задумался, поглаживая отросшую за зиму русую бороду. Потом он взглянул на меня своими ясными, чуть-чуть раскосыми глазами, приоткрыл рот и показал пальцем:
- Зубы вот порастерял на зимовках. Девятнадцать зубов вставлять надо…- немного окая медленно и рассудительно: боюсь, как бы последних не решиться… Да… А насчёт этого – что ж… нельзя бросить ледокол без связи… Душа у меня есть… Не каменный, понимаю…»
Не хватало угля, запасных частей и снаряжения. Хотя продовольствием они были обеспечены сравнительно неплохо, весьма остро ощущался нехватка в свежих продуктах. Среди продуктов было свыше тонны сливочного масла, больше 1000 банок консервированного молока. Несмотря на продолжительное хранение при резких переменах температуры, сгущённое молоко Сухонского завода, сливочное масло северного треста «Главмолокопрома», как отметил С.К. Бадигин, полностью сохранили свою питательность и вкусовые качества. При планировании расхода продовольственных запасов они считались с примером «Фрама». Книга Нансена «Фрам» в полярном море»» была самой востребованной на корабле.
По заявкам в Арктикснаб, список продуктов должен был существенно возрасти, однако, «вот исчерпывающий список продуктов, пришедшихся на долю «Седова» после раздела грузов, доставленных на самолётах:
1. Лимоны мороженные – 488 шт.
2. Смородина мороженная – 4,25 кг.
3. Земляника – 2 кг.
4. Лук прессованный сушеный – 34,5 кг.
5. Чеснок – 1 кг.
6. Молоко сушеное в порошке – 7,4 кг.
7. Какао готовое – 3,3 кг. 8. Яичный желток в порошке прессованный – 8,9 кг.
9. Шоколад – 5,2 кг.
10. Кофе - 1,6 кг.
11. Чернослив – 8,3 кг.
12. Смородина сушеная – 14 кг.
13. Иглы сосновые – 1 кг.
Больше всего радовали лимоны. Но, к сожалению, уже близилось лето… довольно скоро эти лимоны начали портиться.
Много месяце спустя, уже вернувшись на материк, команда прочитала в одной из газет: «Институт заготовил около четырёх тонн продовольствия: сухари с мясом, плавленый сыр, сливочное масло, свиное сало, корейка, сахар, шоколад, чай, соль, витамин С, концентраты. Ассортимент концентратов значительно расширен: количество первых блюд доведено до 8, вторых – до 6. С особой тщательностью была проверена подготовка продуктов для удобного использования их в суровых условиях Арктики. При упаковке и укладке были приняты все меры к тому, чтобы была обеспечена целость упаковки отдельных продуктов и исключена возможность передачи запахов одних продуктов другим…» Красиво!?
До седовцев не дошёл запах ни тех, ни других продуктов. «Не знаю я до сих пор, кому достались все эти 14 блюд… - вспоминал Бадигин: Снабженцы забыли уложить в самолёты зубной порошок. Едкого натра доставили так много, что мы впоследствии употребляли его … для мытья палубы. В тоже время фотопластинок было чрезвычайно мало, а сульфит, без которого проявлять их нельзя, вовсе отсутствовал. Огромным шарикоподшипникам найти применение было просто немыслимо… Хирургических инструментов прислали … несколько ящиков».
В «Правде севера» за 1940 г. публиковался «дневник А.А. Полянского», хотя это были письма жене: «23.01.38. Ветер силой 8-9 баллов. У меня в каюте всё выдуло… Сэкономил около 10 кг угля, значит, сегодня ночью ещё будет тепло. Но это всё относительно… на метр от пола температура плюс 17, а на полу минус 1 градус. В пожарном ведре замёрзла вода..»
При каждом сжатии судна нужно было спасать запасы продовольствия и снаряжения и оттаивать судно. Личные аварийные запасы хранились на сооружённых базах, оборудованных в аварийном посёлке неподалёку. Многие из команды были серьёзно больны, но об этом либо совсем не докладывалось на берег, либо сильно смягчалось (вместо брюшного тифа - грипп). В статье, написанной уже после окончания дрейфа, Александр Александрович писал: «В дни, когда нам приходилось действительно туго, мы избегали сообщать подробности происшествия и аврала. Мало ли, что можно написать сгоряча? Правильная оценка событий может прийти только тогда, когда всё будет позади».
В этих тяжёлых условиях, команда, учитывая, что первой находится в неизведанных широтах Северного ледовитого океана, взяла на себя повышенные обязательства по научным исследованиям и выполняла их.
Метеорологические наблюдения:
1. Через каждые два часа наблюдения за: а) температурой воздуха в срок наблюдения; б) максимальной температурой между сроками; в) минимальной температурой между сроками; г) барометрическим давлением в срок по двум анероидам; д) направлением и силой ветра (анемометр Фуса); е) облачностью; ж) горизонтальной видимостью.
2. Наблюдения проводятся в нечётные часы по поясному времени.
3. Раз в сутки, в 0 часов по поясному времени, производится измерение количества выпавших осадков.
4. Непрерывно работают самописцы давления, температуры, влажности. В 1 час, 7 часов и 19 часов на самописцах производятся отметки.
5. Во время метеовахты ведутся наблюдения за полярными сияниями.
Астрономические наблюдения:
1. Астрономические наблюдения производятся так часто, как позволяет нличие светил (до двух раз в сутки).
2. Для определения широты и долготы производится не менее трёх наблюдений в сутки универсальным десятисекундным прибором Керна.
Магнитные наблюдения
1. Через 12-15 миль пути дрейфа производятся магнитные наблюдения для определения склонения, горизонтальной составляющей силы земного магнетизма и наклонения. 2. Через 30 миль проводятся серии наблюдений склонения. Магнитные наблюдения производятся универсальным магнитометром «Комбайн» № 17. 3. Не реже, чем через 2-3- дня (в зависимости от наличия светил) производятся определения поправки главного компаса пятидюймового «ГУ» свободного от действия судового железа.
Гравитационные наблюдения:
1. Через 15-20 миль дрейфа производятся гравитационные наблюдения маятниковым прибором Венинга Мейнеса. Гравитационные наблюдения приурочиваются к измерению глубин.
Гидрологические работы:
1. Через каждые 10 миль дрейфа производится взятие поверхностных проб. 2. Через 20-25 миль проводятся глубоководные наблюдения.
Наблюдения за жизнью льда, замеры глубин и взятие проб грунта:
1. Через каждые десять дней, а именно 10,20 и 30-го числа каждого месяца, производится сверление льда происхождения 1937 и 1936 годов.
2. Через каждые три дня производится сверление льда происхождения 1938 года. После достижения льдом образования 1938 года толщины 1 метра, сверление его проводят также через 10 суток.
3. Наблюдения за подвижками, торошением льда.
Современной оценке научной ценности исследований «Георгия Седова» будет посвящена другая статья и в другом издании. Здесь важно отметить, что все научные данные, благодаря опыту Полянского А.А., бесперебойно передавались на материк. Его огромному авторитету и искреннему уважению среди товарищей по дрейфу способствовали и прекрасные черты характера: основательность, уравновешенность, рассудительность, доброжелательность, уважительное обращение со всеми и честность. Этот сплав морского и житейского опыта с добрыми свойствами души породил две формы обращения к нему: «Александр Александрович» и «Дядя Саша».
Богатейшие научные материалы, собранные экипажем, обогатили мировую науку по гидрологии и гидрографии Центрального арктического бассейна. Ведь севернее 85-oй параллели «Георгий Седов» провыл в два раза дольше, чем станция «Северный полюс-1» во главе с Папаниным И.Д., и в два с половиной раза дольше, чем «Фрам» знаменитого норвежского полярного исследователя Нансена Ф.
Всем 15 седовцам дрейфа в 1940 г. присвоено звание Героя СССР. Кроме того, за полярную службу во время войны Александр Александрович Полянский награждён орденом Ленина, медалью «Золотая звезда», значком «Почётный полярник», медалями «За оборону советского заполярья» и «За победу над Германией в Великой отечественной войне».
В 1940 и 1977 годах были выпущены почтовые марки, посвященные «Георгию Седову» и седовцам. На марке № 732 А.А. Полянский в правом верхнем углу.
В память от Александре Александровиче Полянском названо, открытое 1956 году, крупное озеро в Антарктиде.
С учётом развития проекта «Вологодчина – земля героев», считаем важным донести до жителей и гостей города Вологды, не только внешний облик и звание героя, но и данные о его месте рождения, годах жизни, за какой подвиг присвоено звание Героя СССР, и другую наиболее важную образовательную информацию.
Для Александра Александровича Полянского такой информацией может быть:
«Юго-восточная часть города Вологды в XVII- XIX веках была Турундаевским подлесьем. В её состав входило 30 деревень и сёл, среди которых: Горка, Полянка, Евково, Головино, Бабиково, Шеглино, Волково, Ельцино. В подлесье было три церкви: Троицкая подлесная, Михаило-Архангельская слободская и Николаевская турундаевская.
В Полянке родился Александр Александрович Полянский (1902-1951 гг) – исследователь Арктики, радист дрейфовавшего 812 суток ледокола «Седов», начальник полярной станции острова «Белый», Герой СССР. «Седов» в два с половиной раза дольше пробыл севернее 85-oй параллели, чем «Фрам» Ф. Нансена, существенно обогатив мировую науку. В 1940 и 1977 годах были выпущены почтовые марки, посвящённые Героям - седовцам.
Имя Полянского А.А. носит крупное озеро в Антарктиде».

Лучшим местом для размещения информационно-памятного баннера в честь Полянского А.А. считаем берёзовую аллею по ул. Текстильщиков, что на въезде в «Южную рощу», т.к.
- в этом месте находится морально устаревший постамент «1917-1990», который нужно снести;
- это поворот к школе № 18, где в музее «БАБУШКИН СУНДУК» собирается экспозиция, посвященная Полянскому А.А;
- недалеко место рождения Героя СССР и церковь Сергея Радонежского.

В 1995 году городская Дума приняла решение назвать новую улицу в честь А.А. Полянского. Предлагаем на этой улице, если она всё же когда-то появится в Вологде, поставить памятник седовцам и А.А. Полянскому в виде белой медведицы или фонтана с ней и арктическим пейзажем.
Белый медведь - признанный символ Арктики. Бала ручная медведица у полярников и в этой экспедиции.


Источники:
1. Бадигин К.С. На корабле Георгий Седов через Ледовитый океан. т.1. -1940 – М- С. 608.
2. Рассказы седовцев. Записки и воспоминания участников дрейфа. – т.2. – М. – 1941 – С. 480 .
3. Седовцы / ред.проф. Н.Н. Зубова. – М.: Детская литература. – 1940. – С 30.
4. Хват Л., Черненко М. Героический дрейф «Седова». – М.: Государственное издательство политической литературы. – 1940. – 63 с.
5. Масленников Б. Озеро Полянского/ Красный север. – 5 февраля 1977. - № 30. – 1 с.
6. Бойко Х.Г. Снайпер эфира. – Поравда севера. – 7 февраля 2002.
7. Морщинин А. Памяти вологжан. / Вологодские новости. – 7 февр. 1995.
8. Золотые звёзды вологжан./ сост. Паншев А., Морщинин А. – 1985. – 350 с.
9. Рождённые вологодчиной. Энциклопедический словрь. – Вологда. – 2005. – С. 784.
10. Дрейф ледокола «Седов» - meteoclub.ru/index.php?action=vthre...
11. Википедия

Материалы подготовила Полянская И.С.
10.06.11 г.


 Фото.jpg

Сотрудники и товарищи по дрейфу. А.А. Полянский в нижнем ряду, четвертый слева.
Кто умер, но не забыт, тот бессмертен. Тот, кто не дал забыть, – сам сделал шаг к бессмертию.
Аватара пользователя
Сергей Шулинин
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 3182
Зарегистрирован: 07 Июнь 2008 16:34
Откуда: г. Салехард

Полянский Александр Александрович

Сообщение insp2 » 08 Июль 2012 12:29

В Мурманском пароходстве на тх ПЕТР ВЕЛИКИЙ - капитан КУПРИ Э.И. с приемки судна долгое время работал нач.рации ПОЛЯНСКИЙ Александр Александрович, 1935 года рождения. Такой высокий симпатичный дядька - окончил Архангельскую мореходную школу по специальности радиооператор в 1954 году.Работал на судах ММП до сокращения должности радиста в 1999 году.Позднее работал на гидрографических судах ОВС и Ги Северного флота в Мишуково. Умер в 2003 году. Может быть он родственник этого ПОЛЯНСКОГО с парохода Г.СЕДОВ?
Аватара пользователя
insp2
 
Сообщения: 470
Зарегистрирован: 29 Январь 2011 22:51
Откуда: С-Петербург

Полянский Александр Александрович (1902-1951)

Сообщение Вадим Шишкин » 13 Июль 2013 02:17

В детстве я очень любил слушать рассказы мамы о полярниках. Причем всех известных полярных капитанов она называла по имени с приставкой "дядя". Одним из самых частых персонажей этих рассказов и был дядя Саша Полянский. А дело в том, что в Саломбале, в доме № 35 по ул. Георгия Иванова жили две семьи - Полянских и Назаровых. Назаров Е.В., отец моей мамы, был старшим механиком и ходил на "Ермаке", "Ленине","Г.Седове" и др. судах. Брат его был тоже полярным радистом с позывным "Nik-Naz" и тоже дружил с "дядей Сашей". Слышал я историю и про Сталинский банкет после награждения полярников на котором и дед был, про Сталинские апельсины и даже догадываюсь о их судьбе после пропажи, т.к. мама на мой вопрос почему она не любит апельсины ответила , что ей за них однажды так досталось, что до сих пор она на них смотреть не может...
Вадим Шишкин
 
Сообщения: 1
Зарегистрирован: 13 Июль 2013 01:47
Откуда: Новороссийск - Архангельск

Полянский Александр Александрович (1902-1951)

Сообщение Сергей Шулинин » 13 Июль 2013 07:10

Вот тебе и апельсины...
А можно услышать какие-нибудь рассказы о полярниках "от мамы"?
Аватара пользователя
Сергей Шулинин
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 3182
Зарегистрирован: 07 Июнь 2008 16:34
Откуда: г. Салехард

Полянский Александр Александрович (1902-1951)

Сообщение Полянская И.С. » 13 Апрель 2015 08:32

Дочь Героя Зоя Александровна Ажгибкова живёт в Архангельске. Мы переписывались в 2012 и 2013 г. Переписка оборвалась из-за нечаянной ошибки журналиста в статье, назвавшей меня внучкой героя. Понятно, далеко не каждому понравится такое, «газетное близкое родство». Ошибку в статье исправили, а отношения – нет.
Выходить на самых близких родственников придётся кому-то другому.

Полянский Александр Александрович
(21 января 1902 г. - 5 октября 1951 г. )
Сын Полянский Виктор Александрович
1935 -2011 г. Детей не было
Дочь Полянская (Ажгибкова) Зоя Александровна
1933 г.р.
Внучка Ажгибкова (Павлова) Анна Юрьевна* 1967 г.р.
Правнучка Павлова Мария Павловна 1997 г.р.

* Муж Павлов Алексей Фридрихович. - видный политический деятель, депутат, государственный служащий. В настоящее время - заместитель главы администрации Архангельской области по лесопромышленному комплексу, директор департамента лесопромышленного комплекса администрации области. http://m.depdela.ru/pavlov-aleksej-frid ... /biography
http://premier.region35.ru/gazeta/np814/s20.html
Общаюсь с Алексеем Николаевичем Полянским племянником Полянского А.А. Он пишет родословную Полянских.

Ирина Полянская, 13.04.2015 г.
Полянская И.С.
 
Сообщения: 1
Зарегистрирован: 13 Апрель 2015 08:25

След.

Вернуться в Персоналии



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения