Проект «Вологодчина – земля героев» стартовал. Важно, чтобы он не стал кратковременной акцией, а приобрёл статус постоянной регулярности, ведь «не оскудеет земля» героями. Мы представляем ещё одного вологжанина, памяти которого нужно отдать честь.
В 2012 году исполняется 110 лет Герою СССР Полянскому Александру Александровичу (1902-1951). Саша родился в д. Полянка Турундаевской волости Вологодского района. В настоящее время Полянка в городской черте на юго-востоке Вологды, в составе улицы Горка, что ведёт от ул. Можайского к Лосте. Его семья принадлежала потомственным ямщикам, его предки в течение двух веков занимались извозом вологжан в Ярославль, Москву, другие поселения по старомосковской дороге.
РОДОСЛОВНАЯ ПОЛЯНСКИХ
Полянский Василий Алексеевич,
1730 г.р., Московская Ямская слобода
↓
Полянский Иван Васильевич,
1773 г.р., Полянки Московской Ямской слободы
↓
Полянский Иван Иванович,
1800 г.р., Полянка Московской Ямской слободы
↓
Полянский Пётр Иванович,
1840 г.р., Полянка Московской Ямской слободы
↓
Полянский Александр Петрович,
1878 г.р., Полянка Московской Ямской слободы
↓
Полянский Александр Александрович,
1902 г.р., Полянка Московской Ямской слободы
1902 г – год начала строительства вологодской железной дороги. Движение поездов открыто в 1905 году. Отцу Саши пришлось искать новую работу. Он стал работать продавцом посудного магазина в Вологде, а в 1908 году перевёз семью в Архангельск. Саша учился в церковно-приходской школе, затем получив звание «учителя школы грамоты» заканчивает «Школу службы связи Белого моря». Служил радистом на кораблях, береговых станциях и бортрадистом на аэропланах. В июне 1937 года поступил (уже во второй раз) на службу главным радистом на пароход ледокольного типа «Георгий Седов». К моменту назначения в рейс, принёсший ему всемирную славу, Александр Александрович освоим все типы аппаратуры, находившиеся в ту пору в эксплуатации и был известным первоклассным радиооператором с персональным званием – «снайпер эфира». «Почерк» ключа Полянского был читаем «без переспрашиваний».
«Георгий Седов» участвовал в поисках участников экспедиции Нобиле, исследовал архипелаг «Земля Франца-Иосифа», Карское море, оказывал помощь суднам, потерпевшим аварию у берегов Новой Земли и в проливе Вилькицкого.
«Георгием Седовым» были открыты острова Визе, Воронина, Исаченко, полностью опровергнута, существовавшая в течение 130 лет легенда о «Земле Санникова».
Главными задачами экспедиции 1937 года «Георгия Седова» были научно-исследовательские работы в Карском море и море Лаптевых в районе Новосибирских островов. Программа исследований была почти закончена, когда пароход направили вызволять из ледового плена судна «Садко» и «Малыгин». Но, необычайно ранняя зима, не позволила «Георгию Седову» выполнить операцию. Расчищенный путь быстро замерзал, и «Георгий Седов» пополнил караван дрейфующих на льдинах судов.
Большая часть людей, из трёх судов, была переправлена на берег. В длительном дрейфе, продлившемся ещё 821 суток, участвовало 15 человек, для большинства из которых, в том числе для Полянского, уже начинался второй год зимовки.
Подбирая команду для сложного длительного дрейфа капитан «Георгия Седова» Константин Сергеевич Бадигин понимал, что «для дрейфующей зимовки радиосвязь – вопрос жизни и смерти… мы все были заинтересованы в том, чтобы Александр Александрович остался на корабле. Когда мы заговорили насчёт этого, Полянский задумался, поглаживая отросшую за зиму русую бороду. Потом он взглянул на меня своими ясными, чуть-чуть раскосыми глазами, приоткрыл рот и показал пальцем:
- Зубы вот порастерял на зимовках. Девятнадцать зубов вставлять надо…- немного окая медленно и рассудительно: боюсь, как бы последних не решиться… Да… А насчёт этого – что ж… нельзя бросить ледокол без связи… Душа у меня есть… Не каменный, понимаю…»
Не хватало угля, запасных частей и снаряжения. Хотя продовольствием они были обеспечены сравнительно неплохо, весьма остро ощущался нехватка в свежих продуктах. Среди продуктов было свыше тонны сливочного масла, больше 1000 банок консервированного молока. Несмотря на продолжительное хранение при резких переменах температуры, сгущённое молоко Сухонского завода, сливочное масло северного треста «Главмолокопрома», как отметил С.К. Бадигин, полностью сохранили свою питательность и вкусовые качества. При планировании расхода продовольственных запасов они считались с примером «Фрама». Книга Нансена «Фрам» в полярном море»» была самой востребованной на корабле.
По заявкам в Арктикснаб, список продуктов должен был существенно возрасти, однако, «вот исчерпывающий список продуктов, пришедшихся на долю «Седова» после раздела грузов, доставленных на самолётах:
1. Лимоны мороженные – 488 шт.
2. Смородина мороженная – 4,25 кг.
3. Земляника – 2 кг.
4. Лук прессованный сушеный – 34,5 кг.
5. Чеснок – 1 кг.
6. Молоко сушеное в порошке – 7,4 кг.
7. Какао готовое – 3,3 кг. 8. Яичный желток в порошке прессованный – 8,9 кг.
9. Шоколад – 5,2 кг.
10. Кофе - 1,6 кг.
11. Чернослив – 8,3 кг.
12. Смородина сушеная – 14 кг.
13. Иглы сосновые – 1 кг.
Больше всего радовали лимоны. Но, к сожалению, уже близилось лето… довольно скоро эти лимоны начали портиться.
Много месяце спустя, уже вернувшись на материк, команда прочитала в одной из газет: «Институт заготовил около четырёх тонн продовольствия: сухари с мясом, плавленый сыр, сливочное масло, свиное сало, корейка, сахар, шоколад, чай, соль, витамин С, концентраты. Ассортимент концентратов значительно расширен: количество первых блюд доведено до 8, вторых – до 6. С особой тщательностью была проверена подготовка продуктов для удобного использования их в суровых условиях Арктики. При упаковке и укладке были приняты все меры к тому, чтобы была обеспечена целость упаковки отдельных продуктов и исключена возможность передачи запахов одних продуктов другим…» Красиво!?
До седовцев не дошёл запах ни тех, ни других продуктов. «Не знаю я до сих пор, кому достались все эти 14 блюд… - вспоминал Бадигин: Снабженцы забыли уложить в самолёты зубной порошок. Едкого натра доставили так много, что мы впоследствии употребляли его … для мытья палубы. В тоже время фотопластинок было чрезвычайно мало, а сульфит, без которого проявлять их нельзя, вовсе отсутствовал. Огромным шарикоподшипникам найти применение было просто немыслимо… Хирургических инструментов прислали … несколько ящиков».
В «Правде севера» за 1940 г. публиковался «дневник А.А. Полянского», хотя это были письма жене: «23.01.38. Ветер силой 8-9 баллов. У меня в каюте всё выдуло… Сэкономил около 10 кг угля, значит, сегодня ночью ещё будет тепло. Но это всё относительно… на метр от пола температура плюс 17, а на полу минус 1 градус. В пожарном ведре замёрзла вода..»
При каждом сжатии судна нужно было спасать запасы продовольствия и снаряжения и оттаивать судно. Личные аварийные запасы хранились на сооружённых базах, оборудованных в аварийном посёлке неподалёку. Многие из команды были серьёзно больны, но об этом либо совсем не докладывалось на берег, либо сильно смягчалось (вместо брюшного тифа - грипп). В статье, написанной уже после окончания дрейфа, Александр Александрович писал: «В дни, когда нам приходилось действительно туго, мы избегали сообщать подробности происшествия и аврала. Мало ли, что можно написать сгоряча? Правильная оценка событий может прийти только тогда, когда всё будет позади».
В этих тяжёлых условиях, команда, учитывая, что первой находится в неизведанных широтах Северного ледовитого океана, взяла на себя повышенные обязательства по научным исследованиям и выполняла их.
Метеорологические наблюдения:
1. Через каждые два часа наблюдения за: а) температурой воздуха в срок наблюдения; б) максимальной температурой между сроками; в) минимальной температурой между сроками; г) барометрическим давлением в срок по двум анероидам; д) направлением и силой ветра (анемометр Фуса); е) облачностью; ж) горизонтальной видимостью.
2. Наблюдения проводятся в нечётные часы по поясному времени.
3. Раз в сутки, в 0 часов по поясному времени, производится измерение количества выпавших осадков.
4. Непрерывно работают самописцы давления, температуры, влажности. В 1 час, 7 часов и 19 часов на самописцах производятся отметки.
5. Во время метеовахты ведутся наблюдения за полярными сияниями.
Астрономические наблюдения:
1. Астрономические наблюдения производятся так часто, как позволяет нличие светил (до двух раз в сутки).
2. Для определения широты и долготы производится не менее трёх наблюдений в сутки универсальным десятисекундным прибором Керна.
Магнитные наблюдения
1. Через 12-15 миль пути дрейфа производятся магнитные наблюдения для определения склонения, горизонтальной составляющей силы земного магнетизма и наклонения. 2. Через 30 миль проводятся серии наблюдений склонения. Магнитные наблюдения производятся универсальным магнитометром «Комбайн» № 17. 3. Не реже, чем через 2-3- дня (в зависимости от наличия светил) производятся определения поправки главного компаса пятидюймового «ГУ» свободного от действия судового железа.
Гравитационные наблюдения:
1. Через 15-20 миль дрейфа производятся гравитационные наблюдения маятниковым прибором Венинга Мейнеса. Гравитационные наблюдения приурочиваются к измерению глубин.
Гидрологические работы:
1. Через каждые 10 миль дрейфа производится взятие поверхностных проб. 2. Через 20-25 миль проводятся глубоководные наблюдения.
Наблюдения за жизнью льда, замеры глубин и взятие проб грунта:
1. Через каждые десять дней, а именно 10,20 и 30-го числа каждого месяца, производится сверление льда происхождения 1937 и 1936 годов.
2. Через каждые три дня производится сверление льда происхождения 1938 года. После достижения льдом образования 1938 года толщины 1 метра, сверление его проводят также через 10 суток.
3. Наблюдения за подвижками, торошением льда.
Современной оценке научной ценности исследований «Георгия Седова» будет посвящена другая статья и в другом издании. Здесь важно отметить, что все научные данные, благодаря опыту Полянского А.А., бесперебойно передавались на материк. Его огромному авторитету и искреннему уважению среди товарищей по дрейфу способствовали и прекрасные черты характера: основательность, уравновешенность, рассудительность, доброжелательность, уважительное обращение со всеми и честность. Этот сплав морского и житейского опыта с добрыми свойствами души породил две формы обращения к нему: «Александр Александрович» и «Дядя Саша».
Богатейшие научные материалы, собранные экипажем, обогатили мировую науку по гидрологии и гидрографии Центрального арктического бассейна. Ведь севернее 85-oй параллели «Георгий Седов» провыл в два раза дольше, чем станция «Северный полюс-1» во главе с Папаниным И.Д., и в два с половиной раза дольше, чем «Фрам» знаменитого норвежского полярного исследователя Нансена Ф.
Всем 15 седовцам дрейфа в 1940 г. присвоено звание Героя СССР. Кроме того, за полярную службу во время войны Александр Александрович Полянский награждён орденом Ленина, медалью «Золотая звезда», значком «Почётный полярник», медалями «За оборону советского заполярья» и «За победу над Германией в Великой отечественной войне».
В 1940 и 1977 годах были выпущены почтовые марки, посвященные «Георгию Седову» и седовцам. На марке № 732 А.А. Полянский в правом верхнем углу.
В память от Александре Александровиче Полянском названо, открытое 1956 году, крупное озеро в Антарктиде.
С учётом развития проекта «Вологодчина – земля героев», считаем важным донести до жителей и гостей города Вологды, не только внешний облик и звание героя, но и данные о его месте рождения, годах жизни, за какой подвиг присвоено звание Героя СССР, и другую наиболее важную образовательную информацию.
Для Александра Александровича Полянского такой информацией может быть:
«Юго-восточная часть города Вологды в XVII- XIX веках была Турундаевским подлесьем. В её состав входило 30 деревень и сёл, среди которых: Горка, Полянка, Евково, Головино, Бабиково, Шеглино, Волково, Ельцино. В подлесье было три церкви: Троицкая подлесная, Михаило-Архангельская слободская и Николаевская турундаевская.
В Полянке родился Александр Александрович Полянский (1902-1951 гг) – исследователь Арктики, радист дрейфовавшего 812 суток ледокола «Седов», начальник полярной станции острова «Белый», Герой СССР. «Седов» в два с половиной раза дольше пробыл севернее 85-oй параллели, чем «Фрам» Ф. Нансена, существенно обогатив мировую науку. В 1940 и 1977 годах были выпущены почтовые марки, посвящённые Героям - седовцам.
Имя Полянского А.А. носит крупное озеро в Антарктиде».
Лучшим местом для размещения информационно-памятного баннера в честь Полянского А.А. считаем берёзовую аллею по ул. Текстильщиков, что на въезде в «Южную рощу», т.к.
- в этом месте находится морально устаревший постамент «1917-1990», который нужно снести;
- это поворот к школе № 18, где в музее «БАБУШКИН СУНДУК» собирается экспозиция, посвященная Полянскому А.А;
- недалеко место рождения Героя СССР и церковь Сергея Радонежского.
В 1995 году городская Дума приняла решение назвать новую улицу в честь А.А. Полянского. Предлагаем на этой улице, если она всё же когда-то появится в Вологде, поставить памятник седовцам и А.А. Полянскому в виде белой медведицы или фонтана с ней и арктическим пейзажем.
Белый медведь - признанный символ Арктики. Бала ручная медведица у полярников и в этой экспедиции.
Источники:
1. Бадигин К.С. На корабле Георгий Седов через Ледовитый океан. т.1. -1940 – М- С. 608.
2. Рассказы седовцев. Записки и воспоминания участников дрейфа. – т.2. – М. – 1941 – С. 480 .
3. Седовцы / ред.проф. Н.Н. Зубова. – М.: Детская литература. – 1940. – С 30.
4. Хват Л., Черненко М. Героический дрейф «Седова». – М.: Государственное издательство политической литературы. – 1940. – 63 с.
5. Масленников Б. Озеро Полянского/ Красный север. – 5 февраля 1977. - № 30. – 1 с.
6. Бойко Х.Г. Снайпер эфира. – Поравда севера. – 7 февраля 2002.
7. Морщинин А. Памяти вологжан. / Вологодские новости. – 7 февр. 1995.
8. Золотые звёзды вологжан./ сост. Паншев А., Морщинин А. – 1985. – 350 с.
9. Рождённые вологодчиной. Энциклопедический словрь. – Вологда. – 2005. – С. 784.
10. Дрейф ледокола «Седов» - meteoclub.ru/index.php?action=vthre...
11. Википедия
Материалы подготовила Полянская И.С.
10.06.11 г.
Сотрудники и товарищи по дрейфу. А.А. Полянский в нижнем ряду, четвертый слева.