Комсомолец Заполярья, 22 августа 1939 г., № 116.ВЕСТИ ИЗ АРКТИКИ
НА ГИДРОГРАФИЧЕСКИХ РАБОТАХ В ПРОЛИВЕ ВИЛЬКИЦКОГО
БОРТ ЛЕДОКОЛА «ЕРМАК». (
По радио. Наш спец. корр.). Наш ледокол вывел пароходы «Диксон», «Мироныч», «Правда», в чистую воду моря Лаптевых.
11 августа мы вернулись к архипелагу Норденшельда, где приняли от ледокола «Сталин» остальной караван — пароход «Моссовет», буксиры «Борец» и «Полярник». Получили задание от штаба проводки вывести караван на чистую воду в море Лаптевых, к проливу Санникова. Было дано задание на указанную операцию затратить 141 час. 14 августа в 15 часов вывели суда к указанной точке. Благодаря стахановской работе экипажа, задание выполнено на 55 часов раньше срока. В настоящее время, несмотря на запоздалый выход из Ленинграда, идем впереди графика на два дня.
После вывода последнего каравана, возвращаемся к островам Комсомольской правды» для бункеровки.
17 августа в 20 часов «Ермак» закончил бункеровку и прием воды с «Пинеги» и «Юкагира». Ледокол снялся с якоря и пошел к проливу Вилькицкого для проведения там гидрографических работ.
В проливе гидрографические работы производятся группой инженеров-гидрологов под руководством инженера орденоносца тов. Мелешко. Производство гидрологических работ связано непосредственно с освоением трассы наиболее трудного участка пролива Вилькицкого.
18 августа, вместе со всем Советским Союзом, экипаж ледокола отмечал День авиации. Был выпушен специальный номер газеты, посвященный Дню авиации, а также проводились лекции и беседы об авиации.
П. БУДИЛОВ — помощник капитана ледокола «Ермак».
Правда Севера, 1939, № 191, 21 августа.Гидрологические работы на „Ермаке".БОРТ «ЕРМАКА». (
От наш. спец. корр.). Оставив второй караван судов, «Ермак» вернулся к островам «Комсомольской правды» для бункеровки. Караван следует самостоятельно на восток, до подхода к нему флагманского ледокола «Иосиф Сталин», который поведет их дальше в Восточпо-Сибирское море. Закончив приемку угля, «Ермак» до возвращения с востока судов будет работать у Ново-Сибирских островов.
На ледоколе активно готовятся к проведению Международного юношеского дня. Готовится комсомольская теоретическая конференция, стрелковые соревнования. Проводится шахматный турнир.
БОРТ «ЕРМАКА», 18. (
По радио от наш. спец. корр.). 17 августа «Ермак» взял курс на пролив Вилькицкого, где будет проводить гидрологические работы, связанные с освоением трассы Северного морского пути. Работы начались. Проводятся они группой гидрологов под руководством инженера-гидролога орденоносца тов. Мелешко.
Сегодня вместе со всей страной ермаковцы празднуют день советской авиации. Утром вышел специальный номер газеты «Сквозь льды». Вечером смотрели кинофильм «Враги». Настроение экипажа бодрое.
Н. Гусаров.
Московская правда, 1939, № 139, 20 августа.ЖИЗНЬ ВО ЛЬДАХ
(Радио от нашего специального корреспондента)
БОРТ ЛЕДОКОЛА «ЕРМАК». Тишину суровой Арктики нарушают сирены ледоколов. Мощные корабли форсируют тяжелые льды, прокладывая дорогу караванам судов.
Ледокол «Ермак» успешно закончил первый этап навигации. Плаванье корабля проходило в сложной обстановке. Многолетние ледяные глыбы то и дело преграждали путь ледоколу. Побеждая стихию Севера. судно уверенно продвигалось вперед. Особенно трудно пришлось «Ермаку» на подступах к архипелагу Норденшельда.
«Ермак» вел здесь караваи из трех судов. Густые туманы окутывали белой пеленой все окружающее. Очертания идущих вслед за «Ермаком» судов были едва видны. Временами они вовсе исчезали в тумане. Гудками приходилось управлять караваном. С ледокола сигналами требовали от следовавших на буксире кораблей то сократить, то прибавить скорость.
Однажды судно «Гроза», пробивающееся по пятам нашего ледокола, не успело пройти дорогу, проложенную «Ермаком». Буксиру льды преградили путь. Наш ледокол был вынужден вернуться назад к снова проложить тропу каравану. После этого случая «Гроза» следовала за нами, почти касаясь кормы.
В море Лаптевых мы вывезя суда целыми и невредимыми. Наш ледокол повернул обратно и взял на буксир второй караван. В проливе Вилькицкого встретились мощные торосистые льды. Они казались непроходимыми. Несколько раз мы ложились в дрейф. В эти моменты наш ледокол несло ветром и течением. Но это продолжалось недолго. Как бы набравшись сил, «Ермак» снова начинал пробивать путь себе и каравану.
Величественна Арктика. Бескрайные снежные просторы, серебристые льды, громадные плавающие голубые горы — двадцатиметровые айсберги — зачаровывают своей необыкновенной красотой.
Иногда можно наблюдать за греющимися на солнце тюленями Встревоженные нашим появлением, они приподнимают головы, настороженно провожают корабли. Долго не было видно белых медведей. По этому поводу в нашем экипаже шутили:
— Вернемся в Москву, там и посмотрим мохнатых в Зоологическом парке.
Но в последние дни белые медведи стали наконец встречаться.
Вместе с флагманским ледоколом «И. Сталин» «Ермак» провел в море Лаптевых еще один караван из десяти судов.
Недавно в проливе Матисена «Ермак» взял последний караван и провел его к востоку.
Сейчас «Ермак» находится в восточной части пролива Вилькицкого. Ожидая подхода караванов с востока, участники экспедиция ведут научно-исследовательские работы. Скоро начнется второй этап навигации. «Ермак» будет проводить караваны с востока на запад.
Так в тяжелых условиях Арктики проходит наша навигация. А тем временем на корабле жизнь экипажа идет по строгому плану: работа, учеба, отдых. Участники экспедиции в свободное от вахты время учатся на курсах по подготовке в морской техникум, изучают историю партии, отдыхают за игрой в шахматы, домино, на биллиарде. Недавно мы посмотрели звуковой кинофильм «Случай на полустанке». Комсомольцы ледокола настойчиво овладевают военными знаниями. Комсомольская вахта дважды стояла по получасу в противогазах.
М. ВЕЛИЧКО.