Навигация 1963 года

Сообщение ББК-10 30 Март 2025 11:44


Известия, 1963, № 5 (14168), 5 января

 Известия 1963-005 (14168)_05.01.1963 Н-63.jpg
ГДЕ КОНЧАЕТСЯ ВЛАСТЬ ЗИМЫ
Рассказывает начальник отдела морских арктических операций Главсевморпути В. ВАРЛЕЙ

СИРОТЛИВЫМИ изваяниями стоят портальные краны. Не слышно гудков кораблей, у причалов не командуют сноровистые стивидоры: «Майна... Вира! ». Не отъезжают от борта судов автокары, нагруженные ящиками, бочками, тюками... Застыла вода, мороз на крепкий зимний замок запер акваторию. Три-четыре, а то и пять месяцев в году хозяйничают в иных портах только снег и холодный ветер...
Но такой картины не увидишь сейчас в большинстве наших портов. О том, как в начале 1963 года идет навигация, корреспондент «Известий» Е. Куницын попросил рассказать начальника отдела морских арктических операций Главсевморпути В. ВАРЛЕЯ.
— Резкое увеличение объема морских перевозок за последние годы вызвало потребность не только в пополнении флота, но и во всемерном использовании резервов пропускной способности портов, — говорит бывалый моряк. — Таким резервом является организация их работы и в зимний период. Сейчас принято специальное решение обеспечить круглогодовую навигацию в Ленинградском, Рижском и Ванинском (Японское море) портах, продлить навигацию в Архангельском — на два с половиной месяца и в Ждановском порту на Азовском море — на 30—40 дней.
На Главное управление Северного морского пути возложено руководство проведением зимней навигации в замерзающих неарктических портах и распространение на их работу большого опыта эксплуатации полярных трасс. Еще два года назад даже в начале зимы редко можно было увидеть, например, в Ленинградском порту хотя бы одно иностранное судно. А теперь у причалов швартуются корабли, на мачтах которых английские, западногерманские, финские флаги... Судовладельцы не боятся посылать в вотчину седой зимы свои пароходы и теплоходы, они убедились, что в советских портах их кораблям обеспечена надежная проводка в самых мощных льдах.
Горячая, пора наступила у ледоколов, когда нагрянули трескучие морозы. В Балтийском, Белом, Охотском морях с каждым днем становится все меньше и меньше чистой воды. Только что выведены ледоколами из Ленинградского порта английский теплоход «Балтия Экспресс», финский пароход «Констанция», западногерманские суда «Транс-Америка», «Вакениц», а по радио получена новая команда: «Встретить и провести в порт шведское судно «Стефан» и финское «Нарви».
В Архангельском порту сейчас грузятся пиломатериалами для Англии «Беломорсклес», «Котласлес», «Волгалес» готовится к плаванию на Кубу, так-же с грузом древесины, теплоход «Комилес». На чистую воду, а это выражение в данном случае нужно понимать в буквальном смысле, суда будут выведены «Капитаном Мелеховым» и «Ледоколом № 1», построенным на Адмиралтейском заводе в Ленинграде.
Кстати о «Ледоколе № 1». Это первый из новой серии отечественных судов, предназначенных для активной работы в замерзающих портах. У него два кормовых и один носовой винт, мощность машины 5.400 лошадиных сил. Его брат — «Ледокол № 2» находится в Ждановском порту, а самый младший «Ледокол № 3» был введен в эксплуатацию 2 января и отправился через южные моря на Дальний Восток. В 1963 году семейство портовых ледоколов увеличится еще на два судна.
Пополняется и арктический линейный флот. С финской фирмой «Вяртсиля» заключен контракт на постройку мощного дизель-электрического ледокола «Киев» — такого же типа, как «Москва» и «Ленинград».
За прошлогоднюю зимнюю навигацию пропускная способность советских портов увеличилась почти на 14 процентов. Многие суда ожидаются у наших причалов и в зиму 1963-го. Не остановить потока грузов суровым морозам! Кончается власть зимы, где крошат лед неутомимые помощники транспортного флота — ледоколы.

Навигация 1963 года

Сообщение ББК-10 30 Март 2025 12:06

Известия, 1963, № 23 (14186), 26 января

 Известия 1963-023 (14186)_26.01.1963 Н-63 ВЬЮГА ЛК.jpg
«ВЬЮГА» ИДЕТ НА ПОМОЩЬ

БЕРЛИН, 26 января. Корреспондент агентства АДН передает из Ростока: Находившийся в течение нескольких дней в морском порту ГДР Висмар советский ледокол «Вьюга» вышел в Балтийское море по сигналам бедствия с попавшего в тяжелый ледовый дрейф югославского грузового судна «Доргуль» водоизмещением в 2.200 брутто-регистровых тонн. Ледокол освободил судно изо льда. В настоящее время советский ледокол прокладывает путь югославскому. судну через Каттегат.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 11672
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Навигация 1963 года

Сообщение ББК-10 30 Март 2025 12:09

Известия, 1963, № 55 (14218), 5 марта

 Известия 1963-055 (14218)_05.03.1963 Н-63 БАЛТИКА.jpg
ПОКОРИЛАСЬ БАЛТИКА ЛЕДОКОЛАМ

ЗАДЕРЖАЛСЯ приход тепла на Балтику. Но уже по-весеннему оживленно в Ленинградском морском порту, хотя зима эта выдалась особенно суровой. Почти все море от Ютландского полуострова до устья Невы сковано толщей льда. Накрепко замерзли Финский залив, Датские проливы, Кильский канал. Однако даже в самые сильные морозы ледоколы проводят караваны торговых судов. Вот уже третью зиму Ленинградский порт стал как бы незамерзающим. Только за январь и февраль грузооборот его составил 320 тысяч тонн, а раньше эти месяцы были совсем «мертвыми»; навигация прерывалась с декабря по май.
... Теплоход «Иршалес» только что пришел из Лондона. Краны быстро переносят тюки с каучуком в портовые склады.
— Плавание было трудным, — рассказывает капитан Никита Романович Зинченко. — Недалеко от Ленинграда три дня стояли во льду. Совсем остановиться нельзя. Двигатели работали как обычно, судно толкалось взад и вперед, иначе ледоколу потом слишком долго пришлось бы вокруг нас обкалывать лед...
Однако нет времени задерживаться в порту, хотя очень хочется зайти и на то, и на другое судно, пришедшее сюда из жарких стран ледовым путем. Сегодня мы сопровождаем на специальном вертолете караван торговых судов из Ленинграда. Поднимаемся, летим над Финским заливом. Внизу расстилается Белое море с гребешками торосов и снежных волн. И чем ослепительней сверкает снег под лучами мартовского солнца, тем ярче видна черная полоска караванного следа. Впереди рассекает лед мощный ледокол «Капитан Белоусов». За ним следуют английское судно «Балтик Мэрчент» и два наших теплохода «Котласлес» и «Ангарсклес».
Караван медленно движется по пробитому во льдах узкому каналу. Командиру вертолета Михаилу Тимофеевичу Федорову то к дело приходится делать круговые облеты, чтобы не уйти далеко в сторону от кораблей. Капитан ледокола Константин Константинович Бызов дает сигнал — два длинных, один короткий гудок; «Иду вперед, следуйте за мной».
С борта вертолета связываемся радио с «Ангарсклесом». На рации штурман В. Ерофеев. Вызываем капитана Вавилова.
— Георгий Иванович! Куда идете, что везете?
— Держим курс на Бремен, Антверпен, Гавр, оттуда повезем груз в Лиепаю. Сейчас в наших трюмах тюки с коконами шелкопряда. В Ленинград судно пришло из Гаваны. Привезли кубинский сахар...
Корабли хотя и новенькие с виду, но бывалые, к льдам привычные. «Котласлес» все прошлое лето тоже ходил по Арктике, а сейчас везет зерно в Гамбург.
Но вот уже видны шпили Кронштадта. Мы прощаемся с караваном!..
О. КОЛЕСОВА.
ЛЕНИНГРАД.
♦ ♦
На снимках: торговые корабли пробиваются сквозь льды: капитан теплохода «Иршалес» Никита Романович Зинченко на вахте. Снимки сделаны фотокорреспондентом «Известий» В. Мартыновым с вертолета, пилотируемого летчиком М. Федоровым.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 11672
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Навигация 1963 года

Сообщение ББК-10 16 Июнь 2025 19:58

Известия, 1963, № 67 (14230), 19 марта.

 Известия 1963-067 (14230)_19.03.1963 Н-63 ПЕВЕК.jpg
ЗИМОЙ ДЛЯ ЛЕТА

Ослепляя колючей снежной крупой, дует 12-балльный «южаr» — самый злющий ветер, который и имя-то свое получил как бы в насмешку. «Южак» к тому же сдобрен тридцатиградусным морозом.
Замерли причалы в Арктике. И только в порту Певек гремят мощные взрывы. Двухметровые льды, раскалываясь, освобождают черное зеркало воды. В отвоеванную у океана полынью устремляется лихтер «Тамань». С его борта в морское дно рабочие забивают мощные сваи. Старая деревянная эстакада доживает последние месяцы. Скоро ее заменит современный металлический причал. Подобная реконструкция заполярного порта проводится впервые в истории Арктики.
Навигация в Восточно-Сибирском море откроется в середине июня, а реконструкция Певека должна закончиться к началу первого летнего месяца. Заполярный порт станет вдвойне гостеприимным. Теперь сюда будут заходить целые караваны арктических судов.
Ю. ТЕПЛЯКОВ.
обществ. корр. «Известий».
МАГАДАН, 19 марта. (По телефону).
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 11672
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Навигация 1963 года

Сообщение ББК-10 16 Июнь 2025 20:00

Известия, 1963, № 74 (14237), 27 марта.

 Известия 1963-074 (14237)_27.03.1963 Н-63 ЛЕНИНГРАД.jpg
ШВАРТУЮТСЯ К ПРИЧАЛАМ КОРАБЛИ

ЛЕНИНГРАД, 27 марта. (По телеф. от нештатн. корр.). У причалов лед напоминает кашу — взрыхлен и перемешан ледоколами, буксирами, судами, которые швартуются у пирсов.
Полным ходом идет погрузка судов, стоящих у причалов. Льется зерно в трюмы «Вологдалеса». Через несколько дней оно потечет в лондонские склады. На Кубу доставит очередную партию груза теплоход «Мичуринск», в порты Европы с генеральным грузом отправятся «Ижмалес» и «Иркутсклес». Большой порт работает без отдыха дни и ночи.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 11672
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Навигация 1963 года

Сообщение ББК-10 16 Июнь 2025 20:05

Известия, 1963, № 139 (14302), 12 июня.

 Известия 1963-139 (14302)_12.06.1963 Н-63 ВЕСТИ С ОКЕАНОВ.jpg
ВЕСТИ С ПЯТИ ОКЕАНОВ

Атлантический Последние четыре года океанский грузовой лайнер «Лениногорск» регулярно ходит на Кубу. За это время водами Атлантики, Черного и Средиземного морей судно прошло путь, равный десятикратному путешествию вокруг земного шара по экватору. Слаженная работа экипажа коммунистического труда, руководимого капитаном дальнего плавания А. Г. Третьяком, позволила перевезти на героический остров сотни тысяч тонн сверхплановых грузов.
11 июня Анатолий Григорьевич Третьяк и капитан танкера «Свердловск» Геннадий Николаевич Федченко на коллегии Министерства морского флота рассказали о работе своих коллективов, поделились мыслями и предложениями, которые помогут нашему флоту работать еще лучше. Двенадцать молодых моряков, которые в этот день приказом министра были утверждены капитанами океанских лайнеров, с большим вниманием слушали рассказы опытных мореходов.

Ледовитый Началась навигация в восточном секторе Арктики. К побережью Чукотки подошел ледокол «Сибирь» и разломал лсд в районе бухты Провидения. Затем сюда пришли первые транспортные суда — пароходы «Арсеньев» и «Черемхово». Встречным курсом — из Провидения на север отправился пароход «Василий Докучаев». Он доставит местному населению разнообразные товары и оборудование. Ждет транспортные суда чукотский порт Анадырь. Сюда держат путь «Ереван» и «Иван Кулибин».

Индийский Радист теплохода «Челябинск», следовавшего из Черного моря в Японию, 9 июня в 02 часа 15 минут по московскому времени услышал в эфире призыв капитана ливанского теплохода «Капитан Пантелис» ко всем судам с просьбой снять экипаж, жизнь которого находилась в опасности.
Ливанское судно шло из Индии в Средиземное море с грузом удобрений. Начинался шторм, когда вышел из строя локатор. Резко ухудшилась видимость. «Ослепший» теплоход с полного хода вылетел на коралловые рифы северной части Мальдивского архипелага в Индийском океане. Пробитыми оказались первый и второй трюмы, вода стала поступать в третий. Усилия экипажа и датского спасательного судна «Свитзер» оказались бесплодными. Океан с минуты на минуту готов был погубить теплоход вместе с людьми. Уже в 17 часов 30 минут «Челябинск» прибыл к месту аварии и принял на борт 24 человека из экипажа, среди которых было три женщины. Советский теплоход доставил их в Цейлонский порт Коломбо. На потерпевшем аварию судне остались пять человек во главе с капитаном.

Тихий Стратосферные струйные течения зарегистрированы советскими учеными в районе экватора. Об этом рассказал корреспонденту ТАСС начальник экспедиции на научно-исследовательском судне «Воейков» К. Васильев после возвращения во Владивосток из Тихого океана.
Струйные течения — эти своеобразные воздушные «реки» в стратосфере — удалось обнаружить с помощью радиозондов. Приборы показали, что на высотах 22—27 километров над экватором существует движение значительного по ширине и высоте слоя воздуха. Эта «река» течет со скоростью 120—150 километров в час.
...
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 11672
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Навигация 1963 года

Сообщение ББК-10 16 Июнь 2025 20:07

Известия, 1963, № 142 (14305), 15 июня.

 Известия 1963-142 (14305)_15.06.1963 Н-63 ПРОВИДЕНИЯ.jpg
ВЕЗДЕХОДЫ УШЛИ... В МОРЕ

Северяне радостно отметили праздник первого корабля. В бухту Провидения пришли ледоколы «Сибирь» и «Москва», началась летняя навигация. Но до регулярных рейсов еще далеко. Для этого нужно прежде всего найти самую удобную ледовую дорогу. И ее ищут разведчики.
Фронт работ у них, смело скажем, необозримый: от Берингова пролива до Восточно-Сибирских островов. На этом огромном отрезке пути вдоль береговой линии нужно прощупать каждый километр ледового припая, найти самую тонкую ледовую «жилу», по которой пройдут корабли.
Еще 20 мая из заполярного порта Певек в море ушли два мощных вездехода. По торосистому арктическому льду. сейчас ни на чем другом не проедешь. Мы долго искали по ра-
дио эту группу. Наконец радист Александр Дрынин услышал наши позывные.
— Снег в море лежит очень глубокий, — рассказал гидролог Вадим Попов. — Передвигаться трудно. Тягачи часто застревают. Весь лед в торосах, будто кто-то нарочно строил запутанные лабиринты. Но мы стараемся выдерживать курс. Идем километрах в четырехстах от берега. Задание по разведке выполнено полностью. Нашли самые тонкие льды. Весь экипаж чувствует себя хорошо.
Пройдет еще немного времени, и там, где на днях бороздили снега вездеходы, поплывут арктические линкоры.
Ю. ТЕПЛЯКОВ,
нештатный корр. «Известий».
МАГАДАН.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 11672
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Навигация 1963 года

Сообщение ББК-10 03 Июль 2025 16:38

Известия, 1963, № 177 (14340), 26 июля.

 Известия 1963-177 (14340)_26.07.1963 Н-63 СМП.jpg
ДЕНЬ ВЕЛИКОГО СЕВЕРНОГО ПУТИ


СЕГОДНЯ очень нелегко полярным капитанам. Арктика не собирается сдаваться: ощетинилась торосами, опустила прочное ледовое забрало — попробуй, подступись. А время не ждет — золотое время навигации. Два раза в сутки в свой штаб на улицу Разина, 9, где расположено Главное управление Севморпути Министерства морского флота СССР, шлют донесения капитаны ледоколов. Донесения немногословны: лед столько-то баллов, температура такая-то, находимся там-то, Но люди, которые читают эти сообщения, знают, что стоит за каждым словом: сами не раз ходили через арктические льды. Каждый день ровно в 15 часов у длинного, во всю комнату, стола, покрытого вместо скатерти хрустящей калькой, собираются руководители отделов Севморпути На кальке — вся великая дорога от Карских ворот до Берингова пролива.
Старший инженер отдела морских арктических операций Л. В. Розанов докладывает о дислокации транспортного флота на трассе. Сейчас воюют со льдами восемь ледоколов во главе с атомоходом «Ленин». Сорок с лишним теплоходов и пароходов включились в огромный конвейер, который протянулся на 4.667 километров.
Начальник бюро погоды Г. И. Матвейчук сообщает о сегодняшней метеорологической обстановке на трассе и дает прогноз на завтра. Над Карским морем подули теплые ветры. Густой туман опустился надо льдами, закрыл дорогу караванам. Трудно выбирать путь через белые поля на ощупь. Рассказывая о ледовой обстановке, старший гидролог А. И. Юрокин чаще всего называет цифры от семи до десяти. Во столько баллов оцениваются льды в Карском море, в проливе Вилькицкого, в море Лаптевых. Это прочная многолетняя броня, которой пытается защитить себя от брони ледоколов негостеприимный океан. Тщетно. Послушайте, что сообщает в редакцию капитан теплохода «Браславлес» тов. Филипенко:
«Идем в составе первого в этом году каравана, проводимого атомоходом «Ленин» в енисейский порт Игарку. Рандеву судов состоялось на чистой воде западнее мыса Желания. В караване — три советских судна и финское «Верна Паулин». Вошли в тяжелые льды.
Слабый «Паулин» при сжатии иногда застревает. Тогда атомоход возвращается, чтобы обколоть судно. Мы видим, как свободно, словно по чистой воде, идет он сквозь двухметровые льды».
Все больше флагов реет надо льдами. Почитайте, что сообщают в редакцию из разных пунктов Арктики, и вы почувствуете, как живет сегодня огромная дорога.

ЛОМАЯ ПАНЦИРЬ ОКЕАНА
Устойчивые северо - западные ветры сжимали огромные белые поля, громоздили торосы. Каждый день мы с надеждой смотрели на синоптиков, но они, словно извиняясь, разводили руками и протягивали унылые сводки. Лишь недавно ветер чуть-чуть ослаб, будто устал ворочать тысячетонные льдины.
Десять суток боролись моряки с тяжелыми льдами Чукотского моря. Когда становилось особенно трудно, ледоколы «Москва» и «Сибирь» впрягались в буксиры и продолжали вести караван на запад. Требовалось ювелирное искусство, чтобы не повредить суда. То и дело приходилось маневрировать, в считанные минуты отыскивать лучший вариант пути. И вот весь Певек торжественно встречает первый караван. А в это время с востока спешил к нам второй караван. К началу его проводки. ветры переменились и во льдах образовалась узкая полоска воды. Однако синоптики были настроены пессимистично и предсказали перемену ветра. Они дали морякам на раздумья всего три дня.
Не теряя ни единой минуты, оперативная группа морских арктических операций, в которую входят опытные капитаны и ученые, решила приступить к проводке судов. Были мобилизованы все ледоколы. Огромный караван, не имевший равного себе по количеству судов, двинулся на запад. И люди опередили циклон. 12 транспортных судов благополучно достигли Певека. Шесть остались разгружаться, шесть остальных под проводкой ледоколов продолжили путь через льды и появились в устье реки Колымы.
На четверо суток раньше прошлогоднего срока горняки Билибинских приисков Колымского края, строители радостно встретили первые суда: «Иман», «Башкирнефть», «Кировсклес» и другие. Население Колымы получило разнообразные продукты питания, строители — массу необходимых материалов и оборудования.
Б. КОНЕВ,
начальник морских операций Восточного района Арктики.

ПЕВЕК, 26 июля. (По радио).

НЕМНОГО ЛЕДОВОЙ СТАТИСТИКИ
• На 2.520 морских миль протянулась ледовая трасса от Карских ворот до Берингова пролива. Это 4.667 километров.
• 120 суток продолжался навигационный период в 1946—1960 годах. С вводом новых ледоколов — атомохода «Ленин», «Москва» и «Ленинград» срок навигации продлен почти на месяц.
• В нынешнем году по Северному морскому пути будет перевезено в два раза больше грузов, чем в 1953 году.
• За последние три года мощность ледокольного флота возросла больше чем в два раза.

КАПИТАНСКИЙ МОСТИК ПОД ОБЛАКАМИ
Быстро стареют эпитеты. Еще недавно Арктику называли безмолвной, пустынной. А сейчас все двенадцать месяцев шумят надо льдами авиамоторы, полтораста дней в году раздаются гудки теплоходов и пароходов. Насколько труднее было бы вести свои корабли капитанам через тяжелые льды, не имей они бесценного помощника — вертолета. Когда обстановка на трассе особенно сложна, помощник капитана садится рядом с пилотом, машина поднимается в воздух, и оттуда, из-под облаков, на ледокол идет команда за командой. Капитанский мостик корабля сейчас там, на борту вертолета.
Десятки самолетов — ледовых разведчиков проносятся над белыми полями. Облака в Арктике опускаются «к самой земле», оставляя пилотам для маневров узенький просвет. Нужны ювелирное мастерство, многие годы опыта, чтобы уверенно вести быстрые машины, все видеть, во всем ориентироваться.
Тысячи тонн грузов летят по воздуху в самые глухие уголки, туда, куда зачастую не может пробиться корабль. Совсем недавно самолеты «АН-12» доставили в район Нижних Крестов 40 грузовых ЗИЛов. Прямо «с трапа» они встали на тракт и повезли свои тяжелые ноши в поселки геологов. Эти же самолеты доставили на Крайний Север мощную дизельную электростанцию, буровое оборудование, тысячи тонн экстренных грузов. Один из «АНов», вернувшись обратно в Москву, высадил в Домодедовском, порту первых пассажиров — детвору с Колымы, из Хатанги, Тикси, Амдермы. Она прилетела в пионерский лагерь полярников.

ПОМОГАЕТ... СОЛНЦЕ
На службу в Арктике ленинградский профессор Иван Песчанский рассчитывает привлечь солнце.
С борта самолета трасса будущего канала посыпается угольной пылью, смешанной с мелким песком. Темный цвет осевшего угля во много раз увеличивает воздействие солнечного тепла на лед.
Именно таким способом была создана навигационная обстановка в районе Чукотки, в проливе Бориса Вилькицкого, и совсем недавно — в бухте Тикси. Радиационный метод разрушения льдов может с успехом применяться и в Антарктиде.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 11672
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Навигация 1963 года

Сообщение ББК-10 03 Июль 2025 16:41

Известия, 1963, № 250 (14413), 19 октября.

 Известия 1963-250 (14413)_19.10.1963 Н-63 ЧЕЛЮСКИН.jpg
ТАКТИЧЕСКАЯ ЛЕДОВАЯ

ДО ПОСЛЕДНЕГО момента казалось, что мы не попадем на мыс Челюскина — такой неправдоподобно далекой представлялась самая северная материковая точка Евразии при взгляде на карту. Но ощущение это исчезло, как только после шестичасового перелета под колесами шасси завертелась снежная пыль. Из самолета мы вместе с клубами пара вывалились на морозный воздух. Перед нами, насколько доставал взгляд, простиралось белое полотно, на которое неведомый художник положил немногочисленные серые мазки — дома. В отдалении чернела узкая лента моря, на берегу дыбились голубоватые глыбы льда.
Осматривая поселок, я ловил себя на том, что мысленно ко всему увиденному прибавляю — «самый северный» с поправкой: «на материке»... Самый северный вездеход зарычал, когда в его кузов набилось около десяти человек и, подстегиваемый нашим нетерпением, помчался к самому северному радиометеоцентру. Здание передающей станции, недавно реконструированное и еще не до конца обжитое, находилось в пяти километрах от основных строений. Главный инженер Валерьян Александрович Моторный, видя, как мы поеживаемся, еще не привыкшие к морозу, лукаво усмехнулся:
— По нашим настоящим холодам это — осень. Однажды моему товарищу довелось идти по этой самой дороге. Идти! Выло в тот день жуткое совпадение — 42 градуса мороза и ветер 42 метра в секунду. Шел, закрыв лицо рукавами. Только щель для глаз оставил. Добрался чудом. Малость, конечно, обморозился. А начал сапог в тепле стаскивать — он так в руках и треснул....
Еще раз взглянув на слегка припухшее красное лицо собеседника и его новые сапоги, я, внутренне сожалея, убрал в карман теплые перчатки и до конца дороги старался сохранить бравый вид.
Когда приехали на передающую и зашли в главный зал, он напомнил что-то удивительно знакомое. Вдоль стен — причудливые машины. приборы, аппараты, а в центре — полуфантастический пульт управления. Все это перемигивается разноцветными лампами, переговаривается сотнями голосов и звуков. Да, да, конечно, примерно так начинался фильм «Девять дней одного года». Так, же, как и там, у пульта сидели Он и Она, и Он широкой рукой прикрывал ее маленькую ладошку.
Издалека до сознания дошел довольный голос начальника радиометеоцентра Ивана Ивановича Соколова:
— С пультом немало пришлось повозиться, зато теперь какой красавец получился! А «виновник» — вот он! — И Соколов признательно потрепал по плечу главного инженера.

УТРО следующего дня заглянуло в окна невинной голубизной. И только на улице стало понятно коварство этого обманчивого благополучия в природе. Безжалостный ветер хлестал по щекам, загонял обратно в дом. Поначалу я отправился к побережью взглянуть на гурий Амундсена — высокий обелиск, сложенный из плит какого-то слоистого камня. Он и венчает крайнюю материковую точку.
На невысоком взгорье, чуть ли не над самой водой, — пушка допотопного образца. В свое время выстрелы из нее были своеобразным звуковым маяком. В туман на ее зычный голос шли заплутавшие корабли.
Именно эта пушка, помощник-кораблей в их борьбе со льдами и непогодой, напомнила: через несколько минут в тактическую ледовую разведку уйдет самолет. Накануне пилот-инструктор Александр Афанасьевич Руднев добродушно подтрунивал:
— Ну, что ж? Конфликтовать с прессой рисковано. Придется взять. Правда, лишний груз на борту — неприятное обстоятельство. Знаете, всякое может случиться. Кстати, как вы переносите полеты над морем на малой высоте?..

В ИЛЛЮМИНАТОРАХ самолета поселок быстро проваливался куда-то вниз, и вскоре под крыльями замелькали бескрайние ледяные поля. Таков он сейчас, пролив Вилькицкого, гораздо более неприступный на самом деле, чем это кажется с самолета. Тем не менее нужды навигации заставляют вспарывать ледяную твердь не один раз в сезон. Недавно атомоход «Ленин» провел из Диксона в Тикси одиннадцать судов.
Сейчас «Ленин» возвращался в Диксон. Путь этот был, пожалуй, не легче, чем на восток. Но недаром поется в славной военных лет песне о летчиках:. «Мне сверху видно все... » Гидрологи с борта самолета должны были подсказать атомоходу наиболее надежный и безопасный курс.
Аркадин Бузуев и Руслан Борисов через каждый час меняли ДРУГ друга на главном наблюдательном пункте, у выпуклого, как половина пузыря, бокового иллюминатора за спиной пилота. И пока один из них зашифровывал свои наблюдения в специальном журнале, другой расшифровывал свои на карте, с которой тут же переносил все на кальку. В углу прозрачного листа стояло: «Атомоход «Ленин». Капитан Б. М. Соколов».
Садясь перед иллюминатором, и Аркадий и Руслан надевали темные очки: режет глаза, если целый час не отрываясь, смотреть на лед.
Самолет, минуя воздушные перекрестки, шел своим курсом. В хвосте висели рядком оранжевые, как у космонавтов; спасательные комбинезоны — единственное, пожалуй, что напоминало о полете над морем и о возможной опасности.
— Северная Земля. Остров Большевик, — кивнул вниз штурман. Ничто почти не изменилось в пейзаже. Лишь, жмурясь окнами на солнце, стояло четыре домика — полярная станция. Верно, хорошее было настроение у ее строителей и была тогда такая же, как сейчас, погода, — «полярку» назвали Солнечная.

МЫ ЕЩЕ НЕ РАЗ ломали линию полета. Под крылом мчались назад льды, разрываемые редкими пятнами чистой воды. Казалось, гидрологам для обозначения на карте требовалось всего два цвета. Однако калька все быстрее становилась похожей на пестрый лоскут материн: оттенки желтого, зеленого, синего, коричневого заполняли ее. Для человека несведущего это была просто красиво расцвеченная карта, а где-то там, внизу, ее ждали с нетерпением слепого человека, которому возвращают зрение.
«Где-то там». Где же? Мы летели около пяти часов. Бортмеханик Иван Максимович Коротаев, грузный мужчина с мальчишеской челкой, уже успел накормить экипаж горячим обедом. Это было удивительно вкусно, удивительно еще и потому, что, согласитесь, не часто приходится отведать блюдо, приготовленное Героем Социалистического Труда.
Прорвав невесть откуда взявшийся туман, вылетели к бухте Прончищевой, врезающейся в восточное побережье Таймырского полуострова. Впереди, далеко-далеко, появились три точки. Они стали расти, расти, пока не превратились в долгожданные корабли. И вот мы кружим над атомоходом «Ленин» и двумя судами из его каравана, которые уже успели разгрузиться в Тикси, — над «Красиным» н «Ново-Воронежском». В пилотской кабине слышится приглушенный наушниками голос Бориса Макаровича Соколова, капитана атомохода:
— Все в порядке. Ждем вымпел...
Гидрологи торопятся: наносят на кальку последние штрихи, скручивают ее в тонкую трубочку и засовывают в круглый алюминиевый пенал. Это и есть вымпел. Иван Максимович забивает в него деревянный кляп и привязывает длиннющую веревку. Потом надевает полушубок, осторожно открывает дверь «на улицу» и ложится сбоку от выхода. Мы придерживаем его за ноги. Самолет делает круг и начинает пикировать на атомоход. Из пилотской кабины доносится зуммер. Сигнал! Вымпел летит вниз.
Новый заход — и перед самым носом атомохода на лед падает увесистый сверток: свежие газеты, письма.
— Спасибо, спасибо. В карте разобрались. Привет Земле! — раздается уже знакомый голос капитана. Голос звучит глуше, чем вначале, — мы взяли обратный курс.
... Ровно через восемь часов после взлета наш самолет приземлился на Челюскине. Налетав больше двух тысяч километров, мы провели в воздухе полный рабочий день. Подведя этот итог, Александр Афанасьевич Руднев начал медленно расстегивать пальто. На груди у него сверкнул орден Ленина.
Мы входили в гостиницу, слегка покачиваясь, как будто полет над морем на малой высоте все еще продолжался.
С. СЕРГЕЕВ.
МЫС ЧЕЛЮСКИН—МОСКВА.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 11672
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Навигация 1963 года

Сообщение ББК-10 03 Июль 2025 16:43

Известия, 1963, № 252 (14415), 22 октября.

 Известия 1963-252 (14415)_22.10.1963 Н-63 ИГАРКА.jpg
ПОСЛЕДНИЙ КОРАБЛЬ

В заполярную Игарку прибыл последний в этом году океанский теплоход «Иршалес». Судно сразу же поставлено под погрузку пиломатериала для Германской Демократической Республики. С уходом этого лесовоза морская навигация 1963 года в Игарском порту заканчивается.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 11672
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53


Вернуться в Навигации в Арктике



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 3

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения