На Северном морском путиБеседа с начальником Главного управления Северного морского пути В. Ф. БУРХАНОВЫМНедавно из Магадана сообщили: в порт Нагаево прибыл из Архангельска Северным морским путем дизель-электроход «Лена», приспособленный для плавания во льдах. Потребовалось всего 27 дней, чтобы совершить этот дальний рейс. Напомним, что в 1932 году ледокол «Сибиряков» Северным морским путем прошел расстояние от Архангельска до Берингова пролива за 65 дней.
В наши дни подобный рейс уже не является исключением. Советские люди успешно осваивают Северный морской путь, превращают его в одну из важнейших для народного хозяйства нашей Родины морских магистралей.
Как проходит нынешняя арктическая навигация? Каковы ледовые условия на трассе Северного морского пути? Как выполняется план завоза народнохозяйственных грузов в Арктику? Чем новым отличается происходящая арктическая навигация? С этими вопросами корреспондент «Известий» обратился к начальнику Главного управления Северного морского пути заместителю министра морского флота СССР В. Ф. Бурханову.
Тов. Бурханов рассказал:
— На всей трассе Северного морского пути — от Мурманска и Архангельска до берегов Дальнего Востока сейчас наблюдается большое оживление. В арктической навигации принимают участие многие сотни самых различных судов. В этом году Северным морским путем пройдет значительно больше кораблей, чем год назад.
Благоприятные ледовые условия для плавания судов сложились с самого начала навигации в западном секторе Арктики. Особенно хорошими они оказались в юго-западной части Карского моря и нормальными — в проливе Вилькицкого и в море Лаптевых. В отличие от этого на Востоке, особенно в районе Чукотского полуострова, тяжелые льды создали серьезные затруднения для плавания не только транспортных судов, но и ледоколов. Вследствие этого проход транспортных судов здесь несколько задержался против сроков, установленных планом.
Ныне большая часть грузов, направляемых в арктические пункты, уже доставлена по назначению или находится в пути. Некоторое количество грузов есть еще и в портах отправления, но за ними идут пароходы, уже совершившие по одному рейсу в Арктику. Почти все полярные станции, расположенные по побережью материка и на островах Северного Ледовитого океана, полностью снабжены необходимым снаряжением и продовольствием.
В нынешнюю навигацию более широко осуществляется перевозка транзитных грузов по Северному морскому пути с запада на восток. Идея осуществления транзитных перевозок заключается в том, что параллельно с железнодорожной Сибирской магистралью был бы освоен водный путь для доставки народнохозяйственных грузов в порты на Дальнем Востоке. Перевозка грузов морским путем ускорит их доставку в пункты назначения и даст возможность снизить себестоимость перевозок. Кроме того, грузы, отправленные по трассе Северного морского пути, не будут переваливаться в промежуточных пунктах, как это происходит при направлении их по железной дороге и далее морским путем. Следует при этом отметить, что полярные моряки успешно осуществляют задания по доставке грузов в глубинные пункты на реках Колыме и Хатанге, без перевалки их в предустьевых районах.
Очень рано и удачно был начат в этом году вывоз леса из Игарки. Большую помощь здесь оказали ученые, работавшие над прогнозами погоды и передвижки льдов. Были названы ранние сроки возможного плавания транспортных судов в юго-западной части Карского моря и прохода их в Енисей. Эти прогнозы полностью оправдались. Первое транспортное судно, направлявшееся в Игарку, подошло к Карским воротам 11 июля — в срок чрезвычайно ранний по сравнению с рядом предыдущих лет. Следует отметить, что это был иностранный пароход, работавший по договору с «Совфрахтом». Начиная с этого дня, морские суда регулярно приходят в порт Игарка и вывозят оттуда лес как на внутренний, так и на внешний рынки.
Проведена без аварий и повреждений по Северному морскому пути группа из пятидесяти с лишним рыбопромысловых судов для дальневосточных морей. Из Архангельска в Тикси доставлена группа лихтеров Министерства речного флота. Остальная часть этих судов находится в пути. Северным морским путем идет несколько грузовых речных теплоходов. Они направляются к устью Оби, затем пройдут до Новосибирска и примут участие в перевозках хлеба из районов целинных и залежных земель. Проводка всех судов, не приспособленных для плавания в ледовых условиях, осуществлена также успешно, без аварий.
Для плавания по Северному морскому пути чрезвычайно большое значение имеют правильные прогнозы погоды. И здесь огромная роль принадлежит дрейфующим полярным станциям. Раньше, когда мы не имели постоянных точек наблюдения за погодой в высоких широтах, эти прогнозы оправдывались далеко не всегда. За последние же годы прогнозы значительно улучшились, и в этом — заслуга наших товарищей-полярников с дрейфующих станций.
В заключение тов. Бурханов назвал лучшие суда, коллективы которых наиболее успешно работают на Северном морском пути, в трудных и сложных условиях арктической навигации. Отлично справился с заданием по завозу грузов в труднодоступные пункты Карского моря экипаж ледокольного парохода «Дежнев» во главе с капитаном т. Ильиным. Экипаж дизель-электрохода «Енисей» (капитан т. Царев) в короткий срок
обеспечил доставку и разгрузку материалов и снаряжения новой полярной станции на одном из островов Восточно-Сибирского моря. Упоминавшийся выше дизель-электроход «Лена» (капитан т. Ветров), совершивший ранний скоростной рейс из Архангельска на Дальний Восток, продолжает успешно работать на перевозках грузов в дальневосточных морях. Среди передовых экипажей транспортных судов можно назвать команды пароходов «Степан Разин», «Ползунов», «Выгозеро» и других. Умело обеспечивали проводку транспортных судов в ледовых зонах Северного морского пути команды ледоколов. Хорошо работал ветеран арктического ледокольного флота «Ермак» во главе с полярным капитаном т. Бызовым.
Не на всех участках Северного морского пути навигация проходит с достаточной организованностью. Крайне неудовлетворительно, например, справляется с погрузкой леса и разгрузкой прибывающих грузов порт Тикси. Отсюда — простои судов, потеря ценного времени. Руководители порта не всегда внимательно следят и за работой своего лихтерного флота. В начале навигации плохо работал порт Певек. Допускались длительные простои судов, нарушались нормы погрузки.
Все еще есть случаи, когда отдельные суда, подолгу непроизводительно простаивают в портах по собственной вине. Так случилось, например, с теплоходом «Волга», который несколько лишних дней потерял в Архангельском порту только из-за того, что капитан т. Хабаров не сумел своевременно сдать доставленный из Арктики груз. В результате теплоход с опозданием вышел во второй арктический рейс. Коллективы полярных портов и экипажей судов ведут борьбу с этими недостатками, добиваются их устранения.
Моряки арктического флота, сказал в заключение тов. Бурханов, все труженики Северного морского пути развертывают социалистическое соревнование в честь XX съезда КПСС, они приложат все усилия к тому, чтобы успешно завершить арктическую навигацию, с честью выполнить задание Родины.