Навигация 1973 года

Сообщение ББК-10 07 Апрель 2025 19:35


Известия, 1973, № 22 (17255), 25 января.

 Известия 1973-022 (17255)_25.01.1973 Н-73 ДУДИНКА.jpg
 Известия 1973-022 (17255)_25.01.1973 Н-73 ДУДИНКА карта.jpg
СКВОЗЬ ЛЬДЫ

Внимание всей Арктики приковано сейчас к необыкновенно смелому, невероятно сложному рейсу пяти ледоколов и четырех транспортных судов. Такого еще не знала история покорения Севера: навигация, обычно завершающаяся в ноябре, все еще продолжается!
Этот рейс открывает новую главу во всей летописи грандиозных предприятий по освоению советскими людьми огромных просторов от Белого моря до Берингова пролива.


РЕЙС в конце января, сквозь многолетние нагромождения торосов, сквозь Карское море! Пока никто не скажет точно, когда он завершится. Более того, трудно даже со всей определенностью сказать, где. к моменту подписания этого номера газеты, будет находиться флотилия, вышедшая из устья Енисея 12 января.
(Окончание на 3-й стр.)

Известия, 1973, № 22 (17255), 25 января.

 Известия 1973-022 (17255)_25.01.1973 Н-73 ДУДИНКА-2.jpg
СКВОЗЬ ЛЬДЫ
(Окончание. Начало на 1-й стр.)

Между Мурманском и Дудинкой лежат свыше 1.300 давно и хорошо изученных капитанами миль. В разгар навигации суда здесь курсируют чуть ли не с точностью, железнодорожных поездов: пять суток в один конец и столько же в другой. А в середине января? Никогда прежде в эту пору года Арктику не будил шум. судовых двигателей. Так что о составлении точного графика для последнего каравана не могло быть и речи. Вот уже тринадцать суток, как мощные винты атомохода «Ленин», ледоколов «Киев», «Мурманск», «Капитан Воронин» и «Капитан Мелехов» пробивают, раскалывают, выворачивают, крошат, разбрасывают гигантские глыбы. От их многотонных осколков содрогаются корпуса стальных богатырей и следующих за ними транспортов — «Индигирка», «Пушлахта», «Паланга» и «Памир». Когда они прибудут к месту назначения в Мурманск?
— У нас бывает так: рассчитываешь прибыть через сутки, но льды могут задержать на неделю, — говорит Г. Бурков, начальник отдела ледокольной лоцманской проводки и морских операций администрации Северного морского пути.
В последние десятилетия на Север пришли новейшие суда и ледоколы. Но даже им не под силу порой взломать ледовый замок с магистрали Мурманск — Дудинка. Еще в прошлом году моряки по объему перевозок вышли здесь на рубеж, намеченный на конец пятилетки. Но их высокие темпы сдерживает лед — он на целых полгода наглухо запирает дорогу судам. Это значит, что столько времени мертвым грузом лежат заполярные никель, медь, уголь, древесина...
Возможно, что спустя годы пружина человеческих усилий, опирающихся на мощь науки и техники, раздвинет сроки навигации до марта — апреля. Во всяком случае, в это верят и к этому ищут пути ученые, инженеры, мореплаватели. Но пока с огромным трудом дается каждый дополнительный день навигации. Два года назад состоялся необычный эксперимент — проверка двух судов в декабре. Они выдержали ее и успешно пробились в Дудинку. В декабре 1971 года эксперимент был расширен — уже пять судов прошли из Мурманска в устье Енисея.
В минувшем ноябре, когда моряки уже начали сомневаться в том, что на смену осени когда-нибудь придет зима, полюс холода нашей планеты переместился с Оймякона в Норильск — минус 53! Толщина льда стала стремительно нарастать, достигнув вскоре январской отметки: 90—110 сантиметров. Скорости судов упали до пяти — двух узлов, но они шли! Последними в Дудинку перед самым новым годом прибыли «Пушлахта», «Паланга» и «Индигирка». И тогда встал вопрос: если в декабре сложилась столь нелегкая обстановка, а в январе она будет еще сложнее, то не лучше ли судам не идти в обратный рейс и зазимовать у Таймыра? Вопрос такой встал, но разных мнений он не вызвал: надо возвращаться. К каравану присоединился теплоход «Памир».
После получения первых же сводок от капитана атомохода «Ленин» Б. Соколова — флагмана экспедиции — на Диксон вылетел начальник администрации Северного морского пути К. Чубаков. «Можно ли связаться с ним по телефону? — спросил я Буркова. — Вряд ли, — был ответ, — он большую часть времени проводит в воздухе».
... По нескольку раз в сутки с аэропорта Диксона поднимаются сейчас в небо самолеты, чтобы дать на борт атомохода рекомендации к дальнейшему курсу. Но Арктика все еще покрыта тьмой полярной ночи, видимость — считанные мили.
После каждой вахты, каждые четыре часа, на стол к Буркову ложится радиограмма. И почти каждая вторая начинается со слов: «Остановились всем ка-
раваном в ожидании рекомендаций ледовой разведки». Радиограмма от 21 января: согласно указанию с самолета, всем караваном начали разворот на обратный курс для выхода в безопасное место. Во многих сводках встречается словосочетание: проходим ударами. Это значит, что за командой «полный вперед» следует «полный назад» — и снова «полный вперед!». К полудню 25 января пройдено 800 миль.
— Каждая новая миля таит в себе немало опасностей, — говорит Бурков. — Суда находятся в зоне подвижных льдов, давящих с невероятной силой. Не всякий корпус может выдержать такой Натиск. Но среди 700 участников рейса большинство опытные грамотные моряки-полярники. Будем надеяться, что все пройдет нормально. Караван уже вышел на рубеж Карского и Баренцева морей.
— Как вы полагаете, за сколько времени он минует пролив Югорский Шар?
— Задайте мне этот вопрос завтра.
В. ЗАХАРЬКО.

Навигация 1973 года

Сообщение ББК-10 08 Апрель 2025 20:19

Известия, 1973, № 23 (17256), 26 январь.

 Известия 1973-023 (17256)_26.01.1973 Н-73 ЮШАР.jpg
ЮГОРСКИЙ ШАР РАСКОЛОТ

Бросивший дерзкий вызов Арктике, последний караван успешно выбрался из «ледового погреба» — так когда-то знаменитый натуралист Карл Бэр заклеймил Карское море, предостерегая даже отчаянно смелых мореходов от попыток пройти сквозь его белые поля.

ЗАДАЙТЕ мне этот вопрос завтра, — сказал начальник отдела лоцманской проводки и морских операций администрации Северного морского пути Г. Бурков, когда я спросил его о том, когда пять ледоколов и четыре транспорта выйдут из пролива Югорский Шар. И вот сутки миновали. Но прежде я задал Герману Дмитриевичу вопрос, с которым обратился в редакцию один из читателей:
— Почему флотилия двинулась в Югорский Шар? Ведь это очень узкий пролив, где еще никогда не проходили тяжелые ледоколы. Им не удержаться в фарватере. Льды могут отбросить их — а транспорты наверняка отбросит! — на острые подводные камни. А на судах как вы пишете, 700 человек!.. Надо было бы пробиваться через, просторные Карские ворота.
— Видно, что человек, задавший этот вопрос, знает Арктику не по картам, — заметил Бронислав Семенович Майнагашев, заместитель начальника администрации. — Да, по Югорскому еще не проходили караваны с крупными ледоколами. Но такое решение мы принимали не вслепую.
(Окончание на 6-й стр.)

 Известия 1973-023 (17256)_26.01.1973 Н-73 ЮШАР-2.jpg
ЮГОРСКИЙ ШАР РАСКОЛОТ
( Окончание, начало на 1-й стр.)

Несколько слов о моих собеседниках. Они тоже знают Север не по картам и не по тем фотографиям, которыми увешаны стены комнаты, где мы сейчас находимся. На каждой — многослойные торосы, расколотые льдины и среди них ледоколы. Герман Дмитриевич Буркав совсем недавно возглавил отдел — коренной мурманчанин, из 45 своих лет он 27 провел в морях, преимущественно северных. Выпускник первого потока Ленинградского высшего инженерно-морского училища им. С. Макарова, Майнагашев с 1949 года связал свою жизнь с трассой Кольский — Чукотский полуостров, много раз бывал на самых близких к Северному полюсу островах, восемь лет руководил проводкой судов в западном секторе Арктики. Их имена хорошо знакомы мореходам заполярных широт, их мнение ценится высоко.
Итак, идти Карскими воротами или Югорским Шаром? Оба эти варианта были тщательно продуманы. Самолеты заранее облетали проливы. При свете тусклой полярной луны немногое увидишь даже с малых высот, поэтому включались сильные самолетные прожекторы. Авиаразведка показала, что «ворота» забиты тяжелыми льдами, к тому же они подвижны, что осложнит и без того трудный рейс. А в Югорском лед припайный, как в озере, канал в нем пробить легче. И другие факторы также говорили в пользу южного варианта прорыва из «ледового погреба».
Утром «Киев» и «Мурманск» отправились в «разведку корпусом». Разгоняясь, они ударяли всей своей мощью в лежащую перед ними стену, но часто отскакивали от нее, как от резиновой. Две упряжки по 26 тысяч лошадиных сил в каждой такое делали со льдом...
Иногда казалось: еще один пушечный удар о стенку, корпус не выдержит, лопнет. Ели из тарелок, которые надо было держать в руках, вибрация ледокола несравнима с качкой судна даже в шторм. Но и при этой пляске и оглушающем скрежете люди, сменяющиеся с вахты, умудряются уснуть: привычка!
Вот уже восемь месяцев, как экипажи ледоколов не сходили на берег... И можно предположить, что моряки не очень обрадовались команде выйти еще в один, самый тяжелый рейс. Однако эта команда и не повергла их в уныние. Как сообщают радиограммы, на всех судах царит годами выверенный распорядок. В свободные часы моряки смотрят фильмы, читают книги, устраивают концерты. Капитаны, стармехи дают консультации заочникам вузов — их много на судах. Врачи констатируют: все здоровы. Хорошо чувствуют себя и те два парня, которым уже после выхода из устья Енисея сделаны операции аппендицита. Во время операций, кстати, были остановлены все агрегаты, создающие вибрацию.
Двадцать два часа обледенелые, заметенные снегом,, похожие на айсберги громовержцы-разведчики пробивали канал в 27-мильном проливе. Чуть больше мили в час — и это при работающих на полную мощность двигателях. Бурлящая вода выплеснула на 30-градусный мороз огромные клубы пара, затянувшего всю трассу. Полярная ночь, да еще этот туман! Соблюдая максимальную осторожность, «Киев» и «Мурманск» вернулись обратно и сообщили поджидавшим их судам добрую весть: удалось пройти без отклонений от фарватера. Глубины повсюду свыше 15 метров.
— Подождем еще пару часов, и я вам отвечу на вчерашний вопрос, — сказал мне при встрече Бурков. — Придет радиограмма, которая даст окончательный ответ, правильным или нет было решение пропустить караван через Югорский Шар.
Миновали и эти два часа. В нашу комнату внесли сводку. Взглянув на нее, Герман Дмитриевич повернулся ко мне:
— Только что последнее судно каравана вошло в Баренцево море. До чистой воды недалеко.
Теперь уже напролом — к Мурманску!
В. ЗАХАРЬКО.
Последний раз редактировалось ББК-10 08 Апрель 2025 20:28, всего редактировалось 1 раз.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 11383
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Навигация 1973 года

Сообщение ББК-10 08 Апрель 2025 20:24

Известия, 1973, № 24 (17257), 27 января.

СЛЕДИМ ЗА СОБЫТИЕМ
 Известия 1973-024 (17257)_27.01.1973 Н-73 ЛЬДЫ ПОЗАДИ.jpg
ЛЬДЫ ПОЗАДИ

Первая в истории освоения Севера попытка продлить арктическую навигацию до конца января завершена!

КОГДА верстался этот номер «Известий», в редакцию поступило сообщение: караван судов во главе с атомоходом «Ленин» благополучно вышел из зоны льдов и сейчас следует по незамерзающему району Баренцева моря.
Позади — пятнадцать суток битвы с огромными массами льда, перед которыми прежде в это время года в бессилии останавливались мореходы. Не испытывая натиска тяжелых глыб, пять ледоколов и четыре транспорта развили в чистых водах свою обычную скорость — свыше 12 узлов.
«Киев» и «Капитан Мелехов» проследуют на Балтику, где будут участвовать в проводке океанских торговых судов. «Мурманск» выйдет в Северную Атлантику для оказания помощи рыбопромысловым судам. Флагман советского ледокольного флота атомоход «Ленин» и «Капитан Воронин» останутся на Севере.
Трюмы транспортов «Индигирка», «Пушлахта», «Паланга» и «Памир» наполнены продукцией Норильского горно-обогатительного комбината. После выгрузки суда выйдут в воды, не затянутые плотным ледовым панцирем.
Сейчас флотилия идет в Мурманск. Столица Заполярья готовится торжественно встретить участников этого необычного, поистине героического рейса.
В. ЗАХАРЬКО.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 11383
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Навигация 1973 года

Сообщение ББК-10 08 Апрель 2025 20:31

Известия, 1973, № 25 (17258), 29 января.

СЛЕДИМ ЗА СОБЫТИЕМ
 Известия 1973-025 (17258)_29.01.1973 Н-73 ИСПЫТАНИЕ ЛЬДОМ.jpg
ИСПЫТАНЫ ЛЬДОМ

НО и в самом конце заполярного января, дохнувшего на жителей «незамерзающего» Мурманска 30-градусным морозом, здесь отыскались живые цветы. Город приберег их для тех, с кем он расстался много месяцев назад и кто только сейчас вернулся с ледового фронта. Вернулся победителем, вписав яркую страницу в летопись борьбы человека с северной стихией, арктическая навигация завершилась не в ноябре—декабре, как прежде, а продлена до наступления нового полярного дня. В минувшее воскресенье столица Заполярья отмечала праздник «Здравствуй, солнце!». Теплой и трогательной была встреча в родном порту участников самого позднего и самого трудного рейса. На причалах, куда подошли суда, состоялись торжественные митинги. В полдень 29 января над ледоколом «Киев» взвился вымпел Совета Министров СССР и ВЦСПС.

СОЛНЦЕ в Мурманске, наконец-то, взошло, но оно еще долго не сможет растопить толстую ледовую броню, которой оковала корабли полярная ночь. Я попробовал было ломиком помочь солнцу, но закутанный в полушубок вахтенный «Мурманска» только снисходительно улыбнулся.
В этот раз ледовая ситуация была такой, что хуже не придумаешь. Даже ветераны-полярники не припомнят подобной. Снег еще не выпал, когда по Таймыру ударили жуткие, за 50 градусов, морозы. Разгневанная Арктика обрушила на флотилию плавучие горы гигантских торосов.
Второй штурман «Мурманска» Юрий Кривенко положил на стол судовой журнал. На каждой странице по нескольку раз меняются почерки вахтенных, но мало чем отличаются сами записи: видимость 50 метров... При развороте лопнул буксирный трос. Лежим в дрейфе...». «Заклинились в торосистой перемычке, толщина льда 500—600 сантиметров». Когда еще выходили из устья Енисея, в каюте капитана «Мурманска» Е. Фартусова собрался капитанский совет каравана. С «Киева» пришел В. Голохвастов, с «Капитана Мелехова» — Г. Ентин, с «Капитана Воронина» — В. Смолягин. Вел совет Б. Соколов — капитан флагмана экспедиции атомохода «Ленин». О стратегии не говорили, она всем — от капитанов до коков — была ясна: не зимовать во льдах, а прорываться к Мурманску, И не любой ценой, а по возможности без перерасходов топлива, без повреждений.
Воздушная разведка во многом предопределила успех операции. Выискивая с воздуха разводы между льдами, гидрологи сообщали их координаты на борт атомохода.
Как-то за две вахты — за восемь часов — суда прошли 40 миль по курсу, указанному с воздуха. Но дальше двинуться не смогли. Даже такому богатырю, как атомоход, не хватало сил расколоть простиравшуюся на десятки миль торосистую перемычку. Рядом, стараясь не наваливаться на соседа, резал эту стену «Киев». Применяли не однажды оправдавшую себя тактику «близкого боя» — набрасывались на ледовый щит и одновременно и с разрывом во времени. Не раз, втянувшись в него на полкорпуса, заклинивался, не находя сил, для того, чтобы вырваться из этих тисков. И тогда соседу помогал сосед. Поднялся ураган. На «Индигирке» снег попал в машинное отделение, забил вентиляторы. Температура в машинном отделении упала до 5 градусов мороза. На ледоколах в некоторых местах потрескались трубопроводы. Их тут же сжимали, заваривали, меняли.
Пушечные удары о судно не остаются для него бесследными. Механики «Киева» услышали, что в шум винтов вкрался какой-то чужой посторонний стук. Решили их осмотреть. Первым под воду спустился старшина водолазов Анатолий Гилев. Оказалось, что из восьми болтов два срезаны.
— И мы начали крепить, — рассказывал мне Вячеслав Стацюра, вторым ушедший под воду в 30-градусный мороз. Вес каждого болта — 20 килограммов. Закручивая их, пользовались ключами весом за 50 кг. Четверо суток Гилев, Стацюра, Андрей Черявский и Адам Ясковец, меняя друг друга, провели под днищем ледокола.
... Всех моряков привела в Мурманск вера в то, что рейс, безусловно, закончится успешно. Капитанам, ученым, плановикам, экономистам предстоит глубоко осмыслить, проанализировать итоги этого необычного рейса, и перспективы, которые он открывает. А перспективы заманчивы — продлить регулярные рейсы, и тем самым резко увеличить грузооборот на арктической трассе, приблизить неисчислимые богатства Норильска, Талнаха, Хантайки — всего гигантского Таймыра к «большой земле». Не менее заманчива и другая перспектива: чтобы каждый раз люди не проходили испытание во льдах, а просто работали.
В. ЗАХАРЬКО,
спец. корр. «Известий».
МУРМАНСК, 29 января.
(По телеф.).
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 11383
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Навигация 1973 года

Сообщение ББК-10 03 Июнь 2025 19:23

Известия, 1973, № 57 (17290), 7 марта.

 Известия 1973-057 (17290)_07.03.1973 Н-73 ВОЛГА.jpg
НАВИГАЦИЯ НА НИЖНЕЙ ВОЛГЕ

Из Астрахани в Махачкалу отправились речные танкеры «Волгонефть-231» и «Волгонефть-230». Взяв в свои танки несколько тысяч тонн мазута и сырой нефти, эти суда открыли навигацию на Нижней Волге. Февраль выдался на редкость теплым, буквально в считанные дни покрылся проталинами лед на Волге. Начался ледоход. А теперь поднят флаг навигации.
Счастливого плавания!
Ш. УМЕРОВ.
нештатн. корр.
«Известий».
АСТРАХАНЬ.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 11383
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Навигация 1973 года

Сообщение ББК-10 03 Июнь 2025 19:26

Известия, 1973, № 59 (17292), 10 марта.

 Известия 1973-059 (17292)_10.03.1973 Н-73 ЛК МОСКВА ОПЕРАЦИЯ.jpg
ОПЕРАЦИЯ ВО ЛЬДАХ

МАГАДАН. В 23. 00 вахтенный электрик ледокола «Москва» В. Трутников почувствовал себя плохо. Судовой хирург В. Максимова тут же определила: острый приступ аппендицита.

ЛЕДОКОЛ «Москва» вот уже несколько месяцев проводит суда через ледовые поля в бухте Нагаева. Следующие за могучим дизель-электроходом караваны доставляют на Колыму и Чукотку жизненно необходимые грузы. На этот раз «Москва» вела танкеры и суда с продуктами. Мощные затирающие льды, штормовой ветер — об остановке нечего было и думать. Поэтому и решено было провести операцию на ходу. От сильной вибрации и ударов о лед действия хирурга были несколько скованными, но тем не менее точными. Операция прошла успешно.
В. КИМ,
корр. «Магаданской правды».
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 11383
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53


Вернуться в Навигации в Арктике



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 4

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения