СКВОЗЬ ЛЬДЫ
Внимание всей Арктики приковано сейчас к необыкновенно смелому, невероятно сложному рейсу пяти ледоколов и четырех транспортных судов. Такого еще не знала история покорения Севера: навигация, обычно завершающаяся в ноябре, все еще продолжается!
Этот рейс открывает новую главу во всей летописи грандиозных предприятий по освоению советскими людьми огромных просторов от Белого моря до Берингова пролива.
РЕЙС в конце января, сквозь многолетние нагромождения торосов, сквозь Карское море! Пока никто не скажет точно, когда он завершится. Более того, трудно даже со всей определенностью сказать, где. к моменту подписания этого номера газеты, будет находиться флотилия, вышедшая из устья Енисея 12 января.
(Окончание на 3-й стр.)
Известия, 1973, № 22 (17255), 25 января.
СКВОЗЬ ЛЬДЫ
(Окончание. Начало на 1-й стр.)
Между Мурманском и Дудинкой лежат свыше 1.300 давно и хорошо изученных капитанами миль. В разгар навигации суда здесь курсируют чуть ли не с точностью, железнодорожных поездов: пять суток в один конец и столько же в другой. А в середине января? Никогда прежде в эту пору года Арктику не будил шум. судовых двигателей. Так что о составлении точного графика для последнего каравана не могло быть и речи. Вот уже тринадцать суток, как мощные винты атомохода «Ленин», ледоколов «Киев», «Мурманск», «Капитан Воронин» и «Капитан Мелехов» пробивают, раскалывают, выворачивают, крошат, разбрасывают гигантские глыбы. От их многотонных осколков содрогаются корпуса стальных богатырей и следующих за ними транспортов — «Индигирка», «Пушлахта», «Паланга» и «Памир». Когда они прибудут к месту назначения в Мурманск?
— У нас бывает так: рассчитываешь прибыть через сутки, но льды могут задержать на неделю, — говорит Г. Бурков, начальник отдела ледокольной лоцманской проводки и морских операций администрации Северного морского пути.
В последние десятилетия на Север пришли новейшие суда и ледоколы. Но даже им не под силу порой взломать ледовый замок с магистрали Мурманск — Дудинка. Еще в прошлом году моряки по объему перевозок вышли здесь на рубеж, намеченный на конец пятилетки. Но их высокие темпы сдерживает лед — он на целых полгода наглухо запирает дорогу судам. Это значит, что столько времени мертвым грузом лежат заполярные никель, медь, уголь, древесина...
Возможно, что спустя годы пружина человеческих усилий, опирающихся на мощь науки и техники, раздвинет сроки навигации до марта — апреля. Во всяком случае, в это верят и к этому ищут пути ученые, инженеры, мореплаватели. Но пока с огромным трудом дается каждый дополнительный день навигации. Два года назад состоялся необычный эксперимент — проверка двух судов в декабре. Они выдержали ее и успешно пробились в Дудинку. В декабре 1971 года эксперимент был расширен — уже пять судов прошли из Мурманска в устье Енисея.
В минувшем ноябре, когда моряки уже начали сомневаться в том, что на смену осени когда-нибудь придет зима, полюс холода нашей планеты переместился с Оймякона в Норильск — минус 53! Толщина льда стала стремительно нарастать, достигнув вскоре январской отметки: 90—110 сантиметров. Скорости судов упали до пяти — двух узлов, но они шли! Последними в Дудинку перед самым новым годом прибыли «Пушлахта», «Паланга» и «Индигирка». И тогда встал вопрос: если в декабре сложилась столь нелегкая обстановка, а в январе она будет еще сложнее, то не лучше ли судам не идти в обратный рейс и зазимовать у Таймыра? Вопрос такой встал, но разных мнений он не вызвал: надо возвращаться. К каравану присоединился теплоход «Памир».
После получения первых же сводок от капитана атомохода «Ленин» Б. Соколова — флагмана экспедиции — на Диксон вылетел начальник администрации Северного морского пути К. Чубаков. «Можно ли связаться с ним по телефону? — спросил я Буркова. — Вряд ли, — был ответ, — он большую часть времени проводит в воздухе».
... По нескольку раз в сутки с аэропорта Диксона поднимаются сейчас в небо самолеты, чтобы дать на борт атомохода рекомендации к дальнейшему курсу. Но Арктика все еще покрыта тьмой полярной ночи, видимость — считанные мили.
После каждой вахты, каждые четыре часа, на стол к Буркову ложится радиограмма. И почти каждая вторая начинается со слов: «Остановились всем ка-
раваном в ожидании рекомендаций ледовой разведки». Радиограмма от 21 января: согласно указанию с самолета, всем караваном начали разворот на обратный курс для выхода в безопасное место. Во многих сводках встречается словосочетание: проходим ударами. Это значит, что за командой «полный вперед» следует «полный назад» — и снова «полный вперед!». К полудню 25 января пройдено 800 миль.
— Каждая новая миля таит в себе немало опасностей, — говорит Бурков. — Суда находятся в зоне подвижных льдов, давящих с невероятной силой. Не всякий корпус может выдержать такой Натиск. Но среди 700 участников рейса большинство опытные грамотные моряки-полярники. Будем надеяться, что все пройдет нормально. Караван уже вышел на рубеж Карского и Баренцева морей.
— Как вы полагаете, за сколько времени он минует пролив Югорский Шар?
— Задайте мне этот вопрос завтра.
В. ЗАХАРЬКО.