1912-1913:Экспедиция Шредер-Штранца

Тема: Исследовательские экспедиции, спасательные экспедиции, Спортивные полярные экспедиции и другие.

1912-1913:Экспедиция Шредер-Штранца

Сообщение fisch1 » 21 Апрель 2019 18:54

 4.png
 5.png


 6.png


Брейтфус Л.Л.Северные полярные экспедиции 1912 года и их поиски : обзор деятельности экспедиций: старшего лейтенанта Седова, лейтенанта Брусилова, геолога Русанова и лейтенанта Шредер-Штранца .Петроград 1915. c.4-6 viewtopic.php?f=7&t=6272&p=73520#p73520
fisch1
 
Сообщения: 3006
Зарегистрирован: 13 Ноябрь 2014 19:59

1912-1913:Экспедиция Шредер-Штранца

Сообщение fisch1 » 22 Апрель 2019 19:33

 №3 1913 Бедствия Шпицбергенской зксп-ции.png
Бедствия Шпицбергенской зкспедиции//Архангельскъ №3 1913
fisch1
 
Сообщения: 3006
Зарегистрирован: 13 Ноябрь 2014 19:59

1912-1913:Экспедиция Шредер-Штранца

Сообщение fisch1 » 02 Июль 2025 18:16

В Тромсё, как в послѣднем городѣ, намъ предстояло немало дѣла. Нужно было отправить телеграммы
и письма, а также запастись кое-чѣм для предстоявшаго плаванія во льдахъ, между прочимъ купить рукавицы, ме
ховыя шапки, теплые шарфы. А Лорисъ-Меликовъ даже пріобрѣлъ себѣ элегантный коричневый меховой костюмъ, какъ у шоффера, въ защиту отъ суроваго дыханія Ледовитаго океана.
Неожиданно мнѣ передали привѣтъ отъ капитана Альфреда Ритчера и просьбу навѣстить его въ мѣстномъ католическомъ госпиталѣ, гдѣ онъ лежалъ. Это былъ капитанъ корабля злосчастной Шпицбергенской экспедиціи Шредера-Штранца. Прошлымъ лѣтомъ она отплыла на сѣверъ, а нынѣшнею весною я помогъ германскому Коми
тету послать ей на помощь экспедицію подъ начальством капитана Стаксруда.
Я отправился въ госпиталь. Красивый и любезный молодой нѣмецкій морякъ, лежавшій въ постели, привѣтствовалъ меня улыбкой. Уже больше семи мѣсяцевъ прошло съ тѣхъ поръ, какъ бѣднягѣ удалось наконецъ послѣ всякихъ злоключеній и въ ужасномъ состояніи добраться до Адвентъ-Бая на Шпицбергенѣ, а онъ все еще лежалъ въ постели: ему ампутировали ногу.
Онъ разсказалъ мнѣ обо всѣхъ претерпѣнныхъ бѣдахъ, постигшихъ, по его словамъ, экспедицію главнымъ обра
зомъ потому, что среди участниковъ ея не было ни одного опытнаго полярнаго путешественника. Никому изъ нихъ не приходилось раньше бывать въ Ледовитомъ океанѣ или во льдахъ. Разсказалъ онъ и о снаряженіи ихъ экспедиціи и наконецъ о своемъ ужасномъ странствіи отъ бухты Скорби (Трейренбергъ-Бай) на сѣверо-востокѣ Шпицбергена, гдѣ судно было затерто льдами, до бухты Адвентъ въ Исфьордѣ.
Начали они это странствіе въ составѣ семи человѣкъ, но двое сразу же отдѣлились, рѣшивъ итти другой до
рогой, и съ тѣхъ поръ пропали безъ вѣсти. Затѣмъ двое остались въ зимовьѣ, такъ какъ одинъ изъ нихъ окончательно выбился изъ силъ. Наконецъ еще трое остались въ другомъ зимовьѣ, подальше къ югу, и вотъ Ритчеръ одинъ одинешенекъ, среди лютой зимы, безъ спальнаго мѣшка,
съ небольшимъ ранцемъ на спинѣ, прошелъ весь этотъ длинный путь, перебрался черезъ горы и черезъ Исфьордъ, гдѣ провалился сквозь тонкій ледъ и едва не утонулъ. Въ концѣ концовъ онъ, терпя невѣроятныя лишенія, до
брался· таки до бухты Адвентъ, но при этомъ такъ отморозилъ себѣ одну ногу, что ее пришлось потомъ отнять.
Онъ вѣдь не былъ опытнымъ лыжебѣжцемъ!.. Спасли его только выдержка и сила воли, которымъ я и не могъ не подивиться, слушая его подкупающе-скромное повѣствованіе.
Изъ пятерыхъ отставшихъ четверо вернулись обратно на судно въ бухту Трейренбергъ и спаслись, а пятый погибъ въ пути. Изъ троихъ, оставшихся на суднѣ, одинъ умер, и наконецъ самъ Шредеръ-Штранцъ съ тремя товарищами, ранѣе покинувшіе судно, также пропали безъ вѣсти,— по всей вѣроятности, погибли. Злополучная экспедиція!
Я спросилъ Ритчера: неужели правда, что начальникъ экспедиціи Шредеръ-Штранцъ, покидая судно съ тремя товарищами и намѣреваясь пробраться по льду на сѣверъ отъ Сѣверо-восточной Земли, условился, чтобы судно ожи
дало ихъ возвращенія вплоть до 15 декабря? Такъ писали въ газетахъ, но я думалъ, что это опечатка: 15 декабря вмѣсто 15 сентября.
— Нѣтъ, — возразилъ онъ: — у насъ было условлено ждать именно до 15 декабря.
Тогда я спросилъ его, неужели они не понимали всей нелѣпости такого уговора? Вѣдь къ тому времени море сплошь покрывается льдомъ, да и, кромѣ того, наступаетъ безпросвѣтный зимній мракъ. Какъ же они расчитывали выбраться тогда со Шпицбергена?
— Ну да,—признался онъ:—вамъ это, конечно, можетъ показаться страннымъ, но всѣ мы ничего не понимали: у насъ вѣдь не было рѣшительно никакого опыта. Я только послѣ понялъ, какъ нелѣпо вообще мы дѣйствовали.
Въ общемъ онъ произвелъ на меня впечатлѣніе открытой и симпатичной личности, а также показался мнѣ энергичнымъ и опытнымъ морякомъ. Теперь онъ сгоралъ отъ нетерпѣнія встать съ постели и снова отправиться къ северу от Шпицбергена, чтобы привести обратно свое судно,
не допуская даже мысли, чтобы это выполнилъ за него кто-нибудь другой. Я однако высказалъ ему, что, по моему мнѣнію, ему прежде всего слѣдуетъ позаботиться о томъ, чтобы окончательно поправиться, а спасеніе судна предо
ставить другимъ. У него вѣдь была еще долгая жизнь впереди.
Уходя отъ него, я думалъ о томъ, сколько лишнихъ драмъ и трагедій происходитъ изъ-за этого злосчастнаго стремленія неопытныхъ людей въ Ледовитый океанъ и къ полярному кругу. Имей участники экспедиціи Шредера
Штранца хоть нѣкоторый опытъ по части льдовъ и снѣговъ, имъ не пришлось бы испытать всѣхъ этихъ лишеній
Подобный экспедиціи, право, достаточно опасны сами по себѣ, чтобы еще пускаться въ нихъ безъ необходимаго снаряженія и хоть небольшого опыта. Сколько разъ приходилось мнѣ твердить это нетерпѣливымъ юнцамъ, ко
торые такъ и рвутся сразу отправиться въ путь, но развѣ ихъ переубѣдишь? И развѣ такія скороспѣлыя экспедиціи достигали когда-нибудь какихъ-либо результатовъ?
Многое, впрочемъ, какъ всегда, зависитъ отъ случая; какъ-разъ одновременно, въ августѣ прошлаго года, я находился съ моимъ суденышкомъ на томъ же самомъ фарватерѣ, къ сѣверу отъ Шпицбергена и пролива Гинлопа,
всего въ нѣсколькихъ миляхъ отъ ихъ судна. Если бы мы встрѣтились, то, почемъ знать, можетъ-быть, и удалось бы предотвратить катастрофу случайною бесѣдою или маленькимъ совѣтомъ, и всѣ участники злополучной экспедиціи
могли бы теперь радоваться жизни вмѣстѣ съ остальнымъ человѣчеством.
Впрочемъ, къ чему говорить объ этомъ? Въ то время какъ-разъ стоялъ туманъ, и наши суда, по всей вѣроятности, прошли мимо другъ друга, даже не подозрѣвая объ этомъ.



Нансен Ф., "В страну будущего. Великий северный путь из Европы в Сибирь через Карское море", пер. с норв. А. и П. Ганзен. Изд. К.И.Ксидо, Петроград, 1915.  viewtopic.php?p=46717#p46717
fisch1
 
Сообщения: 3006
Зарегистрирован: 13 Ноябрь 2014 19:59

1912-1913:Экспедиция Шредер-Штранца

Сообщение fisch1 » 02 Июль 2025 19:10

ТРАГЕДИЯ НЕМЕЦКОЙ АРКТИЧЕСКОЙ ЭКСПЕДИЦИИ ЛЕЙТЕНАНТА ШРЁДЕРА-ШТРАНЦА

Весной 1912 г. между Берлином и Петербургом велась активная переписка в связи с просьбой Германии допустить на Таймыр научную экспедицию. В письме председателя Совмина В.Н.Коковцова министру иностранных дел С.Д.Сазонову сообщалось, что капи-тан германской арктической экспедиции В.Берг просит разрешить проведение на Таймыре исследования по “океанографии, зоологии, ботанике, геологии, палеонтологии, метеоро-логии, астрономии, картографии и геодезической картографии” с условием передачи полученных материалов правительству России. Помимо этого немцы для обеспечения связи добивались разрешения на установку ими на полуострове небольших переносных телеграфных станций. Вся эта официальная переписка на русском и немецком языках хранится в Москве в Архиве внешней политики Российской империи (Фонд 155, опись 445, дело 52, листы 1–44).
В Германии и не скрывали, что экспедиция под руководством Герберта Шрёдера-Штранца была рассчитана на 3 года, из них 2 отводились работам на Сибирском побережье, а ее основная цель состояла в решении “вопроса о практическом использовании Северного морского пути к Беринговому проливу”. Однако в 1912 г. намечалось только “пробное” плавание к Шпицбергену для испытания оборудования в полярных условиях. Но предпо-лагали заняться и изучением малых народов Севера, поэтому в экспедицию собирались привлечь главного хранителя Кунсткамеры в Петербурге, а впоследствии известного уче-ного-антрополога польского происхождения Яна Чекановского, на которого возлагалось проведение этнографических работ в глубине полуострова в 1913–1914 гг.
В ответном письме Д.С.Сазонов сообщал В.Н.Коковцеву, что “при условии предоставления нашему правительству всего добытого материала, Министерство не усматривает препятствий к допущению экспедиции Шрёдера-Штранца в пределы России и оказания ей возможного содействия”. Кроме Министерства иностранных дел в отношении предстоящей немецкой экспедиции были сделаны соответствующие запросы в Министерство внутренних дел, а также в Военное и Морское ведомства, из которых были получены положительные ответы. В мае 1912 г. МИД известил наше посольство в Берлине о том, что “со стороны Русского правительства нет препятствий к учреждению германской экспедиции Шрёдера-Штранца в Северный Ледовитый океан”. А 20 июля русский вице-консул в Хаммерфесте Теодор Лаврентьевич Броссе, как бы подводя итог всей переписке, направил во 2-й Департамент МИД письмо следующего содержания:
“Снаряженная в настоящее время в Германии… научная экспедиция для исследова-ния Северного пути вдоль Сибирского побережья до Тихого океана… предполагает со-вершить пробное арктическое путешествие для испытания имеющихся в ее распоряжении научных приборов, а также предполагаемых способов достижения намеченной цели. Ввиду сего начальник этой экспедиции лейтенант прусской армии Шрёдер-Штранц решил отправиться в ближайшем будущем на Шпицберген для производства означенных испытаний в Северо-Восточной части архипелага, а именно между Ис-фьордом и Вейде-бей. В этом пробном путешествии будут участвовать капитан Берг и около 12 членов главной экспе-диции, в том числе специалисты по зоологии, ботанике, геологии, океанографии, карто-графии, метеорологии. Настоящая подготовительная экспедиция располагает 24 специально выписанными из Германии собаками сен-бернардской и нью-фаунлендской пород… В Тромсе циркулируют слухи будто бы подобно той группе немецких ученых и предпринимателей, которые работают уже в западной части архипелага на участках, занятых ими на Кросс-бей, Магдалена-бей и Гамбург-бей – подобная подготовительная экспедиция не ограничится производством на Шпицбергене научных наблюдений и исследований, а, по всей видимости, займет все вышеуказанное пространство между Ис-фьордом и Вейде-бей”.
В действительности все вышло иначе, и планам, если таковые имелись у немецких ученых, не суждено было осуществиться. Предполагаемые 3-летние комплексные исследования трагически завершились на северо-востоке Шпицбергена в первый же год, не успев развернуться. Немецкая экспедиция в какой-то степени повторила несчастную судьбу русских экспедиций, отправившихся в Арктику в том же роковом 1912 г. К походу на Шпицберген Шрёдер-Штранц стал срочно готовиться еще до окончания официальных пе-реговоров с русской стороной. Опыта работы в полярных широтах у 28-летнего офицера, как и у других, не было абсолютно никакого, но в его активе значились путешествия по Аргентине, Карелии, Кольскому полуострову и боевые действия в Юго-Западной Африке.
Идея прохода Северным морским путем была продиктована желанием Германии исполь-зовать это направление исключительно для переброски коммерческих грузов на восток, а совсем не для маскировки якобы имеющихся у нее “милитаристских” замыслов, как иногда полагают. Как раз по этой причине научный характер экспедиции был вполне очеви-ден русскому правительству и не вызывал возражений. До этого только А.Э.Норден-шельду на судне “Вега” удалось Северо-восточным проходом достичь Берингова пролива в 1878–1879 гг., поэтому и немцы собирались уложиться в две навигации в 1913 и 1914 гг.
Единственный человек среди них, который имел опыт работы в высоких широтах, был капитан Берг, которому поначалу и отводилась роль командира корабля, но в Арктику его тогда не отпустило руководство. Слишком поздно, только в августе 1912 г., купленное в Норвегии судно “Стерлинг” и переименованное в “Герцог Эрнст” в честь спонсора экспе-диции, вышло из Тромсё, направившись на север Шпицбергена. Всего на борту находилось 15 человек, в том числе 5 норвежцев (кок и 4 моряка). Капитаном корабля стал Альфред Ритшер, который должен был еще заняться и аэрофотосъемкой. Шрёдер-Штранц не исключал зимовку на Шпицбергене, однако в августе у него созрела мысль достижения Берингова пролива на собачьих упряжках, хотя никакого опыта передвижения на этом виде транспорта у немцев не было, да и четко продуманный проект масштабной 3-летней экспедиции, вероятно, отсутствовал.
Осенью “Герцог Эрнст” был затерт льдами вблизи Северо-Восточной Земли. В итоге экспедиция завершилась гибелью 8 человек, в том числе и самого Шрёдера-Штранца, бесследно исчезнувшего во льдах в декабре 1912 г. Выжили лишь капитан Ритше, который в условиях полярной ночи к Рождеству за неделю и в одиночку, но с сильными обморожениями, прошел более 200 км из Сергофьорда в Лонгиерсити, 4 норвежских моряка, добрав-шиеся весной 1913 г. пешком в Адвент-бей, а также художник Кристофер Раве и геолог Герман Рюдигер. При этом в трапперской избе в Вейде-фьорде, в котором немцы пробыли без малого 2 месяца после того как покинули корабль, Раве, из-за начавшейся у Рюдигера гангрены, пилой ампутировал ему стопу без наркоза. Все же весной оба были спасены ка-питаном норвежского судна “Герта” Арве Стаксрудом. Нельзя не признать, что фатальная неудача немецкой экспедиции сочеталась с проявлениями поразительного личного мужества ее участников. Приобретенный в ней печальный опыт не прошел напрасно, по крайней мере, для капитана Альфреда Ритше, возглавившего в 1938–1939 гг. вторую германскую антарктическую экспедицию. Вместе с тем, Фритьоф Нансен справедливо считал экспедицию лейтенанта Шрёдера-Штранца самой неподготовленной из всех когда-либо направлявшихся в Арктику.


Державин В.Л. Трагедия немецкой арктической экспедиции лейтенанта Шрёдера-Штранца //
Арктическое морское природопользование в XXI веке – современный баланс научных традиций и инноваций.Тезисы докладов Международной научной конференции (г. Мурманск, 1–3 апреля 2015 г.)
fisch1
 
Сообщения: 3006
Зарегистрирован: 13 Ноябрь 2014 19:59


Вернуться в Экспедиции



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения