АДОЛЬФ ЭРИК НОРДЕНШЕЛЬД
ADOLF ERIK NORDENSKJÖLD
1832—18/XI—1932
А. Э. Норденшельд, происходивший из шведской семьи, переселившейся в Финляндию, родился в Гельсингфорсе 18 ноября 1832 г. Отец его, минералог по специальности, был директором Горного департамента в Финляндии и с 1819 г. членом-корреспондентом Рос. Академии наук. Детство и юношеские годы
Адольф Норденшельд провел в провинции Ниланд в Финляндии. Под руководством отца он изучил собранные им коллекции, слушал иногда в кругу семьи рассказы о путешествиях своих предков и часто сопровождал отца в научных поездках по Финляндии, Уралу и по другим местам. После окончания курса гимназии
Адольф Норденшельд поступил в Гельсингфорсский университет, на физико-математический факультет, который окончил в 1855 г. со степенью магистра и доктора философии, представив диссертацию "О кристаллических породах графита и хондротита". Тогда же он опубликовал "Описание минералов, находимых в Финляндии". Вслед за этим он получил должность хранителя Геологического музея в Гельсингфорсском университете и скромное место в Горном департаменте. Произнесенная в студенческом кружке несколько вольная речь навлекла на него неудовольствие со стороны русских властей, по распоряжению которых он был уволен от службы. Для продолжения научных занятий
Норденшельд уехал в Берлин, где работал в минералогической лаборатории проф. Розе. Возвратившись в Финляндию, он получил степень доктора и стипендию для поездки заграницу, чтобы подготовиться к званию профессора.
— 279 —
Во время обеда, устроенного для прибывших от шведских университетов гостей,
Норденшельд выступил с речью, в которой, вспоминая о прошедших для Финляндии временах, выразил надежду, что они к ней вернутся. За этот "политический выпад"
Норденшельд был лишен права на службу в Финляндии и был вынужден уехать в Стокгольм.
Здесь он вскоре принял участие в экспедиции проф.
Тореля (Torell) по западному берегу Шпицбергена. По возвращении из экспедиции, имея от роду всего 26 лет,
Норденшельд был приглашен занять место профессора академии и хранителя минералогического отдела музея. Поступление на шведскую службу без согласия русского правительства вызвало запрещение русских властей возвращаться Норденшельду в Финляндию. Это распоряжение было, однако, отменено в 1862 г.
После вторичной экспедиции на Шпицберген в 1861 г., для исследования северной его части,
Норденшельд, по предложению Шведской Академии наук, принял на себя руководство новой экспедицией на Шпицберген в 1864г., с целью исследования южных и юговосточных берегов Шпицбергена.
Столь же успешна была его экспедиция на Шпицберген в 1868 г., когда на судне "София", предоставленном шведским правительством, при крупной материальной поддержке частных лиц,
Норденшельд со своими спутниками достиг 81°42'N, исследовал море между Шпицбергеном и Гренландией и собрал обширные коллекции ископаемых.
В 1870 г.
Норденшельд отправился с тремя молодыми учеными в Гренландию, достиг западного ее берега под 70°N и поднялся на ледяное плато, по которому прошел около 45 км. Это было первое геологическое исследование ледникового покрова Гренландии.
— 280 —
После возвращения из Гренландии,
Норденшельд стал готовиться к новой зимней экспедиции на Шпицберген, которая и была осуществлена в 1872 г. на двух предоставленных ему военных судах. При необычайных трудностях, эта экспедиция произвела разведки вдоль северного берега Шпицбергена и на Северовосточной Земле.
Около этого времени известный русский деятель севера
М. К. Сидоров, уроженец Архангельской губернии, носился с мыслью открыть морской путь к устьям рек Оби и Енисея через Карское море, которое научными авторитетами — академиком
Бером и вице-президентом Русского Географического общества
Ф. П. Литке было признано непроходимым.
В 1859 г.
М. К. Сидоров подал местным властям записку о возможности отправки морем из Енисея в Европу грузов и товаров. Идеи и проекты
Сидорова не встретили сочувствия ни среди русских ученых, ни среди администрации. Тогда
М. К. Сидоров обратился к
Ф. П. Литке с предложением принять от него премию в 14 000 рублей, чтобы вызвать русских моряков к плаванию к устью Енисея.
Ф. П. Литке денег не принял и посоветовал
Сидорову искать нужных для этой цели моряков в Англии. Вскоре после этого
М. К. Сидоров вошел в сношения с норвежскими промышленниками, стараясь привлечь их к промыслам в Карском море. Во время поездки в 1868 г. в Норвегию
М. К. Сидоров познакомился в Тромсо с
Норденшельдом, возвращавшимся из своего путешествия на Шпицберген. Рассказы
М. К. Сидорова о Карском море и об устьях сибирских рек возбудили в
Норденшельде большой интерес к вопросу о северном морском пути. По возвращении его в Швецию между ним и
Сидоровым началась деятельная переписка по этому поводу, в частности о средствах для снаряжения экспедиции по исследованию пути через Карское море в Енисей.
На пожертвованные
О. Диксоном средства
Норденшельд в 1875 г. зафрахтовал в Тромсо небольшое парусное китобойное судно "Proven", на котором, вместе с четырьмя научными сотрудниками, под командой опытного капитана
Исаксена, с экипажем из бывалых в полярных плаваниях моряков, прошел через Карское море в Енисейский залив. Здесь он пересел с двумя спутниками и тремя моряками на нормандскую лодку, прошел под парусами и на веслах около 600 км вверх по течению до с. Заостровского (близ Дудинки) и, перейдя на встречный рыболовный пароход, прибыл 30 сентября 1875 г. в Енисейск, откуда сухим путем, через Петербург и Финляндию, вернулся в Стокгольм.
В следующем 1876 г.
Норденшельд отправляется через Карское море к устью Енисея на пароходе "Ymer", с одним ученым сотрудником, д-ром
Стуксбергом (Stuxberg). После 20-дневного плавания пароход стал на якорь у зимовья Гольчиха в устьи Енисея. Обратное плавание
— 281 —
Норденшельд совершил через Маточкин Шар и 24 сентября 1876 г. вернулся в Тромсо.
Обе указанные выше экспедиции убедили
Норденшельда в возможности плавания вокруг северной Азии. Вот что он писал в предисловии к описанию своего путешествия на пароходе "Вега": "Возвратившись из этой последней поездки, я, на основании лично приобретенного опыта и пользуясь уроками исследователей северного берега Азии, особенно русских, считал себя вправе заявить, что свободный водный путь, который два раза приводил меня через пользующееся дурной славой Карское море к устью Енисея, простирается, по всей вероятности, до Берингова пролива, и что, следовательно, возможен морской обход Старого Света".
На осуществление этого последнего предприятия средства были пожертвованы
А. М. Сибиряковым,
О. Диксоном и шведским королем. Экспедиция была осуществлена на пароходе "Вега", который до устья р. Лены сопровождал небольшой пароход "Лена". В состав экспедиции, кроме
Норденшельда и капитана
Паландера, вошли специалисты по ботанике, зоологии, гидрографии и физике. Экспедиция эта продолжалась с июля 1878 г. по конец 1879 г. 1 августа "Вега" вошла в Карское море, 6-го достигла о-ва Диксона, 10-го обогнула мыс Челюскин и 21-го дошла до дельты р. Лены. Отсюда продолжалось благополучное плавание к востоку до 27 сентября, когда "Вега" достигла Колючинской бухты, где пришлось стать на зимовку под 67°07'N и 173°50'Е по Гриничскому времени, в двух днях пути от Берингова пролива. Только 19 июля следующего 1879 г. "Вега" освободилась от ледяных оков, через два дня обогнула мыс Дежнева и 2 сентября бросила якорь в японском порте Иокогама. Возвращение "Веги" из Японии во круг Старого Света было сплошной триумфальной процессией по всему пути до Стокгольма.
Подробное описание этого путешествия было сделано
Норденшельдом в двух больших томах и переведено на разные языки.
По возвращении из экспедиции
Норденшельд не почил на лаврах и в 1883 г. вторично отправился в Гренландию на пароходе "София". Около месяца он пробыл на ледниках и на прибрежном плато этой страны и собрал много новых наблюдений, изложенных им в большом труде.
Совершив, таким образом, десять полярных экспедиций,
Норденшельд по справедливости заслуживает имя величайшего исследователя Арктики. Его работы по исследованию полярных стран были строго научны и имели поэтому громадное значение для последующего изучения Арктики.
Дальнейшие годы жизни
Норденшельд посвятил кабинетной работе в звании профессора и директора Минералогического музея. Последние 15 лет он отдался занятиям по истории картографии. Еще подготовляясь
— 282 —
к своему путешествию на "Веге", он собрал много старинных карт, относящихся к северной окраине Азии, а затем он сосредоточил свое внимание преимущественно на картографии XV и XVI столетий. Плодом этого изучения был "Facsimile-Atlas" (1889 г.).
В дальнейшем
Норденшельд обратился к изучению старинных морских карт.
Результаты его работ в этом направлении были изложены в издании "Periplus" (1897 г.), куда вошли 60 копий древних карт и 100 карт в уменьшенном масштабе, с объяснениями к ним.
11 августа 1901 г.
Норденшельд скончался в кругу своей семьи в имении Дельбио близ Стокгольма. Угасла жизнь человека, имя которого составляет славу и гордость его родной страны.
18 ноября текущего года исполнилось 100 лет со дня рождения
Норденшельда, исследователя наших полярных окраин. Им впервые научно обследовано Карское море и проложен морской путь в Сибирь. Он первый прошел вдоль северных берегов Азии и собрал естественно-исторические и этнографические данные о Чукотском побережьи. Не надо забывать, что все это было исполнено в то время, когда арктическим плавателям не помогали еще ни радио, ни воздушные разведки, ни ледоколы.
А. Ш.