Норденшельд Адольф Эрик (1832-1901)

История высоких широт в биографиях и судьбах.
Изображение
31 июля 2012 года исключен из Регистровой книги судов и готовится к утилизации атомный ледокол «Арктика».
Стоимость проекта уничтожения "Арктики" оценивается почти в два миллиарда рублей.
Мы выступаем с немыслимой для любого бюрократа идеей:
потратить эти деньги не на распиливание «Арктики», а на её сохранение в качестве музея.

Мы собираем подписи тех, кто знает «Арктику» и гордится ею.
Мы собираем голоса тех, кто не знает «Арктику», но хочет на ней побывать.
Мы собираем Ваши голоса:
http://arktika.polarpost.ru

Изображение Livejournal
Изображение Twitter
Изображение Facebook
Изображение группа "В контакте"
Изображение "Одноклассники"

Норденшельд Адольф Эрик (1832-1901)

Сообщение fisch1 » 14 Февраль 2016 12:17

 Норденшельд А. Э. ч.1.1881..jpg
Норденшельд А.Э. Путешествие вокруг Европы и Азии на пароходе “Вега” в 1878—1880 гг. Ч. 1. Спб, Валлениус, 1881. 4, 516, 2 стр. с илл, портр, черт.; 5 л. карт.; 3 л. портр.

Норденшельд - Путешествие вокруг Европы и Азии на пароходе Вега в 1878—1880 гг Ч1.pdf [251.1 МБ]
fisch1
 
Сообщения: 2185
Зарегистрирован: 13 Ноябрь 2014 19:59

Норденшельд Адольф Эрик (1832-1901)

Сообщение fisch1 » 14 Февраль 2016 12:38

 . Плавание на Веге. Т. 1..jpg
Норденшельд А.Е. Плавание на Веге. Т. 1. Л.: Издательство Главсевморпути, 1936. — 522 с.

Книга «Плавание на «Веге»» рассказывает о первом в истории человечества прохождении Северного морского пути (1887-1879 гг) и написана руководителем совершившей его экспедиции, знаменитым шведским ученым и опытным полярным путешественником.
В книге стоит выделить две составляющих. Во-первых, это описание путешествия, включающее живое повествование о ходе плавания и зимовке, а также ярко поданные естественно-научные заметки. Во-вторых, это краткая история плаваний в арктических водах. Последняя имеет особую ценность, поскольку написана полярным исследователем, воспринимающим историю сквозь призму собственного опыта. Норденшельд подчеркивает, что во многом опирался на опыт русских мореходов, к которым он относился с большим уважением. Нашим соотечественникам в книге посвящена отдельная глава. «Было бы в высшей степени желательно, чтобы в России возможно скорее издали все имеющиеся налицо дневники русских полярных мореплавателей, но не в сокращенном виде, и по возможности в неизмененном» - пишет Норденшельд.
Однако в высшей степени ценен и представленный в «Плавании на «Веге»» опыт самого Норденшельда. Его успех объясняется не только глубокими познаниями, но и тем, что в этом человеке сочетались качества настоящего ученого и серьезного, хозяйственного руководителя. Наконец, литературный талант Норденшельда не вызывает сомнений: книга «Плавание на «Веге»» может служить эталоном научно-популярной литературы в области географии.


fisch1
 
Сообщения: 2185
Зарегистрирован: 13 Ноябрь 2014 19:59

Норденшельд Адольф Эрик (1832-1901)

Сообщение fisch1 » 14 Февраль 2016 13:01

Норденшельд А.Е. Плавание на Веге. Т. 2. Л.: Издательство Главсевморпути, 1936. — 544 с.

fisch1
 
Сообщения: 2185
Зарегистрирован: 13 Ноябрь 2014 19:59

Норденшельд Адольф Эрик (1832-1901)

Сообщение fisch1 » 15 Февраль 2016 11:53

 p0001.jpg
 p0213.jpg
Норденшельд, Адольф Эрик - Шведская полярная экспедиция 1878—79 г., СПб.: Типография и хромолитография А. Траншеля, 1880. — 215 с.
С приложением: Отчета капитана Иоганнсена о плавании его от устья Лены до Якутска.

fisch1
 
Сообщения: 2185
Зарегистрирован: 13 Ноябрь 2014 19:59

Норденшельд Адольф Эрик (1832-1901)

Сообщение fisch1 » 15 Февраль 2016 12:18

 карта.jpg
 1.jpg
 н.jpg

Норденшельд. А. Э. Вокруг Азии и Европы. Берлин: Ефрон, 1923. 173, [3] с., [5] л. ил. (Путешествия и приключения).

ЦЕЛЬ ЭКСПЕДИЦИИ
Исследование сибирской части Ледовитого океана давно уже было предметом моих мечтаний;
еще в 1875 и 1876 г. г. я дважды пересек западную часть сибирского Ледовитого океана, проплыл в устье Енисея и пришел к убеждению, что, следуя вдоль северных берегов Сибири, не только можно достигнуть Берингова пролива, но и, проникнув в него с севера, — об'ехать вокруг всего Старого Света.
Об'ехать вокруг Старого Света! Обогнуть Азию и Европу! Давнишняя мечта человечества.
В течение столетий отважные мореплаватели пытались достичь Китая и Японии северным путем — «сверху». Все торговые державы севера Европы были, понятно, живо заинтересованы в вопросе о проходимости Северного Ледовитого Океана, так как, в случае положительного разрешения этого вопроса, значительно сократилась бы дорога в богатые страны востока. Тем не менее, ни одному мореплавателю еще не удалось пересечь таинственного, совсем неисследованного, Сибирского океана.
Во что бы то ни стало мне хотелось пройти северо-восточным путем в Японию, силой воли победить все препятствия — эта гордая цель не давала мне покоя. Однако, для такого
отважного и, вероятно, длительного путешествия нужно было иметь не только мужество, но еще и деньги, много денег! Я обратился к шведскому королю и спросил его, могу ли я рассчитывать на поддержку со стороны государства. Король отнесся с интересом к моим планам и обещал созвать в ближайшее же время совещание мореплавателей,ученых, министров — вообще, лиц, интересующихся научными путешествиями.
Этому собранию я и должен был изложить мои планы.
Оно состялось 26 января 1877 года в королевском замке, в Стокгольме. После обеда,данного королем участникам совещания, я изложил им свою программу до мельчайших подробностей. В оживленной дискуссии были затем рассмотрены все соображения, говорившие за и против выполнимости моих отважных планов. Король из'явил готовность энергично помочь мне; доброжелатели предоставили в мое распоряжение значительные суммы; видные представители различных областей естествознания предложили свои услуги; опытные моряки вызвались принять
участие в экспедиции. Шведский риксдаг щедро ассигновал суммы, необходимые для покупки и снаряжения парохода «Вега».
Королевская Академия Наук одолжила нам массу научных приборов для физических, астрономических и геологических исследований.
Мы запаслись на два года маслом,мукою, всевозможными консервами, лекарствами и противоцинготными средствами,сшили себе платья из оленьего меха — коротко говоря, было сделано все, чтобы достойно снарядить «Вегу» в поездку по странам ночи и льда. Кроме «Веги», в первой части путешествия принимали участие еще: «Лена» —под командой капитана Иоганнсена, обогнувшая с нами мыс Челюскин и поплывшая,согласно уговору, вверх по Лене, «Фразер» и «Экспресс», имевшие задачей доставить в Европу сибирские продукты, главным образом
— зерно; эти суда покинули нас в устье Енисея. Взоры всех наций были обращены на нас; все ждали от нашей поездки раскрытия тайн неисследованной части земного шара.

О Г Л А В Л Е Н И Е
Стр.
Цель экспедиции 5
В страну самоедов 7
Через «Сибирский ледник» к гавани Диксона 14
Охота на моржей, китов и белых медведей 19
К северной оконечности Старого Света 29
В стране мамонтов 36
Наконец мы встречаем людей 39
Меновая торговля с туземцами 46
Застряли в полярных льдах! 52
Борьба с полярной стужей и бурями .. 60
Голодные гости на «Беге» 70
Чукотский князек на борту «Веги» . . . . 77
Удивительные обычаи и нравы 82
Рождество во льдах.. 95
От надежды к отчаянию! 100
Наконец свободны! 113
В гостях у американских эскимосов .. 122
Массовое избиение котиков 131
Веселый отдых 137
Экскурсия на вулкан Азамаяма 145
В Небесной Империи 158
В девственных лесах и плантациях . . . . 162
На родину 168





Право издания па русском языке во всех странах сохранено за И з д а т е л ь с т в о м С. Ефрон
fisch1
 
Сообщения: 2185
Зарегистрирован: 13 Ноябрь 2014 19:59

Норденшельд Адольф Эрик (1832-1901)

Сообщение fisch1 » 15 Февраль 2016 12:37

Гончаров А. Е. О ШВЕДСКОЙ ЭКСПЕДИЦИИ НА ЕНИСЕЙ В 1876 г. //Известия Томского политехнического университета. 2014. Т. 324. № 6

fisch1
 
Сообщения: 2185
Зарегистрирован: 13 Ноябрь 2014 19:59

Норденшельд Адольф Эрик (1832-1901)

Сообщение fisch1 » 06 Май 2016 15:00

 А.Э.Норденшельд.Нива 1901, N 32 с..jpg
А.Э.Норденшельд.Нива 1901, N 32 с.536
fisch1
 
Сообщения: 2185
Зарегистрирован: 13 Ноябрь 2014 19:59

Норденшельд Адольф Эрик (1832-1901)

Сообщение ББК-10 » 03 Август 2019 10:31

Бюллетень Арктического института СССР. № 9. -Л., 1935, с. 291

 Бюллетень Арктического института СССР. № 9. -Л., 1935, с. 291 мыс ВЕГА.jpg
ОБНАРУЖЕНИЕ ЗНАКА А. НОРДЕНШЕЛЬДА НА МЫСЕ ВЕГА


От капитана В. И. Воронина получено сообщение, что во время плавания „Ермака“ в проливе Вилькицкого в 1935 г. в районе мыса Вега был обнаружен деревянный столб с сохранившейся надписью А. Норденшельда. Около столба в груде камней была найдена проржавевшая жестянка, внутри которой оказался сверток бумаги. Жестянка с бумагой будет доставлена капитаном В. И. Ворониным в Арктический музей в Ленинград. На месте знака Норденшельда „Ермаком" поставлен металлический столб.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 5763
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Норденшельд Адольф Эрик (1832-1901)

Сообщение ББК-10 » 15 Сентябрь 2019 11:07

Бюллетень Арктического института СССР. № 11-12. -Л., 1932, с. 278-282

 Бюллетень Арктического института СССР. № 11-12. -Л., 1932, с. 278-282 Норденшельд - 0001.jpg
АДОЛЬФ ЭРИК НОРДЕНШЕЛЬД
ADOLF ERIK NORDENSKJÖLD
1832—18/XI—1932

А. Э. Норденшельд, происходивший из шведской семьи, переселившейся в Финляндию, родился в Гельсингфорсе 18 ноября 1832 г. Отец его, минералог по специальности, был директором Горного департамента в Финляндии и с 1819 г. членом-корреспондентом Рос. Академии наук. Детство и юношеские годы Адольф Норденшельд провел в провинции Ниланд в Финляндии. Под руководством отца он изучил собранные им коллекции, слушал иногда в кругу семьи рассказы о путешествиях своих предков и часто сопровождал отца в научных поездках по Финляндии, Уралу и по другим местам. После окончания курса гимназии Адольф Норденшельд поступил в Гельсингфорсский университет, на физико-математический факультет, который окончил в 1855 г. со степенью магистра и доктора философии, представив диссертацию "О кристаллических породах графита и хондротита". Тогда же он опубликовал "Описание минералов, находимых в Финляндии". Вслед за этим он получил должность хранителя Геологического музея в Гельсингфорсском университете и скромное место в Горном департаменте. Произнесенная в студенческом кружке несколько вольная речь навлекла на него неудовольствие со стороны русских властей, по распоряжению которых он был уволен от службы. Для продолжения научных занятий Норденшельд уехал в Берлин, где работал в минералогической лаборатории проф. Розе. Возвратившись в Финляндию, он получил степень доктора и стипендию для поездки заграницу, чтобы подготовиться к званию профессора.

 Бюллетень Арктического института СССР. № 11-12. -Л., 1932, с. 278-282 Норденшельд - 0002.jpg
— 279 —
Во время обеда, устроенного для прибывших от шведских университетов гостей, Норденшельд выступил с речью, в которой, вспоминая о прошедших для Финляндии временах, выразил надежду, что они к ней вернутся. За этот "политический выпад" Норденшельд был лишен права на службу в Финляндии и был вынужден уехать в Стокгольм.
Здесь он вскоре принял участие в экспедиции проф. Тореля (Torell) по западному берегу Шпицбергена. По возвращении из экспедиции, имея от роду всего 26 лет, Норденшельд был приглашен занять место профессора академии и хранителя минералогического отдела музея. Поступление на шведскую службу без согласия русского правительства вызвало запрещение русских властей возвращаться Норденшельду в Финляндию. Это распоряжение было, однако, отменено в 1862 г.
После вторичной экспедиции на Шпицберген в 1861 г., для исследования северной его части, Норденшельд, по предложению Шведской Академии наук, принял на себя руководство новой экспедицией на Шпицберген в 1864г., с целью исследования южных и юговосточных берегов Шпицбергена.
Столь же успешна была его экспедиция на Шпицберген в 1868 г., когда на судне "София", предоставленном шведским правительством, при крупной материальной поддержке частных лиц, Норденшельд со своими спутниками достиг 81°42'N, исследовал море между Шпицбергеном и Гренландией и собрал обширные коллекции ископаемых.
В 1870 г. Норденшельд отправился с тремя молодыми учеными в Гренландию, достиг западного ее берега под 70°N и поднялся на ледяное плато, по которому прошел около 45 км. Это было первое геологическое исследование ледникового покрова Гренландии.

 Бюллетень Арктического института СССР. № 11-12. -Л., 1932, с. 278-282 Норденшельд - 0003.jpg
— 280 —
После возвращения из Гренландии, Норденшельд стал готовиться к новой зимней экспедиции на Шпицберген, которая и была осуществлена в 1872 г. на двух предоставленных ему военных судах. При необычайных трудностях, эта экспедиция произвела разведки вдоль северного берега Шпицбергена и на Северовосточной Земле.
Около этого времени известный русский деятель севера М. К. Сидоров, уроженец Архангельской губернии, носился с мыслью открыть морской путь к устьям рек Оби и Енисея через Карское море, которое научными авторитетами — академиком Бером и вице-президентом Русского Географического общества Ф. П. Литке было признано непроходимым.
В 1859 г. М. К. Сидоров подал местным властям записку о возможности отправки морем из Енисея в Европу грузов и товаров. Идеи и проекты Сидорова не встретили сочувствия ни среди русских ученых, ни среди администрации. Тогда М. К. Сидоров обратился к Ф. П. Литке с предложением принять от него премию в 14 000 рублей, чтобы вызвать русских моряков к плаванию к устью Енисея. Ф. П. Литке денег не принял и посоветовал Сидорову искать нужных для этой цели моряков в Англии. Вскоре после этого М. К. Сидоров вошел в сношения с норвежскими промышленниками, стараясь привлечь их к промыслам в Карском море. Во время поездки в 1868 г. в Норвегию М. К. Сидоров познакомился в Тромсо с Норденшельдом, возвращавшимся из своего путешествия на Шпицберген. Рассказы М. К. Сидорова о Карском море и об устьях сибирских рек возбудили в Норденшельде большой интерес к вопросу о северном морском пути. По возвращении его в Швецию между ним и Сидоровым началась деятельная переписка по этому поводу, в частности о средствах для снаряжения экспедиции по исследованию пути через Карское море в Енисей.
На пожертвованные О. Диксоном средства Норденшельд в 1875 г. зафрахтовал в Тромсо небольшое парусное китобойное судно "Proven", на котором, вместе с четырьмя научными сотрудниками, под командой опытного капитана Исаксена, с экипажем из бывалых в полярных плаваниях моряков, прошел через Карское море в Енисейский залив. Здесь он пересел с двумя спутниками и тремя моряками на нормандскую лодку, прошел под парусами и на веслах около 600 км вверх по течению до с. Заостровского (близ Дудинки) и, перейдя на встречный рыболовный пароход, прибыл 30 сентября 1875 г. в Енисейск, откуда сухим путем, через Петербург и Финляндию, вернулся в Стокгольм.
В следующем 1876 г. Норденшельд отправляется через Карское море к устью Енисея на пароходе "Ymer", с одним ученым сотрудником, д-ром Стуксбергом (Stuxberg). После 20-дневного плавания пароход стал на якорь у зимовья Гольчиха в устьи Енисея. Обратное плавание

 Бюллетень Арктического института СССР. № 11-12. -Л., 1932, с. 278-282 Норденшельд - 0004.jpg
— 281 —
Норденшельд совершил через Маточкин Шар и 24 сентября 1876 г. вернулся в Тромсо.
Обе указанные выше экспедиции убедили Норденшельда в возможности плавания вокруг северной Азии. Вот что он писал в предисловии к описанию своего путешествия на пароходе "Вега": "Возвратившись из этой последней поездки, я, на основании лично приобретенного опыта и пользуясь уроками исследователей северного берега Азии, особенно русских, считал себя вправе заявить, что свободный водный путь, который два раза приводил меня через пользующееся дурной славой Карское море к устью Енисея, простирается, по всей вероятности, до Берингова пролива, и что, следовательно, возможен морской обход Старого Света".
На осуществление этого последнего предприятия средства были пожертвованы А. М. Сибиряковым, О. Диксоном и шведским королем. Экспедиция была осуществлена на пароходе "Вега", который до устья р. Лены сопровождал небольшой пароход "Лена". В состав экспедиции, кроме Норденшельда и капитана Паландера, вошли специалисты по ботанике, зоологии, гидрографии и физике. Экспедиция эта продолжалась с июля 1878 г. по конец 1879 г. 1 августа "Вега" вошла в Карское море, 6-го достигла о-ва Диксона, 10-го обогнула мыс Челюскин и 21-го дошла до дельты р. Лены. Отсюда продолжалось благополучное плавание к востоку до 27 сентября, когда "Вега" достигла Колючинской бухты, где пришлось стать на зимовку под 67°07'N и 173°50'Е по Гриничскому времени, в двух днях пути от Берингова пролива. Только 19 июля следующего 1879 г. "Вега" освободилась от ледяных оков, через два дня обогнула мыс Дежнева и 2 сентября бросила якорь в японском порте Иокогама. Возвращение "Веги" из Японии во круг Старого Света было сплошной триумфальной процессией по всему пути до Стокгольма.
Подробное описание этого путешествия было сделано Норденшельдом в двух больших томах и переведено на разные языки.
По возвращении из экспедиции Норденшельд не почил на лаврах и в 1883 г. вторично отправился в Гренландию на пароходе "София". Около месяца он пробыл на ледниках и на прибрежном плато этой страны и собрал много новых наблюдений, изложенных им в большом труде.
Совершив, таким образом, десять полярных экспедиций, Норденшельд по справедливости заслуживает имя величайшего исследователя Арктики. Его работы по исследованию полярных стран были строго научны и имели поэтому громадное значение для последующего изучения Арктики.
Дальнейшие годы жизни Норденшельд посвятил кабинетной работе в звании профессора и директора Минералогического музея. Последние 15 лет он отдался занятиям по истории картографии. Еще подготовляясь

 Бюллетень Арктического института СССР. № 11-12. -Л., 1932, с. 278-282 Норденшельд - 0005.jpg
— 282 —
к своему путешествию на "Веге", он собрал много старинных карт, относящихся к северной окраине Азии, а затем он сосредоточил свое внимание преимущественно на картографии XV и XVI столетий. Плодом этого изучения был "Facsimile-Atlas" (1889 г.).
В дальнейшем Норденшельд обратился к изучению старинных морских карт.
Результаты его работ в этом направлении были изложены в издании "Periplus" (1897 г.), куда вошли 60 копий древних карт и 100 карт в уменьшенном масштабе, с объяснениями к ним.
11 августа 1901 г. Норденшельд скончался в кругу своей семьи в имении Дельбио близ Стокгольма. Угасла жизнь человека, имя которого составляет славу и гордость его родной страны.
18 ноября текущего года исполнилось 100 лет со дня рождения Норденшельда, исследователя наших полярных окраин. Им впервые научно обследовано Карское море и проложен морской путь в Сибирь. Он первый прошел вдоль северных берегов Азии и собрал естественно-исторические и этнографические данные о Чукотском побережьи. Не надо забывать, что все это было исполнено в то время, когда арктическим плавателям не помогали еще ни радио, ни воздушные разведки, ни ледоколы.
А. Ш.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 5763
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Пред.

Вернуться в Персоналии



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 6

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения