Жилинский Алексей Александрович (1891 –1962)

История высоких широт в биографиях и судьбах.

Жилинский Алексей Александрович (1891 –1962)

Сообщение ББК-10 » 14 Апрель 2015 20:46

0.jpg
Жилинский Алексей Александрович (1891, г. Петрозаводск – 1962, г. Петрозаводск), зоолог, писатель-краевед.

Уч-ся в Арх. гимназии (в 1910 исключен за участие в рев. кружке). С 1910 – матрос-рыбак, штурман на парусных и мотор. судах; с 1914 – рук. изучением мор. промыслов в Бел. и Баренц. м.; в 1920– 1924 – зав. Арх. отд. Сев. науч.-промысл, эксп., рук. промысл. отд. Упр. рыболовства Бел. м. и Ледовитого ок.; в 1929–1935 – рук. мор. зверобойным промыслом Внешторга в сев. водах. Автор работ, обосновывающих необходимость освоения Мурмана, развития различных видов промысла (китового, акульего), создания на Кольск. п-ове рыбопромысл. инфраструктуры (в т. ч. рыбн. порта) при активной гос. поддержке этих процессов. Автор предложений по обеспечению противодействия вторжению иностр. промышленников в Росс. воды через создание сев. мор. флота и введению жестких наказаний за нарушение границ промысла.

Публ.: Лопари на Мурмане и наше законодательство. - Архангельск, 1913;
К вопросу о порте на Мурмане // Известия Архангельского Общества изучения Русского севера. – 1915. – №5;
Морские промыслы Белого моря и территориальная зона Ледовитого океана. – Пг., 1917;
Крайний Север европейской России. – Пг., 1919;
Зверобойный промысел в Белом море. – Петрозаводск, 1951.

Лит.: Поморская энциклопедия. – Архангельск, 2001. – Т. 1.



Ссылки на электронные ресурсы:


Библиография:
    Жилинский А.А. Колонизация Канинской и Тиманской тундр и развитие в них промыслов. Архангельск : Б. и., 1912. 13 c.
    Жилинский А. А. Канинская и Тиманская тундры . Архангельск: Губернская типография, 1913. — 8 с.
    Жилинский А. Беломорский канал / А. Жилинский // Изв. Арханг. о-ва изуч. Рус. Севера. — 1914. — № 9. — С. 263—268.
    Жилинский, А. А. Промыслы Севера и территориальные воды Ледовитого океана : Доклад / А. Жилинского. - Пг. : Электропечатня "Маяк", 1915. - 17 с.
    Жилинский А.А. Акулий промысел на Мурмане // Изв. Арханг. О-ва изучения Русского севера. - 1915. - №1. - С. 8-13
    Жилинский А.А. К вопросу о порте на Мурмане // Изв. Арханг. О-ва изучения Русского севера. – 1915. – №5. – С. 133–136.
    Жилинский А.А. Промысловый флот на Севере// Русское Судоходство. 1915.-№ 10.-С. 1-2.
    Жилинский А.А. Морские промыслы Белого моря и Ледовитого океана. Петроград, 1917. - 148 с.
    Россия на Севере: (К описанию жизни и деятельности М. К. Сидорова) / А. А. Жилинский. Архангельск: Изд. Ком. по увековечению памяти М. К. Сидорова, Архангельск,1918, 153 с.
    Жилинский А. А. Крайний Север Европейской России. Архангельская губерния. (Ледовитый океан и Белое море. Мурман. Лапландия. Карелия. Поморье. Кемь. Онега. Северная Двина. Архангельск, Холмогоры. Пинега. Шенкурск. Мезень, Канин. Печора. Новая Земля. Карское море). Пг., 1919. 296 с. с табл.
    Жилинский А. А. Чешская губа Северного Ледовитого океана. Архангельск, Тип. "Сев. печатник", 1922. 32 с.
    Жилинский А. А. По Самоедскому берегу. Архангельск : Изд. Арханг. губерн. экон. совещания, 1923 (Северолес). - 32 с.
    Жилинский А. А. Промысел белухи на Севере / А. А. Жилинский // Сев. хоз-во. — 1925. — № 4. — С. 14—18.
    Жилинский А. А. Кошельковый лов сельди в Белом море /А. А. Жилинский // Вестн. Карело-Мурман. края. — 1926. — № 16. — С. 17—18.
    Жилинский А.А. Северный морской зверобойный промысел. Карело-Мурманский край, №5-6 1932 г.
    Жилинский А. А. Промысел морского зверя в Белом море и Ледовитом океане / А. А. Жилинский. — М. ; Л. : Снабтехиздат, 1932. — 92 с.
    Жилинский А. А. Морские рыбные промыслы Норвегии. Краткий очерк Л-М Снабтехиздат 1932г. 93с.
    Жилинский А. А. Рыбные промыслы Белого моря и Ледовитого океана. - ОГИЗ Ленснабтехиздат, 1933. -108 с.
    Жилинский А.А. Морской зверобойный промысел и освоение Великого Северного морского пути. Карело-Мурманский край, №3-4 1934 г.
    Жилинский А. Организация и техника боя тюленя в период лова рыбы в районе льдов Северного Каспия. Сталинград Краевое книгоиздательство, 1936г. 16 с.
    Жилинский А. А. Отчет о промысловой разведке на озере Балхаш в 1942 г. Фонды Балхашск. отд. ВНИОРХ, 1943.
    Жилинский А. А. Мореплаватели поморы. (Матер, из истории Поморья).— На рубеже, 1950, № 8, с. 91—98.
    Жилинский А. Осада Соловецкого монастыря англичанами.— На рубеже, 1950, № 3, с. 96—100.
    Жилинский А. А. Зверобойный промысел в Белом море. Петрозаводск, Госиздат Карело-Фин. ССР, 1951. 56 с.
    Жилинский А. А. Близнецово-траловый флот на Онежском озере. Петрозаводск, Госиздат Карело-Фин. ССР, 1952. 43 с
    Жилинский А. А. Промыслы на Канинско-Колгуевском мелководье. Петрозаводск, Госиздат Карел. АССР, 1959. 29 с.
    Жилинский А. А. Промысловый словарь рыбаков и зверобоев Белого моря. Петрозаводск, Госиздат Карельской АССР, 1957. 64 с.
    Жилинский А.А. Промысловый словарь рыбаков и зверобоев Белого моря. Петрозаводск. 1969. 214 с.
Последний раз редактировалось ББК-10 26 Сентябрь 2016 09:17, всего редактировалось 23 раз(а).
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10175
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Жилинский Алексей Александрович (1891 –1962)

Сообщение ББК-10 » 14 Апрель 2015 21:08

Корабельная сторона
Номер от 23 августа 2005 г.


Брат «красный», брат «белый»

В судьбах Алексея и Вячеслава Жилинских отразилась история страны, пережившей гражданскую войну

В СОВЕТСКОЕ время какой-нибудь очеркист мог бы написать о братьях Жилинских нечто под названием «Две судьбы». С одного брата хоть парадный портрет пиши: известный исследователь Севера, в гражданскую войну принял сторону красных, затем стал крупным специалистом в рыбной промышленности, автором трех десятков опубликованных трудов. Другой - белый офицер, полковник - годился разве что для карикатуры. Бывший начальник штаба белых войск на Севере, воевал он, дескать, конечно, бесславно, потом удрал с главнокомандующим фронтом Миллером на ледоколе в Норвегию, захватив престарелых родителей и других родственников (жена с двумя детьми осталась, кстати, в Архангельске, не захотела покидать Родину), там осел - и судьба его незавидна.
В наше время реально другое искушение - поменять полюса историй двух жизней. Давайте избежим и его.

История одной карьеры

Кто поддержал в 1917 году (несколько раньше или позже) большевиков, тот злодей, вор или пьяница - к сожалению, это упрощенное мнение у нас распространилось широко. Но так ли обстоит дело, если присмотреться к реальным судьбам?
Алексей Жилинский с 1918 года стал сотрудничать с Советской властью. И она ответила ему признанием. Уже в следующем году в Петрограде вышла в свет его книга «Крайний Север Европейской России. Архангельская губерния», ставшая, как оказалось, главным трудом исследователя, которому ко второму году большевистского правления было 29 лет.
Чем же привлекла Алексея Жилинского новая власть? Возможный ответ на этот вопрос содержится в названной работе.
Жилинский считал, что «верхи» России с давних времен недооценивали значение Севера в жизни страны. Во время работы над книгой, а готовил он ее еще до 1917 года, Жилинский то и дело сталкивался с большими пробелами в знаниях о Севере тех, кому следовало бы иметь о нем ясное и четкое представление.
«Р. Мезень до сих пор мало исследована, - отмечает исследователь, - имеющийся топографический материал, в виде карт Генерального штаба, в большинстве случаев представляет собой сплошной вымысел и фантазию: даже основное русло нанесено совершенно неправильно, не говоря уже о притоках...»
Он постоянно говорит о тех богатствах, что есть на Севере. Промыслы рыбы и зверя могли бы стать лучшими в мире, утверждал Жилинский. Однако общенациональные богатства использовались плохо.
У исследователя было немало оснований для недовольства высшими эшелонами власти России. Он считал, что экономическая отсталость и слабое промышленное развитие Севера обусловлены, прежде всего, полным невниманием к нему со стороны правительства. Недобрым словом вспомнил Жилинский, в частности, обер-прокурора Синода Победоносцева, который в ответ на предложения о введении в крае земства наложил резолюцию: «...на Севере живут только пьяницы, сутяги и недоимщики», после чего вопрос о земстве надолго был закрыт.
«...Какой жуткий контраст встречаешь, лишь только, кажется, перейдешь меридиан, отделяющий нас от Норвегии и Финляндии… Там, кажется, из каждого камня, пня бьет культура, предприимчивость, все говорит о стремлении человека широко развить и использовать силы и дары природы, а у нас? Грустная и позорная картина». Эти строки написаны до революции…
В основе этих рассуждений были личные впечатления Жилинского, который после исключения из Архангельской гимназии - это случилось в 1910 году и произошло из-за «социалистических симпатий» - был матросом, рыбаком. Плавал штурманом на парусных и моторных судах, учился в Архангельском мореходном училище. Ему не понаслышке были знакомы Мурман, Канин, Колгуев. С 1914 года он руководил изучением морских промыслов в Белом море и Ледовитом океане. (Вообще-то, удивительно: вчерашний матрос выпускает книгу, которой ученые, краеведы, писатели пользуются до сих пор!)
При Советах, считал Жилинский, «наступает время творческой государственной политики». Надеялся он и на то, что «система крайней централизации», неприемлемая «для широкого окраинного строительства», уйдет в прошлое… На многое надеялся Жилинский.
Какие-то из его многочисленных ожиданий сбылись. Но далеко не все. И не случайно, что прожив 70 лет (умер Жилинский в 1962 году), он не написал более ничего столь же солидного, хотя карьера его после 1917 года складывалась удачно. В 1920-1924 годах он заведовал Архангельским отделом Северной научно-промысловой экспедиции, затем возглавил промысловый отдел управления рыболовства Белого моря и Ледовитого океана. С 1929 по 1935 год руководил морским зверобойным промыслом Внешторга в северных водах.
В 20-30-е годы А. Жилинский несколько раз командировался в Норвегию для изучения морских промыслов. Встречался там с братьями - Вячеславом и Борисом. Логично предположить, что поначалу при этих встречах Алексей Александрович держался уверенно, солидно. Но потом, как вспоминал младший брат Борис (умерший совсем недавно), был похож на запуганного, забитого зверька. И неудивительно. Хотя жена его брата Вячеслава Евгения Александровна, оставшаяся с детьми в Архангельске, не поддерживала с принятым властью Алексеем отношений (и отказывалась от его помощи), он знал о судьбе подросших племянников: и Юрий, и Ирина в конце 30-х попали за колючую проволоку. Одно время находилась в тюрьме и Евгения Александровна. Конечно, Алексей Александрович знал о многих подобных судьбах.
Весьма показательно, что, заполняя в 1946 году личный листок по учету кадров, А.А. Жилинский среди городов, в которых бывал в Норвегии, не называл Тофте, где жили Вячеслав и Борис. Любопытно и то, что в партию он не вступил. Умер одиноким в Петрозаводске. Оба его сына погибли на фронтах Великой Отечественной.
Не стала ли его жизнь трагедией несбывшихся надежд и планов? Кто знает…

«Выдающийся начальник штаба»

Доля старшего брата, выбравшего иной путь, была не менее трудной.
В отличие от Алексея он гимназию окончил. Потом вступил на отцовскую стезю, став выпускником Павловского артиллерийского училища. Затем окончил Николаевскую академию Генштаба. Последний его чин в старой армии - подполковник. Советскую власть он не признал и принял самое активное участие в борьбе с ней. С ноября 1918-го по начало августа 1919 года возглавлял штаб командующего русскими войсками Северной области, в апреле 1919 года произведен в полковники. Затем служил в штабе главнокомандующего Северным фронтом.
Представители разных направлений в антибольшевистском движении отозвались о Жилинском как об умелом, высококвалифицированном генштабисте. Последний начальник Генерального штаба русской армии, фактический командующий русскими войсками Северной области (с ноября 1918-го до начала августа 1919 года) генерал-лейтенант Владимир Марушевский писал: «Область он знал как свою ладонь и имел весьма широкие связи в среде местного населения, до крестьян включительно. Замкнутый, подчеркнуто-сдержанный, несколько крутой в своих отношениях с подчиненными, работник без отказа, и днем и ночью, Вячеслав Александрович, несмотря на свою молодость, оказался выдающимся начальником штаба».
Как и Алексей, Вячеслав отличался остро критическим взглядом на происходившее вокруг.
Что удалось сделать руководителям «белого движения» на Севере? По этому вопросу в эмиграции развернулась бурная дискуссия. Правительство Северной области сделало многое, полагал бывший член этого правительства, придерживавшийся правых взглядов, Сергей Городецкий.
Вячеслав Александрович, занимавший, в общем-то, ту же позицию, на конкретную ситуацию смотрел иначе.
В основу истории белого Севера, утверждал Городецкий, претендовавший на роль ее летописца, должна была быть положена деятельность правительства. «Пока правительство было крепко, - писал он, - и фронт стоял крепко, и победы были, о каких при союзниках и не мечтали».
Жилинский не мог с этим согласиться. «...Северная область существовала настолько, насколько существовала военная сила - сначала союзническая, затем наша собственная, российская. Как только зашаталась эта военная сила, так немедленно полетела и сама Северная область со всеми своими учреждениями, и в частности с правительством».
По твердому мнению полковника, область во многом держалась на иностранных штыках. Более того, «наши победы при союзниках не шли далее того, что они хотели».
Правительство разрешило на Севере аграрный вопрос, утверждал Городецкий. Жилинский и тут не мог согласиться, так как полагал, что если и была какая-то работа в данном направлении, то «она имела лишь характер ученического упражнения и не пошла далее принятия правительственного проекта». Городецкий находил успехи правительства в создании денежно-финансовой, судебной систем, но Жилинский опять же считал по-своему…
В этой дискуссии между Городецким и Жилинским прав последний, ведь мероприятия правительства не обеспечили ему необходимой поддержки населения Северной области.
А в заочном споре между братьями Жилинскими - на стороне белых или красных правда? - победителем, казалось бы, стал Алексей. В итоге же все мы оказались побежденными. Потому что воевали друг с другом. С братьями.

Сергей ДОМОРОЩЕНОВ
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10175
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Жилинский Алексей Александрович (1891 –1962)

Сообщение ББК-10 » 14 Апрель 2015 21:10

Красный Север 1920 № 26

 Красный Север 1920 № 026 - 0001.jpg
 Красный Север 1920 № 026 - 0002.jpg
 Красный Север 1920 № 026 - 0003.jpg

БИБЛИОГРАФИЯ.
Новая книга о Севере.

После революционной бури, остановившей на 2 слишком года научную, исследовательскую работу и ее популяризацию, погода снова начинает проясняться: пробуждаются к жизни различные ученые учреждения, исследовательские организации, наконец, начинают выходить книги, посвященные мало известной и недостаточно изученной еще России, доступные широким массам населения. В частности для нас — северян — интересно появление книги небезызвестного вологжанам по ряду лекций (в 1915 г. ) знатока крайнего Севера А. А. Жилинского На днях в Петрограде вышла довольно почтенная работа названного автора в 300 страниц убористого шрифта под названием: «Крайний Север Европейской России — Архангельская губерния» Петр. 1919 г. 296 стр. (без обозначения цены). Написанная вполне научно и в то же время популярно на основании свежих данных и последних исследований, книга эта содержит следующие 6 глав: 1. Географический очерк Архангельской губернии 1—102 стр. 2. Историко-этнографический очерк Арх. г. 103—203 стр. 3. Экономический обзор Арх. губ. 204—254 стр. 4. Пути сообщения на крайнем Севере 255—268 стр. 5. Указатель населенных мест Арх. г. 269—290 стр. 6. Указатель литературы о Севере и источников 291— 294 стр.
В первой главе автор уделяем большое внимание описанию Ледовитого океана, Карского и Белого моря и вообще водным путям на Севере. После интересно и живо написанного исторического введения во второй главе читатель найдет краткие, вполне достаточные для популярной книги характеристики г. Архангельска, уездных городов и уездов Арх. губ. а также характеристику населения — также умело и живо составленные с достаточными и свежими цифрами. Третья глава посвящена экономическому обзору Архангельской губ., преимущественно существующим промыслам и их развитию. Здесь любопытны справки из истории главнейших промыслов на Севере. В четвертой главе перечислены водные и наземные пути сообщения с указанием направлений, расстояний, станций и т. д. Две последние главы содержат обычно отсутствующий в подобных изданиях полный указатель населенных мест Арх. губ. и список литературных источников, послуживших материалами автору. Вообще говоря, текст этой свежей работы написан со знанием дела и местами с большим подъемом. Лозунгом своей книги автор повидимому поставил "Пробуждение Севера", который особенно чувствуется в 3 главе. Не входя здесь в подробный разбор книги, что уместнее сделать в другом месте, хотелось бы порекомендовать эту книгу всякому, интересующемуся развитием производительных сил Севера и в то же время пожелать, чтобы и соседняя Вологодская губерния скорее увидела подобную работу по аналогии с Арх. губ., более пока привлекавшей научные силы, как типичный крайний Север (сравнит. с Волог губ.).
Р. S. Кстати укажем последние работы А. А. Жилинского по крайнему Северу, которые можно достать в Петр., а в скором времени и в Вологде — что обещано автором:

1. Морские промыслы Белого моря и Ледовитою океана. Петр. 1917 г.
2. Россия на Севере. Арх. 1918 г.
3. Карта Севера России. Петр. 1919 г.
4. Торговый флот, портостроительство и дорожное строительство на Севере России, их значение и роль в мировом хозяйстве (печатается).
Готовятся к печати:
5. Рыбные и морские звериные промыслы Северной России (второе дополненное издание).
6. Указатель литературы о Севере России.

Н. И.
Последний раз редактировалось ББК-10 15 Апрель 2015 09:11, всего редактировалось 3 раз(а).
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10175
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Жилинский Алексей Александрович (1891 –1962)

Сообщение ББК-10 » 14 Апрель 2015 21:24

Карело-Мурманский край, №3-4 1934 г.

 1934-03-25.jpg
 1934-03-26.jpg
Морской зверобойный промысел и освоение Великого Северного морского пути

Одним из весьма существенных составных моментов освоения Великого Северного морского пути является широкое развитие нашего полярного морского зверобойного промысла, успешно начатого в полярных районах с 1929 г.
В настоящее время плавание морских зверобойных судов захватили уже такие отдаленные районы, как полностью Карское морс, все побережье о. Новой Земли, архипелаг Земли Франца Иосифа, районы далее к востоку от северной части Новой Земли.

Годы Число промышлявших зверобойных судов

1929..... 1
1930..... 4
1931..... 4
1932..... 3
1933..... 5

От опытного плавания зверобойного судна "Мурманск" в 1929 г. в настоящее время мы перешли к планомерному освоению зверобойными судами полярного морского зверобойного флота таких уже отдаленных северных широт, как 82—83°.
В хронологическом порядке освоение полярных районов зверобойным флотом представляется в следующем виде: в 1929 г. были обследованы южная кромка полярных льдов, Байдарацкая губа, средняя часть Карского моря, восточный берег о. Новой Земли; в 1930 г. — все Карское морс, все побережье о. Новой Земли, район льдов к северу от мыса Желания и к востоку в направлении острова Уединения; в 1931 г. все Карское море, кромка полярных льдов к западу от о. Новой Земли, весь архипелаг Земли Франца Иосифа.
В последующие годы происходило дальнейшее освоение всех этих районов и углубление полученных ранее знаний.
В результате всех этих плаваний за период 1929 — 1934 гг. можно считать, что судовой зверобойный промысел почти полностью освоил Карское море и район Земли Франца Иосифа.
Дальнейшее неизбежное развитие полярного морского зверобойною промысла и освоение новых промысловых районов самым тесным образом связывается с общим гидрографическим изучением всего этого огромнейшего района Великого Северного морского пути с прилегающими к последнему побережиями материка и островов.
Полярный морской зверобойный промысел, отыскивая новые районы своей практической деятельности, в значительной мере будет базироваться на береговые опорные пункты (радиостанции и пр.). Поскольку одновременно должен будет развиваться и береговой морской зверобойный промысел (белухи, моржа, нерпы) на территории, непосредственно прилегающей к Великому-Северному морскому пути (Ямал, Таймырский полуостров, архипелаг Норденшельда, Ново-Сибирские острова и т. д.), постольку создастся неизбежная зависимость и необходимость самой тесной увязки судового зверобойного промысла с береговым на основе единого общего плана развития этого промысла.
Следовательно, развитие полярного морского зверобойного промысла составляет целый комплекс мероприятий, осуществление которых прежде всего упирается в необходимость всестороннего изучения и обследования обширных полярных районов, что, в свою очередь, делает работу зверобойных судов не только узко специализированной зверобойной, но и далеко выводит ее в сферу гидрографического изучения полярных районов.
Отсутствие подробных морских карт этих полярных районов, большая неточность имеющихся сведений, Неизученность течений, характера и распределения льдов, глубин, заходов в защищенные от штормов береговые бухты и т. д. — все это являлось огромным тормозом для судового зверобойного промысла. Плавания зверобойных судов приходилось совершать, в полном смысле слова, ощупью, базируясь на практический опыт, часто даже под угрозой непрерывного риска.
Кратко систематизируя опыт плавания зверобойных судов, можно отметить следующие практические результаты изучения условий полярного зверобойного промысла: обследование Байдарацкой губы, восточною берега о. Новой Земли и особенно от Пахтусовых островов до мыса Желания, западного берега Новой Земли от мыса Желания до полуострова Адмиралтейства, берегов многочисленных островов Земли Франца Иосифа, затем южной кромки полярных льдов. Были обнаружены новые бухты, мели, глубины и т. д., внесены крупнейшие изменения в существующие на картах изображения берегов и т. д, не говоря уже о том, что эти плавания дали совершенно новые сведения и данные к познанию самого зверобойного промысла в этих районах.
До этого времени не было решительно никаких научных данных ни по биологии морских зверей, ни по миграции и запасам. Все эти необходимые данные получили практики-зверобои в процессе накоплении собственного практического опыта и тем самым определили пути и методы дальнейшего развитии полярного морского зверобойного промысла, лав в конечном итоге богатые материалы по изучению морских зверей полярных вод.
Плавания зверобойных судов в течение шести лет подряд дали огромный материал для дальнейшего рационального построения зверобойного промысла и выявления общих условий навигации. Насколько глубокий опыт приобрели зверобойные судя, видно из характера их плаваний. Некоторые суда, например, в течение навигации до 10—15 раз огибали мыс Желания; в районе Земли Франца Иосифа нет островка, который бы не обошли зверобойные суда, учитывая, что основная задача их плавания заключается в отыскивании морских зверей на берегах или на льдах и, следовательно, при минимальном плавании по чистой воде. Средний пробег одного судна в течение сезона плавания составлял 3 000 — 4 000, а в отдельных случаях достигал до 6 000 морских миль.
Плавание зверобойных судов за время полярного рейса протекает в исключительно неблагоприятных гидрометеорологических условиях, до последней степени осложняющих собственно промысел. Для характеристики приведем данные из опыта плавания в 1933 г. к Земле Франца Иосифа зверобойного судна "Смольный".

Время плавания с 16 июля по 15 октября
Время на поиски зверя......48 суток
Время на штормы и туман ... 31 сутки
Переход на промысел и с промысла 12 суток
Время промысла зверя......6 суток
Температура воздуха колебалась в пределах + 4° до - 6°С
Ходовых часов..........1 269
Пройдено морских миль..... 3 000

Итоги последних полярных зверобойных плаваний внесли уже настолько серьезные новые данные по освоению условий плавания, что представляется возможным говорить о будущем желательном типе полярного морского зверобойного судна, его оборудовании и промысловом снаряжении.
Преодоление полярных трудностей плавания, связанного с возможной зимовкой в суровых арктических условиях, выдвигает ряд специфических требований (тоннаж, судовые помещения, минимум команды, запасы топлива, специального полярного снабжении и т. д.), которые должны быть положены в основу организации морского зверобойного полярного промысла, ла и вообще всякого полярного плавания.
Зверобойное полярное судно должно обладать достаточной прочностью для плавания во льдах, максимально противостоять напору льдов, обладая в то же время соответствующими обводами для поднятия надо льдом при сжатиях, иметь все удобства для возможной зимовки и пр.
Одним из существенных требований, предъявляемых зверобойному судну, является необходимость оборудования специальной конструкции подъемными винтами и рулями, которые при плавании во льдах составляют самое уязвимое место.
Таким образом, полярный зверобойный промысел, идя опытным путем в отношении расширения сферы своей деятельности, одновременно идет и по пути подробного гидрографического изучения районов своего плавания, тем самым как бы дополняя ту огромную работу исследовательского характера, которую ведет непосредственно и само Главное Управление морского пути в виде своих многочисленных экспедиций на судах ледокольного типа, береговых радио-станциях и пр.
Допуская, что в полярном зверобойном промысле в ближайшие годы будут участвовать до 15—20 зверобойных судов, и учитывая примерное их распределение по отдельным полярным районам (Карское море, Земля Франца Иосифа, район к востоку от Карского моря), на основе имеющегося современного опыта зверобойного промысла, получим, что значительная часть судов зверобойного флота будет направлена в район морского пути (на промысел белухи, моржа).
Распределение зверобойных судов по отдельным районам плавания в значительной мере производится по плану, поскольку, конечно, позволит в будущем состояние льдов. Зверобойные суда придерживаются принципа попарного плавания, т. е. плавания, по возможности, двух судов на каком-либо морском участке, в целях поддержания взаимной связи на всякий случай.
Район Северного Морского пути захватывает пространства десятков тысяч морских миль, поэтому он потребует десятки судов, предназначенных для исследовательской работы и его частичного обслуживания.
Переключение зверобойного флота, на ряду со своей промысловой деятельностью, в область обслуживания Северного пути является не только практически возможным, но и неизбежным, и к тому же особо эффективным и деле наискорейшего разрешения великой проблемы мореплавания вдоль Сибирского побережья.
Плавание зверобойных судов за время полярною рейса происходит с конца июня и, примерно, до половины октября, т. с. до наступления полярной зимы. Таким образом, зверобойные суда одновременно без всякого ущерба для промысла смогут производить и исследовательскую работу и пр.
Включение в программу работ зверобойных судов вопросов исследовательского характера фактически всегда возможно, поскольку основной кадр экипажа зверобойных судов является вполне высококвалифицированным и поскольку, кроме того, возможно включение в состав экипажа судов соответствующих узких специалистов (гидрологов, гидрографов и пр.).
Так как Главсевморпуть объединит все вопросы изучения и освоения Великого Северного морского пути, — все вопросы дальнейшего развития полярного морского зверобойного промысла и наиболее полного и целесообразного использования полярного зверобойного флота должны быть сосредоточены в ведении Главсевморпуть.
Главсевморпуть — организация технически настолько мощная, что может с особым успехом вести полярный зверобойный промысел, располагая необходимым техническим базисом в виде зверобойных судов и ледокольных пароходов, береговыми радиостанциями, аэроразведкой, береговыми пунктами и пр.
Главсевморпуть может объединить береговой зверобойный промысел с судовым зверобойным промыслом, подведя, таким образом, общий план необходимого развития зверобойного промысла в отношении всех его видов (моржовый, белуший и пр.)
Полярный морской зверобойный промысел — необходимый и ответственный этап разрешения великой проблемы Северного морского пути, впервые в истории конкретно поставленной страной победившего пролетариата.

А. Жилинский.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10175
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Жилинский Алексей Александрович (1891 –1962)

Сообщение ББК-10 » 18 Апрель 2015 17:58

 ЖАА - 0001.jpg
 ЖАА - 0154.jpg
Россия на Севере: (К описанию жизни и деятельности М. К. Сидорова) / А. А. Жилинский. Архангельск: Изд. Ком. по увековечению памяти М. К. Сидорова, 1918. 153, [2] с. : ил., портр. ; 26 см. Издания М. К. Сидорова, статьи в разных журналах: с. 147-148. (в пер.) : 100.00 р.

Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10175
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Жилинский Алексей Александрович (1891 –1962)

Сообщение ББК-10 » 18 Апрель 2015 22:20

Карело-Мурманский край, №5-6 1932 г.:

 page0055.jpg
Северный морской зверобойный промысел

Добыча морских зверей имеет в экономике нашей страны большое значение. Продукция морского зверобойного промысла (жир во всех его видах, шкуры, отходы промысла — мясо и кости) составляет необходимое и ценное сырье для различных отраслей промышленности: кожевенной, жировой, текстильной, химической, меховой, а также и пищевой и является довольно значительной отраслью экспорта.
Добыча морских зверей или морских млекопитающих в том или ином количестве производится в Белом море и Ледовитом океане, Каспийском Море, водах Дальнего Востока (Берингово море, Охотское море), и, наконец, в ничтожном количестве в Байкальском озере, отчасти в Ладожском озере и Финском заливе.
Как по видам морских зверей, так в количественном и ценностном выражении наибольшее значение между всеми перечисленными районами промысла морского зверя в настоящее время имеет Белое море и Ледовитый океан. Запасы морских зверей в наших северных и полярных водах являются самыми значительными во всем мире.
Основными объектами современного северного морского зверобойного промысла служат: гренландский тюлень, морж, морской заяц, нерпа, белуха и (попутно) белый медведь. По отдельным районам северный морской зверобойный промысел распределяется следующим образом:

Виды зверей/Главные промысловые сезоны/Районы промысла
Белуха. Июль — сентябрь. Белое море, Канин, Чешская губа, Карское море, Новая Земля.
Гренландский тюлень. Март — апрель — май. Белое море, восточный Канин, Чешская губа, остров Колгуев, Самоедский берег, южная кромка полярных льдов.
Морж. Июль — октябрь. Карское море, Новая Земля, Земля Франца Иосифа.
Морской заяц. Май — сентябрь. Белое море, Мурманское море, карское море, Новая Земля, Колгуев, Земля Франца Иосифа.
Нерпа. Май — октябрь. Белое море, Мурманское море, Карское море, Новая Земля, Колгуев.
Белый медведь. Март — ноябрь. Карское море, острова Ледовитого океана, полярные льды.

В связи с биологическими особенностями каждого из видов морских зверей современный морской северный
зверобойный промысел имеет определенные и специфические формы своего производства.
По отдельным видам добычи морских зверей промысел распределяется в головах так:


 page0056.jpg
Годы/Тюлень/Морж/Мор. заяц/Нерпа/Белуха/Бел. медведь

1911 52267 3 35 5500 425 —
1912 65074 13 196 8912 68 —
1913 74954 1 690 6521 47 —
1914 38895 6 200 6557 33 —
1915 35974 3 375 4306 112 —
1916 50290 — — — — —
1917 26384 — — — 250 —
1918
1919
1920
1921 58570 — — — — —
1922 43607 — — — — —
1923 58883 — — — — —
1924 91072 — — — 171 —
1925 157438 — — — — —
1926 164000 — — — — —
1927 143080 — — — 61 —
1928 175000 57 274 4800 240 —
1929 94900 116 384 6500 165 —
1930 165960 390 535 6800 140 —
1931 153000 811 600 7450 380 —

Приведенные данные о размерах северного морского зверобойного промысла, благодаря большой неточности официальной статистики, являются, несомненно, весьма приближенными и требуют значительной дополнительной проработки. Достаточно указать несоответствие этих данных в отношении, например, морского зайца, нерпы, а также белухи, главная часть добычи которых идет на нужды самого населения на местах производства промыслов и тем самым недоступна даже приближенному учету. Кроме того, эти данные о размерах зверобойного промысла часто выражены в головах, одновременно пудах и пр. В этом отношении особенно сильно грешит довоенная статистика, имевшая дело с разрозненным промыслом и первобытными формами его производства.
Промысел морских зверей в Белом море и Ледовитом океане существует очень давно. Первоначальные сведения о промысле морских зверей в „Студеном море", как именовали летописцы „северные волы нашей страны, доходят до нас с самых отдаленных времен существования письменных памятников. Лопари и финны еще в девятом веке платили подати шкурами морских зверей. Новгородский летописец обстоятельно рассказывает о том, как славяне спускались к „Студеному морю" и за время своих плаваний достигали даже устья реки Оби. Исторический документ, относящийся к 921 году, передает сведения о ввозе из стран ислама народам полярного Севера клинков специально для промысла морских зверей. Населенный пункт Мурмана Кола упоминается в истории еще в 1240 году, как опорный промысловый пункт полярного Севера. На Шпицбергене в XV—XVI веках было разбросано до 25 промысловых поселков северных поморов. В 1797 г. в водах около о. Шпицбергена было занято морским зверобойным, преимущественно моржевым, промыслом до 231 судна северных поморов, с общим экипажем до 2256 человек.
Многочисленные исторические документы с несомненностью подтверждают значительное развитие северного зверобойного промысла, имевшего первобытный грубо кустарный характер и представлявшего яркий пример экстенсивной эксплоатации, характерной для капиталистической системы.
Зверобойный промысел в довоенное время носил тот же примитивный характер случайной добычи морских зверей, в виду чего и результаты его были подвержены большим колебаниям, не говоря уже о техническом несовершенстве производства этого промысла.
За последние годы на основе успехов развития социалистических форм хозяйства северный зверобойный промысел быстро шагнул вперед и принял строго организованные формы, а в отношении самой промысловой техники, обработки зверобойной продукции он совершенно видоизменился.
В то время как в довоенное время зверобойный морской промысел имел характер, главным образом, береговой пассивной добычи, связанной с подходами или неподходами к самим берегам зверя, в настоящее время он принял активный характер и основывается в большей части своей добычи на судовом промысле, посредством применения специальных совершенных зверобойных судов, усовершенствованных орудий промысла, и пр.
Поскольку северный морской зверобойный промысел в различной степени своего экономического значения захватывает почти весь прибрежный морской район от берегов Мурмана до Сибирского побережья, включая, кроме того, Белое море, Карское море и все острова Ледовитого океана, в одних из этих районов зверобойный промысел является основным занятием населения, в других — подсобным, связанным одновременно с другими видами морских промыслов.
Наиболее важное экономическое значение имеет морской зверобойный промысел для приморского населения Мезенского района (Мезенский залив Белого моря), затем населения Терского берега (Мурман), островов Колгуева и Новой Земли. Колонизация отдаленных полярных берегов прежде всего основывается на морском зверобойном промысле (Сибирский берег, Земля Франца Иосифа).
В Белом море, представляющем в настоящее время наибольший практический промысловый интерес, зверобойный морской промысел основывается преимущественно на добыче гренландского тюленя, в то время как на островах Новой Земли и др. он базируется на добыче нерпы, моржа, белухи, морского зайца и, наконец, белого медведя.

Количество северных зверобоев:

Годы/Число зверобоев
1910 1631
1911 1841
1912 2380
1913 2502
1914 2095

Если число северных зверобоев до настоящего времени не превзошло указанного количества, то в отношении числа зверобоев, занятых промыслом зверя на зверобойных судах, — оно за последние годы резко повысилось, определяя собою характер и значение происшедших сдвигов. В довоенное время число судовых зверобоев не превышало 150—200 человек, в настоящее время оно составляет до 800 человек на 11 зверобойных судах, включая ледокольные пароходы „Малыгин",
 page0057.jpg
„Седов", „Сибиряков", „Русанов" (общий тоннаж которых вместе со всеми остальными зверобойными судами составляет до 2 410 регистровых тонн нетто, т. е. примерно в 10—12 раз превосходит общий судовой довоенный зверобойный тоннаж).
Из всех вышеуказанных видов северного морского зверобойного промысла как в количественном отношении, так и в ценностном выражении и по числу занятых зверобоев, наибольшее значение имеет пока промысел гренландского тюленя, составляющий до 75% общей добычи морских зверей в Белом море и Ледовитом океане.
Тюлени делятся на две основных группы: мигрирующих — кочующих, которые предпринимают значительные переходы из одного места в другое (гренландский тюлень), и оседлых, придерживающихся более или менее определенного района и не совершающих далеких странствований (нерпа, морской заяц).
Миграции предпринимаются или массовые, громадными стаями (гренландский тюлень), или единичными особями. Одни из тюленей ведут пелагический образ жизни, придерживаясь преимущественно от крытого моря (гренландский тюлень, тевяк), другие, наоборот, предпочитают придерживаться мелководья и прибрежной части моря (нерпа и отчасти морской заяц). Основным жизненным фактором является процесс размножения, обеспечивающий сохранение вида.
Подчиняясь инстинкту, животные идут в определенные места для размножения.
Из всех видов морских ластоногих животных гренландский тюлень является наиболее мощной группой и обитает на огромнейшем пространстве — от берегов Северной Америки до берегов Сибири, придерживаясь преимущественно районов южной окраины полярных льдов. Северной примерной границей распространения летом и осенью гренландского тюленя можно считать 81—82° северной широты.
Запасы гренландского тюленя в Белом море в настоящее время являются самыми мощными во всем мире в сравнении со всеми другими морями, где известны следующие главные стада гренландского тюленя:
1) Ньюфаундлендское стадо (район острова Ньюфаундленда и залив св. Лаврентия) в настоящее время уже сильно разгромлено промыслом, который теперь здесь находится в решительном упадке. Взамен недавней былой добычи в год свыше 500 000 тюленей в настоящее время ньюфаундлендский тюлений промысел сократился до 100 000—150 000 голов в год.
2) Янмайенское стадо (район острова Ян-Майена), которое также совершенно подорвано промыслом и едва дает добычу в несколько дес. тыс. голов в год.
Беломорское стадо позволяет производить добычу, при предварительном грубо ориентировочном подсчете запасов здесь тюленя, в значительно больших размерах сравнительно с указанными другими тюленьими стадами.

Добыто голов тюленя
Годы/Нюфаунлленд /Ян-Майен/Белое море/Всего
1920 33983 71424 224540 329947
1921 101452 17750 128634 247836
1922 126031 50000 166994 343025
1923 101770 71362 233574 406706
1924 129541 67245 324839 521625
1925 127882 66343 500470 694695
1926 127882 82929 395147 689607

В Белом море ежегодно, примерно, с января месяца гренландский тюлень сосредоточивается в громадном количестве и находится здесь до половины конца мая месяца, в зависимости от состояния беломорских льдов.
 page0058.jpg
Белое море в зимнее время под влиянием главным образом повышенной температуры воды и ее высокой солености, а также сильных постоянных и неправильных морских течений не имеет сплошного ледяного покрова. Обычно с декабря — января месяца оно начинает заполняться плавающими льдами местного образования, которые находятся в непрерывном движении в зависимости от течений и ветров.
Со льдами связана вся жизнь тюленя: рождение, линяние и пр.
Родятся тюлени преимущественно в конце февраля — начале марта.
По своему возрастному составу тюлени подразделяются на „зеленца" (6—9 дней от рождения), „белька" (2—3 недели от рождения), хохлушу (линяющего белька), „серку" (6—8 недель от рождения), „серуна" (годовалого тюленя) и, наконец, „лысуна" (самца) и „утельгу" (самку). До возраста серки тюлень не умеет плавать и не сходит в воду. Первые две недели он питается молоком матери, которая после этого времени обычно его покидает, детеныш остается на льду совершенно беззащитным и служит предметом хищнического убоя.
Взрослый тюлень достигает длины 1, 5—2 м и дает сала со шкурой до 40—60 кг, вес шкуры с салом белька 10—12 кг.
В своих возрастных стадиях гренландский тюлень постепенно меняет окраску шкуры, начиная с бело-желтой до золотисто-серой с темными пятнами; окраска взрослого тюленя уже никогда не меняется.
Характерной особенностью гренландского тюленя является его исключительная стадность. Нередко тюлени образуют сразу стадо в десятки и даже сотни тысяч голов, что облегчает массовое его преследование на льдах и убой. Добыча тюленя обычно производится из винтовок разрывной пулей в голову.
Убитый тюлень ка льду же разделывается таким образом, что на шкуре оставляется весь слой сала. Шкуры с салом доставляются на борт судов и грузятся в трюм. Для предохранения от прелости шкуры с салом в трюмах обычно пересыпаются мелкодробленым льдом или реже снегом.
Промысел тюленя в Белом море подразделяется: 1) береговой и 2) судовой. Береговой, в свою очередь, подразделяется на стрелебный, сетевой. На береговой промысел приходится не более 10—15% общей добычи тюленя в Белом море.
Тюлений промысел в Белом море дает следующие результаты:

Годы/Добыча советского берегового и судового промысла/Добыча норвежских зверобойных судов
1920 70290 154250
1921 59570 69064
1922 43607 123387
1923 58883 174691
1924 91072 233767
1925 157438 343040
1926 164000 231147
1927 143080 260000
1928 175000 200000
1929 95000 70000
1930 165000 170000

Распределение добытого тюленя в Белом море в процентах по возрастным группам приведено в следующей таблице.

Возрастные группы/1923/1924/1925 /1926/1927/1928

Белек... 0,4 0,1 5,0 1,6 6,8
Хохлуша и серка... 53,0 15,5 24,1 14,1 16.7
Серун легков... — 21,0 12,8 16,7 16,6
Тяжелый серун (конжуй):
Утельга ... 45,6 63,4 58,1 67,6 67,7 61,1
Лысун... — — — — — —

Таким образом, советский тюлений промысел в Белом море в противоположность ньюфаундлендскому базируется главным образом на крупном звере, которого добывается около 2/3 общего убоя. В стремлении к рационализации промысла необходимо ограничение во времени первого судового рейса, начиная его не ранее конца марта, в целях еще большего понижения количества убоя белька и хохлуши.
На летнее и осеннее время гренландский тюлень уходит из Белого моря к северной части острова Шпицберген, к берегам Гренландии, Земли Франца Иосифа, частично в Карское море и к востоку от него вдоль Сибирского берега и в проливы Сибирских островов.
Обратное постепенное движение к югу по направлению в Белое море гренландский тюлень начинает, примерно, с конца сентября — в октябре месяце, что подтверждение было за последние три года полярными зверобойными экспедициями Ленинградгосторга. Кроме Белого моря добыча гренландского тюленя в наших северных водах в сравнительно небольшом размере производится в Чешской губе, а также по восточному Канинскому берегу, около острова Колгуева, по Самоедскому берегу — от Чешской губы по направлению к Югорскому шару.
Вопрос о запасах гренландского тюленя в Белом море и допустимом его убое имеет огромное практическое значение для наиболее рационального построения самого промысла и предохранения его от преждевременного истребления.
Биология гренландского тюленя, его миграция до настоящего времени совершенно недостаточно изучены, а потому без этих необходимых основных данных всякие исчисления запасов гренландского тюленя в Белом море сугубо ориентировочны.
Попытки Института рыбного хозяйства определить запасы беломорского тюленьего стада посредством механической авиосъемки совершенно недостаточны и по своему существу чрезвычайно примитивны, поскольку нет достаточных знаний биологии тюленя.
Тем не менее ориентировочно принято считать за возможный максимум размеров промысла тюленя в Белом море 300 000 голов, что является лишь условной величиной, несомненно, подверженной отступлениям в сторону ее некоторого уменьшения. Если принять фактическую современную среднюю ежегодную добычу гренландского тюленя в количестве 300 000 голов, то к этому количеству необходимо прибавить не менее 25 — 35% от этой цифры на гибнущего от пулевых ран и остающегося неподобранным на льдах тюленя и пр.
Размеры действительно производимого промысла морского зверя не дают никаких оснований для окончательных выводов о запасах его.
Вопрос этот имеет в настоящее время особо серьезное значение и требует срочного всестороннего научного изучения.
 page0059.jpg
Являясь одним из звеньев планового социалистического хозяйства, зверобойный промысел не может строиться на неопределенных данных, и потому вопросы запаса тюленьего стада и рентабельных размеров его эксплоатации должны быть разрешены без замедления и с исчерпывающей полнотой.
II
Наряду с организацией за последние годы технически довольно совершенного, по сравнению с довоенным временем, современного тюленьего промысла в Белом море, в последнее время начинает развиваться не менее организованный полярный зверобойный промысел в районах кромки полярного льда, Карского моря, Новой земли, Земли Франца Иосифа.
С 1929 года впервые в истории северного морского промыслового мореплавания было заложено основание для практического освоения обширнейших полярных районов Ледовитого океана, в целях выявления здесь запасов морского зверя, а также возможностей развития зверобойного промысла и пр. В этом году было отправлено на зверобойный промысел в полярные районы специальное зверобойное судно Ленинградгосторга „ Мурманец".
Морские звери полярных льдов, как правило, не образуют больших определенных по месту и времени года залежек, как, например, это наблюдается в отношении залегания гренландского тюленя в Белом море. Единовременное залегание моржа в количестве до 200 голов является уже особо крупной залежкой. Морской заяц, хотя и разбросан по всему полярному району отдельными пятнами, но тем не менее сосредоточивается в одной полежке всего около 5—10 голов. Эти два вида морского зверя и представляют наибольший практический интерес для судового морского зверобойного промысла.
С 1929 года началось довольно успешное и быстрое во всех отношениях развитие полярного судового морского зверобойного промысла, значительное расширение сферы промысловой деятельности и выявление новых ценных объектов добычи.
Добыча морских зверей в полярных районах в 1929-31 гг. характеризуется следующими данными:


Годы: Число судов./Голов:
моржа/морского зайца/ нерпы /белого медведя
1929 1 118 84 10 23
1930 4 400 83 25 120
1931 4 830 360 32 260

В полярный промыслово-зверобойный рейс, как правило, выхолят парусно-моторные зверобойные суда, наиболее отвечающие условиям длительного полярного плавания. Обычно суда выходят на промысел в начале июля, возвращаются в конце сентября или в первых числах октября, в зависимости от хода промысла, условий погоды и проч.
Условия полярного зверобойного плавания судов исключительно трудные и осложняются полной неисследованностыо полярных районов, отсутствием точных морских карт, не говоря уже о полнейшей неизученности биологии и миграции морских зверей.
Наибольший практический и исследовательский интерес представляет специальная полярная зверобойная экспедиция 1930 и 1931 гг., снаряженная Ленпушниной. Эта экспедиция, состоявшая из лучших полярных моряков и зверобоев, во главе с испытанными арктическими капитанами, обошла огромнейший район Карского моря, Земли Франца Иосифа, Новой Земли, кромки полярных льдов, доходя почти до 82 северной широты.
Средний пробег одного зверобойного судна составлял почти 4 ООО морских миль при длительности непрерывного плавания около трех месяцев.
Эти полярные экспедиции накопили огромный опыт для дальнейшего постепенного развития полярного зверобойного промысла и совершенно изменили все прежние примитивные сведения о морском звере полярных районов.
Ценность продукции полярного зверобойного промысла определяется не количеством добытого зверя, а его качеством, с одной стороны, и большим весом, с другой стороны.
На первом месте стоит морж, затем морской заяц, попутно с добычей этих двух первых видов зверей идет белый медведь и далее, уже в очень незначительной степени, нерпа. Морж распространен почти во всех полярных областях Ледовитого океана от берегов Гренландии, Шпицбергена, Земли Франца Иосифа, Новой Земли и далее на восток. Общий вес моржа в среднем от 1 до 1. 5 тонны, редко встречаются исключительно крупные экземпляры до 2-х тонн. Длина взрослого моржа 4—5 метров. С одного моржа снимается сала от 160 до 300 кг. Вес шкуры 120—160 кг., но в отдельных случаях он достигает до 300 кг и даже более.
Толщина шкуры от 3 до 5 см. Длина клыков от 30 до 80 см, вес каждого клыка от 1 до 3 кг.
Летом и осенью моржи придерживаются обычно морских побережий, залегая на берегах.
 page0060.jpg
Промысел моржа имеет три вида: 1) на воде в открытом море с промысловых шлюпок (фангсботов), 2) на берегу, 3) на льдах.
Во всех этих видах добычи моржа применяется винтовка с неразрывной пулей в оболочке, но при убое моржа на воде одновременно применяется еще и гарпун, который вонзается в моржа, чтобы не дать утонуть туше. Толщина черепной кости моржа 1—1, 5 см.
Наиболее трудным и опасным из всех видов добычи моржа является убой его на воде. Нередки случаи, когда моржи нападают на промысловые фангсботы и разбивают их своими клыками. За последние годы с большим успехом для промысла моржа были применены специальные моторные фангсботы.
Промысел морского зайца производится во время полярного зверобойного рейса, главным образом, во время залегания зверя на льдах.
Общий вес морского зайца достигает до 300—350 кг, длина 2—2, 5 м. Сала снимается с одного зайца до 80—100 кг, вес шкуры 15— 25 кг. Добывается морской заяц обычно пулей из винтовки.
В Белом море и по восточному побережью Ледовитого океана с его островами морского зайца прибрежные жители добывают особыми сетями, которые устанавливаются около берегов.
Нерпа распространена по всем районам Белого моря и Ледовитого океана. Нерпа является наиболее мелким морским животным из всех видов ластоногих. Общий вес нерпы 100 — 150 кг, длина зверя 1—1, 5 м, сала снимается 20 — 25 кг, вес шкуры 3—6 кг.
Добывается нерпа в наших северных водах также преимущественно сетями и, главным образом, в осеннее темное время.
Белый медведь является объектом зверобойного морского промысла лишь попутным с добычей других морских зверей, на которых он обычно и сам охотится на льдах.
Белый медведь распространен по всей полярной области Ледовитого океана, как на льдах, так и на островах и побережьях.
Взрослый медведь достигает 2—2, 5 м в длину, но иногда встречаются особо крупные экземпляры до 3 м. Вес медведя 400—800 кг. Белый медведь плавает на воле и нередко переплывает большие расстояния.
Добывается медведь пулей, молодых белых медведей ловят на воде живыми, посредством петли из веревки.
В 1931 году командой зверобойного судна „Мурманец" на одной льдине в течение самого короткого срока было сразу убито 30 белых медведей.
Кроме всех этих перечисленных объектов морского зверобойного северного промысла, особого внимания заслуживает еще белуха, относящаяся уже к разряду мелких зубастых китов. В настоящее время промысел белухи имеет только береговой характер и производится специальными сетями.
Распространена белуха по всему Белому морю и Ледовитому океану. Но наиболее мощные запасы ее имеются в Карском море, около берегов островов Новой Земли и Франца Иосифа.
Длина белухи 4, 5 м, общий вес до 1 тонны и редко более. Сала снимается с одной белухи 200—300 кг. Вес шкуры 50—80 кг.
Общая добыча белухи в северных водах не превышала до настоящего времени несколько сот голов.
Промысел белухи и его значительное развитие в северных водах в самое ближайшее время составляет наиболее значительную отрасль северного зверобойного морского промысла.
Вся продукция морского зверобойного промысла обрабатывается на береговых базах со специальными установками для выгревки сала и пр.
Шкуры гренландского тюленя (лысун, утельга, серун) идут на кожевенный товар, а мелкие шкуры (белек, серка) идут в качестве мехового товара на одежду, галантерейные товары. Шкуры нерпы идут на меховой товар. Шкуры моржа используются на технические надобности, для полировки ювелирных изделий, шлифовки оптических стекол, на приводные ремни и пр.
Клыки моржа используются наравне со слоновой костью.
Шкура белухи идет на кожевенный товар.
Мясо морских зверей, за исключением мяса белого медведя, до последнего времени не использовывалось и бросалось на местах промысла. Использование его не только для туков, на различные технические надобности, но и для питания составляет в настоящее время одну из основных проблем морского зверобойного промысла.
Жир морских зверей идет на различные технические надобности.
Современная обработка продукции морского зверобойного промысла еще далеко не совершенна и требует значительного изменения и улучшения.
Максимальное возможное развитие зверобойного промысла, реорганизация его техники и методов обработки продукции должны быть учтены в новом пятилетием плане зверобойного промысла.

А. Жилинский.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10175
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Жилинский Алексей Александрович (1891 –1962)

Сообщение SVF » 04 Июнь 2015 12:50

Архангельскъ 27 марта 1915 г., №065:
 1915-03-27-01.jpg
SVF
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 4400
Зарегистрирован: 23 Июль 2008 20:20

Жилинский Алексей Александрович (1891 –1962)

Сообщение SVF » 04 Июнь 2015 13:41

Архангельскъ 04 апреля 1915 г., №072:
 1915-04-04-01.jpg
 1915-04-04-02.jpg
 1915-04-04-03.jpg
 1915-04-04-04.jpg
1915-04-04-05.jpg
SVF
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 4400
Зарегистрирован: 23 Июль 2008 20:20

Жилинский Алексей Александрович (1891 –1962)

Сообщение SVF » 04 Июнь 2015 14:39

Архангельскъ 12 апреля 1915 г., №79:
 1915-04-12-04.jpg
SVF
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 4400
Зарегистрирован: 23 Июль 2008 20:20

Жилинский Алексей Александрович (1891 –1962)

Сообщение SVF » 05 Июнь 2015 11:50

Архангельскъ 07 мая 1915 г., №99:
1915-05-07-04.jpg
SVF
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 4400
Зарегистрирован: 23 Июль 2008 20:20

Жилинский Алексей Александрович (1891 –1962)

Сообщение SVF » 05 Июнь 2015 13:22

Архангельскъ 21 мая 1915 г., №109:
 1915-05-21-01.jpg
 1915-05-21-02.jpg
SVF
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 4400
Зарегистрирован: 23 Июль 2008 20:20

Жилинский Алексей Александрович (1891 –1962)

Сообщение SVF » 05 Июнь 2015 13:37

Архангельскъ 22 мая 1915 г., №110:
 1915-05-22-01.jpg
 1915-05-22-02.jpg
 1915-05-22-03.jpg
SVF
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 4400
Зарегистрирован: 23 Июль 2008 20:20

Жилинский Алексей Александрович (1891 –1962)

Сообщение SVF » 08 Июнь 2015 16:06

Архангельскъ 24 мая 1915 г., №112:
1915-05-24-02.jpg
 1915-05-24-03.jpg
SVF
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 4400
Зарегистрирован: 23 Июль 2008 20:20

Жилинский Алексей Александрович (1891 –1962)

Сообщение SVF » 08 Июнь 2015 16:27

Архангельскъ 29 мая 1915 г., №116:
 1915-05-29-01.jpg
 1915-05-29-02.jpg
SVF
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 4400
Зарегистрирован: 23 Июль 2008 20:20

Жилинский Алексей Александрович (1891 –1962)

Сообщение ББК-10 » 08 Ноябрь 2015 11:46

Сергей ДОМОРОЩЕНОВ пишет:
Какие-то из его многочисленных ожиданий сбылись. Но далеко не все. И не случайно, что прожив 70 лет (умер Жилинский в 1962 году), он не написал более ничего столь же солидного, хотя карьера его после 1917 года складывалась удачно. В 1920-1924 годах он заведовал Архангельским отделом Северной научно-промысловой экспедиции, затем возглавил промысловый отдел управления рыболовства Белого моря и Ледовитого океана. С 1929 по 1935 год руководил морским зверобойным промыслом Внешторга в северных водах.

Интересно, почему С.Д. про события в жизни А.А. после 1935 года ничего не упоминает ?
 Пешковой.jpg
 КП-Жилинские.jpg
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10175
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

След.

Вернуться в Персоналии



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 3

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения