"Техника-Молодежи" 1993 №3
http://ilp-p.narod.ru/n209/akk.htmВ.И.Аккуратов
(1.5.1909 - 15.1.1993)
Его смерть окружена легендами, как и его жизнь. Когда по Центральному радио и телевидению срочно сообщили - только что в автокатастрофе погиб В. И. Аккуратов, его друзья уже расходились с похорон, которые состоялись по прежнему воинскому ритуалу - под Гимн Советского Союза и прощальные залпы, под прохождение строя солдат с Красным знаменем...
Землепроходцем надо родиться. Да, есть люди, которых еще в ранней юности неодолимо тянет к неизведанным землям и которым сама судьба предопределила быть первыми. Вот и далекое Заполярье стало мечтой владимирского школьника Валентина Аккуратова. Ночами напролет, при свете "керосинки", он зачитывался дневниками участников арктических экспедиций, книгами Ф. Нансена и Р. Амундсена. Однако стремление походить на них всегда требует самопроверки и ставит неотвратимый вопрос: "А на что способен я?" Юный Валентин Аккуратов вместе с приятелем на самодельной яхте "Скиталец" проходит из Рязани до Астрахани, а потом через штормовой Каспий до форта Шевченко. Таким был дебют...
Но окончательно судьба В. И. Аккуратова определилась после встречи с полярным летчиком Б. Г. Чухновским, участвовавшим в спасении экспедиции У.Нобиле. Окончив в 1934 году воздушный факультет Ленинградского транспортного института, Валентин Иванович приходит в полярную авиацию. Работает геодезистом, аэрофотосъемщиком на изыскании новых авиатрасс, потом становится штурманом, специалистом по ледовой разведке. Пилоты ценили его за умение досконально вникать в сложнейшие, кажущиеся подчас неразрешимыми задачи навигации, за исключительную точность и надежность.
Вполне закономерным становится участие Аккуратова в первом высокоширотном полете на Землю Франца-Иосифа в 1936 году (когда летчики "учили" машину садиться на арктический лед), а в следующем году - в высадке четверки папанинцев на Северный полюс. В 1941 году Аккуратов ведет четырехмоторную машину И. И. Черевичного в совершвнно неизведанный район "полюса относительной недоступности".
Война... Первое время Валентин Иванович числится в полярной авиации, но обеспечивает перевозки военных и народнохозяйственных грузов по Северному морскому пути, 59 раз совершает рискованные рейсы в блокадный Ленинград, доставляя туда продовольствие и эвакуируя горожан, выполняет особое правительственное задание - летит через Арктику в США с советской военной делегацией. И вновь ледовые разведки, охота за вражескими субмаринами и рейдерами.
А в 1943 году Валентин Иванович втайне от начальства... бежит на фронт, в авиацию дальнего действия. 195 раз выводит он четырехмоторный Пе-8 на бомбежку военных обьектов в глубоком тылу "третьего рейха" и его союзников, высаживает разведчиков. И вновь отправляется за океан, теперь чтобы перегонять из США, через Атлантику и Африку, закупленные летающие лодки.
Кончилась война. И уже в 1945 году Аккуратов совершает первый ночной полет к Северному полюсу, с 1949 года становится флаг-штурманом полярной авиации, участвует в высадках дрейфующих станций "СП", исследует Ледовитый океан в "прыгающих отрядах". В 1967 году его удостаивают почетного звания "Заслуженный штурман СССР" - еще бы, ведь он провел в воздухе 26 тыс. часов!
Валентин Иванович написал ряд книг - учебники по самолетовождению, разработал метод определения координат в высоких широтах. Оставил и мемуары, вот только не дождался выхода в свет последнего тома.
Он был нашим близким другом и добрым наставником. На страницах "ТМ" регулярно появлялись статьи Аккуратова. Это - рассказы о его приключениях в небе, о поисках арктических островов, военные воспоминания. Бессменно участвовал он и в организованных журналом пробегах самодельных автомобилей, выступал перед читателями в выездных агитбригадах "ТМ". Именно в нашей редакции он разрабатывал маршрут уникального кругосветного перелета на винтокрылых машинах. К сожалению, это предприятие так и не состоялось.
До последнего дня, уже будучи тяжело больным, Аккуратов думал о новых маршрутах, экспедициях. Очень надеемся, что их осуществят его ученики - такие же, из рода и племени первопроходцев.
...А автокатастрофа все же была, за несколько месяцев до его смерти. Но - с другими, и Аккуратов, в числе немногих бросившихся на помощь, приподнимал и оттаскивал полуторатонный автомобиль.