1933-34: дрейф "Свердловска" и "Лейтенанта Шмидта"

Тема: Исследовательские экспедиции, спасательные экспедиции, Спортивные полярные экспедиции и другие.

1933-34: дрейф "Свердловска" и "Лейтенанта Шмидта"

Сообщение Litke74 » 22 Февраль 2011 13:32

Это конечно не совсем по теме "экспедиция", но тоже думаю будет интересно.
-"Из разных уголков восточного сектора Арктики шли тревожные вести. Застрял во льдах «Север», возвращавшийся после удачного рейса в устье Лены. Не смог самостоятельно пробиться сквозь льды «Анадырь». В тяжелом ледовом дрейфе у мысе Сердце-Камень лежали пароходы «Лейтенант Шмидт» и «Свердловск», вышедшие из Владивостока на Колыму в навигацию 1933 года." А.Г.Николаева,В.И.Саранкин:"Сильнее Льдов".
У меня в архиве есть несколько колоритных фотографий этого дрейфа:
Litke74
 
Сообщения: 233
Зарегистрирован: 04 Февраль 2011 21:33
Откуда: Санкт-Петербург

дрейф "Свердловска" и "Лейтенанта Шмидта"

Сообщение Litke74 » 22 Февраль 2011 13:35

На переднем плане зажатый льдами "Свердловск". На заднем соответственно "Лейтенант Шмидт"
Свердловск : сверд1.jpg
Litke74
 
Сообщения: 233
Зарегистрирован: 04 Февраль 2011 21:33
Откуда: Санкт-Петербург

дрейф "Свердловска" и "Лейтенанта Шмидта"

Сообщение Litke74 » 22 Февраль 2011 13:38

вид со стороны "Лейтенанта Шмидта"
Свердловск : сверд3.jpg
Litke74
 
Сообщения: 233
Зарегистрирован: 04 Февраль 2011 21:33
Откуда: Санкт-Петербург

дрейф "Свердловска" и "Лейтенанта Шмидта"

Сообщение Litke74 » 22 Февраль 2011 13:40

Судя по будке на заднем плане это палуба "Лейтенанта шмидта"
Свердловск : сверд10.jpg
Litke74
 
Сообщения: 233
Зарегистрирован: 04 Февраль 2011 21:33
Откуда: Санкт-Петербург

дрейф "Свердловска" и "Лейтенанта Шмидта"

Сообщение Litke74 » 22 Февраль 2011 13:44

на заднем плане "Свердловск"
Свердловск : сверд4.jpg
Litke74
 
Сообщения: 233
Зарегистрирован: 04 Февраль 2011 21:33
Откуда: Санкт-Петербург

дрейф "Свердловска" и "Лейтенанта Шмидта"

Сообщение Litke74 » 22 Февраль 2011 13:47

сверд : сверд5.jpg
сверд : сверд6.jpg
Litke74
 
Сообщения: 233
Зарегистрирован: 04 Февраль 2011 21:33
Откуда: Санкт-Петербург

дрейф "Свердловска" и "Лейтенанта Шмидта"

Сообщение Litke74 » 22 Февраль 2011 13:54

сильный крен "Свердловска"на правый борт:
сверд : сверд8.jpg
сверд : сверд9.jpg
Litke74
 
Сообщения: 233
Зарегистрирован: 04 Февраль 2011 21:33
Откуда: Санкт-Петербург

дрейф "Свердловска" и "Лейтенанта Шмидта"

Сообщение Litke74 » 22 Февраль 2011 13:59

Взрывные работы у борта "Свердловска":
сверд : сверд7.jpg
сверд : сверд12.jpg
Последний раз редактировалось Litke74 22 Февраль 2011 14:04, всего редактировалось 1 раз.
Litke74
 
Сообщения: 233
Зарегистрирован: 04 Февраль 2011 21:33
Откуда: Санкт-Петербург

дрейф "Свердловска" и "Лейтенанта Шмидта"

Сообщение Litke74 » 22 Февраль 2011 14:04

Всё тот же "Свердловск"
сверд : сверд11.jpg
сверд : сверд13.jpg
Litke74
 
Сообщения: 233
Зарегистрирован: 04 Февраль 2011 21:33
Откуда: Санкт-Петербург

дрейф "Свердловска" и "Лейтенанта Шмидта"

Сообщение Litke74 » 22 Февраль 2011 14:08

-"Тут, в бухте Провидения, произошла встреча, которая лишний раз засвидетельствовала, что в Арктике бывают не только роковые, но и счастливые случаи. В бухту неожиданно пришли пароходы «Свердловск» и «Лейтенант Шмидт», те самые, к которым «Литке» не смог пробиться из-за тяжелых льдов. То, что оказалось не под силу аварийному ледоколу, сделала природа. В Чукотском море разыгрался сильный шторм. Северные ветры на этот раз взломали льды и унесли их к Берингову проли­ву. По всей, прилегающей акватории произошли сильные подвижки, льды разошлись, и оба парохода получили возможность идти своим ходом. Путь они нашли под берегом, где лед обычно движется на восток, тогда как мористее в нескольких милях от берега наблюдается обратное движение льдов. Капитан «Свердловска» Мелехов знал это обстоятельство и воспользовался им." А.Г.Николаева,В.И.Саранкин:"Сильнее льдов"
Litke74
 
Сообщения: 233
Зарегистрирован: 04 Февраль 2011 21:33
Откуда: Санкт-Петербург

дрейф "Свердловска" и "Лейтенанта Шмидта"

Сообщение Litke74 » 22 Февраль 2011 14:12

Вероятно на этих фотографиях именно этот момент. Видно что "Лейтенант Шмидт" гораздо ближе к "Свердловску"
сверд : сверд14.jpg
Litke74
 
Сообщения: 233
Зарегистрирован: 04 Февраль 2011 21:33
Откуда: Санкт-Петербург

дрейф "Свердловска" и "Лейтенанта Шмидта"

Сообщение Litke74 » 22 Февраль 2011 14:15

И наконец:корабли встретились
сверд : сверд15.jpg
!!! :)
Litke74
 
Сообщения: 233
Зарегистрирован: 04 Февраль 2011 21:33
Откуда: Санкт-Петербург

дрейф "Свердловска" и "Лейтенанта Шмидта"

Сообщение Litke74 » 22 Февраль 2011 14:18

-"Когда «Литке» уже добрался до берегов Камчатки, в Беринговом проливе разыгралась трагедия. Возвращавшиеся из арктического плавания пароходы «Свердловск» и «Лейтенант Шмидт» не выдержали ударов шторма. Гигантские волны сорвали у «Лейтенанта Шмидта» руль и тот при падении снес последнюю лопасть винта. «Свердловск» находился где-то рядом. Но в штормовом море нелегко было найти терпящее бедствие судно. На это ушло двое долгих суток. К этому временя у «Свердловска» осталось предельно малое количество угля. Все же «Свердловск» взял на буксир потерявшего ход и управление «Лейтенанта Шмидта». Но долго вести его он не смог. Запасы угля и пресной вода убывали с катастрофической быстротой.

На «Свердловске» находилось 150 пассажиров, жизнью которых нельзя было рисковал». А угля оставалось только на 9 часов хода. Что было делать? Долго совещались капитаны обоих судов. Выбора не было — приходилось оставить беспомощного «Лейтенанта Шмидта» в море. Он отдал буксир и освободившийся «Свердловск» пошел в Петропавловск.

На помощь «Лейтенанту Шмидту» с Камчатки спешил пароход «Охотск». Когда суда сблизились, из-за шторма они не смогли подать друг другу буксирные тросы.

К счастью, подоспел пароход «Яна». Ему удалось в конце концов взять «Лейтенанта Шмидта» на буксир. Произошло это 22 декабря. В тот же день на «Литке» узнали, что пароход «Свердловск» окончательно лишился хода. Запасы топлива и воды на нем кончились.

«Литке» стоял в Авачинской губе в крайне аварийном состоянии, тоже почти без топлива. Но А. П. Бочек и Н. М. Николаев, узнав о бедствии «Свердловска», решили немедленно идти к «ему на помощь. К ночи они подошли к острову Копорык, где по последнему сообщению капитана на якоре без угля отстаивался «Свердловск». Однако судно не обнаруживалось. Продолжать поиски в кромешной тьме при жестоком шторме было бессмысленно. «Литке» остановился, ожидая рассвета. Сколько в эту ночь было высказано самых невероятных предположений, после того, как радисты «Литке» приняли радиограмму от капитана «Свердловска» А. П. Мелехова.

«На ночь очень скучно оставаться. Шел на прорыв. Исключительно надеемся на вас. Все кончается. Если можете, очень прошу дернуть буксиром».

И Александр Павлович Бочек, и Николай Михайлович готовы были немедленно помочь бедствовавшим то­варищам. Но приходилось ждать рассвета.

В ту ночь никто на «Литке» не спал. И чуть начала таять ночная мгла, ледокол направился к острову Топоркова.

Шторм не стихал. Наоборот, он становился все силь­нее. В жесточайшую непогоду полузатопленный ледокол подал буксир гибнущему судну. Спустя несколько часов пароход продолжал рейс на буксире у «Литке».

Неприветливо встретило их море. Свободное ото льдов оно превратилось буквально в кипящий котел. Шторм перешел в ураган. «Литке» бросало с борта на борт так, что он с трудом выпрямлялся. Величину крена уже невозможно было замерить. Волны хлестали через судно, врывались во внутренние помещения.

Это неистовство продолжалось долгие два дня. Затем ветер начал понемногу стихать, но только для того, чтобы вскоре возобновиться с новой силой. Волнами на «Литке» сломало бушприт. Отверстия всасывающих труб, по которым непрерывно откачивали воду, забило мусором. «Литке» стал тонуть. Николаев и Фридвальд знали об этом, но, сохраняя спокойствие и стойкость духа, они продолжали четко и твердо руководить до предела уставшей и по-прежнему самоотверженно работавшей командой.

«Насосы уже не откачивали столько воды, сколько ее поступало в трюмы и угольные ямы, — писал впоследствии Н. М. Николаев. — Пришлось поставить ледокол против волны и малыми ходами только удерживать на­правление. В трюмы и твиндеки, залитые водой, был спущен водолаз, очистивший трубы насосов. «Литке» снова мог откачивать поступающую воду».

Воля и мужество советских моряков победили. Преодолев бешенство стихии, «Литке» и «Свердловск» пришли в Петропавловск. Трудящиеся Камчатки встречали их как героев. Областной совет профсоюзов, приветствуя моряков «Литке», назвал их «беззаветными героями труднейших арктических переходов, подлинными энтузиастами, ударниками, лучшими людьми нашего времени». А.Г.Николаева,В.И.Саранкин.: "Сильнее льдов"
Litke74
 
Сообщения: 233
Зарегистрирован: 04 Февраль 2011 21:33
Откуда: Санкт-Петербург

дрейф "Свердловска" и "Лейтенанта Шмидта"

Сообщение Иван Кукушкин » 22 Февраль 2011 15:26

Воистину - колоритная подборка. :good:
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11092
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

дрейф "Свердловска" и "Лейтенанта Шмидта"

Сообщение Litke74 » 22 Февраль 2011 15:52

Мне тут в голову мысль пришла... На корме "Лейтенанта Шмидта" деревянная будка установлена,это туалет такой сделан?
Litke74
 
Сообщения: 233
Зарегистрирован: 04 Февраль 2011 21:33
Откуда: Санкт-Петербург

След.

Вернуться в Экспедиции



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 3

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения