Л-1090 (П-5)

Авиатехника, люди, события - отдельные авиаотряды, история и современность.
Изображение
31 июля 2012 года исключен из Регистровой книги судов и готовится к утилизации атомный ледокол «Арктика».
Стоимость проекта уничтожения "Арктики" оценивается почти в два миллиарда рублей.
Мы выступаем с немыслимой для любого бюрократа идеей:
потратить эти деньги не на распиливание «Арктики», а на её сохранение в качестве музея.

Мы собираем подписи тех, кто знает «Арктику» и гордится ею.
Мы собираем голоса тех, кто не знает «Арктику», но хочет на ней побывать.
Мы собираем Ваши голоса:
http://arktika.polarpost.ru

Изображение Livejournal
Изображение Twitter
Изображение Facebook
Изображение группа "В контакте"
Изображение "Одноклассники"

Re: Н-190 (Р-5)

Сообщение Иван Кукушкин » 24 Август 2009 11:55

ИНЖЕНЕГР пишет:Полное фото присутствует на форуме в теме Бассейн Флегонт Иванович.

Точно.

Изображение
Изображение
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11719
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Re: Н-190 (Р-5)

Сообщение Иван Кукушкин » 24 Август 2009 11:58

Alexander Belov пишет:Если я ПРАВИЛЬНО понял текст из статьи Водопьянова, Н-190 - это ЕГО самолет, на котором он спасал челюскинцев. Или что-то "проинтерферировало" и опять запутался?


:": ... Правительством тогда дано было задание забросить на остров Врангеля радиста и продукты для зимовщиков. Подходящего самолета для выполнения этого задания не было. Лишь мой самолет был приспособлен для такого ответственного рейса. Не колеблясь ни минуты, я передал самолет Фариху и его старому хозяину Бассейну.

Сказано достаточно однозначно.
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11719
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Re: Н-190 (Р-5)

Сообщение Alexander Belov » 24 Август 2009 12:24

Так... Если суммировать все отрывочные данные: "лимузин", "дополнительные баки на 400 кг топлива", "система обогрева кабин", "установлен авиагоризонт".

Измененные выхлопные патрубки видны на снимке:

Изображение

Труба калорифера, подводящая теплый воздух в кабину пилота идет по левому борту.

"Лимузин" - это закрытие выреза второй кабины? Вроде как мелькали фотографии, где задняя кабина закрыта "заподлицо" с гаргротом. На данном снимке вырез явно больше, чем размер задней кабины обычного Р-5.

Вопрос о размещении дополнительных баков и приборного оборудования остается открытым.
Аватара пользователя
Alexander Belov
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 1102
Зарегистрирован: 04 Апрель 2008 17:20
Откуда: Москва

Re: Н-190 (Р-5)

Сообщение ИНЖЕНЕГР » 24 Август 2009 12:41

Водопьянов на момент крушения "Челюскина" перевозил матрицы "Правды" на Л-1090.
На нём же участвовал в спасательной экспедиции.
При передаче самолёта Фариху номер остался прежним Л-1090.
Фарих и Бассейн вернулись в Москву без самолёта (поломка винта). Повидимому в это время его списали из Особого авиаотряда .
В книге Водопьянова "Плярный летчик" есть большой раздел "Судьба самолёта" и там стр.200 присутствует ключевая фраза :Потом ,оказыватся , про самолёт просто забыли. Его занесло снегом !!!
и Там же стр.203 : И снова его в разобранном виде сложили под тот же самый навес в мастерских , под которым он лежал три года назад , ожидая ремонта.
Предполагаю , что после доставки забытого самолёта в Москву его задним числом приняли на баланс ГУСМП и присвоили № Н- (16 или 190)???
И ещё одна интересная для нас фраза из той же книги стр.248 : ,,,Компас с приборной доски и боровой журнал "М-10-94" бывшего "Красным чертёнком" , храняться теперь за стеклом витрины в одном из авиационных музеев.
Аватара пользователя
ИНЖЕНЕГР
 
Сообщения: 113
Зарегистрирован: 16 Декабрь 2008 14:39

Re: Н-190 (Р-5)

Сообщение Alexander Belov » 24 Август 2009 14:05

Если верить статьям Водопьянова, то борт получил индекс Н-190.

Но, вообще, с бортовыми номерами есть какая-то путаница. Все источники утверждают, что на остров Врангеля Фарих летал на самолете, числящемся в ГУСМП и имевшем индекс "Н". Это не согласуется с "забытым" и только через несколько лет поставленным на баланс УПА Л-1090.

Путаница возникла потому, что все "воспоминания очевидцев" писались постфактум?
Аватара пользователя
Alexander Belov
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 1102
Зарегистрирован: 04 Апрель 2008 17:20
Откуда: Москва

Re: Н-190 (Р-5)

Сообщение ИНЖЕНЕГР » 24 Август 2009 14:26

Alexander Belov пишет:Так... Если суммировать все отрывочные данные: "лимузин", "дополнительные баки на 400 кг топлива", "система обогрева кабин", "установлен авиагоризонт".

Измененные выхлопные патрубки видны на снимке.
Труба калорифера, подводящая теплый воздух в кабину пилота идет по левому борту.

"Лимузин" - это закрытие выреза второй кабины? Вроде как мелькали фотографии, где задняя кабина закрыта "заподлицо" с гаргротом. На данном снимке вырез явно больше, чем размер задней кабины обычного Р-5.

Вопрос о размещении дополнительных баков и приборного оборудования остается открытым.

М.В.Водопьянов."Полярный лётчик" стр.151-152. : Вместе с бригадиром Машковым они превратили открытую двухместную кабину "эр пятого" в закрыту - настоящий комфортбельный лимузин, прямо как дорогой автомобиль.Да так хитро всё устроили, что можно свобдно брать в полёт четырёх пассажиров.Кабина отапливалась.Для багажа соорудили два ящика по форме нижних крыльев и прикрепили , вплотную к фюзеляжу..
стр. 166 :Машина оборудована для слепых полётов. Трубки указателя скорости и других приборов подогревались током от аккумулятора. Установлены дополнительные баки для бензина.
Предполагаю ,что багажные ящики были съёмные ,дабы их можно было легко демонтировать в случае отрицательного результата лётных испытаний. Кабина ,Передняя и задняя,скорее всего ,закрывались брезентом с окошками (необходимо помнить , что переделка осуществлялась в свободное от основной работы время из подручных материалов)
Аватара пользователя
ИНЖЕНЕГР
 
Сообщения: 113
Зарегистрирован: 16 Декабрь 2008 14:39

Re: Н-190 (Р-5)

Сообщение ИНЖЕНЕГР » 24 Август 2009 14:44

Информация очевидца... :scratch:
Явно Север...
360_neaiediaaiea0056.jpg

И ещё версия : между единичкой и левым краем нуля делаем в середине перемычку , а верхнюю и нижнюю перемычки убираем... Получаем Н190 ?!
360_neaiediaaiea0057.jpg
Последний раз редактировалось ИНЖЕНЕГР 24 Август 2009 15:01, всего редактировалось 3 раз(а).
Аватара пользователя
ИНЖЕНЕГР
 
Сообщения: 113
Зарегистрирован: 16 Декабрь 2008 14:39

Водопьянов М. В. Полярный летчик. — М.: Детгиз, 1959.

Сообщение Иван Кукушкин » 24 Август 2009 14:52

Сайт «Военная литература»: militera.lib.ru
Издание: Водопьянов М. В. Полярный летчик. — М.: Детгиз, 1959.
Книга на сайте: http://militera.lib.ru/memo/russian/vod ... index.html
Книга одним файлом: http://militera.lib.ru/memo/0/chm/russi ... ov_mv2.zip
Иллюстрации: http://militera.lib.ru/memo/russian/vod ... 2/ill.html
OCR, правка: Андрей Мятишкин (amyatishkin@mail.ru)
Дополнительная обработка: Hoaxer (hoaxer@mail.ru)
[1] Так помечены страницы, номер предшествует.
{1} Так помечены ссылки на примечания.
Водопьянов М. В. Полярный лётчик. — М.: Детгиз, 1959. — 320 с. («Школьная библиотека»). / Рисунки К. Арцеулова./ Тираж 200000 экз.

Автор: Много раз меня приглашали к себе в школу или на пионерский костёр мои юные друзья. Я рассказывал им о разных происшествиях из своей долгой лётной жизни и о полётах моих товарищей — полярных лётчиков. Почти всегда после окончания рассказа начинали сыпаться вопросы. Пионеров интересовало всё: и как я впервые взял в руки штурвал самолёта, и спасение челюскинцев, и полёты в Арктике, и будущее нашей советской авиации. Время шло, многие школьники, с которыми мне довелось встречаться, стали уже сами лётчиками и педагогами, инженерами и врачами. В школах уже учатся их сыновья и дочери, а вопросы остаются те же, только их стало намного больше. Вот и решил я сразу побеседовать со всеми ребятами нашей огромной страны, рассказать им то, что знаю. Мне хотелось, чтобы читатели этой книги правильно поняли то, о чём я пишу, поняли, что в жизни всего можно достигнуть, если упорно стремиться к поставленной цели, не бояться трудностей, много работать и учиться. Храбрость, мужество, волю и смелость духа надо воспитывать изо дня в день и в школе, и дома, и на спортивной площадке, и в туристском походе. Вы, мои дорогие читатели, строители коммунизма, должны быть трудолюбивыми людьми, верными друзьями и ничего не бояться. И вы будете такими людьми!
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11719
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Re: Н-190 (Р-5)

Сообщение Иван Кукушкин » 24 Август 2009 14:57

Но есть более позднее издание, где включена "Судьба самолета":
Основано на издании: М. Водопьянов «Полярный летчик», Москва, «Детская литература», 1974
http://lib.aldebaran.ru/author/vodopyan ... i_letchik/
Книга одним файлом:

vodopyanov_mihail_polyarnyi_letchik.rtf [2.44 МБ Скачиваний: 352]
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11719
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Re: Н-190 (Р-5)

Сообщение Alexander Belov » 24 Август 2009 15:25

ИНЖЕНЕГР пишет:Информация очевидца... :scratch:
Явно Север...
360_neaiediaaiea0056.jpg

И ещё версия : между единичкой и левым краем нуля делаем в середине перемычку , а верхнюю и нижнюю перемычки убираем... Получаем Н190 ?!
360_neaiediaaiea0057.jpg


А на фото с Фарихом НЕТ никаких "багажных ящиков" вплотную к фюзеляжу... :scratch: Нижнее крыло между Фарихом и Бассейном очень хорошо видно. Вопрос, как располагались багажники, если они были съемные. Над крылом? Но тогда их нижняя поверхность должна была бы совпадать по форме с дужкой крыла. ПОД КРЫЛОМ? Как кассеты Гроховского? С подвеской за узлы крепления бомбодержателей?

А вот брезентовой закрытие - это вполне возможно. Гнутую, даже из фанеры, крышку "лимузина" на коленке не сделать, проще выколотить из листа дюраля, а брезентовая "полость" - это проще, ИМХО.

Жаль, что все фотографии посадки Н-190 на мысе Шмидта отображают самолет слишком в малых деталях...
Аватара пользователя
Alexander Belov
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 1102
Зарегистрирован: 04 Апрель 2008 17:20
Откуда: Москва

Л-1090 (П-5)

Сообщение ИНЖЕНЕГР » 24 Август 2009 15:57

 сканирование0047.jpg
Багажные ящики располагались сверху на крыльях и повторяли их форму. В последующем подобные ящики на Н-67 и 68 были закреплены более надёжно, а на Н-127 и128 стали частью крыла(ИМХО)

Газета "Гольцманец"от 23 Февраля 1935г.
Впервые обратил внимание ,что по крайней мере на Н-67 было продублировано управление!

Василевский и Волков задержали перелет Водопьянова
Бригадир Маштаков.

Заказ на переоборудование самолетов звена Водопьянова был принят нашим заводом 13 января. Но приняться за работу удалось только 16 января. Начальник цеха тов. Василевский под разными (предлогами тормозил закатку машин в цех.
Вторым тормозом было неуместное распоряжение начальника цеха тов. Василевского об уменьшении состава бригады на 4 человека. Мной после этого было заявлено, что 5 февраля с таким количеством людей в бригаде машины сданы быть не могут.
Взамен взятых у меня сборщиков дали 2 слесарей, которые самолета не знают совсем. Кроме того с ними было много хлопот, так как oни не хотели выполнять работу сборщиков.

Вместо помощи начальник цеха тов. Василевский с самых же первых дней сказал, что его эти машины совсем не интересуют, и это не замедлило сказаться: после окончания рабочего дня на заводе начал гаситься свет. Таким образом было потеряно 3 вечера.
Четыре дня было потрачено на урегулирование вопроса о приемке уже усиленных радиаторов, которые отказывались принимать контролеры под разными предлогами.

Два дня подыскивали болты для крепления труб подогревателя и багажных ящиков, так как зам. начальника техотдела тов. Волков только пообещал заказать их. Плоскостные багажники, изготовленные по чертежу тов. Волкова нужно переделать, в виду того, что несущие ленты проходят в крышку ящика.

Кресла, также изготовленные по указанию тов. Волкова, оказались тяжелыми и по громоздкости конструкции совершенно не пригодными для самолета.
По распоряжению же т. Волкова были срезаны педали во второй кабине. Когда пришли механики и летнабы, то очень удивились этому распоряжению, ибо второе управление в больших перелетах необходимо и теперь придется затратить много времени на подгонку и установку их.

Я считаю, что такое отношение Василевского и Волкова к выполнению важной задачи, недопустимо. Из-за них задержался перелет героя Советского союза тов. Водопьянова, который должен быть закончен до наступления оттепели и туманов на севере.
Последний раз редактировалось Иван Кукушкин 24 Август 2009 16:20, всего редактировалось 4 раз(а).
Причина: Добавлен OCR
Аватара пользователя
ИНЖЕНЕГР
 
Сообщения: 113
Зарегистрирован: 16 Декабрь 2008 14:39

Re: Н-190 (Р-5)

Сообщение ИНЖЕНЕГР » 24 Август 2009 16:00

Иван Кукушкин пишет:Но есть более позднее издание, где включена "Судьба самолета":
Основано на издании: М. Водопьянов «Полярный летчик», Москва, «Детская литература», 1974
http://lib.aldebaran.ru/author/vodopyan ... i_letchik/

Я цитировал по изданию 1969 года.
Аватара пользователя
ИНЖЕНЕГР
 
Сообщения: 113
Зарегистрирован: 16 Декабрь 2008 14:39

Re: Н-190 (Р-5)

Сообщение Alexander Belov » 24 Август 2009 16:32

Штурман (летнаб) на Р-5 изначально имел второе управление. "Ручка" была съемной, а педали находились далеко впереди и не мешали работе навигатора. На Н-67 просто сохранили штатное оснащение.
Аватара пользователя
Alexander Belov
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 1102
Зарегистрирован: 04 Апрель 2008 17:20
Откуда: Москва

Re: Н-190 (Р-5)

Сообщение ИНЖЕНЕГР » 24 Август 2009 17:22

Alexander Belov пишет:Штурман (летнаб) на Р-5 изначально имел второе управление. "Ручка" была съемной, а педали находились далеко впереди и не мешали работе навигатора. На Н-67 просто сохранили штатное оснащение.

Извините за безграмотность... :oops: (Флегонт Иванович рассказывал ,что в дальних полётах периодически брал управление на себя ).
Аватара пользователя
ИНЖЕНЕГР
 
Сообщения: 113
Зарегистрирован: 16 Декабрь 2008 14:39

Н-190 (Р-5)

Сообщение Alexander Belov » 23 Октябрь 2009 15:25

Коллеги,

В теме о Л.Ф Бассейне
viewtopic.php?f=37&t=1047&hilit=%D0%92%D0%BE%D0%B4%D0%BE%D0%BF%D1%8C%D1%8F%D0%BD%D0%BE%D0%B2+%D1%88%D0%BC%D0%B8%D0%B4%D1%82&start=50

Есть рисунок:

Изображение

Мне кажется, что пилот в передней кабине вполне узнаваем. А, значит, можно назвать и борт - Н-190.
Становится ясно, как размещались 4 человека...

Или я ошибся?
Аватара пользователя
Alexander Belov
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 1102
Зарегистрирован: 04 Апрель 2008 17:20
Откуда: Москва

Пред.След.

Вернуться в Полярная авиация СССР: ГВФ, ВВС, Аэрофлот, современность.



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения