Матусевич Николай Николаевич (1879-1950)

История высоких широт в биографиях и судьбах.
Изображение
31 июля 2012 года исключен из Регистровой книги судов и готовится к утилизации атомный ледокол «Арктика».
Стоимость проекта уничтожения "Арктики" оценивается почти в два миллиарда рублей.
Мы выступаем с немыслимой для любого бюрократа идеей:
потратить эти деньги не на распиливание «Арктики», а на её сохранение в качестве музея.

Мы собираем подписи тех, кто знает «Арктику» и гордится ею.
Мы собираем голоса тех, кто не знает «Арктику», но хочет на ней побывать.
Мы собираем Ваши голоса:
http://arktika.polarpost.ru

Изображение Livejournal
Изображение Twitter
Изображение Facebook
Изображение группа "В контакте"
Изображение "Одноклассники"

Матусевич Николай Николаевич (1879-1950)

Сообщение Иван Кукушкин » 25 Июль 2008 16:27

Изображение

Фотография на форуме альманаха
"Кортик", ориентировочно - 1943 года
Матусевич Николай Николаевич :

Дата рождения: 1879
Дата смерти: 1950


Инженер-вице-адмирал, советский гидрограф-геодезист, исследователь Арктики, профессор, доктор физико-математических наук, заслуженный деятель науки и техники, вице-президент Географического общества Союза ССР. Окончив Морской корпус, плавал в конце XIX — начале XX в. в Черном море и Тихом океане. Окончив затем гидрографическое отделение Морской Академии, участвовал в 1904—05 гг. в русско-японской войне старшим штурманом на крейсере 2 ранга "Терек", присоединившемся к эскадре вице-адмирала Рождественского у о. Мадагаскар. После войны окончил Петербургский университет, снова зачислен во флот и прикомандирован к Пулковской обсерватории для усовершенствования в геодезии и астрономии. В 1911 г. назначен начальником отдельной съемки (позднее преобразованной в экспедицию) Белого моря и с этого времени в течение двадцати лет руководил — главным образом в Белом и Баренцовом морях — гидрографическими работами, особенно широко развернувшимися в советский период.

Организованная им в 1923 г., когда он был начальником Северного гидрографического отряда, метеорологическая станция на Новой Земле, у восточного входа в пролив Маточкин Шар, была в 1924 г. развернута в постоянную полярную геофизическую обсерваторию, в то время самую северную в мире (в программу ее работ были включены и гидрологические наблюдения). Из обширных работ, в которых он принимал личное участие, выделяются -систематические детальные гидрографические исследования Мурманского побережья и особенно Белого моря, в частности — исследования течений в Горле Белого моря. Всего за свою службу на флоте Н. Н. Матусевич прошел около 160 тыс. морских миль.


По данным: http://www.shiphistory.navy.ru
Спасём нашу «Арктику»! arktika.polarpost.ru
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11645
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Матусевич Николай Николаевич (1879-1950)

Сообщение Иван Кукушкин » 25 Июль 2008 18:08

alexandr :

10 апреля 1879 — 27 мая 1950.
[ Известия всесоюзного географического общества т. 82, вып.5, 1950 ]
Спасём нашу «Арктику»! arktika.polarpost.ru
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11645
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Матусевич Николай Николаевич (1879-1950)

Сообщение Владимир Вейхман » 11 Ноябрь 2008 21:22

Отряхнув пыль далеких лет

Когда пришла пора выбирать тему дипломной работы, я остановился на названии, понятном лишь немногим посвященным: «Сравнительное вычисление высоты и азимута светила по мореходным таблицам МТ-43 и МТ-53».

Получив от руководителя задание на выполнение работы, отправился искать рекомендованную им литературу.

Первой в списке стояла «Мореходная астрономия» Н.Н. Матусевича.

О Матусевиче я уже кое-что знал из толстой книги «Русские мореплаватели», которую еще на втором курсе купил не без колебаний: ведь она стоила половину моей стипендии, точнее, той ее части, которая оставалась после вычета из нее добровольно-принудительной подписки на очередной заем развития народного хозяйства.

В книге было сказано:

«Николай Николаевич Матусевич (1879 – 1950) – инженер-вице-адмирал, советский гидрограф-геодезист, исследователь Арктики, профессор, доктор физико-математических наук, заслуженный деятель науки и техники, вице-президент Географического общества Союза ССР. Окончив Морской корпус, плавал в конце XIX – начале XX в. в Черном море и Тихом океане. Окончив затем гидрографическое отделение Морской Академии, участвовал в 1904 – 05 гг. в русско-японской войне старшим штурманом на крейсере "Терек", присоединившемся к эскадре вице-адмирала Рожественского у о. Мадагаскар. После войны окончил Петербургский университет, снова зачислен во флот и прикомандирован к Пулковской обсерватории для усовершенствования в геодезии и астрономии. В 1911 г. назначен начальником отдельной съемки (позднее преобразованной в экспедицию) Белого моря и с этого времени в течение двадцати лет руководил – главным образом в Белом и Баренцовом морях — гидрографическими работами… в 1923 г. был начальником Северного гидрографического отряда; метеорологическая станция на Новой Земле, созданная им у восточного входа в пролив Маточкин Шар, была развернута в постоянную полярную геофизическую обсерваторию, в то время самую северную в мире. Из обширных работ, в которых он принимал личное участие, выделяются систематические детальные гидрографические исследования Мурманского побережья и особенно Белого моря, в частности – исследования течений в Горле Белого моря. Всего за свою службу на флоте Н.Н. Матусевич прошел около 160 тыс. морских миль».

«Странно, – удивился я, перечитывая эту короткую справку. – Здесь даже не упомянуто, о чем говорил кто-то из преподавателей, – что Николай Николаевич многие годы преподавал в Ленинградском университете, в гидрографическом институте – предшественнике нашего училища, в военно-морской академии, где и получил адмиральское звание, а в конце жизни возглавлял кафедру у нас, в Высшем арктическом морском училище имени адмирала Макарова. Не зря же в кабинете астрономии висит его большой портрет».

Изображение

Н.Н. Матусевич

Художник изобразил профессора в адмиральской форме, старательно выписав на погонах по две больших звезды и поперечный зигзаг, который тогда полагался для офицеров в отставке. Привлекало благородство интеллигентного лица, высокий чистый лоб, взгляд через крупные очки, обращенный на удерживаемый в руке звездный глобус, и ироничная улыбка, значение которой я разгадал не сразу. По-видимому, художник попросил адмирала взять устаревшую модель глобуса, которая смотрелась более выигрышно. Современный же глобус, который является составной частью штурманского вооружения любого морского судна, снабжен нехитрым приспособлением для отыскания положения светила относительно горизонта. Это приспособление состоит из латунного кольца и двух полуколец, перпендикулярных по отношению к кольцу и друг к другу, так что получается конструкция, как бы изображающая каркас шапки Мономаха. Вряд ли и тогда, и вплоть до наших дней, и в будущем найдется курсант, который при изучении звездного глобуса не примерил бы эту «корону» на свою голову. Наверное, эту неписаную традицию вспоминал Николай Николаевич, позируя художнику в заданной позе с глобусом в руке.

В библиотеке мне уважительно вручили увесистую книгу, напечатанную на пожелтевшей бумаге, напоминающей оберточную. Я невольно взглянул на номер последней страницы – ого, там стояло число 779! Место и год издания – Петроград, 1922-й. Вспомнилось прочитанное где-то: «Год большого голода, холода, разрухи во всем». И в этой разрухе выходит солиднейший труд Николая Матусевича, предназначенный не столько для современников (какой тогда флот был у истерзанной гражданской войной страны?), сколько для будущих поколений капитанов и штурманов.

Я спрашиваю: «А какие еще книги Матусевича есть в библиотеке?». Мне приносят справочник штурмана по математике; первый выпуск, изданный в 1948 году, включает формулы элементарной и высшей математики, а второй, вышедший посмертно, в 1951 году, – формулы практической математики, в том числе теорию ошибок и приближенные вычисления – как раз то, что мне нужно для дипломной работы. Но это еще не всё. Мне подают свеженькое, еще, казалось бы, пахнущее типографской краской издание – «Основы мореходной астрономии» Н.Н. Матусевича!

В предисловии читаю, что Николай Николаевич работал над новой книгой по мореходной астрономии для готовившегося к изданию «Курса кораблевождения», но успел написать вчерне только первую часть. Профессор Артемий Павлович Ющенко, возглавляющий нашу кафедру судовождения, собрал и отредактировал подготовленные Н.Н. Матусевичем материалы, равно как и завершил подготовку к изданию второго выпуска «Справочника штурмана по математике».

Следующим в списке значился журнал «Записки по гидрографии», кажется, за 1936-й год. Конечно, в училищной библиотеке его не было, но доброжелательный старичок-заведующий подсказал мне: «А вы обратитесь на кафедру гидрографии, туда передана библиотека профессора Максимова».

Георгий Сергеевич Максимов, скончавшийся в прошлом году, при жизни был училищной достопримечательностью. Пока еще существовали персональные звания Главсевморпути, он носил китель с нашивками, соответствующими званию «генерал-директор второго ранга» – самому высокому из всех преподавателей и сотрудников училища. Профессор, похожий на грузного моржа, крохотными шажками семенил вдоль коридора, вызывая почтительный шепот старшекурсников: «Отец русской гидрографии…».

Конечно, у него были основания по праву носить этот негласный титул.

Он был сыном Сергея Васильевича Максимова, известного писателя-этнографа второй половины 19-го века. Почему сын писателя, медика по образованию, решил стать моряком? Может быть, известную роль сыграло то обстоятельство, что отец участвовал в этнографической экспедиции на Север, организованной морским ведомством? Как говорится в биографии писателя, «он побывал на берегах Белого моря, добрался до Ледовитого океана и Печоры. Его статьи, рассказывавшие о жизни и быте северного края, печатались во многих журналах. В 1859 году он выпустил объемистую книгу "Год на Севере", принесшую широкую известность автору. Географическое общество удостоило его золотой медали».

А Георгий Максимов, начавший свой путь на флоте мичманом, служил на кораблях и в гидрографических экспедициях и на Дальнем Востоке, и на Севере, и на Балтике так, что в начале Первой мировой войны за отличие был произведен в полковники корпуса гидрографии и назначен на ответственный пост начальника отдела Главного гидрографического управления. После октября 17-го был директором учреждения со странно звучащим для современного уха названием Убекобалт – Управление по обеспечению безопасности кораблевождения на Балтийском море. Уже работая в Высшем арктическом морском училище, Максимов закрепил свой многолетний опыт и профессиональные воззрения в трудах «Гидрография как наука» и «Морская опись».

К тому времени, когда я мог видеть Георгия Максимовича, он, доктор технических наук, заслуженный деятель науки и техники, уже не читал лекций, а только консультировал аспирантов, приобщая их к высотам своей науки.

В библиотеке, завещанной им кафедре, которую он возглавлял много лет, я быстро нашел нужный номер журнала. Искомая статья была подписана двумя фамилиями: Прейпич и Мусселиус. «Интересно, – подумал я, – кто же эти люди со столь необычными фамилиями?».

Ответ на заданный самому себе вопрос я получил только через много-много лет.

Максимилиан Максимилианович Мусселиус происходил из служивой дворянской семьи, предки которой были выходцами из Швеции. Получив прекрасное образование в Царскосельской гимназии и Санкт-Петербургском университете, астроном-геодезист участвовал в экспедициях на севере Сибири, служил в царской, а потом в Красной армии, в промежутке между этими армиями успел поработать астрономом в обсерватории Казанского университета, а в 1920-м году был переведен в Убекобалт, где линия его жизненного пути пересеклась с линией Георгия сергеевича Максимова. Так Мусселиус стал «воемором» на должности «стапро» (ну и аббревиатуры того времени!) – старшего производителя гидрографических работ. Тогда же он начал работу по вычислению таблиц астрономического ежегодника, необходимых для определения точного местоположения по наблюдениям небесных светил. А с 1925 года Мусселиус работает в Пулковской астрономической обсерватории, где занимается созданием и наладкой установок Службы времени, надзором за ходом часов и передачей сигналов времени.

В этом качестве он не мог не поддерживать постоянный контакт с Николаем Христофоровичем Прейпичем, который с начала 20-х годов вплоть до смерти в 1946 году возглавлял лабораторию времени Главной Палаты мер и весов, преобразованной позже в институт метрологии, и был в стране, так сказать, главным человеком по определению и хранению точного времени.

В 30-е годы Мусселиус читал курс мореходной астрономии в ленинградском военно-морском училище. в этом качестве он не мог пройти мимо проблемы, заинтересовавшей меня двумя десятками лет спустя. В апреле 1936 года он прочитал на преподавательском семинаре доклад «Точность вычислений при решении задач Сомнера», то есть, в сущности, на ту тему, которая стала темой моей дипломной работы. Коллеги Максимилиана Максимилиановича по кафедре отметили, что этот вопрос «неоднократно обсуждался в различных учреждениях, но какого-либо определенного решения нет. В военно-морском училище этот вопрос преподавателями толкуется различно. Необходимо установить определенную точность вычислений, которой необходимо будет руководствоваться. доклад, сделанный преподавателем Мусселиусом, очень ценен по содержанию, дает оригинальное исследование этого вопроса». Мусселиусу было предложено обработать материал и опубликовать о соответствующей литературе.

Вот тогда, по-видимому, Максимилиан Максимилианович и обратился за помощью к Прейпичу, который был не только автором многих изобретений в своей сфере деятельности, но и выдающимся специалистом в области теории ошибок. результатом их сотрудничества стала статья, опубликованная в «Записках по гидрографии».

Судьба Максимилиана Максимилиановича трагична, как судьбы многих выдающихся людей своего времени. Как раз тогда, когда он делал доклад в Военно-морском училище, в недрах НКВД приступили к разработке сценария так называемого «пулковского дела», коснувшегося астрономов, геологов, геофизиков и математиков Ленинграда, Москвы, Киева, Ташкента и других городов. Среди ученых началась волна арестов. Их обвиняли в «участии в фашистской троцкистско-зиновьевской террористической организации». Среди прочих обвинений астрономам вменялось в вину вредительство в форме саботажа наблюдений солнечных затмений.

Осенью 1936 года были арестованы несколько ведущих пулковских астрономов, в том числе ученый секретарь обсерватории. Мусселиус занял его место, но в феврале 1937 года он и сам был арестован. Кого-то из осужденных астрономов приговорили к расстрелу, кто-то умер в тюрьме, а Мусселиус получил 10 лет заключения. Однако в тюрьме он не просидел и года: 17 января 1938 года «тройкой» НКВД он был приговорен к расстрелу с формулировкой «за систематическую контрреволюционную троцкистскую агитацию среди заключенных Вологодской тюрьмы».

Когда я приступал к сбору материалов для дипломной работы, Мусселиус еще не был реабилитирован.

Последней в моем списке рекомендованной литературы значилась недавно защищенная кандидатская диссертация Хурсина. «А кто такой этот Хурсин?» – спросил я своего научного руководителя. «Офицер, преподаватель Калининградского военно-морского училища». Вот как. Значит, нет надежды встретиться с ним лично и проконсультироваться за время, оставшееся до ухода на преддипломную практику. Снова иду в библиотеку. Диссертации на дом не выдаются, с ними можно работать только в читальном зале.

Ого! Ну и понаписал этот Хурсин! Я даже прочесть-то все не успею, не то, чтобы толком разобраться. Однако, несомненно, тема моей дипломной работы вплотную примыкает к теме его диссертации. Собственно говоря, мне надлежит опытным путем проверить, соответствуют ли результаты практических наблюдений и вычислений теоретическим выводам Прейпича, Мусселиуса и, в особенности, Хурсина.

Торопливо переписываю страницы громоздких формул диссертанта, не особенно вдаваясь в их обоснование – время не ждет! Начала-то у всех одни и те же – от Матусевича, а его книги я беру с собой.

Дипломную работу я защищал не в училищной аудитории, а на борту экспедиционного судна, когда то проходило туманным Английским каналом – так моряки обычно называют пролив Ла-Манш. Моя работа, в основном, подтвердила соответствие практике выводов Хурсина, с небольшим уточнением, которое мне удалось обосновать.

Два десятка лет спустя я попал в город Киев, на семинар, посвященный психологическим проблемам коллективной деятельности. В ту пору я занимался проблемами оценки профессиональной готовности моряков, и на семинаре рассчитывал услышать что-нибудь полезное для своей работы. Проглядывая программу, я обратил внимание на знакомую фамилию последнего докладчика – Хурсин. «Надо же, – подумал я, – такая редкая фамилия, никогда после выполнения дипломной работы мне она не встречалась. И инициалы – Л.А. – помнится, у "моего" Хурсина были такие же. Впрочем, каких только совпадений не бывает».

Но червь сомнения продолжал подтачивать мое воображение, и я с нетерпением ждал последнего доклада.

Леонид Александрович (так звали Хурсина) чем-то был похож на сказочный персонаж – Оле-Лукойле или папу Карло, как мы себе обычно их представляем. В отличие от предыдущих докладчиков, он говорил так, как обычно разговаривают с друзьями или родственниками, делясь с ними впечатлениями. Он словно удивлялся сам тому, что хотел донести до слушателей, и сообщал совершенно необычные вещи, имевшие, как мне казалось, отдаленное отношение к теме семинара. Он рассказывал, что рассматривает развитие техники как информационный процесс; что разрабатывает теорию систем общественного и физиологического типа; что ему удалось вывести формулу многообразия Мира (да, да, Мира с большой буквы). С позиций своей теории он доказал, что для полноценного усвоения новой информации необходимо ее воспроизведение 6,44 раза; впрочем, поскольку дробное число раз воспроизвести информацию невозможно, на практике следует использовать семикратное воспроизведение, но не просто талдыча одно и то же, а каждый раз представляя объект с разных сторон и на разном уровне познания. Бурный поток неожиданных сведений смутил слушателей, по преимуществу управленцев, занимающихся на производстве кадровыми вопросами; ничего не понимая, они из вежливости делали вид, что внимательно слушают.

В перерыве я подошел к Леониду Александровичу. Как он был обрадован тем, что нашелся человек, помнящий его труды прежних лет! Капитан 1 ранга Хурсин давно демобилизовался, вернулся в город своего детства и здесь, оставив в прошлом мореходную астрономию, занялся новомодными науками – теорией информации, общей теорией систем и новой, им самим созданной наукой – соционикой. Я, признаться, подумал, не отдают ли исследования моего собеседника шарлатанством, но он поспешил подарить мне свои брошюрки, изданные солидным институтом, и оттиски статей, опубликованных в серьезных Трудах Академии наук.

Несколько лет мы неспешно переписывались, поздравляя друг друга с новогодними праздниками; потом, из-за моих переездов, переписка как-то сама собой оборвалась. Но я продолжал следить за сообщениями о новых книгах и научных публикациях Леонида Александровича. Они поражали широтой его научных интересов; вот заголовки некоторых из них: «Об информационном подходе к проблеме моделирования структуры биополя»; «Информационные характеристики фонемных систем»; «Информационная структура общества»; «Закономерности исторического развития общественных систем»…

Научные результаты моей дипломной работы были более чем скромными, да и те пропали втуне: работу из архива кафедры астрономии выкрал мой земляк, учившийся курсом младше, и беззастенчиво передрал ее выводы, не заботясь о доказательной базе. Не помню, какую оценку он получил; кажется «отлично».

А я, благодаря своей дипломной работе, познакомился с замечательными людьми – пусть даже не со всеми лично, и извлек их имена из хартий, отряхнув пыль теперь уже далеких лет.
Владимир Вейхман
 
Сообщения: 14
Зарегистрирован: 24 Октябрь 2008 19:41

Re: Матусевич Николай Николаевич (1879-1950)

Сообщение Иван Кукушкин » 03 Июнь 2009 19:09

Военно – исторический сайт Лихачёва Павела Владимировича.
Посвященный российскому флоту http://li-k.narod.ru/
Cправочные биографические данные в разделе "Персоналии" http://li-k.narod.ru/price11.html


Матусевич Николай Николаевич.
Инженер-Вице-Адмирал
29.03.(с. ст.) 1879 года Николаев-20.02.1950 года Ленинград.

Кавалер орденов: Св. Станислава 2 и 3 ст, Св. Анны 2 и 3 ст., ордена Ленина, Красного знамени, Трудового Красного Знамени

Имеет медали: за поход в Китай в 1900-19001 гг, светло-бронзовую в память войны с Японией в 1904-1905 гг, светло-бронзовую в память 300-летия царствования дома Романовых, светло-бронзовую в память 200-летия Гангутской победы. Темно-бронзовую медаль за поход вокруг Африки. Знак Николаевской Морской Академии, знак об окончании полного курса наук в Морском кадетском корпусе. Знак по штурманской специальности, нагрудный знак в память 300-летнего юбилея Общества Архангельских лоцманов. Медаль ХХ лет РККА, За Победу над Германией, Знак Почетного полярника.

Из Потомственных дворян Херсонской губернии.
Православного вероисповедания.
Воспитывался в Морском Кадетском Корпусе.
Поступил в Морской Кадетский Корпус воспитанником 18 сентября 1892г.
Переведен в младший специальный класс 12 мая 1895 г.
Действительная служба считается с 15 сентября 1895 г.
Произведен в младшие гардемарины 6 сентября 1897 г.
Высочайшим приказом по Морскому ведомству за № 203, произведен по экзамену в Мичманы. 15 сентября 1898 г.
Циркуляром Главного Морского Штаба за №184, зачислен в Сибирский фл. экипаж. 15 сентября 1898 г.
Главный Морской Штаб телеграммой от 30 ноября 1898 г. уведомил , что он переведен в Черноморский флот о чем объявлено приказом Командира Владивостокского порта за №850. 7 декабря 1898 г.
Циркуляром Главного Морского Штаба за №253 зачислен в 32-й фл. экипаж. 10 декабря 1898 г.
Приказом Главного Командира за №325, назначен И.д. ревизора крейсера «Память Меркурия» 30 мая 1899 г.
Приказом Начальника эскадры Тихого океана за №618, назначен в плавание на броненосец «Петропавловск» вахтенным начальником. 11 июня 1900 г.
Назначен вр. командовать 1-ой ротой 4 ноября 1900 г.
Отчислен от командирования 1-ой ротой. 14 ноября 1900 г.
Назначен исполнять обязанности младшего штурмана. 19 декабря 1900 г.
Предоставлено право ношения светло-бронзовой медали За поход в Китай в 1900-01 гг. 28 июня 1901 г.
Циркуляром Главного Морского Штаба за №206, зачислен штатным слушателем в Николаевскую Морскую Академию 5 октября 1902 г.
Высочайшим приказом за №447, произведен в Лейтенанты. 6 декабря 1902 г.
Назначен штурманским офицером на крейсере 2-го ранга «Терек» 14 июня 1904 г.
Циркуляром Главного Морского Штаба за №165 объявлено об окончании курса Академии по 1 разряду, представлении прав и преимуществ означенных в ст. 16 кн. III Св. Морских постановлений изд. 1898г. И в уст. Академии объявлено при приказе по Морск. Ведомству от 24 июня 1896г. За № III и 2 летнее старшинство в чине на основании ст. 17 кн. III Св. Морск. Пос. по продолжению 1901г. и фамилия его занесена на мраморную доску, помещенную в аудитории Академии. 8 июня 1904г.
Циркуляром Главного Морского Штаба за №181, зачислен в штурманские офицеры 1 разряда 1 июля 1904г.
Предоставлено право ношения светло-бронзовой медали в память русско-японской войны в 1904-05гг. 10 февраля 1906г.
Назначен штурманским офицером на крейсер 2 ранга «Память Меркурия» 26 августа 1906г.
Высочайшим приказом по Морскому ведомству за №725/504 уволен в запас флота Капитаном 2-ранга. 13 ноября 1906г.
Предоставлено право ношения темно-бронзовой медали в память плавания 2 Тихоокеанской эскадры в 1904-05 гг. 30 августа 1907г.
Высочайшим приказом по Морскому ведомству за №917/270 определен на службу прежним чином Лейтенанта с переименованием в штабс-капитаны и с производством в Капитаны по Адмиралтейству. 6 июля 1909г.
Циркуляром Главного Морского Штаба за №283/239 зачислен во 2-й Балтийский фл. экипаж с прикомандированием к Главному Гидрографическому Управлению 6 июля 1909г.
Прикомандирован к Главной Николаевской Астрономической Обсерватории в Пулкове для усовершенствования в астрономии и высшей геодезии. 17 июля 1909 г.
Предоставлено право ношения нагрудного знака в память пребывания и окончания полного курса в Морском корпусе /Прик. По Морск. Вед. №104 11 мая 1910г.
Высочайшим приказом по Морскому ведомству за №88, назначен И.д. Начальника отдельной съемки Белого моря. 7 марта 1911г.
Всемилостивейшее пожалован орденом Св. Анны 3ст. 6 декабря 1911г.
Циркуляром Главн. Морск. Штаба за №387, переведен в Кронштадтский фл. полуэкипаж 26 ноября 1912г.
Высочайшим приказом по Морскому ведомству за №43, зачислен в Корпус Гидрографов со званием Гидрографа Геодезиста. 4 февраля 1913г.
Высочайшим приказом по Морскому ведомству за №1181, за отличие по службе произведен в подполковники 14 апреля 1913 г.
Предоставлено право ношения светло-бронзовой медали в память 300-летия Царствования Дома Романовых 21 февраля 1913 г.
Циркуляром Гл. Мор. Шт. за №247, зачислен во 2-й Балтийский фл. экипаж 29 августа 1913г.
Согласно циркуляра Гл. Мор. Шт. от 25 октября за №315, и отношения того же Штаба за №26316 отчислен от 2 балтийского эипажа с причислением к Гл. Гидр. Упр. 19 декабря 1913 г.
Согласно свидетельства за №9538, предоставлено право ношения Высочайше утвержденного нагрудного знака в память 300 летнего юбилея О-ва Архангельских лоцманов имени Царя Михаила Федоровича. 1913 г. декабрь
Приказом Начальника Гл. Гидр. Упр. За №3, назначен заведывающим обучением во временных штурманском офицерском классе на время пребывания последнего в Гельсингфорсе вместо полковника Глазова с 2января по 2 апреля 1915 г.
Приказом по флоту и Морск. Ведом. за №98предоставлено право ношения светло-бронзовой медали в память 200-летия Гангутской победы 28 февраля 1915г.
Всемилостивейше пожалован за отлично-усердную службу и труды вызванные обстоятельствами военного времени орденом Св. Станислава 2ст. 22 марта 1915г.
Приказом Начальника Гл. Гидр. Управления за №399, командирован в г. Архангельск в распоряжение Контр-адмирала Ивановского 29 июня 1915г.
Высочайшим приказом по Флоту и Мор. Вед. За №1451, отдается старшинство в чине с 14 апреля 1915г.
Полковник (10.4.1916).
Исполняющий должность начальника гидрографической экспедиции Белого моря (1917).
Заведующий обучающего штурманского класса соединенных классов по подготовке специалистов флота (1919).
Преподаватель ВМА (1920) и профессор ВМА (1922).
Начальник отделения Северного гидрографического отряда (1923).
Начальник Северной гидрографической экспедиции (1924). На протяжении 20 лет руководит гидрографическими работами в морях Русского Севера.
Организовал (1924) самую северную в мире геофизическую обсерваторию в проливе Маточкин Шар.
В должности капитана дальнего плаванья (1929).
Преподаватель ВМУ (1931) и ВМА (29.12.1931).
Недвижимого имущества не имеет
Женат на кн. Нине Ивановне Долгорукой.
Воспитывал Аллу Михайловну Матусевич (в замуж. Носикову) дочь лейтенанта М.И. Матусевича.

Участвовал в боевых действиях и походах:
Находился в десанте в крепости Таку в 1900г. с июля 21 по 16 сентября
В десанте в Шанхай Герпе для занятий оставленных китайцами фортов в 1900г. с 18 по 19 сентября
В походе в составе 2 эскадры Тихого Океана на крейсере 2 ранга «Терек» в 1905 г. с 1января по 16 июня.

В плаваниях:
С 12 мая по 11 августа 1894г. на блокшиве «Баян» под командой капитана 2 ранга Храбростина по Балтийскому морю. С 1 июня по 31 августа 1896г. на крейсере 1 ранга «Князь Пожарский» под командой капитана 1 ранга Баранова 1-ого по Балтийскому морю. С 12 мая по 9 августа 1897г. на учебном судне «Воин» под командой капитана 2 ранга Егорова 1-ого по Балтийскому морю. В 1898г. с 12 мая по 11 сентября на учебном судне «Верный» под командой капитана 2 ранга Вирена по Балтийскому морю. В 1899г. на крейсере 1 ранга «Память Меркурия» под командой капитана 1 ранга Вишневецкого младшим штурманским офицером и ревизором с 1 мая по 19 июня в учебно-артиллерийском отряде, с 20 июня по 2 июля в отдельном плавни, с 3 июля по 12 сент. В составе судов практической эскадры Черного моря. В 1899г. с 22 ноября по 5 декабря на крейсере 1 ранга «Россия» вахтенным офицером под командой капитана 1 ранга Доможирова. В том же году на броненосце «Сисой Великий» вахтенным офицером под командой капитана 1 ранга Моллас с 6 по 31 декабря. В 1900г. с 1 по 19 января на том же броненосце под той же командой в заграничном плавании. В том же году, на крейсере 2 ранга «Разбойник», под командой капитана 2 ранга Комарова вахтенным офицером в заграничном плавни. В том же году на броненосце «Петропавловск» под командой капитана 1 ранга Греве вахтенным начальником с 9 июля по 31 декабря в заграничном плавании. В 1901г. на том же броненосце под той же командой в той же должности и в том же плавании с 1 января по 7 мая. В 1901 г. на миноносце №205 в отряде миноносцев в заграничном учебном плавании вахтенным начальником под командой лейтенанта Виноградского. В том же г. на броненосце «Петропавловск» и.д. ревизора в заграничном плавании под командой капитана 1 ранга Греве с 8 июля по 31 декабря.

В 1902 году на том же броненосце в той же должности под командой капитанов 1 ранга Греве и Яковлева во внутреннем и заграничном плавании с 1 января по 30 июня. В том же году на том же броненосце под командой капитана 1 ранга Яковлева и.д. ревизора с 1 по 6 июля. В 1904г. на транспорте «Терек» под командой капитана 2 ранга Панферова старшим штурманским офицером в вооруженном резерве под флагом добровольного флота с 15 июня по 14 июля. В 1904г. на крейсере 2 ранга «Терек» под командой капитана 2 ранга Панферова штурманским офицером с 14 июля по 31 декабря. В 1905г. на том же крейсере под той же командой и в той же должности с 1 января по 1 июля. В том же году на транспорте «Терек» под командой капитана 2 ранга Панферова штурманским офицером с 1июля по 31 декабря включительно в заграничном плавании. В 1906г. с 1 января по 1 июля на транспорте «Терек» под командой капитана 2 ранга Панферова старшим штурманским офицером. В том же году с 26 августа по 30 сентября на крейсере 2 ранга «Память Меркурия» штурманским офицером. В том же году с 1 по 25 октября на том же крейсере в вооруженном резерве. В 1910г. с 27 мая по 28 июля на транспорте «Описной» во внутреннем плавни. В 1911г. с 20 марта по 12 мая на транспорте «Океан» в заграничном плавании со слушателями штурманского класса в качестве инструктора. В том же году с 12 мая по 16 сентября на транспорте «Мурман» и.д. начальника отдельной съемки Белого моря/Пр. по эк. 1911г. №1797. В 1912г. с 6 марта по 9 мая на транспорте «Океан» в заграничном плавании преподавателем штурманского офицерского класса. В том же году с 10 мая по 19 сент. На портовом судне «Лейтенант Овцын» и.д. начальника отдельной съемки Белого моря во внутреннем плавании. В 1913 г. с 8 марта по 27 апреля на транспорте «Океан» в заграничном плавании заведующим штурманским офицерским классом. В том же году с 28 апреля по 19 сентября на портовом судне «Лейтенант Овцын» и.д. начальника отдельной съемки Балтийского моря. В 1914г. с 1 марта по 1 мая на броненосном крейсере «Россия» преподавателем штурманского класса в заграничном плавании. В том же году с 2 мая по 11 июля в составе отдельной съемки Белаго моря во внутреннем плавании Начальником съемки. В том же году с 11 июля по 2 августа на портовом судне «Лейтенант Овцын» Начальником отдельной съемки Белого моря во внутреннем плавании. В 1915г. с 6 января по 11 апреля на транспорте «Русь» под командой капитана 1 ранга Григорьева заведующим штурманским классом во внутреннем плавании. С 1924 г. по 1931г. на различных судах Северной гидрографической экспедиции начальником. Постановлением № 946 СНК СССР генерал-лейтенант береговой службы 4.06.1940г. Инженер-вице-адмирал 22.02.1944

Ученые звания и степени: Заслуженный деятель науки и техники РСФСР, доктор физико-математических наук, профессор, гидрограф-геодезист. Вице-президент Географического общества СССР. Автор научных трудов и статей по гидрографии, математике и астрономии в частности курса «Мореходной астрономии»

Его именем названы: Ледник Матусевича в Антарктиде, Фьорд и река на острове Октябрьской революции (сейчас Северная земля), гидрографическое судно «Николай Матусевич»
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11645
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Матусевич Николай Николаевич (1879-1950)

Сообщение Иван Кукушкин » 04 Июнь 2009 01:04

В. М. Лурье, Адмиралы и генералы Военно-Морского флота СССР в период Великой Отечественной и советско-японской войн (1941-1945), СПб.: Русско-балтийский информационный центр БЛИЦ, 2001. - 280 с. ISBN 5-86789-102-Х

Матусевич Николай Николаевич [29.3(10.4).1879, г. Николаев, Украина — 27.5.1950, Ленинград], сов. ученый гидрограф-геодезист, исследователь Арктики. Русский; инженер-вице-адмирал (22.2.1944); заслуж. деятель науки и техники РСФСР (1944); доктор астрономии и геодезии (1935), профессор (1927); в ВМФ с 1918; беспартийный. Окончил Мор. кадетский корпус (9.1892-9.1898), гидрография, отдел Мор. акад. с отличием (10.1902-6.1904), физико-математич. факультет С.-Петербургского унта (1906-1909), Курсы по астрономии и выс. геодезии в Пулковской обсерватории (1909-1911).

В службе с 1895. С 1899 на Тихоокеанской эскадре, плавал на кораблях «Россия», «Сисой Великий», «Разбойник», «Петропавловск». Летом 1900 направлен в береговой десант с ротой команды ЭБР «Петропавловск» сначала в Таку, потом в Шанхай-Гуань (Китай). В течение трех лет на кораблях эскадры занимал должности: вахтенный офицер, мл. штурман, вахтенный нач-к и ревизор. Штурман ВКР «Терек». Участник русско-япон. войны, в т.ч. Цусимского сражения (1905). В запасе (10.1907-1909). После окончания унта снова зачислен во флот в июле 1909 и прикомандирован к Пулковской обсерватории. Зав. штурманским офицерским классом (12.1909-12.1917). С марта 1911 нач-к Отдельной съемки (позднее преобразованной в экспедицию) Белого моря. Генерал-майор корпуса гидрографов (17.10.1917). Уволен со службы на флоте в дек. 1917.

В течение 20 лет (1911-1931) руководил, гл. образом в Белом и Баренцевом морях гидрографич. работами. Нач-к Сев. гидрографич. экспедиции на базе Сев. гидрографич. отряда (4.1923-5.1924) и гидрографич. отряда УБЕКО на Севере, которая была затем развернута в постоянную полярную геофизич. обсерваторию, в то время самую северную в мире (5.1924-12.1931). Одновременно на преподавательской работе в Штурманском офицерском классе (1911-1918), заведующий штурманским классом и преподаватель Соединенных классов УВМС РККЛ (9.1918-6.1923), преподаватель (6.1920-2.1929;1.1932-7.1935), гл. руководитель(2.1922-

12.1924), ст. руководитель (12.1924-5.1925), нач-к кафедры гидрографии (7.1935-5.1945), нач-к кафедры кораблевождения (9.1943-9.1945) Военно-мор. акад. им. К. Е. Ворошилова, ВМАКВ им. А. Н. Крылова (9.1945-7.1947). Одновременно преподаватель в Военно-мор. гидрографич. уч-ще (1920-1924). С июля 1947 в отставке.

М. принимал личное участие в систематическом детальном исследовании Мурманского побережья Кольского п-ова, Баренцева и Белого морей, в частности, течений в Горле Белого моря.

Результаты произведенных под руководством М. гидрографич. работ послужили основой для создания новейших навигационных карт Белого и Баренцева морей, многие из которых были составлены под непосредственным его наблюдением, в избранных им масштабах и нарезке. М. занимался также вопросами математич. картографии, выпустил курс лекций по теории картографич. проекций. Широкое практическое использование нашли его курсы мореходной астрономии. Им опубликованы статьи по астрономии по темам: анализ способов вычисления счислимой высоты и азимута, исследование способа Певцова, точности определения высот в море и др.; определены основные астрономич. пункты в Архангельске и в Кандалакше, около 30 пунктов на побережье Белого моря; ему принадлежит приоритет в использовании радиосигналов для вывода долгот. В области геодезии М. уделил много внимания теории и практике вычисления географич. и прямоугольных координат, был одним из инициаторов введения в СССР единой системы гос. прямоугольных координат, по поручению Геодезич. совещания при Госплане СССР он составил руководство и таблицы точного их вычисления. Им составлены также оригинальные таблицы для нанесения километровых линий на мор. карты.

Действительный член Географич. общества с 1912, вице-президент Географич. общества СССР с 1947; капитан дальнего плавания с дипломом № 3 (1929); почетный полярник СССР. Именем М. названы залив и п-ов в Карском море (1910), фьорд в море Лаптевых (1912), бухта в Карском море (1925), залив в Баренцевом море (1953), ледник на Земле Виктория в Антарктиде (1958), гид­рографич. исследовательское судно ВМФ.

С июля 1947 в отставке.

Инженер-флагман 1 ранга (22.12.1939); генерал-лейтенант береговой сл. (4.6.1940).

Награды России: орд. Св. Владимира 3 ст. с мечами (1916), Св. Анны 2 ст., Св. Станислава 2 ст. (1915), Св. Анны 3 ст. (1911), Св. Станислава 3 ст. (1910); награды СССР: орд. Ленина (1945), Красного Знамени (1944), Трудового Красного Знамени (1944), медали.

Похоронен на Литераторских мостках Волковского православного кладбища.

Некролог: Красный флот. 7.6.1950.

Соч.: Мореходная астрономия. Пг., 1922; Прямоугольные координаты и их применение в гидрографии, картографии и навигации. Л., 1934; Лекции по гидрографии. Л., 1943; Лекции по астрономии. Л., 1946;Справочник штурмана по математике. Вып. 1. Л., 1948; Основы мореходной астрономии. Л. 1956 и др. изд.

Лит.: Николай Николаевич Матусевич // Известия Всесоюзного географического общества. Т. 82. Вып. 5. 1950; Морской флот. 1964. № 11. С. 41; Военно-морская академия. Краткая история. Изд. 2-е, испр. и доп. Л., 1991. См. им. указ.; Боевая летопись Военно-Морского Флота, 1917-1941. М., 1993. См. им. указ.; Российские имена на карте Мирового океана. Справочно-энциклопедическое изд. / Автор-составитель Золотарев В. А. М., 1994. С. 280; Российская наука — Военно-Морскому Флоту / Под общей ред. акад. А. А. Саркисова. М., 1997. С. 69.

Архивы: ЦВМА, личные дела № 50092, 50093; ф. 3, оп. 1, д. 823, л. 322. РГА ВМФ, ф. р-351, оп. 1, д. 1790, л. 296-308; ф. р-352, оп. 3, д. 27, л. 59; оп. 5, д. 15, л. 25; ф. р-739; 2215; ф. р-2219, оп. 1, д. 58, л. 2.
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11645
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Re: Матусевич Николай Николаевич (1879-1950)

Сообщение Иван Кукушкин » 04 Июнь 2009 01:17

Перепост с форума альманаха "Кортик"
http://kortic.borda.ru/?1-10-150-00000077-000-0-0#000

 OjroP1CMNQ.jpg
velbot-067: Выпуск Временного Штурманского офицерского класса, март 1917 г. Гельсингфорс, транспорт «Митава»
Слева направо: нижний ряд –четвертый – П.А. Домогаров, шестой – М.В. Викторов, седьмой – Ю.В. Шельтинга
второй ряд: - пятый – зав. компасной частью ГГУ – П.Я. Павлинов, шестой – заведующий Классом Н.Н. Матусевич
третий ряд: - пятый – А.И. Берг, шестой – А.П. Белобров, восьмой – А.И. Соколов
Нашел в электронном виде книжку-брошюру (не знаю точно) которая называется "Штурманский офицерский класс ВМФ России. История создания и развития" - издание Высших специальных офицерских классов ВМФ, СПб, 2004 г. Думаю для внутреннего пользования. Фото размещено на странице 16.
Вот что сказано об офицерах на фотографии:

Занятия с 31 офицером третьего военного набора штурманского класса велись с 1 декабря 1916 г до начала марта 1917 г. Их проводили на транспорте «Митава» Н.Н Матусевич и В.А. Любимов – по астрономии; Н.Н. Струйский и В.Я. Павлинов – по девиации; Ю.Ю. Кимбар – по электротехнике и минному оружию; Д.П. Руденский – по навигации и лоции; Б.И. Кудревич – по гирокомпасу Сперри; Н.Н. Зубов ( Зубов Николай Николаевич (1885-1960)) – по тактической навигации.

В последние дни февраля 1917 г. в связи с революционными событиями занятия в Классе по распоряжению командующего флотом были прерваны. Экзаменационная комиссия в составе 25 флотских специалистов в течение марта провела выпускные экзамены. Выпускники Класса были назначены на штатные вакансии штурманов или остались на прежних должностях. В дальнейшем циркуляром Главного Морского штаба все бывшие слушатели Штурманского класса были зачислены по экзамену в штурманские офицеры 2-го разряда.
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11645
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Re: Матусевич Николай Николаевич (1879-1950)

Сообщение Иван Кукушкин » 04 Июнь 2009 01:35

Перепост с форума альманаха "Кортик":
http://kortic.borda.ru/?1-1-0-00000010-000-0-0#000

опубликовал aden13: Ну что, подарок всем нам от издателей... Благодаря Dmitry_N могу всем вам предложить фото выпуска 1898 года.

 223ae1b59e11.jpg
 3c5d9bdd117e.jpg
Список по номерам. Первый столбец - фото № 1, соответственно второй столбец - фото № 2.

1. 1. Дунин-Барковский Михаил Иосифович
2. 2. Беренс Михаил Андреевич
3. 3. Унковский Константин Александрович
4. 4. Новосильцев Алексей Николаевич
5. 5. Вырубов Петр Александрович
6. 6. барон фон-дер Остен-Сакен Лев Эрнестович.
7. 10. фон-Глазенап Павел Александрович
8. 13. Развозов Александр Владимирович
9. 11. Модзалевский Всеволод Львович
10. 7. Жданов Борис Константинович
11. 14. Коптев Сергей Дмитриевич
12. 34. Вавилов Павел Михайлович
13. 31. Старк Георгий (Юрий) Карлович
14. 15. Гертнер Константин Павлович
15. 31. Огарев Сергей Петрович
16. 16. Вальронд Ростислав Константинович
17. 17. Саблин Николай Павлович
18. 32. барон Косинский Алексей Михайлович
19. 22. Ден Николай Владимирович
20. 42. Зеленой Семен Ильич
21. 38. Вечеслов Николай Степанович
22. 25. Головин Виктор Иванович
23. 9. Проффен Роман
24. 50. Шутов Павел Константинович
25. 8. Линден Петр Вильгельмович
26. 48. Пелль Николай Николаевич
27. 29. Браше Николай Николаевич
28. 9. Матусевич Николай Николаевич
29. 27. Сахновский Лев Николаевич
30. 28. Любимов Сергей Яковлевич
31. 7. Гадд Юлий Оттович
32. 24. Шереметев Сергей Владимирович
33. 40. Загуляев Валерий Тимофеевич
34. 41. Бардуков Сергей Яковлевич
35. 45. Малеев Ермий Александрович
36.43. Щербачев Петр Николаевич
37.26. Азарьев Николай Николаевич
38. 12. Жерве Борис Борисович
39. 21. Воткенау Владимир Федорович
40. 35. Ульянов Владимир Федорович
41. 19. Зотов Александр Петрович
42. 37. Афонасьев Владимир Юрьевич
43. 20. Минин Александр Николаевич
44. 36. Ломан Вадим Владимирович
45. 18. Ризнич Иван Иванович
46. 47. Свечин Александр Алексеевич
47. 44. Липхард Илья Оскарович
48. 39. фон-Рененкампф Николай Романович
49. 49. Ленин Анатолий Васильевич
50. 23. Желтухин Николай Федорович
51. 24. Сиденснер Владимир Александрович
52. 53. Пущин Леонид Модестович
53. 53. Зеленой Александр Иванович

Фото взяты из книги Г.К. Старк "Моя жизнь", изданной в СПб в 2003 году

Выдержка из приказа о призводстве в мичманы:

№ 203. ЛИВАДИЯ, 15-ГО СЕНТЯБРЯ 1898 ГОДА.
ПРОИЗВОДЯТСЯ, по экзамену, в мичманы: гардемарины Морского кадетского корпуса и юнкера флота:

фельдфебели:
Михаил Дунин-Барковский,
Михаил Беренс и
Константин Унковский;
унтер-офицер
Алексей Новосильцов;
фельдфебели:
Петр Вырубов и
барон Лев фон-дер Остен-Сакен;
унтер-офицеры:
Борис Жданов и
Петр Линден;
Гардемарин
Николай Матусевич;

Фельдфебель
Павел фон Глазенап;
унтер-офицеры:
Всеволод Модзалевский,
Борис Жерве,
Александр Развозов,
Петр Любимов,
Сергей Коптев
Константин Гертнер;
гардемарины:
Ростислав Вальронд
Николай Саблин;
унтер-офицер
Иван Ризнич;
гардемарин
Александр Зотов;
унтер-офицеры:
Александр Минин
Владимир Волькенау;
Гардемарины
Николай Ден и
Николой Желтухин;
унтер-офицеры:
Сергей Шереметев
граф Виктор Головина;
гардемарины:
Николай Азарьев
Лев Сахновский;
унтер-офицер
Сергей Любимов;
гардемарины:
Николай Браше
Павел Шутов,
унтер-офицеры:
Роман Проффен
Георгий Старк;
Гардемарин
барон Алексей Косинский;
унтер-офицеры:
Сергей Огарев
Павел Вавилов;
гардемарины:
Владимир Ульянов
Вадим Ломан;
унтер-офицер
Владимир Афонасьев;
гардемарины:
Николай Вечеслов
Николай фон Ренненкампф;
унтер-офицер
Валериан Загуляев;
гардемарины:
Сергей Бардуков,
Евгений Гадд,
Симеон Зеленой,
Петр Щербачев
Илья фон Липхарт;
унтер-офицер
Ермий Маллеев;
Юнкер
Владимир фон Берг;
гардемарины:
Алексей Свечин,
Николай Пелль и
Анатолий Ленин и
Юнкер
Алексей Юрковский



Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11645
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Штурманский офицерский класс в годы 1-й Мировой войны

Сообщение Иван Кукушкин » 04 Июнь 2009 01:45

Публиковалось на форуме альманаха "Кортик"
http://kortic.borda.ru/?1-15-30-00000025-000-0-0#000
Разместил Автроилъ:

Штурманский офицерский класс в годы 1-й Мировой войны

В 1914 г., в связи с началом 1-й Мировой войны, прием во Временный Штурманский офицерский класс не производился. 24 декабря 1914 г. командующий морскими силами Балтийского моря Н.О. Эссен обращается к Морскому Министру и начальнику ГГУ с просьбой об открытии в Гельсингфорсе Штурманского офицерского класса.

С получением разрешения штаб Балтийского флота и флагманский штурман штаба А.Н. Сполатбог организовали подбор слушателей и подготовку к развертыванию класса. Занятия в нем начались 7 января 1915 г. Заведующим классом был назначен Н.Н. Матусевич, а его помощником - флагманский штурман 2-й минной дивизии ст. лейтенант Е.К. Емельянов.

Всего в класс с освобождением от судовых обязанностей было принято 19 слушателей. Занятия с первым военным набором слушателей проводились с 7 января по 26 марта 1915 г. Учебный план включал 7 дисциплин: астрономию, навигацию, девиацию, тактику, электротехнику, радиотелеграф и теорию корабля. В процессе обучения были добавлены тактическая навигация, метеорология и курс электромагнитных компасов.

Преподавателями класса были флагманские штурмана соединений Балтийского флота Б.В. Муромцев, Д.П. Руденский, И.И. Лодыженский, В.В. Лютер. Выпускные экзамены с 26 марта по 4 апреля 1915 г. принимала комиссия, назначенная приказом командующего Балтийским флотом. По результатам экзаменов 9 слушателей были зачислены в штурманские офицеры 2-го разряда. Пятеро офицеров допускались к исполнению штурманских обязанностей с предоставлением им права на зачисление в разряд не ранее, чем через 6 месяцев. Остальные 5 слушателей пересдали экзамены в 1916 г.

Продолжительность занятий со следующим набором слушателей штурманского класса (21 офицер) была увеличена на 3 недели. Они продолжались с 15 декабря 1915 г. по 25 марта 1916 г.

По результатам экзаменов в штурманские офицеры 2 разряда были зачислены только пять слушателей. Еще 14 слушателей были допущены к исполнению штурманских обязанностей с предоставлением права зачисления в разряд после получения достаточной практики в исполнении штурманских обязанностей на корабле.

Экзаменационная комиссия указала на необходимость проведения учебного плавания под руководством опытных инструкторов, технического оснащения класса, увеличения числа практических занятий по девиации, ознакомления слушателей с театром войны, военно-статистическим обзором наших морей, стратегическими ФВК. Кроме этого было предложено увеличить число практических занятий по тактике и тактической навигации, так как «…общие сведения слушателей по ним оказались ниже среднего, а эти предметы имеют в настоящее время особое значение».

Занятия с 31 офицером третьего военного набора штурманского класса велись с 1 декабря 1916 г до начала марта 1917 г. Их проводили на транспорте «Митава» Н.Н Матусевич и В.А. Любимов – по астрономии; Н.Н. Струйский и В.Я. Павлинов – по девиации; Ю.Ю. Кимбар – по электротехнике и минному оружию; Д.П. Руденский – по навигации и лоции; Б.И. Кудревич – по гирокомпасу Сперри; Н.Н. Зубов – по тактической навигации.

В последние дни февраля 1917 г. в связи с революционными событиями занятия в Классе по распоряжению командующего флотом были прерваны. Экзаменационная комиссия в составе 25 флотских специалистов в течение марта провела выпускные экзамены. Выпускники Класса были назначены на штатные вакансии штурманов или остались на прежних должностях. В дальнейшем циркуляром Главного Морского штаба все бывшие слушатели Штурманского класса были зачислены по экзамену в штурманские офицеры 2-го разряда.

Занятия с последним набором Временного Штурманского офицерского класса проводились с 1 декабря 1917 по апрель 1918 г. В начале учебного года их посещали 30 слушателей, но вскоре почти половина из них прекратили учебу. В апреле слушателям были выданы удостоверения об окончании Класса, подписанные заведующим Классом Н.Н. Матусевичем и флагманским штурманом флота Н.Н. Крыжановским.

За четыре военных выпуска класс подготовил около 80 квалифицированных специалистов, из которых выросла плеяда видных командиров и штурманов ВМФ СССР.

В числе выпускников Штурманского офицерского класса 1915 - 1918 гг. были: А.И. Берг, в будущем инженер-адмирал, академик; М.В. Викторов – в 1937-1938 гг. начальник Морских Сил СССР; Ю.Ф. Ралль, начальник штаба Балтийского флота в 1941–1943 гг., вице-адмирал; А.П. Белобров, доктор технических наук, профессор; К.А. Мигаловский, флагманский штурман ВМФ СССР в 1926 – 1938 гг.; К.С. Ухов и Д.П. Малинин, флагманские штурмана Балтийского флота; П.А. Домогаров и Ю.В. Шельтинга, известные педагоги и ученые.
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11645
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Матусевич Николай Николаевич (10.04.1879–27.05.1950)

Сообщение Георгий Паруирович » 20 Июнь 2014 14:31

Фото могилы Матусевича Санкт-Петербург, Волковское кладбище, Литераторские мостки, Плитная дорожка http://www.gpavet.narod.ru/Places/photo ... sevich.jpg
Георгий Паруирович
 
Сообщения: 142
Зарегистрирован: 09 Июнь 2014 21:58

Матусевич Николай Николаевич (1879-1950)

Сообщение fisch1 » 28 Апрель 2015 22:29

 01.jpg
 02.jpg
Начальник экспедиции Н.Н.Матусевич и коммисар Е.С.Карпешко с исследователем полярных стран Н.В.Пинегиным

Кадр из киножурнала "Ленинградский Госкинокалендарь" № 14. Ленинград, 1924 .


http://www.prlib.ru/elfapps/mediaplayer ... lang=ru-RU


http://www.prlib.ru/Lib/pages/item.aspx?itemid=25058
fisch1
 
Сообщения: 1897
Зарегистрирован: 13 Ноябрь 2014 19:59

Матусевич Николай Николаевич (1879-1950)

Сообщение ББК-10 » 11 Декабрь 2016 19:38

Орден Трудового Красного Знамени
Матусевич Николай Николаевич 1879 г.р.
Звание: генерал-лейтенант
в РККА с 1918 года
Место службы: мор. ВАк ВМФ им. Ворошилова
№ записи: 50176984

Представление на награждение от 31.03.1944 Президиум ВС СССР
Архив: ЦВМА фонд: 3 опись: 1 ед.хранения: 793
№ записи: 50176741
 178.jpg
 179.jpg
 180.jpg
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 4835
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Матусевич Николай Николаевич (1879-1950)

Сообщение ББК-10 » 11 Декабрь 2016 19:47

Орден Красного Знамени
Матусевич Николай Николаевич 1879 г.р.
Звание: инженер-вице-адмирал
в РККА с 23.02.1918 года
Место службы: мор. ВАк им. К.Е. Ворошилова
№ записи: 50649361

Указ Президиума Верховного Совета от 03.11.1944
Архив: ЦВМА фонд: 3 опись: 1 ед.хранения: 776
№ записи: 50649036
 1.jpg
 13.jpg
 69.jpg
 650.jpg
 651.jpg
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 4835
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Матусевич Николай Николаевич (1879-1950)

Сообщение ББК-10 » 11 Декабрь 2016 19:52

Орден Ленина
Матусевич Николай Николаевич 1879г.р.
Звание: инженер-вице-адмирал
в РККА с 07.11.1917 года
Место службы: мор. ВАк им. К.Е. Ворошилова
№ записи: 50603936

Указ Президиума Верховного Совета от 21.02.1945
Архив: ЦВМА фонд: 3 опись: 1 ед.хранения: 1202
№ записи: 50602920
 1.jpg
 40.jpg
 70.jpg
 273.jpg
 274.jpg
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 4835
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Матусевич Николай Николаевич (1879-1950)

Сообщение ББК-10 » 11 Декабрь 2016 19:55

Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.»
Матусевич Николай Николаевич
Звание: инженер-вице-адмирал
Место службы: ВМАк им. К.Е. Ворошилова
№ записи: 1537327965

Акт от 17.10.1945 ВМАк им. К.Е. Ворошилова
Архив: ЦАМО фонд: 3 опись: 1 ед.хранения: 1636
№ записи: 1537327950
 1.jpg
 2.jpg
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 4835
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Матусевич Николай Николаевич (1879-1950)

Сообщение fisch1 » 04 Август 2018 22:19

Бельченко К.Выдающийся исследователь северных морей //Морской флот №11 1964 с.41
 Выдающийся исследователь северных морей .МФ №11 1964.png
fisch1
 
Сообщения: 1897
Зарегистрирован: 13 Ноябрь 2014 19:59


Вернуться в Персоналии



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения