Н-419 (Пе-8) не существовал

Авиатехника, люди, события - специализированные ведомства.
Изображение
31 июля 2012 года исключен из Регистровой книги судов и готовится к утилизации атомный ледокол «Арктика».
Стоимость проекта уничтожения "Арктики" оценивается почти в два миллиарда рублей.
Мы выступаем с немыслимой для любого бюрократа идеей:
потратить эти деньги не на распиливание «Арктики», а на её сохранение в качестве музея.

Мы собираем подписи тех, кто знает «Арктику» и гордится ею.
Мы собираем голоса тех, кто не знает «Арктику», но хочет на ней побывать.
Мы собираем Ваши голоса:
http://arktika.polarpost.ru

Изображение Livejournal
Изображение Twitter
Изображение Facebook
Изображение группа "В контакте"
Изображение "Одноклассники"

Н-419 (Пе-8) не существовал

Сообщение polarpost.ru » 08 Март 2008 08:34

Н-419 (Пе-8) упоминается во многих источниках, однако, проведенные сообществом изыскания показали, что такого самолета не существовало.
Для внесения ясности и удобства пользователей данная страница сохранена.
Большинство описываемых для Н-419 случаев относились к Пе-8 СССР Н-396. Эти сообщения перенесены в соответсвующий раздел с внесением правок. Ряд ссылок на Пе-8 Н-419, не отнесенный к другим самолетам, а так же сообщения по выяснению подлинности информации по этому самолету оставлены на этой странице. Фото "полосатого" Пе-8 остаются пока в этом топике, так как нет четкой идентификации с Н-396, у которого оранжевая ливрея, а у полосатого, вроде, темная. Ясно, что это не Н-419.
Сообщения по зарегистрированым под этим же номером PBN-1 Nomad / KM-2 и По-2, размещены на отдельных страницах.
polarpost.ru
 
Сообщения: 74
Зарегистрирован: 13 Февраль 2008 01:10

Н-419 (Пе-8)

Сообщение Иван Кукушкин » 05 Июнь 2008 06:56

скопировано из "Авиабиблиотеки":

Профиль Н-419, Н-562 и Н-396 Пе-8 ПА ГУСМП:

Изображение

[ Ulrich Unger: «Pe-8. Der sowjetische Fernbomber» Brandenburgisches Verlag, Berlin 1993 ]
Спасём нашу «Арктику»! arktika.polarpost.ru
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11879
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Н-419 (Пе-8)

Сообщение Бабай » 04 Ноябрь 2008 19:47

Это сообщение нужно перенести в С-47, на котором Черевичный летал в ВВЭ "Север" (номер нужно выяснить) или в саму ВВЭ, равно как и прочие сообщения по полетам военной аваиции.
Иван Кукушкин пишет:Фраза "... на самом деле" - сама по себе странная. Исследования в 1948 году проходили обширные ( http://www.polarpost.ru/f/viewtopic.php?id=548 ), вся ВВЭ "Север" работала на ледовых аэродромах. Она сама по себе подразумевает поиск и отметку пригодных ледовых полей.

Это все равно, что про Чкалова сказать "целью экспедиции был перелет в США, но на самом деле проверяли возможность полета через Арктику". :)

Может имеется в виду подбор ледовых аэродромов для военной авиации? По спецзаказу, так сказать.

Например:

На полюсе за рулём автомобиля
Фёдор Александрович БЕЛЯКОВ, шофёр 1-го класса, стаж 45 лет


Разгар первой холодной войны, 1950 год. В планах США - бомбёжка ядерным оружием двадцати индустриальных городов СССР. Наиболее безопасный маршрут налёта - через Северный Ледовитый океан с авиабазы Туле, что расположена на о. Гренландия. Чтобы сорвать эту страшную авантюру, Правительство СССР дало Вооружённым Силам секретное "Задание-70". Выполнение этого задания было возложено в основном на Военно-воздушные силы, в том числе и на нашу часть, где я, Беляков Фёдор Александрович, 1927 г. рождения, проходил 5-й год срочной службы (всего служил 10 лет). В январе 1950 г. с Горьковского автозавода я и ещё один водитель пригнали два автомобиля ГАЗ-67, вездеходы. В мастерских мы их подкрепили, и здесь же к ним были изготовлены ковши-отвалы для чистки снега и шипованая резина.

11 февраля 1950 г. нас, водителей, ночью подняли, привезли в соседнюю часть, где стоял эшелон с закреплёнными на платформе машинами. Нас переодели в одежду для Севера и посадили в вагон-теплушку, оборудованную нарами и буржуйкой. Эшелон тронулся, увозя нас неизвестно куда и зачем.

Кроме нас двоих, был сотрудник, который в отличие от нас знал пароль - "Задание-70" и оберегал от возможных случайностей. Эшелон шёл на восток, не спеша и только ночью, днём стоял где-нибудь в тупике. На большой станции или на каком-нибудь разъезде менялась охрана, причём днём нам выходить запрещалось. Так мы доехали до станции Большой Невер, где, выгрузившись и получив инструкцию, на двух открытых, кроме брезентовой крыши, машинах (двигатели которых были заправлены водой) при 60°С морозе своим ходом поехали в г. Якутск, так же не зная, зачем и с какой целью. Но служба есть служба, здесь вопросов не задают - выполняют приказы. Итак, Якутская трасса (зимняя) - 1200 км: до Алдана - 600 км щебёночное шоссе, от Алдана до Якутска - зимник, где ни одного населённого пункта. И эти 600 км мы проехали за сутки! Остановиться и заглушить двигатели было равнозначно смерти, так что заправлялись из бочки, не глуша двигателей. Приехав в Якутск на аэродром, мы узнали, что нас ждут два самолёта С-47 (Дугласы), на которые мы были погружены со своими машинами, всё ещё не зная, куда летим.

Самолёты совершили посадку в бухте Тикси. Одну машину выгрузили, а меня на другой день с машиной доставили на остров Котельный (Ново-Сибирские острова). Здесь я встретился с офицерами из моей части - подполковником Ткаченко и майором Зеленским, инженерами-аэродромщиками. Выгрузив машину, я переобул её на шипованную резину и, нацепив ковш, вычистил взлётно-посадочную полосу (ВПП) для приёма группировки самолётов ВВС. На другой день на Котельный прилетел самолёт Полярной авиации ЛИ-2. Командир экипажа - знаменитый полярный лётчик Герой Советского Союза И.И. Черевичный, штурман Валентин Иванович Аккуратов (впоследствии флаг-штурман). Этому опытному экипажу было доверено главное: вылетев в дрейфующие льды океана, отыскивать с воздуха подходящее ледяное поле для постройки ВПП и стоянки самолётов. На другой день экипаж Черевичного вылетел в океан. Когда лётчики нашли льдину для аэродрома, они дали свои координаты, и мы втроём, с машиной, погрузив палатку и продовольствие, вылетели к ним на закреплённом за нами самолёте.

Прилетев на выбранную экипажем И.И. Черевичного льдину, я поставил шипованную резину (при погрузке её приходилось снимать из-за опасности проколоть пол самолёта). Перед выгрузкой из самолёта я завёл мотор, который уже был заправлен антифризом. Собрав палатку, офицеры разметили полосу и стоянку, а я, нацепив ковш, стал расчищать первый аэродром в дрейфующих льдах Северного океана. На этих больших льдинах сугробов нет, а есть заструги плотного снега, которые я вычищал для ВПП - длиною до 2 км, шириной 40-60 метров. Чтобы полоса была ровная после расчистки, я тросом цеплял раму, по которой грузили и выгружали в самолёт машину, и разравнивал поле, разбивая комья, что было весьма существенно, так как в группировке все самолёты - от тяжёлых (с десантниками) до истребителей - были на колёсных шасси. Я работал, экипажи самолётов и офицеры ждали, когда я закончу. Обычно на это уходило 2-3 дня. Затем грузили машину в самолёт, и экипаж И.И. Черевичного улетал выбирать новую льдину, а мы ждали их координаты и вылетали к ним. Так, перелетая вслед за Черевичным и вычищая ВПП, мы 12 апреля 1950 г. совершили посадку на Географическом Северном полюсе. Это был мой день рождения. Мне исполнилось 23 года. Вечера нет на полюсе, в это время солнце, не заходящее за горизонт, - на высоте мизинца вытянутой руки.

Когда я окончил работу, оба экипажа и нас трое водителей собрались в большой палатке Черевичного отметить мой день рождения. Поздравляя меня от души, ребята завидовали, а Иван Иванович сказал: "Ты, Фёдор, должен гордиться тем, что свой день рождения отмечаешь на Географическом Северном полюсе и тем более - за рулём автомобиля. Ручаюсь, что ты первый в мире ездил по всем меридианам и успел множество кругосветных путешествий совершить". Вот так моя военная судьба привела меня туда, куда многие мечтали попасть.

Так, перелетая с льдины на льдину впереди группировки, мы готовили ледяное поле для успешного выполнения "Задания-70": перекрыть Северный Ледовитый океан, не допустить самолёты США к нашей территории с авиабаз в Туле (Гренландия) и Анкоридж (Канада). Последнюю ВВП я вычистил на о. Врангеля в начале мая и там же оставил машину. Возвратившись в бухту Тикси, через несколько дней мы вылетели в Москву в свою часть, где я служил ещё 2,5 года срочной службы. Так как это было секретное задание, о нём никто не знал, а проведено оно было блестяще - американцев мы тогда закупорили на их авиабазах!

http://www.russdom.ru/2005/200501i/200501026.html
Бабай
 
Сообщения: 226
Зарегистрирован: 20 Июнь 2008 02:03

Н-419 (Пе-8)

Сообщение Иван Кукушкин » 04 Ноябрь 2008 20:58

Бабай пишет:
Иван Кукушкин пишет:Фраза "... на самом деле" - сама по себе странная. Исследования в 1948 году проходили обширные ( http://www.polarpost.ru/f/viewtopic.php?id=548 ), вся ВВЭ "Север" работала на ледовых аэродромах. Она сама по себе подразумевает поиск и отметку пригодных ледовых полей.

Это все равно, что про Чкалова сказать "целью экспедиции был перелет в США, но на самом деле проверяли возможность полета через Арктику". :)

Может имеется в виду подбор ледовых аэродромов для военной авиации? По спецзаказу, так сказать.

Пример хороший, но этож совсем другое дело :)
Спасём нашу «Арктику»! arktika.polarpost.ru
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11879
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Н-419 (Пе-8)

Сообщение Бабай » 04 Ноябрь 2008 23:58

Еще про посадки военных летчиков на лед в 1948 г.:

http://www.warheroes.ru/hero/hero.asp?hero_id=6310

Боровков Виктор Дмитриевич
28. 3. 1916 - 4. 8. 1995
Герой Советского Союза

Даты указов

1. 06.12.1949 ( медаль № 6616)


Боровков Виктор Дмитриевич - командир авиационной эскадрильи гвардейского истребительного авиационного полка, участник высокоширотной арктической воздушной экспедиции "Север-2", гвардии капитан.

Родился 28 марта 1916 года в городе Шуе ныне Ивановской области в семье рабочего. Русский. Окончил 7 классов, школу фабрично-заводского ученичества по специальности слесарь-инструментальщик. Работал слесарем на фабрике родном городе. В 1936 окончил рабфак энергетического института в городе Иваново, и одновременно Ивановский аэроклуб.

В марте 1936 года Ивановским областным военкоматом был призван в Красную Армию и направлен в авиационное училище. В 1939 году Тамбовское лётное училище гражданского воздушного флота. Получил назначение в город Ташкент, работал пилотом на гражданских авиалиниях в Средней Азии. В 1940 году окончил Конотопскую военную авиационную школу пилотов. Продолжал службу инструктором в Одесском авиационном училище, в одном звене с ним был Борис Глинка.

В первые годы Великой Отечественной войны готовил в лётных школах кадры лётчиков-истребителей. С 1943 года в составе 2-го авиационного полка 1-й перегоночной авиационной дивизии Гражданского Воздушного Флота перегонял по трассе "Алсиб" американские самолеты, поставляемые по ленд-лизу. Член ВКП(б)/КПСС с 1944 года. Двухлетняя работа летчика в трудных условиях Севера отмечена орденами Отечественной войны 1-й степени и Красной Звезды.

После Победы продолжал службу в авиационных частях. Освоил реактивную технику, участвовал в первомайском параде 1946 году. За успехи в обучении молодого поколения летчиков и освоении новой боевой техники награждается вторым орденом Красной Звезды. Весной 1948 года принимал участие в высокоширотной экспедиции "Север-2".

В составе группы из трёх истребителей Ла-11 выполнил перелёт Москва - мыс Шмидта (на Чукотке), через населенный пункты Дальнего Востока, дальностью 8500 километров. Испытывая самолет Ла-11 в условиях Крайнего Севера налетал 50 часов. Впервые в истории авиации на одноместном истребителе летал надо льдами Северного Ледовитого океана, удаляясь от берега на расстояния свыше 12000 км. Дважды выполнял посадки на ледовый аэродром, расположенный на 82 градусе 15 минутах северной широты.

В марте 1949 года гвардии капитан Боровков был представлен к присвоению звания Герой Советского Союза. В наградном листе начальник военной группы высокоширотной арктической воздушной экспедиции "Север-2" гвардии полковник Серебряков отмечал: "Самолет посадочных лыж не имел и посадки производились на колеса. Все это было произведено мастерски, т.к. посадочные площадки были крайне ограничены и заснежены. Условия полета проходили в тяжелых метеорологических условиях Арктики. Для выполнения таких заданий необходимо проявление мужества и отваги".

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 декабря 1949 года за отвагу и мужество, проявленные при выполнении воинского долга, а также за освоение новой военной техники гвардии капитану Боровкову Виктору Дмитриевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (N 6616).

Летчик-истребитель Боровков продолжил службу в военной авиации. В 1950-1951 годах принимал участие в боевых действиях в Корее в составе 28-го гвардейского истребительного авиационного полка 151-го гвардейской истребительной авиационной дивизии. Командир эскадрильи майор Боровков в воздушных боях одержал одну победу. Был награжден двумя орденами Красного Знамени.

В 1958 году полковник Боровков по состоянию здоровья ушел в запас. Работал в системе гражданской обороны, затем военруком в школе. Жил городе Елец Липецкой области. Скончался 4 августа 1995 года.

Награжден орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени, двумя орденами Отечественной войны 1-й степени, тремя орденами Красной Звезды, медалями. Почётный гражданин города Шуя.

Его имя увековечено на стеле шуян - Героев Советского Союза, установленной на воинском мемориале на Троицком кладбище и на мемориале героев-ивановцев в областном центре.
Бабай
 
Сообщения: 226
Зарегистрирован: 20 Июнь 2008 02:03

Н-419 (Пе-8)

Сообщение Иван Кукушкин » 05 Ноябрь 2008 01:33

Бабай пишет:... Впервые в истории авиации на одноместном истребителе летал надо льдами Северного Ледовитого океана, удаляясь от берега на расстояния свыше 12000 км.

Лишний нолик?
Спасём нашу «Арктику»! arktika.polarpost.ru
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11879
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Н-419 (Пе-8)

Сообщение Бабай » 05 Ноябрь 2008 01:37

Иван Кукушкин пишет:
Бабай пишет:... Впервые в истории авиации на одноместном истребителе летал надо льдами Северного Ледовитого океана, удаляясь от берега на расстояния свыше 12000 км.

Лишний нолик?

Наверное.
Бабай
 
Сообщения: 226
Зарегистрирован: 20 Июнь 2008 02:03

Н-419 (Пе-8)

Сообщение Иван Кукушкин » 05 Ноябрь 2008 02:48

Бабай пишет:
Иван Кукушкин пишет:
Бабай пишет:... Впервые в истории авиации на одноместном истребителе летал надо льдами Северного Ледовитого океана, удаляясь от берега на расстояния свыше 12000 км.

Лишний нолик?

Наверное.

А Ла-11 на 1200 может?
Про 2400 (туда-обратно) речь и не ведем, скорее всего садился на лёд и заправлялся от Пе-8 ..
Спасём нашу «Арктику»! arktika.polarpost.ru
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11879
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Н-419 (Пе-8)

Сообщение Бабай » 05 Ноябрь 2008 03:13

Иван Кукушкин пишет:А Ла-11 на 1200 может?

Черт его знает, надо у "самолетчиков" спросить
Бабай
 
Сообщения: 226
Зарегистрирован: 20 Июнь 2008 02:03

Н-419 (Пе-8)

Сообщение Бабай » 05 Ноябрь 2008 04:25

Практическая дальность Ла-11 - 2235 км.

http://www.airwar.ru/enc/fww2/la11.html
Бабай
 
Сообщения: 226
Зарегистрирован: 20 Июнь 2008 02:03

Н-419 (Пе-8)

Сообщение Иван Кукушкин » 05 Ноябрь 2008 04:44

Бабай пишет:Практическая дальность Ла-11 - 2235 км.

http://www.airwar.ru/enc/fww2/la11.html

Получается - с посадками летал, видимо на этот самый упоминаемый 82°15'
Спасём нашу «Арктику»! arktika.polarpost.ru
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11879
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Н-419 (Пе-8)

Сообщение Иван Кукушкин » 05 Ноябрь 2008 04:50

Бабай пишет:... В первые годы Великой Отечественной войны готовил в лётных школах кадры лётчиков-истребителей. С 1943 года в составе 2-го авиационного полка 1-й перегоночной авиационной дивизии Гражданского Воздушного Флота перегонял по трассе "Алсиб" американские самолеты, поставляемые по ленд-лизу. Член ВКП(б)/КПСС с 1944 года. Двухлетняя работа летчика в трудных условиях Севера отмечена орденами Отечественной войны 1-й степени и Красной Звезды.

После Победы продолжал службу в авиационных частях. Освоил реактивную технику, участвовал в первомайском параде 1946 году. За успехи в обучении молодого поколения летчиков и освоении новой боевой техники награждается вторым орденом Красной Звезды. Весной 1948 года принимал участие в высокоширотной экспедиции "Север-2".

В составе группы из трёх истребителей Ла-11 выполнил перелёт Москва - мыс Шмидта (на Чукотке), через населенный пункты Дальнего Востока, дальностью 8500 километров. Испытывая самолет Ла-11 в условиях Крайнего Севера налетал 50 часов. Впервые в истории авиации на одноместном истребителе летал надо льдами Северного Ледовитого океана, удаляясь от берега на расстояния свыше 12000 км. Дважды выполнял посадки на ледовый аэродром, расположенный на 82 градусе 15 минутах северной широты.

Вдруг сообразил, это у нас в 1948-м есть и в приведенной ссылке по Ла-11 тоже упоминается:

Одна из первых экспедиций состоялась в 1948 г. В это время в районе Северного полюса работали несколько научных экспедиций АН СССР. Выло решено совершить перелет группы Ла-11 на одну из льдин, используемых учеными. Возглавлял экспедицию генерал-майор, начальник главного управления Северного морского пути (ГУСМП) А.А.Кузнецов. Обеспечивали экспедицию экипажи самолетов Ли-2 650-го отдельного транспортного авиаполка, Си-47 1-го транспортного авиаполка 2-й авиационной дивизии особого назначения и Ил-12 708-го транспортного авиаполка особого назначения.

Двухмоторный бомбардировщик Ту-6 (модификация Ту-2) в качестве лидера и три Ла-11 осуществляли тренировочные полеты в полярных условиях, базируясь на мысе Шмидта и острове Врангеля. Вначале с острова Врангеля на разведку вылетел бомбардировщик Ту-6, имевший достаточно хорошее навигационное оборудование. Он совершил посадку на льдину в районе Северного полюса (82 градуса 51 минута северной широты и 172 градуса 30 минут восточной долготы). Затем вернулся на "большую землю" и при появлении благоприятной погоды 7 мая 1948 г. три Ла-11 в сопровождении лидера Ту-6 вылетели на льдину, совершив благополучную посадку. 8 мая. выполнив несколько полетов со льдины, они вернулись назад. Позже было еще несколько таких экспедиций в разных районах Заполярья и лишь затем Ла-11 стати регулярно нести вахту по охране наших северных границ.

82°15' и 82°51' - сдается мне, что с учетом "12 000 км" второе правильно и речь идет об одном и том же.
А "бензовоз" был Задкова.
Спасём нашу «Арктику»! arktika.polarpost.ru
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11879
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Н-419 (Пе-8)

Сообщение Д.Линевич » 22 Декабрь 2009 03:25

Позвольте мои 5 копеек.
Самое интересное что каждый полярный Петляков имел уникальную внешность в которой сохранялась его "прежняя" жизнь. Хороший пример: Н-562, в миру 42311, это был стандартный бомбардировщик с моторами Швецова, глядя на его полярный портрет видно что он сохранил свой хвост с плоским верхом. А например Н-396 который определяют как 42511 имеет хвост как у Пе-8 ОН, что выглядит весьма сомнительным, и лично я считаю что это неправильная идентификация. Хвосты вытянутой формы были всего у 4х машин (форкиль не учитывается, его ставили на все полярники и несколько спецсамолетов) у 42612, 42712, 42812 и 42912.

Но самый интересный самолет это Н-419. Мне не попадалось его фото, но анализируя его схемку из книги Унгера, я с уверенностью могу сказать что ее нарисовали с фото, так как в ней есть совершенно точные признаки машины с моторами АМ-35А и носовая часть старого титпа, на которой отрезали погон башни по 0й шпангоут и зашили обтекателем. Слишком детальные подробности для обобщенного рисунка, а значит есть шанс отыскать фото. В таком ключе история бомбера найденного на мусорке и переделанного в полярник воспринимается в новом свете. Так как все другие полярники переделывались под копирку на серийном заводе, этот явный самопал. Нужно помнить что все боевые Пе-8 к концу 45го были списаны и порезаны, уцелели только несколько машин приписанные к другим ведомствам.

В частности, известная фотка ракетоносца для 10х как две капли воды выглядит как полярный самолет:

 polarv.jpg
Известно что Н-395 определяется как 42812, тогда это он и есть, по крайней мере наличие вытянутого хвоста совпадает.

Соответсвенно самое нижнее фото по методу исключения Н-550.
Д.Линевич
 
Сообщения: 2
Зарегистрирован: 01 Январь 1970 03:00

Н-419 (Пе-8)

Сообщение Dobrolet » 22 Декабрь 2009 19:23

Нижнее фото, равно как и верхнее в свое время были определены как Н395 - см. соответствующую ветку.
Н550 остается неуловимым - увы.
Dobrolet
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 1480
Зарегистрирован: 13 Май 2009 15:09

Н-419 (Пе-8)

Сообщение В.Марков » 24 Февраль 2010 08:50

Д.Линевич пишет:Но самый интересный самолет это Н-419. Мне не попадалось его фото, но анализируя его схемку из книги Унгера, я с уверенностью могу сказать что ее нарисовали с фото, так как в ней есть совершенно точные признаки машины с моторами АМ-35А и носовая часть старого титпа, на которой отрезали погон башни по 0й шпангоут и зашили обтекателем. Слишком детальные подробности для обобщенного рисунка, а значит есть шанс отыскать фото. В таком ключе история бомбера найденного на мусорке и переделанного в полярник воспринимается в новом свете. Так как все другие полярники переделывались под копирку на серийном заводе, этот явный самопал. Нужно помнить что все боевые Пе-8 к концу 45го были списаны и порезаны, уцелели только несколько машин приписанные к другим ведомствам.

 Пе-8 Н-419.jpg
В кадрах хроники мельком попался... Думаю, что это именно Н-419(?), бо речь шла об арктических аеродромах. Качество просто отвратительное, но полагаю раз попал на съемку, то скорее всего есть и более подробные кадры...
В.Марков
 
Сообщения: 29
Зарегистрирован: 30 Апрель 2008 11:25
Откуда: Москва

След.

Вернуться в Полярная авиация СССР: "Комсеверопуть" и ГУСМП



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: Majestic-12 [Bot] и гости: 3

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения