Махоткин Василий Михайлович

История высоких широт в биографиях и судьбах.
Изображение
31 июля 2012 года исключен из Регистровой книги судов и готовится к утилизации атомный ледокол «Арктика».
Стоимость проекта уничтожения "Арктики" оценивается почти в два миллиарда рублей.
Мы выступаем с немыслимой для любого бюрократа идеей:
потратить эти деньги не на распиливание «Арктики», а на её сохранение в качестве музея.

Мы собираем подписи тех, кто знает «Арктику» и гордится ею.
Мы собираем голоса тех, кто не знает «Арктику», но хочет на ней побывать.
Мы собираем Ваши голоса:
http://arktika.polarpost.ru

Изображение Livejournal
Изображение Twitter
Изображение Facebook
Изображение группа "В контакте"
Изображение "Одноклассники"

Махоткин Василий Михайлович

Сообщение SVF » 11 Февраль 2009 12:34

«Профессия – летчик»

Так, с гордостью, писал в анкетах Василий Михайлович Махоткин. Он мог бы писать «полярный летчик», потому что через год после окончания летной школы в Севастополе (в 1930-м) стал работать в Главсевморпути. К тому времени, когда строительство Норильска передали НКВД, Махоткин в этих местах считался старожилом и показывал новому начальству с высоты птичьего полета тундру, озера и реки. В том же 1935 году объезжал северные просторы начальник Главсевморпути, в Норильск он летел с Махоткиным. После поездки Отто Юльевич Шмидт рассказывал:

«Полет мой на Норильск был не вполне удачным. Как раз на Стрихнинном ( Ныне — Долгое. — Ред.) озере не удалось сесть. Алексеев ( Анатолий Дмитриевич (1902-1974), участник спасения экспедиции Нобиле и первой воздушной экспедиции на Северный полюс. Герой Советского Союза (1937). — Ред.) там сидел и не взлетел, потому что был ветер и не давал взлететь. Махоткин прилетает и видит, что обстановка неблагополучная. Тем не менее Махоткин рискнул и хорошо сделал. В это время налетает ветер, и самолет моментально скатывается, и я вылетаю из самолета, меня уже схватили и удержали за хлястик. После этого я сел рядом с Махоткиным, мы привязались. Махоткин не привязывался сам и пассажиров не привязывал. В дальнейшем после этого он сажал меня только рядом с собой, и оба мы привязывались. Прекрасный летчик Махоткин, а зачем он себя не привязывает? Зачем бравирует, зачем это нужно делать, это же элементарное правило летной службы...».

Прекрасный летчик Махоткин – в этом мнении все сходились. Но – нелепый поворот судьбы: арест, обвинение в антисоветской агитации, срок – 10 лет исправительно-трудовых лагерей. И когда! Идет Великая Отечественная война, и летное мастерство, десятилетний опыт работы Махоткина в сложнейших условиях могли бы послужить делу победы. Не послужили. Почти на десять лет оторванный от любимого дела, Василий Михайлович поневоле становится норильчанином, бригадиром ремонтной службы дробильного цеха обогатительной фабрики. Освобождение придет только в 1951 ГОЛУ, Реабилитация в 1956-м за отсутствием состава преступления. Уходящий 1989-й — это год 85-летия Василия Михайловича Махоткина, летчика, известного Норильску с «донорильской» поры.


«Заполярная правда», 04.01.96 г.
SVF
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 4482
Зарегистрирован: 23 Июль 2008 20:20

Махоткин Василий Михайлович

Сообщение Kirindas » 11 Февраль 2009 16:15

сын Глеб Васильевич работал в КБ Туполева, наиболее известная его конструкция аэросани амфибия А-3
проживающие в Москве внуки также связали свою жизнь с авиацией
внук пошел работать к Яковлеву, а внучка к Туполеву
Аватара пользователя
Kirindas
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 853
Зарегистрирован: 08 Декабрь 2008 02:24

Махоткин Василий Михайлович

Сообщение [ Леспромхоз ] » 11 Февраль 2009 17:49

Махоткин Василий Михайлович
Выпуск 1931 г.

 b163087bfe16.jpg

--------------------------------------------------------------------------------
Этого человека с нами уже нет...
--------------------------------------------------------------------------------
Личный номер в базе: 6765
Дата рождения: 10.10.1904
Работа:


Комментарий: Стрельникова Наталья
ученица 10 класса ГОУ СОШ № 416 «Школа развития личности имени В.В.Павловой»

http://kacha.ru/php/baza/face.php?id=6765

«От героев былых времён не осталось порой имён…»
(Полярный лётчик В.М. Махоткин.
Вымысел и реальность.)
История нашей школы за сто лет работы оказалась как-то по-особенному связана с исследованием Арктики и Антарктики. Среди выпускников много замечательных людей, так или иначе внесших значительный вклад в освоение полярных районов земного шара. Среди них и Герой Советского Союза (1966г.) адмирал Советского Военно-морского флота Владимир Афанасьевич Касатонов (1910-1989гг.), в 1963 году возглавивший поход атомной подводной лодки К-181 (командир Ю.А.Сысоев), впервые всплывшей точно на Северном полюсе, и заслуженный геолог, почетный гражданин Петергофа, начальник Государственного предприятия «Полярная морская геологоразведочная экспедиция» Владимир Дмитриевич Крюков, который и сегодня ведет огромную работу в Заполярье. Однако в этой работе речь пойдет не о них, а о человеке, чье имя сегодня незаслуженно забыто.

Василий Михайлович Махоткин родился 10 октября 1904 года на самой окраине Петергофского уезда в селе Копорье. Родители: отец – Махоткин Михаил Иванович и мать – Махоткина Мария Еварестовна, вместе с детьми вскоре переехали в Петергоф и обосновались в поселке Заветное неподалеку от станции Старый Петергоф. Вместе с братом Еварестом, который был младше всего на два года, Василий учился в бывшей Петергофской женской гимназии В.В.Павловой, точнее уже в Единой Советской Трудовой школе двух ступеней, ведь именно так называлась школа №416 в 20-х годах прошлого столетия. В то время многие петергофские мальчишки увлекались парусным спортом. Яхт-клуб на Купеческой пристани был для них местом их постоянного пребывания и зимой, когда по гладкому льду Финского залива стремительно носились буера, и летом, когда на широкой водной глади легко скользили белоснежные яхты.

Навыки, полученные в детстве в Петергофском яхт-клубе пригодились Василию Махоткину в Севастопольской школе морских лётчиков. Был в Петергофе и свой аэродром, где ребята могли постоянно наблюдать за мастерством авиаторов.

После окончания школы в 1922 году Василий Махоткин поступил в Ленинградскую военно-теоретическую школу Военно-воздушных сил Красной армии, которую летчики между собой называли просто «теркой».

В 1931 году, закончив Севастопольскую военную летную школу, Махоткин получил удостоверение командира РККА - военного летчика и направление на службу инструктором-летчиком I разряда в Военную школу морских летчиков города Ейска.

Как один из лучших летчиков, Василий Михайлович постоянно выполнял различные задания правительства. В 1933 году принимал участие в решении одной из важнейших народно-хозяйственных и политических задач того времени – проводил аэросев хлопка в недавно вошедших в состав СССР республиках Средней Азии. В это же время Махоткин осуществлял многочисленные дальние перелеты на самолетах транспортной авиации, работал на пассажирских авиалиниях Баку-Тифлис, Баку-Красноводск, Иркутск-Бодайбо, Иркутск-Красноярск, затем на северо-западе СССР, в Карелии.

Уже тогда, по всей вероятности, Василий Михайлович решил связать свою жизнь с Заполярьем. В 1934 году, когда вся страна взволнованно следила за спасением экипажа затертого льдами ледокола «Челюскин», Махоткин добровольно перевелся в полярную авиацию. Сразу после перехода на работу в Заполярье лётчик осуществил 1200 километровый рейс на специально оборудованном для полетов в Арктике гидросамолете «СССР-Н-26» .

Имя Махоткина в 30-е годы не сходило со станиц центральных газет. В июле 1935 корреспондент «Правды» Б.Горбатов информировал читателей: « Сегодня на Диксоне большой праздник. Прилетел первый самолет. Он плавно сел на воду, торжественно открывая воздушную навигацию на Диксон. Самолетом командует старый знакомый диксоновцев летчик Василий Махоткин. Сегодня же Махоткин вылетает на ледовые разведки по заданию ледокола «Ермак», уже вышедшего в Карское море».

В середине 30-х на севере уже шло строительство Норильска, и к тому времени, когда этот важный государственный объект был передан в управление НКВД, В.М. Махоткин в этих местах уже считался старожилом. Вероятно, именно поэтому летом 1935 года известный советский полярник, ученый и государственный деятель, находившийся с 1932 по 1939 год на должности начальника Главного управления северного морского пути, Отто Юльевич Шмидт (1891-1956гг.), совершая облет северных районов Сибири, в Норильск летел с одним из опытнейших летчиков полярной авиации - В.М.Махоткиным, о чём в последствии вспоминал: « Полет мой был не вполне удачным. Как раз на Стрихнином (сейчас оно называется Долгим) озере не удалось сесть. Алексеев ( Анатолий Дмитриевич (1902-1974 гг.), участник спасения экспедиции Нобиле и первой воздушной экспедиции на Северный полюс. Герой Советского Союза(1937г.)) там сидел и не взлетел, потому что ветер был и не давал взлететь. Махоткин прилетает и видит, что обстановка неблагополучная. Тем не менее Махоткин рискнул и хорошо сделал. В это время налетает ветер, и самолет моментально скатывается, и я вылетаю из самолета, меня уже схватили и удержали за хлястик. После этого я сел рядом с Махоткиным, мы привязались. Махоткин сам не привязывался и пассажиров не привязывал. В дальнейшем после этого он сажал меня только рядом с собой, и оба мы привязывались. Прекрасный летчик Махоткин…»

В марте 1936 года Василий Михайлович совершил рекордный перелет на линии Красноярск-Дудинка. За один летный день за 11 с половиной летных часов его самолет покрыл расстояние 2 400 километров по маршруту Красноярск-Дудинка и обратно до Игарки.

В короткие передышки между арктическими экспедициями Махоткин прилетает в город детства – милый, тихий Петергоф, с его тенистыми аллеями, журчанием фонтанов и уютными деревянными постройками, где живет его мать Мария Еварестовна. Сюда к нему частенько приезжают друзья-летчики. Могли ли прославленные авиаторы представить себе, что совсем скоро из прославленного летчика-орденоносца, награжденного орденами Красной звезды и Красного Знамени, их товарищ – легендарный Махоткин, превратится в летчика-зека Норильскстроя.

В 1940 году по ложному доносу Василий Михайлович был осуждён и арестован на 10 лет за антисоветскую пропаганду, только за то, что в частном разговоре хорошо отозвался о самолёте иностранного производства. Все четыре долгих года Великой Отечественной войны один из лучших и опытнейших летчиков страны был лишен возможности не только защищать свою «Великую Родину», во имя которой в 1936 году он совершал свой знаменитый перелет вместе с Михаилом Васильевичем Водопьяновым, но даже и просто летать.

Так он попал в знаменитую ГУЛАГовскую рыбинскую авиационную шарашку, где познакомился с известными учеными, конструкторами, цветом научной и инженерной мысли страны, с грандами отечественного самолетостроения, специалистами высшей квалификации, людьми талантливыми и интересными. О В.М.Махоткине упоминает в своем знаменитом романе «Архипелаг ГУЛАГ» классик современной литературы Александр Исаевич Солженицын.

После Рыбинска он снова попал в Заполярье, даже немного полетал на самолетах геологической службы Норильского комбината, когда его перевели в Таганрогскую шарашку, но все-таки вынужден был оставить авиацию и стал бригадиром ремонтников дробильного цеха комбината и «норильчанином поневоле».

Василий Михайлович Махоткин был освобожден только в 1951 году, после полного отбывания «наказания». В 1956 году краевой суд Красноярского края полностью его реабилитировал «за отсутствием состава преступления». В Норильске о Василии Михайловиче осталась добрая память, его вспоминают и любят до сих пор, как летчика, известного Норильску с «донорильской» поры. Василия Михайловича так или иначе вспоминают практически все полярники, оставившие мемуары о годах героических свершений в Заполярье: и ученые, и моряки, и летчики. Вспоминают о нем и те замечательные люди – цвет советской научной мысли – с которыми он делил тяготы и радости жизни в заключении. О нем пишут не только в документальной прозе, но и в произведениях художественной литературы.

Как поется в известной песне, строки из которой стали заглавием этой работы, от героев былых времен действительно не осталось порой даже имен, но благие дела и поступки, героизм и беззаветное служение Родине не могут исчезнуть бесследно, как не смог исчезнуть с географической карты Земли остров Пилота Махоткина, расположенный в Карском море восточнее острова Таймыр. Он был обнаружен во время полетов 1932 и 1935 гг. полярными летчиками А.Д.Алексеевым и М.И.Козловым. В 1936 году это открытие было подтверждено гидрографическими экспедициями3. Описан впервые и нанесен на карту остров был в 1937 году первой зимовочной экспедицией ГУ Главсевморпути (1936-1937 гг.) на гидрографическом судне «Торос» под руководством Н.Н.Алексеева. По единодушному решению участников этой экспедиции остров был назван в честь известного полярного летчика Василия Михайловича Махоткина4, дважды посетившего место зимовки этой экспедиции.
Каждый заблуждается в меру своих возможностей.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11087
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Махоткин Василий Михайлович

Сообщение [ Леспромхоз ] » 11 Февраль 2009 18:30

Александр Старостин
"Шепот звезд"
http://www.moskvam.ru/2003/12/starostin.htm

Махоткин в свое время был не менее знаменит, чем Водопьянов (с которым вместе на двух самолетах Р-5 с открытыми кабинами прокладывал трассы на Землю Франца-Иосифа — ЗФИ), Чкалов, Мазурук, Козлов; и если на географической карте мелькали имена людей, до открытия одноименных географических пунктов отношения не имеющих (Земля Франца-Иосифа, Молотов, Калинин, Загорск, Чкалов), то остров Махоткина был открыт им самим. И вряд ли подлежал, в отличие от города Чкалова, переименованию. Имя Махоткина (по недосмотру) оставалось на карте даже во время его пребывания в Норильских лагерях, куда он попал за ироническое отношение к полководческим талантам товарища Сталина. (Единственный, наверное, случай в истории нашей географии: опальные деятели тотчас же теряли право украшать собой карты. Например, Троцк.)

Он летал в те времена, когда летчики бывали, как поэты, и талантливыми и бездарными, великими и никакими. И гибли, как настоящие поэты, в молодости.

Он летал на всем, что вообще могло летать, а в Норильске время от времени подлетывал на По-2. Умный Авраамий Завенягин, начальник Норильскстроя, высокий чин НКВД, друг «легендарного ледового комиссара» Шмидта, давал возможность специалистам-зэкам работать по специальности (Урванцеву, например), так как сам был в некотором роде пострадавшим (до Норильска он служил замом наркома тяжелой промышленности, что вынуждало красоваться в нелюбимой народом униформе НКВД. В самом деле, грех было вкладывать кайло в руки виртуоза пилотажа.

После реабилитации Махоткин не мог пересесть на реактивную технику, так как был и для поршневой списан вчистую по здоровью.

Однажды он, сидя с «Мотей» (Матвеем Ильичом Козловым) на обочине аэродрома, глядел на взлетающие и садящиеся самолеты; к ним подошел техник-затейник и спросил:
— А вы могли бы взлететь на таких лайнерах?
— Я не умею двигатели запускать, — отозвался Матвей Ильич.
— На то есть бортмеханик или инженер, — уточнил техник.
— Сумел бы.
И поглядел своими добрыми голубыми глазами на Махоткина.
— Как-нибудь попробую, — отшутился тот.
Каждый заблуждается в меру своих возможностей.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11087
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Махоткин Василий Михайлович

Сообщение [ Леспромхоз ] » 11 Февраль 2009 18:41

Невзлетевший самолет
Сергей Емельянов

Новая страница в истории предприятия началась осенью 1946 года, когда на завод было перебазировано ОКБ-86 НКВД СССР во главе с опальным Р.Л. Бартини. Почти все ведущие конструкторы, начальники бригад, как и Главный Конструктор и его заместители были на положении заключенных. Именно этими людьми был спроектирован, а заводчанами практически построен к июню 1948 года уникальный самолет Т-117.

Т-117 - магистральный транспортный самолет с двумя двигателями АШ-73 по 2300/2600 л.с. Это был первый самолет, позволявший перевозить танки и грузовики. Были также спроектированы пассажирский и санитарный варианты с герметическим фюзеляжем. В этом самолете была применена идея поворота сечения фюзеляжа на 90 градусов по сравнению с общеприня-тыми в те времена вертикальными компоновками фюзеляжей по образцу американских машин. Вся поверхность самолета определялась аналитически без плазов. Это было новинка в технологии самолетостроения. Проект самолета был готов уже осенью 1944, а весной 1946 представлен в Министерство авиапрома СССР. После положительных заключений ВВС и ГВФ, после ходатайств и писем ряда выдающихся деятелей авиации (М.В. Хруничева, Г.Ф. Байдукова, А.Д. Алексеева, И.П. Мазурука и др.) был утвержден. Постановлением Правительства СССР 29 июля 1946г. было организовано особое конструкторское бюро при заводе № 86. Это бюро получило наименование ОКБ-86 при заводе № 86.

Вместе с Главным конструктором Р.Л. Бартини на завод в товарных вагонах прибыли 64 человека. Все заключенные. Среди них были высококлассные специалисты. Начальником бригады фюзеляжа был Дмитрий Александрович Лосик, бывший когда-то главным инженером завода. Начальником группы технического описания был Петр Дмитриевич Дузь, известный историк авиации и авиационной техники, автор ряда блестящих научно-исследовательских работ. Книги Дузя вышли в свет под другими фамилиями, а автор сидел в таганрогской «шарашке». Лишь спустя многие десятилетия ему было возвращено авторство его книг и по совокупности работ присуждена степень доктора наук.

Известный полярный летчик Василий Михайлович Махоткин, именем которого был назван мыс в Заполярье, трудился инженером-конструктором в бригаде высотного оборудования. А летчик-истребитель, совершивший на Балтике два воздуш-ных тарана, Михаил Гаврилович Мартыщенко – «сидел» инженером-конструктором в бригаде винтомоторной группы. Крупными специалистами и авторитетами в авиационных кругах были Ю.М. Румер – начальник бригады теоретических исследований и вибраций, К.С. Сцилард – начальник бригады аэродинамических и тепловых расчетов, П.С. Кочетков – начальник бригады прочности, В.И. Лерхендорф – начальник бригады крыла и оперения, А.С. Назаров – начальник бригады винтомоторной группы. Среди прибывших «зеков» были крупные инженеры В.П. Салищев, Н.К. Платов, П.А. Вальтер, А.П. Маслов, Г.В.Баранов, Н.Е. Куликов, Е.Х. Гиммельштейб, П.М. Меняйло и многие другие. Всех прибывших разместили в сохранившемся здании электроцеха, а работать ОКБ начало в баковом цехе №10. Ходить по территории завода они могли только с «тягачами», т.е. в сопровождении спецохраны в штатском. Во главе ОКБ был подполковник МГБ Ямалутдинов, его заместителем был майор Безроднов.

К работам «шарашка» приступила с 10 ноября 1946 года. Рабочий день начинался с 8 утра и длился до 17 часов, хотя фактически он длился много дольше. Что было делать в душном и тесном маленьком здании, где все было заставлено трехъярусными койками? Лучше на работе, быстрее сделать самолет, возможно быстрее отпустят. Ведь они уже многие годы были оторваны от семей. Послевоенный и так нелегкий быт был для Бартини и его сотрудников тяжел вдвойне. Они голодали. В 1947 году умер от истощения П.А. Вальтер. Один из крупнейших физиков СССР Ю.Б. Румер 26 апреля 1948 году был отконвоирован в городскую тюрьму и больше на завод не вернулся. Вскоре в ОКБ НКВД № 86 работало уже 156 человек, за счет принятых вольнонаемных. 50 инженеров, механиков и мастеров прибыли из числа военнопленных и интернированных по линии МВД СССР. Министерство авиапрома СССР разрешило директору завода ввести аккордную оплату труда за особо срочные работы по самолету Т-117. Был увеличен лимит электроэнергии и заводу и строительно-монтажному управлению № 24 который вел восстановление разрушенных и строительство новых заводских корпусов, тогда же решением коллегии Министерства на завод были переведены более 200 квалифицированных рабочих и 30 кон-структоров с других серийных авиазаводов страны, из Комсомольска на Амуре, Иркутска, Тбилиси, Омска и других.

Для усиления технического руководства был назначен главным инженером крупный авиационный специалист Николай Иванович Полонский. А самое главное - был утверждении перечень первоочередных восстановительных работ под производство самолета Т-117. Эти работы и сроки контролировали и МАП и МВД СССР. В их числе - восстановление главного производственного корпуса, строительство нового заводоуправления, котельной, инженерного корпуса и др.
Решались и вопрос соцкультбыта завода. Были восстановлены гостиница, детский сад, построены десять сборнощитовых 8-ми квартирных домиков, а также построены 30 финских домов, что позволило как-то разрешить тяжелую ситуацию с жильем. На восстановление завода было направлено 1000 военнопленных, немецких и японских. Их лагеря размещались в бараках и подвалах разрушенных домов в жилом городке завода. Летом 1947 года заключенным было разрешено в обеденный перерыв купаться и загорать на берегу моря в Карантинной роще. Тогда им разрешили иметь небольшие огороды рядом с аэродромом, где стали выращивать картошку и овощи. По мере продвижения работ по Т-117, многих расконвоировали. Бартини в 1947, а Карла Сциларда в марте 1948 года. Бартини дали квартиру в заводском доме № 32, где он мог теперь иногда бывать.

Строительство самолета Т-117 фактически в эти годы перевело завод из разряда ремонтных снова в ранг самолетостроительных. Т-117 - был первый в отечественной истории широкофюзеляжный самолет. Коллектив завода включился в работу по строительству сначала макета, а потом и опытных образцов с большим энтузиазмом. Понимали, что несмотря на огромные трудности, связанные с восстановлением предприятия, работники обретают уверенность и опыт, а завод получает ресурсы для развития в те тяжелые послевоенные годы. Ведь никто не снимал с авиастроителей и текущие задачи авиаремонта. Так в 1946 году, когда уже начались работы по строительству самолета Т-117, заводчане успешно выполняют плановые задания по другим работам. Было отремонтированы и проведены доработки по усилению крыла сначала 38 истребителей Як-9, а в 1947 году еще 92 самолета Як-9. В том же 1947 году у 20 самолетов - штурмовиков Ил-2 были заменены хвостовые части фюзеляжа. Большие работы велись по усилению фюзеляжа, замене дверей, буксировочных устройств и полов на самолетах Ли-2. Таких самолетов было отправлено в части 119.

Существовавший тогда заводской аэродром в размерах 1000 метров на 600 был уже явно мал и не удовлетворял условиям посадки и взлета для скоростных самолетов, потому весной 1947 году аэродром был удлинен до 1500 метров с сохранением старта только в двух направлениях: западном и восточном. Еще в 1940 году решением Ростовского облисполкома о расширении аэродрома завода № 31 были изъяты земли у колхозов «Коминтерн» и «Красный ловец». Ведь еще до войны самолеты для испытаний возили с завода на аэродром военной школы имени Чкалова за 10 километров. Согласно планам, теперь для испытаний самолета Т-117 предполагалось расширить размеры летного поля до 2000 на 1000 метров, построить взамен сгоревшего новое здание ЛИС, возродить метеостанцию, построить бетонную взлетно-посадочную полосу размером 1800 на 80 метров. Не все успели сделать, но многое было завершено к 1948 году.
Большую работу проводили заводские летчики испытатели М.В Цепилов, С.Г. Плыгунов, Б.Н Ляхович, И.М. Попцов, С.Т. Мотов, А.Н. Копналик. Много и напряженно работали начальник аэродромного цеха Н.И. Мамлеев, старшие инженеры по испытаниям А.С. Степанов и О.Г. Макогон, бортмеханики Г.М. Чахленко, Г.П. Соколовский, бортрадист С.Н. Касьянов и другие. Часть работников летно-испытательной станции были прикреплены к строящемуся опытному самолету Т-117 в качестве будущих его испытателей.

На 18 июня 1948 года завод отчитывался перед Москвой. «Запущенные в производство самолеты Т-117 имеют процент готовности. Директивная технология - 100%, рабочая технология – 100%, проектирование приспособлений и инструментов – 100%, Шаблоны, штампы, формблоки, спецоснастка для детальной сборки – 100%. Модель, макет «А» и макет «Г», стенд – все 100%, машина «Г» - 77,6%. Машина «А» - 47, 5%.

…Только в 1948 году на опытное производство было затрачено: по проектированию работ- 333 тысячи часов, по постановке производства – 94 тысячи часов, на производство – 1054 тысячи часов». И тут как гром средь ясного неба. Приказ из Москвы – все работы по строительству Ту-117 остановить. В июне 1948 г. постройка почти готового (на 80 %) самолета была прекращена, поскольку двигатели, которые предназначались на Т-117, отдали самолету Ту-4. Этот Ту-4 должен был нести ядерное оружие, а Т-117 это был грузовой, транспортный, десантный и даже пассажирский самолет, но, увы, не бомбардировщик.

Финансирование было прекращено и после долгих и безуспешных попыток спасти своё «дитя», Р.Л. Бартини был вынужден отступить. В этом самолете нашли воплощение многие идеи, значительно опередившие тогдашний уровень самолетостроения. Правда потом идеи, за-ложенные в этой машине, нашли свое воплощение во многих самолетах фирмы «Антонов», т.к. еще в 1948 году все чертежи, шаблоны, техдокументация были переданы в Киев.


© Copyright: Сергей Емельянов, 2008
Свидетельство о публикации №1808310467
Каждый заблуждается в меру своих возможностей.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11087
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Махоткин Василий Михайлович

Сообщение [ Леспромхоз ] » 11 Февраль 2009 19:14

Архипелаг ГУЛаг. Том 1 (части 1-я и 2-я)

Начинаем знакомиться. Какой-то парень, Суворов, 58-я статья. На первый взгляд ничем не примечателен, но лови, лови: на Красноярской пересылке с ним в камере некий Махоткин...

-- Позвольте, не полярный летчик?
-- Да-да, его имени...
-- ...остров в Таймырском заливе. А сам он сидит по 58-10. Так скажите значит пустили его в Дудинку?
-- Откуда вы знаете? Да.

Прекрасно. Еще одно звено в биографии совершенно неизвестного мне Махоткина. Я никогда его не встречал, никогда может быть и не встречу, но деятельная память всё отложила, что я знаю о нём: Махоткин получил червонец, а остров нельзя переименовать, потому что он на картах всего мира (это же - не гулаговский остров). Его взяли на авиационную шарашку в Болшино, он там томился, летчик среди инженеров, летать же не дадут. Ту шарашку делили пополам, Махоткин попал в таганрогскую половину, и кажется все связи с ним обрезаны. В другой половине, в рыбинской, мне рассказали, что просился парень летать на Дальний Север. Теперь вот узнаю, что ему разрешили. Мне это -- ни за чем, но я все запомнил. А через десять дней я окажусь в одном бутырском банном боксе (есть такие премиленькие боксы в Бутырках с кранами и шайкой, чтобы большой бани не занимать) еще с неким Р. Этого Р. я тоже не знаю, но оказывается, он полгода лежал в бутырской больнице, а теперь едет на рыбинскую шарашку. Еще три дня -- и в Рыбинске, в закрытом ящике, где у зэков обрезана всякая связь с внешним миром, станет известно и о том, что Махоткин в Дудинке, и о том куда взяли меня. Это и есть арестантский телеграф: внимание, память и встречи.
Каждый заблуждается в меру своих возможностей.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11087
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Махоткин Василий Михайлович

Сообщение Kirindas » 14 Февраль 2009 06:57

в развитие темы
(хотя может и оффтоп)
 4.jpg
инженера звали не Василий Михайлович, а Глеб Васильевич, это сын В.М. Махоткина
фото КБ Бартини, Махоткин справа вверху

а вот мемориаловское видение событий
http://www.memorial.krsk.ru/Articles/KP/3/03.htm

...В первые годы работы «Мемориала» мы в основном занимались сбором сведений о репрессиях в Красноярском крае и заполняли карточки на репрессированных для нашей картотеки. Тогда мне и попался небольшой материал о репрессиях на авиаремзаводе.

Возможно, все бы и закончилось заполнением каточек на этих людей, если бы не одно обстоятельство. Я тогда прочитала «Архипелаг ГУЛАГ», и мне там попалась одна знакомая фамилия — полярный летчик Махоткин, с которым Александр Исаевич Солженицын, видимо, встречался в годы заключения.

Я заинтересовалась. В институте на одном со мной курсе учился Глеб Махоткин. Ходили слухи, что отец его, полярный летчик Махоткин, был репрессирован. Глеб отцом гордился и очень переживал. Дети репрессированных боялись говорить о своих отцах, возможно, поэтому Глеб был замкнут, ни с кем в институте особенно не общался. После окончания института он уехал и связи с сокурсниками не поддерживал.

В.М. Махоткин был, несомненно, отцом Глеба. Известный в 30-е годы полярный летчик знал Арктику прекрасно: занимался обследованием арктических территорий Карского моря, вместе с Водопьяновым облетал архипелаг Земли Франца Иосифа и т.д. Работал он и на Енисейской авиалинии. В 1935 г. вместе с Молоковым обслуживал линию Дудинка-Норильск. Я думала, что и арестован он был у нас в крае в 1937 г.

Поиски людей, работавших в те годы в полярной авиации края, привели меня к встрече с Петром Францеввичем Тихлером. Он хорошо знал Махоткина. Тот готовился к обследованию побережья Северного Ледовитого океана с посещением полярных станций, и Тихлер готовил к полету его самолет "Сталь-3". Там впервые был применен обогрев кабин бензиновыми лампами. Через два месяца самолет Махоткина вернулся в Красноярск без повреждений.

Об аресте Махоткина он знал немного. Арестован он был во время войны, когда занимался перевозками в блокадный Ленинград. Какой был приговор, и в чем его обвиняли, Тихлер не знал. Но, во всяком случае, расстрелян Махоткин не был. Тихлер много лет спустя встретил его в Москве, но расспрашивать об аресте постеснялся.

Я встречалась с Тихлером всего один раз, и разговор шел в основном о Махоткине. Как я жалел впоследствии, что не расспросила его о репрессиях на авиаремзаводе и авиалинии! Сейчас Петра Францевича давно уже нет в живых.

Шли годы. Уже не осталось живых свидетелей, которые могли бы рассказать полярной авиации края в те далекие 30-е. Однако интерес к этой теме у меня не пропал, все эти годы я по крупицам собирала материалы о репрессиях на авиаремзаводе и авиалинии. И когда появилась возможность, решила эти материалы обобщить и опубликовать в Книге памяти.
Аватара пользователя
Kirindas
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 853
Зарегистрирован: 08 Декабрь 2008 02:24

Махоткин Василий Михайлович

Сообщение [ Леспромхоз ] » 14 Февраль 2009 08:23

Kirindas пишет:в развитие темы
(хотя может и оффтоп)
Изображение
инженера звали не Василий Михайлович, а Глеб Васильевич, это сын ВМ Махоткина
фото КБ Бартини, Махоткин справа вверху


В данном контексте (топ №3) – 1946 год, г. Таганрог, ОКБ-86 Р.Л. Бартини -
речь все же идет именно о инженере-конструкторе Василии Михайловиче Махоткине.
Сын, Глеб Васильевич Махоткин тоже работал с Бартини, но несколько позже.
С 1952 Бартини — главный инженер перспективных схем летательных аппаратов в Сибирском НИИ им. С. А. Чаплыгина.
На приведенной Kirindas фотографии плакат: «Навстречу ХХ съезду» , видимо это фото 1955-1956 г. (Съезд открылся 14 февраля 1956 г).




Из воспомининий Корчагина Валентина Александровича

По-моему, в 54 году, в СибНИА пришел по распределению из какого-то Красноярского, не авиационного, института Глеб Махоткин. Он тоже делал дипломный проект легкой амфибии, для местных линий Севера. Естественно, что мы сразу сошлись.
Его отец, Василий Махоткин, был в числе тех полярных летчиков, что спасали Челюскинцев. Но в число Героев он не попал, его звезда досталась Марку Шевелеву, начальнику Главсевморпути. А он, любитель острых анекдотов, за анекдот о Сталине, попал в тюрьму. А. Н. Туполев, старый друг В. Махоткина, помог позднее Глебу перевестись в Москву и взял его на работу к себе, в ОКБ, где он дорос до Главного конструктора. Ту-204 его последняя, при жизни, работа.
В СибНИА я впервые увидел живьем Главного конструктора самолетов, – Сталин выпустил из заключения Бартини Роберта Людовиговича. На свободу его отпустили подальше от Москвы, – из Таганрога, по-моему, в 54 году, он приехал в Новосибирск, в СибНИА. В институте это был фурор. Особенно среди женщин.

К. Удалов
http://www.avicopress.ru/category.php?id=41


В 1957 году, когда Глеб Махоткин пришел в КБ Туполева, в мире существовало два типа невоздушных аппаратов с винтом: аэросани, которые использовали главным образом на севере России, и аэроглиссеры, которые к тому времени ходили по воде во многих странах. Кузов аэросаней пытались поставить на поплавки и в СССР, но конструкция оказалась не очень удачной. Махоткин задумал совсем другое – он решил объединить аэросани с аэроглиссером, чтобы амфибия без труда передвигалась как по снегу и льду, так и по болотам и озерам. Туполев идею Махоткина одобрил, но позволил ему заниматься амфибией только в нерабочее время. Используя последние достижения в области аэро- и гидродинамики, материаловедения и современных технологий, команда Махоткина смогла разработать днище и кузов, отлично подходившие для выполнения поставленных задач. В 1961 году начались испытания первого опытного образца, получившего обозначение A-3, а три года спустя машина поступила в серийное производство. В отличие от снегохода, на A-3 можно было не бояться попасть в полынью, а в эксплуатации аэросани оказались менее капризными, чем аппараты на воздушной подушке. Амфибия Махоткина работала на строящейся трассе БАМ, служила у пограничников и в поисково-спасательной службе отряда космонавтов. Рассказывают, что большой любитель техники Леонид Брежнев однажды сам управлял аэросанями A-3 и они ему настолько понравились, что он попросил разработать специально для себя амфибию меньших размеров и массы. Так на свет появилось три амфибии массой 400 кг с двигателем мощностью 35 л.с. Две из них передали в Завидово, охотничью вотчину высшей партноменклатуры. А большой брат этой машины был выпущен в количестве около 800 экземпляров.

http://www.popmech.ru/part/?articleid=1824&rubricid=4


 5.jpg
 6.jpg

Конструктор КБ Туполева Г.В. Махоткин (в центре) и его детище, аэросани А-3, 1962 г.

http://www.off-road-drive.ru/index.php?link=164926
Каждый заблуждается в меру своих возможностей.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11087
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Махоткин Василий Михайлович

Сообщение Kirindas » 14 Февраль 2009 08:47

 3.jpg
даже не знаю оффтопить ли дальше, ведь ГВ Махоткин и его амфибия также имеют непосредственное отношение к полярной тематике
может выделить в отдельную тему?
Аватара пользователя
Kirindas
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 853
Зарегистрирован: 08 Декабрь 2008 02:24

Махоткин Василий Михайлович

Сообщение [ Леспромхоз ] » 14 Февраль 2009 08:59

Kirindas пишет:Изображение
даже не знаю оффтопить ли дальше, ведь ГВ Махоткин и его амфибия также имеют непосредственное отношение к полярной тематике
может выделить в отдельную тему?


Наверное есть смысл.
Вопрос где, в "Персоналиях" или в "Полярной спецтехнике"?
Предложения есть?
Каждый заблуждается в меру своих возможностей.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11087
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Махоткин Василий Михайлович

Сообщение Иван Кукушкин » 15 Февраль 2009 00:17

padsee пишет:
Kirindas пишет:даже не знаю оффтопить ли дальше, ведь ГВ Махоткин и его амфибия также имеют непосредственное отношение к полярной тематике
может выделить в отдельную тему?


Наверное есть смысл.
Вопрос где, в "Персоналиях" или в "Полярной спецтехнике"?
Предложения есть?


Давайте так сделаем: поскольку разговор получился ладный и разъясняющий вопрос с Махоткиными отцом и сыном - здесь мы всю переписку оставим, а новую тему создадим с дублированием необходимых постов (авторами постов разумеется :) ).

Наверное имеет смысл начать с персоналий, а в спецтехнике создать "аэросани А-3" - или просто "аэросани" с сылкой на "персоналии" и железным уклоном.
Спасём нашу «Арктику»! arktika.polarpost.ru
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11750
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Махоткин Василий Михайлович

Сообщение SVF » 17 Февраль 2009 09:02

 2.jpg
Герой Советского Союза полярный летчик В. М. Махоткин готовится к вылету, 1937 год

Автор - Д. Дибабов

http://visualrian.ru/images/item/21264rl]
SVF
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 4482
Зарегистрирован: 23 Июль 2008 20:20

Махоткин Василий Михайлович

Сообщение [ Леспромхоз ] » 11 Январь 2010 23:23

Анекдоты Румера и о нем...

Товарищ Ю.Б. по заключению, известный полярный летчик В.М. Махоткин был неистощим на шутки и розыгрыши.
Однажды в "шарашку" прибыл новенький, который в скором времени обзавелся клиновидной бородкой и с необычайной тщательностью за ней ухаживал. Он мог часами рассматривать бородку в зеркальце под разными ракурсами и, если обнаруживал малейший изъян, следовал щелчок ножницами.
В очередной банный день Махоткин обратился к Ю.Б: - "Юра, хочешь, сейчас он сам сбреет бороду? Давай пари!". Потом, заговорчески оглядываясь, подходит к новичку и говорит шепотом: "Позвольте пожать Вашу руку. В наше время найдется так мало людей, имеющих достаточно мужества носить такую же бороду, как у Льва Давидовича Троцкого:". Пари Вася выиграл.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11087
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Махоткин Василий Михайлович

Сообщение Александр Кот » 23 Январь 2010 20:44

Реплика несколько в сторону от Василия Михайловича, но по теме. Авиационная династия Махоткиных. Упоминалось третье поколение авиаторов. Его внук Александр Глебович Махоткин успешно продолжает работать (поверьте, очень ценится специалистами) в Корпорации "Иркут" (сейчас ОКБ им. А.С. Яковлева под ними).
Александр Кот
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 626
Зарегистрирован: 01 Январь 1970 03:00

Махоткин Василий Михайлович

Сообщение account-903 » 07 Июнь 2010 20:10

Непонятно когда закончилась работа Махоткина в шарашке и когда он оказался мастером на БОФ?
Цитата из книги Урванцева Н.Н. Таймыр -край мой северный

  Я там наметил план работ и в начале июня на самолете ПО-2 с полярным летчиком Махоткиным возвращался в Норильск. Пришлось взлетать ночью, когда морозило, и снег под лыжами самолета не оседал. С собой мы взяли в качестве подарка 25-килограммовую нельму, но, увы, подняться с ней не смогли. Лыжи не отрывались от земли, несмотря на все усилия Махоткина. Пришлось свой драгоценный подарок оставить.

Из предыдущего текста ясно - это 46г..
Кусочки воспоминаний моего дедушки - спецпоселенца - механика Мыса Входного с 44г

  В 45 году его(Урванцева) опять восстановили, он потом часто к нам прилетал на самолете. Жил он долго на Входном. Мы с ним очень подружились, к нам часто заходил со своим летчиком тоже заключенным - бывшим полковником(Махоткиным). Очень простой человек, с нами часто обедал и чай пили. 

Следующий кусочек видимо 49г.

В нашем подъезде жил метеоролог и гидролог. Метеоролог 4 раза в сутки давала сводки о погоде на Диксон, а если летали самолеты то через час и чаще, ей было трудно и она подыскивала себе помощника  наблюдателя,  она собиралась вообще вылетать в Дудинку. И мы договорились с ней насчет Эльвиры.  С главным начальником гидрометеослужбы я уже был знаком и быстро оформил ее наблюдателем. Теперь она работала  в тепле и оклад был гораздо выше и еще 60% за отдаленность и полевые.  А через год она была уже старшая. Много ей помогал освоить эту профессию   летчик Урванцева Н.Н.– бывший военный полковник, но попал в Норильск в заключение. Он даже на самолете поднял ее в воздух, объяснил облака на высоте,  всякие ориентиры и расстояние. Это ей много дало, а фамилия летчика была Махоткин. 

Следующий кусочек (Норильск) можно датировать достаточно точно - 15 сентября 50г.семью вывезли с М. Входной на мотоботе "Диорит". До Валька по р. Пясина 820 км плыли очень долго, сидели на мели, а на озере Пясина вообще вмерзли в лед.
Середина или конец октября 50г

  Потом пошли искать место работы. Попали на БОФ, сперва меня направили корпус Дробления и там встретил бывшего летчика Махоткина, он обрадовался,  а когда узнал зачем пришел, он мне говорил –  "это Вас на мое место наметили, сейчас стараются избавляться от заключенных. Но по правде говоря для Вас это место не подходящее». А я ему сказал - можете быть спокойны у Вас место не буду отбирать, буду искать дальше.

Норильлаг - фантастическое место - почти антиутопия - заключенные летли, искали ископаемые, бывало командовали вольными (пока еще вольными) под бдительным оком комендатур, а еще у начальства Высокого  была прислуга из заключенных.
account-903
 
Сообщения: 2
Зарегистрирован: 01 Январь 1970 03:00

След.

Вернуться в Персоналии



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения