СССР-74267 (Ил-18Д "ГАЛ")

Авиатехника, люди, события - отдельные авиаотряды, история и современность.

СССР-74267 (Ил-18Д "ГАЛ")

Сообщение Historik » 17 Октябрь 2025 18:13

Публикация уважаемого Музея - #ргмаа #музейарктикииантарктики - https://vk.com/wall-20970220_7518:
В 1980 году состоялся легендарный авиаперелет по маршруту Москва — станция «Молодежная» на самолете Ил-18Д №74267. совершить сложнейшие перелеты из столицы СССР в Антарктиду. В 1961-1963-м гг. было совершено 2 удачных сверхдальних рейса, маршрут которых достигал Антарктических станций. Третий и четвёртый перелёты в 1965 и 1967 гг. выполнялись по маршруту Москва-Австралия, далее пассажиров – участников 11-й и 12-й САЭ перевозили до Антарктиды на судах.
До 1980 года подобные перелёты больше не проводились – 12 лет ожидания! Связано это было главным образом с тем, что не было надёжной трассы – аэродрома для посадки самолёта. В одном из интервью бортинженер из экипажа Ил-18Д Владимир Игнатьевич Сес говорит: «Да, летал Ан-12 в 1961 году и Ил-18 в 1963 через Австралию на станцию Мирный. Полет длительный и опасный из-за погодных условий тех широт, а снежная полоса в Мирном получалась не очень… Добиться твёрдости снежного покрова не получалось, колеса делали колею на полосе».
Слово «легендарный» в заголовке присутствует неспроста. Во-первых, сверхдальний перелет в 1980 году от предыдущих отличала быстрота: понадобилось всего лишь три дня, чтобы добраться из Москвы в Антарктиду – 27 лётных часов, при том что полёт в 1961 году длился 10 дней!
Во-вторых, полёт в принципе смог быть осуществлен благодаря уникальной взлётно-посадочной полосе, которая ничем не уступала аэродромам на материке. Её начали разрабатывать ещё в 1963 году учёные Арктического и Антарктического института. В дальнейшем в разработках приняли участие специалисты ещё двух институтов: НИИОСП им. Н.М.Герсеванова и ПИиНИИ ВТ «ЛЕНАЭРОПРОЕКТ».
Из-за того, что на «Молодёжной» не было подходящего места для строительства взлётно-посадочной полосы – толстый слой фирна покрывал лёд, – решили строить около горы Вечерняя, которая расположена в 26 километрах от станции. Полоса представляла из себя размягчённый солнечными летними антарктическими лучами снег, укатанный слой за слоем специальной техникой в течении лета и схваченный морозом. Полоса получила название «слоёный пирог». Подробнее о ней пишет Е.И.Толстиков: «На фирне и снеге естественного состояния, с прочностью 2 кг/см2, укатан снег толщиной 30 см с прочностью 5,6- 6,8 кг/см2. Выше - 20-сантиметровый слой, с прочностью 8,2-10,8 кг/см2 и, наконец, верхний слой, толщиной 10 см, с прочностью 11,5 кг/см2. Над ним 10-сантиметровый слой свежевыпавшего и слабо укатанного снега с прочностью 8,6 кг/см2». Полоса оправдала ожидания, выдержав огромную массу лайнера Ил-18Д. Стоит отметить, что также был построен запасной аэродром в "Новолазаревской".
Из-за тёплой погоды на «Молодёжной» полёт перенесли с января на февраль и 10-го числа в 12 час 25 мин самолёт вылетел с аэродрома Внуково. Маршрут был построен следующим образом: Москва - Одесса - Каир - Аден - Мапуту - Молодежная. Экипаж был сменным. Командирами были Е.П.Бунчин и А.Н.Денисов. Полёт прошел хорошо, конечно не без сложностей, о которых вы можете подробно почитать в книге Е.И.Толстикова «На полюсах Антарктиды».
13 февраля самолёт приземлился на станции «Молодёжная». Участники полёта вспоминают, что встречали их радостно, тепло, и с цветами!
16 февраля самолёт вылетел в «Новолазаревскую» и вернулся обратно, 17 февраля был совершён полёт к Полюсу недоступности и географическому Южному полюсу, от плато Советское был взят курс на «Молодёжную».
19 февраля состоялись трогательные проводы и самолёт взял обратный курс на родину. 23 февраля - Москва!
Главное открытие этого полёта – снежная полоса, которая дала возможность принимать тяжёлые колёсные самолёты, что позволило в дальнейшем развивать маршрут Москва-Антарктида с более мощными воздушными судами.
В продолжении темы предлагаем к просмотру фильм «Клуб путешественников – Антарктида», 1981 год.
Фото из фондов РГМАА:
1. Корзин Б. - Командир воздушного корабля Ил-18Д (бортов. № 74267) пилот 1-го класса А.Н.Денисов ведёт самолёт по маршруту Мапу (Мозамбик) – «Молодёжная» (Антарктида).
 Денисов-Ил-18Д-1980.jpg

2. Самолёт Ил-18Д идёт на посадку на аэродром АМЦ «Молодёжная», завершив полет на Полюс относительной недоступности Антарктиды.
 Ил-18Д-1980-посадка.jpg

3. 25-я САЭ (1979-1981). Митинг по случаю прилёта самолёта Ил-18Д на снежно-ледовую полосу в районе АМЦ «Молодежная», 13 февраля 1980 г.
 Ил-18Д-1980-митинг.jpg

4. Созинов В. - Экипаж самолёта Ил-18Д (бортов. № 74267) совершивший перелёт Москва-Антарктида-Москва. На первом плане (второй слева) - командир корабля, лётчик 1-го класса А.Н.Денисов.
 Денисов-Ил-18Д-1980-экипаж.jpg

 Ил-18Д-1980-вылет.jpg

Табло отлёта Ил-18Д во Внуково. Кадр из док. фильма.
 карта перелёта Ил-18Д-1980.jpg

Схема перелёта Ил-18Д "СССР-74267".
Historik
 
Сообщения: 702
Зарегистрирован: 05 Сентябрь 2014 15:02

СССР-74267 (Ил-18Д "ГАЛ")

Сообщение Historik » 17 Октябрь 2025 18:37

https://ok.ru/video/4716171235657
Воздушный мост "Москва-Антарктида-Москва". Программа "Время". Эфир 23 февраля 1980 г.
Historik
 
Сообщения: 702
Зарегистрирован: 05 Сентябрь 2014 15:02

Пред.

Вернуться в Полярная авиация СССР: ГВФ, ВВС, Аэрофлот, современность.



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 15

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения