А. ПЕРЕПЕЛКИН
Парторг гидрографического судна «Вихрь»
СКВОЗНОЙ РЕЙС ГИДРОГРАФИЧЕСКОГО СУДНА „ВИХРЬ"
Гидрографическое управление Главсевморпути направило в 1940 г. гидрографическое судно «Вихрь» из Архангельска в бухту Провидения. Оно предназначалось для гидрографических работ в районе Анадырь — Колыма. «Вихрь» должен был в одну навигацию пройти весь Северный морской путь, причем большую часть его не в караване, а самостоятельно.
Экипаж был укомплектован архангельскими моряками, во главе с опытным капитаном
Р. К. Ивановым.
Снаряженное продовольствием и теплой одеждой на 15 месяцев, судно 21 июля вышло из Архангельска. Экипаж его состоял из 20 человек, кроме того на борту было три человека экспедиционного состава.
Начальнику экспедиции
Н. Я. Колодьеву было дано задание произвести попутный промер от острова Белого (Карское море) до мыса Сердце-Камень (Чукотское море), а от Сердца-Камень до мыса Дежнева — систематический промер.
25 июля «Вихрь» подошел к Югорскому Шару, но пролив был забит льдом. Пришлось итти на Диксон вокруг мыса Желания.
10 августа судно было уже в архипелаге Норденшельда, где оно соединилось с караваном ледореза «Литке» и прошло с ним до мыса Челюскина. Дальше до бухты Тикси «Вихрь» шел самостоятельно.
Трое суток пришлось итти в трудных ледовых условиях — льды доходили до девяти баллов. Судну приходилось с разгона ломать отдельные перемычки и большие льдины.
От капитана требовались чрезвычайно большое искусство и бдительность. Механики и рулевые матросы были в постоянном напряжении — беспрерывно приходилось делать реверсы. От попадания льдин под гребной винт останавливался главный двигатель.
Эти трудности экипаж преодолел.
В бухту Тикси пришли 22 августа — точно по графику.
Пополнив запасы горючего,
«Вихрь» уже 26 августа отправился дальше на восток.
Восточно-Сибирское море встретило судно неприветливо.
Особенно трудно ему пришлось в районе острова Айон. Тяжелые льды заставляли итти близко к берегу. Судну приходилось наносить сильные удары в лед, чтобы попасть в разводья. От этих ударов на палубе было трудно стоять, а в каютах все летело со столов на пол.
После тяжелых усилий судно 3 сентября вышло к чистой воде на меридиане острова Шалаурова. На этом переходе ему большую услугу оказал ледокол «Л. Каганович», вытащив его однажды из тяжелого льда.
4 сентября «Вихрь» прибыл в район своих основных работ (мыс Шмидта). Путь с запада на восток был закопчен благополучно и без опозданий.
В Чукотском море «Вихрь» проводил гидрографические работы около месяца, после чего получил указание: ввиду плохой погоды (сильные штормы, снежные заряды) и надвигающихся льдов итти в бухту Провидения.
В Колючинской губе, где экипаж брал на судно пресную воду, унесло ветром катер и шлюпку. Посланная на поиски вторая шлюпка тоже не вернулась. Судну пришлось самому итти разыскивать пропавших людей, хотя в губе были не исследованы глубины. Вскоре шлюпки и люди были найдены. Из-за шторма они не могли сами вернуться на судно. Все люди были здоровы, их приютили чукчи в своих ярангах.
Весь путь от Колючинской губы до Провидения пришлось совершить при восьмибалльных штормах. Судно бросало,
Гидрографическое судно «Вихрь» в бухте Провидения в 1940 г.
Фото Воронцова[24]
как щепку, отдельные волны заходили на спардек. Кормовая надстройка с жилыми помещениями уходила в воду. В жилые каюты, радиорубку и салон проникала вода, Машинное отделение, находящееся под кормовыми помещениями, тоже заливало водой, в электропроводке получилось короткие замыкания. Вода, грозила вывести из строя динамомашину. Над постом управлением и динамомашиной пришлось делать зонты из железа.
Механики и моторист работали под соленым дождем. Воздух был насыщен газами. Крен судна доходил до 48°.
7 октября «Вихрь» пришел в бухту Провидения.
Судно прошло семь морей и три пролива. Позади осталось 5067 пройденных миль. Главный двигатель и вспомогательные механизмы работали бесперебойно. В этом большая заслуга всех механиков и моториста Леонтьева.
Производственная работа на судне все время сочеталась с политмассовой. Перед
выходом в рейс мы заключили социалистический договор на соревнование с экипажем зимующего судна «Норд». Кроме того, весь экипаж имел индивидуальные социалистические обязательства.
Партийно-комсомольская группа судна проводила плановую политмассовую работу среди экипажа. Большинство членов экипажа изучают историю партии и конспектируют материал. Некоторые занимаются по первоисточникам.
К 23-й годовщине Великой Октябрьской революции план работы по попутному промеру выполнен на 105%, по систематическому промеру на 163%, горючего сэкономлено на 10%.
Успешный переход нашего судна, и перевыполнение плана работ были нашим подарком к 23-й годовщине Октября.
Экипаж гидрографического судна «Вихрь» обязуется высококачественно провести ремонт и в навигацию 1941 г. отлично выполнить любое задание руководства Главсевморпути.