"Вихрь", парусно-моторный деревянный бот, ГС

От ладьи и коча до атомохода.

"Вихрь", парусно-моторный деревянный бот, ГС

Сообщение ББК-10 » 14 Октябрь 2025 10:11

© СПИРИХИН С. А. СУДА СЕВЕРНОГО МОРСКОГО ПАРОХОДСТВА И ПОЛЯРНОЙ ГИДРОГРАФИИ.
— Архангельск: Издательство «Правда Севера», 2003. — 310 с.: илл.


 287.jpg
ВИХРЬ
Парусно-моторный деревянный бот. Построен на Пиндушской судоверфи в 1936 г. Списан в 1946 г.
75 т; 28,2x7,0x2,8 м; 150 л. с.; 6,7 уз.
© OCR, правка ББК-10
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 12156
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

"Вихрь", парусно-моторный деревянный бот, ГС

Сообщение ББК-10 » 14 Октябрь 2025 16:15

Известия, 1937, № 53 (6215), 1 марта.

 Известия 1937-053 (6215)_01.03.1937-политотделец смена.jpg
НА СМЕНУ "ПОЛИТОТДЕЛЬЦУ"

АРХАНГЕЛЬСК, 28 февраля. (По телеф. от соб. корр.). Как известно, работы экспедиции Всесоюзного научно-исследовательского института рыбного хозяйства и океанографии в Баренцовом море были прерваны вследствие аварии экспедиционного судна «Политотделец». В ближайшие дни из Архангельска в Баренцово море направляется новая экспедиция на моторно-парусном судне «Вихрь».
«Вихрь» примет на борт оставшихся на Колгуеве участников экспедиции, а также команду «Политотдельца».
© OCR, правка ББК-10
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 12156
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

"Вихрь", парусно-моторный деревянный бот, ГС

Сообщение ББК-10 » 14 Октябрь 2025 16:17

Вечерняя Москва, 1938, № 131, 10 июня.

 Вечерняя Москва, 1938, № 131, 10 июня-плавание Вихрь.jpg
„ВИХРЬ" ВЫШЕЛ В ПОЛЯРНОЕ ПЛАВАНИЕ

АРХАНГЕЛЬСК. 9. (ТАСС). Вчера вечером из Архангельского порта вышло в полярное плавание к берегам Новой Земли небольшое моторно-парусное судно «Вихрь». На его борту — лесоматериалы, продовольствие, почта, избирательные бюллетени.
«Вихрь» — первое в текущем году судно, идущее на Архангельска в плавание за семидесятую параллель.
© OCR, правка ББК-10
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 12156
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

"Вихрь", парусно-моторный деревянный бот, ГС

Сообщение ББК-10 » 14 Октябрь 2025 16:28

Известия, 1938, № 135 (6602), 12 июня.

 Известия 1938-135 (6602)_12.06.1938 БОТ ВИХРЬ НЗ ВЫБОРЫ.jpg
Гидрографический бот «Вихрь» вышел из Архангельского порта на Новую Землю. «Вихрь» доставит туда избирательную литературу, почту и материалы для освещения маяков.

Известия, 1938, № 137 (6604), 15 июня.

 Известия 1938-137 (6604)_15.06.1938 БОТ ВИХРЬ.jpg
На Новую Землю из Архангельска прибыл гидрографический бот «Вихрь». Это первое в текущей арктической навигации судно. Кроме избирательной литературы, почты и материалов для полярных станций, на борту судна находятся избирательные бюллетени с именем кандидата в депутаты Верховного Совета РСФСР по Архангельскому-Приморскому избирательному округу Т. 3. Тарасова.

Правда Севера, 1938, № 135, 15 июня.

 Правда Севера, 1938, № 135, 15 июня-рейс НЗ.jpg
Рейс судна „Вихрь"

Иа Архангельска в рейс по становищам Новой Земли вышло гидрографическое судно «Вихрь» Архангельского территориального управления Севморпути. «Вихрь» доставит на Новую Землю избирательные материалы, почту и маячное снаряжение.
В Архангельске получена радиограмма от капитана судна т. Котцова о том что 12 июня «Вихрь» посетил становище Белушья Губа и вышел к Матшару.
© OCR, правка ББК-10
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 12156
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

"Вихрь", парусно-моторный деревянный бот, ГС

Сообщение ББК-10 » 16 Октябрь 2025 16:57

Правда Севера, 1938, № 140, 21 июня.

 Правда Севера, 1938, № 140, 21 июня-У НЗемли.jpg
У БЕРЕГОВ НОВОЙ ЗЕМЛИ

Гидрографическое судно «Вихрь», доставившее избирательные материалы для зимовщиков Новой Земли, сейчас находится в становище Лагерное. Архангельским управлением Севморпути судну дано задание в день выборов обслужить зимовщиков становищ Лагерное, Крестовая Губа, бухта Смидовича, Архангельская Губа и Русская гавань.
На судне по становищам выедут члены участковой избирательной комиссии.
После этого рейса «Вихрь» вернется в Архангельск.

Правда Севера, 1938, № 152, 4 июля.

 Правда Севера, 1938, № 152, 4 июля -вернулся с НЗ.jpg
„Вихрь" возвратился с Новой Земли

В Архангельск из первого рейса на Новую Землю возвратился моторно-парусный бот Севморпути «Вихрь».
На Новую Землю «Вихрь» доставил лесоматериалы и оборудование для маячного строительства, а также почту и киноленты для зимовщиков Лагерного и Белушьей губы.
Здание по доставке груза команда судна выполнила досрочно. Выгрузка происходила в трудных условиях у кромки берегового припая льда в месте разгрузки команда соорудила пристань. По льду груз надо было доставлять на берег на расстояние 150 метров. В результате беспрерывного 17-часового аврала все 58 тонн груза были на берегу.
«Вихрь» выполнил также задание по доставке избирательных материалов для Лагерного в 4 северных становища. С Новой Земли на «Вихре» приехали 8 зимовщиков, находившихся там в течение нескольких лет.
(АрхТАСС).

Известия, 1938, № 155 (6622), 5 июля.

 Известия 1938-155 (6622)_05.07.1938 БОТ ВИХРЬ НЗ.jpg
* Моторно-парусный бот «Вихрь» после первого рейса на Новую Землю возвратился в Архангельск. Судно доставило на Новую Землю лесоматериалы, оборудование для строительства маяка, почту, два кинофильма.
© OCR, правка ББК-10
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 12156
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

"Вихрь", парусно-моторный деревянный бот, ГС

Сообщение ББК-10 » 17 Октябрь 2025 18:36

Правда Севера, 1939, № 129, 8 июня.

 Правда Севера, 1939, № 129, 8 июня-первые рейсы к НЗ.jpg
Первые рейсы на Новую Землю

Моторно-парусный бот «Вихрь» первым в этом году вышел из Архангельска на Новую Землю. Судно совершило рейс до становища Русаново. Здесь высадилась гидрографическая партия Главсевморпути. Под руководством тов. Екатеринина 6 июня она приступила к работе. В течение лета гидрографы тщательно обследуют берега и произведут топографические съемки. На основе их данных будет уточнена карта Новой Земли.
Сейчас «Вихрь» возвращается в Архангельск. На его борту находятся несколько новоземельских промышленников.
В ближайшее время к берегам Новой Земли направится второе гидрографическое судно «Шторм». Экспедиция на «Шторме» произведет установку сигнализационных знаков для безопасности плавания судов в западной части пролива Маточкин шар.
Команда ледокольного парохода «Владимир Русанов» готовится к первому рейсу по становищам Новой Земли. Судно выйдет из Архангельска в половине июня. Оно посетит Белушью губу, Лагерное и Малые Кармакулы.

Известия, 1939, № 134 (6904), 11 июня.

 Известия 1939-134 (6904)_11.06.1939 НАВ-39 ГС ВИХРЬ 1Й РЕЙС.jpg
* Архангельск. Гидрографическое судно «Вихрь» возвратилось из первого рейса на Новую Землю. «Вихрь» доставил в становище Русаново гидрографическую партию.

Правда Севера, 1939, № 132, 11 июня.

 Правда Севера, 1939, № 132, 11 июня-1-й рейс на НЗ.jpg
ПЕРВЫЙ РЕЙС "ВИХРЯ"

Вчера ночью в Архангельск вернулся из Новоземельского становища моторно-парусный бот «Вихрь». В беседе с нашим сотрудником капитан «Вихря» тов. Котцов сообщил:
— Направляясь к берегам Новой Земли в столь раннее время года ожидали встретиться со льдами в Баренцовом море. Однако наши предложения не подтвердились: лед встретилися лишь, вблизи становища Русаново. В восточной части бухты стоит плотный, но не мешающий плаванию лед. В Русанове почти не чувствуется весны. Всюду глубокий снег. Нет даже признаков таяния.
В Русаново мы доставили первую гидрографическую партию. Приняв борт семью промышленника, вышли обратно в Архангельск.
На половине пути к Архангельску наш бот неоднократно попадал в туман и шторм. Последний шторм был особенно сильным, но мы продолжали продвигаться к порту.
Первый рейс к Новой Земле и обратно закончен на двое с половиной суток раньше срока. Задание выполнено. Сейчас команда готовится к гидрографической экспедиции, которая на-днях должна выйти из Архангельска в район Новой Земли и Вайгача. Мы вернемся в порт, очевидно, не ранее ноября.
Вслед за нами покинет порт «Шторм», идущий в Маточкин шар.
© OCR, правка ББК-10
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 12156
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

"Вихрь", парусно-моторный деревянный бот, ГС

Сообщение ББК-10 » 18 Октябрь 2025 13:38

Правда Севера, 1939, № 230, 6 октября.

 Правда Севера, 1939, № 230, 6 октября-гс возвращаются.jpg
Гидрографические суда возвращаются в порт

В этом году изучением морей Арктики занималось несколько гидрографических экспедиций Главсевморпути. Успешно провели работу научные партии на судах «Норд», «Торос», «Ост» и других, сейчас суда возвращаются из плавания.
Позавчера в Архангельский порт пришел моторно-парусный бот «Мурманец». Находившаяся на нем гидрографическая экспедиция под руководством т. Крутова произвела промеры глубин, береговые топографические и триангуляционные съемки юго-восточной части Карского моря. План работ выполнен полностью.
Вчера возвратилась экспедиция, плававшая на судне «Полярник». Она изучала район острова Белый (Карское море). «Полярник» — новый моторно-парусный бот, спущенный на воду в текущем году. Первый арктический рейс совершен им успешно.
Почетную вахту в водах Арктики сейчас несут гидрографические суда — «Шторм», «Вихрь» и «Песец». На «Песце» находится лоцманская служба, обеспечившая в нынешнюю навигацию безопасное плавание арктическим судам.

Правда Севера, 1939, № 239, 17 октября.

 Правда Севера, 1939, № 239, 17 октября-с вахты НЗ.jpg
С новоземельской вахты

В Архангельск возвратились гидрографические суда «Шторм» и «Песец», проводившие в течение арктической навигации большую работу у берегов Новой Земли. Экспедиция на «Шторме» (капитан т. Бахтин) выполнила задание на 141 процент. Она производила промеры глубин моря и установила сигнальные знаки.
Моторно-парусный бот «Песец» нес лоцманскую вахту в проливе Маточкин шар. План выполнен. Все арктические суда проведены без задержки и происшествий. Отлично работали лоцманы Кокотов и В. Пустошный.
Скоро в Архангельск возвратятся последние гидрографические партии. Их доставит бот «Вихрь».

Известия, 1939, № 253 (7023), 1 ноября.

 Известия 1939-253 (7023)_01.11.1939 НАВ-39  ГС ВИХРЬ.jpg
* Из Арктики в Архангельск вернулось последнее гидрографическое судно «Вихрь».
В течение четырех с половиной месяцев «Вихрь» находился в полярных водах, омывающих Новую Землю.
© OCR, правка ББК-10
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 12156
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

"Вихрь", парусно-моторный деревянный бот, ГС

Сообщение ББК-10 » 18 Октябрь 2025 13:52

Известия, 1940, № 144 (7216), 24 июня.

 Известия 1940-144 (7216)_24.06.1940 ПОЛИТОТДЕЛЕЦ-ВИХРЬ.jpg
Архангельск. В 1937 г. на о. Колгуев штормом выбросило моторно-парусный бот «Политотделец». Сейчас на о. Колгуев вышло гидрографическое судно Главсевморпути «Вихрь». Экипаж судна снимает с бота ценный инвентарь и оборудование. По окончании этого рейса «Вихрь» отправится из Архангельска в бухту Провидения.

Правда Севера, 1940, № 171, 26 июля.

 Правда Севера, 1940, № 171,26 июля-Арктическая навигация.jpg
АРКТИЧЕСКАЯ НАВИГАЦИЯ
....
В длительный Арктический рейс вышло моторно-парусное судно «Вихрь». Ему предстоит совершить плавание от Архангельска до бухты Провидения (Дальний Восток). На нем находится научная экспедиция. Экипаж судна обязался на отлично выполнить план.
...
© OCR, правка ББК-10
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 12156
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

"Вихрь", парусно-моторный деревянный бот, ГС

Сообщение ББК-10 » 18 Октябрь 2025 13:55

Известия, 1940, № 304 (7376), 31 декабря.

 Известия 1940-304 (7376)_31.12.1940 ВИХРЬ-ЗИМОВКА.jpg
Накануне нового года в Арктике

АРХАНГЕЛЬСК, 30 декабря. (По телеф. от соб. корр.). Новый год советские полярники встречают счастливой, дружной семьей. Полярные радиостанции работают с полной нагрузкой, передавая на материк поздравительные телеграммы с Новой Земли, острова Рудольфа, Северной Земли, зимующих судов с научно-исследовательскими экспедициями и из другое пунктов Советской Арктики.
Многие зимовщики заказывают подарки своим родным-москвитам через магазины столицы.
Одними из первых новый год в Советском Союзе встретят полярники моторно-парусного бота «Вихрь», вышедшего в плавание в навигацию 1940 года из Архангельска и зимующего в бухте Провидения. 1 января наступит там на 8 часов раньше, чем в Архангельске и Москве.
С самой северной оконечности Новой Земли — мыса Желания зимовщики передают по радио:
— Новогодний привет трудящимся Архангельска! Коллектив нашей полярной станции обещает в 1941 году
добиться новых успехов в научной и производственной работе по обслуживанию Северного морского пути. Встречать новый год мы будем в красиво украшенной, освещенной электрическим светом кают-компании. Устраиваются торжественный вечер и новогодний ужин. В меню ужина, между прочим, включены жареный поросенок с гречневой кашей, торт, пирожные и хлебный квас.
— К торжественному моменту встречи нового года выпускаем праздничный номер газеты, помещаем много фотографий, отражающих нашу работу за истекший год, делаем елку, готовим маскарадные костюмы, — говорится в радиограмме с острова Уединения (Карское море).
В самом северном населенном пункте земного шара — на острове Рудольфа в кают-компании уже в полной готовности стоит нарядная елка.
— Старый год, — сообщают с этого острова, — мы провожаем, рапортуя о выполнении всех обязательств. Особенно успешно проходит научная работа.
© OCR, правка ББК-10
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 12156
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

"Вихрь", парусно-моторный деревянный бот, ГС

Сообщение ББК-10 » 18 Октябрь 2025 14:02

Советская Арктика, 1941, № 3, с.24-25.

 Советская Арктика 1941_3 - 0024.jpg
А. ПЕРЕПЕЛКИН
Парторг гидрографического судна «Вихрь»

СКВОЗНОЙ РЕЙС ГИДРОГРАФИЧЕСКОГО СУДНА „ВИХРЬ"


Гидрографическое управление Главсевморпути направило в 1940 г. гидрографическое судно «Вихрь» из Архангельска в бухту Провидения. Оно предназначалось для гидрографических работ в районе Анадырь — Колыма. «Вихрь» должен был в одну навигацию пройти весь Северный морской путь, причем большую часть его не в караване, а самостоятельно.
Экипаж был укомплектован архангельскими моряками, во главе с опытным капитаном Р. К. Ивановым.
Снаряженное продовольствием и теплой одеждой на 15 месяцев, судно 21 июля вышло из Архангельска. Экипаж его состоял из 20 человек, кроме того на борту было три человека экспедиционного состава.
Начальнику экспедиции Н. Я. Колодьеву было дано задание произвести попутный промер от острова Белого (Карское море) до мыса Сердце-Камень (Чукотское море), а от Сердца-Камень до мыса Дежнева — систематический промер.
25 июля «Вихрь» подошел к Югорскому Шару, но пролив был забит льдом. Пришлось итти на Диксон вокруг мыса Желания.
10 августа судно было уже в архипелаге Норденшельда, где оно соединилось с караваном ледореза «Литке» и прошло с ним до мыса Челюскина. Дальше до бухты Тикси «Вихрь» шел самостоятельно.
Трое суток пришлось итти в трудных ледовых условиях — льды доходили до девяти баллов. Судну приходилось с разгона ломать отдельные перемычки и большие льдины.
От капитана требовались чрезвычайно большое искусство и бдительность. Механики и рулевые матросы были в постоянном напряжении — беспрерывно приходилось делать реверсы. От попадания льдин под гребной винт останавливался главный двигатель.
Эти трудности экипаж преодолел.
В бухту Тикси пришли 22 августа — точно по графику.
Пополнив запасы горючего,
«Вихрь» уже 26 августа отправился дальше на восток.
Восточно-Сибирское море встретило судно неприветливо.
Особенно трудно ему пришлось в районе острова Айон. Тяжелые льды заставляли итти близко к берегу. Судну приходилось наносить сильные удары в лед, чтобы попасть в разводья. От этих ударов на палубе было трудно стоять, а в каютах все летело со столов на пол.
После тяжелых усилий судно 3 сентября вышло к чистой воде на меридиане острова Шалаурова. На этом переходе ему большую услугу оказал ледокол «Л. Каганович», вытащив его однажды из тяжелого льда.
4 сентября «Вихрь» прибыл в район своих основных работ (мыс Шмидта). Путь с запада на восток был закопчен благополучно и без опозданий.
В Чукотском море «Вихрь» проводил гидрографические работы около месяца, после чего получил указание: ввиду плохой погоды (сильные штормы, снежные заряды) и надвигающихся льдов итти в бухту Провидения.
В Колючинской губе, где экипаж брал на судно пресную воду, унесло ветром катер и шлюпку. Посланная на поиски вторая шлюпка тоже не вернулась. Судну пришлось самому итти разыскивать пропавших людей, хотя в губе были не исследованы глубины. Вскоре шлюпки и люди были найдены. Из-за шторма они не могли сами вернуться на судно. Все люди были здоровы, их приютили чукчи в своих ярангах.
Весь путь от Колючинской губы до Провидения пришлось совершить при восьмибалльных штормах. Судно бросало,
Гидрографическое судно «Вихрь» в бухте Провидения в 1940 г.
Фото Воронцова

[24]

 Советская Арктика 1941_3 - 0025.jpg
как щепку, отдельные волны заходили на спардек. Кормовая надстройка с жилыми помещениями уходила в воду. В жилые каюты, радиорубку и салон проникала вода, Машинное отделение, находящееся под кормовыми помещениями, тоже заливало водой, в электропроводке получилось короткие замыкания. Вода, грозила вывести из строя динамомашину. Над постом управлением и динамомашиной пришлось делать зонты из железа.
Механики и моторист работали под соленым дождем. Воздух был насыщен газами. Крен судна доходил до 48°.
7 октября «Вихрь» пришел в бухту Провидения.
Судно прошло семь морей и три пролива. Позади осталось 5067 пройденных миль. Главный двигатель и вспомогательные механизмы работали бесперебойно. В этом большая заслуга всех механиков и моториста Леонтьева.
Производственная работа на судне все время сочеталась с политмассовой. Перед
выходом в рейс мы заключили социалистический договор на соревнование с экипажем зимующего судна «Норд». Кроме того, весь экипаж имел индивидуальные социалистические обязательства.
Партийно-комсомольская группа судна проводила плановую политмассовую работу среди экипажа. Большинство членов экипажа изучают историю партии и конспектируют материал. Некоторые занимаются по первоисточникам.
К 23-й годовщине Великой Октябрьской революции план работы по попутному промеру выполнен на 105%, по систематическому промеру на 163%, горючего сэкономлено на 10%.
Успешный переход нашего судна, и перевыполнение плана работ были нашим подарком к 23-й годовщине Октября.
Экипаж гидрографического судна «Вихрь» обязуется высококачественно провести ремонт и в навигацию 1941 г. отлично выполнить любое задание руководства Главсевморпути.
© OCR, правка ББК-10
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 12156
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53


Вернуться в Полярный флот Росcии/СССР



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 21

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения