"Торос", гидрографическое судно (1930-е гг.)

От ладьи и коча до атомохода.

"Торос", гидрографическое судно (1930-е гг.)

Сообщение ББК-10 » 28 Сентябрь 2025 15:32

Правда Севера, 1939, № 225, 30 сентября.

 Правда Севера, 1939, № 225, 30 сентября-год в архипелаге Норденшельда.jpg
Год в архипелаге Норденшельда

В августе прошлого года «Торос» вышел из Архангельска к архипелагу Норденшельда. Возвратились мы лишь 22 сентября 1939 года.
В течение года проведена большая научная работа. Руководил экспедицией капитан В. А. Радзиевский. План значительно перевыполнен. Участники нашей экспедиции провели топографическую, магнитную съемку всех островов и определили течения в архипелаге. Нами промерены пролив Матисена и подходы к нему с запада вдоль всего побережья до полуострова Зари. Велись наблюдения за приливами и отливами.
Проведено также изучение характера льда. В восточной части архипелага работала подобная же экспедиция на судне «Норд».
Нужно сказать, что помимо работ чисто научного характера участники экспедиции всячески стремились к то-
му, чтобы повысить свою квалификацию. Работали кружки штурманов-двухсоттонников, механиков, мотористов. кружки высшей математики, мореходной астрономии и радиотехники.
Позднее на Диксоне государственная экзаменационная комиссия присвоила звание штурманов матросам Архипову и Запорожцеву, звание механиков двум участникам экспедиции и звание моториста одному человеку.
На судне регулярно выпускалась стенная газета и фотогазета. Устраивались вечера самодеятельности. Проводились стрелковые соревнования и шахматный турнир.
Товарищеская спайка п взаимопомощь обеспечили успешную работу экспедиции. Коллектив выполнил поставленную перед ним задачу.
Н. А. Инкин.
Орденоносец, механик судна «Торос».
Последний раз редактировалось ББК-10 28 Сентябрь 2025 16:31, всего редактировалось 1 раз.
© OCR, правка ББК-10
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 12119
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

"Торос", гидрографическое судно (1930-е гг.)

Сообщение ББК-10 » 28 Сентябрь 2025 15:35

Правда Севера, 1940, № 136, 15 июня.

 Правда Севера, 1940, № 136, 15 июня-люди арктики-зимовка.jpg
Люди Арктики

Жизнь на «Торосе» стала обычной. Люди, готовясь к зимовке, строили палатки, магнитный павильон, баню. Дела всем хватало. Все чаще дул порывистый ветер, шел снег. Наступала суровая полярная зима.
...Весь день бушевала пурга. Сидя у раскаленного камелька, не хотелось думать, что за бортом ветер сносит все, что попадает на его пути. Не хотелось закутываться в десятки одежд, брать тяжелый ледовой бур и итти в пургу. Но дело требовало.
Пора, Слобожаников! - кутаясь в мех, хриплым голосом сказал механик Николай Африканович.
- Я готов! Пошли.
Обледеневшая палуба превратилась в каток. Крепко схватившись за трос, два смельчака уходили в тьму.
- Здесь будем брать пробу,-показывая рукой на тусклый лед, сказал Николай Африканович.
Сильные руки давили на бур. Он вгрызался в мертвый лед, крошил его, входя в толщу.
Полчаса тяжелой работы, и проба получена. Ее мало. Бур не захватывает больше. Еще раз надо повторить работу. Усталыми люди возвращаются на судно. Приветливым и желанным кажется камелек, тусклый электрический свет и нежная мелодия баяна.
- Николай Африканович, бур надо переделать. Может лопасти сделать? Захват больше будет.
Пожалуй, ты прав, Слобожаников. Давай займемся.
Трудное дело. Нет кузнечных инструментов. Надо обойтись слесарным. Слобожаников обошелся. Лопасти были готовы во-время. Теперь не надо было терять драгоценное время на двойную работу.
Как-то капитан вызвал к себе. Николая Африкановича.
- Товарищ Инкин! Сможем ли мы организовать учебу мотористов?
- Можно.
- Ты подумай. Надо их за время зимовки подготовить на механиков!
- Это сложнее. Поговорить с ребятами надо.
И разговор получился неловкий.
- Зря, Николай Африканович, затеваете. Не получится,- говорил Попов. С ним соглашался и Бекетов.
- Попробуем. Плохо-не будем.
Когда кончались дневные работы по ремонту машин, в кают-компании собиались мотористы. На доске появился чертеж, и Николай Африканович начал читать своим слушателям лекции.
В долгие полярные ночи можно было видеть Попова, Бекетова, склонившимися над единственной книгой. Люди учились. Они хотели стать механиками.
На практике они закрепляли теорию. Машина «Тороса» требовала большого ремонта. За время походов валы отработались. Нужна подготовка. Попов и Слобожаников принялись за эту работу. Без станков, ручным способом, два вала были приведены в порядок раньше срока. А весь ремонт машин был произведен за 1 месяц вместо трех.
- Поздравляем вас, товарищи механики!-говорил капитан.
Каждый считал своим долгом притти в машинное отделение, лично осмотреть работу и крепко, от души, пожать руку Николаю Африкановичу.
Зимовка кончилась. Кое-где появились разводья. «Торос» готовился к возвращению на Большую землю. Радист Попов выстукивал в эфир последнюю метеорологическую сводку, а Николай Африканович опробовал машину.
Через пять дней безлюдный остров Джекмана постепенно сливался с горизонтом. Мажорный напев несся над просторами Арктики, будоража вечную тишину. Топограф Анциферов, перебирая клавиши баяна, играл марш.
Все чаще встречались на пути белокрылые чайки, с криком проносившиеся над судном, глыбы сверкающего льда, уносимые на восток. «Торос» шел полным ходом.
...Вот и Большая земля. Окончена далекая полярная зимовка. Но не окончилась работа Николая Африкановича. Он хорошо помнил наказ капитана и старался выполнить его.
Как-то на судне к Николаю Африкановичу подошли взволнованные Попов и Бекетов.
- Уходим от вас, товарищ Инкин!
- Это почему же?
- Экзамен сдали на механиков.
- Куда же вас?
- На «Визе».
- Счастливой работы, товарищи!
Николай Африканович долго смотрел вслед своим питомцам. Жаль было их отпускать; хорошие ребята.
Ник. ГОРНЯК.
© OCR, правка ББК-10
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 12119
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Пред.

Вернуться в Полярный флот Росcии/СССР



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 10

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения