"Батуми" ("Батум", "Батумский Совет"), теплоход танкер

От ладьи и коча до атомохода.

"Батуми" ("Батум", "Батумский Совет"), теплоход танкер

Сообщение ББК-10 » 15 Август 2025 20:19

"Батуми" ("Батум", "Батумский Совет"), теплоход танкер
 БАТУМИ танкер.jpg
 БАТУМИ-ВТ.jpg
 Реестр флота ДВМП БАТУМИ.jpg
© OCR, правка ББК-10
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 11901
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

"Батуми" ("Батум", "Батумский Совет"), теплоход танкер

Сообщение ББК-10 » 15 Август 2025 20:22

Правда, 1934, № 148 (6034), 31 мая.

 Правда, 1934, №148 (6034), 31 мая-рейс в Ленинград.jpg
# 4 океанских танкера — «Батум», «Борис Шеболдаев», «Серго» и «Союз водников» — выходят из Туапсе и Батума в Ленинград. Они доставят около 40 тысяч тонн нефтепродуктов.
© OCR, правка ББК-10
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 11901
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

"Батуми" ("Батум", "Батумский Совет"), теплоход танкер

Сообщение ББК-10 » 15 Август 2025 20:26

Правда, 1936, № 354 (6960), 25 декабря.

 Правда, 1936, №354 (6960), 25 декабря-на гибель пх КОМСОМОЛ-БАТУМИ.jpg
ГОЛОС СОВЕТСКИХ МОРЯКОВ
«Разбойничья действия фашистских пиратов не остановят советских моряков от выполнения их долга».

Р0СТ0В-на-Д0НУ, 24 декабря. (Корр. «Правды»). Черноморское управление нефтеналивного флота получает радиограммы от танкеров по поводу гибели теплохода «Комсомол». Экипаж советского танкера «Батуми», вышедшего из Гамбурга в Стокгольм, вчера радировал:
«Узнав о потоплении фашистскими бандитами советского теплохода «Комсомол», экипаж танкера «Батуми» заявляет, что никакие разбойничьи действия фашистских пиратов не остановят советских моряков,вдохновляемых вождем народов великим Сталиным, от выполнения возложенных на них социалистической родиной задач.
Мы по-стахановски будем возить советские грузы во все страны мира, куда нас пошлет великая советская страна. Мы уверены, что правительство нашей родины
примет необходимые меры и заставит фашистских бандитов ответить за гибель теплохода «Комсомол».
Капитан танкера «Батуми» обратился с призывом ко всем морякам Черноморского нефтеналивного флота начать сбор средств на постройку нового мощного теплохода «Комсомол».
С танкера «Янсон», идущего из Батуми в Одессу, передают:
«Возмущены наглостью фашистских пиратов, поджегших и потопивших советский теплоход «Комсомол». Экипаж танкера «Янсон» готов выполнить любое задание партии и правительства».
Аналогичные радиограммы получены от танкеров «Косиор», «Куйбышев» и «Серго».
© OCR, правка ББК-10
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 11901
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

"Батуми" ("Батум", "Батумский Совет"), теплоход танкер

Сообщение ББК-10 » 15 Август 2025 20:31

Известия, 1937, № 36 (6198), 10 февраля.
 Известия 1937-036 (6198)_10.02.1937 БАТУМИ ТАНКЕР-ПУШКИН.jpg

РОСТОВ-ДОН, 9 февраля. (По телеф. от соб. корр.). Полученная в Туапсе радиограмма с танкера «Батуми», находящегося у берегов Калифорнии, сообщает, что вся команда готовится к пушкинскому юбилейному вечеру. На танкере «Эмба», находящемся сейчас в Черном море, выпущены специальный пушкинский бюллетень и альбом, в котором собраны материалы о Пушкине. В самом Туапсе в новом Дворце культуры готовится большой пушкинский вечер. Силами моряков и их жен ставятся отрывки из «Евгения Онегина», «Бориса Годунова» и «Полтавы».
© OCR, правка ББК-10
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 11901
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

"Батуми" ("Батум", "Батумский Совет"), теплоход танкер

Сообщение ББК-10 » 15 Август 2025 20:35

Правда, 1937, № 62 (7028), 4 МАРТА

 Правда, 1937, №62 (7028), 4 МАРТА-РЕЙС ТАНКЕРА БАТУМ.jpg
РЕЙС ТАНКЕРА «БАТУМ»

ВЛАДИВОСТОК, 3 марта. (Спец. корр. «Правды»). В Тихом океане сейчас находится танкер «Батум», совершающий рейс из Черного моря в Японское. Капитан танкера А. Сидоров сообщил нам сегодня по радио некоторые подробности своего замечательного рейса.
— В начале декабря 1936 года «Батум» вышел из Батуми в очередной рейс в Швецию. В Средиземном море танкер попал в полосу штормов. Экипаж напряженно ждал прохода через Гибралтар, где хозяйничают фашистские пираты. Пользуясь темнотой, мы в ночь на 15 декабря благополучно прошли его.
Через насколько дней, сдав груз в Стокгольме, мы собрались в обратный путь, получили распоряжение из Москвы следовать через Калифорнию во Владивосток. Зашли в Копенгаген, взяли там уголь и пополнили запасы продуктов. В новогоднюю ночь начали свой рейс.
В эту ночь, несмотря на сильный шторм, торжественно встретили новый год. На коллективном ужине первый тост был провозглашен в честь Сталинской Конституции. Затем начался вечер самодеятельности. Музыка и песни заглушали шум шторма.
Через пять дней скрылись берега Англии, и мы углубились в Атлантический океан. 11 суток непрерывно боролись с жестоким штормом, достигавшим силы урагана. Только в средних числах января океан успокоился. Вступили в тропики. При необычайной жаре прошли Панамский капал и 24 января вышли в Тихий океан. Экипаж танкера посетил города Сан-Педро и Лос-Анжелос. Во время стоянки в шорту Сан-Педро на борт «Батума» приходило много экскурсий.
Несмотря на штормовые погоды, сильную качку, жизнь на судне протекает нормально. После вахт и судовых работ команда ежедневно занимается на курсах судоводителей, механиков, в общеобразовательных кружках. Скоро будем во Владивостоке.
* * *
Как сообщили нам в Управлении Дальневосточного пароходства, танкер «Батум» ожидается во Владивостоке через несколько дней.
О. КУРГАНОВ.
© OCR, правка ББК-10
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 11901
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

"Батуми" ("Батум", "Батумский Совет"), теплоход танкер

Сообщение ББК-10 » 15 Август 2025 20:43

Правда, 1937, № 202 (7168), 24 июля.

 Правда, 1937, №202 (7168), 24 ИЮЛЯ-ТАНКЕР БАТУМ-ПЕРЕЛЕТ ГРОМОВА.jpg
ВСТРЕЧА С ЗЕМЛЯКАМИ В АМЕРИКАНСКОМ ПОРТУ
МОСКВА, РЕДАКЦИЯ «ПРАВДЫ»

ТАНКЕР «БАТУМ», 22 июля. (Радио). Экипаж танкера «Батум» рад сообщить, что нам выпало счастье в числе первых советских граждан приветствовать героев нашей великой родины — товарищей Громова, Юмашева и Данилина. 18 июля утром, придя в Сан-Педро, мы узнали, что наши славные летчики находятся в Лос-Анжелосе. Сейчас же мы послали делегацию пригласить товарищей Громов. Юмашева и Данилина на борт танкера. Несмотря на длительное пребывание в море, никто из команды не пошел на берег, хотя стоянка здесь была однодневная. Все с напряжением ждали встречи с теми, кто так блестяще выполнил сталинское задание.
Узнав каким-то образом о предполагающемся приезде наших доблестных летчиков, к теплоходу начала стекаться толпы американских граждан. Поздно вечером к танкеру подъехали машины с товарищами Громовым, Юмашевым и Данилиным, а также членами советской колонии.
Долго не смолкавшее «ура» в честь любимого Сталина, мудрого советского правительства и гордых соколов нашей дорогой родины — бесстрашных советских летчиков не давало возможности говорить. Наконец наступила тишина. Первым вы ступил тов. Громов, затем — Юмашев и Данилин. Они рассказали нам подробности своего перелета. Они говорили о нем, как о самом обычном деле: «Нам партия. товарищ Сталин поручили, — мы выполнили».
— Если кто-либо установит новый мировой рекорд, мы его будем стараться перекрыть,— заявил товарищ Громов.
— Выполнив это задание нашей родины, мы уже готовимся к выполнению следующего, более сложного, — добавил тов. Юмашев.
Наша партия, наш любимый Сталин знают, кому поручено отстаивать честь нашей дорогой родины. Такие люди, как Громов, Юмашев и Данилин, люди сталинского воспитания, в состоянии выполнить любое задание социалистической родины. Мы, советские моряки, преисполнены чувства радости и счастья, что являемся сынами той страны, которая рождает Громовых, Юмашевых и Данилиных, страны, которой руководит славная и великая партия большевиков, мудрый и любимый отец наш и друг товарищ Сталин.
Поздно вечером, осмотрев наши каюты, парткабинет и библиотеку и тепло попрощавшись с нами, героические летчики покинули танкер. Всю ночь мы не могли уснуть, находясь под впечатлением этой радостной встречи.
Как хочется жить, работать, отдать всего себя на благо нашей дорогой социалистической отчизны!
От имени и по поручению экипажа танкера «Батум»
помполит ПАВНИН.

Тихий океан, на пути во Владивосток.
© OCR, правка ББК-10
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 11901
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

"Батуми" ("Батум", "Батумский Совет"), теплоход танкер

Сообщение ББК-10 » 16 Август 2025 09:48

Известия, 1937, № 277 (6439), 29 ноября.

 Известия 1937-277 (6439)_29.11.1937 БАТУМИ ТАНКЕР КРУГОСВЕТКА.jpg
КРУГОСВЕТНОЕ ПЛАВАНИЕ ТАНКЕРА "БАТУМИ"

25 ноября в индийский порт Карачи прибыл советский танкер «Батуми», доставивший керосин из порта Палембанг (остров Суматра). После слива нефтепродуктов корабль отправился снова к берегам Суматры. Приняв на борт новый груз нефтепродуктов, он возьмет курс к мысу Доброй Надежды. Ему предстоит разгружаться в Кейптауне, Момбаса и в других портах юго-восточной Африки. Многие из этих портов судно с советским флагом посетит впервые.
К концу января «Батуми» возвратится в Черное море, в родным берегам, завершив под командованием капитана тов. Панфилова замечательное кругосветное плавание. В прошлом году из Черного моря он вышел к берегам Швеции и оттуда через Панамский канал попал в Лос-Анжелос. От Калифорнии по Тихому океану судно совершило несколько рейсов во Владивосток и в бухту Ногаево Затем оно было переведено на Суматру.
Выбирать в Верховный Совет СССР моряки «Батуми» будут в Индийском океане. (ТАСС).

Правда, 1937, № 328 (7294), 29 ноября.

 Правда, 1937, №328 (7294), 29 ноября Кругосветка танкера.jpg
КРУГОСВЕТНОЕ ПЛАВАНИЕ ТАНКЕРА «БАТУМИ»

В прошлом году из Черного моря к берегам Швеции вышел советский танкер «Батуми». Оттуда через Панамский канал он попал в Лос-Анжелос. От Калифорнии по Тихому океану судно совершило несколько рейсов во Владивосток и в бухту Ногаево. Затем танкер был переведен на Суматру.
25 ноября «Батуми» прибыл в индийский порт Карачи с грузом керосина из порта Палембанг (остров Суматра). После слива нефтепродуктов корабль отправился снова к берегам Суматры. Приняв на борт новый груз нефтепродуктов, он возьмет курс к мысу Доброй Надежды. Ему предстоит разгружаться в Кептоуне и в других портах юго-восточной Африки. Многие из этих портов судно с советским флагом посетит впервые.
К концу января «Батуми» возвратится в Черное море, к родным берегам, завершив под командованием капитана тов. Панфилова замечательное кругосветное плавание.
Около года команда танкера не была на родине. Но моряки живут одной жизнью со своей великой страной. Ежедневно «Батуми» имеет связь с Туапсе — портом приписки корабля. (ТАСС).
© OCR, правка ББК-10
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 11901
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

"Батуми" ("Батум", "Батумский Совет"), теплоход танкер

Сообщение ББК-10 » 16 Август 2025 10:32

Вечерняя Москва, 1937, № 293, 25 декабря.

 Вечерняя Москва, 1937, № 293, 25 декабря-В Индийском океане.jpg
ПО ВОЛНАМ ИНДИЙСКОГО ОКЕАНА

ПОД ФЛАГОМ СОВЕТСКОЙ СТРАНЫ
Советский танкер «Батуми», совершающий кругосветное плавание, находится сейчас с грузом бензина на пути из Палембанга (остров Суматра) к Кептауну (мыс доброй Надежды).
Капитан корабля тов. Панфилов радирует, что танкер миновал Кокосовые острова. «Батуми» плывет в полосе Индийского океана, где палящий зной чередуется с тропическими ливнями.
К мысу Доброй Надежды танкер предполагает прибыть в первых числах января. После захода в порты Дурбан и Момбаса, корабль возьмет курс к Черному морю, к берегам родины.
© OCR, правка ББК-10
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 11901
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

"Батуми" ("Батум", "Батумский Совет"), теплоход танкер

Сообщение ББК-10 » 16 Август 2025 10:34

Вечерняя Москва, 1937, № 299, 31 декабря.

 Вечерняя Москва, 1937, № 299, 31 декабря-у берегов Мадагаскара.jpg
У БЕРЕГОВ МАДАГАСКАРА
НОВЫЙ ГОД НА ТАНКЕРЕ "БАТУМИ"

Вдали от берегов родины встречают новый год моряки советского торгового флота. Под разными широтами, по разным морям и океанам плывут наши корабли.
В южном полушарии, вблизи берегов Мадагаскара, встречает новый год экипаж танкера «Батуми», совершающего большое кругосветное плавание.
С борта «Батуми» получена радиограмма, сообщающая, что корабль, груженный нефтепродуктами, успешно продолжает рейс по Индийскому океану от острова Суматра к портам юго-восточной Африки — Кептаун, Дурбан и Момбаса.
— Наши артисты, — говорится в радиограмме, — готовятся к новогодним выступлениям. Повар корабля усиленно занят приготовлением вкусного и обширного праздничного меню. На товарищеском ужине будут отмечаться лучшие люди танкера. Ровно в 12 часов раздастся громовое «ура» в честь 1938 года, в честь великой социалистической родины. Моряки поднимут бокалы за свой народ, за вождя народов товарища Сталина.
© OCR, правка ББК-10
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 11901
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

"Батуми" ("Батум", "Батумский Совет"), теплоход танкер

Сообщение ББК-10 » 16 Август 2025 20:19

Известия, 1938, № 1 (6468), 1 января.

 Известия 1938-001 (6468)_01.01.1938 БАТУМИ ТАНКЕР-КАПИТАН ПАНФИЛОВ.jpg
В ТРОПИЧЕСКИХ МОРЯХ

В конце января к родным черноморским берегам из кругосветного плавания вернется танкер «Батуми». Сейчас «Батуми», прокладывая кораблям советского торгового флота новые трассы, совершает рейсы от острова Суматры к южно-африканским портам — Кейптаун, Дурбан и Момбаса. По договору с американской нефтяной компанией «Стандарт-Ойл» танкер перевозит нефтепродукты. В далеких тропических морях южного полушария советские моряки сердцем и мыслью с любимой родиной встречают новый год. Радиограмма с борта «Батуми» гласит: «Рейс проходит успешно. Перед новым годом у нас царит необычайное оживление. Всюду наведена ослепительная чистота. Артисты готовятся к новогодним выступлениям. Повар усиленно занят приготовлением новогоднего ужина. На товарищеском ужине мы отметим лучших людей танкера. Ровно в 12 часов прогремит «ура» в честь 1938 года, в честь великой социалистической родины. Мы поднимем бокалы за свой народ, за вождя народов товарища Сталина.
Капитан ПАНФИЛОВ».

Правда, 1938, № 24 (7349), 25 января.

 Правда, 1938, №24 (7349), 25 января-через 3 океана.jpg
ЧЕРЕЗ 13 МОРЕЙ И 3 ОКЕАНА
ТАНКЕР «БАТУМИ» ЗАКАНЧИВАЕТ КРУГОСВЕТНОЕ ПЛАВАНИЕ

Из африканского порта Момбаса, заканчивая кругосветное плавание, 20 января направился в Черное море, к родным берегам, советский танкер «Батуми».
Замечательное плавание танкера началось еще в декабре 1936 года, когда из Батумского порта он вышел через Средиземное море к Швеции. Здесь экипаж корабля получил задание — взять курс к берегам Калифорнии.
В тропической жаре советские моряки миновали Караибское море и Панамский канал. Затем корабль вышел в Тихий океан и посетил Лос-Анжелос и Сан-Педро, откуда совершил несколько рейсов во Владивосток и в бухту Ногаево.
Из порта Палембанг, на Суматре, корабль с грузом керосина прибыл в порт Карачи (Индия). После слива нефтепродуктов «Батуми» снова направился к берегам Суматры. Приняв на борт новый груз нефтепродуктов, он взял курс к портам Юго-Восточной Африки. Далекий путь лежал по Индийскому океану мимо Кокосовых островов и берегов Мадагаскара.
Судно прошло 13 морей и 3 океана.
В начале января 1938 г. танкер прибыл к мысу Доброй Надежды, в порт Кептаун. Оттуда вдоль побережья он вышел в порты Ист-Лондон, Дёрбан и Момбаса, где также производил слив нефтепродуктов. В первой декаде февраля он ожидается в Туапсе.
(ТАСС).
Последний раз редактировалось ББК-10 16 Август 2025 20:30, всего редактировалось 2 раз(а).
© OCR, правка ББК-10
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 11901
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

"Батуми" ("Батум", "Батумский Совет"), теплоход танкер

Сообщение ББК-10 » 16 Август 2025 20:22

Вечерняя Москва, 1938, № 31, 8 февраля.

 Вечерняя Москва, 1938, № 31, 8 февраля БАТУМИ-85000 миль.jpg
ШЕСТЬ РАЗ ЧЕРЕЗ ЭКВАТОР
"БАТУМИ" ПРОШЕЛ 85.000 МИЛЬ

ОДЕССА, 6. (Наш корр.). Черноморский танкер «Батуми» заканчивает кругосветное плавание, начатое в декабре 1936 года. За это время судно прошло три океана, 13 морей и 8 проливов, покрыв около 85 тысяч миль. Экипаж выдержал героическое испытание — жестокие штормы Тихого океана и невыносимый зной тропиков.
Приближаясь к родному порту Туапсе, капитан «Батуми» Панфилов прислал вчера в Одессу радиограмму, в которой он сообщает:
«От порта Батуми через порты Швеции, Атлантику, Панамский канал, Калифорнию, Тихий океан, тропическую Суматру, Индию, мыс Доброй Надежды снова возвращаемся в родной Туапсе. Шесть раз пересекли экватор, с честью пронесли гордое знамя Страны Советов. Довольны, что успешно заканчиваем порученное нам задание. Самой большой радостью для нас является возвращение на родину, в страну социализма, счастливей которой мы не встречали, хотя много раз обошли вокруг земного шара. Приближаясь к родным берегам, шлем пламенный привет любимому отечеству, морякам, семьям».
Д. Лист.
© OCR, правка ББК-10
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 11901
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

"Батуми" ("Батум", "Батумский Совет"), теплоход танкер

Сообщение ББК-10 » 16 Август 2025 20:25

Известия, 1938, № 37 (6504), 14 февраля.

 Известия 1938-037 (6504)_14.02.1938 БАТУМИ ТАНКЕР ОДЕССА.jpg
ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЙ РЕЙС

ОДЕССА, 13 февраля. (По телеф. от соб. корр.). В ночь на 12 февраля в нефтяной гавани Одесского порта бросил якорь танкер «Батуми». За три дня до этого — 8 февраля, в 11 час. утра, он закончил в порту Батуми 14-месячное плавание через пятнадцать морей и три океана. За 14 месяцев плавания не было ни малейшей поломки механизмов. Иностранный фирмы, нефтепродукты которых «Батуми» перевозил в порты Южной Африки и Индии, не предъявили ни одной рекламации по поводу количества или качества доставленного груза. Между тем в практике нефтеперевозок на мировом рынке сплошь и рядом возникают претензии к администрации наливных судов. Директор компании «Вакуум-Ойл» выразил команде «Батуми» благодарность за высококачественную и своевременную доставку нефтепродуктов в Кейптаун.
Танкер, закончив свой рейс, должен был стать на ремонт, а команда — получить неиспользованные в 1937 году отпуска. Однако, узнав о необходимости срочных перевозок горючего на Украину для нужд весеннего сева, моряки обязались немедленно доставить в Одессу партию тракторного керосина и лигроина. Через несколько часов после прибытия в Батуми танкер стал под погрузку.
Сегодня, в 7 часов утра, закончив выкачку в Одессе, «Батуми» снялся за очередной партией нефтепродуктов. В виде исключения семьям моряков разрешено сопровождать в этот рейс команду. На судне течет обычная жизнь. 8 февраля, в день прибытия из 14-месячного рейса, трое матросов первого класса, занимавшихся в кружке технической учебы, сдали экзамен на звание штурманов.
© OCR, правка ББК-10
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 11901
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

"Батуми" ("Батум", "Батумский Совет"), теплоход танкер

Сообщение ББК-10 » 17 Август 2025 12:27

Вечерняя Москва, 1938, № 91, 21 апреля.

 Вечерняя Москва, 1938, № 91, 21 апреля Записки радиста-1.jpg
А. Мясников
Вокруг света на танкере
ЗАПИСКИ РАДИСТА

СОВЕТСКИЙ НЕФТЕНАЛИВНОЙ ТЕПЛОХОД «БАТУМИ» СОВЕРШИЛ БОЛЬШОЕ КРУГОСВЕТНОЕ ПЛАВАНИЕ, ПОБЫВАВ В ЧЕТЫРЕХ ЧАСТЯХ СВЕТА.
НИЖЕ МЫ ПЕЧАТАЕМ ЗАПИСКИ РАДИСТА ТЕПЛОХОДА «БАТУМИ» тов. А. МЯСНИКОВА.

1. ЧЕРНОЕ МОРЕ — ТИХИЙ ОКЕАН
МЫ снялись из Батуми 1 декабря 1936 года и, медленно пройдя маяк Бурун-Табия, взяли курс на Босфор. Так начался очередной рейс советского танкера «Батуми» — мощного нефтеналивного судна грузоподъемностью в 9500 тонн. Нас было больше сорока моряков, молодых и старых, видавших морские виды и впервые отправляющихся в заграничное плавание. В Батуми мы погрузили нефтепродукты для портов Швеции: Гетеборга, Стокгольма и Гевле. Мы знали, что нам предстоит интересный рейс, однако вряд ли кто-нибудь мог предполагать, что очередной будничный переход советского танкера превратится в грандиозное кругосветное плавание. Мы пробыли в плавании 428 дней. Два раза обогнули мыс Доброй Надежды, шесть раз пересекали экватор, посетили множество портов в государствах, находящихся на противоположных концах земного шара.
Из вечного лета экваториального пояса мы переносились в благодатный климат Трансвааля. Мы дышали хвойным воздухом Швеции и любовались чудесными холмистыми берегами Южной Африки...
Путешествие наше началось без всяких приключений. Мы медленно пересекли Черное море и после двухсуточного перехода достигли Босфорского пролива. Меж высоких живописных берегов, гордо неся развевающийся красный флаг, наш танкер миновал Стамбул и вышел в Мраморное море. Мимо следовали суда всех флагов и наций. Босфорский пролив густо «населен». Наше судно было как бы маленьким пловучий советским городком. И чем дальше уходили мы от советских берегов, тем большее значение приобретала для всех нас радиорубка. Она была единственным звеном, связывавшим нас с родиной. На этом этапе путешествия мы еще имели возможность держать непосредственную связь с советскими радиостанциями, и ежедневно весь экипаж слушал передачи из Москвы, Одессы, Симферополя.
Спокойное плавание не предвещало, казалось, никаких волнений. Мы прошли Дарданельский пролив, представляющий собою узкую, глубокую полосу, отделяющую Азию от Европы. У входа в Эгейское море нашим глазам представилась печальная картина: по берегу простиралось гигантское кладбище жертв мировой войны 1914 года.
Мы шли без остановок, минуя берега Греции, благополучно обогнув мыс Матапан, остров Сицилию, мимо итальянских земель, и 15 декабря 1936 года увидели черные скалы Гибралтарского пролива. Этот пролив, никогда не представлявший опасности для мореплавателей, стал теперь одним из самых опасных мест.
Здесь впервые за время нашего путешествия нам пришлось соблюдать осторожность. Всего лишь за сутки до нашего прихода пиратские фашистские корабли потопили на этом месте славный советский теплоход «Комсомол».
Бандиты искали новых жертв. Мы видели, как яркий луч прожектора испанского мятежного миноносца шарил в ночной темноте. Нам удалось уйти лишь благодаря множеству попутных и встречных судов, заслонивших нас. Уходя, мы видели, как хищный мятежный миноносец поочередно наскакивал на другие суда и, освещая их прожектором, читал надписи на бортах. Удостоверившись, что это не советское судно, он полным ходом мчался к другому кораблю. Наш танкер тем временам был уже вне опасности.
Пройдя берега Португалии, миновав острова Великобритании, мы достигли, наконец, цели своего плавания. В шведских портах мы сдали груз и отправились в обратный путь, в родное Черное море. Однако неожиданно 27 декабря 1936 года моя станция приняла радиограмму, переданную нам через рацию шведского порта Гевле. В этой радиограмме «Союзнефтеэкспорт» предлагал танкеру «Батуми» немедленно следовать в Америку, в штат Калифорния, в порт Лос-Анжелос, там взять груз и отвезти его во Владивосток.
Это был ответственный рейс. Хотя он оттягивал наше возвращение на родину на очень долгий срок, по что это могло значить в сравнении с гордым чувством выполняемого долга перед социалистической родиной!
Команда танкера по радио заверила, что трудный сверхдальний рейс будет выполнен. Нам предстояло пройти через Атлантический и Тихий океаны, надо было пройти их без аварий, без единого перебоя в работе машин.
Чтобы пополнить запасы провизии и воды и взять топливо для двигателей, мы зашли в Копенгаген. Если бы спросить любого из нас, что его больше всего поразило в столице Дании, каждый ответил бы — велосипедисты. Побывав впоследствии во всех частях света, кроме Австралии, мы нигде не видели такого велосипедного «наводнения», как в Копенгагене...
1937 год мы встретили в Северном море. В новогоднюю ночь налетел сильнейший шторм. Но он не помешал советским морякам встретить новый год и провозгласить первый тост за родину, за самую демократическую в мире Конституцию, за ее творца товарища Сталина.
Штормовой ветер не отстал от нас и при входе танкера в Атлантический океан. Он дул с силой а десять баллов. Судно стало «нырять». Вскоре ветер достиг ураганной силы. Шторм трепал нас 11 суток, но команда, как всегда, чувствовала себя бодро, подшучивая над штормом. Матросы говорили, что, если бы не шторм, они не получили бы настоящей океанской закалки.
Занятия в кружках протекали нормально. К приходу во Владивосток шесть матросов готовились сдать экзамен на водителей маломерных судов, пять мотористов — на механиков и двое — в военно-летную школу.
Мы шли со скоростью 11 с половиной миль в час, спугивая стаи летучих рыбок. Танкер пересек тропик Рака. прошел мимо группы Антильских островов. Со дня на день мы должны были «открыть» Америку.
Наконец после многодневного плавания в Атлантическом океане мы 24 января 1937 года вошли в первый на нашем пути американский порт Колон.
Это — небольшой город, утопающий в тропической зелени. Он населен преимущественно неграми. Здесь мы воочию убедились в том, как насаждает японская разведка своих шпионов в преддверии Панамского канала. Чуть ли не на каждом шагу тут можно увидеть японскую парикмахерскую. Можно подумать, что все нищее негритянское население Колона только тем и занимается, что стрижется и бреется...
Больше никаких особых примет у города не оказалось. Как и всякий портовый город капиталистического мира, он изобилует кабаками и кафе-шантанами. Мы недолго простояли в Колоне. Приняв на борт лоцмана-американца, мы отправились в путь и в тот же день подошли к первому шлюзу Панамского канала.
Как только мы подошли к каналу, с обеих сторон шлюза танкеру были поданы стальные тросы. Электровозы, двигаясь по стенам камеры, потянули за собой судно. Машины танкера прекратили работу.
Длина Панамского канала — больше 80 километров. Это расстояние мы прошли за 9 часов. Но ступеням шлюзов наш танкер поднялся на 68 метров над уровнем Атлантического океана.
Мы вошли в Тихий океан и взяли курс на Лос-Анжелос. Кругом расстилались безбрежные просторы океана. Светило яркое тропическое солнце. Изредка в отделении вырисовывались очертания какого-либо судна, направлявшегося к Панаме. Иногда у самого борта «Батуми» появлялись кашалоты. Они плыли стадом, пуская огромные водяные фонтаны. К судну смело приближались большие панцирные черепахи темнозеленого цвета и о любопытством вытягивали головы из воды.
Наша судовая радиостанция беспрерывно поддерживала связь с Туапсе через рацию теплохода «Союз водников», возвращавшегося домой из европейского рейса. Когда же «Союз водников» стал приближаться к Черному морю, мы и его перестали слышать. Сильные атмосферные разряды делали прием советских станций невозможным. Мне пришлось оставить мечту связаться с Атлантикой и Черным морем, надо было искать связи с Азиатским материком.
Мы были все ближе и ближе к Калифорнии, и однажды, глубокой ночью, после тщетных попыток в течение двух суток наладить о кем-нибудь связь, я услышал в эфире чьи-то позывные. Это была радиостанция дальневосточного города советской молодежи — Комсомольска...
© OCR, правка ББК-10
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 11901
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

"Батуми" ("Батум", "Батумский Совет"), теплоход танкер

Сообщение ББК-10 » 17 Август 2025 12:30

Вечерняя Москва, 1938, № 93, 23 апреля.

 Вечерняя Москва, 1938, № 93, 23 апреля Записки радиста-2-в Америке.jpg
А. Мясников
Вокруг света на танкере
ЗАПИСКИ РАДИСТА

2. ЛОС-АНЖЕЛОС — ВЛАДИВОСТОК
ПЕРЕХОД от Панамского канала до Лос-Анжелоса занял 11 суток. Погода стояла прекрасная. Было так жарко, что вся команда работала и расхаживала по судну в одних трусах. Когда жара стала невыносимой, наш шеф-повар, бывший краснофлотец Сережа Зверев, внес ценное предложение. Он приделал к шланг-балке продырявленную бочку и пустил в нее забортную воду. Так был сконструирован кустарный, но довольно безотказно действовавший душ. Здесь были всегда битковые сборы. Каждый из нас старался занять место под душем вне очереди. Календарь показывал конец января, и в то время, когда мы изнывали от жары, у нас на родине стояли лютые морозы.
1 февраля наш старший механик Хмелевский, которому, несмотря на тридцатилетний возраст, укладом морской жизни было положено по штату прозвище «дед», счел необходимым сменить форсунки. Судно на два часа остановилось в открытом океане. Пользуясь стоянкой, некоторые товарищи попросили у капитана разрешения спустить шлюпку и прокатиться в Великом океане на веслах. Капитан разрешил, но строго приказал не купаться, так как с борта были замечены акулы.
Нас было семеро. Мы спустились в шлюпку и дружно налегли на весла. Мы быстро удалились от судна. Давно не испытывал я такого удовольствия. Вокруг — зеркальная гладь океана... Но вдруг из-за вала мертвой зыби на нас налетела стая альбатросов. Их агрессивные намерения были слишком явны. Они метили клюнуть зазевавшегося в голову. Мобилизовав багры, шесты и весла, мы отразили неожиданную атаку. После этого мы поспешили возвратиться на нашу пловучую базу...
5 февраля благополучно прибыли в Сан-Педро — так называется порт огромного города Лос-Анжелоса. Вместе со всеми своими пригородами Лос-Анжелос по занимаемой им площади — самый большой город в Америке. Он имеет 70 километров в диаметре. Население города — около двух миллионов человек. Замечательные пригороды — Голливуд, Эльзегундо, Редондо, Санта-Моника и Сан-Педро — являются гордостью и украшением Лос-Анжелоса. В порту мы были поражены мертвой спячкой. Позже мы узнали, что здесь происходила большая забастовка портовых рабочих и моряков. В течение двух суток работа не производилась на 70 торговых судах, стоявших в порту. Забастовка кончилась в пользу бастовавших. Предприниматели вынуждены были удовлетворить требования рабочих об увеличении заработной платы.
После необходимых формальностей в приеме судна местными властями команда, свободная от вахты, сошла на берег. Наш теплоход был первым советским судном, зашедшим в Лос-Анжелос. На берегу нас ожидала толпа любопытных, предлагавшая свои автомобили для поездки по городу.
Некоторые особенно любознательные американские граждане не удовлетворились наружным осмотром советского теплохода и поднялись на борт. Они все осматривали, обо всем подробно расспрашивали, искренно восхищаясь чистотой и порядком на судне.
Вскоре мы лично увидели то, что нам было известно из книг. Мы видели негров, сидящих в кино отдельно от белых в маленьких отгороженных загонах на галерке. Мы обратили внимание на то, что в автобусах негров можно увидеть только на втором этаже. В трамваях в присутствии белых женщин негры обязаны стоять, если даже в вагоне есть свободные места.
Машины быстро умчали нас из Сан-Педро в Лос-Анжелос. Нам нужно было проехать в Эльзегундо, куда танкер «Батуми» должен был подойти за бензином. Однако мы, как видно, сели на другой поезд и неожиданно оказались в Редондо. Лил сильный дождь. Было поздно, и мы не могли найти такси. У автомобильной остановки какой-то американец заправлял свою машину. На международном языке жестикуляций и мимики мы объяснили ему, что с нами произошло. Американец был краток:
— Советские моряки! Ол-райт! О-кей! Плиз сит-даун!
И мы помчались по шоссе. В «форде» весело играло радио. Американец довез нас до нефтеналивного причала и от платы за проезд категорически отказался.
7 февраля мы снялись в последний этап пути. Нам предстояло пересечь Тихий океан.
На шестые сутки плавания океан не оправдал названия, данного ему Магелланом.
Мы пошали в жестокий шторм. Наш танкер швыряло, как игрушку. Легко представить себе силу урагана и волн, если вспомнить, что грузоподъёмность нашей «игрушки» была равна 9.500 тоннам. Волны достигали капитанского мостика, брызги вздымались к самому высокому месту на судне — к радиорубке. Небосвод был затянут тяжелыми тучами, трое суток мы не могли установить обсервации. Когда погода стихла, мы смогли подсчитать «потери». В бою со штормом оказались погнутыми железные трапы переходного мостика, поломаны каютные иллюминаторы, разрушена пекарня около судовой трубы. Но судовая машина осталась невредимой и работала прекрасно.
28 дней мы рассекали волны Великого океана и 6 марта 1937 года подошли к кромке припортовых льдов. Навстречу ном вышел краснознаменный ледорез «Литке».
Нас поджидали во Владивостоке письма родных. Три месяца мы не имели подробных известий из дома, довольствуясь краткими радиограммами. Владивостокские моряки и портовые рабочие устроили нам радушную встречу. Но недолго пришлось нам пробыть у берегов родной страны. Через четыре дня мы снялись в обратный путь.
Мы совершили под ряд пять рейсов между Владивостоком и Лос-Анжелосом. 18 июля на нашу долю выпало великое счастье быть в число первых советских граждан, приветствовавших на американском континенте героев-летчиков тт. Громова, Юмашева и Данилина. Мы стояли в Сан-Педро, когда туда прибыли герои-летчики, совершившие свой непревзойденный перелет Москва — Северный полюс — Северная Америка.
Американцы поистине удивительный народ. Они узнали о том, что летчики посетят танкер, еще до того, как об этом узнали мы. В течение нескольких минут вся площадь в порту у места стоянки «Батуми» была заполнена народом. Товарищи Громов, Юмашев и Данилин провели вечер у нас на судне и подробно рассказали нам о своем перелете. Поздно ночью, когда они уезжали от нас, площадь в порту была попрежнему заполнена любопытными американцами.
1 октября мы завезли весь груз, взятый в Америке, в бухту Ногаево, в советский порт на Колыме. Поразительно видоизменился этот край за последние годы. В трех километрах от бухты Ногаево вырос новый город Магадан. Здесь двух- и трехэтажные каменные дома с электричеством, канализацией, водопроводом. От Магадана в глубь девственной тайги больше чем на 500 километров протянулась автомобильная дорога.
Из Ногаево мы вновь направились во Владивосток. Наше долгое путешествие казалось подходило к концу. В Южно-Китайском море мы встретили советский теплоход «КИМ». По радио наш судовый врач тов. Вербов передал врачебный совет второму механику «КИМ’а», заболевшему у острова Цейлон тропической лихорадкой. Спустя пять дней мы получили от «КИМ'а» благодарственную радиограмму. Больному стало значительно лучше.
30 октября моя рация приняла радиомолнию. В ней предписывалось танкеру «Батуми» следовать к острову Суматра, в Палембанг. Там взять груз и отвезти его в Южную Африку, в порты: Кептаун, Ист-Лонлон, Дюрбан и Момбаса. Тут мне досталось работы: полетели радиограммы на родину — семьям, родным, друзьям. Мы извещали всех, что наше возвращение домой задержится еще месяца на два...
© OCR, правка ББК-10
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 11901
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

"Батуми" ("Батум", "Батумский Совет"), теплоход танкер

Сообщение ББК-10 » 17 Август 2025 12:33

Вечерняя Москва, 1938, № 101, 5 мая.

 Вечерняя Москва, 1938, № 101, 5 мая Записки радиста-3-в Африке.jpg
А. Мясников
Вокруг света на танкере
ЗАПИСКИ РАДИСТА

3. В АФРИКАНСКИХ КОЛОНИЯХ
5 НОЯБРЯ танкер пересек экватор. Мы вошли в Южное полушарие. Здесь стояла невероятная жара. Наш шеф-повар Сережа Зверев. уже не раз выручавший команду своим изобретательством, и на этот раз пришел на помощь. Идя навстречу насущным тропическим запросам, он сконструировал пловучий бассейн для купанья.
Танкер «Батуми» вошел в глубокую тропическую реку Палембанг и направился к порту того же названия. Мы шли вдоль оплошных стен девственных тропических лесов. До нас доносились разноголосое пение птиц и резкие крики обезьян. На отмелях реки мы видели свайные постройки малайцев. Их архитектура ничуть не изменилась, вероятно, еще с тех незапамятных времен, когда люди впервые стали заселять гигантский дикий остров Суматру.
7 ноября мы праздновали на судне 20-ю годовщину Великой Октябрьской социалистической революции. Вряд ли эти широты видели когда-нибудь судно так празднично разукрашенное, как наш танкер в этот день. Над нами от носа до кормы трепетали праздничные флаги. На флагштоке гордо развевался большой парадный красный стяг. В таком виде мы пришвартовались в порту Палембанг, вызвав живой интерес местных жителей.
Здесь на каждом шагу глазам нашим представлялись контрасты колониальной жизни. В отдалении от жалких свайных домиков малайцев — гигантские, построенный по последнему слову американской техники заводы компании «Стандарт-Ойл». Комфортабельные конторы-особняки и дома, принадлежащие белым.
На катере мы переплыли на другой берег реки и очутились в городе Палембанг. Когда мы садились в катер, полисмен-индус отсеивал пассажиров «чистых» от «нечистых». К «чистым» относились белые, они шли в носовое отделение катера. Малайцев отправляли на корму.
В течение всей стоянки нас донимали сильная жара и москиты. Резкая перемена климата давала себя чувствовать Однако все кончилось благополучно, и никто не заболел тропической лихорадкой.
Продолжая наше путешествие, мы взяли курс на Индию, прошли в двух милях от Сингапура и через несколько дней прибыли в индийский порт Карачи. На этом этапе плавания мы вновь имели возможность связываться непосредственно с советскими станциями по радио.
В Карачи — большом европейском городе с прямыми улицами, высокими домами и населением более 100 тысяч человек — нас также поразила нищета. Мы многое читали об этом в книгах, но никогда не представляли себе всего ужаса этого нищенского бытия.
Мы шли по улице, я и наш повар тов. Зверев. Нищие буквально хватали нас за рукава, прося милостыню. Я отдал всю мелочь, которая у меня была. У Зверева же не было с собой индийских денег, Несчастные преследовали его до тех пор, пока он в доказательство не вывернул карманы брюк и пиджака.
Наш судовые поэт штурман Инфелицын, возвратясь на борт танкера после прогулки по Карачи, написал хорошие стихи. В них мне запомнились такие строчки:
«... Как угнетен тот край... Какая нищета...
Везде вокруг себя я вижу только нищих.
На грязных улицах здесь варится еда,
Без крова люди спят и с псами делят пищу».

Такова Индия — «жемчужина в короне английского короля»...
Когда мы возвратились на остров Суматру, команде не разрешили сойти на берег: мы прибыли из города Карачи, который считается очагом чумы. Жара становилась с каждым днем нестерпимее. И всю работу по выборам в Верховный Совет ССОР нам пришлось перенести на палубу: находиться в закрытых помещениях не было никакой возможности.
12 декабря, находясь за экватором, в другом полушарии, мы в праздничном и приподнятом настроении опускали наши бюллетени в избирательные урны. Мы чувствовали себя совсем близко от родины. Нас связывали с ней общая любовь, общие интересы, общая цель.
Затем мы отправились в глубь Южной Африки. Этот район мало посещаем судами Мы прошли 5 тысяч миль и не встретили ни одного судна. Только гигантские белокрылые птицы провожали нас, да стайки летучих рыбок разлетались в стороны при нашем приближении.
1939 год мы встретили там, где полдневное солнце находится на севере, а не на юге, как у нас на родине.
У мыса Игольного, в южной оконечности Африки, нам стали встречаться пассажирские и грузовые суда. Среди них были большие океанские пароходы, идущие в порты Африки и к Мадагаскару.
Наконец мы увидели окраинные дома большого города Кептаун. Город раскинулся у подножия гигантской горы, вершина которой, ровная, как стол, привлекает к себе множество туристов. Однако восхождение на эту гору модернизировано до пределов и не представляет никакой трудности: к вершине ведет подъемная электрическая дорога.
Кептаун, главный город мыса Доброй Надежды, очень красив. В нем много богатых улиц, скверов. Шумное движение: автобусы, троллейбусы, трамваи. Здесь 120 тысяч белых и около 100 тысяч негров. «Черные» получают за одинаковый труд в семь раз меньше, чем белые.
Здесь в порту стоял германский фашистский крейсер «Шлезвиг-Гольдштейн». Мы были свидетелями возмутительной сцены, которая, как видно, доставляла германским морякам массу удовольствия.
Мимо фашистского крейсера неосторожно прошел повар-китаец со стоявшего рядом судна. Фашисты подняли свист и улюлюканье. Они всячески издевались над ни в чем неповинным китайцем, всячески оскорбляли его и чуть не избили. Вероятно, этот «героический» подвиг расценивался ими как акт солидарности с их японскими друзьями.
Мы побывали затем в Ист-Лондоне, маленьком приморском городке. Здесь мы наблюдали интересное зрелище. Сплошной поток автомашин катился по шоссе. Это падкие до сенсаций курортные жители стекались поглядеть на сидящий на мели английский грузовой пароход «Звезда».
Нам предстояло еще посетить два порта: Дюрбан и Момбасу. Дюрбан оказался большим и чрезвычайно красивым городом. Это — излюбленный курорт богачей, сражающихся сюда из всех частей света. Роскошные отели, банки, курзалы, театры, рестораны... Казалось бы, все здесь предусмотрено для того, чтобы человеку жилось легко и приятно. Но разве скроешь куда-нибудь нищету населения? Позорное рабство рикш, вынужденных рядиться в нелепые пестрые тряпки, мазать свою кожу цветными полосами, надевать на головы козлиные рога... Рядом с неописуемой роскошью отелей — неописуемая нищета кафров и зулусов, коренных жителей этой страны...
В Дюрбане впервые после многомесячного перерыва мм увидали советскую газету. Это была газета «Известия» Она приходит в Дюрбан на двадцатые сутки. Газета очень обрадовала нас.
Спустя еще восемь дней танкер «Батуми» стал на рейде порта Момбаса. Этот порт находится невдалеке от Занзибара в восточной части Африканского побережья. Еще один порт, и снова та же картина: фешенебельные отели центра и камышевые хижины окраин. Такова жизнь в колониях, под «счастливой» опекой цивилизованных стран...
31 января мы проследовали по Суэцкому каналу. В середине канала (в озере Измаиле) стоял итальянский военный миноносец. Завидев советский флаг, фашисты подняли страшный шум. Однако никакого вреда причинить нам они не могли...
Находясь в канале, мы вновь услышали по радио Советский Союз. Это была радиостанция Симферополя.
У Греческого архипелага наш быстрый ход пытался задержать 9-балльный шторм. Но он не испугал нас, привыкших к бурям и штормам за свое 428-дневное кругосветное плавание. Мы с каждым часом были все ближе и ближе к родным советским берегам и 8 февраля 1938 года, с честью выполнив задание по нефтеперевозкам, вошли в Батумский порт...
Так окончилось большое кругосветное плавание советского танкера «Батуми»...
© OCR, правка ББК-10
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 11901
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

След.

Вернуться в Полярный флот Росcии/СССР



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения