Биолог стал врачом
Доктор А. ЧЕЧУЛИН
Год тому назад т.
Ширшов обратился ко мне с просьбой подготовить его к предстоящей зимовке, чтобы в случае нужды он мог выполнять обязанности врача. Я согласился и составил план занятий. Для этого мне пришлось вспомнить все заболевания, с которыми чаше всего приходится встречаться в полярных экспедициях.
Здоровые, крепкие люди хорошо переносят полярные условия и сильные морозы. В результате правильно организованного питания на наших зимовках совершенно исчезла цынга. Однако в условиях крайнего Севера возможны всякие другие заболевания. Биолог Ширшов, как участник предстоящей экспедиции, принимающий на себя обязанности врача, должен был так подготовиться, чтобы в случае нужды не только ставить диагноз, но и лечить и даже делать операции.
Обучение началось в клиниках государственного ордена Ленина Института усовершенствования врачей нм. С. М. Кирова. Мы условились, что т. Ширшов будет посещать хирургическую клинику.
Я опасался, что вид больших ран произведет слишком сильное впечатление на непривычного человека. Однако т. Ширшов блестяще выдержал это испытание и несколько дней спустя сам делал перевязки.
Когда стало ясно, что работа в перевязочной уже усвоена, мы перешли в операционную. Здесь в первый же день мы показали наиболее серьезные операции. Тов. Ширшов внимательно наблюдал за работой хирургов и наркотизаторов.
Затем мы занялись наблюдением за работой сестер, уходом за больными и техникой впрыскивания камфары, морфия и других лекарств.
Закончив в течение двух месяцев общую подготовку, мы перешли в амбулаторию, куда являлись больные с нарывами, фурункулами, ушибами и т. д. Спустя день т. Ширшов уже сам стал делать повязки, ознакомился с общими приемами диагностики и методами обезболивания, а затем усвоил принципы асептики. Когда мы начали направлять к нему приходящих первичных больных, он внимательно расспрашивал их, осматривал, ставил диагноз и давал указания. Скоро он научился делать впрыскивания, произвел первые операции, уверенно вскрывал гнойники, останавливал кровотечение и зашивал раны.
В хирургической амбулатории, кроме меня, т. Ширшовым руководили также приват-доцент доктор
В. И. Горбунов и доктор
Ю. А. Бойчевская. Работая под руководством д-ра Бойчевской на трупах, он ампутировал пальцы, кисти рук, ноги, предплечья; научился быстро накладывать швы.
В заключение своего курса т. Ширшов, присутствуя на приемах у терапевта. научился выслушивать и выстукивать сердце и легкие, усвоил все необходимое для элементарного определения внутренних заболеваний и методы лечения.
Так как груз экспедиции весьма ограничен, то мы рекомендовали т. Ширшову захватить с собой на зимовку только самые необходимые литературные пособия по медицине. Я написал справочник на 30 страничках, в котором были перечислены все болезни, возможные в условиях зимовки, и для каждой из этих болезней указал методы лечения.
Аптечка для зимовки на дрейфующих льдах была составлена с большим выбором. Мы учитывали, что она должна быть легкой и, главное, не бояться морозов. Поэтому многие лекарства делались в порошках или на спирту.
Я пришел к убеждению, что т. Ширшов достаточно ознакомился с рядом болезней, приобрел навыки диагностики и оперативного подхода к больным. В случае необходимости он воспользуется этими навыками со всей смелостью человека большой воли.
Ленинград.