«Трансбалт», грузопассажирский пароход-рефрижератор

Списки личного состава, документы, описания судов и кораблей.
Изображение
31 июля 2012 года исключен из Регистровой книги судов и готовится к утилизации атомный ледокол «Арктика».
Стоимость проекта уничтожения "Арктики" оценивается почти в два миллиарда рублей.
Мы выступаем с немыслимой для любого бюрократа идеей:
потратить эти деньги не на распиливание «Арктики», а на её сохранение в качестве музея.

Мы собираем подписи тех, кто знает «Арктику» и гордится ею.
Мы собираем голоса тех, кто не знает «Арктику», но хочет на ней побывать.
Мы собираем Ваши голоса:
http://arktika.polarpost.ru

Изображение Livejournal
Изображение Twitter
Изображение Facebook
Изображение группа "В контакте"
Изображение "Одноклассники"

«Трансбалт», грузопассажирский пароход-рефрижератор

Сообщение ББК-10 » 22 Июнь 2025 16:36

© Суда Министерства Морского флота, погибшие в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
— М.: ГПИНИИМТ «Союзморниипроект», 1989. — Печ. л. 7,0. Тираж 4600 экз.


 ТРАНСБАЛТ.jpg
«ТРАНСБАЛТ»
груз. п/х, 11439 брт, ДГМП. Капитан — И. Г. Гаврилов.
Дата и место гибели — 13.06.45, 3 ч 36 мин, Японское море, в 50 милях зап. прол. Лаперуза, 45°43' с.ш., 140°45' в.д.
Возвращался из порта Сиэтл (США) во Владивосток, имея в трюмах 9800 т груза. В ночное время прошел из Охотского моря через прол. Лаперуза. В Японском море был торпедирован американской ПЛ «Спейдфиш», посланной туда без согласования с советским командованием для действий против японских судов. Две торпеды попали в кормовую часть судна. Через 8-10 мин судно переломилось и затонуло. Погибло 5 чел. 30 июня оставшиеся в живых 94 члена экипажа на 4 спасательных шлюпках добрались до японских портов Вакканай и Хонто, откуда 30 июля были на п/х «Хабаровск» доставлены во Владивосток.

Руднев Г.А. [30], с. 232-238; [31], с. 58-59; ДВМП [9], с. 240, 241; Локвуд Ч., Адамсон Г.
[17], с. 223-224.

© Руднев Г. А. Огненные рейсы — Владивосток: Дальневосточное книжное издательство, 1990

 ВТ-Трансбалт.jpg
Из рейса не вернулся

«Трансбалт»

Место постройки Германия
Год постройки 1899
Скорость в узлах 12,0
Дейдвейт тыс. тонн 13,1
Род двигателя паровая машина
Род топлива твердое
Вооружение 2 пушки, 12 крупнокалиберных пулемета

* * *
Пароход «Трансбалт» под командованием капитана И. Г. Гаврилова возвращался из порта Сиэтл (США) во Владивосток, имея на борту около 10000 тонн груза. Его экипаж состоял из 99 человек, в их числе было много практикантов — юнг.
Тихий океан встретил «Трансбалт» хорошей погодой. Строго следуя рекомендованным курсом, пароход прошел Берингово и Охотское моря. Пролив Лаперуза был пройден к концу суток 12 июня 1945 года.
Наступила ночь 13 июня. К трем часам налег туман, видимость стала 5-6 кабельтовых. Второй помощник Л. Е. Мариненко выставил дополнительно впередсмотрящего и начал подавать туманные гудки, время от времени сверяя по компасам курс следования. Вахтенный матрос отбил склянки в 3 часа 30 минут и только стал спускаться по трапу вниз, чтобы предупредить вахту, заступающую в 4 часа, как в кормовой части судна раздался сильный взрыв, а вскоре второй. Пароход был торпедирован. Немедленно вахтенный помощник снял с карты координаты и передал их начальнику радиостанции А. А. Кучинскому, который по указанию капитана передал в эфир сигнал бедствия.
Капитану И. Г. Гаврилову доложили обстановку на мостик: торпеды разворотили палубу в районе пятого и шестого трюмов, вода поступает в машинное отделение. Огромный ее поток захлестнул динамо-машину, погас свет, но тут же включилось аварийное освещение. Капитан понял, что спасти пароход невозможно, и отдал команду: «Спускать шлюпки. Всему экипажу покинуть судно».
Удалось спустить на воду пять шлюпок, но одна оказалась сильно повреждена взрывом, и ее пришлось бросить, забрав весь неприкосновенный запас и весла. Моряки отошли от гибнущего судна на четырех шлюпках.
Пароход продержался на плаву 8-10 минут. В последний момент «Трансбалт» переломился пополам. Носовая часть его встала на ровный киль, вздрогнула, затем нос задрался и с ревом, как бы прощаясь с командой, ушел в морскую пучину.
Когда подняли всех из воды, сделали перекличку по мореходкам, которые удалось спасти третьему помощнику капитана Г. Н. Клепикову. Оказалось, что на четырех шлюпках находились 94 человека, из них 6 серьезно ранены. Не откликнулись 5 человек, погибшие в момент взрыва или не успевшие отплыть от гибнущего судна.
Дождавшись рассвета, моряки еще в течение нескольких часов курсировали на шлюпках в районе гибели парохода в надежде обнаружить людей, но тщетно: на поверхности воды плавали только обломки. Убедившись в бесполезности поисков, капитан И. Г. Гаврилов приказал ставить паруса и идти к берегам Приморья. Однако через несколько часов усилившийся встречный ветер заставил лечь на обратный путь к проливу Лаперуза, где было больше шансов встретить какое-нибудь советское судно.
Штормовая погода и туман разбросали шлюпки, и они потеряли друг друга из виду. Две шлюпки к вечеру того же дня подошли под парусами к южной оконечности острова Сахалин, где их взяли на буксир японские рыболовные катера. Другие две шлюпки на следующий день подошли к рифу Камень опасности и легли в дрейф в ожидании какого-нибудь советского судна, проходящего через пролив. Но их заметили с японских тральщиков и отбуксировали к северной части острова Хоккайдо. Лишь через двое суток произошла встреча с другой парой шлюпок «Трансбалта». Всех собравшихся в одном месте моряков разместили в бараке с окнами, закрытыми циновками.
И только 30 июня 1945 года на рейд порта Ханто прибыл пароход «Хабаровск» с официальным представителем СССР — капитаном Дальневосточного пароходства С. П. Мышевским.
Кончилось 17-дневное пребывание моряков «Трансбалта» в Японии. 3 июля 1945 года 94 члена экипажа прибыли во Владивосток.
Долгое время оставалось загадкой: кто же потопил пароход «Трансбалт»? Предположения были разные. И только в 1955 году завесу над тайной приоткрыли бывший командующий подводными силами Тихоокеанского флота США вице-адмирал Ч. Локвуд и бывший начальник управления личного состава ВВС США полковник Г. Адамсон в своей книге «Морские дьяволы» (Воениздат, М., 1958, с. 222-225).
Этот пиратский акт, по признанию авторов, был совершен американской подводной лодкой «Спейдфиш» под командованием капитана 3-го ранга Билли Гемерсхаузена в ночь с 12 на 13 июля, когда лодка патрулировала в 50 милях к западу от пролива Лаперуза. Потопление парохода «Трансбалт» не явилось случайностью. Это были преднамеренные действия, направленные на ухудшение отношений между СССР и Японией.

Темы форума с упоминанием парохода "Трансбалт":

Шулейкин Василий Владимирович (1895—1979)
Ман Иван Александрович (1903-1982)
Дремлюг В.В., Обеспечение морских операций в Арктике
Конвой БД-5 ( 1944 )

Внешние ссылки:
 Нагирняк.jpg
Загадка "Трансбалта": почему погиб самый крупный транспорт Советского Союза
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 11626
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

«Трансбалт», грузопассажирский пароход-рефрижератор

Сообщение ББК-10 » 22 Июнь 2025 18:21

Попробуем с нуля?
Известия, 1923, № 147 (1884), 4 июля.

 Известия 1923-147 (1884)_04.07.1923 переброска с БАЛТИКИ.jpg
БАЛТФЛОТ — В ЧЕРНОЕ МОРЕ

На удовлетворение потребностей Черноморского государственного пароходства перебрасывается ряд судов торгового флота Балтийского моря в Черное. Первым отправляется океанский грузовой пароход «Трансбалт» с грузоподъемностью до миллиона пудов.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 11626
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

«Трансбалт», грузопассажирский пароход-рефрижератор

Сообщение ББК-10 » 22 Июнь 2025 18:38

Известия, 1923, № 78 (2015), 5 декабря.
Читабельно. Без оцифровки
 Известия 1923-278 (2015)_05.12.1923 ГЕНУЯ.jpg
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 11626
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

«Трансбалт», грузопассажирский пароход-рефрижератор

Сообщение ББК-10 » 22 Июнь 2025 18:50

Сильно штормило в Черном море в декабре 1924 года. "Трансбалт" пострадал на 60.000 тыс рублей.
(Читабельно. без оцифровки)

 Известия 1924-001 (2036)_01.01.1924 РЕЗУЛЬТАТЫ ШТОРМА.jpg
 Известия 1924-007 (2042)_09.01.1924 УРАГАН ПОСЛЕДСТВИЯ.jpg
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 11626
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

«Трансбалт», грузопассажирский пароход-рефрижератор

Сообщение ББК-10 » 22 Июнь 2025 18:52

Ну вот и пошли... в первый рейс.
Известия, 1924, № 25 (2060), 31 января.

 Известия 1924-025 (2060)_31.01.1924 ПЕРВЫЙ РЕЙС.jpg
ОДЕССА—ВЛАДИВОСТОК.

ОДЕССА, 29 января. Первого февраля состоится открытие морской линии Одесса — Владивосток. Первым рейсом уходит пароход «Трансбалт», который имеет уже полный груз для Владивостока. Рейсы будут совершаться регулярно через каждые три месяца.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 11626
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

«Трансбалт», грузопассажирский пароход-рефрижератор

Сообщение ББК-10 » 23 Июнь 2025 10:09

Известия, 1925, № 253 (2586), 5 ноября.

 Известия 1925-253 (2586)_05.11.1925 ВОЗВРАЩЕНИЕ ТРАНСБАЛТ.jpg
Возвращение „Трансбалта"

ОДЕССА, 4 ноября. (По телеф. от нашего корр.). Вчера прибыл в Одессу, вышедший три месяца назад из Владивостока пароход «Трансбалт», доставивший 21.150 тонн джута, 2.500 тонн чая.
От Константинополя «Трансбалт» шел со спущенным флагом в знак скорби о смерти Фрунзе.
В беседе с нашим сотрудником представители команды сообщили, что во всех портах пришлось встретить враждебное отношение со стороны английских властей. В Шанхае отказывали в баржах для погрузки. В Сингапуре англичане отказались снабдить пароход углем.
На пароход в Сабанге явились 30 комсомольцев-малайцев; обманув бдительность стражи, они с большим трудом пробрались на советский корабль, где в их честь был организован вечер.
Произносились речи на английском и малайском языках.
В Порт-Саиде англичане также искали случая придраться к советскому пароходу. «Трансбалт» был буквально наводнен шпиками. В Порт-Саиде погиб от несчастною случая кочегар Ряпно. Англичане предложили капитану похоронить его в открытом море. Лишь после категорических протестов английские власти разрешили похоронить советского матроса на земле.
Последний раз редактировалось ББК-10 23 Июнь 2025 10:36, всего редактировалось 1 раз.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 11626
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

«Трансбалт», грузопассажирский пароход-рефрижератор

Сообщение ББК-10 » 23 Июнь 2025 10:14

Про рейс "Трансбалта" летом 1925 года Одесса-Владивосток есть вот такая книга:

 Веревкин - 0001.jpg
 Веревкин - 0004.jpg
Веревкин В.В. Большой каботаж : Вокруг Азии летом 1925 г / Владимир Веревкин; С рис. худ. Доброклонского и со многими фот. - М. ; Л. : Гос. изд-во, 1926. - 155, [2] с. : ил., к. ; 20 см. - (Б-ка путешествий и приключений)

Без OCR:
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 11626
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

«Трансбалт», грузопассажирский пароход-рефрижератор

Сообщение ББК-10 » 23 Июнь 2025 10:42

Реплика на книгу от Макса ЗИНГЕРА:
Известия, 1926, № 264 (2895), 14 ноября.

 Известия 1926-264 (2895)_14.11.1926 ВЕРЕВКИН-ЗИНГЕР.jpg
В. ВЕРЕВКИН. Большой каботаж.
Библ. происшествий и приключений. Стр. 160. Тир. 10. 000 экз. ГИЗ. 1926 г. Ц. 75 коп.

«Большой каботаж» — записки пассажира о рейсе вокруг Азии (Одесса-Владивосток) летом 1925 г. на 20.000-тонном пароходе «Трансбалт».
Автор, большой охотник до рассуждений на философские темы, наивно воображает, что печатаемые им сведения о константинопольских достопримечательностях, о Порт-Саиде, о слонах в Коломбо, о цейлонских обезьянах и о Чжан-Цзо-Лине являются откровением для читателя.
Захваченный некоторой митинговостью изложения, автор в растянутом изложении лишь изредка дает картинки из быта народов тех стран, которые ему пришлось повидать.
Язык книжки неприятно развязен.
Порою читатель просто недоумевает над текстом: «Волосы китайцев настолько жестки, что головой китайца можно очистить грязную куртку». Недурное, однако, применение китайских голов!
Разбросанность, отсутствие единого стержня изложения заставляют относиться к рецензируемому произведению, как к сырому материалу, нуждающемуся в кропотливом редактировании.
Несмотря на ряд существенных промахов как в построении книги, так и в языке, она все-таки не лишена интереса. Этот интерес — прежде всего в самой теме, подкупающей читателя. Но такая богатая по содержанию тема могла бы быть разрешена и большей сюжетной насыщенностью и более ярким изложением.
Книга издана прекрасно и хорошо иллюстрирована как фотографиями, так и удачными зарисовками художника Доброклонского.
М. ЗИНГЕР.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 11626
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

«Трансбалт», грузопассажирский пароход-рефрижератор

Сообщение ББК-10 » 23 Июнь 2025 14:54

Известия, 1926, №253 (2884), 2 ноября.

 Известия 1926-253 (2884)_02.11.1926 ТАЙФУН-ДИППОЧТА.jpg
Возвращение парохода „Трансбалт".
В ЦЕНТРЕ ТАЙФУНА. — ПОПЫТКА АНГЛИЧАН ОСМОТРЕТЬ ДИПЛОМАТИЧЕСКУЮ ПОЧТУ.

ОДЕССА, 1 ноября. (От наш. корр. по телеграфу). Сегодня прибыл после двухмесячного плаванья из Владивостока пароход «Трансбалт». В коммерческом отношении рейс оказался весьма удачным. В дальневосточные порты «Трансбалт» доставил 10.000 тонн цемента и сахара, а в Одессу — 5.000 тонн чая. Часть груза подмочена во время сильнейшего тайфуна, в который попал пароход в пути из Шанхая в Сабангу. При первых признаках тайфуна капитан тов. Лазарев решил зайти в Гонконг, однако, оттуда по радио сообщили, что тайфун изменил свое направление и, путь безопасен. Отойдя из Гонгконга, «Трансбалт» получил новое радио, что тайфун надвигается. В этот момент поднялся ветер силой в 12 баллов. «Трансбалт» очутился в самом центре тайфуна, который двигался, вращаясь со скоростью в несколько сот километров в час. В течение 3 ½ часов пароход был на краю гибели и четыре раза подвергался смертельному крену в 45°. Во время одного такого крена капитан Лазарев, сорванный ветром с капитанского мостика, ударился головой о борт и ночью, не приходя в сознание, скончался.
«Трансбалт» вышел из тайфуна с сильными повреждениями снастей. На пути во всех портах команда «Трансбалта» встречала самое теплое отношение рабочих организаций. В Сингапуре английские власти разрешили команде, вопреки обыкновению, сойти на берег, зато в Тьендзине английские таможенные власти настойчиво добивались осмотра почты, которую вез в Шанхай советский дипломатический курьер. Администрация парохода и команда заявили категорически, что никого не допустят в каюту курьера. Англичане вынуждены были ретироваться.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 11626
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

«Трансбалт», грузопассажирский пароход-рефрижератор

Сообщение ББК-10 » 23 Июнь 2025 19:17

Известия, 1927, № 126 (3060), 5 июня.

 Известия 1927-126 (3060)_05.06.1927 РЕЙС ТРАНСБАЛТ.jpg
Рейс „Трансбалта".

ОДЕССА, 4 июня. (ТАСС). Сюда вернулся из дальневосточного рейса океанский пароход «Трансбалт», доставивший из Владивостока груз сахара и риса.

Известия, 1927, № 161 (3095), 17 июля.

 Известия 1927-161 (3095)_17.07.1927 РЕЙС НА ДВ.jpg
Торговля между Украиной и Дальним Востоком.

Рейс «Трансбалта» на Дальний Восток.
ОДЕССА, 16 июля. (По телегр. от наш. корр.). В связи с оживлением торговых сношений между Дальним Востоком и Украиной уходящий во Владивосток океанский пароход «Трансбалт» загружается полностью. Пароход берет значительные партии сахара, соли, табака, консервов, кондитерские и металлические изделия. На обратном пути предполагается погрузить рис, чай и высокие сорта лесоматериалов.
Последний раз редактировалось ББК-10 24 Июнь 2025 08:45, всего редактировалось 1 раз.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 11626
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

«Трансбалт», грузопассажирский пароход-рефрижератор

Сообщение ББК-10 » 23 Июнь 2025 19:39

Известия, 1931, № 20 (4227), 20 января.

 Известия 1931-020 (4227)_20.01.1931 ТРАНСБАЛТ-САХАЛИН.jpg
Борьба за советский Сахалин.
(фрагмент)

... Один из самых больших пароходов в СССР — «Трансбалт» грузоподъемностью в 12.000 тонн доставил в мае 1930 г. из Одессы во Владивосток 1.500 тонн груза для Сахалина. Сахалиннефть настаивала, чтобы эти грузы были перевезены непосредственно на Сахалин, однако «Трансбалт» был разгружен во Владивостоке под тем предлогом, что он должен немедленно грузиться экспортным товаром. Между тем тот же «Трансбалт», приняв небольшое количество груза и некоторое количество пассажиров был отправлен фактически пустым на восточный берег Сахалина, где и выгрузили все. По возвращении этого парохода во Владивосток оказалось, что никакого груза для него нет. В Одессу он ушел с незначительным количеством груза. Таким образом фактически «Трансбалт», крупнейший наш пароход, простоял во Владивостоке свыше 4 месяцев, совершив лишь маленький переход на Оху и обратно.
...
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 11626
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

«Трансбалт», грузопассажирский пароход-рефрижератор

Сообщение ББК-10 » 26 Июнь 2025 09:29

Известия, 1935, № 289 (5842), 14 декабря.

 Известия 1935-289 (5842)_14.12.1935 ТЕМПЫ ВЫГРУЗКИ.jpg
НЕПРИВЫЧНЫЕ ТЕМПЫ...

ОДЕССА, 33 декабря. (По телеф. от соб. корр.). Капитаны находящихся в греческих портах советских пароходов сообщают о задержках их судов из-за медленной выгрузки. Заявляя фирмам о своем недовольстве, советские капитаны обращают их внимание на то, что в Одесском, Новороссийском и других советских портах стахановские бригады выгружают 1.050 тонн на один люк за смену. В греческих же портах — Пирей, Салоники и Патрас — выгружают только 50 тонн.
Даже в таком механизированном итальянском порту, как Генуя, пароход «Трансбалт» выгружается до 20 дней. В советских портах погрузку «Трансбалт» заканчивают в 3—4 дня.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 11626
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

«Трансбалт», грузопассажирский пароход-рефрижератор

Сообщение ББК-10 » 27 Июнь 2025 09:35

Известия, 1936, № 128 (5985), 3 июня.

 Известия 1936-128 (5985)_03.06.1936 ТРАНСБАЛТ-ПОЖАР.jpg
В ночь на 2 июня в Одессе на прибывшем из Порт-Саида советском пароходе «Трансбалт» вспыхнул пожар. В порт прибыла пожарная команда, которая с помощью экипажа судна развернула борьбу с огнем. Жертвой огня пал стахановец судна машинист комсомолец Рыкин, который, спасая джут, погиб в трюме судна. Причины пожара выясняются.

Известия, 1936, № 175 (6032), 29 июля.

 Известия 1936-175 (6032)_29.07.1936 НАВ-36 ТРАНСБАЛТ ПОЖАР ОДЕССА.jpg
ПРЕСТУПЛЕНИЕ ВАХТЕННОГО

ОДЕССА, 28 июля. (По телеф. от соб. корр.). Около двух месяцев назад в Одесском порту на пароходе «Трансбалт» произошел пожар (см. «Известия» от 3 июня), во время которого погиб машинист-комсомолец Рыкин, отважно боровшийся с огнем. Следствие установило, что вахтенный, третий помощник капитала Шевяков, проявил исключительную халатность во время ликвидации пожара. Когда было принято решение тушить огонь паром и закрыть трюм, всех пожарных и команду вызвали наверх. Пожарные быстро произвели перекличку меж собой, а Шевяков ограничился тем, что спросил у матросов, все ли на месте, и, получив утвердительный ответ успокоился. Утром, когда открыли трюм, нашли труп Рыкина.
Сегодня в транспортном суде Черноморского бассейна начался процесс по делу Шевякова.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 11626
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53


Вернуться в Потери кораблей и судов в Арктике во время Великой Отечественной Войны 1941-1945



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения