БИТВА СО ШТОРМОМСЛОВНО взбесилась морская стихия.
Дыбятся, пенятся исполинские валы. Они мчатся один за другим, и нет им числа.
Перестало биться могучее сердце корабля. Вышла из строя машина. Молчит рация. Через палубу перекатываются сотни тонн воды. А судно не в силах даже выпрямиться, чтобы грудью встретить крутую волну. Оно лежит на боку, и соленая вода лижет огромные раны судна.
Шестые сутки советский танкер «Егорьевск» терпит бедствие в кипящих волнах Бискайского залива. Ни на минуту не прекращается сильный шторм. Ни на минуту не прекращается и борьба за жизнь танкера.
Когда четыре страшных взрыва потрясли могучее судно, когда в дикой пляске заметалось адское пламя пожара и «Егорьевск» наполовину ушел в воду, капитан М. В. Фомин отдал приказ покинуть танкер. Рисковать жизнью десятков людей было нельзя. Словно игрушечные, заплясали на семиметровых волнах шлюпки. Двадцать три моряка в одной, двадцать — в другой. К счастью, борьба со стихией была недолгой. Шлюпки заметили с английского танкера «Клайд Серджент», который шел за грузом в Персидский залив.
Полузатопленный «Егорьевск» остался во власти шторма посреди Бискайского залива. Но к нему уже спешили на помощь. В ночь с 20 на 21 декабря к судну подошли танкер «Каховка», пароход «Псков», теплоход «Наманган», рыболовный траулер «Янтарь».
Что с судном? В каком состоянии его машины, приборы, насколько серьезны повреждения, нанесенные взрывами и пожаром? На эти вопросы можно было ответить лишь после осмотра танкера Но как высадить на него людей? На большом теплоходе подойти нельзя: огромные волны столкнут два судна. Идти на шлюпках? Но волны разнесут их в щепы, едва шлюпки приблизятся к стальному борту судна.
И все же смельчаки перебрались на «Егорьевск». В моторном боте их было тринадцать. Все с танкера «Каховка». Чтобы хоть немного помочь храбрецам, юркий «Янтарь» своим корпусом прикрыл бот от ураганного ветра. В 11 часов 35 минут 21 декабря, спустя 15 часов 20 минут после катастрофы, отважные моряки ступили на полузатопленную палубу судна. Здесь были люди разных судовых специальностей. Вместе они могли составить план помощи танкеру, попавшему в беду. Мрачной оказалась картина. «Егорьевск» был совершенно беспомощен. Выход был один: брать его на буксир и вести в ближайший порт.
Тринадцать моряков во главе со старшим помощником В. Златоустовским начали готовить буксирные устройства. Приходилось спешить: шторм, немного утихнув, с новой яростью обрушился на суда. «Янтарь» и «Псков» больше ничем не могли помочь и ушли своим курсом. «Каховка» и «Наманган» продолжали борьбу за спасение «Егорьевска».
Прошли сутки. Снова день сменился вечером, когда, наконец, удалось завести трос.
22 декабря в 21 час 30 минут по московскому времени были закончены все подготовительные работы. Тринадцать человек вернулись с «Егорьевска» обратно на «Каховку». В Министерство морского флота пришла радиограмма: «Начали буксировку танкера. Следую самым малым ходом. Все идет нормально. Длина буксира 250 метров, скорость около двух узлов. Капитан «Каховки» Меркулов».
Почти 16 часов шло на буксире пострадавшее судно. И вдруг новая беда: трос лопнул. Произошло это в 13 часов 20 минут 23 декабря. Стальной канат толщиной почти шесть сантиметров оборвался, словно гнилая нитка. В это время судовая рация «Каховки» приняла сообщение: шторм усиливается. Капитан Меркулов вызвал на помощь находящийся вблизи танкер «Фридрих Энгельс», имеющий два надежных стальных буксира.
Начальник Балтийского пароходства получил распоряжение Министерства морского флота: «Для оказания помощи «Егорьевску» срочно направляйте спасательное судно «Голиаф», снабженное водолазной станцией, электросваркой, подводной резкой, другими необходимыми аппаратами, материалами». Такая же телеграмма была отправлена в Калининград на спасательный буксир «Зевс». И вот уже «Голиаф» спешит на помощь танкеру. Он вышел из Ленинграда 24 декабря в 20 часов 30 минут. Капитан А. Молас сообщил, что на борту «Голиафа» имеется все необходимое снаряжение.
Из Бискайского залива поступали новые сообщения. «25 декабря, 6 часов утра. Лежим в дрейфе вблизи «Егорьевска». Состояние танкера прежнее. Капитан Меркулов».
11 часов. «Ветер затихает. На море — зыбь. Пытаемся высадить людей с нашего судна и с «Фридриха Энгельса». 12 часов 15 минут. «Благополучно высадили ботом на «Егорьевск» 14 человек всех специальностей. Заводим буксир. Принимаем меры к повышению живучести танкера. Пытаемся выравнять крен. Капитан Меркулов».
18 часов. Капитан танкера «Фридрих Энгельс» Креслов сообщает: «Все работы закончены. Крен выравнить не удалось. В трюме большая концентрация паров бензина. Люди с «Егорьевска» сняты». В 19 часов «Фридрих Энгельс» осторожно повел «Егорьевск» во французский порт Сен-Назер.
Утром 26 декабря в министерстве снова была получена тревожная радиограмма: «Буксир лопнул. Легли в дрейф. Шторм шесть баллов. Капитан танкера «Фридрих Энгельс» Креслов».
Команду «Егорьевска», находившуюся на английском судне «Клайд Серджент», в Гибралтарском проливе, взял на борт советский танкер «Ужгород». Он спешит сейчас в Бискайский залив. Ночью 28 декабря «Ужгород» подойдет к «Егорьевску», и экипаж потерпевшего бедствие танкера примет участие в спасении родного судна.
И. ЦЫГАНОВ.