"СЕВЕР-11"
Из записок полярного летчика
ЭТИ записки мне удается вести лишь в короткие промежутки между полетами: где-то на льдине в промерзшей палатке гидрологов, устроив блокнот на коленях, или в своем самолете, приткнувшись к краю штурманского столика, всегда заваленного картами и сводками погоды, или в жарко натопленной летной гостинице...
Уже больше месяца в Центральном арктическом бассейне ведет работу новая советская высокоширотная экспедиция «Север-11». Что удалось нам. летчикам, сделать за это время?
Самолеты «ЛИ-2» Героя Советского Союза Михаила Ступишина и Николая Полякова уже завершили серию рейсов - с материка на плавучие льды с группой ленинградских ученых из Арктического и Антарктического научно-исследовательского института. Под руководством бывалого полярника Василия Канаки они установили радиовеки и дрейфующие автоматические метеостанции в 24 пунктах Северного Ледовитого океана — от острова Врангеля до Земли Франца-Иосифа. Третий самолет, пилотируемый Александром Лебедевым, произвел глубокую ледовую разведку от Гренландского моря до моря Бофорта, в том числе и района полюса. Общая длина всех галсов его маршрута — около 40 тысяч километров — почти равна длине экватора Земли.
В это же время другая группа самолетов успешно закончила эвакуацию на Большую землю дрейфующей станции «Северный полюс-7». Возникло опасение, что ее льдина течениями и ветрами будет вынесена по пути папанинской станции «Северный полюс-1» на юг, в Гренландское море. А станция «Северный полюс-6» пока осталась на своем плавучем ледяном острове, которому сейчас не угрожают ни дрейф в нежелательном направлении, ни другие капризы Арктики.
... И вот мы на станции «СП-6». Совсем рядом с научным поселком тяжело садятся на лед воздушные лайнеры летчиков Иннокентия Бахтинова и Александра Пименова. Тракторы поспешно оттаскивают на санях доставленные мешки и ящики, освобождая место для разгрузки других самолетов.
Руководитель полетов, сам в недавнем прошлом полярный летчик, Николай Лукьянович Сырокваша охрипшим голосом торопит трактористов и экипажи. В эфире уже слышны позывные самолетов, которые ведут Герои Советского Союза Илья Мазурук, Федор Шатров и много летавший над Арктикой и Антарктидой Борис Миньков. У них на борту научное оборудование, снаряжение и продовольствие.
Наконец, на моем самолете на льдину прибыла новая смена зимовщиков станции «Северный полюс-6» во главе с океанологом Антоновым. В это же время командир воздушного отряда экспедиции Петр Москаленко вместе с пилотом Яковом Дмитриевым ведут на самолете «ИЛ-14» разведку льдов в районе будущей станции «Северный полюс-8».
Восточный сектор Арктики, где предполагалось создать эту станцию, не баловал погодой. Широкие полосы тумана плотно скрывали Ледовое покрытие океана, и пилоты вынуждены были возвращаться на базу, не обнаружив подходящей льдины.
Все-таки после длительных поисков они ее нашли, Москаленко пересел на, самолет «ЛИ-2», снабженный лыжами, и вместе с пилотом Михаилов Завьяловым направился в выбранный район для первой посадки на лед. Однако океан был закрыт туманом. Посадка оказалась невозможной.
Но вот и погожий денек. Яркое солнце, отражаясь от нетронутой поверхности снега, режет глаза даже сквозь плотные светофильтры очков. Пилоты напряженно всматриваются в проплывающие внизу льды.
Сброшены дымовые шашки, обозначено место посадки. Москаленко осторожно подводит самолет к поверхности льда; Выдержит ли он такую тяжесть? Не выключая моторов, пилоты выходят на лед, осматриваются, машут руками механику Косте Борисову:
— Выключай моторы! Льдина надежная...
Вслед за пилотами сходит на лед начальник экспедиции Макар Макарович Никитин. Пока они, захватив на случай встречи с белым медведем карабины, осматривают льдину, Герой Советского Союза штурман Михаил Кириллов, уже дважды побывавший в Антарктиде, «ловит» секстантом солнце и определяет координаты. Бортрадист Евгений Ерилов связался с Большой землей и передает сведения о посадке. Остальные вместе с гидрологом Ромашовым бурят скважину для определения толщины льда.
Окончен предварительный осмотр. Начальник экспедиции вполне удовлетворен. Здесь будет аэродром. куда пойдут тяжелые самолеты, а рядом, на более толстой льдине, — станция «Северный полюс-8».
Проходят сутки. Рядом с самолетом вырос лагерь из четырех палаток. Между ними возвышаются радиомачты. Радист Черноусов впервые «выходит» в эфир с позывными «СП-8». И по ниточке радиосвязи к будущей станции идут самолеты Мазурука, Шатрова, Минькова и Дмитриева. Они везут сборно-разборные домики, палатки, продукты и оборудование.
Мы тоже летим к «СП-8». Самолет отходит от береговой черты и направляется к открытому морю, забитому крошевом пакового Льда и блестящими на солнце грядами торосов. Курс на север — северо-восток. Штурман корабля Николай Рыжов склонился над морской картой, в руках у него циркуль и счетная линейка. На тысячу километров тянется наш маршрут, и линия его должна совпасть с курсом, проложенным на карте. Поэтому штурман непрерывно ведет расчеты, отрываясь лишь за тем, чтобы взглянуть, что показывает «зайчик» солнечного компаса.
Слева и впереди по курсу из дрожащего марева испарений появляется голубеющий горами остров Врангеля. Вдали за ним виднеется остров Геральд, похожий издали на громадного кита, всплывшего на поверхность. Это сходство усиливается широким разводьем чистой воды вокруг острова... Последний клочок суши. Впереди безбрежные ледяные просторы океана...
Через остров Врангеля проходит 180-й меридиан, деля его примерно пополам. От этого меридиана начинается счет суток, и если в западной части острова сегодня, на пример, 17 мая, то в восточной — только 16-е. Итак, из сегодняшнего дня мы вошли во вчерашний.
Конечно, это условно, и станция «СП-8» живет по московскому времени.
Долгие часы полета. Под крылом плывут все те же однообразные в своей белизне льды. Стрелка радиокомпаса застыла на нуле. Истекают последние минуты расчетного времени прибытия.
— Вижу! — показывает рукой второй пилот Геннадий Федоров. Ему вторит бортмеханик Алексей Краснопевков.
Внизу, среди гряд торосов, — кажущаяся совсем маленькой полоска ровного льда. На ней видны самолет и палатки. Низко над льдом стелются черные шлейфы горящих дымовых шашек. Это руководитель полетов Фурдецкий поджег их, чтобы облегчить посадку. В наушниках слышен его голос:
— Привет, Костя! Полосу видишь? Перетянешь разводья и садись!
Наш самолет проносится низко над льдиной, и вот уже он катится по заснеженной поверхности аэродрома. Мы видим спешащих к машине людей. Среди них начальник экспедиции «Север-11» Макар Макарович Никитин, начальник «СП-8» Вячеслав Рогачев и весь экипаж Миши Завьялова.
Проходим в палатку. Хозяева радушно потчуют нас горячим кофе, но нам необходимо торопиться. Впереди еще рейсы, обычные транспортные рейсы над тысячами километров ледяной пустыни.
... Где-то на материке шагает на запад ночь. Мы вылетаем вслед за ней из сегодняшнего дня в завтрашний. Ровно гудят моторы. Чуть слышен обычный доклад по радио на Большую землю:
— Задание выполнено!
К. МИХАЛЕНКО,
Герой Советского Союза.
Герой Советского Союза.
* *
На снимке в заголовке: остров Геральд, последняя суша по пути на «СП-8».Фото автора.