"Северный Полюс - 8"

Тема: Дрейфующие станции. Ледовые, судовые, сезонные и долговременные.

"Северный Полюс - 8"

Сообщение ББК-10 » 08 Июнь 2025 10:36

Известия, 1959, №118 (13045), 20 мая

 =Известия 1959-118 (13045)_20.05.1959 СЕВЕР-11 ЗАПИСКИ МИХАЛЕНКО.jpg
"СЕВЕР-11"
Из записок полярного летчика

ЭТИ записки мне удается вести лишь в короткие промежутки между полетами: где-то на льдине в промерзшей палатке гидрологов, устроив блокнот на коленях, или в своем самолете, приткнувшись к краю штурманского столика, всегда заваленного картами и сводками погоды, или в жарко натопленной летной гостинице...
Уже больше месяца в Центральном арктическом бассейне ведет работу новая советская высокоширотная экспедиция «Север-11». Что удалось нам. летчикам, сделать за это время?
Самолеты «ЛИ-2» Героя Советского Союза Михаила Ступишина и Николая Полякова уже завершили серию рейсов - с материка на плавучие льды с группой ленинградских ученых из Арктического и Антарктического научно-исследовательского института. Под руководством бывалого полярника Василия Канаки они установили радиовеки и дрейфующие автоматические метеостанции в 24 пунктах Северного Ледовитого океана — от острова Врангеля до Земли Франца-Иосифа. Третий самолет, пилотируемый Александром Лебедевым, произвел глубокую ледовую разведку от Гренландского моря до моря Бофорта, в том числе и района полюса. Общая длина всех галсов его маршрута — около 40 тысяч километров — почти равна длине экватора Земли.
В это же время другая группа самолетов успешно закончила эвакуацию на Большую землю дрейфующей станции «Северный полюс-7». Возникло опасение, что ее льдина течениями и ветрами будет вынесена по пути папанинской станции «Северный полюс-1» на юг, в Гренландское море. А станция «Северный полюс-6» пока осталась на своем плавучем ледяном острове, которому сейчас не угрожают ни дрейф в нежелательном направлении, ни другие капризы Арктики.
... И вот мы на станции «СП-6». Совсем рядом с научным поселком тяжело садятся на лед воздушные лайнеры летчиков Иннокентия Бахтинова и Александра Пименова. Тракторы поспешно оттаскивают на санях доставленные мешки и ящики, освобождая место для разгрузки других самолетов.
Руководитель полетов, сам в недавнем прошлом полярный летчик, Николай Лукьянович Сырокваша охрипшим голосом торопит трактористов и экипажи. В эфире уже слышны позывные самолетов, которые ведут Герои Советского Союза Илья Мазурук, Федор Шатров и много летавший над Арктикой и Антарктидой Борис Миньков. У них на борту научное оборудование, снаряжение и продовольствие.
Наконец, на моем самолете на льдину прибыла новая смена зимовщиков станции «Северный полюс-6» во главе с океанологом Антоновым. В это же время командир воздушного отряда экспедиции Петр Москаленко вместе с пилотом Яковом Дмитриевым ведут на самолете «ИЛ-14» разведку льдов в районе будущей станции «Северный полюс-8».
Восточный сектор Арктики, где предполагалось создать эту станцию, не баловал погодой. Широкие полосы тумана плотно скрывали Ледовое покрытие океана, и пилоты вынуждены были возвращаться на базу, не обнаружив подходящей льдины.
Все-таки после длительных поисков они ее нашли, Москаленко пересел на, самолет «ЛИ-2», снабженный лыжами, и вместе с пилотом Михаилов Завьяловым направился в выбранный район для первой посадки на лед. Однако океан был закрыт туманом. Посадка оказалась невозможной.
Но вот и погожий денек. Яркое солнце, отражаясь от нетронутой поверхности снега, режет глаза даже сквозь плотные светофильтры очков. Пилоты напряженно всматриваются в проплывающие внизу льды.
Сброшены дымовые шашки, обозначено место посадки. Москаленко осторожно подводит самолет к поверхности льда; Выдержит ли он такую тяжесть? Не выключая моторов, пилоты выходят на лед, осматриваются, машут руками механику Косте Борисову:
— Выключай моторы! Льдина надежная...
Вслед за пилотами сходит на лед начальник экспедиции Макар Макарович Никитин. Пока они, захватив на случай встречи с белым медведем карабины, осматривают льдину, Герой Советского Союза штурман Михаил Кириллов, уже дважды побывавший в Антарктиде, «ловит» секстантом солнце и определяет координаты. Бортрадист Евгений Ерилов связался с Большой землей и передает сведения о посадке. Остальные вместе с гидрологом Ромашовым бурят скважину для определения толщины льда.
Окончен предварительный осмотр. Начальник экспедиции вполне удовлетворен. Здесь будет аэродром. куда пойдут тяжелые самолеты, а рядом, на более толстой льдине, — станция «Северный полюс-8».
Проходят сутки. Рядом с самолетом вырос лагерь из четырех палаток. Между ними возвышаются радиомачты. Радист Черноусов впервые «выходит» в эфир с позывными «СП-8». И по ниточке радиосвязи к будущей станции идут самолеты Мазурука, Шатрова, Минькова и Дмитриева. Они везут сборно-разборные домики, палатки, продукты и оборудование.
Мы тоже летим к «СП-8». Самолет отходит от береговой черты и направляется к открытому морю, забитому крошевом пакового Льда и блестящими на солнце грядами торосов. Курс на север — северо-восток. Штурман корабля Николай Рыжов склонился над морской картой, в руках у него циркуль и счетная линейка. На тысячу километров тянется наш маршрут, и линия его должна совпасть с курсом, проложенным на карте. Поэтому штурман непрерывно ведет расчеты, отрываясь лишь за тем, чтобы взглянуть, что показывает «зайчик» солнечного компаса.
Слева и впереди по курсу из дрожащего марева испарений появляется голубеющий горами остров Врангеля. Вдали за ним виднеется остров Геральд, похожий издали на громадного кита, всплывшего на поверхность. Это сходство усиливается широким разводьем чистой воды вокруг острова... Последний клочок суши. Впереди безбрежные ледяные просторы океана...
Через остров Врангеля проходит 180-й меридиан, деля его примерно пополам. От этого меридиана начинается счет суток, и если в западной части острова сегодня, на пример, 17 мая, то в восточной — только 16-е. Итак, из сегодняшнего дня мы вошли во вчерашний.
Конечно, это условно, и станция «СП-8» живет по московскому времени.
Долгие часы полета. Под крылом плывут все те же однообразные в своей белизне льды. Стрелка радиокомпаса застыла на нуле. Истекают последние минуты расчетного времени прибытия.
— Вижу! — показывает рукой второй пилот Геннадий Федоров. Ему вторит бортмеханик Алексей Краснопевков.
Внизу, среди гряд торосов, — кажущаяся совсем маленькой полоска ровного льда. На ней видны самолет и палатки. Низко над льдом стелются черные шлейфы горящих дымовых шашек. Это руководитель полетов Фурдецкий поджег их, чтобы облегчить посадку. В наушниках слышен его голос:
— Привет, Костя! Полосу видишь? Перетянешь разводья и садись!
Наш самолет проносится низко над льдиной, и вот уже он катится по заснеженной поверхности аэродрома. Мы видим спешащих к машине людей. Среди них начальник экспедиции «Север-11» Макар Макарович Никитин, начальник «СП-8» Вячеслав Рогачев и весь экипаж Миши Завьялова.
Проходим в палатку. Хозяева радушно потчуют нас горячим кофе, но нам необходимо торопиться. Впереди еще рейсы, обычные транспортные рейсы над тысячами километров ледяной пустыни.
... Где-то на материке шагает на запад ночь. Мы вылетаем вслед за ней из сегодняшнего дня в завтрашний. Ровно гудят моторы. Чуть слышен обычный доклад по радио на Большую землю:
— Задание выполнено!
К. МИХАЛЕНКО,
Герой Советского Союза.
* *
На снимке в заголовке: остров Геральд, последняя суша по пути на «СП-8».
Фото автора.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 11483
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

"Северный Полюс - 8"

Сообщение ББК-10 » 08 Июнь 2025 10:39

Известия, 1959, №124 (13051), 27 мая

 =Известия 1959-124 (13051)_27.05.1959 ЗАПИСКИ ЛЕТЧИКА МИХАЛЕНКО.jpg
Из записок полярного летчика
Над льдами Арктики

Страна знает многих полярных летчиков-героев, прославивших советскую авиацию своими делами в Арктике и Антарктиде. Рядом с ними работают десятки рядовых тружеников авиации с такой же «обычной биографией», как и у Михаила Антоновича. Он не участвовал в крупных воздушных экспедициях к Северному полюсу, не бывал в далекой Антарктиде. Но имя Колесникова знакомо участникам многих научных экспедиций, геологам, аэрофотосъемщикам, гидрографам.
Хорошо знают его и в небольших поселках Таймыра, в кочевьях оленеводов, где он всегда желанный гость. Свежие газеты, журналы, письма и просто теплые приветы от друзей, живущих «рядом» — километрах в пятистах, несет его небольшой самолет «АН-2», крылатый труженик труднодоступных районов.
Михаил Антонович не привык к шуму больших аэродромов. Он сам выбирает аэродромы с воздуха — на замерзшей реке, в горах, в тундре. на морских льдах. В каких только, уголках Арктики не сажал он свой самолет за последние десять лет!
Мы встретились с Михаилом Антоновичем на одном из полярных островов. Он обслуживает гидрографическую экспедицию. Погода здесь трудная: то низкая облачность со снегопадом, то туманы. Все бело — и лед на море, и ледяные купола островов. Участники экспедиции прилетели сюда чуть больше месяца назад, а произведено уже больше двухсот посадок.
Конечно, такое количество посадок, сделанных на бетонной дорожке аэродрома, может быть, ни о чем не говорит. Иное дело — Арктика. Вот что рассказывает об одной посадке Михаил Антонович.
— Мы получили задание высадить главного инженера экспедиции А. А. Павлова на ледяной купол острова, высота которого около 500 метров. Подлетаем к нему, а погода все хуже. Облачность. Снежок. Над куполами ледников в определении высоты не помогает даже радиовысотомер. Единственный надежный прибор — глаз летчика. Прошли над куполом несколько раз, — нет, невозможно определить высоту! И вдруг видим: спокойно идут два белых медведя. Чем не ориентир для посадки?! Так и доставили инженера к месту научных исследований.
Еще об одной посадке рассказал штурман комсомолец С. И. Трещалин.
— Недавно мы вышли с заданием высадить полевую партию для производства комплекса гидрографических работ в одном из проливов между островами. Как только самолет коснулся лыжами поверхности льда, я увидал в окошко летящие из-под крыла брызги. Закричал Михаилу Антоновичу: «Тонем! ». Лед тонкий, а впереди торосы. Взлетать прямо перед собой нельзя. Закрыл глаза и жду удара, а его все нет. Оказывается, Михаил Антонович на большой скорости сумел развернуться в обратную сторону и просто чудом взлетел с расползавшегося льда.
— Ну, уж и чудом! — перебивает его Михаил Антонович. — Нужда заставила.
— Страшновато было?
— Времени не хватило для испуга, — с улыбкой отвечает Михаил Антонович. — Правда, потом, когда с высоты взглянул на лед, а там, знаете, такая неприветливая, черная вода выступила по нашему следу... Тут действительно как-то неприятно стало. А так ничего, обычная работа...

Как ловили медвежат

Безмолвная заснеженная пустыня, покрытая волнами твердых застругов. На горизонте виднеются ледяные купола далеких островов. Осколки айсбергов, зелено-голубые торосы. Это берега Земли' Франца-Иосифа. Здесь будет происходить действие нового фильма, снимаемого Центральной студией документальных фильмов.
Москвичам и многим гостям столицы хорошо знаком панорамный фильм «Волшебное зеркало». Некоторые эпизоды его снимались на дрейфующей станции «Северный полюс-7» и на островах Земли Франца-Иосифа. Здесь директор картины «Волшебное зеркало» В. Н. Бессонов впервые увидел белых медвежат, привезенных на полярную станцию для отправки в зоопарки страны. Прошел год, и вот В. Н. Бессонов опять здесь во главе съемочной группы. С ним кинооператор В. И. Копалин и ассистент оператора И. Г. Мордмилорич. Бессонов и Копалин — сценаристы и авторы будущего фильма.
И вот мы присутствуем на съемках. Они ведутся на небольшой полярной станции одного из островов, затерянных в Ледовитом океане. Сотрудники станции охотно помогают съемочной группе, исполняя роли действующих лиц. Это им удается, ведь киноаппарат снимает обыденную жизнь полярников, их работу и отдых на станции, многие месяцы отрезанной льдами сурового океана от Большой земли. Только редкие самолеты, посещающие станцию, да краткие тексты радиотелеграмм дают возможность быть в курсе современных событий..
... Комната радиорубки, уставленная столами с радиоприемниками, наполненная писком «морзянки». Молодой радист в наушниках быстро записывает текст телеграмм. Последняя, по-видимому, очень понравилась ему. Радист быстро снимает наушники и входит в соседнюю комнату-общежитие.
— Товарищи! Получена телеграмма, — просят отловить двух медвежат для Московского зоопарка.
Начинается горячее обсуждение, задания... И вот по твердому снежному насту несется собачья упряжка.
Много дней уходит на поиски берлоги. Изредка полярники встречают медведиц с медвежатами, но те готовы вступить в смертельную схватку с любым противником, — рисковать нет надобности.
Шли дни. Добыть медвежат не удавалось. Нервничали участники съемочной группы. Их тревогу разделяло все население полярной станции. На выручку пришел случай.
Возвращались со съемки пейзажей. Разыгралась пурга, но собаки уверенно тянули нарты по направлению к станции. Вдруг вожак упряжки Музгар с громким лаем бросился в сторону. За ним — вся упряжка. Ю. Старков с трудом остановил нарты остолом.
— Медведя почуяли. Держи. Игорь, собак, — крикнул он Мордмиловичу, освобождая из постромок Музгара.
Копалин оставил бесполезную в такую пургу камеру и взял карабин. Вдвоем они идут за рвущимся вперед Музгаром. Он останавливается перед небольшим сугробом и злобно рычит. Из-под снега виднеются спинки прижавшихся друг к другу медвежат, едва живых от голода. Они, по-видимому, потеряли мать и доверчиво тянут свои мордашки к людям, к успокоившемуся Музгару.
Так были найдены и доставлены на полярную станцию в холщевом мешке герои будущего фильма.
Сверкают в лучах солнца снежинки. Погода благоприятная для работы. Снимается эпизод встречи с медвежатами. Они, успевшие привыкнуть к людям, отпущенные на свободу, не уходят далеко и сытые укладываются тут же рядом, на снег. По сигналу Копалина несется упряжка с метеорологами Старковым и Широковым. Они с трудом сдерживают почуявших зверя собак. Копалину что-то не нравится «Повторить! » — командует он. И опять несется собачья упряжка...
С большим трудом даются эти кадры. В. Н. Бессонов в полном смысле грудью защищает медвежат от разъяренной упряжки. Не раз ему приходится падать на медвежат, прикрывая их своим телом. А собаки, не обученные хорошим манерам, пытаются достать из-под него зверей, от ватных брюк и меховой куртки летят клочья...
Снимаются новые эпизоды. Медвежата знакомятся с камбузом, с коком Мишей Герасименко. Много веселых приключений происходит здесь.
Новый фильм еще не имеет названия, не озвучен. Пройдет время, и его с удовольствием будут смотреть зрители, перед которыми развернется страница из жизни Арктики.
К. МИХАЛЕНКО,
Герой Советского Союза.
* *
На снимке: на ледовом аэродроме.
Фото автора.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 11483
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

"Северный Полюс - 8"

Сообщение ББК-10 » 08 Июнь 2025 11:07

Красный Север, 1960, №34, 10 февраля

 =Красный Север, 1960, №34 ВВЭ СЕВЕР-12.jpg
"СЕВЕР-12"

ЛЕНИНГРАД. Началась подготовка к весенним научным экспедициям в Арктику.
— В нашем экспедиционном плане. — сообщил корреспонденту ТАСС директор Арктического и антарктического института В. В. Фролов. — особое место занимает предстоящая высокоширотная воздушная экспедиция «Север-12», которая должна выполнить много важных задач.
К северу от острова Врангеля высокоширотная экспедиция в середине марта должна организовать новую, девятую по счету, научную дрейфующую станцию, особенностью коллектива «СП-9» будет то, что каждый из участников дрейфа сможет совмещать по две-три специальности и, таким образом, общее количество зимовщиков значительно сократится.
Высокоширотная экспедиция произведет смену коллектива полярников дрейфующей научной станции «Северный полюс-8». Следует отметить, что нынешний состав полярников этой станции работает в исключительно трудных условиях. С начала дрейфа «СП-8» начавшегося в апреле 1959 года, льдина проделала исключительно извилистый путь, который по прямой составил всего 260 километров. Дрейф сопровождался очень частыми разломами льдины.
Новый коллектив «СП-8» по своему составу также будет молодежно-комсомольским. Он продолжит в широком масштабе геофизические исследования. которые успешно сейчас ведутся на дрейфующей льдине.
Одновременно высокоширотная экспедиция «Север-12» произведет в различных районах Северного Ледовитого океана кратковременные высадки на лед нескольких групп ученых с помощью самолетов. Они осуществят цикл океанографических. ледоисследовательских и геофизических работ.
(ТАСС).


Известия, 1960, №50 (13286), 28 февраля

 =Известия 1960-050 (13286)_28.02.1960 СЕВЕР-12.jpg
СНОВА К ВЫСОКИМ ШИРОТАМ

СКОРО гигантский "воздушный мост" длиною в тысячи километров снова соединит Большую Землю с Центральным полярным бассейном: из Москвы и Ленинграда в Арктику отправятся самолеты новой советской высокоширотной экспедиции «Север-12».
— Она представляет собою часть большой исследовательской программы, намеченной в Арктике на весну и лето 1960 года, — заявил корреспонденту «Известий» заместитель начальника Главсевморпути Герой Советского Союза Е. Толстиков.
— Скажите, пожалуйста, что из этой программы уже осуществляется?
— На днях из Ленинграда на Север вылетели два самолета Полярной авиации Главного управления гражданского воздушного флота. На борту их группа сотрудников ААНИИ — Арктического и антарктического научно-исследовательского института Министерства морского флота СССР, которая приступила к первой в нынешнем году двухнедельной авиационной разведке льдов.
24 февраля на Землю Франца-Иосифа вылетели гидрографы Главсевморпути. Они продолжат начатые несколько лет назад исследования самых северных островов нашей Родины. Кроме того, во второй половине марта ААНИИ отправит в Арктику еще одну экспедицию. которая разместит в 15 точках на дрейфующих льдах моря Лаптевых, Карского. Восточно-Сибирского и Чукотского морей автоматические радиометеостанции.
— Как известно, в Северном Ледовитом океане сейчас проводит работу дрейфующая станция «СП-8». Какими результатами характеризуются ее исследования и работа предыдущих станций?
На этот вопрос нам ответил руководитель отдела науки Главсевморпути старейший полярник Б. Кремер:
— За шесть лет непрерывной работы в Арктике научные станции «Северный полюс» продрейфовали в общей сложности более 28 тысяч километров. Со льдин было выполнено около 55 тысяч метеорологических и аксонометрических наблюдений. выпущено более 10.500 радиозондов и шаропилотов, проведены промеры глубин Ледовитого океана почти в семи тысячах точек.
С существующая ныне станция «СП-8», руководимая В. Рогачевым, была организована в апреле прошлого года экспедицией «Север-11», которой командовал участник всех высокоширотных экспедиций с 1948 года кандидат географических наук М. Никитин.
Хотя истинный путь дрейфа станции составил 2.360 километров, она сместилась по генеральному курсу лишь на 380 километров. Характер такой динамики льдов в притихоокеанской части Арктики вряд ли закономерен. Станция «СП-2» начинала свою работу в 1950 году примерно в том же районе, но прошла другой, более спрямленный путь.
— Какова будет программа исследовательских работ дрейфующих станций в 1960—1961 годах?
— Экспедиции «Север-12» предстоит сменить персонал «СП-8» и организовать еще одну дрейфующую станцию «Северный полюс-9». Как и в прошлом году, операциями будет руководить кандидат географических наук М. Никитин.
— Новая станция должна быть организована к северо-востоку от Ново-Сибирских островов примерно в координатах 79° — 81° северной широты и 140° —160° восточной долготы, — говорит М. Никитин. — На «СП-8» намечено сохранить весь комплекс проводимых сейчас наблюдений. На «СП-9» будет осуществляться такой же научный комплекс за исключением геофизических исследований.
Обе дрейфующие станции возглавят молодые, но уже имеющие опыт экспедиционных работ океанологи Н. Блинов и В. Шамонтьев. В состав зимовщиков войдут участники двух и даже трех предыдущих дрейфов, а инженер-аэролог И. Шариков собирается дрейфовать в четвертый раз.
Экспедиция и дрейфующие станции снабжаются новейшей аппаратурой и приборами. Тяжелый быт зимовщиков будет несколько облегчен. Для приготовления пищи теперь намечено применить электрические плиты, а для обогрева домиков — центральное водяное отопление от дизельгенераторов электростанции...
В заключение беседы главный штурман Полярной авиации ГВФ В. Аккуратов рассказал, что работа экспедиции обеспечивается авиационным отрядом под командованием известного полярного летчика П. Москаленко. Экипажи самолетов возглавят Герои Советского Союза М. Титлов, М. Ступишин, Ф. Шатров, опытные летчики Б. Майоров. Ф. Утяшев и другие.
О. СТРОГАНОВ
.
Последний раз редактировалось ББК-10 08 Июнь 2025 12:06, всего редактировалось 1 раз.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 11483
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

"Северный Полюс - 8"

Сообщение ББК-10 » 08 Июнь 2025 11:09

Известия, 1960, №52 (13288), 2 марта

 =Известия 1960-052 (13288)_02.03.1960 СП-8.jpg
ПОД КРЫЛОМ - ЗАМЕРЗШИЕ МОРЯ

С борта самолета «ИЛ-14», совершающего сейчас исследовательские полеты над льдами моря Лаптевых, Чукотского и Восточно-Сибирского морей, известный полярный летчик В. Перов сообщает по радио:
«Совместно с гидрологами ведем ледовую разведку в восточной части Арктики. Выполнены четыре маршрута, сейчас проводим пятый. Вчера пролетали над дрейфующей станцией «Северный полюс-8», сбросили зимовщикам с самолета свежую почту. Недалеко от «СП-8» видели покинутую людьми американскую научную дрейфующую станцию».
В западном секторе Арктики разведку выполняет экипаж самолета «ИЛ-14», руководимый опытным полярным летчиком В. Мальковым и пилотом А. Ефимовым. С группой ученых на борту они облетали все Карское и северную часть Баренцева моря, а также приполюсное пространство.
Кроме того, два самолета, пилотируемые летчиками И. Барановым и Я. Нагорным, длительное время ведут ледовую разведку на Дальнем Востоке.
С самолетов ученые Ленинградского арктического и антарктического научно-исследовательского института определяют границы льдов различного возраста и форм, наблюдая за движением ледяных массивов, уточняют прогнозы на навигацию 1960 года. Благодаря их работе моряки получат важные оперативные данные о состоянии льдов на всем Великом Северном пути от Мурманска до Владивостока.
М. ФИЛИПЕНИН.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 11483
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Пред.

Вернуться в Дрейфующие научно-исследовательские станции



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения