СОВЕТСКИЙ ХАРАКТЕР
ЛЮДИ И ШТОРМ
ОТЧЕГО стихийные бедствия почти всегда начинаются ночью? Может, природа нарочно выбирает время, когда человеку труднее?
Так было и на этот раз. Когда стрелка часов начала отсчитывать сутки первого февраля, циклон уже свирепствовал на нескольких миллионах квадратных километров тихоокеанской поверхности. Уйти от него было почти невозможно, и судам, находившимся в его границах, оставалось одно: вступить в борьбу с циклоном, принять на себя всю силу его ударов — и давление в 960 миллиметров, и ветер скоростью сорок метров в секунду, и волны пятнадцатиметровой высоты, и снежные заряды, и обледенение.
У каждого своя судьба в шторм. Она может зависеть и от случайности (сорвавшейся железякой вырвало иллюминатор), и от неосведомленности (пропустил сводку погоды), и от растерянности (принял второпях неверное решение). Морская судьба — нелегкая судьба. Но всегда победа в шторм — это победа силы духа человека, его воли, того морального арсенала, что создается укладом жизни, строя, людских взаимоотношений.
В Японии зафиксировали шесть крупных аварий, случившихся во время этого циклона. Пароход «Куко мару» водоизмещением 11 тысяч тонн сорвало на рейде с якоря, ударило о волнорез и переломило. Пятнадцать человек погибли или пропали без вести. Пароход затонул. Военный корабль самообороны «Ивагику» сел на мель. Танкер «Який мару» столкнулся с либерийским пароходом «Бан Ошан» и получил пробоину...
Мы разделяем горе семей погибших японских моряков. И трудно сейчас судить, почему произошло несчастье. Мы привели эти факты лишь для того, чтобы показать мощь стихии. Встретились с ней и наши дальневосточники.
Некоторые суда Дальневосточного морского пароходства сообщили, что оказались в опасном состоянии. Были мобилизованы все силы и средства помощи, которыми располагал берег. Всем судам, находившимся в море, дали указание непрерывно следить друг за другом, чтоб при угрозе ближайший шел на выручку, В океане протянулась невидимая цепь, в каждом из звеньев которой — великое товарищество и отвага.
Круче всего циклон обошелся с рыбаками. Штормовое кольцо сомкнулось вокруг теплохода «Рыбновск» возле Северных Курил. Однако, держась на всех якорях, теплоход смог продержаться у скалистых камней острова Парамушира до прихода спасательного судна «Булат».
Морской буксир «Решительный» с четырьмя промысловыми судами оказался в критическом положении при выходе из Сангарского пролива. Совершив почти невозможное, буксир развернул караван и возвратился в пролив.
Теплоход «Пильтун» попал в западню у южной оконечности Хоккайдо. Вот-вот могла отказать машина. Дизель-электроход «Евданов» находился в это время на пути к западной Камчатке (он сопровождал четыре океанских сейнера). Услышав о беде «Пильтуна», дизель-электроход отвел свой караван в безопасное место, а сам поспешил на помощь. Он поспел в самый раз. Машина «Пильтуна» не справлялась с силой ветра и волн. С «Евданова» подали буксир. Теплоход был в безопасности.
НО по удивительной превратности судьбы самое большое испытание выпало на долю самого маленького корабля — танкера «Столбовой» водоизмещением всего в 350 тонн. Танкерок этот оказался в самом центре разъяренного циклона. Восемнадцать членов экипажа вступили в борьбу за жизнь корабля, за свои жизни.
Виктор Александрович Войтенко, заместитель начальника «Приморрыбфлота», узнал об этом утром следующего дня, когда, как обычно, к восьми пришел на работу.
Он прочитал:
«Владивосток. Аварийная. Судно сильно обмерзло, приняло угрожающее положение тчк Все время окалываемся, люди мокрые, задыхаемся тчк Держим на волну тчк Имеем дифирент на нос и крен правого борта тчк Кутузов».
Войтенко посмотрел на карту. Тот самый Низменный. Коварный приморский мыс, возле которого шальные ветры смораживают даже крутую соленую воду. «Столбовой»... Это не судно сейчас, а сплошная глыба. В мертвую белизну спаялись надстройки, брашпиль, шлюпки. А там восемнадцать человек...
Из Владивостока передали всем судам, находившимся неподалеку от танкера: «Мыса Низменного аварийном состоянии ввиду обмерзания штурмует танкер Столбовой тчк Немедленно снимайтесь его район держите ним постоянную связь окажите необходимую помощь тчк Войтенко».
Такое же предписание специально получил спасатель «Декабрист». Но пройдут сутки, прежде чем «Столбовой» почувствует возле себя локоть товарища. Еще целые сутки беспрерывной, адски тяжелой борьбы со штормом.
Все будто специально повернулось против «Столбового». Возле берега, где волны и ветер потише, холодно. Судно начинает обмерзать. На что плавуч танкер, но и у него есть предел. Сколько он может принять на себя ледяного груза? В таких случаях выход один — окалываться. Это значит забыть, что такое сон, горячая пища, сухая одежда. Это значит, весь мир — сплошные горы льда, а ты — лишь ноющие обмороженные руки. Но на что выносливы моряки, есть предел и у них. Устанут Василий Полин, Александр Воронцов, Владимир Сухоруков, просто упадут Геннадий Щербак, Иван Дубровин, Анас Гатулин, Анатолий Лаевский. Что дальше? И капитан примет решение — уйти в море, к теплу.
Дмитрий Гаврилович Кутузов не новичок на флоте. Он понимает, что это не выход, а лишь временная передышка. Вдали от берега, где волны высотой с пятиэтажный дом, а ветер превысил все допустимые нормы, будет не лучше. Чтобы держать судно на руле, придется идти полным ходом. А это значит принять на грудь все силу шторма. Потом, когда напором воды собьет, словно срежет ножом, вентиляционную колонку и через дыру в палубе в трюм хлынет вода, когда судно еще потеряет запас плавучести, им придется вновь повернуть к берегу.
А КАК на спасателе?
Дмитрий Иванович Пахомов оказался на «Декабристе», можно сказать, случайно. Вообще он начальник всей аварийно-спасательной службы «Приморрыбфлота», но в последнее время выполнял еще обязанности и капитана буксира. Тяжелые это обязанности. Ну, то, что на спасателе не жизнь, а сплошное ожидание, — положено по чину. Что покоя на нем нет — и это понятно (в тихую погоду корабли не тонут). Болтает его всегда так, что не приведи господь: рассчитан-то спасатель на любой шторм, у него предельный крен 106 градусов!
И в этот раз, не мешкая, полез «Декабрист» в самое пекло. Спустя час был уже в море. Одним словом, спасатель... Но есть одно, к чему так и не привык Дмитрий Иванович за четверть века службы, да и не привыкнет никогда, оттого, верно, и поседел до срока. Не привык «профессионально» думать о своей работе, хотя, казалось бы, за столько-то лет!.. Я понял это, увидав, как прямо-таки болезненно изменилось его лицо, когда он рассказывал о событиях, что были уже позади.
Я представлял, как стоит он в рубке своего «Декабриста», а прожектор, словно продолжая взгляд его, выхватывает из ночи безлюдье моря; как ему кажется, медленно идем, очень медленно, хотя 1.700 лошадиных сил машины спасателя — штука солидная; как упрашивает радиста своего Сергея Ильюшу (это у него фамилия такая) еще пошарить в эфире — а вдруг отзовется (а Ильюша уже двое суток не уходит с ключа); как... Славно бы каждому из нас быть таким, как этот капитан спасателя!
А что на «Столбовом»? И кто на «Столбовом»? И жив ли он вообще, этот крошечный кораблик, на котором восемнадцать смельчаков вот уже третьи сутки держат оборону? Жив. Изломанный, взъерошенный, смертельно усталый, он принимает на себя новые удары шторма, падает и поднимается вновь. Жив! Залитая водой, вышла из строя магнитная станция — потеряна власть над якорной лебедкой. Если потащит на берег, можно отдать якоря, они уйдут под собственным весом. Но если придется выбирать... Стало быть, на них надежды нет. Почти нет надежды и на радиостанцию — пол тяжестью льда вот-вот не выдержит и рухнет антенна... Отказал радиопеленгатор. Теперь судам даже не «нащупать» друг друга, связь только через Владивосток. Единственное, что не отказало, — люди. И потому жив «Столбовой»!
Их отделяли всего семь миль, а они все не могли найти один другого! Пахомов решил начать поиски по способу адмирала Макарова: наметив квадрат. «Декабрист» обошел его по периметру. Затем обошел второй, отстоящий от первого на расстоянии видимости. Потом был намечен третий квадрат... Лучи прожектора высветили нечто бесформенное...
Кончился поиск, но не кончился шторм. Теперь, под прикрытием «Декабриста», танкер вновь, в который уже раз, повернул к берегу. На этом стоит остановиться особо, ибо каждый поворот — это целая страница жизни «Столбового». В шторм, при сильном ветре возможны только два положения судна — носом на волну или по волне. Ни в коем случае нельзя становиться к волне лагом! Судно может получить крен, не успеет выпрямиться — вновь и вновь попадет под удары волны, и — опрокинется! Смена курса во время шторма — это крайняя мера, когда нет иного выхода. «Столбовой» делал это четыре раза. В последний раз он был уже не один. И хотя было так же трудно и так же опасно, но почему-то волны казались меньше, а ветер слабее.
3 февраля в 8 часов по местному времени Виктор Александрович Войтенко получил радиограмму. Без грифа «Аварийная».
«Зашли залив Ольгу тчк Встали якорь приступили работам Пахомов».
Вот, собственно, и все. О людях. И о шторме.
П. ДЕМИДОВ,
соб. корр. «Известий».
ВЛАДИВОСТОК.
соб. корр. «Известий».
ВЛАДИВОСТОК.