По великому водному пути
□ □ □
Подготовка к навигации на Волго-Донском судоходном канале
На Волго-Донском судоходном канале с весны нынешнего года, сообщил сотруднику «Известий» заместитель министра речного флота тов. Черевко, начнется движение грузовых и пассажирских судов.
В настоящее время Министерство речного флота занято постройкой новых и переоборудованием старых судов, предназначенных для работы на Волго-Доне. Решаются вопросы строительства и ремонта вокзалов, реконструкции ряда портов Дона и Волги, пополнения их мощными современными перегрузочными механизмами, подготовки кадров инженеров, техников и рабочих массовых профессий, а также создания на пристанях и судах всех удобств для пассажиров.
В состав Волго-Донского пути войдет Цимлянское водохранилище. В штормовую погоду волны на этом море будут достигать трехметровой высоты. Применяясь к новым условиям плавания, мы должны иметь специальные суда, обладающие корпусами повышенной крепости и хорошей маневренностью.
Советские судостроители уже освоили выпуск буксирных теплоходов мощностью в 600 лошадиных сил. На новом водном пути будут работать также отечественные буксирные теплоходы мощностью в 450 сил. Эти суда приспособлены к плаванию в тонком или битом льду.
При строительстве грузовых судов учитываются новые методы загрузки и разгрузки флота. В речных портах непрерывно увеличивается количество механизмов; при их помощи большую баржу можно разгрузить за несколько часов. Новые суда для Волго-Дона рассчитаны на интенсивную обработку. Это будут преимущественно беспалубные. крупнотоннажные баржи, позволяющие вести разгрузку широким фронтом. Несамоходные суда грузоподъемностью свыше 1.000 тонн оборудуются механическими устройствами, облегчающими все трудоемкие работы.
За последние годы на Волге и других реках нашей страны появились самоходные грузовые теплоходы мощностью в 800 сил; их трюмы вмещают две тысячи тони сыпучего груза. Это красивые маневренные быстроходные суда. Они обеспечивают скоростную доставку ценнейших грузов. Такой тип грузового судна принят в числе основных для нового водного пути.
Кроме того, приступлено к постройке менее мощных теплоходов; проектируются специализированные самоходные суда; танкеры для транспортировки нефтепродуктов, рефрижераторы — суда с холодильными установками для перевозки рыбы, мяса, фруктов.
Для Волго-Дона из состава пассажирского флота Волжско-Камского бассейна выделена группа пароходов и теплоходов. Они будут работать на линии Москва — Ростов-на-Дону. Эти суда переоборудуются, на них обновляется внутренняя отделка, создаются дополнительные удобства для пассажиров.
Строится серия пассажирских теплоходов мощностью в 800 сил. Каждое судно рассчитано на 300—350 спальных мест. Первая группа теплоходов вступит в эксплуатацию в течение навигации 1952 года.
На речных участках Волго-Донского пути будут курсировать комфортабельные легкие пароходы и теплоходы в 250, 450 и 600 сил. Образец пассажирского судна мощностью в 450 сил уже построен на отечественном заводе. При испытаниях он показал хорошие ходовые качества.
Одним из типов пассажирских судов для экспрессной линии Москва — Ростов-на-Дону принят дизель-электроход мощностью свыше 2. 000 сил. Это трехпалубное судно длиной более ста метров, высотой около пятнадцати метров; скорость его — до 25 километров в час. Оно рассчитано на пятьсот мягких мест.
Тщательно продумано устройство кают и помещений общего пользования: двухсветного зала-ресторана, салонов, буфетов, библиотеки-читальни, почтово-телеграфного отделения, парикмахерской, комнат отдыха, комнаты матери и ребенка, ателье бытового обслуживания, кинозала (он же — концертный зал). Продолжительность рейса Москва — Ростов-на-Дону составит от 20 до 22 суток.
Таких пассажирских речных судов нет нигде в мире. Работу по проектированию дизель-электрохода ведет коллектив инженеров старейшего русского завода «Красное Сормово» имени А. А. Жданова.
Па Цимлянском водохранилище и Волго-Донском канале вследствие отсутствия течения вскрытие ледового покрова может несколько задерживаться. Поэтому решено применить специальные ледокольные суда. Два речных ледокола уже построены. Они были испытаны весной и осенью прошлого года на Волге и Рыбинском море.
Для ремонта Флота создаются береговые базы и пловучие мастерские.
Начато строительство пассажирских пловучих вокзалов для Волго-Донского пути. В Сталинграде к навигации откроется новый береговой пассажирский павильон. В Ростове-на-Дону реконструируется существующий речной вокзал и сооружается новый павильон. Промежуточной вокзал строится на Цимлянском узле. Для обслуживания местного движения на Волго-Донском канале в районе отдельных поселков будут устроены небольшие пристани.
Волго-Донской судоходный канал — одно из совершеннейших, богато оснащенных новой техникой сооружений сталинской эпохи. Управлять этой техникой смогут только высококвалифицированные кадры. Учебные заведения п курсовая сеть Министерства речного флота готовят инженеров гидротехников, эксплуатационников, электриков, надсмотрщиков шлюзов и других специалистов.
Для Волго-Донского пароходства и Донского бассейнового управления пути потребуется много капитанов и шкиперов, механиков, работников портов и пристаней, старшин путейских участков, бакенщиков. Для подготовки рабочих массовых профессий открыты курсы в Ростове-на-Дону, Калаче, Лисках и Сталинграде.
Вся работа по подготовке нового канала к эксплуатации возложена на недавно созданное управление Волго-Донского водного пути, которое широко использует опыт эксплуатации канала имени Москвы. Этот канал является своеобразной лабораторией, где изучаются и обобщаются наиболее рациональные способы управления современными гидротехническими сооружениями.
Новый канал соединит Белое, Балтийское и Каспийское моря с Азовским и Черным. Через канал пойдут в Донбасс и к Азовскому побережью мощные потоки камского леса и грузов с Урала, машин и изделий заводов Москвы, Ленинграда и Поволжья. а в обратном направлении — потоки донецкого угля и металла, хлеба и других сельскохозяйственных продуктов.
Успешная подготовка к открытию навигации на Волго-Доне, быстрейшее освоение первой стройки коммунизма — ответственная и почетная задача, которая, несомненно, будет успешно решена работниками речного транспорта.