"ОСТ" парусно-моторная шхуна, ГС

От ладьи и коча до атомохода.

"ОСТ" парусно-моторная шхуна, ГС

Сообщение ББК-10 » 27 Апрель 2025 19:55

 ГС ОСТ.jpg
 ГС ОСТ экипаж.jpg
Никаких данных об этом ГС не найдено.
Две фотографии из Рунета.
Информация Белова из "Истории СМП" и газетная хроника.

© Белов М.И. История открытия и освоения СМП. Том IV.

Навигация 1938 г. Операции в восточном районе
с.209-211

Конец навигации в восточном районе омрачился одним событием. Из Архангельска в бухту Провидения сквозным рейсом шло г/с «Ост» (капитан А. Успенский). Это маленькое деревянное суденышко решило самостоятельно пробиваться сквозь льды. Руководство операциями восточного района не знало об этом походе. Первые сведения об «Осте» были получены 19 сентября, когда судно вмерзло в лед в районе Чаунской губы (о. Айон). Л/к «Красин», уже направившийся во Владивосток, был возвращен и направлен для вывода «Оста» изо льдов.
24 сентября ледокол вошел в лед и стал пробиваться к дрейфующему кораблю. После околки он пытался вывести судно с поврежденным рулем, но тщетно. В канале оставался лед, преодолеть который «Ост» не мог. Тем временем наступили холода, молодой лед смерзался с годовалым. Надо было спешно уходить на юг. Испробовав все средства, «Красин» вынужден был отказаться от вывода «Оста» из льдов. Капитан и 7 человек команды остались на зимовку; 21 человек перешли на ледокол. В течение зимы 1938/39 гг. «Ост» дрейфовал между 70°22' с. ш. и 167°23' в. д. и 69°52' с. ш. и 165°26' в. д. Во время подвижек льда 1 июня 1939 г. судно потеряло две лопасти единственного винта и только 20 июля 1939 г. под парусами выбралось на чистую воду. Поход л/к «Красин» на выручку «Оста» стоил государству несколько сот тысяч рублей.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10982
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

"ОСТ" парусно-моторная шхуна, ГС

Сообщение ББК-10 » 27 Апрель 2025 20:00

Известия, 1938, № 225 (6692), 26 сентября.

 Известия 1938-225 (6692)_26.09.1938=НАВ-38  сталин-литке-седов  гс ОСТ.jpg
В Арктике
...

БОРТ ЛЕДОКОЛА «КРАСИН», 25 сентября. (По радио от нашего спец. корр.).
Гидрографическое судно «Ост» вело большую исследовательскую работу в Чукотском море. В районе острова Айон судно оказалось окруженным ледяными полями, заставившими его дрейфовать на северо-запад.
На помощь судну вышел «Красин». Сегодня прошли траверз мыса Кузьмина, (Чукотский полуостров) и встретили сплоченный ледяной покров, запорошенный снегом. Из-за темноты остановились и ждем наступления рассвета .
А. ОСТАЛЬЦЕВ.

Полярная правда 11 октября 1938 г. № 234(3604)

 Полярная правда 11 октября 1938 г. № 234(3604).jpg
Дрейф бота "Ост"

Летом из Мурмански в бухту Провидения вышло по Великому Северному морскому пути гидрографическое судно «Ост». У острова Айон оно было затерто льдами. На помощь боту вышел краснознаменный ледокол «Красин».
В конце сентября ледокол подошел к «Осту». Тяжелая ледовая обстановка не позволила вывести бот изо льдов. 19 человек из команды гидрографического бота были взяты на борт «Красина». Остальные 8 человек во главе с капитаном т. Успенским остались зимовать на дрейфующем судне. Зимовщики имеют полный комплект теплой одежды и 3 годичный запас продовольствия.
«Красин» вышел в бухту Провидения.
Последний раз редактировалось ББК-10 27 Апрель 2025 20:26, всего редактировалось 1 раз.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10982
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

"ОСТ" парусно-моторная шхуна, ГС

Сообщение ББК-10 » 27 Апрель 2025 20:03

Известия, 1938, № 297 (6764), 24 декабря.

 Известия 1938-297 (6764)_24.12.1938 ГС ОСТ.jpg
ЗАТЕРТОЕ ЛЬДАМИ СУДНО "ОСТ"

МЫС ЧЕЛЮСКИН, 23 декабря. (По радио от нашего спец. корр.). В Арктике на ряду с «Седовым», но на более низких широтах, в Восточно-Сибирском море, ближе к берегу Чукотки, дрейфует затертое во льдах небольшое парусно-моторное гидрографическое судно «Ост».
Ваш корреспондент связался по радио с капитаном судна т. Успенским и через выделенного им корреспондента т. Поляшева получил следующую информацию.
В навигацию 1938 года «Ост» вышел из Архангельска в сквозной рейс, имея задание дойти Северным морским путем до бухты Провидения. В Белом и Баренцовом морях судно попало в туманы и штормы. На шестые сутки открылись горы Новой Земли. Пройдя проливом Маточкин Шар, «Ост» вышел в Карское море и взял курс на остров Диксон.
Штилевая погода в Карском море благоприятствовала гидрологическим работам и быстрому переходу до Диксона. Пополнив на острове запасы горючего, «Ост» пошел к мысу Челюскин. На этот раз судно попало в жестокий шторм, доходивший до 9 баллов; как щенку, перебрасывало его с одного борта на другой; временами крен доходил до 47 градусов.
В море Лаптевых «Ост» встретил 8-балльный лед. Стоял туман. Чтобы определить местонахождение судна, пришлось прибегнуть к помощи радиомаяка мыса Челюскин. Шесть суток «Ост» выбирался из ледяной ловушки и лишь на седьмые сутки вышел на чистую воду.
Радиостанции мыса Шелагского и острова Четырехстолбового сообщали: «На горизонте льда нет». Однако в 25 милях от Четырехстолбового судно встретило 10-балльные льды. Стараясь выбраться поближе к берегу, «Ост» отыскивал подходящие разводья и медленно шел на восток даже ночью при свете прожектора. К этому времени изменился ветер, упала температура, и мороз спаял разводья. Судно потеряло возможность продвигаться дальше.
На помощь «Осту» из бухты Провидения вышел ледокол «Красин». Сделав несколько безуспешных попыток освободить судно из ледового плена, «Красин» 26 сентября снял большую часть команды «Оста» и экспедиционный состав и ушел во Владивосток.
На «Осте» осталось 8 человек, которые начали деятельно готовиться к зимовке. На случай необходимости высадиться на лед на носу и корме судна приготовлены базы аварийного продовольствия, рассчитанные на два месяца каждая. Подготовлена к выносу радиостанция. На лед близ судна выложены теплая одежда, спальные мешки и две палатки. Спасательная шлюпка приспущена на талях.
В октябре преобладала штилевая погода. Температура воздуха доходила до минус 42°.
3 ноября при 9-балльном ветре произошло сильное сжатие льдов. Судно получило крен в 10° на правый борт. Лед кололся и вместе с судном двигался в разных направлениях. В воздухе все время стоял оглушительный гул сталкивавшихся и налезавших друг на друга льдин и слышались удары по корпусу судна.
4 ноября ветер стих. По обоим бортам «Оста» высились ледяные горы; на всем пространстве вокруг виднелись беспорядочно нагроможденные друг на друга льдины...
Научные работы на судне продолжаются. Ежедневно по нескольку раз в сутки производятся метеорологические наблюдения, измерения глубин моря, определения скорости и направления дрейфа, наблюдения над нарастанием льда.
Судно в исправности, повреждений нет. Экипаж здоров и бодр.
В. ВОРОЖЦОВ.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10982
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

"ОСТ" парусно-моторная шхуна, ГС

Сообщение ББК-10 » 27 Апрель 2025 20:13

Известия, 1939, № 16 (6786), 20 января.

 Известия 1939-016 (6786)_20.01.1939 ГС ОСТ.jpg
НА СУДНЕ "ОСТ"

БОРТ СУДНА «ОСТ», 19 января. (По радио от наш. спец. корр.). Пятый месяц во льдах Восточно-Сибирского моря дрейфует гидрографическое судно «Ост». 16 января оно находилось на 69°52' северной широты и 165°48' восточной долготы.
«Ост» дрейфует по сложной кривой, но неуклонно на восток. Замедляют дрейф сплошные льды Восточно-Сибирского и Чукотского морей.
Больших подвижек и сжатий в районе «Оста» не было. Месяц уже, как стоят сильные морозы (до минус 50 градусов по Цельсию). От морозов часто происходят небольшие сжатия, сопровождающиеся сильным треском. Даже незначительная трещина при такой температуре вызывает оглушительный гул.
Недавно произошла подвижка нижних слоев льда, и лунки для производства ледовых и морских наблюдений оказались забитыми снизу льдом большой толщины. Пришлось проделать новые лунки в полукилометре от судна.
В морозные ночи при хорошей видимости замечается сильная рефракция.
Луна, например, в таких случаях двоится — одни диск виден под другим — или принимает различные неправдоподобные формы. Горизонт также резко меняется, искажается, и это затрудняет производство астрономических наблюдений.
Во второй половине декабря северное сияние было особенно частым и достигало максимальных размеров. И сейчас оно заливает своим фантастическим светом все небо.
Участились магнитные радиопурги, которые иной раз влекут за собой полную непроходимость дальних радиостанций.
За последнее время к судну с материка подходят в большом количестве голодные песцы. Один из них обнаглел настолько, что забрался даже на палубу.
Научные и судовые работы заполняют весь день. Кроме того, с 12 января начали окалывать корму судна, чтобы выморозить гребной винт и вал.
25 января ждем солнца.
А. МУРАВЬЕВ.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10982
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

"ОСТ" парусно-моторная шхуна, ГС

Сообщение ББК-10 » 27 Апрель 2025 20:16

Известия, 1939, № 26 (6796), 2 февраля.

 Известия 1939-026 (6796)_02.02.1939 ГС ОСТ.jpg
♦ Архангельск. Между Архангельском и гидрографическим судном «Ост», дрейфующим в Восточно-Сибирском море, организуется радиоперекличка. Перед микрофоном в Архангельске выступят родственники зимовщиков «Оста».
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10982
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

"ОСТ" парусно-моторная шхуна, ГС

Сообщение ББК-10 » 27 Апрель 2025 20:18

Известия, 1939, № 93 (6863), 21 апреля.

 Известия 1939-093 (6863)_21.04.1939 ГС ОСТ.jpg
НА СУДНЕ «ОСТ»

БОРТ СУДНА «ОСТ», 20 апреля. (По радио от нашего спец. корр.). Дрейфующее в Восточно-Сибирском море гидрографическое судно «Ост» находится в 20 километрах к северо-востоку от мыса Б. Баранов. В марте температура в районе судна доходила ночью до минус 35 градусов, а днем на солнце термометр показывал от 10 до 20 градусов тепла. Снежные метели продолжались нередко по нескольку суток. Судно находится среди сплошных льдов и дрейфует крайне медленно. Замеченные недавно на горизонте три полыньи вскоре затянуло льдом.
Семеро зимовщиков тщательно изучают переданные по радио материалы XVIII съезда партии. Продолжается научная работа. Экипаж включился в социалистическое соревнование имени Третьей Сталинской Пятилетки.
С появлением разводий «Ост» пойдет в бухту Тикси. Оттуда, приняв новую команду, экспедицию и снаряжение, судно отправится для продолжения гидрографических работ.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10982
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

"ОСТ" парусно-моторная шхуна, ГС

Сообщение ББК-10 » 27 Апрель 2025 20:21

Известия, 1939, № 155 (6925), 6 июля.

 Известия 1939-155 (6925)_06.07.1939 ГС ОСТ.jpg
НА СУДНЕ «ОСТ»

БОРТ СУДНА «ОСТ», 5 июля. (По радио от нашего спец. корр.). 29 июня около полудня на гидрографическом судне «Ост», зимующем во льдах Восточно-Сибирского моря, ощущались значительные сотрясения корпуса. В 4 часа дня по местному времени начался дрейф в северо-восточном направлении со скоростью 0, 1 мили в час.
Вокруг судна появились проталины, а также озера на поверхности льда. Лед тяжелый. Местами пловучие поля.
Несколько дней под ряд команда «Оста» для того, чтобы вывести судно в более удобное место, спиливала и скалывала лед у бортов и кормы. Люди работали в тяжелых условиях, по колено в воде.
30 июня удалось, наконец, вывести судно в полынью, находящуюся в 150 метрах от места девятимесячной зимней стоянки «Оста».
Последнее время часто видим стаи гусей и уток, пролетающих в направлении острова Айон. В промоинах появляются в большом количестве нерпы и тюлени.
Недавно из Сибири через ледяные пространства южным ветром была занесена масса полузамерзших комаров, бабочек и других насекомых.
Стоят пасмурные, туманные дни. Температура воздуха колеблется от минус 4° ночью до плюс 15° днем, в тени — плюс 6°.
Через несколько дней предполагаем начать продвижение к бухте Тикси.
А. УСПЕНСКИЙ,
капитан судна «Ост»
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10982
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

"ОСТ" парусно-моторная шхуна, ГС

Сообщение ББК-10 » 27 Апрель 2025 20:24

Известия, 1939, № 159 (6929), 11 июля.

 Известия 1939-159 (6929)_11.07.1939 ГС ОСТ.jpg
Борт гидрографического судна «ОСТ» (Восточно-Сибирское море). В последние дни корабль окружен тяжелым 10-балльным льдом. Стоит плохая погода. Температура воздуха от минус 2 до плюс 2 градуса. Часто идет снег. 8 июля произошло сильное сжатие льдов. Под их напором судно легло на левый борт. Команда работала без устали скалывая лед, двигающийся на палубу. В конце суток сжатие прекратилось и судно понемногу выровнялось.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10982
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53


Вернуться в Полярный флот Росcии/СССР



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 23

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения