АЛЫЙ СТЯГ НА ВЕРШИНЕ ПЛАНЕТЫ
Беспримерный рейс советского атомохода посвящается 60-летию Великого Октября
Расколов застывший океан, «Арктика» пробилась к заветной точке, которая не имеет географической долготы, а обозначена лишь одним измерением — девяностым, последним градусом северной широты.
Специальный корреспондент «Известий» Василий ЗАХАРЬКО передает с борта ледокола:
ТАКОГО еще никогда не было. Известно, что сюда добирались люди на собачьих упряжках, по воздуху, на подводных лодках. Но эти восхождения на северную вершину планеты еще не давали основания утверждать, что полюс окончательно завоеван, ибо до сих пор не состоялось самое желанное, самое трудное, самое необходимое для науки и практических целей восхождения, мечта о котором жила многие столетия, — пройти к полюсу на корабле. И вот эта мечта наконец-то сбылась.
Сейчас, когда над полюсом поднимается Государственный флаг Советского Союза, когда с борта атомохода звучит салют и среди участников этого рейса царит приподнятая, волнующая, единственная в своем роде атмосфера, как не вспомнить нелегкий 174-часовой путь к цели, на достижение которого были направлены все дела и помыслы моряков, ученых, всех, кто отправился в это поистине историческое плавание.
9 АВГУСТА. На часах около 8 вечера, в иллюминаторе видны мурманские причалы. Нет оркестра, большого скопления народа на причалах. Как сказал капитан атомохода Юрий Сергеевич Кучиев, «Арктика» идет не на побитие каких-либо рекордов, не на подвиг, а на трудную работу. Потому и провожают нас как на работу.
Сколько же времени займет вся экспедиция?
Ученые ленинградского Арктического и Антарктического института осторожно назвали такую цифру: 29 суток. Начальник администрации Северного Морского пути К. Чубаков (он идет в рейс заместителем руководителя экспедиции) запросил еще и штабы морских операций в западном и восточном секторах Арктики. Те тоже ответили осторожно: двадцать девять суток. Достичь цели предполагалось 25 августа.
Все 150 электрических часов ледокола показывают 20.00. И в этот миг на ходовой мостик ворвался мощный бас прощального гудка, за ним прозвучал второй и, наконец, третий. Три гребных винта легко столкнули с места громаду «Арктики».
10 АВГУСТА. После выхода из Кольского залива резко повернули на восток, в район Новосибирских островов, до которых около 1.900 миль. Именно отсюда, как показывают многолетние наблюдения и специально проводившаяся весной и летом ледовая разведка, легче пробиваться на северные широты. Но главная причина выбора такого удлиненного маршрута все же в другом: экспедиции надо охватить огромное арктическое пространство, чтобы получить как можно больше сведений и для науки, и для мореплавателей.
По чистой воде идем со скоростью 18 узлов. Хотя сейчас штормы свирепствуют где-то в других краях, «Арктику» заметно покачивает. Сказывается овальная скорлупообразная конструкция ее корпуса, отсутствие успокоителей качки. Но такая конструкция необходима для успешной работы во льдах.
Все готовятся к нелегкой работе. На борту 207 человек. В клубе и кают-компании, столовой, салонах, в жилых каютах состоялось знакомство экипажа — 171 человек — и «временно прикомандированных» — 36 человек. И не было, пожалуй, участника экспедиции, который не подержал бы в руках, не рассмотрел доставленный из музея Арктического и Антарктического института бесценный экспонат: древко флага России, с которым шел к полюсу великий патриот Георгий Седов. Теперь рядом с этим древком будет флаг другого цвета, что реет над Отчизной вот уже 60 лет, алый флаг.
Атомоход «Арктика»... Он представляет собою тип корабля, не имеющего аналогов в мировом судостроении. Он самый мощный на земле ледокол (75 тысяч лошадиных сил). Вот уже три года «Арктика» водит караваны. На корме два вертолета — один на открытой площадке, другой в ангаре. Если вдруг корабль надолго застрянет во льдах, попадет в дрейф и появится необходимость эвакуации части людей, будет создан аэродром. С этой целью на борт атомохода взят мощный бульдозер, который подготовит среди торосов посадочную полосу для самолетов.
На время рейса в штате атомохода обязательно должен быть дублер капитана. Сейчас на «Арктике» на этой должности один из опытнейших мореходов Севера, капитан дизель-электрического ледокола «Киев» В. Голохвастов. Он только что заступил на вахту — с нуля до четырех часов утра. Я заглянул в вахтенный журнал: от Мурманска отошли на 507 миль. У столика, где лежит журнал, лампочка не горит: свет сейчас ни к чему. Над всей Арктикой царит белая ночь.
11 АВГУСТА. Принято решение наполнить забортной водой дифферентные цистерны. Их две: в носовую влито 1.025 тонн, в кормовую — 785 тонн. Теперь ледокол глубже вошел в воду, его осадка увеличилась с 10,3 до 11 метров. Чем больше вес, тем меньше вибрация, тем легче «давить» льды.
Около часа дня вдруг слева и справа раздался резкий скрежет — такой же неприятный, как звук при царапанье ногтем по оконному стеклу. Только это было царапанье в тысячи раз громче. Однако на него отреагировали лишь несколько человек, впервые попавшие на ледокол, отреагировали тревожно. Бросившись к иллюминаторам, все поняли: встретилось поле льдов.
— Ну это еще не льды, это еще цветочки, белые ягодки будут потом, — сказал гидролог В. Лосев.
... Август — лучшая пора для плаваний на Севере. Все, что солнце могло растопить, оно уже растопило, но площади чистой воды расширяются летом лишь до трех — пятнадцати процентов. Все остальное — льды. Вот нам и надо выискивать трещины, разводья. Атомоход снова вышел на чистую воду, но ненадолго — в трех милях по курсу лежала вторая, теперь уже очередная (сколько-то их будет? ), более широкая ледовая перемычка. Но до «белых ягодок» еще далековато.
14 АВГУСТА. Итак, началось! Вот эти льды, которым теперь уже и края не видно — не только с вертолета, с самолета, но и со спутников Земли, —этот край лежит где-то далеко, в другом полушарии. «Арктика» вошла в белое поле, как нож в масло, но вскоре стала похожей на врубовую машину, пробивающую скалу. Только перед нами — скала лежащая.
Когда-то адмирал С. О. Макаров мечтал на своем «Ермаке» пойти через Арктику напролом, но, увы, на это не способна даже «Арктика». Если бы мы старались идти строго по прямой, то наверняка угодили бы в такую западню, откуда пришлось бы выбираться неизвестно сколько времени.
Чтобы миновать опасные места, вертолет взмывает в небо через каждые час-полтора. Пилот Е. Миронов сменяет пилота В. Петрова, Петров — Миронова. Без устали работает пост управления нашего плавучего аэродрома. С воздуха поступают коррективы непосредственно на мостик — где по курсу трещина, где полынья...
Лед — 10 баллов, торосы. Там, где можно, стараемся их обойти, но если перед кораблем вырастает целая гряда, протянувшаяся на многие километры, решение одно: раскалывать! Сегодня впервые за время рейса силовые установки выведены на 100-процентную мощность! На проталинах вода взметается из-под форштевня на десять — пятнадцать метров и туда же долетают осколки льда. От бортов отваливаются глыбы, какие бывают, наверно, только при сильных обвалах в горах.
Зеленоватый снизу, лед в некоторых местах... черный, кажется островком. Это район активного дрейфа льдов сибирских морей. Они и принесли с берегов наслоения земли, песка.
Если где-то в Каракумах, Сахаре миражи рисуют людям озера, реки, моря, то в центре океана видятся очертания суши.
Появляясь из тумана, солнце светит так сильно, что глазам больно. Атомоход упорно следует к цели. И чем она ближе, тем громче удары, сильнее вибрация. Во время ужина специально замедлили ход, чтобы не прыгали кастрюли, не слетали со столов тарелки, стаканы.
15 АВГУСТА. В 9 часов в салоне капитана состоялось короткое заседание штаба экспедиции. Были намечены конкретные задачи на день с учетом ледовой обстановки. А она усложняется. Сегодня атомоход впервые заклинило — так заклинивает топор, когда рубишь дерево. Чтобы его вырвать — топорище клонишь вверх-вниз, отводишь влево-вправо, рвешь на себя. Нечто подобное происходит и сейчас. Команда следует одна за другой: «право на борт», «лево на борт».
Тем временем в кормовую дифферентную цистерну нагнетается вода — одиннадцать «кубов» в секунду. И когда корма стала оседать, был дан «полный назад». Корабль так вздрогнул, будто собирался взлететь — и тут же пополз назад. Потом еще поворочался своими тяжелыми боками, тараня барьер, каждый раз в другое место. Образовав довольно большую полынью, ледокол отошел назад, а затем взял «полный вперед» и с такой силой вспорол гряду, что даже в двухстах метрах от бортов поднялись и рухнули торосы, взметнув фонтаны воды повыше, чем в Петродворце. Эти, не испытываемые ранее нагрузки подтверждают высокие ледоходные качества корабля, его надежность.
Сегодня впервые остановились. Со льда была проведена корректировка некоторых навигационных приборов. Нашлось много желающих размять ноги на канадском паке.
Тщательные поиски следов белых медведей не увенчались успехом. Сколько ни напрягали зрение, никаких птиц тоже не обнаружили. Вечером беседовал с главным врачом корабля А. Алексеевым. Он сказал, что у нескольких моряков насморк, хотел их освободить от работы, но услышал категорический отказ.
16 АВГУСТА. Следуя по 130-му меридиану, сегодня днем атомоход пересек 85-ю широту, выше которой еще никогда не поднималось ни одно судно. И все, конечно, вспомнили, что на полдороге от этой широты до полюса была высажена и приступила к работе первая в мире дрейфующая станция «Северный полюс» в составе Папанина, Федорова, Ширшова и Кренкеля.
Стало окончательно ясно: придем к полюсу намного раньше, чем планировалось. Отдельные участки преодолеваем очень медленно, работая «ударами»: вперед — назад и снова вперед. Скорость падает до 3—4 миль в час. В вахтенном журнале появилась запись: «ведется пятиминутное счисление». Это значит, что не через час, как раньше, а уже через каждые пять минут штурманы записывают курс и скорость, чтобы точно знать место корабля под небом, на котором сейчас не видно ни Полярной звезды, ни Большой и Малой медведиц — ориентиров мореходов с древнейших времен. Видно, да и то не постоянно, только одно светило — солнце. Курс надо выдерживать строго. И выйти в самую ту точку, где сходятся все меридианы, где, куда ни посмотришь, — только юг.
17 АВГУСТА. В 00.00 вахту на мостике приняли дублер капитана Василий Голохвастов и третий помощник Павел Ню. Здесь же сам капитан, руководитель экспедиции, ученые, специалисты, пресса, кино. Лица у всех взволнованные, соответствующие моменту. Чувство гордости переполняет сердца. За великий народ, который мы здесь представляем, за великую партию, которая подняла этот народ к вершинам грандиозных свершений, за великую морскую державу, которая первой вывела свой надводный корабль на вершину планеты.
Штурманы склонились к приборам... Пошла последняя минута четвертого часа утра. И наконец-то в 04.00 по московскому времени «Арктика» вышла на Северный географический полюс! Вот эта точка — невидимая, всего лишь математическая точка, всегда имевшая такую огромную притягательную силу. Вот этот миг, который навсегда войдет в историю выдающихся свершений человеческого разума!
В двухстах метрах от корабля высоко над льдиной реет флаг Родины—идет торжественный митинг. Короткую речь произносит министр морского флота СССР Тимофей Борисович Гуженко. Капитан атомохода Юрий Сергеевич Кучиев возлагает к флагштоку древко знамени, с которым шел к полюсу Георгий Седов. Первый помощник капитана В. Лазарев ставит на металлическую плиту закупоренную капсулу с проектом Конституции СССР, текстом Гимна Советского Союза. В капсулу помещены также номера газет «Правда», «Известия», «Комсомольская правда» с материалами обсуждения проекта Конституции. Как национальная реликвия старое древко будет возвращено на Родину. Все остальное по давней традиции полярников остается на льдине — плита с надписью «СССР, ледокол «Арктика», август 1977 года», капсула и полыхающий над ними флаг Советского Союза. Сейчас вокруг него по географической параллели, отделенной от полюса на одну дуговую секунду меридиана, совершается самое скоростное из всех прежних кругосветное путешествие. Во много раз быстрее космических кораблей огибают планету... восторженные люди, обутые в валенки. Летят вверх цветы и шапки, «стреляет» шампанское, кто-то несет арбуз, кто-то гонят «вокруг света» футбольный мяч, идет невиданный праздник после невиданной работы, смысл которой вобрали высоко поднятые транспаранты: «Задание Родины выполнили!». Пройдено 2.528 трудных миль. Цель достигнута на восемь суток раньше намеченного срока.
Опущена на дно Ледовитого океана большая металлическая плита с надписью: «СССР, 60-летие Октября. А/л «Арктика». Широта 90 градусов, 1977». Пробив канал в Западное полушарие, оставив в нем «автограф» шириной в тридцать метров, корабль в 19 часов 05 минут вторично прошел точку Северного полюса и лег на генеральный курс — по 45-му меридиану на Мурманск. К полюсу трудно было идти, но обратная дорога — не легче. Здесь это все понимают.
Снова в воздух поднялся вертолет ледовой разведки.