Навигация 1977 года

Навигация 1977 года

Сообщение ББК-10 12 Апрель 2025 11:01

Известия, 1977, № 196 (18651), 19 августа.

 Известия 1977-196 (18651)_19.08.1977 СП-АЛ-АРКТИКА.jpg
АЛЫЙ СТЯГ НА ВЕРШИНЕ ПЛАНЕТЫ

Беспримерный рейс советского атомохода посвящается 60-летию Великого Октября
Расколов застывший океан, «Арктика» пробилась к заветной точке, которая не имеет географической долготы, а обозначена лишь одним измерением — девяностым, последним градусом северной широты.
Специальный корреспондент «Известий» Василий ЗАХАРЬКО передает с борта ледокола:

ТАКОГО еще никогда не было. Известно, что сюда добирались люди на собачьих упряжках, по воздуху, на подводных лодках. Но эти восхождения на северную вершину планеты еще не давали основания утверждать, что полюс окончательно завоеван, ибо до сих пор не состоялось самое желанное, самое трудное, самое необходимое для науки и практических целей восхождения, мечта о котором жила многие столетия, — пройти к полюсу на корабле. И вот эта мечта наконец-то сбылась.
Сейчас, когда над полюсом поднимается Государственный флаг Советского Союза, когда с борта атомохода звучит салют и среди участников этого рейса царит приподнятая, волнующая, единственная в своем роде атмосфера, как не вспомнить нелегкий 174-часовой путь к цели, на достижение которого были направлены все дела и помыслы моряков, ученых, всех, кто отправился в это поистине историческое плавание.
9 АВГУСТА. На часах около 8 вечера, в иллюминаторе видны мурманские причалы. Нет оркестра, большого скопления народа на причалах. Как сказал капитан атомохода Юрий Сергеевич Кучиев, «Арктика» идет не на побитие каких-либо рекордов, не на подвиг, а на трудную работу. Потому и провожают нас как на работу.
Сколько же времени займет вся экспедиция?
Ученые ленинградского Арктического и Антарктического института осторожно назвали такую цифру: 29 суток. Начальник администрации Северного Морского пути К. Чубаков (он идет в рейс заместителем руководителя экспедиции) запросил еще и штабы морских операций в западном и восточном секторах Арктики. Те тоже ответили осторожно: двадцать девять суток. Достичь цели предполагалось 25 августа.
Все 150 электрических часов ледокола показывают 20.00. И в этот миг на ходовой мостик ворвался мощный бас прощального гудка, за ним прозвучал второй и, наконец, третий. Три гребных винта легко столкнули с места громаду «Арктики».
 1977-map.gif
10 АВГУСТА. После выхода из Кольского залива резко повернули на восток, в район Новосибирских островов, до которых около 1.900 миль. Именно отсюда, как показывают многолетние наблюдения и специально проводившаяся весной и летом ледовая разведка, легче пробиваться на северные широты. Но главная причина выбора такого удлиненного маршрута все же в другом: экспедиции надо охватить огромное арктическое пространство, чтобы получить как можно больше сведений и для науки, и для мореплавателей.
По чистой воде идем со скоростью 18 узлов. Хотя сейчас штормы свирепствуют где-то в других краях, «Арктику» заметно покачивает. Сказывается овальная скорлупообразная конструкция ее корпуса, отсутствие успокоителей качки. Но такая конструкция необходима для успешной работы во льдах.
Все готовятся к нелегкой работе. На борту 207 человек. В клубе и кают-компании, столовой, салонах, в жилых каютах состоялось знакомство экипажа — 171 человек — и «временно прикомандированных» — 36 человек. И не было, пожалуй, участника экспедиции, который не подержал бы в руках, не рассмотрел доставленный из музея Арктического и Антарктического института бесценный экспонат: древко флага России, с которым шел к полюсу великий патриот Георгий Седов. Теперь рядом с этим древком будет флаг другого цвета, что реет над Отчизной вот уже 60 лет, алый флаг.
Атомоход «Арктика»... Он представляет собою тип корабля, не имеющего аналогов в мировом судостроении. Он самый мощный на земле ледокол (75 тысяч лошадиных сил). Вот уже три года «Арктика» водит караваны. На корме два вертолета — один на открытой площадке, другой в ангаре. Если вдруг корабль надолго застрянет во льдах, попадет в дрейф и появится необходимость эвакуации части людей, будет создан аэродром. С этой целью на борт атомохода взят мощный бульдозер, который подготовит среди торосов посадочную полосу для самолетов.
На время рейса в штате атомохода обязательно должен быть дублер капитана. Сейчас на «Арктике» на этой должности один из опытнейших мореходов Севера, капитан дизель-электрического ледокола «Киев» В. Голохвастов. Он только что заступил на вахту — с нуля до четырех часов утра. Я заглянул в вахтенный журнал: от Мурманска отошли на 507 миль. У столика, где лежит журнал, лампочка не горит: свет сейчас ни к чему. Над всей Арктикой царит белая ночь.
11 АВГУСТА. Принято решение наполнить забортной водой дифферентные цистерны. Их две: в носовую влито 1.025 тонн, в кормовую — 785 тонн. Теперь ледокол глубже вошел в воду, его осадка увеличилась с 10,3 до 11 метров. Чем больше вес, тем меньше вибрация, тем легче «давить» льды.
Около часа дня вдруг слева и справа раздался резкий скрежет — такой же неприятный, как звук при царапанье ногтем по оконному стеклу. Только это было царапанье в тысячи раз громче. Однако на него отреагировали лишь несколько человек, впервые попавшие на ледокол, отреагировали тревожно. Бросившись к иллюминаторам, все поняли: встретилось поле льдов.
— Ну это еще не льды, это еще цветочки, белые ягодки будут потом, — сказал гидролог В. Лосев.
... Август — лучшая пора для плаваний на Севере. Все, что солнце могло растопить, оно уже растопило, но площади чистой воды расширяются летом лишь до трех — пятнадцати процентов. Все остальное — льды. Вот нам и надо выискивать трещины, разводья. Атомоход снова вышел на чистую воду, но ненадолго — в трех милях по курсу лежала вторая, теперь уже очередная (сколько-то их будет? ), более широкая ледовая перемычка. Но до «белых ягодок» еще далековато.
14 АВГУСТА. Итак, началось! Вот эти льды, которым теперь уже и края не видно — не только с вертолета, с самолета, но и со спутников Земли, —этот край лежит где-то далеко, в другом полушарии. «Арктика» вошла в белое поле, как нож в масло, но вскоре стала похожей на врубовую машину, пробивающую скалу. Только перед нами — скала лежащая.
Когда-то адмирал С. О. Макаров мечтал на своем «Ермаке» пойти через Арктику напролом, но, увы, на это не способна даже «Арктика». Если бы мы старались идти строго по прямой, то наверняка угодили бы в такую западню, откуда пришлось бы выбираться неизвестно сколько времени.
Чтобы миновать опасные места, вертолет взмывает в небо через каждые час-полтора. Пилот Е. Миронов сменяет пилота В. Петрова, Петров — Миронова. Без устали работает пост управления нашего плавучего аэродрома. С воздуха поступают коррективы непосредственно на мостик — где по курсу трещина, где полынья...
Лед — 10 баллов, торосы. Там, где можно, стараемся их обойти, но если перед кораблем вырастает целая гряда, протянувшаяся на многие километры, решение одно: раскалывать! Сегодня впервые за время рейса силовые установки выведены на 100-процентную мощность! На проталинах вода взметается из-под форштевня на десять — пятнадцать метров и туда же долетают осколки льда. От бортов отваливаются глыбы, какие бывают, наверно, только при сильных обвалах в горах.
Зеленоватый снизу, лед в некоторых местах... черный, кажется островком. Это район активного дрейфа льдов сибирских морей. Они и принесли с берегов наслоения земли, песка.
Если где-то в Каракумах, Сахаре миражи рисуют людям озера, реки, моря, то в центре океана видятся очертания суши.
Появляясь из тумана, солнце светит так сильно, что глазам больно. Атомоход упорно следует к цели. И чем она ближе, тем громче удары, сильнее вибрация. Во время ужина специально замедлили ход, чтобы не прыгали кастрюли, не слетали со столов тарелки, стаканы.
15 АВГУСТА. В 9 часов в салоне капитана состоялось короткое заседание штаба экспедиции. Были намечены конкретные задачи на день с учетом ледовой обстановки. А она усложняется. Сегодня атомоход впервые заклинило — так заклинивает топор, когда рубишь дерево. Чтобы его вырвать — топорище клонишь вверх-вниз, отводишь влево-вправо, рвешь на себя. Нечто подобное происходит и сейчас. Команда следует одна за другой: «право на борт», «лево на борт».
Тем временем в кормовую дифферентную цистерну нагнетается вода — одиннадцать «кубов» в секунду. И когда корма стала оседать, был дан «полный назад». Корабль так вздрогнул, будто собирался взлететь — и тут же пополз назад. Потом еще поворочался своими тяжелыми боками, тараня барьер, каждый раз в другое место. Образовав довольно большую полынью, ледокол отошел назад, а затем взял «полный вперед» и с такой силой вспорол гряду, что даже в двухстах метрах от бортов поднялись и рухнули торосы, взметнув фонтаны воды повыше, чем в Петродворце. Эти, не испытываемые ранее нагрузки подтверждают высокие ледоходные качества корабля, его надежность.
Сегодня впервые остановились. Со льда была проведена корректировка некоторых навигационных приборов. Нашлось много желающих размять ноги на канадском паке.
Тщательные поиски следов белых медведей не увенчались успехом. Сколько ни напрягали зрение, никаких птиц тоже не обнаружили. Вечером беседовал с главным врачом корабля А. Алексеевым. Он сказал, что у нескольких моряков насморк, хотел их освободить от работы, но услышал категорический отказ.
16 АВГУСТА. Следуя по 130-му меридиану, сегодня днем атомоход пересек 85-ю широту, выше которой еще никогда не поднималось ни одно судно. И все, конечно, вспомнили, что на полдороге от этой широты до полюса была высажена и приступила к работе первая в мире дрейфующая станция «Северный полюс» в составе Папанина, Федорова, Ширшова и Кренкеля.
Стало окончательно ясно: придем к полюсу намного раньше, чем планировалось. Отдельные участки преодолеваем очень медленно, работая «ударами»: вперед — назад и снова вперед. Скорость падает до 3—4 миль в час. В вахтенном журнале появилась запись: «ведется пятиминутное счисление». Это значит, что не через час, как раньше, а уже через каждые пять минут штурманы записывают курс и скорость, чтобы точно знать место корабля под небом, на котором сейчас не видно ни Полярной звезды, ни Большой и Малой медведиц — ориентиров мореходов с древнейших времен. Видно, да и то не постоянно, только одно светило — солнце. Курс надо выдерживать строго. И выйти в самую ту точку, где сходятся все меридианы, где, куда ни посмотришь, — только юг.
17 АВГУСТА. В 00.00 вахту на мостике приняли дублер капитана Василий Голохвастов и третий помощник Павел Ню. Здесь же сам капитан, руководитель экспедиции, ученые, специалисты, пресса, кино. Лица у всех взволнованные, соответствующие моменту. Чувство гордости переполняет сердца. За великий народ, который мы здесь представляем, за великую партию, которая подняла этот народ к вершинам грандиозных свершений, за великую морскую державу, которая первой вывела свой надводный корабль на вершину планеты.
Штурманы склонились к приборам... Пошла последняя минута четвертого часа утра. И наконец-то в 04.00 по московскому времени «Арктика» вышла на Северный географический полюс! Вот эта точка — невидимая, всего лишь математическая точка, всегда имевшая такую огромную притягательную силу. Вот этот миг, который навсегда войдет в историю выдающихся свершений человеческого разума!
В двухстах метрах от корабля высоко над льдиной реет флаг Родины—идет торжественный митинг. Короткую речь произносит министр морского флота СССР Тимофей Борисович Гуженко. Капитан атомохода Юрий Сергеевич Кучиев возлагает к флагштоку древко знамени, с которым шел к полюсу Георгий Седов. Первый помощник капитана В. Лазарев ставит на металлическую плиту закупоренную капсулу с проектом Конституции СССР, текстом Гимна Советского Союза. В капсулу помещены также номера газет «Правда», «Известия», «Комсомольская правда» с материалами обсуждения проекта Конституции. Как национальная реликвия старое древко будет возвращено на Родину. Все остальное по давней традиции полярников остается на льдине — плита с надписью «СССР, ледокол «Арктика», август 1977 года», капсула и полыхающий над ними флаг Советского Союза. Сейчас вокруг него по географической параллели, отделенной от полюса на одну дуговую секунду меридиана, совершается самое скоростное из всех прежних кругосветное путешествие. Во много раз быстрее космических кораблей огибают планету... восторженные люди, обутые в валенки. Летят вверх цветы и шапки, «стреляет» шампанское, кто-то несет арбуз, кто-то гонят «вокруг света» футбольный мяч, идет невиданный праздник после невиданной работы, смысл которой вобрали высоко поднятые транспаранты: «Задание Родины выполнили!». Пройдено 2.528 трудных миль. Цель достигнута на восемь суток раньше намеченного срока.
Опущена на дно Ледовитого океана большая металлическая плита с надписью: «СССР, 60-летие Октября. А/л «Арктика». Широта 90 градусов, 1977». Пробив канал в Западное полушарие, оставив в нем «автограф» шириной в тридцать метров, корабль в 19 часов 05 минут вторично прошел точку Северного полюса и лег на генеральный курс — по 45-му меридиану на Мурманск. К полюсу трудно было идти, но обратная дорога — не легче. Здесь это все понимают.
Снова в воздух поднялся вертолет ледовой разведки.
Последний раз редактировалось ББК-10 12 Апрель 2025 20:44, всего редактировалось 1 раз.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10982
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Навигация 1977 года

Сообщение ББК-10 12 Апрель 2025 19:30

Известия, 1977, № 197 (18652), 20 августа.

 Известия 1977-197 (18652)_20.08.1977 НАВ-77 АРКТИКА-СП.jpg
Следим за событием
Курс—к родному берегу

Огромное воодушевление, прилив творческой активности, готовность выполнить новые задания Родины вызвала среди атомоходцев поступившая сюда поздравительная телеграмма Леонида Ильича Брежнева. Об этом говорили на митинге в клубе ледокола министр морского флота Т. Б. Гуженко, капитан атомохода Ю. С. Кучиев, матрос В. Н. Дементьев, старший инженер оператор атомной установки И. М. Плужников, мастер электрик Л. Ф. Гришин, старший инженер секретарь комсомольской организации атомохода В. А. Беляев, начальник научной группы Арктического и Антарктического научно-исследовательского института И. П. Романов.
(ТАСС).

18 августа следуем на юг, а будто все еще рвемся на север. С четырех часов утра до восьми пройдено меньше 13 миль, с восьми до двенадцати — 14 миль, до четырех дня еще восемь с половиной... Наверное, можно было найти более легкую дорогу домой, но выбрана эта — чем труднее сегодня, тем больше сведений для науки и практики получит экспедиция.
В числе исследовательских групп, работающих на «Арктике», два специалиста из гидрографического предприятия Министерства морского флота СССР — начальник партии Николай Федорович Третьяков и старший инженер Виктор Григорьевич Ермаченко. Имея предписание своего руководства, в котором, помимо задач, перед ними еще и четко оговорено, что продолжительность рабочего дня должна составлять 8 часов, Третьяков и Ермаченко большую часть суток проводят на своем рабочем месте, в помещении, где установлено различное навигационное оборудование.
— В прежние годы, — говорит Третьяков, — силами нашего предприятия был выполнен большой объем работ, связанных с подробным изучением дна шельфовых морей Ледовитого океана. Только за последние 10 лет сделано более одного миллиона ста тысяч промеров в открытом море, свыше ста тысяч в прибрежных зонах. На основе исследований, проведенных по трассе Севморпути, издано более 550 навигационных карт различных масштабов и назначений. Изданы все необходимые руководства, отвечающие современным требованиям безопасности мореплавания. Теперь надо получше изучить более северные районы, где со временем будут проложены маршруты ледоколов и транспортных караванов. Ходить во льдах — дело непростое, но оно вообще неосуществимо, если капитаны не знают, что же там, под килем, — вода на тысячи метров или дно, очень близкое к поверхности моря. Нельзя допустить, чтобы суда своими днищами открывали мели и рифы. Нынешний рейс «Арктики» положит начало новому этапу в гидрографических исследованиях Арктического бассейна.
POLE_300.gif
Разговор о глубинах зашел сегодня и с человеком, который по роду своей работы не имеет никакого отношения к гидрографии, — с техником-лаборантом Рафаилом Булатовым. Он изготовил на куске резины, а Кучиев утвердил штемпель с надписью: «Северный полюс, атомный ледокол «Арктика», 17 августа 1977 года», и вот уже второй день этим знаком помечаются конверты, открытки, фотографии, географические карты.
19 августа. Такого не было за все время рейса: ночью при сжатии тяжелых, более чем трехметровой толщины льдов нас заклинило почти на 4 часа. И опять корабль и люди оказались сильнее: используя дифферентную систему, раскачиваясь вперед — назад, «Арктика» разорвала перемычку и снова двинулась вперед.
Не по часам, по минутам растет гора радиограмм со всей страны — от моряков и кораблестроителей, ученых, с заводов и фабрик, от друзей и родственников.
Научно-практический рейс близится к концу. Но до чистой воды еще сотни миль.
В. ЗАХАРЬКО,
спец. корр. «Известий».
Борт атомного ледокола «Арктика».
На снимка: ледокол «Арктика» на Северном полюсе.
Снимок сделан с самолета, пилотируемого А. Жигулиным и Н. Матвеенко, Игарского авиаподразделения Красноярского управления гражданской авиации.
Фото специального корреспондента «Известий»
В. Трушникова.
Последний раз редактировалось ББК-10 12 Апрель 2025 19:37, всего редактировалось 1 раз.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10982
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Навигация 1977 года

Сообщение ББК-10 12 Апрель 2025 19:35

Известия, 1977, № 198 (18653), 22 августа.

 Известия 1977-198 (18653)_22.08.1977 НАВ-77 АРКТИКА В МУРМАНСК.jpg
ВСТРЕЧАЙ
«АРКТИКУ»,
МУРМАНСК!


Преодолев «с боем» ближайшие к Северному полюсу параллели, утром 20 августа «Арктика», как известно, вырвалась на широту 84 градуса. И здесь лед 9—10 баллов, но его толщина уже меньше — 240—180 сантиметров, идти заметно легче.
Еще предстоит подвести окончательные итоги экспедиции, но о первых выводах, сделанных в ходе плавания, мне рассказывает старший механик атомохода Ю. Апальков:
— Рейс к полюсу подтверждает огромное преимущество использования на ледоколах атомных энергетических установок. Они обеспечивают неограниченность района плавания, полную независимость судна от топливных баз на берегу, мобильность, способность долгое время поддерживать полную мощность. Нынешнее плавание в условиях очень тяжелых льдов, сильных ударов о корпус и большой вибрации показало, что установленные на атомоходе механизмы отличаются высокими техническими характеристиками, надежностью и устойчивостью...
Беседую с Г. Сергеевым, старшим научным сотрудником отдела изучения ледового плавания Арктического и Антарктического института, кандидатом географических наук.
— Ученые и раньше хорошо знали, что это такое многолетние льды сибирских морей и канадский пак, — говорит он. — Но как можно их преодолеть? Это мы увидели только сейчас. Рейс ответил на многие вопросы, интересующие современную науку об Арктике. И в то же время он поставил перед ней новые, более глубокие вопросы. В частности, теперь надо изучить высокоширотные маршруты плавания — где конкретно они могут проходить? Какие должны быть способы проводки караванов?..
Своим броском к полюсу атомоход подвел черту под целой эпохой исследований и хозяйственного освоения Арктики и теперь открывает новую страницу ее истории.
21 августа наконец-то появились разреженные льды. Впервые за неделю мощность энергетической установки была снижена до 90, а затем и до 70 процентов. Выкачана вода из дифферентных цистерн, они осушены. Осадка атомохода уменьшена до 10,5 метра. А в 10.16 вошли в чистую воду. После артиллерийских канонад во льдах и мощных сотрясений корпуса стало непривычно тихо.
 cover-POLE.jpg
Выровнялся почерк делопроизводителя Г. Ластовской. В удостоверениях временно прикомандированных она ставит пометки «прибыл-убыл». Палубой ниже, в музыкальном салоне, продолжает трудиться техник-лаборант Р. Булатов, окрещенный здесь «полярным первопечатником». Оттиски сделанного им 17 августа штемпеля поставлены уже на 1.000 конвертов, открыток, фотографий географических карт, просто на чистых листах бумаги. Вот-вот наступит момент, когда в торжественной обстановке этот штемпель будет предан Баренцеву морю. Сейчас ищут кусок металла, который утянет его на н-скую глубину.
22 августа, за 13 суток перехода, все впервые отлично выспались. А после завтрака образовалась очередь к матросу-подшкиперу Н. Малинину, отметившему в районе полюса свое 29-летие. Возвращаем ему тулупы и валенки, без которых мы могли обойтись, но они все же были взяты на борт — на всякий случай. Не понадобились взрывчатка, десяток кубометров лесоматериалов, бульдозер, запасные лопасти, многое другое.
Радостными и бодрыми, счастливыми от победы, посвященной 60-летию Великого Октября и вызвавшей восторг во всем мире, возвращаются на родину участники исторической экспедиции.

В. ЗАХАРЬКО, спец. корр. «Известий».
Борт атомного ледокола
«Арктика».
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10982
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Навигация 1977 года

Сообщение ББК-10 12 Апрель 2025 19:50

Известия, 1977, № 198 (18653), 22 августа.

 Известия 1977-198 (18653)_22.08.1977 НАВ-77 АРКТИКА РАПОРТ.jpg
ГОТОВЫ К НОВЫМ ЗАДАНИЯМ!

Генеральному секретарю ЦК КПСС, Председателю Президиума Верховного Совета СССР
товарищу БРЕЖНЕВУ Л. И.

Дорогой Леонид Ильич! Ваши теплые, отеческие слова приветствия в связи с успешным походом ледокола «Арктика» на Северный полюс глубоко взволновали экипаж атомохода и весь состав высокоширотной научно-практической экспедиции.
Выражая чувства сыновней благодарности родной Коммунистической партии и Советскому правительству за высокую оценку нашего труда, мы, Леонид Ильич, прекрасно понимаем, что все свершенное нами стало возможным благодаря постоянной заботе партии и правительства о расцвете науки, техники, коммунистическом воспитании советских людей — людей труда, патриотов своей Родины, интернационалистов. Пробиваясь через тяжелые льды, атомный ледокол «Арктика» держит курс в порт приписки, Мурманск. После короткого отдыха мы снова выйдем на трассу Северного Морского пути — нашу национальную транспортную магистраль для проводки судов с народнохозяйственными грузами.
Мы заверяем Центральный Комитет КПСС и Советское правительство, что все наши помыслы и дела будут направлены на повышение экономической эффективности использования атомного богатыря для освоения богатств Крайнего Севера в соответствии с планами партии, всемерного продления навигации по трассе Северного Морского пути и более высокими широтами, обеспечения безопасного плавания транспортных судов. Мы сделаем все, чтобы и впредь радовать нашу Родину новыми достижениями в труде во имя ее дальнейшего могущества и процветания.
Да здравствует Коммунистическая партия Советского Союза — организатор и вдохновитель всех наших побед!
ПО ПОРУЧЕНИЮ ЭКИПАЖА
Капитан атомного ледокола «Арктика» Ю. КУЧИЕВ
1-й помощник капитана В. ЛАЗАРЕВ
Предсудкома Ю. ПИЛЯВЕЦ
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10982
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Навигация 1977 года

Сообщение ББК-10 12 Апрель 2025 19:57

Известия, 1977, № 199 (18654), 23 августа.

 Известия 1977-199 (18654)_23.08.1977 НАВ-77 АРКТИКА-СП.jpg
С ПОБЕДОЙ, ПОКОРИТЕЛИ ПОЛЮСА!

МУРМАНСК, 23 августа. (Спец. корр. ТАСС Н. Константинов). Под залпы победного салюта из ракетниц с верхней палубы, украшенной флагами расцвечивания, сегодня в мурманский порт вошел атомный ледокол «Арктика». Корабль, впервые в мире достигший Северного полюса, возвратился в родные воды, откуда вышел 13 суток назад. В стремительном броске атомоход преодолел 3.852 мили. Из них 1.609 миль заняли переходы через ледовые поля, а 1.200 миль пришлись на сплошной покров мощных многолетних льдов. В географической точке Северного полюса был торжественно водружен государственный флаг СССР. Это событие участники плавания посвятили 60-й годовщине Великого Октября.
Встречные суда приветствовали «Арктику» продолжительными троекратными гудками и традиционным приспусканием флага. А на берег Кольского залива уже вышли тысячи жителей города, друзья, родные и близкие отважных мореплавателей.
На причале состоялся митинг, на котором выступили первый секретарь Мурманского обкома КПСС В. Н. Птицын, заведующий отделом ЦК КПСС К. С. Симонов, министр морского флота СССР Т. Б. Гуженко, бригадир строителей Герой Социалистического Труда А. Я. Сафронов, секретарь комсомольской организации атомохода В. А. Беляев и другие.
Участники митинга единодушно приняли приветственное письмо в адрес Генерального секретаря ЦК КПСС, Председателя Президиума Верховного Совета СССР товарища Л. И. Брежнева.


Подвиг «Арктики» во имя Родины!

Плавание атомного ледокола «Арктика» на Северный полюс завершено. В Баренцевом море на подходе к родным берегам, незадолго до того, как в мурманском порту тепло встретили покорителей северной вершины планеты, специальный корреспондент ТАСС Н. Константинов обратился к руководителям научно-практического эксперимента и специалистам с просьбой рассказать о своих впечатлениях, о значении эксперимента.

Т. Б. ГУЖЕНКО, министр морского флота СССР:
— Никогда не забыть волнующий момент подъема флага нашей Родины на географической точке Северного полюса. Радостно было сознавать, что новый выдающийся подвиг совершили советские люди на чудо-корабле, спроектированном и построенном руками советских ученых, инженеров, рабочих. Это красноречивое свидетельство расцвета творческих сил нашего народа, научно-технической мощи первого в мире социалистического государства.
Высокоширотный рейс «Арктики» — начало качественно нового этапа в развитии советского морского флота. Поход мощного атомохода был задуман и осуществлен как генеральная проба сил перед новым наступлением на арктические льды.
Мы не ставили главной целью экспедиции лишь достижение полюса. Предлагался, например, более короткий западный вариант трассы, по которому «Арктика» могла бы достичь полярной точки планеты еще быстрее, чем это произошло. Наш курс был проложен по более длинному, но и более интересному в научном и тактическом отношениях пути.
Результаты проведенного эксперимента будут изучены и использованы как основа для пересмотра технической политики в области морского транспортного судостроения и традиционных схем грузоперевозок. Это касается, в частности, создания еще более мощных ледоколов,
крупнотоннажных лихтеровозов, контейнерных судов ледокольного класса на ядерном топливе, проводки их по более коротким рациональным транспортным магистралям. Необходимость таких решений диктуется долгосрочными задачами, выдвинутыми Коммунистической партией для экономического освоения и развития новых регионов Заполярья, Сибири, Дальнего Востока.
Ю. С. КУЧИЕВ, капитан атомного ледокола «Арктика»:
— Немногим выпало на долю счастье свершить то, что двигало стремлениями и помыслами тысяч отважных людей нашей Родины, первопроходцев Северного Морского пути.
Стремительное восхождение «Арктики» на вершину земного шара — логический итог развития нашего ледокольного флота, научного изучения северных морей. Я счастлив, что экипаж атомохода достойно отметил славный юбилей Великого Октября, делом ответил на постоянную заботу партии и государства об освоении Крайнего Севера.
Многие из участников похода говорят, что только сейчас, накануне возвращения в порт, начинают в полной мере сознавать не только значимость свершенного, но и всю сложность плавания. Я могу понять их: тринадцать дней плавания до последней минуты требовали максимальной отдачи сил каждого члена экипажа.
Наша «Арктика» показала себя кораблем, непревзойденным по техническому совершенству и ледокольным качествам. Я уверен, что будущее — только за атомоходами.
К. Н. ЧУБАКОВ, начальник администрации Северного Морского пути:
— Путь от Баренцева моря до Чукотки по высоким широтам на тысячу с лишним миль короче, чем традиционная трасса вдоль арктического побережья страны. Объем морских перевозок по Северному Морскому пути возрастает с каждым годом, растет техническая оснащенность судов, совершенствуется методика и тактика ледовых плаваний. А это значит, что рейсы, подобные научно-практическому экспериментальному походу «Арктики», уже в недалеком будущем станут не эпизодом, а нормой северных навигаций.
Н. С. ХЛОПКИН, член-корреспондент Академии наук СССР:
— Мы использовали плавание «Арктики» для наблюдения за работой ядерного сердца корабля — его атомной паропроизводящей установки. Надо сказать, что столь значительных и долгих механических нагрузок-вибраций, тряски, резких ударов, как в этом рейсе, реакторам наших атомоходов еще не приходилось испытывать. Длительного использования их полной мощности также никогда прежде не требовалось. Выдержали они ледовый экзамен на «отлично»: в самых тяжелых условиях работали в строго заданных параметрах.
Контрольно - измерительные приборы, служба радиационной безопасности не зафиксировали ни малейшего отклонения от норм. После визита «Арктики» Северный полюс остался столь же чистым, как и был.
Экспериментальный рейс ледокола поможет научным исследованиям и разработке реакторов для еще более мощных атомных кораблей.
Борт атомохода «Арктика».

На снимках: памятные доски о покорении полюса; Государственный флаг СССР на Северном полюсе.
Фото специального корреспондента «Известий»
В. Захарько и ТАСС.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10982
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Навигация 1977 года

Сообщение ББК-10 12 Апрель 2025 20:04

Известия, 1977, № 202 (18657), 27 августа.

 Известия 1977-202 (18657)_27.08.1977 НАВ-77 АЛ АРКТИКА.jpg
Сообщаем подробности
«АРКТИКА»-НАУКЕ И ПРАКТИКЕ

Благодаря телевидению вся страна видела, как встречали в Мурманске вернувшийся с Северного полюса атомный ледокол «Арктика». С залпами победного салюта, троекратными гудками всех стоявших в порту судов слились воедино звуки марша, радостные возгласы тысяч жителей города, собравшихся на берегу. Это было большое торжество в честь людей, сделавших большое дело во имя Родины.
А когда торжества закончились, от причала одна за другой стали отходить небольшие группы людей — из числа тех, кто два часа назад сошел по трапу «Арктики», а поднялся по нему 9 августа, в тот день, когда «Арктика» вышла в свой беспримерный рейс. Сейчас они все явно торопились — кто на железнодорожный вокзал, кто в аэропорт. Понадобилось несколько машин, чтобы доставить к поездам и самолетам их чемоданы, сумки, огромные ящики и крохотные ящички. Что можно привезти с полюса? «Конечно, — шутили на причале, —лучшие в мире лед да снег, да шерсть от тех медведей, что постоянно трутся об ось Земли». Отъезжавшие тоже отвечали шутками, но о своем грузе говорили не иначе, как о бесценном кладе — и ничего не преувеличивали!
Это действительно клад — для науки, для дальнейшего хозяйственного освоения наших северных земель, вод, льдов, глубин. Я видел, как он полнился изо дня в день, все те тринадцать суток, что атомоход' описывал гигантскую дугу в Арктике, раскалывая надвое застывший океан. Как и весь экипаж, без устали работали ученые и специалисты экспедиции. Одни — на самом верху корабля, на его мостике, другие рядом с атомной установкой, третьи в самом низу, где всего лишь сантиметры металла отделяли их от воды и льдов и где стоял такой грохот и скрежет, что обязательно надо затыкать уши ватой, четвертые — в небе, на борту вертолета, зеленый цвет которого выхлопные газы изменили на черный: едва заправившись, он тут же отрывался от кормы, так много было дел, и их не срывали ни туман, ни снег. И даже в ту поистине историческую минуту, когда «Арктика» вышла на точку полюса, вертолет находился в воздухе.
— Осторожно! — кричал мне каждый раз Валерий Беляшов, когда я заходил в отсек, где стояли два осциллографа и магнитограф, к которым тянулись тонкие проводки. И Беляшов боялся, как бы кто-нибудь их невзначай не порвал.
Рейс не случайно назван «научно-практическим экспериментальным». Один из экспериментов предусматривал возможность поломки семитонной лопасти винта и ее замену. И вот почему.
Никогда еще прежде во льдах не проводились исследования работы лопастей — ни у нас, ни за рубежом. На заводах их делают с большим запасом прочности, но что с ними происходит во время дикой ледорубки, какие нагрузки они воспринимают при разных режимах и скоростях, в разных льдах, в какие моменты случаются или могут случиться поломки, — это и многое другое пока не ясно. Все это и должно стать известным в итоге исследований, которые проводили на атомоходе трое молодых сотрудников Центрального научно-исследовательского института имени А. Н. Крылова — Валерий Беляшов, Олег Беззубик, Виктор Тимофеев.
Перед рейсом к полюсу «Арктику» вводили в док, а когда выпустили из него воду, когда винты и лопасти обсохли, началась ювелирная работа. В нескольких точках одной из двенадцати лопастей профрезеровали маленькие гнездышки, куда вклеили датчики, провода от них вложили в специально сделанные канавки и по валопроводу вывели внутрь корпуса, Здесь и установили два осциллографа и магнитограф. Надрезы на лопасти привели, конечно, к определенному изменению в напряжении металла и тем самым несколько ее ослабили. Но она выдержала все нагрузки! Проведенный во время стоянки на полюсе водолазный осмотр не обнаружил ни одной, даже маленькой трещинки. И вот теперь сотрудники института увозят в Ленинград интереснейший материал, который поможет найти новые конструктивные решения при создании кораблей.
В первый же день плавания я познакомился с членом-корреспондентом Академии наук СССР Н. Хлопкиным. Но только на полюсе от кого-то услышал, что Николай Сидорович проводит в экспедиции свой очередной отпуск. Ученый не опроверг этой новости для меня, но уточнил:
— Действительно, я в отпуске, но только формально, здесь во всяком случае не как пассажир.
Я уже получил отпускные, когда узнал, что принято решение направить «Арктику» в этот рейс. Естественно, пропустить его я не мог, как сотруднику Института атомной энергии имени И. В. Курчатова мне очень интересно самому увидеть работу всего энергетического комплекса в крайне сложных полярных условиях, при большой тряске, вибрации. Данные, полученные в этом рейсе, позволят ответить на целый ряд вопросов, связанных с усовершенствованием действующих систем, агрегатов, узлов атомных установок и с проектированием новых.
Кое-кто из участников рейса, позаботившись дома о теплой одежде, не вспомнил о пляжных очках — и напрасно: появляясь из-за тумана, солнца светило так сильно, лед так сиял, что глазам было больно. Эдуард Ипатьевич Лазарев очки прихватил, они ему оказались особенно нужными — как и пилоты, гидрологи, он смотрел на льды с неба. Его должность: заведующий отделом измерений толщины льда в проблемной научно-исследовательской лаборатории подповерхностной радиолокации Рижского института гражданской авиации. В составе экспедиции находился и заведующий кафедрой радиолокации этого института Моисей Ионович Финкельштейн, доктор технических наук, профессор. Рижане прибыли на борт «Арктики» с созданным ими прибором для определения с воздуха толщины льда, он так и называется — «Лед». Вариант этого прибора выставлялся на ВДНХ. Им заинтересовались специалисты различных областей, в частности, строители БАМа, полярные летчики. Обычно толщину льда определяют на глаз — по цвету, прочности и т. д. Отсюда погрешности, а они очень нежелательны — при проводке судов, при прокладке автомобильных дорог через таежные реки и озера, при высадке с самолетов на лед научных экспедиций. Помогая в этом рейсе гидрологам, рижане уточняли возможности «Льда» и теперь знают, что и как надо усовершенствовать в своем приборе.
Давно и очень интенсивно советская наука изучает арктические льды. Многое ей известно, но еще больше предстоит узнать. Круглосуточную вахту вели на «Арктике» десять сотрудников Ленинградского научно-исследовательского института Арктики и Антарктики во главе с известным полярником, кандидатом географических наук Ильей Павловичем Романовым. Визуальные наблюдения за льдами вносились в журналы и дневники, многие параметры льдов фиксировались приборами. Суммировались и анализировались регулярно поступавшие на атомоход данные о погоде и ледовой обстановке со всей Арктики. Сейчас в науку о Севере добавляются новые материалы, получить которые можно было только в ходе вот такого рейса, когда корабль прокладывал путь среди льдов всех видов и характеристик. После обработки полученных данных институт даст, в частности, новые расчеты и рекомендации кораблестроителям — на прочность корпусов ледоколов и транспортных судов, на способы проводки караванов.
Все эти и многие другие эксперименты и исследования, проводившиеся во время плавания к полюсу и обратно, выполнены в полном объеме. Осуществив мечту многих поколений моряков и ученых, экспедиция своим восхождением к северной вершине планеты открыла новую эпоху в изучении и практическом освоении Арктики. Будут, в частности, разработаны новые транспортные линии. Весьма перспективной, к примеру, выглядит трасса от Мурманска к Берингову проливу, лежащая выше 80-й параллели. Она почти на одну треть, на 1.300 миль короче ныне действующего Северного морского пути — нашей главной национальной воднотранспортной магистрали в Арктике. Накопленный моряками опыт во время плавания в тяжелых льдах на высоких широтах будет способствовать также и продлению сроков навигации на самом Севморпути. Сегодня «Арктика» — самый мощный ледокол в мире. Но уже скоро корабелы Балтийского завода в Ленинграде отправят на Север второй такой же замечательный атомоход — «Сибирь». А в перспективе благодаря только что полученным научно-практическим материалам будут созданы еще более мощные ледоколы.
Как заявил при возвращении в Мурманск руководитель экспедиции, министр морского флота СССР Тимофей Борисович Гуженко, результаты проведенных исследований и экспериментов послужат основой и для создания новых транспортных судов, в частности, крупнотоннажных лихтеровозов, контейнеровозов усиленного ледокольного класса с использованием на них атомной энергии.
— Все, что делалось на Севере, начиная с прихода к студеным берегам Ледовитого океана дружин Великого Новгорода, все, что сейчас здесь делается, подчинено интересам Отечества, — подчеркнул министр. — Все цели и задачи нашей экспедиции определялись теми большими и долгосрочными планами, которые наметила Коммунистическая партия в области дальнейшего народнохозяйственного освоения гигантских северных просторов Советского Союза.
Бесценный клад вывезла «Арктика» с Северного полюса!
В. ЗАХАРЬКО,
спец. корр. «Известий».
МУРМАНСК — СЕВЕРНЫЙ ПОЛЮС — МОСКВА.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10982
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Навигация 1977 года

Сообщение ББК-10 12 Апрель 2025 20:08

Известия, 1977, № 203 (18658), 29 августа.

 Известия 1977-203 (18658)_29.08.1977 НАВ-77 АРКТИКА-СП.jpg
Сообщаем подробности
«АРКТИКА»: СНОВА КУРС ВО ЛЬДЫ

По географической параллели, отделенной от полюса на одну дуговую секунду меридиана, быстрее космических кораблей совершается кругосветное путешествие.
Фото автора.

В ночь на понедельник, 29 августа, атомный ледокол «Арктика» вышел из Мурманска и снова, как и двадцать суток назад, взял курс на восток. Только теперь уже, войдя в зону льдов, он не свернет резко налево, к Северному полюсу, а останется здесь на несколько месяцев для проводки транспортных караванов.
За то время, что атомоход стоял в Мурманске после завершения своего беспримерного рейса, он несколько полегчал. С его борта сняты мощный бульдозер, один из двух вертолетов, кубометры лесоматериалов, палатки, газовые плиты, ящики со взрывчаткой... Все это бралось на случай, если льды зажмут корабль, выведут из строя его лопасти. Неизвестно, как долго мог бы длиться дрейф судна до его выноса на чистую воду. Поэтому, как сообщил мне старший помощник капитана Анатолий Ла-мехов, запас продуктов был рассчитан на семь с половиной месяцев.
Однако все обошлось хорошо. Но это не значит, что зря были приняты меры предосторожности и что впредь о них не надо думать. Всегда люди, отправляющиеся в глубины Арктики, должны будут проявлять повышенную заботу о безопасности. Льды таят серьезную угрозу. Все дороги к полюсу, где бы они ни начинались — в Европе, Азии, Америке, — отмечены могилами отважных первопроходцев. Слишком много трагических вех оставлено человечеством на пути к северной вершине планеты. И мечтая о покорении Северного полюса, человечество мечтало еще и о том, чтобы он достигался не такой дорогой ценою.
Экспедиция «Арктики» осуществила обе эти мечты. Впервые в истории на надводном корабле к полюсу пришли 207 человек, и самочувствие, физическое состояние каждого из них было здесь таким же отличным, как и дома, на берегу. Это была первая в истории изучения Центральной Арктики экспедиция, при комплектовании которой многие ее участники не проходили специальных медицинских обследований, тренировок на выносливость. Корабль не однажды и надолго заклинивало, на отдельных участках удавалось пробиваться всего лишь на километр за час, было и такое, когда за всю вахту — за четыре часа! — не сдвинулись ни на сантиметр. Обстановка требовала высочайшей деловитости, собранности, решительности, профессионального мастерства, настоящего трудового героизма и мужества, но она не изматывала ни тела, ни души, не тревожила мыслью о возможной катастрофе.
И в самых сложных ситуациях на борту царила атмосфера спокойствия и твердой уверенности в том, что все обойдется благополучно. Свободные от вахты занимались. тем, чем они занимались в свободное время во все предыдущие рейсы по Арктике. Кто спал, кто читал, кто шел в кино, кто слушал музыку у себя в каюте или в музыкальном салоне, где обычно репетирует оркестр, кто-то спешил в спортзал, в финские бани (их на атомоходе две), в бассейн. Главный физик Борис Зверев запирался в фотолаборатории, старший механик Юрий Апальков открывал свою «мастерскую» — лудил, паял, гравировал куски металла, готовя из них сувениры друзьям, второй механик Александр Копылов писал для пятилетней дочери сказки на арктические сюжеты, а иногда и стихи.
К государственному флагу СССР, водруженному на полюсе, капитан «Арктики» Ю. Кучиев возложил древко знамени, с которым пытался дойти сюда лейтенант Георгий Седов. Древко было найдено спустя двадцать лет после его гибели, в марте 1914 года на мысе Аук острова Рудольф.
Невозможно читать спокойно седовскйе дневники. Ну что он мог взять с собой со вмерзшего в лед парохода «Св. Фока», чтобы донести с двумя товарищами вот это древко до цели, «на пользу и гордость нашего Отечества»? Трое нарт «при 24 собаках, сала свиного 2 пуда 20 фунтов, сахару 1 пуд, соли 8 фунтов, керосину 3 пуда 3 фунта, спичек 20 коробков (6 запаянных), примус, два топора, кирка, лопата, секстант, бинокль, циркуль...»
— Мы пришли на полюс первыми и в условиях, которые достойны человека, я бы их назвал комфортабельными, — сказал, глядя на старое древко, Александр Соколов, начальник службы радиационной безопасности атомохода. Эта мысль высказывалась многими, — с гордостью за высоко развевавшийся сейчас над полюсом флаг Родины, за тот флаг, что реет над страной вот уже шестьдесят лет и под которым стала возможной такая уникальная, оснащенная всем необходимым, экспедиция, как наша. Отвечая на теплое приветствие Генерального секретаря ЦК КПСС, Председателя Президиума Верховного Совета СССР товарища Л. И. Брежнева, экипаж атомохода писал: «Мы, Леонид Ильич, прекрасно понимаем, что все свершенное нами стало возможным благодаря постоянной заботе партии и правительства о расцвете науки, техники, коммунистическом воспитании советских людей».
В мире нет другого такого корабля, как «Арктика». Имея мощность 75 тысяч лошадиных сил, он оборудован системами и средствами, повышающими проходимость во льдах, новейшими комплексами радиосвязи и электронавигации, Слабым местом, бичом всех предыдущих поколений ледоколов, начиная с их прародителя «Ермака», была ограниченность запасов топлива —-уйдет выручать другое судно, а вскоре и сам просит помощи: нечем питаться двигателям. Иное дело — атомоход, у него неограниченная дальность плавания. Созданный на Балтийском заводе в Ленинграде при участии более 350 объединений и предприятий, корабль броском на полюс продемонстрировал успех нашей науки и техники, их подчиненность интересам человека.
Конечно, бомбовые удары корпуса в лед и ответные, не меньшей силы удары льдин не проходят бесследно. Как-то от большой вибрации вышла из строя защита носовых якорей в схеме электродвижения. Был сбавлен ход, а через три минуты поступил доклад: схема собрана. В нескольких местах порвались крепления, подвески труб, их быстро заменяли. При подходе к Мурманску главный инженер-механик Олег Пашнин показал перечень работ, которые надо сделать во время стоянки в порту. Устранить протечки масла. Заварить трещину на трубе продувания. Проверить фундаментные болты... Перечень занимает две страницы текста. Не многовато ли?
—- Обычная работа, как после любого другого рейса, — ответил Пашнин. — Испытание льдами трех-четырехметровой толщины в полюсном районе подтвердило отличную надежность атомохода.
Все на корабле работали много, все работали здорово, и все поражались тему, откуда только берутся силы у радистов. Вот кто не знал восьмичасовых отдыхов после четырехчасовых вахт. Их четверо, но когда ни зайдешь к ним — все четверо у аппаратов: начальник радиостанции Евгений Метелкин, профессионал, каких мало знает даже Арктика, страстный любитель, имеющий в Мурманске домашнюю станцию, работавший на любительских диапазонах с бортов атомохода «Ленин», транспортного судна; Владимир Воротягин, оператор с двенадцатилетним арктическим стажем, десять лет был на Диксоне, а диксоновская школа работы в эфире выше всяких похвал; Анатолий Фишкин в Арктике десять лет, три из них на «Арктике», его радиопочерк отличают на всех ледоколах и транспортах — он динамичен и ясен; для Бориса Престинского это был самый первый рейс, но он уже имеет неплохой операторский класс.
Четкая работа всех служб на берегу и в первую очередь на самом атомоходе позволила перекрыть расчетные сроки и сходить к полюсу не за 29, как намечалось, а за 13 суток. Отсутствие «Арктики» не сказалось на ритме навигации по трассе Севморпути — ее отлично обеспечивали находившиеся здесь другие ледоколы. Но уже идут холода, вот-вот морозы начнут схватывать, спаивать обломки старых ледяных полей, и без «Арктики» тут уже не обойтись. Свершив историческое восхождение на вершину планеты, «Арктика» идет сегодня на свое будничное рабочее место. В ее успехах на прибрежных маршрутах сомневаться не приходится.
В. ЗАХАРЬКО,
спец. корр. «Известий».
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10982
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Навигация 1977 года

Сообщение ББК-10 12 Апрель 2025 20:16

Известия, 1977, № 217 (18672), 15 сентября.

 Известия 1977-217 (18672)_15.09.1977 АРКТИКА-УКАЗ.jpg
Указ Президиума Верховного Совета СССР

О награждении атомного ледокола «Арктика» Мурманского морского пароходства орденом Октябрьской Революции

За большой вклад в обеспечение арктических перевозок народнохозяйственных грузов и осуществление успешного экспериментального рейса в
район Северного полюса наградить атомный ледокол «Арктика» Мурманского морского пароходства орденом Октябрьской Революции.

Председатель Президиума Верховного Совета СССР
Л. БРЕЖНЕВ.
Секретарь Президиума Верховного Совета СССР
М. ГЕОРГАДЗЕ.
Москва, Кремль. 14 сентября 1977 г.


Указ Президиума Верховного Совета СССР

О присвоении звания Героя Социалистического Труда наиболее отличившимся участникам экспериментального рейса атомного ледокола «Арктика»

За выдающиеся заслуги в подготовке и осуществлении экспериментального рейса атомного ледокола «Арктика» в район Северного полюса и проявленные при этом мужество и героизм присвоить звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот»:

Асхадуллину Фидусу Фаизовичу — старшему мастеру атомной паропроизводительной установки атомного ледокола «Арктика».
Гуженко Тимофею Борисовичу — руководителю экспериментального рейса, министру морского флота СССР.
Кучиеву Юрию Сергеевичу — капитану атомного ледокола «Арктика».
Пашнину Олегу Георгиевичу — главному инженеру-механику атомного ледокола «Арктика».
Хлопкину Николаю Сидоровичу — члену - корреспонденту Академии наук СССР.
Председатель Президиума Верховного Совета СССР
Л. БРЕЖНЕВ.
Секретарь Президиума Верховного Совета СССР
М. ГЕОРГАДЗЕ.
Москва, Кремль. 14 сентября 1977 г.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10982
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Навигация 1977 года

Сообщение ББК-10 12 Апрель 2025 20:30

Известия, 1977, № 217 (18672), 15 сентября.

 Известия 1977-217 (18672)_15.09.1977 УКАЗ.jpg
В Президиуме Верховного Совета СССР

За заслуги в подготовке и осуществлении экспериментального рейса атомного ледокола «Арктика» в район Северного полюса и проявленные при этом отвагу и мужество Президиум Верховного Совета СССР Указом от 14 сентября 1977 года наградил орденами и медалями СССР участников рейса и большую группу специалистов, обеспечивших проводку ледокола.
Орденом Ленина награждены: члены экипажа атомного ледокола «Арктика» — инженер А. Г. Гамбургер, капитан-дублер В. А. Голохвастов и старший электромеханик И. А. Домахин, главный инженер администрации Северного морского пути при Министерстве морского флота СССР Ю. А. Аршеневский, главный инженер Мурманского пароходства по атомным установкам Л. Г. Данилов, старший механик теплохода «Лепсе» А. М. Закалинский, руководитель сектора Арктического и Антарктического научно - исследовательского института И. П. Романов, бригадир слесарей Мурманского судоремонтного завода В. И. Середа, первый заместитель министра Морского флота СССР В. И. Тихонов, начальник администрации Северного морского пути при Министерстве морского флота СССР К. Н. Чубаков.
Орденом Октябрьской Революции награждены: члены экипажа атомного ледокола «Арктика» — начальник службы А. А. Адрианов, старший инженер-электромеханик О. Г. Габелок, старший мастер-электрик В. Б. Кондратьев, первый помощник капитана В. Г. Лазарев, старший помощник капитана А. А. Ламехов, старший инженер-механик Ю. С. Пилявец и главный инженер-механик А. П. Шубин, начальник Мурманского пароходства В. А. Игнатюк, начальник Ленинградского управления гражданской авиации В. А. Колосов, линейный капитан ледовой проводки штаба морских операций Мурманского пароходства В. А. Куроптев, заместитель министра Морского флота СССР С. А. Лукьянченко, заместитель начальника администрации Северного морского пути при Министерстве морского флота СССР Б. С. Майнагашев, начальник каравана судов Мурманского пароходства М. И. Чухманенко.
Орденом Трудового Красного Знамени награждено 24 человека, орденом «Знак Почета» — 100, орденом Трудовой Славы III степени — 15, медалью «За трудовую доблесть» — 100 и медалью «За трудовое отличие» — 90 человек.
Указ публикуется в «Ведомостях Верховного Совета СССР» и местной печати.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10982
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Навигация 1977 года

Сообщение ББК-10 12 Апрель 2025 20:32

Известия, 1977, № 201 (18656), 26 августа.

 Известия 1977-201 (18656)_26.08.1977 НАВ-77 САЛЕХАРД.jpg
ПОЛЯРНАЯ НАВИГАЦИЯ

САЛЕХАРД. Миллион тонн народнохозяйственных грузов доставили за время короткой полярной навигации в различные районы Ямала речники Иртышского пароходства. Навигация на Крайнем Севере вступила в завершающий этап. Продвижение судов в отдаленные районы Заполярья осложняют мелководье северных водоемов, частые штормы. Однако большинство судов под руководством опытных полярных капитанов и штурманов умело преодолевают препятствия и уверенно идут намеченным курсом.
В. ГИЛЕВ,
нештатн. корр. «Известий».
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10982
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Навигация 1977 года

Сообщение ББК-10 12 Апрель 2025 20:37

Известия, 1977, № 222 (18677), 21 сентября.

 Известия 1977-222 (18677)_21.09.1977 НАВ-77 ЯГУАР.jpg
В ДАЛЬНИХ ПЛАВАНИЯХ
Почти весь Мировой океан отныне практически доступен транспортным судам: звездными часами для мореплавателей были часы «стоянки» атомохода «Арктика» на Северном полюсе. Прославленный корабль уже давно сражается с ледовыми полями в обычных, рядовых рейсах. А они порой не легче сложных экспериментальных.
Наши морские контейнеровозы, сухогрузы, нефтерудовозы, ролкеры, танкеры доставляют грузы в порты 123 стран. Коротко время пребывания экипажей в родных гаванях. Напряженную вахту несут и речники страны, особенно в северных бассейнах.
О буднях тружеников голубых магистралей рассказывают сегодня корреспонденты «Известий».


Атлантический океан:
Рейс «Ягуара»
«Входим в Бискайский залив. Погода пока терпимая. Северо-восточный ветер пятибалльной силы». Руководитель экспедиции бывалый мореход К. Котов рассказывает по радиотелефону о необычном плавании, цель которого — привести огромный плавучий док из югославского порта Трогир в Ригу.
Док таких размеров не часто приходится перегонять морякам экспедиционного отряда Черноморского пароходства. Его грузоподъемность 30 тысяч тонн, длина — почти четверть километра, ширина — 45 метров, а высота с шестиэтажный дом. Причем пять «этажей» — над водой! Они открыты всем ветрам и волнам.
Но и главный буксировщик — из разряда гигантов. «Ягуар», построенный недавно ленинградскими корабелами, стал флагманом спасательных судов Министерства морского флота СССР. По мощности (9 тысяч лошадиных сил) ему нет равных на морском транспорте.
Экспедиция — боевое крещение «Ягуара». Прежде подобные океанские буксировки поручали огромным танкерам, способным перевозить по 45 тысяч тонн груза. Естественно, отвлекать столь дорогостоящие суда на перегон доков неэкономично. И вот впервые буксировка проходит без них.
Морской караван представляет собой внушительную упряжку. Впереди — «Ягуар» и судно поменьше «Аметист». Позади -— на двух стальных тросах (диаметром почти в семь сантиметров и длиной по 800 метров) сам док. Сзади его толкает спасатель «Посейдон». Морской буксир «Гордый» держится сбоку, но постоянно готов прийти на помощь любому из буксировщиков.
Позади половина пути. Больше всего погода досаждала экспедиции тогда, когда караван шел вдоль Пиренейского полуострова. Дул сильный встречный ветер, волны Атлантики поднимались на четырехметровую высоту. В подобной ситуации шторм весьма
опасен. Док может прогнуться, а то и вовсе разрушиться. Было принято решение взять в его емкости дополнительный балласт. Когда «рост» сооружения уменьшился, ослабело и ветровое сопротивление. Плавание продолжается.

Заполярье:
Ритм? Самый напряженный!
Почти 20 тысяч километров голубых дорог — больших, малых, а то и вовсе крохотных освоили речники Иртышского пароходства, одного из самых крупных в стране. Нескончаемым потоком идут по ним грузы пятилетки. Навигация в Заполярье заканчивается, поэтому у речников — пора напряженная. Особенно это ощущается на «плече» «река — море — река».
— Микрофонной связи нет, перехожу в телеграфный режим, — сказала радиооператор Тамара Шелкова.
Где-то там, за невообразимым расстоянием, в устье Енисея дробный перестук точек—тире услышали радисты речного ледокола «Обь» и откликнулись.
— Наш самый дальний экипаж, — пояснил начальник службы перевозок и движения пароходства Н. Маркичев.
«Докладывает капитан Будовский, — сообщала между тем морзянка. —- Рейс с перегонными нефтеналивными баржами Надымский бар реки Обь — устье Енисея прошел успешно. На участке Обской губы мыс Каменный — Сеяха попали в шторм, отстаивались в бухте Сеяха восемь часов. Экипаж ледокола с заданием справился».
Трудную вахту несет сейчас экипаж маленького речного ледокола. Главная его задача — обеспечивать безопасную проводку караванов. Условия в этом году особенно тяжелые. Часто штормит. А в Обской губе — это, пожалуй, опаснее, чем в открытом море: «южные», «сгонные» ветры делают и без того мелководные устья многих северных рек еще мельче.
Особенно заботит иртышских речников переброска грузов нефтяникам, газовикам и строителям Севера. В этом году только на реку Пур планировалось доставить 300 тысяч тонн. Но Госснаб СССР поставил задачу: перевезти в район Уренгойского газового месторождения не менее 400 тысяч тонн.
Оборудовав специальную баржу, речники уже перебросили большую часть оборудования энергопоездов, так нужных строителям железной дороги Сургут —Уренгой. Весной по мелким речушкам это оборудование продвинется еще дальше, к местам базирования строителей.
Репортаж вели: А. КНОП,
В. ГАВРИЧКИН, В. ШМЫГАНОВСКИЙ.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10982
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Навигация 1977 года

Сообщение ББК-10 12 Апрель 2025 20:39

Известия, 1977, № 230 (18685), 30 сентября.

 Известия 1977-230 (18685)_30.09.1977 НАВ-77 НОРИЛЬСК.jpg
Навигация завершена

НОРИЛЬСК. Последние тонны грузов нынешней навигации приняты портовиками Диксона. На причалы и в склады самого северного порта страны загружены десятки тысяч тонн оборудования и продовольствия для метеорологических станций, расположенных на островах Ледовитого океана.
(ТАСС).
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10982
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Пред.

Вернуться в Навигации в Арктике



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения