СЛЕДИМ ЗА СОБЫТИЕМ
■ Закончилась подготовка к уникальному эксперименту
■ Впервые в истории мореплавания не летом, как обычно, а на три месяца раньше будет взломан «ледовый погреб» — Карское море
■ Атомоход «Ленин» вышел в заданный район
■ Из Мурманска стартует транспортный дизель-электроход усиленного ледового класса
Было время, когда Арктика только в июле — августе впускала к себе корабли. Но по мере того, как им на смену приходили более мощные суда, все больше опыта накапливали моряки, сроки плавания раздвигались — на дни, недели... В годы восьмой пятилетки интенсивное судоходство, к примеру, на линиях Мурманск — Дудинка, Архангельск — Дудинка длилось уже пять месяцев. В 1970—1975 годах Минморфлот предпринял новые усилия, и в результате период навигации увеличился еще почти на два месяца, по ноябрь и декабрь включительно.
— В планах на десятую пятилетку, — рассказывает заместитель начальника администрации Северного морского пути Б. Майнагашев, — предусмотрено улучшить доставку грузов в районы Крайнего Севера и Дальнего Востока, продлить навигацию по Севморпути. В свете этих задач большое значение имеет эксперимент, к которому мы сегодня приступаем
вместе с Министерством газовой промышленности СССР.
Говорит заместитель начальника транспортного управления Мингазпрома В. Грачев:
— В недалеком будущем в один ряд со знаменитыми газовыми месторождениями Медвежье и Уренгой встанет полуостров Ямал. Сейчас наступает этап широкой подготовки к промышленной разработке здешних запасов газа. Но как доставить на полуостров колоссальное количество техники, других грузов? Железной дороги нет, а по воздуху все не перевезешь. Выход один — надо использовать флот. Однако сроки навигации в Карском море слишком коротки, чтобы успеть перебросить необходимые грузы. К тому же из-за мелководья у Ямала суда не могут подойти близко к берегу, встают от него километрах в десяти. Надо заниматься перегрузкой на баржи, а затем их тянуть к берегу. Долгая, очень сложная, порой опасная, очень дорогая операция.
Нам сразу же пришлась по душе высказанная два месяца назад идея администрации Севморпути: отправить экспедицию к Ямалу задолго до наступления навигации и выгрузить машины, материалы на припай—прибрежный неподвижный лед.
В ближайшие часы из Мурманска выйдет дизель-электроход усиленного ледового класса «Павел Пономарев». На его борту — тягачи, трубоукладчики, бульдозеры, автомобили, передвижные электростанции и котельные, жилые вагончики, бани, 7.200 бочек топлива... Всего 3.200 тонн грузов, и все они в «северном исполнении».
На вторые сутки «Павел Пономарев» выйдет на меридиан острова Колгуев, где начинается поле сплошных льдов и где уже находится атомоход «Ленин». Таким и будет построение судов: впереди, раскалывая льды, пойдет атомоход, за ним по образовавшемуся каналу — дизель-электроход. Никогда еще никому не удавалось в это время года пробиться через «ледовый погреб» — так когда-то известный натуралист Карл Бэр заклеймил Карское море, предостерегая даже отчаянно смелых капитанов от попыток пройти сквозь его белые поля.
— Нынешняя экспедиция тщательно подготовлена, — говорит Б. Майнагашев. — Возглавляет ее заместитель начальника Мурманского пароходства А. Кашицкий. Экипажами судов руководят опытные капитаны Б. Соколов (ледокол) и В. Михайличенко (дизель-электроход). Уже включились в операцию Амдерминское управление гидрометеослужбы, отряды гидрографов, метеорологов, связисты. Большие надежды возложены на авиаторов — они исследуют с воздуха всю трассу, каждый квадрат, выискивая наиболее удобные курсы для судов. В тяжелых льдах надо пройти около 350 миль. Впереди много торосов высотой 4—5 метров.
— Когда суда будут у Ямала?
— Рейс ведь не по расписанию, не регулярный — экспериментальный. Мы верим в его успех, что же касается сроков... Давайте пока о них не говорить.
ЧТО ОТВЕТИТ ЗАСТЫВШАЯ АРКТИКА?
■ Закончилась подготовка к уникальному эксперименту
■ Впервые в истории мореплавания не летом, как обычно, а на три месяца раньше будет взломан «ледовый погреб» — Карское море
■ Атомоход «Ленин» вышел в заданный район
■ Из Мурманска стартует транспортный дизель-электроход усиленного ледового класса
Арктика — не арена для подвигов во имя рекордов: на дальность путешествий во льдах, на скорость, на выносливость людей и техники... Все, что здесь делалось с приходом сюда человека, и все, что сегодня делается, подчинено одной цели — шире, эффективнее использовать на службу Отечеству богатейшие кладовые ценных минералов, руд, угля.
Было время, когда Арктика только в июле — августе впускала к себе корабли. Но по мере того, как им на смену приходили более мощные суда, все больше опыта накапливали моряки, сроки плавания раздвигались — на дни, недели... В годы восьмой пятилетки интенсивное судоходство, к примеру, на линиях Мурманск — Дудинка, Архангельск — Дудинка длилось уже пять месяцев. В 1970—1975 годах Минморфлот предпринял новые усилия, и в результате период навигации увеличился еще почти на два месяца, по ноябрь и декабрь включительно.
— В планах на десятую пятилетку, — рассказывает заместитель начальника администрации Северного морского пути Б. Майнагашев, — предусмотрено улучшить доставку грузов в районы Крайнего Севера и Дальнего Востока, продлить навигацию по Севморпути. В свете этих задач большое значение имеет эксперимент, к которому мы сегодня приступаем
вместе с Министерством газовой промышленности СССР.
Говорит заместитель начальника транспортного управления Мингазпрома В. Грачев:
— В недалеком будущем в один ряд со знаменитыми газовыми месторождениями Медвежье и Уренгой встанет полуостров Ямал. Сейчас наступает этап широкой подготовки к промышленной разработке здешних запасов газа. Но как доставить на полуостров колоссальное количество техники, других грузов? Железной дороги нет, а по воздуху все не перевезешь. Выход один — надо использовать флот. Однако сроки навигации в Карском море слишком коротки, чтобы успеть перебросить необходимые грузы. К тому же из-за мелководья у Ямала суда не могут подойти близко к берегу, встают от него километрах в десяти. Надо заниматься перегрузкой на баржи, а затем их тянуть к берегу. Долгая, очень сложная, порой опасная, очень дорогая операция.
Нам сразу же пришлась по душе высказанная два месяца назад идея администрации Севморпути: отправить экспедицию к Ямалу задолго до наступления навигации и выгрузить машины, материалы на припай—прибрежный неподвижный лед.
В ближайшие часы из Мурманска выйдет дизель-электроход усиленного ледового класса «Павел Пономарев». На его борту — тягачи, трубоукладчики, бульдозеры, автомобили, передвижные электростанции и котельные, жилые вагончики, бани, 7.200 бочек топлива... Всего 3.200 тонн грузов, и все они в «северном исполнении».
На вторые сутки «Павел Пономарев» выйдет на меридиан острова Колгуев, где начинается поле сплошных льдов и где уже находится атомоход «Ленин». Таким и будет построение судов: впереди, раскалывая льды, пойдет атомоход, за ним по образовавшемуся каналу — дизель-электроход. Никогда еще никому не удавалось в это время года пробиться через «ледовый погреб» — так когда-то известный натуралист Карл Бэр заклеймил Карское море, предостерегая даже отчаянно смелых капитанов от попыток пройти сквозь его белые поля.
— Нынешняя экспедиция тщательно подготовлена, — говорит Б. Майнагашев. — Возглавляет ее заместитель начальника Мурманского пароходства А. Кашицкий. Экипажами судов руководят опытные капитаны Б. Соколов (ледокол) и В. Михайличенко (дизель-электроход). Уже включились в операцию Амдерминское управление гидрометеослужбы, отряды гидрографов, метеорологов, связисты. Большие надежды возложены на авиаторов — они исследуют с воздуха всю трассу, каждый квадрат, выискивая наиболее удобные курсы для судов. В тяжелых льдах надо пройти около 350 миль. Впереди много торосов высотой 4—5 метров.
— Когда суда будут у Ямала?
— Рейс ведь не по расписанию, не регулярный — экспериментальный. Мы верим в его успех, что же касается сроков... Давайте пока о них не говорить.
В. ЗАХАРЬКО.