Матисен Федор Андреевич (1872-1921)

История высоких широт в биографиях и судьбах.

Матисен Федор Андреевич (1872-1921)

Сообщение ББК-10 » 19 Июль 2019 14:38

Попов С.В.Первая советская арктическая экспедиция//Реданский В., Мезенцев В., Чернов А. и др. 'Полярный круг' \\Редкол.: Бардин В.И. и др.; Сост. Шумилов А.В. - Москва: Мысль, 1986

В походе резко изменилось отношение Матисена к комиссару экспедиции, которою он во время плавания по Лене просто старался не замечать и сторонился. Перешеек между заливом Неелова и бухтой Тикси, где было пролито столько пота при перетаскивании шлюпки, Матисен назвал перешейком Колычева. Он тогда записал: "Комиссар Виктор Никитич Колычев, астраханец, знающий условия работы на реке и в море". Когда же после болезни Матисена комиссар вывел группу назад, Федор Андреевич в свойственной ему немногословной манере выразился так: "Очень радостно, что политическая и общежитейская сторона вопроса в экспедиции разрешалась у нас удовлетворительно. Политкомиссар Колычев - человек, с которым можно иметь дело".

Долго и тщетно искал я в архивах сведения об этом человеке. В 1961 г. Л. А. Гольденберг и С. П. Носов в "Трудах Института истории естествознания и техники" (т. 37, вып. 2) опубликовали доклад В. Н. Колычева о Первой Советской арктической экспедиции, сделанный 23 января 1921 г. и хранящийся в Центральном государственном архиве Красной Армии СССР. К сожалению, никаких подробностей о комиссаре и его дальнейшей судьбе они привести не смогли. Даже имя и отчество и место предыдущей работы удалось узнать лишь из дневника Матисена.

Колычев Виктор Никитович (1888-????)
© OCR, правка ББК-10
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 11946
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Матисен Федор Андреевич (1872-1921)

Сообщение ББК-10 » 21 Июль 2019 17:31

В 1961 г. Л. А. Гольденберг и С. П. Носов в "Трудах Института истории естествознания и техники" (т. 37, вып. 2) опубликовали доклад В. Н. Колычева о Первой Советской арктической экспедиции, сделанный 23 января 1921 г. и хранящийся в Центральном государственном архиве Красной Армии СССР.

Л. А. ГОЛЬДЕНБЕРГ, С. П. НОСОВ. ИЗ ИСТОРИИ ПЕРВЫХ НАУЧНЫХ ЭКСПЕДИЦИЙ ПОСЛЕ УСТАНОВЛЕНИЯ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ
© OCR, правка ББК-10
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 11946
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Матисен Федор Андреевич (1872-1921)

Сообщение Георгий Паруирович » 06 Декабрь 2019 20:41

Статья о Матисене на сайте "Арктическая топонимика" http://www.gpavet.narod.ru/Names2/matisen.htm
Георгий Паруирович
 
Сообщения: 215
Зарегистрирован: 09 Июнь 2014 21:58

Re: Матисен Федор Андреевич (1872-1921)

Сообщение Кара » 17 Июнь 2020 19:05

Автроилъ пишет:Биографическая справка
Публиковалась также на форуме альманаха "Кортик": "Офицеры-участники Гидрографической экспедиции СЛО (1910-1915)"

... наблюдающий за постройкой, затем командир ледокольного ТР "Вайгачъ" (1908-1910). Являлся одним из организаторов Гидрографической экспедиции по изучению Северного Ледовитого океана (1910-1915), для которой это судно было предназначено. Однако из-за случившейся во время шторма в Северном море аварии котлов (11.11.1909) в Порт-Саиде отстранен от командования


Иван Кукушкин пишет:Известия ВГО., т. 104, в. 5, 1972

...снаряжение в Северный Ледовитый океан гидрографической экспедиции на ледокольных судах «Таймыр» и «Вайгач». Ф. А. был назначен наблюдающим за постройкой ледокольных пароходов от Главного морского штаба. Вместе с А. И. Вилькицким, И. С. Сергеевым, Ю. М. Шокальским, А. А. Бунге, Ф. А. участвовал в составлении плана и программы экспедиции для исследования морского пути через Северный Ледовитый океан. Он же вывел в плавание из Петербурга на Дальний Восток одно из судов экспедиции — «Таймыр». Матисен командовал «Таймыром» до прихода в Порт-Саид, где сдал корабль капитану II ранга А. Макалинскому.

Несмотря на отстранение от командованием "Таймыром", он был удостоен памятного знака за гидрографическую экспедицию Б.А.Вилькицкого 1913-1915 гг
Вложения
 6afcc3265b223d2ea206b1c36135a5e3.jpg
Не мешай летать железу!
Аватара пользователя
Кара
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 1349
Зарегистрирован: 19 Декабрь 2008 16:15
Откуда: ЬУМН

Матисен Федор Андреевич (1872-1921)

Сообщение ББК-10 » 04 Сентябрь 2025 11:47

Попов С.В.Первая советская арктическая экспедиция
В 1919 г. Матисен был направлен молодой Советской властью для участия в гидрографической экспедиции Восточно-Сибирского района Северного Ледовитого океана.
Оказавшись в 1919 г. на занятой белогвардейцами территории, Матисен установил контакт с учеными Сибири и с помощью золотопромышленников организовал небольшую рекогносцировку к устью Лены. К сожалению, ввиду позднего прибытия он смог пробыть там всего неделю.


Сибирская жизнь, 1919, №253. 27 ноября.

 Сибирская жизнь. 1919, выпуск №253 27 ноября - 0001.jpg
 Сибирская жизнь. 1919, выпуск №253 27 ноября - 0002.jpg
Северный морской путь.
(К устью р. Лены.)

В Иркутск прибыли участники организованной средне-сибирским отделением института исследования Сибири рекогносцировочной экспедиции в устье Лены. Задача экспедиции состояла в выяснении возможности организовать транспорт заграничных грузов, доставленных морским путем к устью Лены. Экспедиция обследовала три главнейших протоки Лены: Трофимовскую, Оленекскую и Быковскую.
Наиболее подходящей для судоходства оказалась Быковская протока — широкая и мощная водная артерия с фарватером, идущим у правого берега. Заход морских судов в Лену затруднителен, да и не нужен в том отношении, что судно, доставившее груз к устью Лены через Берингов пролив, должно не теряя времени на заход в реку, чтобы гарантировать себе обратный путь, так как навигация в Северном Ледовитом океане короче навигации в устье Лены. Весьма подходящим местом для перегрузки на речные суда представляется бухта Тикси, легко доступная, глубокая, хорошо защищенная.
 Сибирская жизнь. 1919, выпуск №253 27 ноября - 0003.jpg
 Сибирская жизнь. 1919, выпуск №253 27 ноября - 0004.jpg
Общая длина пути от острова Столбового, с начала дельты Лены, до Быковского мыса 130 и от мыса до бухты Тикси 80 верст. Часть пути от окончания дельты до бухты Тикси хотя идет уже открытым морем, но по свойству моря, благодаря его мелкости и ограждению массой тянущихся вдоль берега мелей, носит почти речной характер и не представляет особых затруднений для плавания речных пароходов и барж.
Пароход экспедиции «Лена» употребил для плавания от острова Столбового до Тикси 12 час. и столько же обратно, «Лена» погрузила остатки корабельного снаряжения с «Зари» и свободно прошла с этим грузом в реку. По мыслям начальника экспедиции, вывоз поставленных к устью Лены в бухту Тикси товаров вверх по реке вполне возможен и фактически доказан настоящим рейсом «Лены».
В качестве вывозимых грузов, кроме легкой, но ценной пушнины и мамонтовой кости, могут быть: соль, свинец и особенно каменный уголь, залежи которого имеются на берегу бассейна Лены.
© OCR, правка ББК-10
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 11946
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Матисен Федор Андреевич (1872-1921)

Сообщение ББК-10 » 05 Сентябрь 2025 12:59

Известия, 1920, № 139, 27 июня.

 Известия, 1920, № 139, 27 июня.jpg
ПОЛЯРНАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ

ЯКУТСК, 19 июня. Сегодня на пароходе "Лена" выехала из Якутска полярная экспедиция во главе с профессором Матиссен. Экспедиция будет работать в устье реки Лены, а также обследует морскую бухту "Тихой" [Тикси]. (РОСТА).
© OCR, правка ББК-10
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 11946
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Пред.

Вернуться в Персоналии



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения