ШЕСТАКОВ СЕМЁН АЛЕКСАНДРОВИЧ
(1898–1943)
Советский лётчик-испытатель,
Заслуженный лётчик РСФСР (1929), полковник
Родился 21 февраля 1898 года в городе Бендеры Бессарабской губернии в многодетной семье фельдшера Александра Александровича Шестакова. В августе 1912 года поступил в Реальное училище А. Георги (ныне Республиканская русско-молдавская школа-гимназия №1 им. А. В. Суворова). В мае 1916 года переезжает к старшему брату Николаю в Севастополь где, наблюдая за полётами учащихся Качинской авиационной школы, загорается небом.
В августе 1917 – призывается в армию. Сблизившись с большевиками принимал участие в октябрьском перевороте 1917 года в Петрограде, устанавливал телефонную связь в Смольном. 23 февраля 1918 года вступает в ряды только что созданной Красной Армии и отправляется слесарем в воздухоплавательный парк Северного флота. После окончания в 1920 году Егорьевской лётной школы получает звание «Красный военный лётчик» и направляется лётчиком-инструктором тренировочной эскадрильи в Москву.
В 1922–1923 годах совершил более 100 боевых вылетов на фронтах Гражданской войны. Участвовал в борьбе с басмачеством в Средней Азии (в Узбекистане и Таджикистане). С 1926 года – военный лётчик Управления ВВС РККА, личный пилот начальника УВВС. Весной 1927 года был членом комиссии, принимавшей в Ленинграде бомбардировщики Юнкерс C-30 (Юг-1), изготовленные для ВВС РККА в Германии.
Участвовал в ряде дальних перелетов. С 20 августа по 1 сентября 1927 года лётчик С. А. Шестаков и механик Д. В. Фуфаев совершили перелет на АНТ-3 (Р-3) «Наш ответ» по маршруту Москва – Сарапул – Омск – Новосибирск – Красноярск – Иркутск – Верхнеудинск (ныне Улан-Удэ) – Чита – Нерчинск – Благовещенск – Спасск (ныне Спасск-Дальний) – Наньян – Окаяма – Токио и обратно (10–22 сентября), пролетев всего 21 700 км за 153 лётных часа.
В 1928 году Шестаков обратился к А. Н. Туполеву и П. И. Баранову (начальнику ВВС РККА) с предложением осуществить межконтинентальный полёт. Штурманом был приглашён ведущий специалист НИИ ВВС Борис Стерлигов. В экипаж привлекли «морского» лётчика, командира подразделения морской авиации Филиппа Болотова. 6 августа был первый неудачный старт полёта ТБ-1 (АНТ-4) «Страна Советов». В районе Читы остановились двигатели (из-за нехватки горючего) и при посадке в тайге самолет был разбит. Возвратились в Москву полетели заново 23 августа на дублёре.
В августе 1917 – призывается в армию. Сблизившись с большевиками принимал участие в октябрьском перевороте 1917 года в Петрограде, устанавливал телефонную связь в Смольном. 23 февраля 1918 года вступает в ряды только что созданной Красной Армии и отправляется слесарем в воздухоплавательный парк Северного флота. После окончания в 1920 году Егорьевской лётной школы получает звание «Красный военный лётчик» и направляется лётчиком-инструктором тренировочной эскадрильи в Москву.
В 1922–1923 годах совершил более 100 боевых вылетов на фронтах Гражданской войны. Участвовал в борьбе с басмачеством в Средней Азии (в Узбекистане и Таджикистане). С 1926 года – военный лётчик Управления ВВС РККА, личный пилот начальника УВВС. Весной 1927 года был членом комиссии, принимавшей в Ленинграде бомбардировщики Юнкерс C-30 (Юг-1), изготовленные для ВВС РККА в Германии.
Участвовал в ряде дальних перелетов. С 20 августа по 1 сентября 1927 года лётчик С. А. Шестаков и механик Д. В. Фуфаев совершили перелет на АНТ-3 (Р-3) «Наш ответ» по маршруту Москва – Сарапул – Омск – Новосибирск – Красноярск – Иркутск – Верхнеудинск (ныне Улан-Удэ) – Чита – Нерчинск – Благовещенск – Спасск (ныне Спасск-Дальний) – Наньян – Окаяма – Токио и обратно (10–22 сентября), пролетев всего 21 700 км за 153 лётных часа.
В 1928 году Шестаков обратился к А. Н. Туполеву и П. И. Баранову (начальнику ВВС РККА) с предложением осуществить межконтинентальный полёт. Штурманом был приглашён ведущий специалист НИИ ВВС Борис Стерлигов. В экипаж привлекли «морского» лётчика, командира подразделения морской авиации Филиппа Болотова. 6 августа был первый неудачный старт полёта ТБ-1 (АНТ-4) «Страна Советов». В районе Читы остановились двигатели (из-за нехватки горючего) и при посадке в тайге самолет был разбит. Возвратились в Москву полетели заново 23 августа на дублёре.
Командир корабля С. А. Шестаков, второй пилот Ф. Е. Болотов, штурман Б. В. Стерлигов и бортмеханик Д. В. Фуфаев пролетели по маршруту Москва – Челябинск – Новосибирск – Красноярск – Иркутск – Чита – Благовещенск – Хабаровск – Николаевск-на-Амуре – Петропавловск-Камчатский – Атту – Уналакша – Сьюярд – Ситка – Ватерфолл – Сиэтл – Окленд – Сан-Франциско – Чикаго – Детройт – Нью-Йорк. Расстояние в 21 242 км было преодолено при крайне неблагоприятных погодных условиях (туманы на маршруте чередовались с бурями и штормами) за 141 ч. 53 мин. лётного времени. В Хабаровске была произведена смена колёсного шасси на поплавки, а в Сиэтле – смена поплавков на колёса. 8 000 км над океаном были пройдены за 50 ч. 30 мин. Встреча в США 30 октября 1929 года была триумфальной.
После учебы в Академии им. Н. Е. Жуковского работает лётчиком-испытателем в НИИ авиационной промышленности. Командовал авиационным соединением бомбардировщиков ТБ-1 на Дальнем Востоке. В 1933 году эта часть была перевооружена на ТБ-3. 16 октября 1941 года поднял в небо бомбардировщик Пе-2М с двумя М-105ТК и с ведущим инженером А. А. Розенфельдом перегнали самолёт из Москвы в Казань.
Участник Великой Отечественной войны. В октябре 1942 года возглавил 146-й истребительный авиационный полк, который действовал в составе 3-й ударной армейской группировки на Юго-Западном фронте. Летом 1943 года принимал участие в боях на Орловско-Курской дуге.
Награждён орденом Боевого Красного Знамени (1927, за перелёт Москва – Токио – Москва), орденом Трудового Красного Знамени (1929, за перелёт Москва – Нью-Йорк), медалями.
По официальной версии погиб 1 августа 1943 года в ходе воздушного боя, по другой версии раненым покинул подбитый самолёт, был схвачен фашистами и погиб в плену. Именем С. А. Шестакова названа одна из центральных улиц города Бендеры (1957), а на здании бывшего Реального училища установлена мемориальная доска.
После учебы в Академии им. Н. Е. Жуковского работает лётчиком-испытателем в НИИ авиационной промышленности. Командовал авиационным соединением бомбардировщиков ТБ-1 на Дальнем Востоке. В 1933 году эта часть была перевооружена на ТБ-3. 16 октября 1941 года поднял в небо бомбардировщик Пе-2М с двумя М-105ТК и с ведущим инженером А. А. Розенфельдом перегнали самолёт из Москвы в Казань.
Участник Великой Отечественной войны. В октябре 1942 года возглавил 146-й истребительный авиационный полк, который действовал в составе 3-й ударной армейской группировки на Юго-Западном фронте. Летом 1943 года принимал участие в боях на Орловско-Курской дуге.
Награждён орденом Боевого Красного Знамени (1927, за перелёт Москва – Токио – Москва), орденом Трудового Красного Знамени (1929, за перелёт Москва – Нью-Йорк), медалями.
По официальной версии погиб 1 августа 1943 года в ходе воздушного боя, по другой версии раненым покинул подбитый самолёт, был схвачен фашистами и погиб в плену. Именем С. А. Шестакова названа одна из центральных улиц города Бендеры (1957), а на здании бывшего Реального училища установлена мемориальная доска.
http://www.bendery-600.ru/Personalii/shestakov.html