Лавров Борис Васильевич (1886-1942)

История высоких широт в биографиях и судьбах.
Изображение
31 июля 2012 года исключен из Регистровой книги судов и готовится к утилизации атомный ледокол «Арктика».
Стоимость проекта уничтожения "Арктики" оценивается почти в два миллиарда рублей.
Мы выступаем с немыслимой для любого бюрократа идеей:
потратить эти деньги не на распиливание «Арктики», а на её сохранение в качестве музея.

Мы собираем подписи тех, кто знает «Арктику» и гордится ею.
Мы собираем голоса тех, кто не знает «Арктику», но хочет на ней побывать.
Мы собираем Ваши голоса:
http://arktika.polarpost.ru

Изображение Livejournal
Изображение Twitter
Изображение Facebook
Изображение группа "В контакте"
Изображение "Одноклассники"

Лавров Борис Васильевич (1886-1942)

Сообщение Иван Кукушкин » 05 Октябрь 2009 11:37

Красноярский рабочий, 24.09.87
http://www.memorial.krsk.ru/public/80/870424.htm

Большевик Арктики
Савва Морозов, член Союза писателей СССР, заслуженный работник культуры РСФСР, почетный полярник.


Было в этом человеке что-то от землепроходцев - Ермака, Дежнева, Хабарова... Не во внешнем облике, - а сути. Конечно, не было ни дремучей бороды, ни одежды из звериных шкур, ни высоченных сапог. Гладко выбрить, в легком пиджаке и рубахе с открытым воротом, с непрестанно дымившей трубкой в углу рта, он производил впечатление типичного горожанина, делового человека, даже сухаря. По тону, как уверенно, неторопливо он снимал телефонную трубку, по лаконичным фразам, обращаемым к невидимым собеседникам, было очевидно, что дел у него невпроворот, что советов, указаний его ждут и на Енисее, где поплывут сейчас лесные плоты, и в Ленинграде на Канонерском острове, где идет ремонт крупного ледокола, назначенного и плаванию в Арктику, и в Севастополе, где морские авиаторы заканчивают испытание новой крылатой машины для разведки полярных льдов.

- Таким я увидел его впервые в 1933 году.

Для меня, в ту пору востроногого мальчишки-репортера, весьма бойкого, но еще не шибко грамотного, интервью с председателем "Комсеверопути" Лавровым было событием чрезвычайным. Хотя, конечно, я и не предполагал тогда, что отсюда, из переулка московского Китай-города, мой жизненный путь круто повернет в волшебные романтические дали, дотоле известные мне только по романам Жюля Верна и трудам Фритьофа Нансена.

После этого интервью я не мыслил иного занятия в жизни, кроме покорения полярных льдов. Должность спецкора газеты "Водный транспорт" предстояло совмещать с обязанностями кочегара второго класса на линейном ледоколе "Kрасин", И вот, наконец, привыкаю постепенно к ошеломительной качке. Вглядываюсь в туманную муть над забитым льдами Карским морем. С нетерпением жду встречи с Лавровым на Диксоне. Борис Васильевич должен прибыть сюда самолетом из Игарки, где он встречает заморских гостей. Пароходы из Западной Европы каждый год приходят туда за экспортным сибирским лесом.

Диксонские старожилы, патриоты своего острова, радушно встречая гостей, обязательно знакомили их со своей святая святых - тщательно переплетенной и прошнурованной амбарной книгой. Какие уникальные автографы хранила она! Готический почерк Руаля Амундсена соседствовал с каллиграфическими завитушками Бориса Андреевича Вилькицкого - капитана второго ранга, флигель-адъютанта и начальника rидрографической экспедиции, открывшей в1913 году Северную землю. Строчки, оставленные в книге капитаном нансеновского "Фрама" Отто Свердрупом,- корявые, как СУЧЬЯ полярного кустарника, говорили о ворчливом характере сего норвежского морехода. Привлекали внимание большие, точно нарисованные, буквы, явно выведенные рукой, более привычной к топору и карабину, нежели к перу; не мастак был расписываться Никифор Бегичев - боцман и зверопромышленник, человек из легенды, географ-самоучка, чье имя осталось на картах Арктики. Свежие чернильные следы сохраняли факсимиле Отто Юльевича Шмидта и Владимира Ивановича Воронина - всего год назад, в 1932-м, академик и мореплаватель посещали Диксон, прежде чем порадовать мир блистательным, первым в истории сквозным рейсом на "Сибирякове" из Белого моря в Тихий океан.

С почтением перелистывая эту уникальную летопись, я, однако, не мог не обратить внимания на то, что отсутствует фамилия Лаврова.

- Да очень просто, - ответил на мой недоуменный вопрос начальник радиостанции, пожилой дядя из военных моряков, давным-давно отслуживший и срочную, и сверхсрочную. - Эта книга для гостей. А Борис Васильевич нешто гость? Его, знаете, как коренные северяне зовут? Ненцы, скажем, или долганы, или опять же нганасаны, или эвенки? Большой тойон: - большевик. Вот так! Тойон по-ихнему - хозяин.

Да, всей своей кряжистой фигурой, резкими чертами обветренного, иссеченного морщинами лица, зорким прищуром темных, близко посаженных глаз Лавров органически вписывался в полярный пейзаж. Свой человек в Арктике, ничего не скажешь!

Образ этот созрел в моем воображении, разумеется, много позднее и был основан не только на зрительных впечатлениях. Прозвище, данное Борису Васильевичу аборигенами тундры и тайги - Большой тойон - большевик, выражало все значение его роли государственного и партийного деятеля в начавшемся социалистическом переустройстве жизни на Крайнем Севере. Хозяином огромного края стал Лавров с началом первой пятилетки, возглавив "Комсеверопуть"- всесоюзное транспортно-промышленное объединение, действовавшее на территории Северной Сибири.

Всюду, где шумела гремучая тайга, где залегали в недрах гор руды и горючие ископаемые, где текли студеные и быстрые реки, вековая тишина нарушалась ударами топора. звоном пил, рокотом буровых станков, гудками пароходов, ревом авиационных моторов. От Омска до Обской губы, от Красноярска до Енисейского залива и дальше на север по Карскому морю наступала большая трудовая армия, в которой все, от рядовых бойцов до высших командиров, несли службу по зову сердца, по велению времени. Увлеченные всенародным порывом, многие люди находили там CBOЕ истинное призвание

Так слилась с исторической судьбой России и личная судьба Бориса Васильевича Лаврова - революционера-лодпольщика, кадрового солдата партии. Надо было ему в юные годы поучиться в Рыбинской семинарии Ярославской губернии и Петербургском университете, понюхать порох на баррикадах пятого год, глянуть на мир сквозь тюремную решетку и морозную дымку северной ссылки, чтобы бы зрелым мужем стать в ряды строителей и защитников первого в мира государства рабочих и крестьян. Лавров вел подпольную работу в оккупированной интервентами и белогвардейцами Одессе, был продовольственным комиссаром в Вятке. Возглавлял конторы Военторга в Средней Азии на Северном Кавказе, был торгпредом СССР в Афганистане. Разными широтами и меридианами прошагал, пока на пятом десятка лет; не осел в Заполярье - всерьез и надолго.

Поморы, сибиряки - люди трудолюбивые, бывалые, немногословные - недолго присматривались к посланцу Москвы волгарю Лаврову. В него поверили, признали его вожаком. Да и как было не верить, если с плотами ангарского леса через бурные пороги шел, как рядовой сплавщик, он - председатель "Комсеверопути", если первым появлялся на субботниках по погрузке экспортного леса на скользких от ранних заморозков, еще недостроенных причалах Игарки.

Британский парламентарии Маттерс, побывавший в те дни на Енисейском Севере, по возвращении домой написал в газетах: "Игарка соединила с морями планеты Сибирь, теперь Енисей течет на тысячи миль дальше, чем природа намеревалась это сделать, он течет теперь до Ленинграда, до Гамбурга, до Роттердама, до Лондона и Нью-Йорка". Лучшим в мире был признан сибирский лес, вывозимый через Карское море, а Игарку стали называть сибирским "окном в Европу".

Вспоминая обо всем этом в беседах со мною на Диксоне, Борис Васильевич с одобрением посмеивался: да, мировые торговые порты стали ближе и сибирским берегам, еще недавно запертым вековечными льдами. Судоходные фирмы из года в год снижают фрахтовые ставки на тоннаж. Выход Сибири к морю, организацию регулярных рейсов к устьям Оби и Енисея - все это по народнохозяйственному эффекту, по исторической значимости можно поставить в один ряд с такими достижениями первой пятилетки, как выплавка магнитогорского и кузнецкого чугуна, выпуск первых отечественных тракторов и автомобилей на Волге.

В канун второй пятилетки правительство СССР поставило задачу: "Проложить окончательно Северный морской путь от Белого моря до Берингова пролива".

Первым шагом к освоению первого участка от Оби и Енисея дальше на восток должен был стать ледовый поход группы морских и речных судов к устью Лены - открытие с моря далекой бездорожной Якутии. И понятно, никому другому, а именно Лаврову поручалась эта труднейшая операция. В то время на всем огромном пространства от Диксона до Тикси была одна-единственная радиостанция - на мысе Челюскин. Ни промеров судоходных глубин, ни прогноза погоды и ладовой обстановки для этого района не было и в помине...

Не стану, за недостатком места, рассказывать о всех перипетиях труднейшего Ленского похода - суда благополучно пришли в Тикси. Коснусь только одного запомнившегося мне эпизода на мысе Челюскин.

В тесной избушка полярной станции нас радушно встретили косматые бородачи. Лавров беседовал с ними, как с давними знакомцами, земляками, коллегами. Выяснил вопросы деловые, насущно важные: когда вскрывается и когда замерзает пролив Вилькицкого, каково преимущественное направление дрейфа льдов между морями Карским и Лаптевых. Чем богата окрестная тундра: имеются ли тут залежи извести, глины, пригодной для обжига кирпича?

Особенно поразил меня последний вопрос: кирпичный завод в краю полярной ночи, каменные дома на вечной мерзлоте! Не утопия ли - такие мысли? Нет, для Бориса Васильевича, построившего Игарку - городок хоть и бревенчатый, но вполне современный, следующим реальным этапом полярного градостроения мыслились каменные дома. Далеко вперед смотрел Лавров - большевик - хозяйственник!

Умение мыслить перспективно сочеталось в Лаврове со способностью быстро принимать смелые решения -всегда применительно к объективно сложившейся обстановке. На обратном пути из Тикси мощные льды остановили караван Первой Ленской экспедиции неподалеку от пролива Вилькицкого. Лавров отпустил ледокол "Красин", столь необходимый Ленинградскому порту в наступавшей зиме, а сам с тремя транспортами - "Володарским", "Сталиным" и "Правдой" стал на зимовку у пустынных островов Самуила (позднее они были переименованы в острова "Комсомольской правды").

НА ДОЛГОЙ годичной зимовке за 77-м градусом северной широты со всем размахом проявились замечательные свойства Лаврова - не только как руководителя и организатора коллектива, но и как человека разносторонней культуры и завидного трудолюбия. Почему бы теперь, на 48-м гаду жизни, не попробовать себя на исследовательской работе? Ведь научился же он кое-чему у моряков и авиаторов, работая бок о бок нe один год. Почему не организовать зимнюю разведку льдов с воздуха? Не беда, что самолет У-2, оказавшийся в распоряжении зимующий экспедиции, очень уж мал - воробей да и только! Летчик Мауно Янович Линдель, бывалый авиатор, настроен оптимистично.

Задача оказалась нелегкой. Но овчина стоила выделки! Впервые люди взглянули на зимнее полярное море с высоты. Был охвачен наблюдениями неведомый дотоле район, в котором и в летнее-то время самолеты прежде не появлялись.

Черты характера Лаврова, руководителя-большевика, не чурающегося никакой черновой работой, натуры творческой, инициативной, всегда готовой на риск ради дела, блистательно проявились именно во время зимовки, когда иные чувствуют себя обреченными на бездействие. А он действовал, вел за собой людей, думал о будущем. Помнил, что приближается очередная арктическая навигация, будет Вторая Ленская экспедиция; сквозной рейс по всей трассе Северного морского пути, не удавшийся погибшему "Челюскину", предстоит осуществить ледорезу "Литке". Стало быть, морякам позарез нужны предварительные денные о весеннем состоянии льдов - и у Таймыра, и в североземельских проливах. Значит, надо слетать и туда! Тем более что там, на острове Домашнем, зимовщики второй год ждут - не дождутся парохода со сменой.

Через один час двадцать минут после взлета с мыса Челюскин, когда позади остались и пролив Вильницкого, и североземельский остров Большевик, Линдель услышал стук в моторе. Выключил его, спланировал к мысу Гамарника (с 1937 года- мыс Медный).Биплан глубоко зарылся в мокрый снег. Поломка одного из цилиндров в мотора не оставляла никаких надежд на продолжение попета. Двигаться к обитаемой земле можно было только пешком. До острова Домашнего по прямой - километров сто пятьдесят. Это по прямой, по воздуху...

На пятнадцатые сутки Лавров и Линдель, обросшие бородами, фантастически грязные и оборванные, с опухшими, полуослепшими от яркого солнца глазами подошли к бревенчатой избушке на острове Домашнем.

Тот памятный день 27 июня 1934 года Борис Васильевич отмечал в Москве месяца четыре спустя как день второго своего рождения. Друзья собрались у него во Втором Неопалимовском переулке - пришли обнять, расцеловать, с орденом Ленина поздравить, накануне полученным в Кремле.

- Спасибо, ребятушки, - тихо сказал: Борис Васильевич и голос его дрогнул. Помолчав, он усмехнулся и закончил весело:

- При таком раскладе жить мне положено никак не меньше ста пет.

Лавров стал членом коллегии Главсевморпути - возглавил управление по развитию хозяйства и культуры народов Севера. Потом был создателем и руководителем большого геологического треста "НОРДВИКСТРОЙ", разрабатывавшего богатства недр Хатангского залива- По его инициативе на Котуе была построена шахта для добычи высококачественного угля, которая действует и сейчас. В 1936 году по инициативе Бориса Васильевича и при его непосредственном участии в реку Хатангу пришел с моря с 500-тонной баржей буксир "Игарец" с грузами для Хатангского района, чем было положено начало судоходству на этой заполярной реке. Позже он возглавил экономический институт в Новосибирске, занимавшийся проблемами Севера.

Борис Васильевич Лавров умер в тюрьме в 1942-м, на 56-м году жизни.

ХХ СЪЕЗД КПСС возвратил ветерану партии и крупному хозяйственному руководителю Советского Севера его доброе имя. Оно увековечено на борту судна, бороздящего моря Арктики и Тихого океана. Теплоход "Борис Лавров" приписан к порту Тикси - морским воротам Якутии.

В Игарке, которую основал и строил Лавров, его имя, к сожалению, нигде не значится... Вспоминаю еще одну встречу с ним в этом заполярном городе, когда Борис Васильевич возвращался из Первой Ленской экспедиции. Над зеленоватой енисейской водой рябили разноцветные флаги многих держав. Посматривая на них, Лавров потирая гладко выбритую голову, попыхивал трубкой:

- Все флаги в гости к нам, - как это у Пушкина? Поэт наш на Енисее и Александр Грин мог бы описать. Место вполне экзотическое, даже фантастическое, пожалуй...

Продолжая беседу, мы шагали по причалам, Лавров, перебрасываясь шутками с иностранными моряками, рассказывал о заполярной ровеснице Магнитки и Кузбасса. Тот год, 1934-й, был первой юбилейной датой основанной пять лет назад Игарки. Совет Народных Комиссаров СССР отметил ее специальным приветствием первожителям Сибирского Заполярья. А в постановлении ЦИК СССР о награждении Бориса Васильевича Лаврова орденом Ленина среди прочих его полярных заслуг первой отмечалась огромная работа, проделанная им по строительству Игарки.

Должна быть в Игарке улица Бориса Лаврова!



От редакции "Красноярского рабочего"
Поддерживая мнение известного полярного журналиста и писателя Саввы Морозова о необходимости увековечения памяти первостроителя Игарки, крупного хозяйственного руководителя Советского Севера Б. В. Лаврова, адресуем эту публикацию общественности заполярного города. Игарскому горкому партии и горисполкому.

Год назад С. Т. Морозов уже писал о Лаврове в игарской городской газете "Коммунист Заполярья", но эта большая публикация с таким же призывом, что называется, повисла в воздухе... Как случилось, что в Игарке до недавнего времени многие даже не знали о первостроителе своего города, а сейчас так равнодушны к его памяти!

Вместе с Лавровым, незаконно репрессированным в 1938 году и умершим в тюрьме, исчезли и почти все относящиеся к ему архивы. Даже после реабилитации его имя оставалось полузабытым. В капитальном научном труде "История открытия и освоении Северного морского пути" (т. 4, Л. 1969) оно лишь упоминается несколько раз. Но кое-какие публикации все же были, имя Лаврова потом появилось на карте Арктики и на борту морского судна. Однако в Игарке не позаботились восстановить его в истории города.

А ведь уважение к прошлому, как известно, - это забота о будущем.

Сейчас, когда в обстановке гласности народу возвращают из небытия имена многих людей, оставивших заметным след в истории Советского государства, самое время увековечить память о Б. В. Лаврове. И не только его, но и других первостроитепей, поставивших на вечной мерзлоте за Полярным кругом первый социалистический город - ровесник первой пятилетки.
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11719
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Лавров Борис Васильевич (1886-1942)

Сообщение [ Леспромхоз ] » 23 Январь 2010 20:17

Lavrov_BV.jpg
Сталинские расстрельные списки
http://stalin.memo.ru/spravki/13-225.HTM

ЛАВРОВ Борис Васильевич, 1886 г. рождения, урож. с. Федорицкое, Рыбинского уезда, Ярославской губ., русский, гр-н СССР, сын священника, окончил духовную семинарию.

В годы империалистичской войны (1914-1918), выйдя из РСДРП(б), вступил в буржуазный "союз земств и городов"; в 1920 году состоял в РСДРП(м) независимых, в том же 1920 году вступил в ВКП(б). В 1939 г. из ВКП(б) исключен за невыполнение постановления правительства. В 1919 году арестовывался в гор. Одессе контрразведкой белых. До ареста работал нач. треста "Нордвикстрой" Главсевморпути.

Арестован 9.8.1939 г.

Обвинение предъявлено 22.8.1939 г. по ст. 58-11 и 58-7 УК РСФСР.


Участник антисоветской право-троцкистской организации. Завербован врагом народа УГЛАНОВЫМ Н.А. (осужден к ВМН) в 1935 году.

В 1936 году установил связь с руководителем право-троцкистской организации, существовавшей в Главсевморпути - БЕРГАВИНОВЫМ, по заданию которого проводил вредительство в тресте "Нордвикстрой" по срыву правительственного задания по разведке соли и нефти, затратив безрезультатно 43 млн.рублей и причинив убыток в 15-16 млн. рублей.

Работая в бухте Кожевникова в 1936 году установил организационную связь с участником право-троцкистской организации СТАБРОВСКИМ В.А. (арестован) и руководил вредительской работой.

В 1937 году завербовал в организацию АЛЛЕРА Ганса Демьяновича (арестован).

Изобличается показаниями УГЛАНОВА Н.А. (осужден к ВМН), БАЕВСКОГО И.Л. (осужден к ВМН), ДУБИНИНА А.А. (арестован), УРВАНЦЕВА Н.И. (арестован), СЕРКИН И.О. (арестован); заключением экспертизы и показаниями свидетелей ЛУГИНЕЦ Н.П., САМОХИНА С.А., РЫБИНА Ф.С., ПОНОМАРЕВА В.М., ВАСИЛЬЕВА Ф.З., ДМИТРИЕВА Р.С., ИВЛИЕВА В.Н. и СТРУКОВА В.Г.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11087
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Лавров Борис Васильевич (1886-1942)

Сообщение [ Леспромхоз ] » 23 Январь 2010 21:29

Изобличается показаниями УГЛАНОВА Н.А. (осужден к ВМН)


Угланов, Николай Александрович

Вот тут-то, в деревне, в 1903 г. летом я впервые и приобщился к политической жизни. Мой сверстник и друг по школе, сын священника нашего села, Борис Васильевич Лавров, тогда учился в ярославской духовной семинарии и был уже социал-демократом. Снабдил он меня листовками, а потом различными брошюрами: "Пауки и мухи", "Кто чем живет", "Хлеб, свет и свобода" и т. д. С этого момента, живя в течение 7 мес. в деревне, я перечитал большое количество литературы, присылаемой мне из Ярославля. Вспоминаю характерные моменты. Б. В. Лавров приехал на рождественские каникулы, привез много литературы и резолюции II съезда РСДРП и подробно мне объяснил причины раскола, происшедшего на съезде. Он объявил себя большевиком, сторонником Ленина. Слабо я разбирался тогда еще в вопросах политики, но все же сказал, что я за большевиков. После этого мне Борис Лавров поручил разбросать на базаре в гор. Мологе листовки и наклеить часть их на дверях лабазов и ломбарда, где обыкновенно бывает много народа, что я выполнил в точности.


Началась русско-японская война. Борис Лавров приехал на масленицу на каникулы и, беседуя в нашей избе, разъяснял мне, почему партия стоит за то, чтобы царское правительство потерпело поражение, и доказывал мне, что царизм будет неизбежно разбит в этой войне. Долго я сомневался, колебался, все думал: как же так? нас 150 млн. русских, а японцев 50 млн., и мы их не побьем? Но потом понял и согласился. Эту нашу беседу подслушал мой отец, который, как говорят, так нас "тряхнул", что вылетели мы, как бомбы, из избы.


Летом 1907 г., после роспуска II Государств. Думы, приехав в деревню на 2 месяца, мы с Б. В. Лавровым усиленно распространяли большое количество листовок, получаемых через волжскую судоходную с.-д. организацию. Полиция рыскала по деревням, добираясь до распространителей листовок. Делать больше нечего было, поэтому я и уехал в Петербург, а Б. В. Лавров в Казань, где он в то время уже учился студентом университета и вел крупную партийную работу.


Находясь на военной службе, все время я поддерживал переписку с Б. В. Лавровым, в эти годы он уже находился в ссылке в гор. Онеге Архангельской губернии.


Осенью же 1913 г. я начал писать в "Правду". Здесь я познакомился с К. С. Еремеевым, Мироном Черномазовым (оказавшимся провокатором), Серг. Вас. Малышевым, Вяч. Мих. Молотовым (Скрябиным), Л. Б. Каменевым, В. В. Шмитом и целым рядом др. товарищей. Мой старый товарищ Б. В. Лавров в это время работал в "Правде" на верстке газеты. В "Правде" я писал под псевдон. "Николай Угрюмый" и освещал рабочую жизнь торгово-промышл. служащих. Осенью 1913 г. мы вели усиленную кампанию за нормальный рабочий день торгово-промышл. служащих и за социальное страхование, которое на нас не распространялось.


УГЛАНОВ Николай Александрович — (1886-1940) - в 1924-29 секретарь ЦК КПСС, одновременно в 1924-28 1-й секретарь МК и МГК партии. В 1928-30 нарком труда СССР. С 1930 на хозяйственной работе. Кандидат в члены Политбюро ЦК в 1926-29. Репрессирован;… (Большой Энциклопедический словарь)
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11087
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Лавров Борис Васильевич (1886-1942)

Сообщение [ Леспромхоз ] » 23 Январь 2010 21:39

Иван Кукушкин пишет:Большевик Арктики
Савва Морозов, член Союза писателей СССР, заслуженный работник культуры РСФСР, почетный полярник.

78329.jpg : Савва Морозов (1911 - 1995). Специальный корреспондент "Известий" с 1945 г.
Александр Менделеев
"Морозовы закончились на мне"

В 1932 году Морозов попал в кабинет Бориса Васильевича Лаврова, председателя правления акционерного общества "Комсеверопуть". "В Заполярье надо начинать заново, от сотворения мира. Я в Игарку собираюсь, - сказал Лавров, попыхивая трубкой, — поехали..." Так окончательно решилась журналистская судьба Саввы Морозова. Будучи в Игарке в конце 60-х годов, Морозов спросил у председателя горисполкома, знает ли тот Лаврова. "Первый раз слышу эту фамилию". А Лавров за Игарку орден Ленина получил, но в 1941 году его расстреляли как врага народа... Впоследствии Савва Тимофеевич вывел этот героический образ под именем Никиты Багрова в своем первом романе "Льды и люди".
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11087
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Лавров Борис Васильевич (1886-1942)

Сообщение Иван Кукушкин » 20 Март 2011 22:38

Изображение
"Арктическая Звезда" № 2 (7563) Февраль 2005 года http://press.msco.ru/newspaper/index.shtml
Фотография: Б.В. Лавров в качестве руководителя Первой Ленской транспортной экспедиции 1933 г. viewtopic.php?f=37&t=3330#p25642

Забытый строитель Игарки
Андрей КАУФМАН.

Литература об Арктике обширна и продолжает расти. Перечислять авторов, начиная с Ломоносова, затруднительно, так как, упоминая одних и упустив других, можно кого-то нечаянно обидеть. Остановимся на журналистах, сделавших многое для истории освоения Севера и выберем ветерана профессии Савву Тимофеевича Морозова. За тридцать лет странствий по Крайнему Северу на палубах кораблей и в кабинах самолетов, на пустынных побережьях и арктических островах, всюду он не расставался с блокнотом. Это помогло ему правдиво рассказать о своих спутниках и друзьях: ученых, моряках, летчиках, зимовщиках.

Выбирая наиболее ценное из сотен своих очерков, Морозов подготовил книгу, назвав ее «Широты и судьбы» (Гидромет.1967 г.). В очерках описываются события, относящиеся к периоду от тридцатых до шестидесятых годов прошлого века.

Понимая, что большинству моряков недоступна обширная литература о Севере, «Арктическая звезда» периодически знакомит читателей с этой темой. В развитие тезиса: «свою историю надо знать» приведем эпизод из книги Морозова.

В преддверии 35-летия Игарки, прогуливаясь с председателем горсовета, Морозов вспомнил о строителе порта Борисе Васильевиче Лаврове. Оказалось, что мэр Игарки впервые услышал эту фамилию и заметил: «Игарцам, да и северянам вообще, конечно, стыдно должно быть. Своей собственной родословной не знаем». Тогда Морозов стал рассказывать о первой «круглой дате» — пятилетии Игарки (1934 г). Отмечали этот юбилей по всей стране, поскольку морской порт на Енисее был первенцем заполярной индустрии Сибири. Все газеты печатали приветствия игарцам от Совета Народных комиссаров и сообщали о награждении орденом Ленина товарища Лаврова, отмеченного за «заслуги в изучении и освоении Арктики». «Рослый, плечистый, рано поседевший и потому особо тщательно выбривавший лобастую голову, Борис Васильевич выглядел старше своих 48 лет, но всегда был молодцеват и подтянут. Безукоризненно сшитый костюм, трубка, непрестанно дымившая в углу плотно сжатого рта, тоненькая щеточка усов, ровный, чуть глуховатый голос, придавали Лаврову будничный облик горожанина, делового человека». Таким описал Морозов этого знаменитого землеустроителя, вспоминая о первой встрече в 1933 г. в Москве в Управлении Северного морского пути. В ту весну юный газетчик Савва Морозов брал первое интервью о предстоящей экспедиции первого каравана судов с грузами к устью Лены. Лавров, в прошлом революционер-подпольщик, учившийся в юности в Рыбинской семинарии и Петербургском университете, понюхавший пороха на баррикадах и познавший тяготы северной ссылки, был востребован советской властью. Активный коммунист Лавров возглавлял конторы Госторга в Средней Азии и на Северном Кавказе, был торговым представителем Советского Союза в Афганистане, и вот на пятом десятке его назначили начальником треста «Нордвикстрой», практически главным строителем Игарки и председателем Комсеверопути.

Здесь к месту напомнить историю Игарки. Как и многие нынешние города и поселки Заполярья, район Игарки посещали отряды Великой Северной экспедиции. В 1738 г. в шканечном журнале «Оби почтальёна» (почталиона) сделана запись Федором Алексеевичем Мининым об Игарской протоке в низовье Енисея. Об Игаркинском зимовье имеются записи и в донесении Харитона Прокофьевича Лаптева.

Согласно народному преданию в этом месте когда-то основал стойбище эвенк Егорка, которого соплеменники называли по своему Игорка.

О торговле с Европой мечтали предприниматели М. К. Сидоров и A.M. Сибиряков. Их идеи интересовали Норденшельда, Диксона и Виггинса, знавших о богатствах Сибири, но до первой Карской товарообменной экспедиции 1920 г. осуществить регулярную связь с Западом не удавалось. Шли поиски подходящего места для создания большого порта. В 1924 г. из низовьев Енисея (Усть-порт) в Европу с грузом леса отплыл пароход «Леонид Красин». В 1928 г. для выбора места в Енисей отправили экспедицию на пароходе «Тобол». Выбор остановили на протоке Зона в 453 милях от устья Енисея (у Ошмарино). На этом пути река судоходна, а выбранное место приближено к объекту экспорта [прим.: Енисей - самая многоводная река России. Среди рек мира по величине годового стока Енисей занимает 6-е место, уступая в Азии только Янцзы и Гангу.].

В 1929 г. организовался Комитет Северного морского пути, и через Карское море уже пошли суда российские и иностранные, вывозя лес в Лондон, Гамбург, Роттердам и другие европейские порты. Выход Сибири в Европу давал большой народнохозяйственный эффект, и на строительство Игарки были направлены усилия многих учреждений. Тогда и проявился организаторский талант Лаврова. Четыреста первых строителей Игарки самоотверженно работали днем и ночью. Двести из них остались на зиму, продолжая строительство в тяжелейших природных условиях. За три года на месте изб и палаток выросли двухэтажные дома, образовавшие улицы, и население достигло 12 тысяч. К 1935 г. продукцию енисейских лесозаводов считали лучшей на мировом рынке, и выход древесины увеличивался в два и три раза ежегодно. В 1979 г., к 50-летию, Игарка была награждена орденом «Знак Почета». О Б. В. Лаврове не вспоминали. Его жизнь трагически изменилась. Несмотря на огромные заслуги и награждение орденом Ленина он был арестован в 1939 г. и перед Великой Отечественной войной расстрелян. Комментарий здесь излишен.
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11719
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Лавров Борис Васильевич (1886-1942)

Сообщение [ Леспромхоз ] » 03 Сентябрь 2013 21:41

 96-Лавров.jpg
Фотография из книги: Н. СИБИРЦЕВ и В. ИТИН. СЕВЕРНЫЙ МОРСКОЙ ПУТЬ И КАРСКИЕ ЭКСПЕДИЦИИ
С предисловием и под редакцией директора Научно-исследовательского института экономики севера Б. В. ЛАВРОВА
ЗАПАДНО-СИБИРСКОЕ КРАЕВОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО НОВОСИБИРСК 1936
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11087
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Лавров Борис Васильевич (1886-1942)

Сообщение fisch1 » 24 Ноябрь 2015 15:23

Шестакова Т. П.Борис Лавров, начальник Первой Ленской//Арктика и Север. 2015. № 19

В статье рассказывается о жизни Бориса Васильевича Лаврова, исследователя Арктики, одного из руководителей Главного управления Северного морского пути, организатора строительства порта Игарка и Карских экспедиций, начальника Первой Ленской экспедиции, впоследствии необоснованно репрессированного и расстрелянного.
Большое внимание в статье уделено Первой Ленской экспедиции по проводке грузовых су-
дов из Архангельска в устье Лены.
В статье использованы документы и фотографии из семейного архива Б. В. Лаврова


fisch1
 
Сообщения: 2293
Зарегистрирован: 13 Ноябрь 2014 19:59

Лавров Борис Васильевич (1886-1942)

Сообщение ББК-10 » 30 Январь 2016 10:54

Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 6163
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Лавров Борис Васильевич (1886-1942)

Сообщение fisch1 » 31 Январь 2016 13:39

 Первая Ленская 01.jpg
 Первая Ленская 02.jpg
Лавров Б.В.Первая Ленская: очерки о первом караване советских судов, прошедших через Северный Ледовитый океан к устью реки Лены .М. : Молодая гвардия, 1936 . – 288 с., [1] л. портр., [1] л. карт. : ил.

Лавров Б. В.Первая Ленская .pdf [41.88 МБ Скачиваний: 131]
fisch1
 
Сообщения: 2293
Зарегистрирован: 13 Ноябрь 2014 19:59

Лавров Борис Васильевич (1886-1942)

Сообщение ББК-10 » 08 Май 2019 13:43

Бюллетень Арктического института СССР. № 8-9.-Л., 1934, с.300

 Бюллетень Арктического института СССР. № 8-9.-Л., 1934, с.300 Лавров.jpg
НАГРАЖДЕНИЕ ОРДЕНОМ ЛЕНИНА Б. В. ЛАВРОВА


Начальник первой Ленской экспедиции Б. В. Лавров, находящийся в настоящее время на полярной станции на о-вах Сергея Каменева, постановлением ЦИК’а СССР от 25 июня 1934 г. награжден орденом Ленина В постановлении отмечается огромная работа, проведенная Б. В. Лавровым по созданию и строительству гор. Игарки, по организации Карских экспедиций и возглавляемой им Ленской экспедиции 1933 г., а также проявленные им энергия и настойчивость при осуществлении научных изысканий во время зимовки Ленской экспедиции.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 6163
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Лавров Борис Васильевич (1886-1942)

Сообщение ББК-10 » 12 Май 2019 17:48

Бюллетень Арктического института СССР. № 8-9. -Л., 1934, с. 308-309

 Бюллетень Арктического института СССР. № 8-9. -Л., 1934, с. 308-309 лавров - 0001.jpg
ПЕРЕХОД НАЧАЛЬНИКА ПЕРВОЙ ЛЕНСКОЙ ЭКСПЕДИЦИИ Б. В. ЛАВРОВА С МЫСА ГАМАРНИКА НА ОСТРОВ С. КАМЕНЕВА

Зимующий на о-ве Самуила вместе с судами ленской экспедиции начальник последней Б. В. Лавров в начале июня находился на мысе Челюскина, откуда он вместе с летчиком М. Я. Линделем вылетел 12 июня на самолете „У-2“ для ледовой разведки по направлению к о-ву Сергея Каменева (Северная Земля). У мыса Гамарника самолет потерпел аварию, и Б. В. Лавров с летчиком М. Я. Линделем совершили тяжелый 150-ти километровый переход по тающим торосистым льдам до полярной станции на о-ве С. Каменева. В Архангельске от Б. В. Лаврова было получено подробное сообщение по радио об этом трудном переходе, которое и приводится ниже.
„12 июня мы с летчиком Линделем вылетели для ледовой разведки по направлению к о-ву Каменева.
Неожиданно у мыса Гамарника лопнул цилиндр мотора и выпали шатун и поршень. Самолет был вынужден пойти на посадку. Пилот Линдель удачно спланировал на лед, но машина зарылась в глубокий снег. Два дня мы без устали работали, пытаясь перетащить самолет на более безопасную площадку. Но дожди и раннее таяние снега заставили нас торопиться. 14 июня мы сняли магнето и компас, захватили с собой немного продовольствия, оружие и пошли по направлению к мысу Кржижановского.

 Бюллетень Арктического института СССР. № 8-9. -Л., 1934, с. 308-309 лавров - 0002.jpg
Уже при первых шагах мы убедились, что путь предстоит на редкость трудный. В большинстве случаев подтаявшие льды оказывались непроходимыми. Зимовщики мыса Челюскина выслали нам на помощь свои упряжки, но вскоре они вынуждены были возвратиться. Доходя до полного изнеможения, мы все же не одолевали в сутки более 6 км. Через 10 дней мы вышли в тундру, превратившуюся от тающего снега в болото. Чтобы не лежать на мокрой земле, набросали кучу камней и на них устроили палатку. Весь следующий день мы не двигались с места, так как необходимо было дать отдых заболевшим глазам.
На среднем острове развалились сани, сделанные нами из фюзеляжа самолета. Тогда мы оставили часть груза, а из остального сделали тюки. С тюками за спиной подошли к морскому знаку, находящемуся в 5 км от полярной станции на о-ве С. Каменева. Несмотря на такую близость к зимовке, мы вынуждены были вновь заночевать под открытым небом; не было сил двигаться дальше.
На утро, взяв только карту, компас и ружья, мы двинулись к зимовке, Скоро залаяли собаки, и показались люди. Зимовщики встретили нас с распростертыми объятиями".

Дополнительно:
Б. В. Лавров, Первая Ленская На мысе Челюскина. Полет к Северной Земле. Авария
Линдель Мауно Янович (1897-1937)
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 6163
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53


Вернуться в Персоналии



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения