бортмеханик полярной авиации.
КРАТКАЯ БИОГРАФИЯ
Кекушева Николая Львовича
Родился в 1898 году в семье архитектора, учился в Реальном училище г. Москвы, после смерти отца был принят на казенный счет в Московский кадетский корпус. По окончании корпуса в 1916 году был назначен в Сергиевское артучилище. В 1917 году по собственному желанию был переведен на фронт в 60-ю артбригаду. В декабре 1917 года был демобилизован, а в сентябре 1918 года призван в Красную Армию, где прослужил по май 1921 года (участвуя в походах против Деникина и белополяков).
С 1921 по 1923 год учился в Электротехническом институте. По основании общества «Дооро-лет» оставил институт и тотчас поступил на курсы бортмехаников, окончив которые уехал в Среднюю Азию, где участвовал в открытии Среднеазиатских линий общества «Добролет».
За освобождение г. Хивы от восставших банд Джунаид-хана в 1924 году был награжден орденом Красного Знамени ХССР — первым в гражданской авиации.
В 1929 году во время аварии самолета К-4 за спасение пассажиров из затонувшего в море самолета был награжден денежной премией и благодарностью в приказе по Уквоздухпути.
В 1930 году был награжден именными часами от РВС УВС за выполнение спецзаданий.
В 1931 году совершил первый зимний перелет Москва — Сахалин с летчиком М. В. Водопьяновым. Перелет был совершен при —52,° без навигационных приборов, без аэродромов, без связи.
В марте 1931 года был арестован ОГПУ. /XI 1—1931 г. постановлением ЦИКа СССР был освобожден.
В 1932 году поступил бортмехаником в Главсевморпуть, где и работал до момента ареста, т. е. до августа 1948 года.
В 1937 году участвовал в 1-й экспедиции на Северный полюс на самолете-разведчике летчика Головина — Героя Советского Союза и был в числе первых советских людей, достигших полюса, за что был награжден орденом Ленина и денежной премией в 15000 руб.
В 1937—1938 гг. участвовал в поисках летчика Леваневского.
В 1938 году получил значок за полет 1 000 000 км и значок Почетного полярника.
В 1939 году был награжден денежной премией за восстановление самолета «Локхид», потерпевшего аварию в Усть-Пуре, при 40° мороза мне удалось отремонтировать лонжерон крыла, что дало возможность спасти самолет ввиду приближающегося вскрытия рек и довести его до Архангельска.
В 1939 году во время финской войны работал по проводке судов в Белое море.
В 1941 году совершил более 70 боевых вылетов, за что был награжден орденом Красного Знамени.
В 1942 году за эвакуацию жителей из осажденного Ленинграда награжден грамотой Почетного полярника.
В 1943 году работал в Авиации дальнего действия на должности инженера отряда в борьбе с подводными лодками.
В 1944 году работал инженером авиагруппы особого назначения.
По окончании войны работал в Германии на заводе по ремонту и перегонке трофейных самолетов.
В 1946 году при осмотре самолета по возвращении с Севера упал с крыла самолета и разбил локоть левой руки, чем был выведен из строя на два года.
После 2-летнего лечения в 1948 году участвовал во второй полюсной экспедиции.
Общий налет за время летной службы около 10 000 летных часов и почти 2 000 000 километров.
В августе 1948 года был арестован органами МГБ.
Кекушева Николая Львовича
Родился в 1898 году в семье архитектора, учился в Реальном училище г. Москвы, после смерти отца был принят на казенный счет в Московский кадетский корпус. По окончании корпуса в 1916 году был назначен в Сергиевское артучилище. В 1917 году по собственному желанию был переведен на фронт в 60-ю артбригаду. В декабре 1917 года был демобилизован, а в сентябре 1918 года призван в Красную Армию, где прослужил по май 1921 года (участвуя в походах против Деникина и белополяков).
С 1921 по 1923 год учился в Электротехническом институте. По основании общества «Дооро-лет» оставил институт и тотчас поступил на курсы бортмехаников, окончив которые уехал в Среднюю Азию, где участвовал в открытии Среднеазиатских линий общества «Добролет».
За освобождение г. Хивы от восставших банд Джунаид-хана в 1924 году был награжден орденом Красного Знамени ХССР — первым в гражданской авиации.
В 1929 году во время аварии самолета К-4 за спасение пассажиров из затонувшего в море самолета был награжден денежной премией и благодарностью в приказе по Уквоздухпути.
В 1930 году был награжден именными часами от РВС УВС за выполнение спецзаданий.
В 1931 году совершил первый зимний перелет Москва — Сахалин с летчиком М. В. Водопьяновым. Перелет был совершен при —52,° без навигационных приборов, без аэродромов, без связи.
В марте 1931 года был арестован ОГПУ. /XI 1—1931 г. постановлением ЦИКа СССР был освобожден.
В 1932 году поступил бортмехаником в Главсевморпуть, где и работал до момента ареста, т. е. до августа 1948 года.
В 1937 году участвовал в 1-й экспедиции на Северный полюс на самолете-разведчике летчика Головина — Героя Советского Союза и был в числе первых советских людей, достигших полюса, за что был награжден орденом Ленина и денежной премией в 15000 руб.
В 1937—1938 гг. участвовал в поисках летчика Леваневского.
В 1938 году получил значок за полет 1 000 000 км и значок Почетного полярника.
В 1939 году был награжден денежной премией за восстановление самолета «Локхид», потерпевшего аварию в Усть-Пуре, при 40° мороза мне удалось отремонтировать лонжерон крыла, что дало возможность спасти самолет ввиду приближающегося вскрытия рек и довести его до Архангельска.
В 1939 году во время финской войны работал по проводке судов в Белое море.
В 1941 году совершил более 70 боевых вылетов, за что был награжден орденом Красного Знамени.
В 1942 году за эвакуацию жителей из осажденного Ленинграда награжден грамотой Почетного полярника.
В 1943 году работал в Авиации дальнего действия на должности инженера отряда в борьбе с подводными лодками.
В 1944 году работал инженером авиагруппы особого назначения.
По окончании войны работал в Германии на заводе по ремонту и перегонке трофейных самолетов.
В 1946 году при осмотре самолета по возвращении с Севера упал с крыла самолета и разбил локоть левой руки, чем был выведен из строя на два года.
После 2-летнего лечения в 1948 году участвовал во второй полюсной экспедиции.
Общий налет за время летной службы около 10 000 летных часов и почти 2 000 000 километров.
В августе 1948 года был арестован органами МГБ.
Кекушев Н. Л. Звериада. - М. : Юрид. лит., 1991. - 176 с. : портр.
http://www.sakharov-center.ru/asfcd/aut ... ge&num=697