Экспедиция подводных работ особого назначения (ЭПРОН)

Научно-исследовательские институты, Администрации, Управления и т.д.
Изображение
31 июля 2012 года исключен из Регистровой книги судов и готовится к утилизации атомный ледокол «Арктика».
Стоимость проекта уничтожения "Арктики" оценивается почти в два миллиарда рублей.
Мы выступаем с немыслимой для любого бюрократа идеей:
потратить эти деньги не на распиливание «Арктики», а на её сохранение в качестве музея.

Мы собираем подписи тех, кто знает «Арктику» и гордится ею.
Мы собираем голоса тех, кто не знает «Арктику», но хочет на ней побывать.
Мы собираем Ваши голоса:
http://arktika.polarpost.ru

Изображение Livejournal
Изображение Twitter
Изображение Facebook
Изображение группа "В контакте"
Изображение "Одноклассники"

Экспедиция подводных работ особого назначения (ЭПРОН)

Сообщение SVF » 09 Апрель 2015 15:24

Полярная правда 20 января 1937 г., №16(3083):
1937-01-01-21.jpg
SVF
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 4245
Зарегистрирован: 23 Июль 2008 20:20

Экспедиция подводных работ особого назначения (ЭПРОН)

Сообщение SVF » 09 Апрель 2015 15:29

Полярная правда 18 января 1937 г., №15(3082):
1937-01-01-22.jpg
SVF
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 4245
Зарегистрирован: 23 Июль 2008 20:20

Экспедиция подводных работ особого назначения (ЭПРОН)

Сообщение SVF » 13 Апрель 2015 17:04

Карело-Мурманский край, №3-4 1934 г.:
 1934-03-29.jpg
SVF
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 4245
Зарегистрирован: 23 Июль 2008 20:20

Экспедиция подводных работ особого назначения (ЭПРОН)

Сообщение SVF » 13 Апрель 2015 17:31

Карело-Мурманский край, №5-6 1933 г.:
 1934-05-02.jpg
SVF
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 4245
Зарегистрирован: 23 Июль 2008 20:20

Экспедиция подводных работ особого назначения (ЭПРОН)

Сообщение SVF » 18 Апрель 2015 19:15

Карело-Мурманский край, №1-2 1933 г.:
 1933-01-14.jpg
SVF
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 4245
Зарегистрирован: 23 Июль 2008 20:20

Экспедиция подводных работ особого назначения (ЭПРОН)

Сообщение SVF » 18 Апрель 2015 19:30

Карело-Мурманский край, №3-4 1933 г.:
 1933-03-01.jpg

 1933-03-02.jpg
SVF
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 4245
Зарегистрирован: 23 Июль 2008 20:20

Экспедиция подводных работ особого назначения (ЭПРОН)

Сообщение SVF » 18 Апрель 2015 19:53

Карело-Мурманский край, №7-8 1933 г.:
 1933-07-01.jpg

 1933-07-02.jpg

 1933-07-03.jpg

 1933-07-04.jpg
SVF
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 4245
Зарегистрирован: 23 Июль 2008 20:20

Экспедиция подводных работ особого назначения (ЭПРОН)

Сообщение SVF » 18 Апрель 2015 19:54

Карело-Мурманский край, №7-8 1933 г.:
 1933-07-05.jpg
SVF
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 4245
Зарегистрирован: 23 Июль 2008 20:20

Экспедиция подводных работ особого назначения (ЭПРОН)

Сообщение SVF » 18 Апрель 2015 20:58

Карело-Мурманский край, №9-10 1933 г.:
 1933-09-06.jpg

 1933-09-07.jpg

 1933-09-08.jpg
SVF
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 4245
Зарегистрирован: 23 Июль 2008 20:20

Экспедиция подводных работ особого назначения (ЭПРОН)

Сообщение SVF » 18 Апрель 2015 22:33

Карело-Мурманский край, №5-6 1934 г.:
 1934-05-09.jpg

1934-05-11.jpg
SVF
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 4245
Зарегистрирован: 23 Июль 2008 20:20

Экспедиция подводных работ особого назначения (ЭПРОН)

Сообщение SVF » 18 Апрель 2015 22:34

Карело-Мурманский край, №5-6 1934 г.:
 1934-05-10.jpg
SVF
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 4245
Зарегистрирован: 23 Июль 2008 20:20

Боровиков П.Иллюстрированная история водолазного дела России

Сообщение ББК-10 » 23 Май 2015 15:17

Боровиков П.А., Иллюстрированная история водолазного дела России. - М.: "Моркнига", 2008.-160 с.

Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 4364
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Экспедиция подводных работ особого назначения (ЭПРОН)

Сообщение ББК-10 » 27 Май 2015 21:23

ЭПРОН. СБОРНИК СТАТЕЙ ПО СУДОПОДЪЕМУ, ВОДОЛАЗНОМУ и АВАРИЙНОСПАСАТЕЛЬНОМУ ДЕЛУ
Вып. XIII—XV. Краснознаменная Экспедиция Подводных Работ СССР ЛЕНИНГРАД 1936

 0 - 0001.jpg
H. H. Песков
Аварийно-спасательное дело на Севере

Своевременное оказание помощи судам, потерпевшим ту или иную аварию, предупреждает полную гибель последних, сокращает объем повреждений, уменьшает расходы по исправлению последних и убытки по грузу.
Рациональная постановка аварийно-спасательной службы имеет очень большое значение для торгового мореплавания и соответственно оценивается страховыми обществами.
В настоящей работе мы имеем в виду остановиться на постановке аварийно-спасательной службы на Севере, т. е. в районе Белого, Баренцова и Карского морей.
Белое море. Границей Белого моря является линия, проходящая через маяки Святой Нос и Канин. Аварии в Белом море необходимо подразделить по времени года на две группы, а именно: летние и зимние.
Аварии в Белом море в летнее время в свою очередь необходимо подразделить на две категории: 1) аварии с иностранными судами и 2) аварии с советскими судами.
Количество аварий с иностранными пароходами за период времени с 1924 по 1935 год приведено в нижеследующей таблице:

ТАБЛИЦА 1
Год Название парохода Флаг Груз Место аварии Характер аварии
1924 "Сниг" Норв. Лес Три Острова Ударился о каменистую банку
1924 "Феерхавен" Голланд. " Мыс Оборный Выскочил на берег
1925 "Хавур" Норв. Лес Три Острова Выскочил на берег
1925 "Вера" Норв. Лес Онежск. рейд Столкновение
1926 "Браутон" Англ. Лес Ст. Пялица Выскочил на берег
1929 "Саида" Франц. Лес Ст. Чапома Выскочил на берег
1930 "Блинк" Норв. — Тер. Орлов Выскочил на берег
1932 "Веста" Герм. Лес Мезенский залив Посадка на банку
1933 "Алкайд" Голл. — Тер. Орлов Выскочил на берег
1934 "Готик" Англ. Лес Белое море Пожар
1935 "П. Фаульбауме" Латв. Лес М-к Данилов Коснулся грунта потерял руль

 0 - 0002.jpg
— 320 —
Иностранные пароходы, следующие в Белое море, обычно выскакивают на берег в районе между маяками Городецкий и Орлов-Терский, а идущие из Белого моря — в районе между мысом Турий и Тремя Островами.
Эта таблица составлена по данным, имевшимся в распоряжении пишущего эти строки, и не претендует на исчерпывающую полноту, но автор все же полагает, что в ней отмечены все случаи, когда иностранными пароходами требовалось оказание помощи спасательного судна.
Аварии с иностранцами происходят в период с 1 июня по 1 ноября, но преимущественно в июле и августе, когда в Белом море господствуют туманы.
Аварии в Белом море с советскими судами приведены в следующей таблице.

ТАБЛИЦА 2
Год Название парохода Место аварии Характер аварии
1924 "Чиж" Соловецкие о-ва Выскочил на камни
1925 "Малыгин" О-в Ромбак Пропорол себе дно
1927 "Кингисепп" Мезенский залив Переломило на банке
1927 "Умба" Канин Нос Выскочил на берег
1928 "Сосновец" О-в Мудьюг Выбросило на песок
1929 "Новая Земля" Ст. Пялица Выскочил на камни
1930 "Ястреб" Ст. Ковда Пропорол дно и затонул
1932 Ледокол № 6 Ст. Чапома Выскочил на камни
1932 "Альбатрос" Ст. Чапома Выскочил на камни
1932 Ледокол № 9 Белое море Пропал без вести
1932 "Нева" Белое море Пропал без вести
1933 "Ястреб" У о-вов Лумбовских Коснулся банки
1935 "Чернышевский" Сорока Затонул во время шторма


Из таблицы 1 мы видим, что аварии иностранных пароходов сосредоточены главным образом в пределах Терского берега, аварии же советских судов рассеяны по всем частям Белого моря. По времени навигационного сезона аварии советских судов преимущественно происходят с наступлением темных ночей, в осенний штормовой период.
В зимнее время необходимо отметить аварии во льдах горла Белого моря. В 1928 году льдами раздавило 11 норвежских промысловых судов. В 1932 году во льдах терпели серьезные аварии советские промысловые суда "Ленсовет", "Мурманец" и "Ленгосторг“, а промысловый бот "Центросоюз" был раздавлен льдом.
На берегу между маяком Канин и мысом Тарханов автор видел в 1928 г. до десятка остатков корпусов норвежских промысловых судов. В 1933 году в Двинском заливе был раздавлен льдами пароход "Ямал".
Баренцово море. В таблице 3 приведены данные об авариях в Баренцовом море.
 0 - 0003.jpg
— 321 —

ТАБЛИЦА 3

Год Название судна Флаг Место аварии Характер аварии
1926 "Кр. Знамя" Сов. Норвежск. шхеры Выкинуло штормом на камни
1928 "Баренц" Сов. Индига Выкинуло штормом на берег
1929 "Иоганн Тоде“ Геры. Больш. Олений Выскочил на берег
1930 "Бухарин" Сов. Шпицберген Выскочил на камни
1931 "Макрель" Сов. Гольфштрем Пропал без вести
» "Осетр" Сов. Гольфштрем Пропал без вести
» "Союзрыба" Сов. Гольфштрем Пропал без вести
» "Касатка" Сов. Новая Земля Выскочил на берег
» "Владивосток" Сов. Захребетная Выбросило штормом на берег
» "Малыгин" Сов. Вайгач Выскочил на камни
» "т. Сталин" Сов. Шпицберген Выскочил на камни
1932 "Малыгин" Сов. Шпицберген Выскочил на камни
» "Л. Красин" Сов. Вайгач Выскочил на камни
1833 "Рохольм" Норв. о-в Харлов Сгорел в море
» "Хаугланд" Норв. Баренцово море Потерял руль, покинут командой
» "Госторг" Сов. Новая Земля Выбросило штормом на берег
1934 "Канин" Сов. Харловка Выбросило штормом на берег
» РТ "68" Сов. Рында Затонул во время шторма
» "Камбала" Сов. Ура-губа Затонул во время шторма
» "Нырок" Сов. Погань-наволок Выскочил на берег
» РТ—51 Англ. Кильдин Выскочил на берег
1935 "Поной" Сов. Сеть-наволок Залило во время шторма
» "Мойва" Сов. Мотовск. зал. Выскочил на камни
» "Ставангерф" Норв. Шпицберген Наскочил на каменистую банку


Большинство приведенных аварий произошло в зимний период времени, преимущественно в ноябре, декабре, январе и феврале.
Карское море. В этом море имели место аварии, приведенные в следующей таблице:

ТАБЛИЦА 4
Год Название судна Флаг Место аварии Характер аварии
1928 "Житков" Сов. О-в Диксон Выжало льдом на банку
1930 "Зверобой" Сов. Пясинский зал. Выскочил на банку
1933 "Кинника" Латв. о-в Вайгач Выскочил на банку
» "Пенденис" Англ. Карское море Поврежден льдами
» "Белуха" Сов. О-в Белый Выскочил на банку


Здесь приведены случаи аварий, когда судам необходимо было оказание посторонней помощи. Приведенные данные говорят о необходимости организации аварийно-спасательной службы, определяют объем ее деятельности и характер предстоящих работ.
 0 - 0004.jpg
— 322 —
Наиболее трудно разрешимой проблемой будет оказание помощи судам, получившим повреждения во льдах.
По нашему мнению, район деятельности аварийно-спасательной службы, как это мы увидим ниже, не может быть ограничен указанными районами; организация стационаров в иностранных портах будет выдвинуты практикой эксплоатации флота в ближайшем будущем.
В таблице 5 приводятся сводные данные из предыдущих четырех таблиц.

ТАБЛИЦА 5
Год Белое море Баренцово море Карское море Всего
Число судов
1924 3 — — 3
1925 3 — — 3
1926 1 1 — 2
1927 — 2 — 2
1928 1 1 1 3
1929 2 1 — 3
1930 2 1 1 4
1931 — 7 — 7
1932 5 2 — 7
1933 2 3 3 8
1934 1 5 — 6
1935 2 3 — 5
Итого . . 22 26 5 53


Из этой таблицы явствует, что на первом месте по аварийности стоит Баренцово море, а на втором — Белое.
При этом необходимо иметь в виду, что аварии в Белом море происходят с мая по ноябрь, а в Баренцовом с ноября по март; в Карском море с августа по октябрь.
Спасательные суда. Для своевременного оказания помощи аварийным судам в указанных морях необходимо наличие двух спасательных пароходов. С мая по ноябрь оба эти парохода оказывают помощь судам в Белом и Карском морях, и с ноября по май — в Баренцевом море.
Имея в виду, что в зимнее время спасательным пароходам придется работать в условиях жестоких зимних штормовых погод, они должны обладать исключительно хорошими мореходными качествами.
Рыболовные траулеры обладают великолепными мореходными качествами и в штормовую погоду хорошо держатся в море, но они оказываются в бедственном положении во время зимних штормов — иногда бывают бессильны бороться с обмерзанием. Обмерзание судов происходит от двух причин: 1) от действия волны и 2) от осадков. Вода, соприкасаясь с раскаленным от холода металлом, быстро покрывает его слоем льда.
В первых числах января на параллели около 74° автор имел случай наблюдать обмерзание судна во время шторма от оста силою до 9-10 баллов, при 26° мороза. В течение 1 1/2 - 2 часов носовая часть настолько покрылась льдом, что осадка носом увеличилась на 1 1/2 фута, бортовые поручни представляли сплошной ледяной фальшборт, который препятствовал воде скатываться с палубы.
 0 - 0005.jpg
— 323 —
Китобойные суда, плававшие у берегов Шпицбергена, не боялись обмерзания, так как дерево обмерзает в значительно меньшей степени чем железо или сталь, их страшило только обмерзание такелажа, особенно бегучего.
Норвежская спасательная компания "Стерходер" имеет деревянное спасательное судно потому, что оно не так подвержено обмерзанию, как судно стальное.
При оказании помощи судам в зимнее время это обстоятельство чрезвычайно важно, так как в противном случае спасательное судно может оказаться само в бедственном положении и не сможет выполнить своей задачи.
На судах, имеющих фальшборты, в первую очередь замерзают шпигаты и штормовые полупортики; волна, вкатываясь на палубу, при отсутствии стоков для воды поглощает оставшийся запас пловучесть и судно гибнет.
Обычные буксирные суда имеют очень небольшой запас пловучести и высокие фальшборты, что является их существенным, а иногда и роковым недостатком.
На этом основании спасательное судно для успешной работы в условиях зимнего плавания в Баренцевом море должно быть построено из дерева, иметь достаточной высоты надводный борт и верхнюю палубу, огражденную поручнями, оклетневанными ворсой или обшитыми парусиной.
После первого зимнего шторма личный состав такого спасательного судна убедится в том, что оно очень мало обмерзает, и будет спокойно работать в любую погоду.
Спасательных судна необходимо иметь два, так как при работе у аварийных пароходов сами спасатели часто подвергаются опасности и без поддержки иногда нельзя допустить рискованных операций. Поддержку в нужный момент можно получить только от опытного капитана, который сумеет своевременно оценить положение и по своей инициативе прийти на помощь.
Реальной помощи от капитанов судов, случайно участвующих в спасательной операции, как показывает практика, ожидать нельзя.
Последнее могу иллюстрировать следующим примером: два спасательных судна, на одном из которых был неопытный капитан, вели на буксире спасенный пароход. На спасенном пароходе сдали заделки, одному из спасательных судов нужно было подойти к борту для откачки воды. Приказание подойти к борту было отдано тому спасательному пароходу, на котором был неопытный капитан. Когда последний получил распоряжение, то он приказал отдать буксир. Буксир был отдан, и он стал выбирать 4 1/2" стальной трос себе на палубу слабеньким кормовым шпилем. Капитан второго спасательного судна, увидев это, приказал отдать свой буксирный трос и, не выбирая его из воды, быстро подошел к борту, подал отливные шланги и после этого поднял из воды на палубу свой буксир, а первый все еще возился со своим буксиром.
Снабжение спасательных судов. Само собой понятно, что на спасательном судне в первую очередь должно быть на должной высоте навигационное снабжение. Судно должно быть снабжено хорошим радиопеленгатором, чтобы иметь возможность быстро подойти к аварийному судну при отсутствии видимости.
Для успешного производства работ судно должно иметь электросварочный и автогенный агрегаты с должным набором инструментов; для производства заделок.
 0 - 0006.jpg
— 324 —
Обычный спасательный инвентарь и материалы, как-то: водолазный аппарат, отливные шланги, переносные помпы, пластыря, цемент п пр. мы не перечисляем, только считаем необходимым отметить, что "моря не перекачаешь", а поэтому спасатель не должен строить программу своих действий в расчете только на одну мощность водоотливных средств.
Личный состав спасательного судна. На спасательном судне должно быть не менее 8 человек матросов в полном значении этого звания, т. е. они должны быть одновременно хорошими такелажниками и плотниками, и соответствующей квалификации машинный персонал, среди которого должны быть искусные слесари и кузнецы.
Кроме того, Должны иметься специалисты электросварщик и автогенщик.
Командный состав от капитана до доктора должен соответствовать по своей подготовленности и опыту для выполнения работ, для которых предназначено судно.
Дислокация спасательных судов. В летний период оба судна должны находиться в одном из портов Белого моря. Один из спасателей находится в 2-часовой готовности с полными запасами угля, воды и пр., а второй — в суточной готовности.
До последней войны и во время ее в Архангельске летом всегда стоял на станции пароход норвежской спасательной компании.
В зимний период должно базироваться на Мурманск, причем дежурное спасательное судно во время штормовых погод должно находиться в море, в районе наибольшего скопления траулеров.
Связь. Своевременное получение извещения об аварии имеет чрезвычайно важное значение, поэтому должна быть соответственно организована связь. Когда Совторгфлот производил спасательные работы, то радист, первым поймавший радио об аварии, получал вознаграждение в размере 25 рублей. Даты отправления телеграммы с аварийного судна и даты приема телеграммы устанавливали первенство. Это положение было доведено до сведения радистов судовых и береговых радиостанций и давало положительные результаты, так как в это дело был вовлечен весь коллектив радиотелеграфистов.
Несколько соображений о спасательной службе в норвежских шхерах. Паш торговый флот за последнее время значительно вырос, а в ближайшем будущем предстоит новое значительное пополнение тоннажа. Повидимому, в предстоящие два-три года большая часть экспортных перевозок из портов Белого моря, Мурманска и портов Сибири будет осуществляться на судах под советским флагом. Путь из этих портов проходит или открытым морем вокруг Нордкапа или же норвежскими, фиордами.
Расстояние от траверза Цып-Наволока до траверза Коппервика (выхода из фиордов) открытым морем составляет 1102 мили, а если следовать фиордами, то —1152 мили. Выигрыш в расстоянии небольшой, но в штормовую погоду в открытом море судно может быть задержано на тот или иной срок, при следовании же шхерами оно подвергается риску посадки на камни.
Несмотря на наличие риска плавания в шхерах, капитаны, как наши, так и иностранные, предпочитают этот путь плаванию открытым морем вокруг Нордкапа.
В норвежских шхерах за последние 5-6 лет имели место следующие посадки наших пароходов на камни: "Кр. Профинтерн", "Красное Знамя", "Роза Люксембург", "Александр Сибиряков", "Леонид Красин" (дважды), "Владивосток", "Кола“ и др.
 0 - 0007.jpg
— 325 —
В большинстве случаев для спасения судов приходилось прибегать к услугам Норвежской спасательной компании, нашими организациями спасены пароходы "Красное Знамя" (Совторгфлотом) и "Кола" (ЭПРОНом).
В связи с тем, что фиордами будут плавать почти исключительно суда под советским флагом, возникает вопрос об организации аварийно-спасательной службы на побережье Норвегии от Хоннинсвога (вход в северные шхеры) до Коппервика (выход на юге).
Если этот вопрос был бы решен в положительном смысле, то организация оказания помощи нашим судам в норвежских шхерах представляется в следующем виде:
1) Участок шхер от Хоннингсвога до Лодингена могли бы обслуживать спасательные суда, базирующиеся на Мурманск;
2) для участка шхер от Лодингена до Коппервика необходимо иметь 3-й спасательный пароход с базой в Бергене. При наличии тяжелых случаев посадок в южной части шхер один из спасательных пароходов, базирующихся на Мурманск, должен будет выходить на поддержку стационера в Бергене.
Аварии в Северном море и Английском канале. В памяти автора сохранились следующие случаи аварий в районе Северного моря и Английского канала: посадка на мель парохода "Войков" у маяка Терчелинг с грузом шпал, столкновение пароходов "Лозовский" и "Бахвартс", "Буденного" и "Кут“, "Товарища" и "Алькантары", потеря винта "Искрой" и "Бухариным". Не подлежит сомнению, что имеется еще ряд аварий, которые ускользнули из кругозора пишущего эти строки. Наконец, аварии последнего времени с пароходом "Ворошилов" (взрыв котла) и "Балхаш" (потеря винта) ставят на очереди вопрос изучения экономической целесообразности прибегать к услугам иностранных спасательных компаний в этом районе, наиболее часто посещаемом советскими судами.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 4364
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Пред.

Вернуться в Организации



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения