Великая Северная Экспедиция

Тема: Исследовательские экспедиции, спасательные экспедиции, Спортивные полярные экспедиции и другие.

Великая Северная Экспедиция

Сообщение Юрий Клименко » 24 Март 2013 06:20

К сожалению,на данном портале не смог обнаружить отдельную тему по приводимому ниже материалу,обнаруженному "в полях" Интернета.Редакторы портала ест-но,поправят,ежели что...

http://www.ohotniki.ru/hunting/article/ ... tsiya.html

Великая Северная экспедиция

По словам немецкого географа Фридриха Гельвальда, Великая Северная экспедиция может быть поставлена наравне с величественнейшими географическими предприятиями.
Мыс Челюскин — самая северная точка материковой суши мира, самая северная точка Евразийского материка, самая северная точка континентальной России.

Мыс Челюскин — самая северная точка материковой суши мира, самая северная точка Евразийского материка, самая северная точка континентальной России.

Даже более: по обширности территории, на которой экспедиции предстояло действовать одновременно, в истории географических открытий ничего подобного ей не было.

В последние годы своей жизни Петр I активно занимался разработкой планов освоения северных и восточных земель и поисков морских путей в Америку и Индию. В январе 1725 года, уже будучи тяжело больным, он составил инструкцию по подготовке «Сибирской экспедиции», которая предписывала дойти по северным морям до Америки, исследовать те берега и нанести их на карту. Начальником экспедиции был назначен датчанин Витус Беринг, который неоднократно пытался дойти до берегов Америки, но не смог пересечь пролив, названный впоследствии его именем, и вернулся в 1730 г. в Петербург. Там он представил правительству Анны Иоанновны доклад о своих плаваниях и выдвинул проект новых исследований, указав на необходимость «выведывать северные земли или берега Сибири» с целью установления торговых маршрутов в Северо-Западную Америку и Японию.


Проект Беринга поддержали и выделили на его осуществление немалые средства. Особенно усердно за подготовку новой экспедиции взялись Академия Наук, Адмиралтейство и Сенат. В 1732 г. вышел указ о снаряжении новой, Второй Камчатской экспедиции, известной в истории как Великая Северная экспедиция. В указе Сената отмечалось, что «оная экспедиция самая дальняя и трудная и никогда прежде не бывалая».


Великая Северная экспедиция 1733−1743 гг. состояла из 7 независимых отрядов общей численностью в 10 судов и около 580 человек. Каждому отряду предписывалось обследовать определенный район. Первому отряду, отправлявшемуся из Архангельска под руководством лейтенантов Степана Воиновича Муравьева и Михаила Степановича Павлова, было приказано описать берег между Печорой и Обской губой. Берег на восток от Обской губы до северной оконечности Таймырского полуострова или до Хатанги стал задачей второго отряда, отправлявшегося из Тобольска под руководством лейтенанта Дмитрия Леонтьевича Овцына. Третий отряд должен был описать берег к западу от устья Лены; выполнение этой задачи было возложено на команду под руководством лейтенанта Василия Прончищева. Прончищева в этом плавании сопровождала жена Татьяна, ставшая первой женщиной-полярницей. Четвертому отряду поручалось описание берега на восток, от устья Лены до Берингова пролива, этот отряд возглавил лейтенант Петр Ласиниус, а после его смерти — Дмитрий Яковлевич Лаптев. Пятый отряд возглавил сам Беринг, ему поручалась Камчатка, острова на севере Тихого океана и Северо-Западная Америка, а шестой отряд, под командованием Мартына Петровича Шпанберга, должен был обследовать Курильские острова и берега Японии. Седьмому, так называемому «академическому» отряду под руководством профессора Герхарда Фридриха Миллера, поручалось исследование внутренних районов Сибири. Экспедиция проходила в строго секретном порядке.
Первому отряду экспедиции — Двинско-Обскому отряду на переход из Архангельска в устье Оби понадобилось четыре года. Результаты его работы были весьма скромны — удалось описать лишь сравнительно небольшую часть береговой линии, Югорский Шар, острова Матвеев, Долгий и Местный. Настоящим бедствием стала цинга — она начала одолевать путешественников и собирать свой страшный урожай буквально с самого начала путешествия. Начальник отряда Муравьев писал, что за два месяца плавания «от тамошнего воздуха почитай все, хоть несколько времени, пребывали тяжкими головными, грудными и цынготными болезнями. Страдала дисциплина, но недовольных матросов сурово наказывали плетьми. Руководители отряда не ладили между собой, а также притесняли местных жителей во время зимовок, что вызвало большое недовольство и жалобы. В результате Муравьев и Павлов были разжалованы, вместо них командиром отряда назначили лейтенанта Степана Гавриловича Малыгина, а его заместителем — лейтенанта Алексея Ивановича Скуратова, которые и смогли завершить порученное своим предшественникам дело.


Во втором отряде дела обстояли немногим лучше. Лейтенанта Овцына, которому удалось выполнить возложенное на него поручение по описи берега от устья Оби до Енисея за три года, по прибытии в Петербург разжаловали по политическим мотивам — за «дружеское обхождение» с находившимся в ссылке князем Долгоруким. Исследование берега к востоку от Енисея продолжили Федор Алексеевич Минин и Дмитрий Васильевич Стерлегов. Стерлегов сухим путем прошел от устья Енисея на северо-восток до мыса, носящего теперь его имя. Минин в первое плавание дошел только до устья Енисея, затем летом следующего года продолжил плавание на восток. Однако, пройдя группу из многочисленных небольших островов, он натолкнулся на льды и повернул назад.



РОССИЙСКОЕ ДОСТОЯНИЕ. Северный морской путь — исторически сложившаяся национальная единая транспортная коммуникация Российской Федерации в Арктике. Проходит по морям Северного Ледовитого океана (Баренцево, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское) и частично Тихого океана (Берингово). СМП почти в 2 раза короче других морских путей из Европы на Дальний Восток. В открытии этого пути первостепенную роль сыграли русские путешественники, участники Великой Северной экспедиции. 150 лет карты Харитона Лаптева оставались единственными и самыми точными картами побережья Таймырского п-ва.


Минин и Стерлегов тоже между собой не ладили. Вернувшись домой, они затеяли судебную тяжбу. В результате Минина разжаловали в матросы на два года за жестокое обращение с подчиненными, «лихоимство и пьянство». Овцына же впоследствии в звании лейтенанта восстановили и в 1741 г. отправили на Охотское море.


Третий отряд под руководством Василия Прончищева на шлюпе «Якуцк» от устья Лены отправился на запад, дошел до устья реки Оленек, и там его отряд зазимовал. На следующий год плавание продолжилось. Пробираясь сквозь тяжелые льды, отряд дошел до восточного берега полуострова Таймыр, до 77˚ 29’ с. ш., дальше пройти не смог и отправился назад, в устье Оленека.
9 сентября 1736 г., через год после начала экспедиции, Василий Васильевич Прончищев скончался. Его жена Татьяна Федоровна, мужественно переносившая тяготы экспедиции наравне со всеми, ненадолго пережила мужа и умерла 22 сентября того же года. Могила Прончищевых в устье Оленека сохранилась до наших дней. В 1999 г. в ходе исследований была выявлена настоящая причина смерти Василия Прончищева — он умер от эмболии в результате перелома ноги, хотя долгое время считалось, что его погубила цинга. Татьяну Прончищеву долгое время считали Марией. В 1913 г. русская Гидрографическая экспедиция Северного Ледовитого океана под командованием Б.А. Вилькицкого присвоила имя Прончищевой мысу у побережья Таймыра. При подготовке новых карт обозначение «м. Прончищевой» было истолковано как название «Бухты М. Прончищевой» (М. — от имени Мария). Только в 1983 г. было установлено подлинное имя этой мужественной путешественницы.
После смерти Прончищева командование отрядом перешло к Харитону Прокопьевичу Лаптеву. Вместе с геодезистом Чекиным и штурманом Челюскиным он выполнил порученное задание, завершив описание берегов Таймырского полуострова, от Лены до Енисея, сухим путем после нескольких неудачных попыток проделать это с моря. На мысе Фаддея Лаптев соорудил маяк «из плиточного камня», который через 180 лет обнаружила экспедиция Руаля Амундсена. Штурману Семену Ивановичу Челюскину удалось достичь северной оконечности Азии, теперь этот мыс носит его имя.
Четвертый отряд экспедиции, которому поручалось описание берега между Леной и Колымой, также «обезглавила» цинга. Руководитель отряда лейтенант Петр Ласиниус скончался от этой болезни во время первой же зимовки, вслед за ним ушло в могилу еще тридцать пять человек. На смену ему пришел с новой партией двоюродный брат Харитона — Дмитрий Лаптев. Под его руководством отряд справился с поставленной задачей. Лаптев также несколько раз пытался обогнуть Чукотский полуостров и пройти морем до Камчатки, но это ему не удалось.



В XVIII в. еще не знали, какие необходимо соблюдать меры, чтобы избежать цинги. Пища в экспедициях была однообразна — преимущественно солонина и сухари.


Шестой и седьмой отряды экспедиции собрали обширный материал по географии, геологии, этнографии севера и востока Сибири, открыли и осмотрели все Курильские острова и северную часть Японии. Пятый отряд под руководством Беринга и Чирикова на пакетботах «Св. Петр» и «Св. Павел» отправился к берегам Северной Америки. Первым эту землю увидел 15 июля 1741 г. Алексей Ильич Чириков, командовавший пакетботом «Св. Павел», а через несколько дней к американской земле подошло и судно Беринга. Эта экспедиция стала для славного мореплавателя последней — во время шторма
«Св. Петр» выбросило на необитаемый остров, где капитан-командор скончался от цинги. Могилы Беринга и его спутников обнаружили в 1991 году. Теперь его имя носят пролив, остров, море на севере Тихого океана, в его честь названы также Командорские острова.


Великая Северная экспедиция заложила основы российской традиции полярных исследований и продемонстрировала черты, которые будут впоследствии присущи более поздним русским экспедициям. Прежде всего, их задачи определялись насущными политическими и экономическими потребностями России. С помощью этой экспедиции правительство хотело определить действительные размеры русских владений на севере и собрать географический, астрономический и естественно-научный материал о Сибири и Дальнем Востоке. Во-вторых, этот проект разрабатывался правительством совместно с Академией Наук, но исполнение поручалось военно-морскому флоту. Сотрудничество правительства, военно-морского флота и научных учреждений стало характерной чертой всех российских полярных исследований дореволюционного периода. Это привело к созданию двух традиций в картографии — военной и академической. В-третьих, начиная с Великой Северной экспедиции, Академия стала привлекать к полярным исследованиям профессиональных ученых, участие которых существенно повышало научный уровень экспедиций.


От Великой Северной экспедиции сохранилось мало материалов — она готовилась и проводилась в строгой секретности. Тем не менее на протяжении почти 200 лет ее результаты служили практически единственным наставлением для мореплавателей, а имена ее участников и по сей день значатся на географических картах.


Светлана Машкова-Хоркина 16 августа 2012
Юрий Клименко
 
Сообщения: 1566
Зарегистрирован: 07 Январь 2012 00:04

Великая Северная Экспедиция

Сообщение [ Леспромхоз ] » 24 Март 2013 09:17

Юрий Клименко пишет:К сожалению,на данном портале не смог обнаружить отдельную тему по приводимому ниже материалу,обнаруженному "в полях" Интернета.Редакторы портала ест-но,поправят,ежели что...


Отдельной темы действительно нет. Точнее не было :)
Но в библиотеке портала выложено несколько оцифрованных книг достаточно серьезных историков по истории экспедиции и ряд книг доступных для скачивания и других материалов биографического плана.
Наверное есть смысл сделать "Навигационный пост" с указанием ссылок на имеющиеся материалы на портале "ПП".

Б. Г. Островский. Великая северная экспедиция 1733 — 1743. Северное Государственное Издательство: Архангельск, 1937 г
Глушанков И. В. "Навстречу неизведанному". Под ред. д-ра история, наук В. М. Пасецкого. Л., Гидрометеоиздат, 1980 г
Троицкий В. А. Записки Харитона Лаптева. М.: Мысль, 1982.— 144 с., ил., карт.— (Замечат. географы и путешественники)


Имеющие желание, вполне могут "сварить неплохую солянку" из имеющихся ингредиентов.
Сделать некую "выжимку" по истории экспедиции конечно можно, но это все равно, что изобразить всю историю почты на одной почтовой марке.
А использовать в старт-топике растиражированную десятком сайтов заметку выпускницы некоего "циркумполярного университета" :no: ...
Но это разумеется чисто "леспромхозовское" мнение.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Великая Северная Экспедиция

Сообщение Иван Кукушкин » 24 Март 2013 10:24

Товарищ из леспромхоза прав, здесь одной темой не обойтись никак.
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11093
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Великая Северная Экспедиция

Сообщение Юрий Клименко » 26 Март 2013 21:46

В леспромхозе,как вижу,не только дубравы :)
Товарищ Леспромхоз толково изложил суть темы для "недопонимающих" ! Предложение насчёт навигационного поста мне понравилось.
Дякую,в смысле:СПАСИБО!
Юрий Клименко
 
Сообщения: 1566
Зарегистрирован: 07 Январь 2012 00:04

Великая Северная Экспедиция

Сообщение SVF » 19 Апрель 2015 18:03

Карело-Мурманский край, №7 1935 г.:
 1935-07-03.jpg

 1935-07-04.jpg

 1935-07-05.jpg

 1935-07-06.jpg
SVF
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 4400
Зарегистрирован: 23 Июль 2008 20:20

Великая Северная Экспедиция

Сообщение SVF » 19 Апрель 2015 19:10

Карело-Мурманский край, №8-9 1935 г.:
 1935-08-05.jpg

 1935-08-06.jpg

 1935-08-07.jpg

 1935-08-08.jpg

 1935-08-09.jpg
SVF
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 4400
Зарегистрирован: 23 Июль 2008 20:20

Великая Северная Экспедиция

Сообщение fisch1 » 03 Декабрь 2020 12:45

 Зубов Н.Великая северная экспедиция  Красный флот, 1941, № 129 (783), 4 июня.jpeg
Зубов Н.Великая Северная экспедиция//Красный флот, 1941, № 129 (783), 4 июня
fisch1
 
Сообщения: 3145
Зарегистрирован: 13 Ноябрь 2014 19:59

Великая Северная Экспедиция

Сообщение fisch1 » 13 Октябрь 2025 18:44

Перевалов В.Великая Северная экспедиция //Красный флот, 26 мая, 1950, № 124 (3537)
 Перевалов В.Великая Северная экспедиция _  Красный флот, 26 мая, 1950, № 124 (3537).jpeg
 1012512670.jpg


Яников Г. В. Великая Северная экспедиция / Г. В. Яников ; [под ред. Н. Н. Зубова]. – Москва : Государственное издательство географической литературы, 1949. – 162, [2] с.

В 1581 г. Ермак Тимофеевич перевалил через Урал и, покорив Сибирское царство, положил тем самым на­ чало изумительно быстрому освоению русскими просто­ ров Сибири. В 1633 г. казаки Перфильев и Робров вы- -^ене к Северному Ледовитому океану.
В 1639 г. казак Москвитин достигает Охотского моря.
Всего лишь за 15 лет казаками и промышленниками были открыты устья всех сибирских рек, впадающих в Северный Ледовитный океан. Последний год этого пе­ риода ознаменовался событием исключительной значи­ мости. В 1648 г. казак Семен Иванович Дежнев, выйдя на кочах нз Колымы, обогнул Чукотский полуостров и через Берингов пролив подошел к устью Анадыря. Пла­ ваниями русских мореходов от устья одной сибирской реки до устья другой, и в особенности замечательным плаванием Дежнева, было доказано, что Азия нигде не соединяется с Америкой.
Но если этими плаваниями было установлено суще­ ствование Северного Морского пути, то они одновре­ менно показали, что этот путь при технике того времени крайне труден и опасен и для торговли совершенно не­ выгоден. В конечном итоге это обстоятельство на долгое время охладило интерес к исследованию севера Сибири.
Многое из того, что было описано и снято на карту, по­ терялось или было забыто. Достаточно сказать, что доне­ сения Семена Дежнева были обнаружены в Якутском архиве только спустя 90 лет.
Интерес к исследованию северных окраин России и, в частности, к Северному Морскому пути, вновь возро­дился при Петре Первом. Напрасно некоторые историки пытаются доказать, что этот интерес был пробужден письмами Лейбница или просьбами французской Акаде­ мии, членом которой Петр Первый состоял. В этой книге автор приводит убедительные исторические документы, свидетельствующие о том, что русским людям принадле­ жит и самая идея Северного Морского пути и первые проекты его практического изучения.
По мысли Петра Первого в 1725 г. организуется так называемая Первая Камчатская экспедиция Беринга.
Одной из главных задач этой экспедиции, согласно ин­ струкции, написанной самим Петром, было решение вопроса, соединяется ли Америка с Азией и, таким обра­ зом, выяснение возможности достижения Китая и Индии через Северный Ледовитый океан.
Беринг и Чириков в 1728 г. прошли из Берингова моря в Чукотское, частично повторив (в самой легкой части) плавание Семена Дежнева, но в обратном на­ правлении. Особых результатов это плавание не дало, и Беринг уже в 1730 г. подает проект Бторой Камчат­ ской экспедиции, которая и была осуществлена в 1733— 1743 гг. Эта грандиозная по числу участников и по результатам экспедиция впоследствии получила на­ звание Беликой Северной экспедиции.

Как совершенно справедливо указывает Г. Б. Яни­ков, Беликая Северная экспедиция состояла, по существу, из трех почти не связанных между собой экспедиций:
1. Камчатской экспедиции (базировавшейся на Кам­чатку), на двух судах под командой Беринга и Чирикова плававшей в северной части Тихого океана и открывшей пути к Северной Америке, и на трех судах под общей командой Шпанберга, плававшей вдоль Курильских островов к берегам Японии.
2. Северной экспедиции, состоявшей из пяти отрядов и работавшей над составлеинем карт и описанием Север­ного Морского пути.
3. Сухопутных отрядов, посланных Академией наук для исследования окраин Сибири.

Автор предлагает первую из этих экспедиций назы­вать Второй Камчатской, а Великой Северной экспеди­цией — только вторую, описанию работ которой и посвя­щает свою книгу.
Заслуживает ли эта экспедиция названия Великой?
Конечно, да! И не только по «великости» трудов и испы­таний, выпавших на ее долю, но и по «великости» полу­ченных ею результатов.
Эта экспедиция замечательна еще и тем, что она ра­ботала по строго продуманному и доводимому до конца плану. В сущности именно этой экспедицией было вве­дено в исследование и освоение Арктики плановое начало.
Россия, начав Великой Северной экспедицией широкие географические исследования в Арктике, наглядно пока­зала всему миру, как это следует делать.
Мы теперь достаточно хорошо знаем Арктику и мо­жем оценить, сколь много истинного мужества, терпения и выносливости надо было иметь, чтобы сделать то, что сделали офицеры и матросы молодого русского воен­ного флота. Их подвиги остаются непревзойденными, их достижения — изумительны!
Когда читаешь книгу Г. В. Яникова, невольно жа­леешь, что мы так мало знаем об этих мужественных людях.
Надо отметить еще одну важную подробность, под­ черкнутую автором — исключительно умелое и заботли­ вое руководство Великой Северной экспедицией со сто­роны Адмиралтейств-коллегии и особенно со стороны ее президента—адмирала Николая Федоровича Головина.
Мы, русские, советские люди, гордимся Великой Се­верной экспедицией, впервые в истории внесшей в иссле­дование полярных стран плановое начало, гордимся ее участниками — русскими военными моряками и геодези­стами.

Н.Зубов


Janikov .pdf [4.97 МБ Скачиваний: 0]
fisch1
 
Сообщения: 3145
Зарегистрирован: 13 Ноябрь 2014 19:59


Вернуться в Экспедиции



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 4

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения