Неизвестная Арктика

Наиболее интересные новости и их обсуждение. События из жизни "Полярной Почты"
Изображение
31 июля 2012 года исключен из Регистровой книги судов и готовится к утилизации атомный ледокол «Арктика».
Стоимость проекта уничтожения "Арктики" оценивается почти в два миллиарда рублей.
Мы выступаем с немыслимой для любого бюрократа идеей:
потратить эти деньги не на распиливание «Арктики», а на её сохранение в качестве музея.

Мы собираем подписи тех, кто знает «Арктику» и гордится ею.
Мы собираем голоса тех, кто не знает «Арктику», но хочет на ней побывать.
Мы собираем Ваши голоса:
http://arktika.polarpost.ru

Изображение Livejournal
Изображение Twitter
Изображение Facebook
Изображение группа "В контакте"
Изображение "Одноклассники"

Неизвестная Арктика

Сообщение Иван Кукушкин » 24 Март 2013 23:18

:": «Парламентская газета» открывает серию публикаций о крайнем Севере и его обитателях, мы постараемся рассказать об отдаленных уголках большой России, где живут наши сограждане — ведь каждый субъект Федерации — будь то бурлящая Москва, огромная Якутия или тихий Алтайский край — одинаково важен для страны.

http://www.pnp.ru/arctic/detail/15495
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11571
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Беседа первая. Чукчи — российские индейцы

Сообщение Иван Кукушкин » 24 Март 2013 23:19

Неизвестная Арктика
Беседа первая. Чукчи — российские индейцы
Михаил Жуков
Арктиковед, кандидат биологических наук
Пятница, 22 марта 2013 года
http://www.pnp.ru/comment/detail/15499

- Михаил, уверена, что если любому обывателю задать вопрос — перечислите, какие коренные народы Севера вы знаете, то они почти стопроцентно ответят — чукчи. И не более того. Популярность этот народ во многом получил из-за анекдотов. Однако народный фольклор сильно исказил реальные представления о чукчах.

- Согласен. На самом деле чукчи — очень энергичный и деятельный народ, сильный, храбрый и сообразительный. Собственно наименование «чукчи» относится к чукчам-оленеводам и происходит от слова «чаучу» - богатые оленями. Береговые же чукчи, добывающие морского зверя и ездящие на собаках, именуются «анкальын» от «анкы» - море.

Изображение
Еще совсем недавно все чукчи были жителями берегов. Оленеводами чукчи стали в 17-18 веках, когда в ходе очень жестоких и практически всегда победоносных для них войн они отобрали оленей у коряков, которые сами в относительно недавнее время переняли оленеводство у эвенов. Несмотря на новизну оленеводства, как очень специфической и сложной формы хозяйствования, чукчи стали одними из самых энергичных и успешных оленеводов и даже вывели свою особую породу домашних северных оленей — харгин, способную всю зиму питаться травяной ветошью и не нуждающуюся в ягеле.

- С чего это вдруг жившие промыслом морского зверя береговые чукчи двинулись в удаленные от моря тундры и там разгромили коряков, ездивших на оленях и бывших куда более мобильными?

- Именно так. Чукчи были великими войнами, побеждавшими не только всех своих соседей, но иногда и русские отряды казаков. Это был настоящий аналог индейских войн, начавшихся в 1641 году с нападения чукчей в районе реки Колыма на русских сборщиков ясака. Широкомасштабная война началась в 1727 году по инициативе якутского казачьего головы Афанасия Шестакова и поддерживавших его соседей чукчей — коряков, юкагиров, эвенов и якутов, которых чукчи безжалостно грабили и истребляли, несмотря на наличие у последних железного оружия. В 1729 г. два отряда Шесткова и Павлуцкого двинулись на Чукотку. В 1730 г. Шестаков погиб, а отряд его был разгромлен. Отряд Павлуцкого выдержал три крупных сражения, принудив чукчей перейти к партизанской войне. В 1747 г. близ Анадыря погибли попавшие в засаду Павлуцкий, 40 казаков и 11 коряков. Чукчам удалось захватить оленей анадырского гарнизона и оружие, включая пушку и знамя. В 1771 году был окончательно оставлен и срыт Анадырьский острог, что позволило чукчам вытеснить из бассейна Анадыря коряков.

Мир был заключен в 1778 году на основе взаимных торговых интересов. В чукотском мифе о сотворении мира предназначением русских считается производство чая, табака, сахара, соли и железа и торговля всем этим с чукчами. Но русские презрели своё предназначение и стали воевать. Впрочем, благодаря воинской силе и жестокости, русские заслужили у чукчей уважение. Чукчи относились ко всем своим соседям крайне высокомерно и ни один народ в их фольклоре, за исключением русских и их самих, не назван собственно людьми.

Самым же первым и упорными противником чукчей были эскимосы. Есть сведения, что последняя чукотско-эскимосская война закончилась в 1947 г. победой чукчей. В ходе этих войн чукчи предпринимали набеги на американский континент, совершая далекие рейды вдоль побережья и захватывая в плен жительниц прибрежных поселков. Особо ценными пленницами они считали молодых негритянок, которых они увозили в сексуальное рабство.

- Негритянки в сексуальном рабстве у чукчей — это что-то совсем неожиданное. Жаль, что авторы многочисленных анекдотов про чукчей не знали таких пикантных нюансов. Иначе этот народ не был бы выставлен таким уж чудаковатым. А как вообще у чукчей выстраивались супружеские отношения. Насколько я знаю, там имело место многожёнство.

- В трех словах не расскажешь. Для этого нужен отдельный большой разговор.

Продолжение следует….

Беседовала Ольга Стройнова
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11571
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Неизвестная Арктика

Сообщение [ Леспромхоз ] » 25 Март 2013 09:50

Есть сведения, что последняя чукотско-эскимосская война закончилась в 1947 г. победой чукчей.

Это же Третья мировая !!! :shoked:
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11088
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Неизвестная Арктика

Сообщение Иван Кукушкин » 25 Март 2013 10:11

Во, я тоже споткнулся об эту дату.
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11571
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Неизвестная Арктика

Сообщение [ Леспромхоз ] » 25 Март 2013 10:27

Особо ценными пленницами они считали молодых негритянок, которых они увозили в сексуальное рабство.

С негритянками бы тоже неплохо разобраться :)
Когда они появились в Сев.Америке и на Аляске в частности.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11088
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Неизвестная Арктика

Сообщение SVF » 25 Март 2013 10:58

Хочется пройтись по полной схеме, но не буду - воспитание не позволяет :)
SVF
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 4263
Зарегистрирован: 23 Июль 2008 20:20

Неизвестная Арктика

Сообщение Анна Юдина » 25 Март 2013 14:04

SVF пишет:Хочется пройтись по полной схеме, но не буду - воспитание не позволяет :)


Сергей Викторович, а шепотом? :D

Меня вот интересует термин "арктиковед".
АрктиковОд?
Арктиколюб?
Аватара пользователя
Анна Юдина
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 536
Зарегистрирован: 27 Декабрь 2011 14:30

Неизвестная Арктика

Сообщение SVF » 25 Март 2013 14:14

Громко, во весь голос - арктикоголик!
SVF
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 4263
Зарегистрирован: 23 Июль 2008 20:20

Неизвестная Арктика

Сообщение [ Леспромхоз ] » 25 Март 2013 15:00

В бой вступают эскимосские подводные пловцы…

Еженедельная независимая газета «Русская Германия»
№ 5, 2011. Дата публикации: 07.02.2011
http://www.rg-rb.de/index.php?option=co ... em&id=1383

 1383_e.jpg
Настоящие холодные войны

Морские баталии на фоне айсбергов, сражения на нартах и штурмы «ледяных» крепостей – всё это веками сопровождало жизнь народов, которые вели беспощадные войны за контроль над просторами Крайнего Севера.

«Это Спарта!»

Земля чукчей на протяжении многих столетий представляло собой самое военизированное государственное образование, которое когда-либо существовало на Крайнем Севере. Суровые природные условия превратили примитивное общество древних чукчей в уникальную цивилизацию, которая по уровню развития боевого искусства на порядок превосходила большинство народов, населявших просторы Северо-Восточной Азии. Рыцари Полярного круга, чукчи начиная с середины второго тысячелетия нашей эры держали в страхе огромную территорию, простиравшуюся из глубин сибирской тундры до берегов Аляски.

Физическая подготовка чукчей начиналась с младенчества, как только у ребёнка прорезались первые зубы и он мог самостоятельно пережёвывать твёрдую пищу. Если у мальчиков обнаруживались физические недостатки, отцы или воспитатели убивали их, полагая, что телом ребёнка завладел злой дух. С первых лет жизни детей приучали к суровому климату, заставляя их бегать по снегу в лаптях, нагруженных тяжёлыми камнями. В возрасте 6-7 лет мальчики уже помогали своим отцам в ведении хозяйства: детям кочевых оленеводов доверяли следить за стадом, а отпрыски оседлых поморцев отправлялись вместе со взрослыми на охоту за диким зверем.

Ежедневные упражнения по боевым искусствам проводились, как правило, ранним утром и поздним вечером. В обязательную программу по военной подготовке 10-летнего чукчи входили фехтование копьями, стрельба из лука, а также бег и борьба. В зимний период мальчики также упражнялись в боях на лыжах и нартах. У оседлых племён к началу первого тысячелетия нашей эры начали формироваться «военные академии», куда на несколько лет отправляли мальчиков из соседних поселений. Считается, что число «курсантов» этих заведений могло доходить до нескольких десятков человек, которые от рассвета до заката практиковались в ведении боевых действий. Так описывает чукотское сказание тренировку юноши в одном из «военных городков»: «Он целый день бегал по тундре, носил тяжести, возвращался поздно ночью и спал стоя – опершись о полог».

Не менее важной была идеологическая подготовка молодого поколения. Юные воины должны были наизусть знать исторические песни о военных подвигах своих предков. Герои сказаний были символами для подражания чукотских мальчиков. «Во всём хотел он походить на Ытенпута, – говорит старинное предание. – Дни и ночи проводил он в занятиях, поднимая тяжести и мчась за оленями. Вырос богатырь и одной рукой поборол племя оленекрадов». Одним из главных пороков молодёжи в чукотском обществе считалось вольнодумие. Из уст в уста чукчи передавали сказания о печальной судьбе своенравных воинов, которые ослушались старших и возражали шаманам.

Воинственностью отличались и религиозные воззрения чукчей. Согласно им, убить человека означало не более чем переместить его в другой мир. Перед лицом опасности чукчи нередко сами убивали своих детей, чтобы «уберечь» их от несчастий. Лучшие места в загробном мире были обещаны самым храбрым воинам и членам их семей. Иноплеменные поселения предписывалось стирать с лица земли, женщин противников забирать для продолжения рода, а их детей растить в духе чукотских воинов. Лыоравэтлан, или настоящие люди, – так называли себя чукчи в период расцвета чукотской цивилизации, которая к 1500 году заняла большую часть Северо-Восточной Сибири, потеснив на запад уральские и алтайские народности.

Столкновение континентов

К середине второго тысячелетия нашей эры чукчи, добившись успехов в мореплавании, занялись освоением морского пространства, что столкнуло их с другой развитой культурой Крайнего Севера – американскими эскимосами. Многочисленные споры о границах рыболовных угодий довели отношения двух народностей до состояния постоянной войны, которая несколько веков не стихала в водах Чукотского и Берингова морей. Война на истребление чередовалась с интенсивной торговлей, которая нередко выливалась в кровопролитные сражения.

Чукотские флотилии были, как правило, более многочисленны, чем морские силы эскимосов, предпочитавших вести оборонительную войну на суше. Военные байдары чукчей представляли собой лёгкую лодку диной до 10 метров, сделанную из соснового дерева и обтянутую моржовой шкурой. Обычно чукчи шли в наступление в составе 10 байдар, в каждой из которых помещалось до 10 человек. Путь от берегов Чукотки до Аляски занимал около трёх дней. Если на своём пути чукчи встречали эскимосские байдары, неприятелей обстреливали из лука или брали на абордаж. В свою очередь эскимосы нередко вступали в подводную битву у берегов, когда водолазы подплывали к вражеским лодкам с целью испортить кожаную обшивку. В большинстве своём чукчи не умели плавать и погибали, когда повреждённые байдары шли на дно.

Исход боя нередко зависел от тактики высадки чукчей на Аляске и успеха эскимосской разведки. Высадка чукотских отрядов обычно происходила в нескольких местах, при этом часть военных провоцировали эскимосов на ведение открытого боя, когда другие с тыла уничтожали вражеское поселение. Если эскимосские разведчики во время обнаруживали «тайные» отряды чукчей, которые по несколько часов отдыхали на берегу после изнурительной поездки, поселение укрепляли и готовили к обороне. Мужчины занимали позиции у бойниц в укрытиях, сооружённых из натянутой шкуры, а женщины пополняли резервы стрел. В зимний период эскимосы сооружали баррикады изо льда и снега, превращая поселения в «ледяные» крепости.

За несколько столетий у вражеских сторон сформировались элементы военной этики, которые предписывали заранее объявлять о начале боевых действий. Тем не менее во время обострений конфликтов стороны могли отступить от утверждённых принципов. «Движимые чувством мщения за какие-то старые обиды и имея в виду корысть, чукчи задумали сделать набег, – вспоминал рассказ местных жителей русский миссионер Александр Аргентов. – В числе 70-ти человек пристали они к какому-то острову в туманную ночь; первым делом их было продырявить у туземцев байдары, затем они врасплох напали на сонных обитателей и многих перекололи. Испуганные гамом нападающих и отчаянными воплями своих, оставшиеся в живых кинулись было спасаться в своих байдарах: оттолкнулись на море и перетонули. Все годные женщины и дети взяты в плен, а хилые, хворые, увеченные и престарелые убиты без остатка. „Для чего их, жалких, оставлять на мученье“, – прибавил рассказчик».

Последняя кровь

К концу XVIII века старейшины чукотских поселений признали себя подданными Российской короны. Бурное развитие торговых отношений с русскими заставило чукчей забыть о вековой вражде с эскимосами. В начале XIX века власть на Аляске сконцентрировали лидеры 12 эскимосских племён, каждый из которых метил на роль объединителя. Эскимосы не догадывались, что их земли заочно были поделены между европейцами, которые к тому времени предпочитали не вмешиваться во внутренние дела коренных народов Крайнего Севера. Жестокая война за объединение продолжалась несколько десятилетий, закончившись трагедией для коренных народов. Ослабленные племена вошли в состав Российской и Британской империи, а затем стали подданными США и Канады.

Представители враждовавших племён сохранили одно и то же предание о начале кровопролитной войны, которое были записано европейскими миссионерами в середине XIX века. Рассказчики утверждали, что трагедия началась именно в их поселении, когда два мальчика играли в дротики. Во время игры один из товарищей по неосторожности попал в глаз другому. Отец пострадавшего мальчика потребовал от отца обидчика выколоть глаз своему сыну, на что тот предложил полностью ослепить покалеченного ребёнка. Спор о восстановлении справедливости закончился убийством неосторожного мальчика. Население деревни разделилось на два группы, которые начали убивать друг друга. Поддерживая ту или другую сторону, в войну вступили соседние племена.

Исторические свидетельства указывают на то, что эскимосские племена объединились в два альянса, которые боролись за контроль на Аляске. В одну группу входили эскимосы, проживавшие на морском берегу, в другую – жители тундры. Военный успех изначально был на стороне морских эскимосов, которые объединились под властью одного из племенных лидеров – Апануугпака (Apanuugpak). Согласно сказаниям, блестящий полководец «стрелой и луком» покорял вражеские племена. Исследователи утверждают, что одно из племён тундровых эскимосов вынуждено было покинуть обжитую территорию не в силах противостоять «доблестной армии» Апануугпака. В момент, когда морские жители взяли под контроль почти всю территорию Центральной Аляски, произошли трагические изменения. Как утверждают прибрежные жители, вождь неожиданно приказал остановить братоубийственную войну и вернулся на родину – Нельсоновы острова на юго-западе Аляски. Тундровые эскимосы рассказывают о проклятии шамана, которое превратило Апануугпака в скалу на морском побережье. Война вошла в затяжную фазу, и к началу колонизации Аляски эскимосы были истощены междоусобными распрями.

Во время русской экспедиции на Аляску в 20-х годах XIX века штурман Иван Васильев описал поле битвы по окончании одной из последних схваток между эскимосами: «Повсюду были оторванные головы и бесчисленное множество человеческих костей, которые усыпали берег». Последующие экспедиции принесли на полуостров оспу, которая в несколько раз сократила коренное население Аляски. Врачи и миссионеры, спасавшие эскимосов от европейских болезней, пристрастили их к водке и виски. Дух воинственных племён был надломлен. Первые белые поселенцы на полуострове поражались добродушию забавных аборигенов, мужское население которых большую часть времени пребывало в состоянии алкогольного опьянения. «Какие счастливые люди, – писала одна из первых американских газет Аляски. – Если бы у нас был такой же талант к мирной жизни, наверное, мы бы жили в лучшем месте».

© Дмитрий Кулик
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11088
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Нефедкин А.К., Военное дело чукчей.

Сообщение Иван Кукушкин » 25 Март 2013 15:07

 1003.jpg
Нефёдкин А. К. Военное дело чукчей (середина XVII—начало XX в.). — СПб.: «Петербургское Востоковедение», 2003. — 352 с. (Ethnographiса Petropolitana, X).

:": Настоящее издание рассматривает различные стороны военного дела чукчей на всем протяжении известной нам по письменным и другим источникам эпохи начиная со второй половины XVII в., когда чукчи впервые столкнулись с сибирскими казаками, и вплоть до начала XX в., когда еще происходили столкновения на почве кровной мести. Привлекаются сведения о соседних народах, азиатских и американских эскимосах, коряках и русских, что позволяет лучше раскрыть особенности военного дела чукчей. Книга является первым в историографии трудом, посвященным военному делу чукчей. Она будет полезна не только специалистам-этнографам, но и самому широкому кругу читателей, интересующихся военным делом.

На первой странице обложки: Чукотский воин XVIII в. Реконструкция. Рисунок А В. Козленке.


Нефедкин - Военное дело чукчей.pdf [3.66 МБ Скачиваний: 135]
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11571
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Неизвестная Арктика

Сообщение Анна Юдина » 25 Март 2013 15:30

SVF пишет:Громко, во весь голос - арктикоголик!


Зачет! :good:
Аватара пользователя
Анна Юдина
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 536
Зарегистрирован: 27 Декабрь 2011 14:30


Вернуться в Новости на "Полярной Почте"



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения