1918-1925: Плавание судна "Мод"

Тема: Исследовательские экспедиции, спасательные экспедиции, Спортивные полярные экспедиции и другие.

1918-1925: Плавание судна "Мод"

Сообщение [ Леспромхоз ] » 08 Март 2013 20:40

Навигационный пост.
.
.
.
.
.
Литература:

1. Г. У. Свердруп, Плавание на судне „Мод" в водах морей Лаптевых и Восточно-Сибирского. С предисловием П. В. Виттенбурга // Издательство Аакадемии наук СССР, Ленинград, 1930.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

1918-1925: Плавание судна "Мод"

Сообщение [ Леспромхоз ] » 08 Март 2013 20:42

"Природа" 1918 №1 с.104

 104.jpg


Хроника
Норвегия.

Известный полярный исследователь Р. Амундсен подготовляет новую арктическую экспедицию, которая выходить в марте или aпреле. Для экспедиции строится новое судно, удовлетворяющее современным техническим требованиям. Амундсен предполагает взять с собою аэроплан для разведок в полярных областях.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

1918-1925: Плавание судна "Мод"

Сообщение Alexander Belov » 09 Март 2013 08:32

"Мод":

 Maud_2.jpg


Схема корпуса:

 Maud_1.jpg


"Мод" принимает на борт самолет (?) (Кертисс "Ориоль" ?):

 Maud_0.jpg
Аватара пользователя
Alexander Belov
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 1110
Зарегистрирован: 04 Апрель 2008 17:20
Откуда: Москва

1918-1925: Плавание судна "Мод"

Сообщение Адольф Милованов » 09 Март 2013 11:43

В июне 1923 года во время знаменитого полярного дрейфа судна «Мод» в Восточно-Сибирском море была попытка использовать находящийся на его борту маленький самолёт Кертис «Ориоль», подаренный Р. Амундсену в рекламных целях. Обслуживающий во время дрейфа самолёт лётчик О. Даль произвёл всего два полёта и то неудачно.
Аватара пользователя
Адольф Милованов
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 1396
Зарегистрирован: 10 Март 2012 20:29
Откуда: Москва

1918-1925: Плавание судна "Мод"

Сообщение [ Леспромхоз ] » 09 Март 2013 15:20

«Природа» 1921 г., №1-3, с.83-84

 44.jpg
В последнем, наконец, своем письме из Вардэ от 9-го Июля Л. Л. Брейтфус сообщает очень интересные сведения об экспедиции Роальда Амундсена к Северному Полюсу.
Экспедиция эта была снаряжена Амундсеном в 1918 году. Для нее было построено в Христиании специальное судно особенно крепкой конструкции, "Мод", которое было снабжено всеми необходимыми запасами на 5 лет. Судно это имеет в длину 118 ф., в ширину 40 ф., сидит в полном грузу 17 ф.; оно трехмачтовое, вооружено косыми парусами и снабжено двигателями Болиндера в 240 сил. На нем имеется радиостанция, но только приемная — отправительного аппарата нет.
План Амундсена состоял в том, чтобы, пройдя Ледовитым Океаном до меридиана Берингова пролива, подняться оттуда возможно севернее и, зайдя в полярные льды, начать с ними дрейф, который, по предположениям Амундсена, должен был провести судно через Северный полюс или вообще тем путем, каким были отнесены остатки яхты „Жанетты" от места ее крушения к берегу Гренландии.

Судно „Мод" вышло из Христиании 24-го Июня 1918 г и, зайдя в Югорский Шар, где приняло нашего русского телеграфиста Олонкина, а затем на остров Диксона, где приняло керосин и собак, направилось дальше, но пройти вдоль всего северного берега Азии в лето ему не удалось: льды затерли его у мыса Челюскина, и оно было вынуждено стать там на зимовку. Только 12-го Сентября следующего 1919 года экспедиции удалось освободиться из льдов и оно пошло дальше, но опять было вынуждено зазимовать у острова Айона, при входе в Чаунскую губу, откуда Амундсен и послал в текущем году чрез нашу радиостанцию на Анадыре 3 телеграммы: от 30-го Марта, от 21-го Апреля и от 30-го Апреля, из которых и заимствованы изложенные сведения о пути „Мод". В последней (третьей) телеграмме Амундсен говорит, что как только „Мод" освободится из льдов, он идет в город Ном (на Аляске), куда надеется прибыть в Июле или Августе 1920 года, где пополнит запас и направится затем в полярные льды "где-нибудь около острова Врангеля, откуда дрейф займет у нас пять лет". Итак, снарядившись в Христиании на 5 лет и потеряв уже 2 года из-за вынужденных зимовок, Амундсен твердо идет вперед к намеченной цели и, словно забывая о потраченных понапрасну двух годах, как бы начинает свою экспедицию, рассчитанную на 5 лет. Завидная настойчивость, выдержка и сила воли.
На тот же случай, если бы Амундсену пришлось покинуть судно и достичь северного полюса на собаках, а оттуда направиться не обратно на судно, а на ближайшую землю, датский капитан Кнут Расмуссен, снарядившись в Копенгагене, устроил для Амундсена богатое депо на северном берегу Гренландии, на мысе „Колумбия".
Вот то, что мы пока узнали об экспедиции Амундсена и, надо надеяться, что в самом скором времени мы получим новые сведения о ней, уже из Нома, откуда собственно и должна начаться экспедиция к северному полюсу.

М. Жданко.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

1918-1925: Плавание судна "Мод"

Сообщение [ Леспромхоз ] » 09 Март 2013 19:00

"Природа", 1923 г., №1-6, с.102-104

 1922_1-6 - 0003_ФР.jpg
 1922_1-6 - 0004.jpg
Последние известия об экспедиции капитана Роальда Амундсена к Северному полюсу.

В течение ряда лет Роальд Амундсен систематически готовился к арктической экспедиции, целью которой было достижение северного полюса посредством дрейфа во льдах. Прежде чем приступить к осуществлению этой смелой проблемы, Амундсен разрешил проблему северо-западного прохода, т. е. прохода вдоль северных берегов Америки из Атлантического океана в Тихий ¹), затем открыл южный полюс ²) и, наконец, прошел северо-восточным путем к берегам Аляски ³) с тем, чтобы в дальнейшем устремить всю свою энергию на достижение крайних широт севера.
Составляя проект своего путешествия к полюсу, Р. Амундсен решил использовать как средство передвижения не полярных собак, подобно Р. Пири, или пассивный дрейф во льдах, подобно нуждавшемуся опыту Ф. Нансена, а решил на ряду с дрейфом судна "Мод" прибегнуть к помощи аэроплана, чтобы избегнуть возможное отклонение от намеченного пути к полюсу.

¹) Roald Amundsen. Nordvastpassagen. Stockholm. 1908.
²) Roald Amundsen. Sydpolen. Kristiania. 1912.
³) Roald Amundsen. Nordostpassageu. Kristiania. 1921.


17—VIII—22 г. экспедиционное судно „Мод“ вошло в лед и 22—VIII—22 г., вмерзнув, начало пассивно продвигаться к северу. Из последнего радио, полученного 6 марта настоящего года, видно, что „Мод“ находится на широте 74° 30' с. ш. и 170° 80' в. д. от Гринвича. Предыдущее сведение с „Мод“ было получено 14—XII—22 г., когда судно находилось на широте 73° 25’ с. ш. и 173° в. д. За период около 4-х месяцев оно продвинулось на 99 километров к северу. Таким образом в последнее время дрейф совершается с меньшей скоростью, чем осенью прошлого года. В 1893 году приблизительно в то же время года и на той же широте „Фрам" прошел 103 километра, в зоне западнее Ново-Сибирских островов, в то время, как направление дрейфа „Мод“ вполне совпадает с направлением дрейфа „Жаннетты" в 1881 году. Продолжится ли течение на северо-запад без отклонения, соединится ли под 80° с. ш. с течением, которое в 1893 году было установлено Нансеном, или же оно пойдет по северному направлению, подобно предполагаемому пути погибшей во льдах „Жаннетты", предстоит решить судну „Мод“, экипаж которой, как сообщает радио, находится в полном здравии. 6 марта текущего года температура воздуха была на вышеуказанной широте -35°С. при слабом восточном ветре.
Для осуществления перелета на аэроплане к полюсу Р. Амундсен построил базу на северном берегу Аляски у Уэнрайта, откуда он намерен и июне текущего года подняться вместе с Омдалем с тем, чтобы снизиться у северного полюса, определить его точно астрономически, оттуда совершить перелет на Шпицберген, т. е. сделать перелет в северном направлении около 2000 километров и обратно — 1000 километров над ледяной поверхностью океана.
По сообщению „Aftenposten“ 8 марта с. г., Амундсен находился в Номе для проверки своих, хронометров.

П. В. Виттенбург.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

1918-1925: Плавание судна "Мод"

Сообщение Alexander Belov » 11 Март 2013 15:13

Амундсен, Омдаль и Кертисс "Ориоль":

 Curtiss-oriole_09_Amundsen.jpg


Лучшего качества, к сожалени, не нашел.
Аватара пользователя
Alexander Belov
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 1110
Зарегистрирован: 04 Апрель 2008 17:20
Откуда: Москва

1918-1925: Плавание судна "Мод"

Сообщение [ Леспромхоз ] » 12 Март 2013 14:06

Адольф Милованов пишет:В июне 1923 года во время знаменитого полярного дрейфа судна «Мод» в Восточно-Сибирском море была попытка использовать находящийся на его борту маленький самолёт Кертис «Ориоль», подаренный Р. Амундсену в рекламных целях. Обслуживающий во время дрейфа самолёт лётчик О. Даль произвёл всего два полёта и то неудачно.

 160.jpg
Точнее два полета и две неудачные попытки взлететь:
1. 5 июня
2. 12 июня
3. 22 июня (авария при взлете)
4. 16 июля (вторая авария при взлете)

▼ Г. У. Свердруп
(нажмите для просмотра)
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

1918-1925: Плавание судна "Мод"

Сообщение kompan » 01 Май 2013 12:21

Уважаемые друзья,
хотел бы показать часть материалов из коллекции, посвященных экспедиции Р.Амундсена на судне "Мод/Maud" 8) .

1. Серия открыток, выпущенных в Норвегии 1913 году с целью сбора средств на экспедицию. Их предполагалось перевезти на судне через Арктику и разослать затем адресатам. Вначале предполагалось осуществить ее на "Фраме", но затем планы были изменены и было построено специальное судно "Мод". К ранее выпущенной серии открыток с упоминанием о "Фраме", было допечатано небольшое количество с названием нового судна. И те и другие были погружены на борт "Мод" в 1918 и путешествовали по Арктике в течение 7 лет ! вместе с ним с 1918 по 1925 год. Все открытки попали к отправителям только в феврале 1926 г. Они были погашены специальными штемпелями. :yes:
 Maud_1918_03m.jpg
 Maud_1918_04m.jpg
 Maud_1918_01am.jpg
 Maud_1918_05m.jpg

2. Карточка, уже специально подготовленная к экспедиции Р.Амундсена на судне "Мод" в 1918 году и реально перевезенная во время его экспедиции на судне "Мод" в период 1918-1925 г.г.
 Maud_1918_02m.jpg

3. Карточка, подготовленная к экспедиции Р.Амундсена на "Фраме" в 1913 году, но реально перевезена во время его экспедиции на судне "Мод" в период 1918-1925 г.г., адресованная еще в С.-Петербург, а доставленная уже в Ленинград в 1926 г.
 Maud_1918_01m.jpg
:tnxman:
Из книги Е.П.Сашенкова "Полярная почта":

"...Особое значение в истории полярной почты имела экспедиция на судне «Мод», которое было построено специально для дрейфа в Северном Ледовитом океане. 18 июля 1918 г. экспедиция под началом Амундсена вышла из Вардё с целью совершить плавание по северо-восточному проходу, вдоль северных берегов Евразии...
Экспедиция Амундсена 1918—1924 гг., ... оставила о себе хорошую память у филателистов.
Во многих филателистических коллекциях бережно хранятся по сей день почтовые открытки, которые проплыли на борту «Мод» и зимовали с экипажем у мыса Челюскин. Все они имеют по два оттиска спецштемпеля с изображением парусника и надписью «Польхавет» (в переводе с норвежского — «Приполюсный океан»). Многие впадают в ошибку, связывая появление этих открыток с плаванием Амундсена на нансеновском «Фраме».
На первый взгляд может показаться, что открытки действительно побывали на «Фраме»... На обратной стороне — изображение нансеновского судна; на адресной стороне слева у небольшого изображения полярного исследователя — текст на четырех языках (норвежском, немецком, английском и французском): «Эта открытка будет доставлена «Фрамом» через приполюсный океан и затем послана по почте отправителю». Ниже помещена факсимильная подпись Руаля Амундсена.
История этих открыток не лишена интереса.
По возвращении из триумфальной экспедиции в Антарктиду на «Фраме» Амундсен, ободренный успехом, решил снова воспользоваться этим судном для запланированного плавания и дрейфа в Северном Ледовитом океане. Чтобы частично облегчить финансовое бремя новой экспедиции, Амундсен и организовал печатание рекламных открыток. Разумеется, расчет был правильный. Интерес широкой публики к арктическим экспедициям быстро рос, и не удивительно, что спрос на почтовые сувениры амундсеновского предприятия был немалый.
Планы экспедиции, хорошо подготовленной и оснащенной, были, однако, нарушены. Началась первая мировая война. Амундсен перенес намеченные сроки. От идеи использования «Фрама» он отказался, решив, что легендарная шхуна и так уже слишком много повидала на своем веку. По плану Амундсена изготовили новый полярный корабль, спущенный со стапелей в 1917 г. и получивший свое название «Мод» по имени королевы Норвегии.
До отплытия экспедиции оставалось чуть больше месяца, печатать новый тираж почтовых открыток уже не имело смысла. Так и появились через несколько лет в филателистическом обороте открытки Амундсена, содержавшие ссылку на «Фрам», но совершившие полярное путешествие на «Мод»... Правда, изредка встречается изготовленный в небольшом количестве второй выпуск открыток. Они отпечатаны в последний момент, когда был готов новый экспедиционный корабль. На адресной стороне открыток второго выпуска сделана та же надпись, но уже со ссылкой на «Мод» и без перевода текста на другие языки.
Корабельный штемпель представляет особый интерес. При увеличении нетрудно рассмотреть на борту шхуны ее название — «Мод». Во время экспедиции делали по два оттиска на каждую открытку: марка гасилась, как правило, более ранней датой, а на свободном месте слева впоследствии ставился оттиск с более поздней датой, приуроченной к окончанию экспедиции. Почти на всех открытках первый оттиск был сделан 13.9.1918 г. Тут же имеется и указание географической широты — 77°33'. Пожалуй, это первый в мире почтовый штемпель, имеющий, помимо даты, обозначение координат.
Где находились норвежцы 13 сентября? Пройдя в начале месяца мимо самой северной оконечности Евразии — мыса Челюскин, шхуна не смогла больше пробиться через ледяное поле и участники экспедиции стали через четыре дня — 13 сентября — на зимовку. В тот день в непосредственной близости от мыса Челюскин и началось гашение открыток штемпелем шхуны. Почти все оттиски с этой датой читаются плохо.
Оттиски, сделанные в начале последней зимовки экспедиции — 4.8.1924 г., — более качественные. Штемпеля с этой датой имеют обозначение другой широты — 76°51'. В то время норвежцы находились у впадения реки Колымы в бухту Амбарчик...

С уважением,
kompan.
Аватара пользователя
kompan
 
Сообщения: 51
Зарегистрирован: 14 Апрель 2013 08:38

1918-1925: Плавание судна "Мод"

Сообщение kompan » 02 Июнь 2013 13:50

Дорогие коллеги,
...известные мне
 Maud_1922 02.jpg
1) конверты писем со специальными почтовыми виньетками и автографом Р.Амундсена, а также указанной датой и широтой местонахождения, подготовленные в 1922 г. . Он их отправлял во время подготовки полета с целью достичь Северного Полюса на самолете Кертис «Ориоль» по поручению спонсора - Аэроклуба Пенсильвании из Филадельфии, который и подарил данный самолет в рекламных целях, в период экспедиции на судне "Мод" . 8)

...еще дополнительный материал из коллекции по данной теме :tnxman:
 Maud_1918 12m.jpg
2) Сувенирная открытка данной экспедиции из серии показанных ранее, причем более редкого второго выпуска (с правильным названием судна "Мод/Maud"), история выпуска которого описана выше, интересная тем, что имеет подтверждающий штемпель прибытия в Берген/Норвегия 22.02.1926 г., а отправленная в июле 1918 г., т.е. путешествовавшая по Арктике почти 7,5 лет !!!

 Maud_1917 01.jpg
3) Фотография спуска на воду специального полярного судна "Мод" 07.06.1917 г.

С уважением,
kompan.
Аватара пользователя
kompan
 
Сообщения: 51
Зарегистрирован: 14 Апрель 2013 08:38

1918-1925: Плавание судна "Мод"

Сообщение ББК-10 » 03 Октябрь 2019 13:37

Бюллетень Арктического института СССР. № 11.-Л., 1933, с.351-352


 Бюллетень Арктического института СССР. № 11.-Л., 1933, с.351-352 записки ТЕССЕМА - 0001.jpg
 Бюллетень Арктического института СССР. № 11.-Л., 1933, с.351-352 записки ТЕССЕМА - 0002.jpg
ПОЛЯРНЫЕ РЕЛИКВИИ С МЫСА ЧЕЛЮСКИНА. В Музей ВАИ поступила записная книжка участника экспедиции на „Мод“ Петера Л. Тессема, найденная в хижине „Мод" 1) на п-ове Челюскина зимовщиками станции мыса Челюскина. Это обычный карманный календарь-альманах на 1918 г., изданный фирмой Халворсен и Ларсен (официальная часть издана Норвежским Университетом), продающийся в Норвегии во всех магазинах канцелярских принадлежностей. На чистой стороне листка перед титулом написано: „Maud Expedition. Peter L. Tessem". Книжка в отличной сохранности. Чистые листы календаря почти без всяких записей — имеются всего три записи в феврале, касающиеся семейных событий, шесть записей в апреле, отмечающих дни прибытия, отъезда или начала работы на „Мод", одна запись в мае, пять в июне (семейные события, сведения о движении „Мод“ и день рождения капитана Вистинга) и пять в июле (движение „Мод", семейные события и день рождения Амундсена). В отделе „Memorandum" на 1919 г. записано: „Получил во время плавания от Хеллера Хансена Кр. 50. —, аванс по приезде в Кристианию Кр. 200. —, аванс в середине мая Кр. 200. —, получено от г. Вистинга Кр. 25.“ Больше никаких записей нет. К календарю приложены отдельно карты северной и самой южной частей Норвегии и окрестностей Кристиании, Скандинавии и Южной Норвегии, три плана Кристиании и карта Нурмаркена. В книжку вложен отдельный пакетик, представляющий собою сложенный черновик начала рапорта Амундсену от 17 апреля о санной поездке на о-в Алексея (Малый Таймыр). В пакетике на десяти отдельных листках, вырванных из блокнота, отчет о санной поездке к мысу Челюскину за время с 11 по 13 мая 1919 г. и 4 карточки с записью по-норвежски от 27 апреля и по-английски от 22 и 23 апреля. В боковом карманчике книжки находится пакет с записками, вложенный в согнутую таблицу „нестроганых лесоматериалов". В пакете 13 листков, вырванных из блокнота, с описанием охотничьей поездки к мысу Челюскину за время с 2 по 7 июня 1919 г. включительно; затем 4 карточки с описанием второй поездки на санях к мысу Челюскину 16—17 мая; наконец, 36 карточек

1) Бюлл. Аркт. инст., Лг., 1932, № 8-10, стр. 202

с описанием санной поездки на о-в Алексея за время с 17 по 27 июня 1919 г. и чистый листок бумаги. Запись начинается с тех же слов, что и черновик рапорта, упомянутый выше. Все записи и в книжке и на отдельных листах и карточках сделаны карандашом на норвежском языке (кроме двух английских записей, указанных выше) и сохранились великолепно. Они безусловно являются подлинными путевыми заметками, которые потом были переписаны начисто и поданы начальнику экспедиции. Амундсен опубликовал их в своей книге: Nordostpassasjen Maudferden langs Asias, kyst 1918—1920. Oslo Gyldendal Norsk Forlag (цитирую по изданию 1929 г.). Отчет о санной поездке от 17—27 июня напечатан полностью на стр. 182—192; отчет о второй поездке (11—12 мая) на стр. 208—210; отчет об охотничьей поездке упоминается на стр. 231. Таким образом, никаких новых сведений заметки Тессема нам не дают, и его записная книжка является только интересной реликвией, относящейся к одному из эпизодов славного плавания „Мод" — в частности, к пребыванию ее у мыса Челюскина зимой 1918/19 г.
М. А. ДЬЯКОНОВ
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 11454
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

1918-1925: Плавание судна "Мод"

Сообщение ББК-10 » 12 Октябрь 2019 11:02

Бюллетень Арктического института СССР. № 3.-Л., 1934, с.126-128

 Бюллетень Арктического института СССР. № 3.-Л., 1934, с.126-128 зимовка Амундсена - 0001.jpg
ПОСЕЩЕНИЕ ЗИМОВКИ АМУНДСЕНА 1918/19 ГОДА НА ПОЛУОСТРОВЕ ЧЕЛЮСКИНА

8 ноября 1932 г. автор настоящей заметки, совместно с служителем станции Л. И. Коробко, предпринял санную поездку по восточному побережью п-ова Челюскина, с целью производства гидрологических наблюдений и для розысков следов пребывания на полуострове экспедиции Р. Амундсена, зимовавшей в 1918/19 г. в одной из бухт восточного побережья, названной в честь корабля экспедиции бухтой Мод. Время поездки совпало с наступлением полярной ночи, когда продолжительность дневного освещения была всего лишь 3—3.5 часа. Приходилось пользоваться днями с лунным освещением. Это обстоятельство, а также отсутствие точных карт чрезвычайно затрудняли передвижение (в нашем распоряжении была только схематическая карточка северной части Таймыра, составленная участниками экспедиции Амундсена, с указанием места зимовки).
На вторые сутки после выхода с мыса Челюскина мы остановились вечером у мыса Гая, который на карте значился в 3 км к западу от места.

 Бюллетень Арктического института СССР. № 3.-Л., 1934, с.126-128 зимовка Амундсена - 0002.jpg
— 127 —
зимовки „Мод“. Вследствие неожиданной болезни Л. И. Коробко, мне пришлось, оставив его в лагере, направиться к месту зимовки одному. Чрезвычайно изрезанная береговая линия состоит в этом месте из ряда неглубоких бухточек, с пологими песчаными берегами, в которых встречаются выходы кристаллических сланцев.
Внимательнее осматривая в бинокль окрестности, я заметил на берегу наклонно стоявший столбик, который оказался астрономическим знаком, вставленным в кучу камней. В 60 м от берега стояла небольшая избушка, занесенная снегом. Еще дальше лежал у берега другой столб, длиной до 2 м и толщиной около 30 см, повидимому стоявший в груде камней, но поваленный ветром или медведем. К столбу была привинчена шурупами медная коробка с прочерченными на ней стрелками. Эта коробка имела надпись „Maud 1918—1919“, с цифровыми указаниями магнитного склонения этого пункта.
Рядом с избушкой, с правой стороны (если смотреть на море), находилась новая занесенная снегом судовая шлюпка. В восточном направлении, в 25—30 м от избушки, оказались развалины какого-то строения, много проволочных оттяжек и семь—восемь маленьких деревянных ведер; все было засыпано снегом. Эти развалины были приняты мною вначале за баню, но вернее здесь был собачник. Позади избушки, на возвышенной площадке в 7 м высоты, стояла невысокая каменная пирамида-гурий, в которой был укреплен валявшийся поблизости деревянный шест, около 3 м длиной, с флагом. В 1200 м от избушки в северовосточном направлении выступает небольшой мысок, на котором находится сложенный из плит сланца знак, высотой в 3 м. Еще дальше — в 2 км к северо-востоку лежат в море два небольших низменных острова.
Избушка была сильно занесена снегом, дверь в нее была открыта. Над поверхностью оставалось свободное отверстие, около 3/4 м в окружности, через которое, повидимому, постоянно проходили песцы, так как на снегу было много песцовых следов. Избушка очень аккуратно сложена из сланцевого плитняка, размером 3.5x3 м; ее деревянная крыша обита внутри брезентом; имеется полуразвалившаяся печь. В прогнившем потолке большие трещины, вследствие чего внутри все занесено снегом. По средине избушки стоит небольшой пустой столик. В левом углу снега было меньше. По стенам расположены полки. Часть этих полок от тяжести снега упала. Сильно смерзшийся снег походил на настоящий фирн. С трудом убрав снег с одной из полок, я нашел на ней множество металлических и фанерных банок, коробок из-под сигарет, мармелада и конфект. При внимательном осмотре коробок, в одной из них была найдена записная книжка-дневник Пауля Тессема, участника экспедиции Р. Амундсена, погибшего на переходе от Таймырского п-ова к о-ву Диксона. Дневник написан на норвежском языке. В остальных коробках находились различные мелкие вещи: щетки, иголки, нитки, пуговицы и т. п. В стоявших рядом металлических банках находился чай.

 Бюллетень Арктического института СССР. № 3.-Л., 1934, с.126-128 зимовка Амундсена - 0003.jpg
— 128 —
В другом углу был найден ящик с мясными консервами, из которых две банки были взяты для доставки на станцию. Необходимость вернуться к больному товарищу не позволила мне, к сожалению, произвести осмотр предметов, находившихся глубоко под снегом; не удалось найти и оставленного, вероятно, норвежцами письма. Сделать фотографические снимки лагеря при слабом свете полярного утра также не представилось возможным.
Принимая во внимание, что со времени зимовки Амундсена на п-ове Челюскина прошло 14 лет, следует признать, что лагерь находится в хорошем состоянии.
Закончив обследование стоянки и взяв с собой дневник Пауля Тессема и консервные банки, я возвратился к мысу Гая. Мясные консервы экспедиции Амундсена были подвергнуты впоследствии анализу начальником станции, д-ром Б. Д. Георгиевским и оказались вполне доброкачественными.
Место зимовки Амундсена находится в 45 км на восток от станции на мысе Челюскина, в одной из небольших бухт восточного побережья п-ова Челюскина. Дальнейшее подробное обследование организовать в 1932/33 г. не удалось, ввиду недостатка на станции средств передвижения.
В. Н. КОШКИН
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 11454
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

1918-1925: Плавание судна "Мод"

Сообщение ББК-10 » 06 Апрель 2020 19:56

Советская Сибирь, 1924, № 158, 13 июля

 Советская Сибирь, 1924, № 158 (1924-07-13) МОД.jpg
К Северному полюсу!

Полярные Робинзоны.

Шесть лет назад, в 1918 году, норвежцы отправились к северному полюсу на специально построенном пароходе «Мод». Они рассчитывали попасть с пловучими льдами в русло океанского течения, движущегося к полюсу, существование которого (течения) доказали гибель «Жаннеты» и путешествие «Фрама». После нескольких бесплодных попыток найти этот поток, «Мод», в конце концов, два года назад достигла неподвижного льда и остановился там. Судно движется со скоростью, самое большое, два-три километра в час, но отважные исследователя надеются все-таки, что им удастся попасть к восточному берегу Гренландии.
Трудностей на этом пути оказалось больше, чем можно было предполагать. Течение начинает увлекать «Мод» в сторону Новой Сибири, что ставит в критическое положение полярных путешественников.
Затерянные во льдах, они по беспроволочному телеграфу находятся в постоянном сношении с миром. Каждый день станции Шпицбергена и Ставангера принимают от «Мод» метеорологический бюллетень. «Мод» вошла и сеть полярных наблюдений, организованных профессором Бьеркенесом.
Если бы в прежних полярных путешествиях уже можно было пользоваться беспроволочным телеграфом, то, конечно, не возник бы пресловутый спор между Куком в Пири о том, кто на них первый в 1909 году, достиг северного полюса. Только в 1912 году радиотелеграфный аппарат впервые был помешен на борту корабля австралийской экспедиции, отправившейся к южному полюсу. Но тогда сообщение встречало большие затруднения — то ломалась мачта от снежной бури, то останавливался динамо аппарат. «Мод» до сих пор был счастливее в этом отношении, но и ему постоянно может грозить опасность быть отрезанным от мира.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 11454
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

1918-1925: Плавание судна "Мод"

Сообщение fisch1 » 02 Февраль 2025 22:49

Русские исследователи нашли хижину Амундсена //Рассвет 9 января 1933

 Русские  исследователи нашли  хижину Амундсена  Рассвет 9 янв 1933.jpg
fisch1
 
Сообщения: 2995
Зарегистрирован: 13 Ноябрь 2014 19:59


Вернуться в Экспедиции



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 3

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения